Е Л Ь С Т В О
{ гратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 2. С. 240-244 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 240-244
Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru
RU
Становление читательского опыта студента-филолога
Иноземцева Н. В.1, к. филол. н, доц. • Ларькина С. Е.2
1 2 Оренбургский государственный университет
Аннотация. Статья посвящена выявлению основных особенностей становления читательского опыта студента-филолога. Проанализированы понятия «опыт» (с точки зрения философии и психологии) и «читательский опыт». Представлен сравнительный анализ категорий «читательский опыт», «читательская грамотность», «читательская компетенция», «читательская культура», отмечены их различия и взаимосвязь. Выявлена специфика читательского опыта студента-филолога и проанализирован процесс его становления. В результате на основе анализа основных дефиниций авторами сформулировано определение понятия «читательский опыт студента-филолога».
Ключевые слова и фразы: опыт; читательский опыт; читательская культура; читательская грамотность; читательская компетенция; читательский опыт студента-филолога; становление читательского опыта студента-филолога.
EN
Formation of Philological Students' Reading Experience
Inozemtseva N. V.1, PhD • Lar'kina S. E.2
1 2 Orenburg State University
Abstract. The article aims to identify peculiarities of forming philological students' reading experience. The notions "experience" and "reading experience" are analysed from the viewpoint of philosophy and psychology. A comparative analysis of the categories "reading experience", "reader's competence" and "reading culture" allows identifying their common and specific features. Specificity of philological students' reading experience is revealed, the process of its formation is considered. Relying on a definitional analysis, the authors introduce a definition of the notion "philological student's reading experience".
Key words and phrases: experience; reading experience; reading culture; reader's competence; philological student's reading experience; formation of philological student's reading experience.
Введение
Актуальность изучения процесса становления читательского опыта студента-филолога заключается в том, что современная молодежь (в том числе и студенты) демонстрирует снижение уровня читательской культуры и читательского опыта в связи с постоянным использованием теле-, видео, компьютерных программ. Восприятие художественного текста требует от читателя больших затрат нравственных и умственных сил. Специфика профессии будущего филолога заключается в том, что данная специальность напрямую связана с языком, с текстом, с изучением культуры страны через тексты. Недостаточно богатый читательский опыт может отрицательно отразиться на знаниях, а следовательно, и на профессиональных успехах будущего выпускника-филолога. Следовательно, проблема уровня читательского опыта студента-филолога становится все более острой. Этот факт свидетельствует о необходимости детального изучения понятия «читательский опыт», определения его функции и роли в образовательном процессе, выявления связи с другими, родственными ему понятиями, а также рассмотрения становления читательского опыта студента-филолога.
Цель исследования - раскрыть понятие «читательский опыт студента-филолога» и рассмотреть его становление в процессе обучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие «опыт» в философии и психологии;
- выявить специфику читательского опыта студента-филолога и проанализировать процесс его становления на основе изучения теоретических исследований;
- проследить взаимосвязь понятий «читательский опыт», «читательская компетенция», «читательская культура», «читательская грамотность» и дать определение понятию «читательский опыт студента-филолога».
E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]
Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 29.01.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378.147 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.20
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.ora/licenses/by/4.0/
В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, сравнительный анализ родственных понятий, индуктивный и дедуктивный методы для формулировки выводов и заключения.
Научная новизна работы заключается в исследовании специфики становления читательского опыта студентов филологических специальностей, что позволило дать авторское определение «читательского опыта студента-филолога».
Основная часть
К культурному и профессиональному уровню студентов-филологов предъявляются высокие требования современными образовательными стандартами. В частности, филолог, получающий высшее образование, должен не только обладать необходимым объемом теоретических знаний, но также успешно владеть следующими компетенциями, напрямую связанными с его будущей профессиональной деятельностью:
• осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
• воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
• управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
• использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации;
• использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре;
• осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста;
• использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке [10].
Формирование, развитие и совершенствование вышеуказанных компетенций происходит как путем использования в обучении современных образовательных методов и технологий, так и путем обращения к культурному потенциалу, заложенному при получении общего образования. Активизация, развитие и обогащение культурного потенциала происходят, в частности, и при обращении к читательскому опыту и установлении связи образов, типов, сюжетов, высказываний художественной литературы с различными аспектами филологического знания. В свою очередь, это полностью соотносится с определением понятия общей читательской компетенции как особой психологической системы, при включении в которую студенты-филологи получают возможность осуществлять эффективное читательское поведение посредством усвоения приобретенного читательского опыта. Обучающиеся, накапливая читательский опыт, смогут совершенствовать читательское поведение, принимая верные решения, сталкиваясь с разного рода учебными задачами.
Следовательно, важно уделять первоочередное внимание сохранению и развитию читательской компетенции студентов филологических факультетов, особенно при обнаружении недостаточного объема читательского опыта. Поскольку студенты-филологи являются частью социальной системы, в среде которой исследователями неоднократно отмечались отрицательные показатели читательской культуры среди молодежи, то просматривается прямое обоснование необходимости детального изучения читательской культуры с учетом составляющих ее элементов, таких, как читательский опыт, читательское поведение, и их роли в образовании российского студенческого сообщества и, в частности, студентов, получающих филологическое образование.
Начало анализа читательской компетенции студентов, прежде всего, следует начинать с рассмотрения понятия «опыт». Данная категория встречается в различных научных отраслях, так как обладает достаточно широким значением и может применяться для описания личных переживаний людей, а также для объяснения отдельных явлений окружающей действительности. Однако в рамках проблематики настоящего исследования понятие опыта следует связывать с человеком, его развитием, эмоциями и т.д. Соответственно, уместно будет использовать его интерпретацию с точки зрения общей философии. В самом общем философском значении «опыт -это накопление результатов психической деятельности живого организма посредством изучения материального мира, а также духовных переживаний, основанных на личных впечатлениях и мышлении» [9, с. 207]. Стоит заметить, литература, усвоение которой происходит на протяжении всей жизни человека, относится к духовной составляющей опыта и, следовательно, способна влиять на личностное самосовершенствование.
Однако философская интерпретация понятия «опыт» и производного понятия «читательский опыт» недостаточна и требует дополнительного освещения сквозь призму психологии, поскольку впечатления, переживаемые человеком, вникающим в суть окружающего мира, неотделимы от его физиологии. В психологической науке встречается следующее определение: «Опыт - это динамическая информационная система, включающая сведения о внешнем и внутреннем мире, получаемая непосредственно-чувственным и опосредованным путем,
наполненная личностным смыслом и определяющая стратегию, успешность деятельности» [3, с. 9]. Книга как объект материального мира воспринимается читателем (студентом) посредством зрительных, слуховых рецепторов, а также тактильно, что делает ее универсальным средством обогащения внутреннего мира и личностных компетенций.
Опыт, приобретаемый человеком путем рационального познания окружающей действительности, способен дать толчок мыслительному процессу, усложнить его. Ведь именно в опыте проявляются функциональные характеристики мышления. Обладание теоретическими знаниями без эмпирической основы для студента, чаще всего, бесполезно, так как без опыта невозможно успешно решать различные задачи как в учебной, так и в профессиональной сферах. Следовательно, для филолога первичным источником опыта должен стать «читательский опыт» как одна из разновидностей многообразного человеческого опыта, постигаемого в процессе изучения окружающего мира, так как в книгах фиксируется и передается знание, накопленное предыдущими поколениями.
Анализируя понятие «читательский опыт», следует также обратиться к мнениям специалистов, проводивших исследования ранее по данному направлению и определивших корректную интерпретацию термина согласно проблеме. Так, по мнению В. Н. Руднева, понятие «читательский опыт» имеет следующую трактовку: «Читательский опыт - это социальный механизм культурного и исторического наследования, способ самопознания. Он отражает уровень духовной жизни общества, специфику его мировоззрения. Читательский опыт может быть коллективным и индивидуальным, массовым и личным» [5, с. 47]. Из приведенного определения следует, что читательский опыт может пониматься как явление индивидуальное, так и универсальное (массовое), в общих чертах соотносимое с читательской культурой общества.
Молодое поколение XXI века, несмотря на падение общей заинтересованности к процессу чтения, начинает приобретать читательский опыт уже с первого класса благодаря соприкосновению с большим потоком информации. Следовательно, уроки литературного чтения на протяжении всего процесса обучения не потеряют свою актуальность. А само по себе получение читательского опыта - это процесс, в основе которого лежит читательская грамотность.
Одна из главных задач образования - это развитие личности, которая способна к саморазвитию и самообразованию. Эти качества очень важны при поступлении в вуз. Успешное развитие личности невозможно без формирования у обучающихся читательской грамотности. Студент, не обладающий способностью понимать тексты разного содержания и формата и использовать извлеченную информацию в жизни, не может обладать способностью к саморазвитию и самообразованию. В контексте сказанного уместно привести тезисы, выдвигаемые С. Н. Плотниковым относительно отличий людей, обладающих высоким уровнем читательской грамотности, от людей нечитающих [8, с. 600]. Прежде всего, это люди, способные мыслить в категориях проблем, достаточно быстро схватывающие целое и выявляющие противоречивые взаимосвязи проблем и явлений. Человек с высоким уровнем читательской грамотности:
- адекватно оценивает происходящие события и быстрее принимает необходимые решения, полезные для себя и окружающих;
- имеет большой объем памяти и творческого воображения, что становится незаменимым инструментарием для практической профессиональной деятельности;
- обладает навыками красивой и выразительной речи, точнее излагает мысли при переходе на письменную речь [Там же, с. 600-601].
Из этого следует, что чтение приводит к формированию качеств наиболее развитого и социально ценного человека, а это является основной целью школьного образования. В связи с этим при поступлении в начальную школу главенствующей задачей педагога является формирование и развитие грамотного читателя. На определенное время остальные умения и навыки имеют вторичное значение, так как «грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить» [4, с. 26]. Соответственно, концентрация его внимания в несколько раз выше, чем концентрация внимания обучающегося, не получившего навыки грамотного чтения.
Согласно исследованиям "PISA", читательская грамотность - это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [11]. Исследовательская концепция также строится на том, что при определении читательской грамотности учитывается как текстовое, так и внетекстовое восприятие материала, заключенное в осмыслении и оценке формы и содержания текста. На официальном сайте исследования к 2018 году были определены итоговые результаты программы, реализованной по выявлению читательской грамотности обучающихся в возрасте от 15 лет. Россия также вошла в перечень стран, прошедших исследование "PISA-2018", которое проводилось полностью на компьютерной основе с использованием нового типа интерактивных заданий по читательской грамотности. Средний результат российских 15-летних обучающихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов (31 место в рейтинге из 79 стран мира), что статистически ниже среднего результата для обучающихся стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (487 балла) [Ibidem]. Полученные результаты указывают на необходимость возрождения читательской грамотности и читательской культуры в среде российской молодежи, в том числе студентов.
Таким образом, прежде чем развивать читательский опыт обучающегося, его сначала надо научить не просто читать, то есть декодировать буквы в звуки, а читать с определенной целью, использовать чтение
в разных ситуациях для выполнения определенных задач. Грамотный читатель умеет ценить чтение, получать удовольствие от процесса, ощущает свободу в выборе своего круга читательского интереса.
Читательский опыт дает человеку возможность участвовать в жизни общества, расширять свои знания и возможности, успешно подниматься по карьерной и социальной лестнице, а также относиться критично к явлениям жизни и быть более независимым, что создает условия для формирования и развития личной свободы.
Читательский опыт начинает формироваться только тогда, когда заложен фундамент, и этим фундаментом служит читательская грамотность. Грамотный читатель владеет навыком вычленять в тексте определенные единицы информации, делать выводы по извлеченному материалу, объяснять определенные высказывания, находящиеся в тексте, давать оценку содержанию, структуре и языку предложенного текста. Если обучающийся обладает данными навыками в полной мере, то можно говорить о нем как о грамотном читателе высокого уровня.
После того как заканчивается обучение чтению, начинается чтение для обучения. Несмотря на то, что в средней школе продолжается развитие читательской грамотности, основной задачей становится развитие читательской компетенции. В этом случае читательская грамотность выступает как закономерный этап развития читательской культуры будущих студентов.
Читательская компетенция - это «одна из базовых составляющих воспитания и развития общей культуры личности, поскольку именно чтение обеспечивает систему знаний, умений и навыков, позволяющих любому человеку ориентироваться в социокультурном современном мире, во всех сферах человеческой деятельности» [7, с. 87], это «психологическая система, включающая в качестве главного системообразующего компонента - способность превращать содержание текста в содержание личного опыта читателя» [1, с. 5].
Читательская компетенция является способностью отбирать, обрабатывать и использовать в личных и общественных целях информацию, которая представлена в знаково-буквенной форме. Рост читательской компетенции влечет за собой повышение качества умозаключений, мыслительных действий, свойств личности, а также ведет к развитию социального, учебного, профессионального опыта человека.
Читательская компетенция является компонентом читательской культуры. Н. Н. Сметанникова утверждает, что читательская культура включает в себя несколько составляющих. Во-первых, это рациональная организация процесса чтения, во-вторых, глубокое и полное понимание содержания текста, которое сопровождается осознанным сочувствием и сопереживанием персонажам, критическим взглядом на поставленные проблемы, истолкованием прочитанного; в-третьих, поиск и анализ текстов, представленных для выбора, и подбор определенного текста для чтения в зависимости от интересов и целей чтения. В поступках читателя культура проявляется в сочувствии, сомышлении с обществом и другими людьми, причем поступки совершаются с учетом законов природы и социума [6, с. 53].
Читательская культура студентов имеет несколько специфических отличий от читательской культуры человека, не обучающегося в вузе. В первую очередь, в силу своей метапредметной природы она способствует формированию и совершенствованию профессиональных умений и навыков, а также ложится в основу научно-исследовательской и самостоятельной работы студента. Условия информационной среды могут оказывать влияние на читательскую культуру, менять ее. Изменения могут быть как положительные (например, совершенствование разных видов мышления, формирование и развитие пространственного воображения), так и отрицательные (например, поверхностное чтение, фрагментарность восприятия мира).
Преподаватель, учитывая эти особенности, должен внимательно относиться к подбору методической и научной литературы, тщательно прорабатывая принципы работы обучающихся с источником и избегая возникновения негативных проявлений. Подобрав необходимый материал для чтения, преподаватель должен разъяснять назначение того или иного труда и создавать траекторию для самостоятельного поиска и переработки источников.
Таким образом, обучение в вузе является завершающим этапом формирования читательской компетенции. Умения, связанные с чтением и анализом текстов, очень важны при обучении в вузе, так как студент большое количество времени проводит за чтением письменных текстов, направленных на профессиональную подготовку. Усвоение содержания текста, его логических связей и смысла дает гарантию успешного изучения различных дисциплин. Студент-филолог должен обладать высоким уровнем читательской культуры и, следовательно, читательского опыта.
Читательский опыт является основой для развития читательской компетенции. Если на школьном этапе он больше относится к категории личностного опыта, то на этапе обучения в вузе входит в категорию профессионального опыта, так как деятельность филолога напрямую связана с чтением. Для студента-филолога текст является не только средством, но и объектом обучения. Следовательно, можно сделать вывод, что читательский опыт студента-филолога - это постоянно развивающаяся и подвижная система знаний о внутреннем и внешнем мире, полученных человеком путем чтения, наполненных индивидуальным значением и определяющих стратегию, удачливость деятельности человека.
Заключение
В зависимости от этапа развития человека ведущая деятельность будет оказывать влияние на формирование профессионального опыта. По мнению Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Н. О. Садовниковой [2, с. 14], в юношеском возрасте (16-23 года) большинство людей ставит своей целью получить профессиональное
образование или профессиональную подготовку, при этом подтверждая выбор профессии или меняя его. Во время обучения студент воспроизводит ситуации профессиональной деятельности путем моделирования, а также получает реальный опыт деятельности в течение учебной практики. Следовательно, развитие читательского опыта является актуальным компонентом эффективного обучения студентов-филологов, так как важной особенностью приобретаемой профессии у данной категории студентов является продолжение дальнейшей работы с текстами, их анализ и обработка, использование по прямому практическому назначению.
Таким образом, в данном исследовании было рассмотрено понятие «опыт» с позиций философии и психологии, и на основе анализа дефиниций дано авторское определение читательского опыта студента-филолога. Становление читательского опыта - это сложный и долгий процесс, который тесно связан с читательской грамотностью, читательской компетенцией, читательской культурой. В работе выявлены различия и взаимосвязь этих понятий, в результате чего было установлено, что фундаментом для становления читательского опыта служит читательская грамотность, которая начинает развиваться у обучающегося на начальной ступени его обучения. Кроме того, читательскую культуру, стимулирование которой является первоочередной задачей для руководства образовательных учреждений, составляет читательский опыт как один из основных структурных компонентов. Объем прочитанной и проанализированной литературы различного назначения и жанрового характера определяет не только наличие опыта, но также его качественную составляющую, что немаловажно при анализе понятия «читательская компетенция». Следовательно, от уровня читательского опыта студента-филолога будет зависеть уровень его читательской компетенции и читательской культуры, а также его профессиональный рост.
Список источников
1. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. 2007. № 1. С. 4-11.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика. М. - Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2004. 192 с.
3. Истомина С. В. Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников: монография / Министерство образования и науки РФ; Шадринский государственный педагогический институт. Шадринск: Шадринский дом печати, 2012. 184 с.
4. Климанова Л. Ф. Литературное чтение и стандарты // Начальное образование. 2014. № 9. С. 25-28.
5. Руднев В. Н. Читательский опыт студентов - будущих учителей начальных классов // Начальная школа. 2016. № 4. С. 47-52.
6. Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Вестник культуры и искусств. 2010. № 3. С. 53-61.
7. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) // Наука и школа. 2015. № 6. С. 87-94.
8. Чушкина С. Е. О подходах к определению понятия «читательская культура» // Филология и искусствоведение. 2015. Т. 20. № 2. С. 600-605.
9. Шарова Н. В. Психосемантический анализ опыта мыслительной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 3. С. 207-212.
10. http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/95 (дата обращения: 20.01.2020).
11. PISA 2009. Assessment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/44455820.pdf (дата обращения: 08.06.2019).