148
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Фирсова Т.Г.*
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов
В статье обозначено содержание понятий «чтение» и «читательская компетентность». Чтение представлено как полифункциональный социально-культурный и интеллектуальный феномен. Понятие «читательская компетентность» соотнесено с понятием «функциональная грамотность» и «культура чтения». Рассмотрена структура понятия «читательская компетентность». Выделено ядро читательской компетентности.
Ключевые слова чтение, функциональная грамотность, читательская компетентность, ядро читательской компетентности, читательская деятельность.
Анализ различных печатных материалов и интернет-источников показал, что понятие «читательская компетентность» не имеет четкого определения. Связано это, прежде всего, с тем, что сам процесс чтения в условиях социально-экономического и культурного реформирования современного общества понимается неоднозначно.
Чтение является не только «ключом к веку информации», но и функциональным, базовым умением для образования и жизни в обществе, его стратегический и интеллектуальный ресурс. Это уникальный феномен культуры, важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т.е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество.
Отталкиваясь от понимания «чтения» обратимся к определению «читательская компетентность».
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [5]. Орлова Э.А. отмечает, что понятие «читательская компетентность» тесно связано с понятием «функциональная грамотность», при этом «речь идет не о технике чтения, а о способности
* Ответственный за научную работу факультета психолого-педагогического и специального образования, доцент кафедры Начального языкового литературного образования, кандидат филологических наук, доцент.
Компетентностный подход в образовании
149
индивида читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении» [6, с. 29]. В методическом пособии М.Ю. Алексеевой и Е.И. Матвеевой «Измерители качества обучения по литературному чтению» предлагается следующее определение: «читательская компетентность обучающего - функциональная грамотность в области чтения» [1, с. 96]. Подобное понимание читательской компетентности мы наблюдаем в тексте ФГОС. Разработчики стандарта отмечают, что основной целью уроков образовательной области «Филология» является формирование функциональной грамотности, одним из компонентов которой является читательская компетентность [7, с. 96].
В таком рассмотрении понятие «читательская компетентность» ориентировано более на прагматический аспект чтения.
С другой стороны, Н.Н. Сметанникова определяет читательскую компетентность как «качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности. <...> является совокупным личностным качеством человека, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств» [8, с. 57]. В исследовании PISA-2009 читательская грамотность характеризуется как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [9, с. 5]. В работе Е.Р. Ядровской понятие «читательская компетентность» рассматривается в широком контексте как «одна из составляющих культурной компетентности», как «читательская культура, которая, в свою очередь является значимым компонентом гуманитарной культуры личности» [10, с. 133]. Таким образом, понятие «читательская компетентность» сближается с понятием «культура чтения», которая в философском значении понимается «как определенное пространство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности» [3, с. 124].
Структура читательской компетентности квалифицированного читателя представлена в исследованиях Е.Л. Гончаровой с помощью метафоры «колеса» (рис. 1).
На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой колеса (3), все нейропсихологическое обеспечение читательской деятельности обозначается с помощью «спиц» (2), личный опыт читателя отмечается «осью» (1), а способность читателя превращать содержание текста в свой личный, смысловой, познавательный и творческий опыт представлена в виде главной части колеса - его обода (4). Точно так же, как обод делает колесо - колесом, -эта способность является важнейшей, определяющей частью читательской
150
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
компетентности [4, с. 27]. Таким образом, читательская компетентность - это продуктивная читательская деятельность, а читательская деятельность, соответственно, реализованная читательская компетентность.
В автореферате Е.Л. Гончаровой предлагается схема «Содержание читательской деятельности» (рис. 2), в содержании которой очерчивается «пространство» функционирования «ядра» читательской компетентности, выделяются основные направления и подструктуры читательской деятельности.
Рис. 2. Содержание читательской деятельности
Точка «Ч» (Читатель) обозначает личный опыт читателя - адресата произведения, носителя определенного познавательного, творческого, коммуникативного, смыслового и читательского опыта; «А» - личный опыт авто-
Компетентностный подход в образовании
151
ра, носителя смысла произведения. Треугольник (А-С-Ф) - произведение, рассмотренное как единство замысла, формы и содержания, где «С» - полюс произведения, на котором авторский замысел раскрывается со стороны содержания через историю героев, описанных в произведении событий, а «Ф» - полюс произведения, на котором авторский замысел раскрывается со стороны формы через структуру текста, его художественные и стилистические особенности. На схеме ромб Ч-С-А-Ф выделяет все пространство взаимодействия Читателя и Автора, которое в современной психолингвистике, опирающейся на идеи М.М. Бахтина, осмысливается как «сотворчество понимающих» и опосредованный произведением диалог Автора и Читателя. Треугольник Ч-С-А выделяет сектор взаимодействия Читателя и Героя, которое осмысливается как содействие, сопереживание читателя герою произведения. Треугольник Ч-Ф-А - это сектор работы читателя с текстом, понимаемой как преодоление разнообразных проблемных текстовых ситуаций и решение читательских задач (В.В. Знаков, Л.П. Доблаев).
Точку пересечения всех векторов, выделенных на схеме, автор обозначил как «фокус» жанра произведения. При этом категория жанра осмысливается как сложившийся в литературном процессе способ интеграции содержательных, смысловых и лингвистических характеристик текста, с одной стороны, и «инструмент», опосредующий взаимодействие автора и читателя, с другой (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, О.М. Фрейденберг, В.И. Тюпа и др.).
Бородина В.А. определяет суть читательской деятельности как «ценностно-ориентационное, познавательно-коммуникативное и эмоциональноэстетическое восприятие, познание, переживание, оценивание реального или выдуманного мира вещей, людей, событий, фактов, мыслей, идей, чувств, описанных в печатном или рукописном тексте» [2, с. 14]. Читатель, по мнению исследователя, художественный мир не только воспринимает, познает, переживает и оценивает, но и преломляет в своем сознании в соответствии с разнообразными личными и общественными потребностями, а затем использует (применяет) полученное в других видах жизнедеятельности (профессиональной, досуговой, семейно-бытовой и т.д.).
Таким образом, читательская компетентность - это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе. Следовательно, необходимо критически пересмотреть имеющийся диагностический и контрольно-измерительный материал по определению уровня читательской компетентности, чтобы не сводить понятие к сумме предметных умений.
Список литературы:
1. Алексеева М.Ю. Измерители качества обучения по литературному чтению. 4 класс / М.Ю. Алексеева, Е.И. Матвеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
152
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Бородина В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дис. ... д. п. н. - СПб., 2007.
3. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования): моногр. - СПб., 2007.
4. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. ... д. п. н. - М., 2009; Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопроса // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 4-11.
5. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fapms.ru/news/info/item2003/html.
6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. -М.: МЦБС, 2008.
7. Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч. Ч. I. -М.: Просвещение, 2008.
8. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность: Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин,
О.К. Громова // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник. - М.: МЦБС, 2007. -С. 53-61.
9. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA - 2009. -М., 2010.
10. Ядровская Е.Р. Анализ и соотношение понятий «читательское развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5 (17). -С. 132-139.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩЕГОСЯ
© Хидоятова Д.А.
Ташкентский городской институт переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования, Республика Узбекистан, г. Ташкент
В статье освещается значение понятия «компетенция», изложены дидактические взгляды Авиценны по вопросу активных методов обучения, раскрыты некоторые преимущества интерактивного процесса обучения в развитии компетенций учащихся.