Научная статья на тему 'Послевузовская подготовка педагогов-исследователей в Великобритании'

Послевузовская подготовка педагогов-исследователей в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ / УРОВНИ ПОДГОТОВКИ / СТЕПЕНЬ МАСТЕРА / СТЕПЕНЬ ДОКТОРА / UK UNIVERSITIES / POSTGRADUATE EDUCATION / PROFESSIONALS IN EDUCATION / STRUCTURE AND LEVELS OF PREPARATION / MASTER LEVEL DIPLOMAS / DOCTORATE LEVEL DIPLOMAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюмова Ирина Михайловна

В статье раскрываются особенности организации подготовки аспирантов и докторантов по педагогическим дисциплинам в Великобритании (Англия, Уэльс, Северная Ирландия и Шотландия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION IN THE UNITED KINGDOM

UK has a prominent system of higher education and training. In the field of education (Humanities and Social Sciences) there are two main levels: Master and Doctor. The article gives a modern picture of professional preparation at these levels at the University of Oxford Brookes.

Текст научной работы на тему «Послевузовская подготовка педагогов-исследователей в Великобритании»

ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

И.М. Курдюмова

УДК 378 .22

Послевузовская подготовка педагогов-исследователей в Великобритании

В статье раскрываются особенности организации подготовки аспирантов и докторантов по педагогическим дисциплинам в Великобритании (Англия, Уэльс, Северная Ирландия и Шотландия) .

Ключевые слова: университеты, профессиональная подготовка педагога, послевузовская подготовка, структура подготовки, уровни подготовки, степень мастера, степень доктора

Великобритания является признанным лидером в области высшего образования . Студенты со всего мира стремятся получить дипломы университетов Британии . Цель данной статьи — представить общий взгляд на сектор послевузовского педагогического образования в Великобритании, который существует и развивается в течение 100 лет. Однако прежде необходимо кратко охарактеризовать систему высшего образования в Великобритании и принятую в этой системе организацию получения свидетельств о квалификации . Это важно, поскольку позволяет оценить возможности, предоставляемые обучающимся, желающим получить ту или иную форму послевузовской подготовки в сфере образования

Типы институтов высшего образования

В Великобритании насчитывается 89 университетов (включая 72 в Англии, 13 в Шотландии и по два в Уэльсе и Северной Ирландии) . Университеты в Великобритании формировались в четыре этапа («волны») . Первыми университетами были Кембридж и Оксфорд. В XIX веке появились так называемые «краснокирпичные» университеты, создавшие новый рынок для студентов и работодателей, что явилось следствием промышленной революции . Третья волна связана с появлением в 1960-х возрастающих требований общества к высшему образованию Конечная

© Курдюмова И . М. , 2016

стадия — это университеты, преобразованные из политехникумов, получившие университетский статус в 1992 году [5].

Университеты первых двух этапов создавались по повелению Короны (Royal Charter), университеты, созданные позже, основывались на Парламентском статусе (Parliamentary Statute) . Однако каков бы ни был их статус, университеты являются самоуправляемыми организациями . Любые добавления к уставу организации делаются от имени Короны через посредство самих университетов Каждый университет сам определяет, какие виды дипломов и какие варианты квалификации он может предложить [5].

Переход политехникумов в университеты означал установление унифицированной системы высшего образования . Изменения 1992 года создали единую систему высшего образования, с унифицированной системой финансирования и отдельными Советами по финансированию в Англии, Шотландии и Уэльсе. За одним исключением — Университета Бэкингема (Buckingham University) — все университеты являются общественно финансируемыми (publicly funded) [2; 3].

Закон о профессиональном и высшем образовании 1992 года (The Further and Higher Education Act 1992) [2] позволил институтам Англии и Уэльса, которые соответствуют предписанным законом критериям, включить слово «университет» в свое название . Хотя в Великобритании и создана унифицированная организационная структура, и в литературе, и в практике университеты все еще обращаются к различиям между «старыми университетами» и «новыми университетами» .

Говоря в общем, «старые университеты» не обеспечивали профессиональную подготовку, хотя они и давали набор профессионально аккредитованных курсов, включая инженерное дело, отчетность, педагогическую подготовку, библиотечное дело, информационные науки, медицину Квалификация, необходимая для получения профессии, наиболее часто получается с помощью успешно пройденного набора экзаменов или посредством аккредитации в профессиональных органах, таких как Институт общественного финансирования и отчетности (Chartered Institute of Public Finance and Accountancy) и Совет по законодательству в образовании (Council of Legal Education) .

Большая часть «новых университетов» были ранее политехникумами Они, как правило, основывались на пожертвования благотворителей с тем, чтобы позволить выходцам из рабочих семей расширить свои общие знания и профессиональные умения при обучении очном или заочном . Согласно Закону о реформе образования от 1988 года (The Education Reform Act 1988) [1], политехникумы, колледжи и институты высшего образования были освобождены от контроля местных властей и стали автономными организациями

В добавление к традиционной системе высшего образования в 2002 году был создан Открытый Университет, который стал основным органом

получения заочного (part-time) образования в Великобритании . Это автономное учреждение, которое имеет право присуждать степени, как и другие университеты . В отличие от других университетов, оно финансируется через Департамент образования и науки, а не через Совет по финансированию высшего образования (HEFC) .

Открытый университет предлагает три типа программ: для тех, кто не окончил курс (undergraduate courses), для тех, кто окончил курс (postgraduate courses), а также курсы для продолжения обучения для тех, кто «имеет опыт» (continuing education and "post-experience" courses) . Этот третий тип программ могут использовать те, кто не хочет регистрироваться как не имеющий диплома и желает получить дополнительные знания по социальным и общественным вопросам . В дополнение к этим трем типам программ образования в Открытом университете есть курсы для получения дипломов

Обучение в основном происходит в дистанционной форме. Используется ТВ и радио, аудиокассеты и пр. Студенты часто принимают участие в летних сессиях, которые проводятся на базе университетов в период летних каникул и длятся в течение недели Осуществляется регулярный тью-торинг в учебных центрах на местах

Что есть послевузовское образование?

Единого определения этого понятия не существует, хотя его часто используют для описания обучения, которое проходят те, кто уже получил первую степень (first degree), то есть диплом об окончании учебного заведения . Чаще всего под послевузовским образованием понимают получение степеней мастера и доктора, но кроме того, под это определение подходят сертификаты и дипломы, которые соответствуют академическим стандартам, которые выше уровнем, чем принятые в вузах (undergraduate) Следует отметить существующее различие между курсами повышенного уровня, по сравнению с теми, которые проходят в вузе, и различными курсами, которые проходят студенты, уже получившие диплом о высшем образовании, дополнительно, по собственной инициативе Для тех, кто планирует защиту степеней магистра и доктора, имеют значение только курсы повышенного уровня

Самый ранний возраст завершения послевузовского образования 21 год (школу оканчивают в 18 лет, и обычно три года обучения в вузе) . Преобладает очное послевузовское обучение (full-time) в возрасте 21—24 года. Заочное (part-time) обучение преобладает среди обучающихся старше 30 лет .

Разница по половому признаку при получении послевузовского образования невелика, хотя после 30 лет мужчин несколько больше (возможно, из-за соображений карьеры) .

Для более полного представления о том, как организована послевузовская подготовка в Великобритании, необходимо вкратце рассмотреть

структуру университетского образования, а также систему кредитов, с помощью которых выпускники высших учебных заведений получают свидетельства о профессиональной подготовке.

Структура университетского образования

Все университеты должны предлагать желающим широкий выбор учебных курсов. Перечень доступных для изучения курсов имеется в соответствующих отделах университетов, в Службе по допуску в колледжи, университеты Великобритании, в Британском Совете.

Каждый институт самостоятельно определяет количество часов на изучение предмета Студенты либо посещают занятия по учебным дисциплинам, либо, в отдельных институтах, могут тратить свое время более свободно

Академический год традиционно разделяется на три семестра; однако, модульная система основывается на двух семестрах, и это становится общим правилом. Многие институты используют схему Аккумуляции кредитов (Credit Accumulation and Transfer Schemes — CATs) [6], целью которой является оказание помощи студентам по созданию персональной программы обучения для получения диплома (степени) В рамках CATs кредит может быть засчитан за предшествующий опыт работы Система кредитов также стимулирует получение степени студентами, которые не в состоянии проходить обучение в течение длительного периода. Таким студентам дается возможность проходить те или иные курсы и получать кредиты по своему желанию

Кроме того, институты могут предлагать курсы, которые соответствуют интересам местной общины . Это могут быть неполные курсы, которые можно посещать в свободное от работы время, вечером, или курсы в течение каникул, включающие тематику по интересам (краеведение, география, и пр )

Виды документов о квалификации

Квалификации в Великобритании распределены согласно национальной модели — The Qualifications and Credit Framework — QCF — в Англии и Уэльсе и шотландской модели квалификаций в Шотландии (the Scottish Credit and Qualifications Framework in Scotland) [6]

Агентство оценки качества (Quality Assurance Agency — QAA) [10] предлагает восемь уровней квалификации, из которых первые три относятся к среднему образованию, последующие три — к довузовскому образованию и два последних уровня — к послевузовскому образованию

Причем определения, даваемые Агентством, относятся скорее к достигнутым результатам, чем к годам обучения В этом отношении степень мастера, которая предполагает по меньшей мере год обучения, находится на том же уровне, что и более краткие курсы повышения профессиональной квалификации Всего рассматриваются три вида документов о

получении квалификации: награды (awards) (1—12 кредита), сертификаты (certificates) (13—36 кредита), дипломы (diplomas) (более 37 кредитов) . Один кредит представляет 10 учебных часов. Каждый уровень квалификации различается от 1 уровня до 8 уровня [7].

В виде таблицы можно представить модель квалификации в Великобритании следующим образом [9, c . 4] (см . таблицу 1) .

Таблица 1

Модель квалификаций высшего образования

Типичные квалификации высшего образования по каждому уровню Уровни (2008) дескрипторы уровней (2001)

Докторские степени (например, Доктор философии — PhD, DPhil) 8 Доктор (D)

Степень мастера (MPhil, MA) Интегрированные степени мастера (MEng, MPhys) Дипломы (Postgraduate diplomas) Сертификаты об образовании после вуза — уровень мастера (Postgraduate Certificate in Education — PGCE) Сертификаты об образовании после вуза (Postgraduate Certificate in Education) 7 Мастер (M)

Почетные степени бакалавра (Bachelors degrees with honors) Степени бакалавра (Bachelors degrees) Профессиональный сертификат об образовании (PGCE) — honours level Дипломы об окончании Сертификаты об окончании 6 Почетные степени (Отличия) (H) (Honours)

Базовые дипломы (FdA) Дипломы о высшем образовании (DipHE) Национальные дипломы о высшем образовании (HND) 5 Промежуточные Дипломы (Intermediate) (I)

Высшие национальные сертификаты (HNC) Сертификаты о высшем образовании (CertHE) 4 Сертификаты (С)

Подготовка педагогов в Великобритании

Сертифицированный педагог — это педагог, который получил соответствующие документы из авторитетного источника (например, правительства, высшего учебного заведения). Эти документы позволяют педагогам преподавать в школах, а также вести преподавание в той или иной предметной области согласно учебному плану. Многие компоненты подготовки студента как педагога различаются в разных частях страны

Послевузовские сертификаты об окончании (PGCE) отличаются от других сертификатов и дипломов во многих отношениях. Обычно они пред-

ставляют собой документ о получении одногодичной подготовки учителя, которые могут быть выданы как до, так и после окончания вуза . (Акронимы PGCE в обоих случаях одинаковы .) Однако квалификация, полученная до окончания вуза, именуется Профессиональным сертификатом об образовании (Professional Graduate Certificate of Education — PGCE) . Эта квалификация соответствует профессиональному статусу бакалавра образования (Bachelor of Education); обучающиеся получают стипендии, и требования к полученному образованию контролируются правительством . Студенты, получающие профессиональную подготовку этого уровня, обычно учатся очно (full-time), по контрасту со студентами, получающими дипломы, в основном это женщины (распределение по полу более равномерно при обучении после вуза) .

Одногодичная послевузовская подготовка в области образования в Англии и Уэльсе, в Северной Ирландии дает возможность стать дипломированным учителем Помимо полученной квалификации, те, кто оканчивают этот курс в Англии и Уэльсе, могут также получить статус квалифицированного учителя (Qualified Teacher Status — QTS), который дает возможность получить должность учителя в школах Англии и Уэльса . Те, кто проходят подготовку в Северной Ирландии, получают эквивалент этого статуса (eligibility to teach) . Хотя формально этот эквивалент применим только в той части страны, где он выдан, это требование чисто формальное; в других частях страны он также признается и приравнивается к послевузовской подготовке

Этот курс включает элементы (кредиты) степени мастера (masters degree) Только в Англии и Уэльсе послевузовская подготовка без этих кредитов давалась в 2005—2007 годах и называлась Professional Graduate Certificate in Education. В Шотландии данная степень подготовки учителя была переименована и называлась Professional Graduate Diploma in Education — PGDE (2005—2006). Эта степень также признается в остальных частях Великобритании и по всему миру

Существует много способов получения статуса квалифицированного педагога QTS, наиболее распространенным является завершение первой ступени (BA, BSc), затем PGCE . Другие способы включают специальную педагогическую подготовку или подготовку в самой школе Все квалифицированные учителя в Англии должны после окончания подготовки пройти одногодичный период индукции, необходимый для того, чтобы получить регистрацию в качестве квалифицированного педагога В Уэльсе этот период длится два года В течение этого периода учитель называется вновь квалифицированным педагогом (Newly Qualified Teacher — NQT) . Школы обязаны оказывать поддержку педагогам на этом этапе, как и местные органы управления образованием

Недавний обзор эквивалентности квалификаций в Шотландии отметил, что PGCE эквивалентен диплому об окончании (a postgraduate

diploma), который, в свою очередь, является эквивалентом учебного элемента степени мастера (master's degree) . Впоследствии PGCE в Шотландии был переименован в профессиональный Диплом (Professional Graduate Diploma in Education — PGDE) .

C 2005 по 2007 год большинство университетов добавили кредиты, относящиеся к степени мастера, в свои PGCE . Те, кто это не сделал, получили наименование Сертификатов (Professional Graduate Certificate in Education) . Таким образом, получается, что PGCE занимает уровень Мастера (Master's Level of the Framework for Higher Education Qualifications), в то время как Сертификат (Professional Graduate Certificate in Education) находится ниже уровнем .

Итак, выпускники школ получают Общий сертификат об образовании на двух уровнях — GCSE (Grades D-G), (Grades A-C); выпускники колледжей на этих же уровнях — L1 Diploma (Foundation), L2 NVQ (1st Diploma) .

Третий уровень послешкольного образования включает: для школьников — расширенный А уровень — А2 и А3; для выпускников колледжей — уровень A3 расширенный диплом и L3 NVQ .

Четвертый, пятый и шестой уровни квалификации охватывают дипломы, полученные после окончания университета (University Degree Bachelor of Arts — BA, BSc), после окончания колледжа (Foundation Degree Fd Eng, FdSc), (Higher National Certificate — HNC, Higher National Diploma — HND) .

Наконец, седьмой уровень — уровень послевузовской подготовки или аспирантуры в нашем понимании — включает получение степени Мастера (Master of Philosophy — MPhil, MA, Post Graduate Certificate — PGCert, Post Graduate Diploma)

Завершающий, восьмой уровень квалификации — доктор философии (Doctor of Philosophy — PhD), соответствует степени доктора наук [6; 7].

Оплата. Обучающиеся на курсах получения PGCE в Англии и Уэльсе должны платить 3290 фунтов (2010) и обычно пользуются Student Tutition Fee Loan from the Student Loan Company — SLC Студенты из Англии могут пользоваться Грантом для покрытия свои затрат. Студенты из Уэльса должны обратиться за информацией в свою организацию в Уэльсе Они получают стипендии ежемесячно в течение года обучения . До 2011 года по большинству специальностей выплата была 6000 фунтов, но по математическим и естественнонаучным специальностям, дизайну и технологии выплаты составили 9000 фунтов. Для начальной школы — 4000 фунтов. Обучающиеся в Шотландии и Северной Ирландии не платят за обучение, но и не получают стипендий (bursary) [9].

Программы послевузовского обучения в Оксфорде

Обратимся к опыту организации послевузовской подготовки в области образования в Университете Оксфорда [8] . Департамент по подготовке в области образования в Оксфорде был создан почти 100 лет назад; он является со-

ставной частью подразделения по социальным наукам (Social Science Division), которое является одним из самых крупных образований социальных исследователей в Европе. Его программы полностью соответствуют принятым в Великобритании положениям о присуждении степеней мастера и доктора Департамент предлагает набор признанных за рубежом курсов для получения степени Мастера (MSc), инновационные курсы по подготовке Мастера по обучению и подготовке, два вида послевузовских дипломов, а также «продвинутые» варианты послевузовских дипломов (PGCE) . Кроме того, предлагается процветающая программа подготовки докторов, позволяющая примерно 80 докторантам сотрудничать с академическим персоналом и с группами исследователей . Как отмечает проф . Стив Стрэнд, директор Департамента послевузовской подготовки, Департамент может многое предложить тем, кто стремится к исследованиям в сфере образования и к повышению своей квалификации [8].

Направленность на школу

Схема подготовки интернов в Оксфорде (The Oxford Internship Scheme), согласно программе PGCE, включает тесное сотрудничество между подразделением университета (департаментом) и местными школами (local comprehensive schools) . Это позволяет планировать, выполнять и оценивать все аспекты подготовки совместно — школами и университетом Департамент образования Университета Оксфорд работает совместно со школьной федерацией Вокин-гэм (Wokingham) и базируется в школе Пиготт (Piggott School) . Школы-партнеры находятся во всех частях графства Оксфорд и на его границах Эти школы предлагают места для интернов, основываясь на критериях, которые включают требования к учебным программам школ и требования интернов и их подготовку. Такое партнерство выражается в интегрированном курсе, который проходят обучающиеся интерны в течение года

Уровень мастера (Masters level accreditation)

Предлагаемая программа подготовки может включать в себя сочетание нескольких учебных курсов, исследовательских модулей Обычно это запланированные курсы, которые прогрессируют от учебных элементов к исследовательским, а затем к выполнению диссертации . Эти элементы обычно представляют серию нескольких «единиц» (units), а также диссертацию, представляющую собой эквивалент нескольких учебных единиц

Курсы подготовки мастера сильно различаются в зависимости от своих функций и предполагаемых результатов Многие курсы нацелены на расширение и углубление знаний обучающихся, строятся на особенностях той сферы, которую обучающиеся выбрали для проведения исследования Предлагаются также специфические курсы для независимых исследователей, отражающие индивидуальные запросы на необходимую исследовательскую подготовку

Диплом о получении квалификации в сфере образования (PGCE) оценивается как курс уровня М — мастера (согласно Национальной квалификации по высшему образованию) Успешное завершение программы Мастера соответствует 60 кредитам уровня М (которые могут быть позднее дополнены до получения полной степени Мастера — MSc degree) . Существуют также более длительные курсы послевузовского обучения (такие, как Оксфорд MLitt), отличающиеся от обычных, одногодичных курсов подготовки мастера . Они сравнительно редки [8].

Еще один вид степени мастера (MSc by research or MPhil) присуждается тем, кто не предполагает получать в дальнейшем степень доктора Этот вид квалификации иногда используется для признания достижений докторантов, которые не могут продолжить исследования, хотя и проделали уже большую работу. Многие университеты регистрируют желающих получить квалификацию доктора как MPhil — претендентов; это различие является стандартным; группа тех, кто входит в высшую группу (Higher degree research) включает в себя докторантов и исследователей — мастеров

На уровне М выделяют три этапа измерения достижений, из которых первый этап, связанный с развитием понимания интернами своих задач в ходе исследования, с установлением обратной связи и с описанием практики работы в классе, формально не оценивается . Второй и третий этапы, сфокусированные на специфических аспектах и на развитии педагогических навыков, подлежат формальной оценке

Все эти виды оценивания должны быть пройдены на уровне Мастера для получения послевузовского сертификата в области образования (Postgraduate Certificate in Education); но те, кто проходят оценку на уровне Honours, получают профессиональный сертификат (Professional Graduate Certificate in Education) .

Рассмотрим примеры программ подготовки на степень Мастера в Департаменте послевузовской подготовки Университета Оксфорда

Программа подготовки Мастера (Research Training) (исследовательская подготовка)

Курс подготовки исследователей-педагогов (Research Training) представляет обучающимся набор инструментов и концепций, которые необходимы в образовательных исследованиях и обеспечивают необходимые знания и умения для проведения собственных исследований и оценки исследований других участников

Это одногодичный очный курс (Full-time), который признан в качестве высококачественной основы при изучении исследовательских методов в образовании и социальных дисциплинах и является первым годом (1+3) из общей подготовки докторантов; участники могут получать стипендии (фонд ESRC) .

В курс включены качественные и количественные методы сбора данных и их анализа, обучающимся представляются основные проблемы в сфере социальных и педагогических дисциплин Особенностью курса является то, что все соискатели принимают участие в исследовании в рамках работы исследовательских групп над текущими исследовательскими проектами . За этот период они накапливают опыт работы в рутинном педагогическом исследовании

В качестве методов обучения используются презентации тьюторов, работа в малых группах, презентации самих соискателей, семинары и круглые столы, проекты и индивидуальная работа с тьюторами Все соискатели изучают количественный и качественный анализ данных, приобретают опыт сбора и анализа этих данных Осуществляется тьюторская поддержка обучающихся при определении проблем исследования, отборе литературы, выполнения экспериментальной части работы, составлении плана диссертации

Образовательные цели программы

Обеспечить соискателей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для критической оценки исследований и четкого выполнения исследовательских работ в сфере образования

Развить у соискателей способность определять и формулировать проблемы исследования, а также формулировать гипотезы, которые могут быть проверены

Развить умения критического анализа, решения проблем и исследовательские умения

Помочь соискателям в понимании взаимодействия между количественными и качественными методами исследования, а также рациональность их использования

Развить понимание роли и возможностей использования теории в качественных и количественных исследованиях, а также роль исследований в развитии образовательной политики и внедрении

Помочь соискателям критически знакомиться с исследовательскими материалами, в которых используются самые разнообразные исследовательские методологии

Помочь соискателям понимать необходимость исследования самого широкого набора методов и умение использовать соответствующие методы при решении выбранных ими исследовательских проблем

Результаты программ

К моменту завершения программы у соискателя должно быть развито понимание:

— философских и теоретических основ и выводов относительно педагогического исследования;

— выводов и эпистемологической подоплеки количественных, качественных и смешанных методов исследования;

— основных исследовательских моделей и парадигм;

— целого набора подходов к анализу качественных и количественных данных;

— этических и философских проблем, связанных с педагогическими исследованиями;

— различных способов презентации и распространения полученных в ходе исследования данных;

— различных исследований в области образования и их методологических оснований

Данный курс подходит для тех, кто заинтересован в развитии своих исследовательских способностей и планирует продолжить академическую подготовку и получить степень доктора (DPhil/PhD) .

Докторская степень по педагогике (DPhil-PHhD)

Докторская степень в сфере образования включает программу длительностью 3—4 года, целью которой является обеспечить кандидатов самым широким набором умений, глубокими знаниями, пониманием и навыками экспертизы в выбранной области

Степени доктора часто дополняют названия дисциплин, например, доктор философии (PhilD) или доктор образования (EdD — Doctor of Education) . Еще один пример получения докторской степени — Новый путь (New Route PhD), включающий четырехлетнюю программу, которая включает набор спецкурсов и практических работ по теме исследования Такая подготовка необходима для сокращения разрыва между умениями и знаниями, полученными докторантом, и окружающей не академической средой В отдельных случаях степень доктора может быть присуждена за многолетние оригинальные работы в данной области; обычно это академический персонал, хорошо известный в своей сфере

В Оксфорде около 80 соискателей докторской степени приписаны к Департаменту; ими исследуется самый широкий набор тем, обычно связанных с одним или более исследовательских центров, групп, и пр [8] Соискатели приходят из более чем 40 стран, им выделяются различные гранты и стипендии Поступление осуществляется на основе соревнования, у претендентов должны быть высокие баллы и привлекательные исследовательские предложения Все новые соискатели начинают работу в качестве студентов-исследователей (Probationer Research Students — PRS). На первом году обучения предлагаются курсы по методам исследования (если претендент не получил исследовательскую подготовку при получении квалификации мастера), а также работ с литературой Все претенденты получают возможность вести семинары и учебные сессии в рамках работы департамента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый год подготовки. Студенты, проходящие первый год подготовки (Probationer Research Students), обязаны проходить исследовательскую подготовку Основа подготовки проходит на семинаре (Research Training Seminar), на котором рассматриваются исследовательские подходы и предложения, осуществляется обратная связь и поддержка участников . По окончании первого года обучения необходимо представить портфолио в качестве инструмента оценки прогресса в обучении . Если все хорошо, претендент переходит в переходный статус (Transfer Status) до конца четвертого семестра — когда проходит формальная оценка способностей работать на уровне доктора . К концу седьмого семестра от претендента ожидается подтверждение статуса конфирмации (Confirmation Status) Оба эти ключевых этапа предполагают обратную связь с двумя независимыми оценщиками В благоприятном случае докторская подготовка может продлиться три года (максимум четыре года)

В заключение следует отметить, что существующая в Великобритании система подготовки кадров высшего звена в области образования отличается четкой организацией, имеет необходимую законодательную базу, отражающую имеющиеся отличия в порядке присуждения дипломов в отдельных частях Великобритании (прежде всего в Шотландии)

Поскольку в британских вузах существует накопительная система оценки, включающая несколько этапов и форм проверки, составляющих в определенном соотношении итоговую оценку освоения программы, эта же система сохраняется и для подготовки мастера и доктора Все британские университеты, осуществляющие подготовку учителей, предлагают программы непрерывного образования и профессионального развития педагогических кадров Широко распространена тьюторская система, цель которой — систематическое и регулярное сопровождение образовательной деятельности обучающегося, активное межличностное взаимодействие преподавателя и обучающегося

Принятая в Британии система подготовки педагогов высшей квалификации отличается от принятой в России . В России существует аспирантура, заканчивающаяся присуждением степени кандидата наук, и докторантура В Великобритании приняты степени мастера (уровень магистратуры, согласно европейской классификации) и доктора (докторантура)

Итак, в Британии налажена система профессиональной подготовки педагогических кадров, которая привлекает педагогов, заинтересованных в самостоятельных исследованиях, к продолжению образования, к проведению исследований в сфере образования на высоком профессиональном уровне

Литература

1 . The Education Reform Act 1988 (1988) Department of Education and Science. [Электронный ресурс] URL: http://www. opsi . gov. uk/acts/acts1988/Uk1988 (last assessed on June 2, 2016) .

2 . Further and Higher Education Act 1992 (for England and Wales) . [Электронный

ресурс] URL: http://www. hmso . gov.uk/acts/acts1992/Uk (last assessed on June 2, 2016).

3 . Further and Higher Education (Scotland) Act 1992 (for Scotland) . [Электронный

ресурс] URL: http://www. hmso .gov.uk/acts/acts1992/Uk.

4 . Framework for Higher Education Qualifications in England, Wales and Northern

Ireland (2000), 23 p . [Электронный ресурс] URL: (http://www. qaa . ac .ukacade micinfrastructure/FHEQ/) (last assessed on June 2, 2016)

5 . Higher Education in the United Kingdom . IHEM Country report (2007), CHEPS

Universiteit Twente, 60 p .

6 . The Qualifications and Credit Framework — QCF. [Электронный ресурс]

URL: info@accreditedqualifications . org .uk (last assessed on June 9, 2016) . 7. UK Nuclear Education, Skills & Training Directory. (2008) . The National Skills Academy (Nuclear), 86 p .

8 . PGCE programme at the University of Oxford Brookes University, Faculty of

Humanities and Social Sciences. [Электронный ресурс] URL: http://www. brookes . ac . uk/regulations/current/specific/ (last assessed on May 11, 2016) .

9 Postgraduate Education in the United Kingdom Higher Education Policy Institute and The British Library (2010), HEPI, 72 p

10 Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA) [Электронный ресурс] URL: http://www. qaa . ac .ukacademicinfrastructure/FHEQ/ (last assessed on June 9, 2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.