УДК 332.1
СТАНДАРТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В КАЧЕСТВЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
Кутырин Д.О., соискатель научной степени в Институте региональных экономических исследований
Цель исследования - переосмысление благоустройства городской среды как общественной услуги, акцентирование ее роли в удовлетворении постоянно меняющихся потребностей жителей и содействии устойчивому развитию территорий. В рамках исследования, основанного на применении подхода, ориентированного на оказание услуг, проводится анализ нормативно-правовой базы, стандартов в области городского планирования и механизмов партисипативного управления. Основные методы исследования подразумевают обзор международных и национальных стандартов, анализ работы механизмов гражданского участия и сравнительную оценку показателей качества услуг, предоставляемых в рамках проектов по благоустройству городской среды.
Исследование показывает, что представление о городском благоустройстве как о городской услуге обеспечивает более полное соответствие общественным потребностям, создает концептуальные условия для широкого участия населения и способствует экономическому и социальному развитию. В исследовании подчеркивается важность интеграции физической и цифровой инфраструктуры, стандартизации предоставления услуг и активного гражданского участия в создании функциональной и инклюзивной городской среды.
Ключевые слова: благоустройство, городская среда, стандартизация, гражданское участие, физическая инфраструктура, устойчивое городское развитие, услуги населению.
ВВЕДЕНИЕ
Городская среда служит основой, на которой складывается привычный уклад жизни. Дороги, парки, общественный транспорт, коммунальные службы и цифровые платформы — это не просто инфраструктура, это составляющие более широкого спектра муниципальных сервисов, которые определяют качество жизни горожан. Позиционирование городского благоустройства как услуги позволяет рассматривать его как динамичную, ориентированную на людей деятельность, направленную на удовлетворение меняющихся потребностей населения. Данная точка зрения смещает акцент с отдельных проектов на более широкую сферу ответственности муниципалитетов за предоставление качественных, эффективных и своевременных услуг. При этом подчеркивается, что благоустройство города — это не просто физическая модернизация или технологические инновации, а улучшение повседневного восприятия города жителями.
Благоустройство городов регулируется законодательной и нормативной базой, определяющей его роль в большей степени как совокупность мероприятий, до реализации которых допускаются представители местных сообществ. Ключевые законодательные акты, такие как Федеральный
закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяют обязанности муниципальных властей по управлению и содержанию городских пространств. Круг мероприятий, а также сферы их реализации и плановые значения показателей содержатся в национальном проекте «Жилье и городская среда». При этом участие граждан имеет ключевое значение для разработки и оказания услуг по благоустройству городов, отражающих общественные потребности. Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» подчеркивает важность гражданского участия в муниципальном управлении.
Цель данного исследования - переосмысление благоустройства городской среды как общественной услуги, акцентирование ее роли в удовлетворении постоянно меняющихся потребностей жителей и содействии устойчивому развитию территорий.
ВОВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕСС БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Согласно научной литературе городская среда является одним из основных видов муниципальных услуг. Джейн Джейкобс (1961) подчеркивала важность грамотно функци-
онирующих городских систем для создания динамичных, инклюзивных сообществ [6]. Поэтому общественные пространства, транспортные системы и цифровые платформы должны рассматриваться как фундаментальные общественные услуги, такие же, как здравоохранение или образование. В исследовании Малышкиной (2018 г.) подчеркивается, что практика вовлечения населения в России, такая как общественные консультации и бюджетирование с учетом интересов местного населения, улучшает результаты реализации городских проектов за счет согласования усилий муниципалитетов с интересами местного населения [3].
Позиционирование благоустройства города как муниципальной услуги напрямую способствует экономическому росту. Качественные общественные пространства и инфраструктура привлекают бизнес, увеличивают стоимость недвижимости и повышают туристический потенциал. Более того, исследования показывают, что в городах с развитыми городскими службами в большей степени сосредоточена рабочая сила и выше уровень инноваций (Florida, 2002) [5].
Гражданское участие играет основополагающую роль в формировании городской среды, которая действительно отвечает интересам населения. Исследования Арнштейна (1969) подчеркивают, что полноценное участие граждан превращает общественные услуги из «спущенных сверху» положений в совместные проекты. При этом цифровые платформы играют ключевую роль в обеспечении широкого участия, устранении барьеров для представителей неблагополучных групп и формировании культуры инклюзивности [4].
СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА В КАЧЕСТВЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
В свою очередь, стандартизация на текущий момент рассматривается в качестве метода повышения конкурентоспособности и экономической жизнеспособности [1]. Одна из целей стандартизации - это повышение качества предоставляемых услуг и, как следствие, повышение качества жизни населения [2].
Стандартизация также способна обеспечивать необходимую базу для представления благоустройства городской среды в виде услуг. При формировании модели, в которой благоустройство городской среды должно учитывать сервисный подход, необходимо закладывать соответствующие принципы в разрабатываемые стандарты:
1. Равноправие: стандарты должны обеспечивать равный доступ к высококачественным общественным пространствам и цифровым инструментам.
2. Симплицитность: руководящие принципы должны быть понятными и практичными, чтобы обеспечить эффективную реализацию муниципальными властями.
3. Гибкость: стандарты должны учитывать региональные и местные различия, сохраняя при этом основные принципы справедливости и устойчивости, заложенные в других стратегических документах.
В национальном или региональном стандарте, в котором благоустройство городской среды является услугой для населения, предлагается учитывать следующее:
1. Определение и сфера применения. Стандарт должен четко определить, что представляет собой «благоустройство города» и какие именно услуги предлагаются населению. Он должен охватывать такие аспекты, как общественные пространства, зеленая инфраструктура, доступность, безопасность и эстетика.
2. Требования к уровню обслуживания. В стандарте должен быть указан ожидаемый уровень обслуживания для каждой предлагаемой услуги по благоустройству города. В частности, в стандарте могут быть определены частота обслуживания на территории парков, время реагирования для решения возникающих проблем в общественных местах или стандарты доступности в общественных местах.
3. Вовлечение населения. Стандарт должен предусматривать участие граждан и механизмы обратной связи. Это могут быть консультации с общественностью на этапах планирования и проектирования, использование онлайн-платформ для информирования о возникающих проблемах, а также регулярные опросы для оценки удовлетворенности услугами по благоустройству города.
4. Мониторинг и оценка результативности. Стандарт должен включать положения о мониторинге и оценке эффективности услуг по благоустройству города. Это может включать сбор данных о предоставлении услуг, удовлетворенности пользователей и влиянии благоустройства города на качество жизни.
5. Учет региональной специфики: Стандарт должен быть адаптирован к конкретным географическим и климатическим условиям различных регионов в соответствии с СП 131.13330.2020 «Свод правил. Строительная климатология».
Стандарт должен быть разработан в процессе совместной работы с участием различных заинтересованных сторон, включая государственные учреждения, градостроителей и общественные организации. Это поможет обеспечить актуальность, практическую значимость стандарта и его соответствие потребностям населения.
В источниках должна быть представлена информация о соответствующих стандартах, связанных с городской средой, которые имеют отношение к разработке стандарта, в ко-
тором благоустройство города рассматривается как услуга
для населения. Такими стандартами могут быть:
1. ГОСТ Р 70386-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы»1;
2. ГОСТ Р 70387-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Правила благоустройства муниципальных образований. Основные требования, процессы разработки и актуализации»2;
3. ГОСТ Р 70390-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы»3;
4. ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами.
1 ГОСТ Р 70386-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы. -М.: Российский институт стандартизации. (Дата введения: 01.05.2023).
2 ГОСТ Р 70387-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Правила благоустройства муниципальных образований. Основные требования, процессы разработки и актуализации. -М.: Российский институт стандартизации. (Дата введения: 01.05.2023).
3 ГОСТ Р 70390-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация
городских территорий. Социокультурное программирование. Основные
требования и процессы. - М.: Российский институт стандартизации. (Дата введения: 01.05.2023).
Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования»4;
5. ГОСТ Р ИСО 37123-2023 «Устойчивое развитие сообществ. Показатели для адаптивных городов»5 и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переосмысление благоустройства городской среды в качестве муниципальной услуги представляет собой сдвиг в сторону более ориентированного на людей и восприимчивого городского управления. В этом ракурсе городская среда рассматривается как динамичная, развивающаяся система, которая удовлетворяет потребности населения, способствуя экономическому и социальному развитию. Интегрируя физическую инфраструктуру, цифровые платформы и парти-сипативное управление в эту модель, ориентированную на предоставление услуг, муниципалитеты могут создавать города, которые не только функциональны, но и инклюзивны.
4 ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования. - М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. (Дата введения: 01.07.2015).
5 ГОСТ Р ИСО 37123-2023 Устойчивое развитие сообщества. Показатели для адаптивных городов. - М.: Российский институт стандартизации. (Дата введения: 2023-09-01).
Список использованных источников и литературы
1. Белобрагин В.Я., Зворыкина Т.И. Роль стандартизации в инновационном развитии экономики // Национальные концепции качества: техническое регулирование и стандартизация в развитии цифровой экономики. - 2021. - С. 136-143.
2. Зворыкина, Т.И. Научно-техническая политика региона и роль стандартизации в ее реализации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2024. - № 6 (81). - С. 16-19.
3. Малышкина Д. А. Формы общественного участия в формировании городской среды // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2022. - №. 1. - С. 85-95.
4. Arnstein S. R. A Ladder of citizen participation // Journal of the American Institute of planners. - 1969. - Т. 35. - № 4. -С. 216-224.
5. Florida R. The Rise of the Creative Class. New York, 2002.
6. Jacobs J. //The Death and Life of Great American Cities. - 1961. - Т. 21. - № 1. - С. 13-25.
STANDARD OF URBAN ENVIRONMENT IMPROVEMENT AS A SERVICE TO THE POPULATION
Kutyrin D. O., PhD candidate at the Institute of Regional Economic Research
The objective of the study is to rethink urban development as a public service, emphasizing its role in meeting the ever-changing needs of residents and promoting sustainable development of territories. The study, based on the application of a service-oriented approach, analyzes the regulatory framework, urban planning standards and participatory governance mechanisms. The main research methods involve a review of international and national standards, an analysis of the work of civic participation mechanisms and a comparative assessment of the quality of services provided within the framework of urban development projects. The study shows that the concept of urban development as an urban service ensures a more complete response to public needs, creates conceptual conditions for broad public participation and contributes to economic and social development. The study emphasizes the importance of integrating physical and digital infrastructure, standardizing service delivery and active civic participation in creating a functional and inclusive urban environment.
Keywords: development, urban environment, standardization, civic participation, physical infrastructure, sustainable urban development, services to the population.
References
1. Belobragin V.Ya.,Zvorykina T.I. Rol' standartizatsii v innovatsionnom razvitii ekonomiki //Natsional'nye konseptsii kachestva: tekhnicheskoe regulirovanie i standartizatsiya v razvitii tsifrovoi ekonomiki. - 2021. - S. 136-143.
2. Zvorykina T.I. Nauchno-tehnicheskaya politika regiona i rol' standartizatsii v ee realizatsii // Informatsionno-ekonomicheskie aspekty standartizatsii i tekhnicheskogo regulirovaniya. - 2024. - № 6(81). - S. 16-19.
3. Malyskina D.A. Formy obshchestvennogo uchasti/a v formirovanii gorodskoi sredbi //Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. - 2022. - № 1. - S. 85-95.
4. Arnstein S.R. A ladder of citizen participation //Journal of the American Institute of planners. - 1969. - T. 35. - № 4. -S. 216-224.
5. Florida R. The Rise of the Creative Class. New York, 2002.
6. Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. - 1961. - T. 21. - № 1. - S. 13-25.