Научная статья на тему 'БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ: АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ'

БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ: АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благоустройство территорий / градостроительство / законодательство / стандартизация / landscaping / urban planning / legislation / standardization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В Л. Беляев

Объектом выполненной исследовательской работы является благоустройство территорий городов на уровне градостроительного проектирования в аспекте национальной системы правового регулирования и стандартизации. Ее актуальность связана со значимостью благоустройства в стратегическом направлении создания комфортной городской среды. В контексте градостроительства вопросы регулирования благоустройства территорий рассмотрены впервые. Выполнен обзор основных литературных источников, выборка и сопряженный анализ нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов, которые устанавливают или должны устанавливать требования в обозначенной сфере градостроительной деятельности. Результаты анализа нормативных документов показали наличие существенных дефектов. Их системное рассмотрение и опыт экспертной работы автора позволили обозначить недостатки в рассматриваемом сегменте государственного управления и направления их устранения, включая предложения по адекватному научному обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В Л. Беляев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPING IN URBAN PLANNING: THE REGULATION ASPECT

The object of the research work is the improvement of urban territories at the level of urban planning in the aspect of the national system of legal regulation and standardization. Its relevance is related to the importance of landscaping in the strategic direction of creating a comfortable urban environment. In the context of urban planning, the issues of regulating the improvement of territories are considered for the first time. A review of the main literary sources, a selection and an associated analysis of normative legal acts, normative-technical and methodological documents that establish or should establish requirements in the designated area of urban planning activity is carried out. The results of the analysis of regulatory documents showed the presence of significant defects. Their systematic consideration and the experience of the author's expert work made it possible to identify shortcomings in the considered segment of public administration and ways to eliminate them, including proposals for adequate scientific support.

Текст научной работы на тему «БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ: АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ»

m

О

i-^

X

X с

X X

CD

УДК 365.46,711.4,343,006.3 Б01: 10.24412/1816-1863-2024-3-76-84

БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ: АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ В. Л. Беляев, канд. техн. наук, доцент, Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет, [email protected], г. Москва, Россия

X

^ -

Объектом выполненной исследовательской работы является благоустройство территорий городов на уровне градостроительного проектирования в аспекте национальной системы правового регулирования и стандартизации. Ее актуальность связана со значимостью благоустройства в , стратегическом направлении создания комфортной городской среды. В контексте градострои-m тельства вопросы регулирования благоустройства территорий рассмотрены впервые. Выполнен обзор основных литературных источников, выборка и сопряженный анализ нормативных прах вовых актов, нормативно-технических и методических документов, которые устанавливают или ^ должны устанавливать требования в обозначенной сфере градостроительной деятельности. Ре-с; зультаты анализа нормативных документов показали наличие существенных дефектов. Их сис-с темное рассмотрение и опыт экспертной работы автора позволили обозначить недостатки в расО сматриваемом сегменте государственного управления и направления их устранения, включая к предложения по адекватному научному обеспечению.

ё The object of the research work is the improvement of urban territories at the level of urban planning к in the aspect of the national system of legal regulation and standardization. Its relevance is related to q the importance of landscaping in the strategic direction of creating a comfortable urban environment. Q- In the context of urban planning, the issues of regulating the improvement of territories are considered и for the first time. A review of the main literary sources, a selection and an associated analysis of nor-^ mative legal acts, normative-technical and methodological documents that establish or should establish requirements in the designated area of urban planning activity is carried out. The results of the analysis

I_ of regulatory documents showed the presence of significant defects. Their systematic consideration and

the experience of the author's expert work made it possible to identify shortcomings in the considered segment of public administration and ways to eliminate them, including proposals for adequate scientific support.

Ключевые слова: благоустройство территорий, градостроительство, законодательство, стандартизация.

Keywords: landscaping, urban planning, legislation, standardization.

Введение

Актуальность вопроса связана со стратегической значимостью благоустройства территорий (БТ) как неотъемлемого элемента комфортной городской среды, создание которой при должном уровне безопасности1 обеспечивает целевое устойчивое развитие территории и провозглашено ключевой национальной целью развития [1, 2]2. Пространственное развитие осуществляется путем территориаль-

76

1 Вопрос ее обеспечения на планировочном уровне требует отдельного рассмотрения.

2 Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309

«О национальных целях развития Российской

Федерации на период до 2030 года и на перс-

пективу до 2036 года». — 11Кр8://1о^1.соши1-

1ап1. ги/1шк?гед=с1ос &Ьа8е=ЬА\¥&п=47 5991 &сЫ

= 1000000001&с1еп1о=1.

ного планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, что и составляют суть градостроительства3 (в статье использован также термин «градостроительное проектирование») [2]. Эти инструменты также стратегически значимы как сами по себе, так и в отдельных пересечениях с БТ (реализация моделей комплексного развития территорий и модернизации инфраструктуры, совершенствование нормативной правовой базы и др. [3]).

Что касается законодательства и стандартизации, то они представляют собой

- Приказ Минтруда России от 18.01.2023 № 27н «Об утверждении профессионального стандарта «Градостроитель». — littps://login, consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=440 305&demo=l.

стержневые элементы любой национальной системы хозяйствования. Развитие этих институтов в РФ в сфере градостроительства имеет свои особенности и проблемы. Это, например, недостаточно системное развитие градзаконодательства (см. ниже), продолжение позиционирования стандартизации в градостроительстве исключительно в рамках «строительного» нормирования в условиях непростого перехода к «параметрической» модели технического регулирования, ЬИрв^/лто^првсЬ. т/пе\ге/10892?у8сШ=т1иосс©8г443504320 и др. [4].

Материалы и методы

Предварительный обзор некоторых основных нормативных документов, а также литературных источников [4—6 и др.] показал незавершенность обозначения места и роли БТ в градостроительстве, а также выявил дефицит научных публикаций, конкретно касающихся аспектов регулирования в связке сфер градостроительства и БТ4. Детализация данных вопросов с расширением спектра рассмотрения нормативных правовых актов и документов по стандартизации5, выяснение основных причин проблемной ситуации с БТ в градостроительстве и обозначение некоторых путей ее разрешения явилось целью исследования, положенного в основу статьи6.

Результаты исследования

Требования любого НТД должны соответствовать законодательству7, поэтому вначале охарактеризуем систему правового регулирования выполнения БТ, стараясь обозначить области его пересечения

с градостроительством. Принципиально, что решение вопросов БТ отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые принимают правила благоустройства территорий (ПБТ)8. Ниже отмечено, что этому в целом следует как [2], так и региональное законодательство^.

Для оценки преемственности регулирования рассмотрены предшествующие (начиная с 1992 года10) федеральные «градостроительные» законы, которые указывают на необходимость планирования и проектирования БТ в составе «граддоку-ментации», начиная с «генплана города» (определение направлений БТ)11. В данном Законе упор делается на разработку проектов планировки и застройки (эскизы БТ в составе проектов планировки территории, схемы БТ в проектах застройки). Показательно, что в Градостроительном кодексе РФ редакции 1998 года12 состав «систем благоустройства» обозначен включением в них озеленения и инженерной подготовки территорий, что ближе к расширенной трактовке понятия «городского благоустройства», берущей свои истоки со времен России первых десятилетий XX века (труды В. Н. Семенова, продолженные Л. А. Велиховым и др.) [7]. Такая трактовка находила правовое подтверждение и в послевоенные годы, так в составе генплана города устанавливалось обязательность зонирования по степени БТ с включением в генплан правил БТ, касающихся и «при-

4 Имплементация мировых практик представляется проблематичной в силу различия рассматриваемых систем градостроительства, БТ и их регулирования и [7].

5 Ниже традиционно мировые практики обозначаются также как нормативно-технические документы (НТД).

6 В исследовании также использован опыт экспертной работы автора, в том числе в составе Подкомитета 9 «Градостроительство» ТК 465 «Строительство» Госстандарта (позднее — в составе ТК 507 «Градостроительство»),

7 Федеральный закон о стандартизации. — 1111р8://^и1.со118и11а111.га/Ипк/?гед=ёос&Ьа8е= 1А\¥&11=372899&сЫ= 1000000001&с1еп10= 1.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Госсийской Федерации». — URT: http://www.coiisultaiit.ra/ docume lit/с ons_doc_rAW_44571/

9 См. например, Закон города Москвы от 30.04.2014 № 18 «О благоустройстве в городе Москве». — URL: https://base.garant.ra/ 70656980/?ysclid=ldiobpbdvj976381965. Закон регулирует вопросы БТ расширенно, что соответствует московской специфике, но формально может считаться недопустимым [7].

10 Начало введения законодательного регулирование граддеятельности.

11 Закон ГФ от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Госсийской Федерации». — https://logiii.coiisultant.ru/liiik/?req=doc &base=IAW&ii=8770&denio=l, и «Градостроительный кодекс Госсийской Федерации» от 07.05.1998 № 73-Ф3. — https://www.consultant. ra/docunieiit/cons_doc_IAW_18685/.

12 https://www.coiisultaiit.ra/docunieiit/coiis_ doc_LAW_18685/.

ТЗ Q m

О г>

-I

тз

о

-I

CD

О-

Г> -I 03

о ^

0

1 X

тз

о

03

0

Г) CD

О-

Г> X

X

1

0

Г) CD

CD

1 I

■< -I

О

03

77

m

О

i-^

X

X с

X X

CD с; CD U D X

X ^

и

CD U

D ^

ca

О

Q.

X

X

D

О ca I-

U

CD iX О Q. i-u О a D Q.

легающего района» (см. ниже о пригородной зоне)13. Проект детальной планировки также должен был содержать некоторые разделы по БТ (проектные задания по БТ, последовательность его осуществления), однако основной объем БТ устанавливался на уровне проектов застройки и проектов благоустройства, включающих «водоснабжение, канализацию, очистку,

энергоснабжение, городской транспорт 14

и пр.»

В составе [2] закрепление понятия БТ появилось только в 2017 году в числе поправок, связанных с началом реализации нацпроекта [1]. Оно носит чисто отсылочный характер и определено как деятельность по реализации мероприятий, установленных в составе ПБТ, притом что такие Правила, составляемые по шаблону Минстроя России15, «планировочного» контекста не содержат [7]. Соответственно нормативный состав элементов БТ объектов градпроектирования (прежде всего, объектов капстроительства) также не содержит |21|6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако законодательно разрешено, чтобы предельные параметры обеспеченности объектами БТ и их доступности могли (очевидно, при признании их объектами местного значения17) входить в состав местных нормативов градпроектирования (НГП), и это в свою очередь предполагает наличие требований планировочного характера в составе НТД. Под об-

78

13 Постановление СНК РСФСР от 09.08.1945 № 488 «О проектах планировки городов и поселков РСФСР». — littps://login, consultant. m/link/?req=doc&base=ESU&n=203 46&denio=l.

14 При таком широком спектре состава БТ мероприятия по инженерной подготовке территории в него не входили и разрабатывались в рамках отдельного проекта.

15 Приказ Минстроя России от 29.12.2021 № 1042/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований». — https://www.coiisultant.ru/ docunie nt/с ons_doc_LAW_407950/.

16 Подготовка Правил землепользования и застройки как документа градзонирования формально не требует учета положений НТД, поэтому детально нами не рассматривается.

17 Список таких объектов открыт включе-

нием и «иных» объектов, необходимых для

осуществления полномочий местного самоуп-

равления [2].

ное происходит далеко не всегда, так НГП столицы пока не пополнились разделом по объектам БТ, несмотря на то что это заявлено законодательством столицы. При этом некоторые из объектов БК (например, автостоянки) все же уже включены в другие разделы НГП18. Корректность отражения в проектах планировки иных объектов БТ, включая те из них, которые призваны обеспечивать «базовые» требования к БТ при реновации жилфонда19, сомнительна.

Запутанности ситуации способствует и «свежие» федеральные методические документы, в которых предлагается рассматривать БТ как отдельную область град нормирования, включающую также «озеленение и создание общественных пространств»20. При этом объекты благоустройства и озеленения объединены в одну группу, куда наряду с площадками для выгула собак вошли такие «публичные» (местного значения) объекты, как парки, бульвары, городские леса, набережные, пляжи, общественные туалеты. Авторами приводятся и отдельные параметры нормируемых показателей по БТ (требуют, на наш взгляд, дополнительного обоснования и верификации), а также дается отсылка к ПБТ и СП 4221, что некорректно, так как и ПБТ, и НТД согласно [2] не являются основанием для подготовки НГП.

Анализ состава [2] показывает отсутствие прямых норм планирования и проектирования мероприятий БТ в составе градцокументации, то есть место и роль БТ в градостроительстве формально оста-

18 Постановление Правительства Москвы от 23.12.2014 № 801-ПП. - https://login.con-sultant.m/hnk/?req=doc&base=MLAW&n=2446 75&denlo=l.

19 Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 № 515-ПП «Об утверждении Базовых требований к благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве». — https://login.consultant.ra/ link?req=doc&base=MLAW&n=179563&denlo= 1

20 Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2021 № 71 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования». — https://login.consultant.ra/link/?req=doc&base= ЬА\¥&11 =379662<Мепю=1.

21

Об этом и о других СП см. ниже.

ются не раскрытыми22. При взгляде с позиций модели универсального правового регулирования концептуально можно выделить публичные, общественные благоустраиваемые городские территории (их «градостроительное» развитие осуществляется в основном путем территориального планирования и планировки территории, см. выше о НГП) и приватные дворовые территории, развиваемые путем БТ в основном путем град зонирования (см. ниже).

Важно отметить, что оставленная возможность разработки вопросов БТ в рамках «иных» разделов материалов по обоснованию генплана и проекта планировки территории может быть реализована через дополнительное урегулирование, например, региональным законодательством (как уже отмечено, в городе Москве это пока не осуществлено).

По нашему мнению, основная причина отмеченной ситуации кроется в характере итоговой концепции ГрК РФ, упразднившего стадию проекта застройки23 (в его составе традиционно разрабатывались решения по БТ), имея в виду замену институтом градзонирования и расширенным составом материалов по обоснованию проекта планировки. Между тем подготовка материалов по обоснованию, включающая и результаты инженерных изысканий, не имея остаточного нормативно-метоцичес-кого обеспечения, как правило, должным образом не осуществляется24. Также наблюдается стагнация инструментария градзонирования с переносом акцента в развитии градзаконодательства на планировку территории, что во многом справедливо критикуется, например, авторами кодекса25. Представляется, что развитие градзонирования перспективно и для целей регулирования рассматриваемых воп-

росов БТ (например, путем включения в состав градрегламента предельных параметрических характеристик в части БТ)26. Можно отметить и то, что в итоге осуществлено и ошибочное, на наш взгляд, упразднение модели пригородной зоны, что существенно с позиций БТ (при рассмотрении в его составе сегмента озеленения).

Таким образом, упразднение сферы БТ из состава законодательного регулирования градпроектирования лишает легитимной возможности целостного, системного (в масштабе города) видения модели развития территории путем ее благоустройства, усиливая фрагментарность, локальный, точечный характер реализации БТ. Попытка Минстроя России сгладить разрыв между БТ и градостроительством введением этапа некого «градостроительного анализа» формирования программ городской среды показательна, но несостоятельна как по форме, так и по содержанию27. Показательна и попытка Минэкономразвития России в части рекомендаций по определению параметров БТ при подготовке генплана, а также по включению БТ в состав большинства функциональных зон в качестве вида разрешенного использования земельного участка28. Однако очевидно, что принятию подобных рекомендаций должно предшествовать необходимое совершенствование правового поля и стандартизации.

Детальный анализ НТД в части требований к БТ при градпроектировании выполнен автором ранее и его итоги сведены

22 Фактически в силу императивного характера градзаконодательства (принцип: что не разрешено, то запрещено), такое раскрытие может быть осуществлено только путем включения в [2] соответствующих дополнений и изменений.

23 Отметим, что первоначальный вариант концепции такую стадию содержал. — http:// www. gisa. га/file/file 217. ppt

24 Недостаток внимания к обоснованиям (этот раздел не является утверждаемым) еще связан с желанием псевдоэкономии заказчиками средств и времени и отсутствием института экспертизы при планировке.

25 https://urbaii.hse.ra/discussion

26 Впрочем, вопрос, безусловно, требует дополнительного профессионального обсуждения и выполнения исследований.

27 Приказ Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018—2022 годы». — https://www.coiisultant.ra/ docunie lit/с ons_doc_LAW_215257/.

28 Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 № 273 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)». — https://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_47 5984/

T3 Q m

О г>

-I

тз о s

-I

CD

O-

Г) -I 03

0 ^

Q

1

s

T3

0

03

TS Q

Г) CD

O-

Г) S

X

1

Q

Г) CD

CD I I

l -I

О

03

79

О

I-^

х

X

с

X X

0) с; 0) и о

X

X ^

и

0) и

о ^

со

О

а.

X X

о

о

со I-

и

0) IX

О

о.

I-

и о

а

о о.

к следующему [7]. Специальный СП 8229 определяет БТ как мероприятия «по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства...», а его объекты раскрывает как территории различного функционального назначения в контексте отмеченных нами двух типов. При этом СП 82 не содержит конкретных искомых требований, ссылаясь на применение при разработке ПБТ базового «планировочного» СП 4230 в части «общих требований к градостроительным решениям... а также благоустройства и инженерной подготовке территорий». Однако СП 42 достаточных (планировочных) требований на этот счет не содержит, как не содержат их и иные НТД подраздела 30 «Градостроительство» Реестра СП (СП 476, СП 396, СП 475, СП 398, касающиеся градпроектирования микрорайонов, улиц (дорог), парков и набережных соответственно. В них вопросы БТ редко указываются в области применения СП, а при их отражении в специальном разделе не имеют предметных, полных и обоснованных требований к БТ, заменяя их отсылками к СП 82 и НГП31. В ряде СП отмечены коллизии с [2], а также с нормами земельного и водного законодательства выявлены дефекты терминологии, а также недопустимые попытки закрыть правовые пробелы техническими требованиями СП. Отсутствуют в рассмотренных СП какие-либо положения по БТ при подготовке проекта межевания территории, а также требования к результатам инженерных изысканий, которые на уровне планировки выполняются и для обоснования БТ [2, 7]. Предметные пробелы отмечены и в СП 403 с его номинальной рекомендацией по выполнению «комплексного благоустройства»33 в увязке с «архитектурно-

ландшафтным решением в масштабе города».

Аналогичные замечания отмечены и по иным СП подраздела 30 Реестра СП34. Также дефекты выявило и рассмотрение трех недавно принятых национальных стандартов, конкретно касающихся БТ35 (некорректности по отношению к [2], СП 82 и иным НТД, слабая обоснованность отдельных требований, внутреннее дублирование и др.).

Отталкиваясь от полученных ранее знаний, в настоящей работе рассмотрены новые СП, касающихся БТ при градпро-ектировании, а также выполнен обзор в этой части основных НТД советского периода. Кроме того, был проанализирован проект изменений в СП 82, пересмотра СП 42 и проект СП по новой системе НТД в строительстве (результаты сведены в таблицу).

Анализ показал, что, несмотря на отсутствие специальных разделов в составе НТД советского периода и традиционный акцент на развитии промышленных территорий, в них содержались требования, позволяющие интегрировать решения по БТ в состав градцокументации, причем с наиболее детальным раскрытием для стадии разработки проекта застройки.

Современные «градостроительные» СП 531, СП 532, СП 533, СП 534, заявляя тему БТ в области нормирования, содержат некоторые требования в этой части, не имеющие четкой адресной «привязки» из применения. Впрочем, из их контекста следует, что они касаются подготовки ПБТ

29 СП 82.13330.2016 «СНиП III-10-75 Благоустройство территорий».

30 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

31 Традиционное для многих из рассмотренных СП предметное дублирование с НГП либо попытки придать этим нормативам дополнительную правовую нагрузку недопустимо.

32 СП 403.1325800.2018 «Территории про-

изводственного назначения. Правила проектирования благоустройства».

80

33

В него предложено включить и элемен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ты инженерной подготовки территории.

34 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения», СП 395.1325800.2018 «Транспортно-пере-садочные узлы. Правила проектирования».

35 ГОСТ Р 70386-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы, ГОСТ Р 70387—2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Правила благоустройства муниципальных образований. Основные требования, процессы разработки и актуализации, ГОСТ Р 70390-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы.

Таблица

Результаты анализа основных нормативных технических документов (и изменений к ним) в части требований к выполнению благоустройства

территорий на планировочном уровне

Наименование документа (проекта документа)

Включает ли область применения СП вопросы благоустройства территорий?

Наличие предметных требований/наличие специального раздела/ полнота требований

Возможность применения документа (в период его фактического или планируемого действия) для создания объектов благоустройства территорий при подготовке:

Генерального плана (города)

Проекта (детальной) планировки территории

Проекта межевания территории

Примечание: наличие иных предметных требований или дефектов (пробелов, противоречий, дублирования)

«СН 41-58. Правила и нормы планировки и застройки городов» (утв. Госстроем СССР 01.12.1958)

«СН 345-66. Инструкция по составлению проектов планировки и застройки городов» (утв. Госстроем СССР 23.03.1966)

«ВСН 38-82. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов» (утв. Приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 № 379)»

Не включает

Не включает

Не включает

Имеются/имеется/ отсутствует (рекомендации общего характера)

Имеются/отсутствует/отсутствует (рекомендации общего характера)

Имеются/отсутствует/имеется

Ограниченная

Ограниченная

Имеется (принципиальные решения и специальные требования по БТ, в проекте 1 очереди генплана — мероприятия по БТ)

Ограниченная

Имеется

Имеется (схема БТ в составе ПДП)

Акцент на развитие промышленных территорий

36

Требования по БТ в составе проекта застройки

Размещение и расчет объектов БТ, оценка уровня БТ, БТ санитарно-защитных зон в составе Проекта размещения строительства и раздела «Жил ищно - граждане кое строительство» (проекта промпредприягия). Детализация требований по БТ в составе проектов застройки различного типа (план БТ и озеленения на «копиях генплана застройки»)

1

*

2

3

*

36 Характерен также для СН 345-66 и ВСН 38-82. 00

аогянЛи хтннэиээон хюючиээ ояаосЫноии 'оа1эчиэ1Иос11эоНпсу

вв Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

Окончание таблицы

Наименование документа (проекта документа)

Включает ли область применения СП вопросы благоустройства территорий?

Наличие предметных требований/наличие специального раздела/ полнота требований

Возможность применения документа (в период его фактического или планируемого действия) для создания объектов благоустройства территорий при подготовке:

Генерального плана (города)

Проекта (детальной) планировки территории

Проекта межевания территории

Примечание: наличие иных предметных требований или дефектов (пробелов, противоречий, дублирования)

СП 111.13330.2011 Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. приказом Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. № 150)37 Своды правил «Градостроительство. Модели городской среды»: СП 531.1325800.2024 (общие положения), СП 532.1325800.2024 (центральная модель), СП 533.1325800.2024 (малоэтажная модель), СП 534.1325800.2024 (средне этажная модель) Вторая редакция проекта Изменения № 3 к СП 82.13330.2016 «СНиП III-10-75 Благоустройство территорий»**

Структура проекта пересмотра СП 42**

Окончательная редакция СП «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» **

Не включает

Включает (применительно к Правилам благоустройства территорий)

Включает

Не включает Не включает

Имеются/отсутствует/имеется

Имеется (для подготовки Правил благоустройства территорий и проектной документации) /отсутс-твует/отсутствует

Имеются/отсутствует/имеется (для локальных проектов БТ, разрабатываемых согласно Правилам БТ Отсутствует

Отсутствует

Имеется (схема БТ в составе генплана)

Ограниченная (отсутствие адресной привязки требований)

Отсутствует

Отсутствует Отсутствует

Имеется (выделение элементов БТ, установление параметров БТ)

Ограниченная (отсутствие адресной привязки требований)

Отсутствует

Отсутствует Отсутствует

Отсутствует

Ограниченная (отсутствие адресной «привязки» отдельных предметных требований)

Отсутствует

Отсутствует Отсутствует

Требования по БТ в составе проекта застройки (проезды, проходы, площадки, зеленые насаждения малые архитектурные формы). Госэкспертиза проектов и схем БТ федерального значения Ряд несоответствий нормативным требованиям (безопасности и др.). Недостаточность обоснования нормируемых параметров и отсутствие их верификации

Допущен ряд несоответствий с [2]

Допущен ряд несоответствий с [2]

4

5

б

* Формат проекта межевания территории введен в законодательство позднее.

** Приказ Минстроя России от 05.02.2024 № 68/пр (ред. от 08.07.2024) «Об утверждении Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил на 2024 г.». — littps://www.consultant.ra/documeiit/cons_doc_LAW_480933/.

37 Позднее присвоен шифр СНиП 11-04—2003)

и локальных проектов по БТ, что отвечает логике модели БТ в составе [2]. В этой же логике идет развитие «базового» СП 82, а нормирование вопросов БТ при подготовке проекта межевания территории продолжает игнорироваться.

Разрабатываемая Минстроем России структура проекта пересмотра СП 42 (представляется, по сути, как некая заявка на новое видение структуры НТД градостроительства) вовсе не содержит упоминания о БТ, как не находят должного отражения вопросы БТ и в проекте СП о проектируемой структуре НТД в строительстве38. Отметим также, что выполненная оценка соответствия, как вновь принятых СП, так и их проектов, установленным формальным (нормативным) требованиям к НТД39, в целом демонстрирует наличие иных традиционных недостатков структурно-концептуального, правового и редакционного характера.

Заключение

По итогам выполненного анализа можно заключить, что рассматриваемый планировочный сегмент стандартизации БТ нивелирован, а, по сути, дела утерян. Применение рассмотренных СП для создания объектов БТ при градпроектировании проблематично, а вектор развития таких СП в этом отношении оптимизма не добавляет. Таким образом, отсутствие должного отражения вопросов БТ в составе документов стратегического, территориального планирования и град, зонирования приводит к

38 СП «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». — littps:// kodeks.m/news/read/razrabotan-proekt-sp-sistenia-nonnativnyli-dokunientov-v-stroitelstve-osnovnye-polojeniya?ysclid=mlxjps867c966862315. В рамках предлагаемой Системы БТ не отнесено к объектам нормирования, а градостроительство без должного учета специфики сути пространственного развития отождествляется с капстро-игельством (включение «Градостроительства» в раздел «Здания и сооружения» и др.), то есть и в дальнейшем подпадает под чисто отраслевое (строительное) техническое регулирование.

39 Включая требования нового ГОСТ Р 1.19—2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Своды правил. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». — littps://base. garant, ru/406967648/?ysclid= nilxjkqiczb34831031 (отметим, что и этот НТД игнорирует вопросы БТ, не выделяя требований к специальному СП, касающемуся БТ).

недостаточной гармонизации ПБТ и град, документации, а в целом создает риски снижения качества городской среды.

По итогам изложенного выше можно заключить, что отсутствие единого концептуально методологического взгляда на сущность, место и роль БТ в системе град-проектирования сопровождается пробелами и иными дефектами правовых и нормативно-технических документов. При этом единичные шаги в направлении воссоздания целостности в рамках методического регулирования носят ведомственный характер и проблемы не решают. В этом отношении представляется целесообразным вначале на новом уровне обратиться к истокам российской научной школы сферы БТ (см. выше о работах Л. А. Велихова и др.), обеспечить необходимое развитие научных взглядов и их профессиональное признание, обеспечив, прежде всего, уточнение объема понятий базовых терминов, начиная с «благоустройства территорий», «озеленения», «инженерной подготовки», онтологическую увязку терминов40, упорядочение состава вида деятельности41 .

В целом, необходимо устранить дефицит государственного внимания к теме правового регулирования и стандартизации в части БТ. Речь может идти о первоочередном внесении обоснованных изменений и дополнений в [2], в подзаконные акты и региональное законодательство, а также и об автономизации в структуре НТД гармонизированных взаимно разделов по градостроительству и по БТ. Все эти обоснования требуют продолжения исследований, нацеленных на определение практических путей соответствующего совершенствования и гармонизации в рассмотренной сфере госуправления развитием территорий. Предметный спектр таких исследований самый разнообразный, они могут касаться как вопросов методологии [6], онтологии (единство терминов, полнота раскрытия их определений и

40 Дискуссия о терминах в сфере БТ в профессиональной среде продолжается [8].

41 В рамках ОКВЭД речь может идти в основном о разделах (группах) 81.30 «Деятельность по благоустройству ландшафта» и 71.11.2. «Деятельность по планировке городов и территорий», которые сами по себе требуют, на наш взгляд, логической и предметной корректировки.

ТЗ

m

О г>

-I

тз о s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-I

CD

О-

Г> -I 03

о

0

1 S

тз

о

03

0

Г) CD

О-

Г> S

X

1

0

Г) CD

CD

1 I

l -I

О оз

83

со

О

IX

X с

X X

CD с; CD U О

X

X ^

и

CD U

О ^

со

О

CL

X

X

О

О со I-

U

CD

IX

О

о.

I-

и о

а

о о.

в области град, деятельности, с другой стороны), стандартизации (см. выше). Они также могут касаться и конкретных предметных направлений (применения и развития в сфере БТ моделей биосовместимого, зеленого города, ландшафтного и мастер-планирования, использования градпо-тенциала подземного пространства и др.).

взаимная увязка, систематизация видов деятельности в рамках ОКВЭД и других классификаторов), права (эффективность, полнота и гармонизация правового регулирования на федеральном и региональном уроне отношений в области создания комфортной городской среды и БТ, с одной стороны, и регулирования отношений

Библиографический список

1. Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». — URL: https:// www.minstroyrf.gov.ru/docs/140232/, дата обращения: 07.10.2024.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/, дата обращения: 07.10.2024.

3. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». — URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/140232/, дата обращения: 07.10.2024.

4. Журавлев П. А., Марукян А. М., Сборщиков С. Б. Критерии и этапы принятия организационных решений по благоустройству территорий // Строительство и техногенная безопасность. — 2022. — № 25 (77). - С. 31-36.

5. Сулейманова Т. Р. Развитие комплексного благоустройства территории // Научно-исследовательский центр "Technical Innovations ". — 2021. — № 1. — С. 174—177.

6. Чистякова С. Б. Вопросы преемственности подходов к благоустройству и озеленению городов // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. — 2021. — № 1. — С. 5—13. — DOI: 10.37770/ 2712-7656-2021-1-5-13.

7. Belyaev V. Standardization of urban landscaping at the planning level: Russian practice // E3S Web of Conferences: Ural Environmental Science Forum "Sustainable Development of Industrial Region". — Chelyabinsk: EDP Sciences, 2023. - P. 06033.

8. Мищенко В. В., Королева Е. Н. К вопросу об определении термина «благоустройство» в современных условиях // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — № 2-1 (74). — С. 305-309.

LANDSCAPING IN URBAN PLANNING: THE REGULATION ASPECT

V. L. Belyaev, Ph. D. (Technical sciences), Associated Professor, National Research Moscow State University of Civil Engineering, [email protected], Moscow, Russia

References

1. Pasport federaTnogo proekta "Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy" [Passport of the federal project "Formation of a comfortable urban environment"]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/140232/, access date: 07.10.2024 [in Russian].

2. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ [Town-Planning Code of the Russian Federation No. 190-FZ dated 29.12.2004]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/, access date: 07.10.2024 [in Russian],

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2022 № 3268-r "Ob utverzhdenii Strategii razyitiya stroitel'noj otrasli i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda s prognozom do 2035goda " [Decree of the Government of the Russian Federation dated 10/31/2022 No. 3268-r "On approval of the Strategy for the Development of the construction industry and housing and communal Services of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast up to 2035"]. URL: https:// www.minstroyrf.gov.ru/docs/140232/, access data: 07.10.2024 [in Russian].

4. Zhuravlev P. A., Marukyan A. M., Sborshhikov S. B. Kriterii i e'tapy' prinyatiya organizacionny'x reshenij po blagoustrojstvu territorij [Criteria and stages of making organizational decisions on landscaping]. Construction and technogenic safety. 2022. № 25 (77). P. 31—36 [in Russian].

5. Sulejmanova, T. R. Razyitie kompleksnogo blagoustrojstva territorii [Development of complex landscaping]. Scientific Research Center "Technical Innovations". 2021. № 1. P. 174—177 [in Russian].

6. Chistyakova S. B. Vopros}''preemstvennosti podxodov k blagoustrojstvu i ozeleneniyu gorodov [Questions of continuity of approaches to urban improvement and greening]. Landscape architecture in the era of globalization. 2021. № 1. — P. 5—13 [in Russian].

7. Belyaev V. Standardization of urban landscaping at the planning level: Russian practice. E3S Web of Conferences: Ural Environmental Science Forum "Sustainable Development of Industrial Region". Chelyabinsk: EDP Sciences, 2023. P. 06033 [in Russian],

8. Mishhenko V. V., Koroleva E. N. Kvoprosu ob opredelenii termina "blagoustrojstvo " v sovremenny'x us-

Mloviyax [On the question of the definition of the term "landscaping" in modern conditions]. Izyestiya Altai __State University. 2012. № 2-1 (74). P. 305-309 [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.