Научная статья на тему 'Стадиальность и кризисные периоды зрелости в работах отечественных психологов'

Стадиальность и кризисные периоды зрелости в работах отечественных психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
914
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАДИАЛЬНОСТЬ / КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / ОНТОГЕНЕЗ / ЗРЕЛОСТЬ / BY STAGES / ONTOGENY / MATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буторин Геннадий Геннадьевич, Долгова Валентина Ивановна

В статье представлен анализ стадиальности и кризисных периодов зрелости в работах отечественных психологов. Показано, что у современных психологов нет сомнений в том, что онтогенез протекает неравномерно, что он претерпевает резкие количественные и качественные изменения в особые переходные возрастные периоды, которые обозначаются как возрастные критические, или кризисные, периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages and crisis period of maturity in the work of russian psychologists

An analysis of stages and crisis periods of maturity in the works of local psychologists is presented. It is shown that modern psychologists have no doubt that ontogeny proceeds unevenly, he undergoes drastic quantitative and qualitative changes in the specific transitional age periods, which are referred to as age­critical or crisis periods.

Текст научной работы на тему «Стадиальность и кризисные периоды зрелости в работах отечественных психологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 151.8 ББК 88.374

Г.Г. Буторин, В.И. Долгова

стадиальность и кризисные периоды зрелости в работах отечественных психологов

В статье представлен анализ стадиальности и кризисных периодов зрелости в работах отечественных психологов. Показано, что у современных психологов нет сомнений в том, что онтогенез протекает неравномерно, что он претерпевает резкие количественные и качественные изменения в особые переходные возрастные периоды, которые обозначаются как возрастные критические, или кризисные, периоды.

Ключевые слова: стадиальность, кризисный период, онтогенез, зрелость.

G.G. Butorin, V.I. Dolgova

stages and crisis period of maturity in the work of russian psychologists

An analysis of stages and crisis periods of maturity in the works of local psychologists is presented. It is shown that modern psychologists have no doubt that ontogeny proceeds unevenly, he undergoes drastic quantitative and qualitative changes in the specific transitional age periods, which are referred to as age-critical or crisis periods.

Key words: by stages, the crisis period, ontogeny, maturity.

В результате проводимых исследований отечественные ученые пришли к заключению, что в период зрелости (взрослости), как и в ранней период онтогенеза (детство, отрочество, юность) наблюдаются свои кризисы. При этом под кризисом понимается переход от одного этапа развития личности к другому, сопровождающийся резкими изменениями в динамике и содержании психического пространства и его физиологии. Он описывается как период онтогенеза, который сопровождается качественной перестройкой всех структурных слоев психики. Однако если представления различных специалистов о критических периодах раннего онтогенеза во многих периодизациях схожи, то относительно проблемы кризисов взрослого человека исследователи не столь единодушны. Так, Б.С. Братусь (1988) отмечает два

ключевых этапа в становлении зрелой личности [5]. Первый соответствует возрасту примерно 30 лет, когда происходит масштабная переоценка всего прожитого. Человек старается оценить правильность выбранного пути, а при необходимости пытается исправить какие-то упущения и ошибки. Для обозначения этого периода сегодня в возрастной психологии утвердилось понятие кризис средних лет. Второй этап - так называемый предпенсионный кризис, который заявляет о себе примерно в возрасте 55 лет. Он характеризуется попытками планировать свою жизнь в пенсионный период. При этом вероятность нарастания кризиса средних лет, по мнению автора, тем более вероятна, чем больше расхождение между идеальными представлениями по поводу своего будущего, которые формировались в юности, и теми событиями,

которые составляют содержание реальной жизни.

В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман (1996) утверждают, что период взрослости можно охарактеризовать наличием двух событийных общностей [9]. Первая - это воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей. Вторая общность - творчество в системе экзистенциальных ценностей. По мнению авторов, это то, что обеспечивают развитие личности в период взрослости. Кризисы рождения знаменуют вхождение в новую общность. Именно благодаря тому, что в культуре всегда существует более масштабная форма общности, такие кризисы могут благополучно разрешаться. Так, кризис юности связан с тем, что человек вступает в первую общность и в этот период, переживает разрыв идеальных представлений и реальности. Во второй общности, которая носит название «кризис взрослости», происходит так называемый смысловой разрыв, когда переживается несовпадение в понимании смысла жизни как личной категории и как общечеловеческой ценности. Когда общности входят в кульминационный период происходит кризис развития. Данный кризис говорит о том, что человек усвоил основные способы взаимодействия в обществе и наступает период, его собственного развития внутри общности. Таким образом, можно говорить о том, что в первой общности формируется мировоззрение, как один из основных элементов психологического ядра личности, а во второй строится сама личность, как элемент более широкой системы - культуры.

Накопленные к настоящему времени данные о развитии в этот период позволяют выделить наиболее общие положения проблемы зрелости (взрослости. В этот период процессы развития опосредуются жизненным опытом и сформировавшимися типологическими и индивидуальными чертами. С точки зрения Б.Г. Ананьева (1968), своеобразие зрелости зависит от всего жизненного пути, от типа характера и меры активности человека в трудовой и профессиональной деятельности [3].

Описывая жизненный цикл развития человека, Л.Д. Столяренко (2000) замечает, что этот цикл традиционно разделяется на отдельные периоды [10]: 1) пренатальный; 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь, в каждом из периодов можно выделить несколько стадий, которые характеризуются рядом особенностей. Такие стадии выделяются и в периоде зрелости. Стадия ранней зрелости (с 20/23 до 30/33 лет) свидетельствует о том, что у человека значительно интенсифицируется личная жизнь и профессиональная деятельность. В этот период молодые люди самоутверждают себя в любви, в интимных отношениях, в построении карьеры и в освоении значимых социальных ролей в обществе. Автор утверждает, что и в зрелые годы следует выделять свои кризисные периоды. Например, кризис 33-35 лет, когда на фоне уже достигнутого определенного социального и семейного положения человек начинает сомневаться в своих силах, в перспективе, в будущих успехах. Это проявляется в том, что появляются не всегда продуманные попытки что-то изменить в своей жизни: найти новую и более достойную работу, место жительства, возрастает риск разводов, обусловленный поиском новых спутников жизни, увлечения и пр. После этого кризиса психологическое состояние может на некоторое время стабилизироваться (от 35 до 40-43 лет). В этот период, можно сказать, что человек закрепляет свои достижения и успехи, уверен в своем социальном и профессиональном статусе, имеет приемлемый уровень успехов в карьере и материального достатка. За периодом стабильности следуют следующие критичные десять лет: от 45 до 55 лет. В этот момент человек начинает особенно остро ощущать свое вхождение в период среднего возраста. У него могут возникать первые симптомы ухудшения здоровья, он осознает, что прошел пик свой физической формы и привлекательности. А то, что достиг в жизни, в карьере, в личной жизни - это лучшее и большего уже не будет. Этим объясняется то чувство усталости

ш О 1_

О

с; о

X ^

о

с

><

.а X

X

ф

ей

н

о ф

т

ф

н о

X го I-

о ю го

I-

о о

с; ф

^

со

ъ ч

о ф

с

ф

.а X

о

ь

о

X -О

с;

го ^

го

I-

о

го ш

е

с; о

ш

о

н >

ш

от жизни, сниженный фон настроения, от которого человек конечно же хочет избавиться. И тогда возникают мечты о новых победах в любви, которые нередко реализовываются в попытках построить новые интимные отношения и доказать, что он еще молодой. Завершающий период зрелости, по Л.Д. Столяренко, приходится на возраст от 55 до 65 лет. Автор определяет его как период физиологического и психологического равновесия, который характеризуется снижением сексуального напряжения, постепенным отходом человека от активной творческой деятельности.

Иногда целесообразно говорить о кризисах профессионального становления и идентификации (23-27 лет), а также о кризисе 30 лет и др. Обобщая данные литературы по возрастной психологии и давая оценку обсуждаемому вопросу, Е.В. Андриенко (2000), например, считает, что достижением изучения периода взрослости следует признать разработку этапов этого периода [4]. Обобщая наиболее известные работы современной социальной психологии, она подчеркивает значительную разницу как в понимании хронологических рамок периода взрослости, так и их терминологических определениях. Так, этап перехода из юности в молодость разные авторы обозначают как: период молодости, ранней взрослости, первый период зрелого возраста, ранняя зрелость или как просто период зрелости. Его хронологические рамки определяют от 19/21 до 25/30, - 35, -40/45 (вплоть до 55 лет). Вероятно, замечает автор, разнообразие подходов обусловлено самим содержанием социальной жизни, два аспекта которой становятся значимыми в этот период: личная жизнь и профессиональная деятельность, именно эти аспекты влияют на обособление десятилетия от 30 до 40 лет.

Согласно работам Е.Ф. Рыбалко (2001), в период зрелости человек приобретает новый статус [6]. Его определяют необходимость реализации разнообразных прав и обязанностей в многочисленных сферах жизни и деятельности, таких как широкое социальное окружение (общество, работа), и конечно, собственная

семья. Статус личности во многом определяет развитие личности в этот период, т.к. от него зависят личностные возможности в каждом контексте деятельности человека.

Комплекс ролей, которые можно рассматривать как общественные функции, реализует содержание общественного поведения субъекта. Прежде всего реализовывается система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, установки, мотивы, цели и ценностные ориентации. Автор апеллирует к известной классификации английского геронтолога Д.Б. Бромлея, в которой последний отразил зависимость становления статуса от активности самого человека. При этом не последнюю роль в этом процессе играет система общественных отношений и социальных преобразований. В данной классификации указывается, что в период ранней взрослости строится собственный образ жизни. Тогда же человек усваивает всевозможные профессиональные роли и включается во все виды социальной активности. В период средней взрослости консолидируются социальные и профессиональные роли. А когда человек входит в период поздней взрослости, отмечается дальнейшее установление социальных и специальных ролей соответствующих роду занятий. В то же время происходит их перестройка, одни из них начинают доминировать над другими, которые ослабевают. В зависимости от изменения социального положения изменяются и жизненные планы.

Социальные психологи, интерпретируя периодизацию индивидуального развития, пришли к выводу, что на формирование личности в значительно степени влияет совокупность социальных условий (экономических, политических, правовых, моральных), образование и воспитание, а также активностью самой личности. При этом содержание жизни каждого человека обусловлено различными обстоятельствами и событиями, которые детерминируют его деятельность и преобразуются историческими условиями данной страны. Основой образ жизни личности зависит от её статуса, который определяет её положение в обществе

или место в определенной конкретной социальной структуре (Е.Ф. Рыбалко, 2001). Влияние социальных преобразований, смена общественных отношений, обстоятельства жизни нередко требуют от взрослого человека мобилизации всех его личностных ресурсов. Совершаемые в это время различного рода изменения в социальном статусе направлены личностью на использование потенциальных возможностей для достижения высокого уровня своей деятельности. При этом максимальная продуктивность деятельности зависит от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, от уровня её притязаний. Неуспешность или завышенные требования создают стрессовые условия, что может привести к болезненному состоянию.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), основной проблемой зрелоговозрастаявляютсяидентичность, самовыражение и принятие себя [2]. Как правило, идентификация в зрелом возрасте определяется идентификацией в сфере профессиональной деятельности, её успешностью и достигнутым статусом. Автором описаны типы идентификации профессий.

С точки зрения В.Д. Менделевича (1999), рассогласование в период ранней зрелости в сфере профессиональной идентичности, включающей неудовлетворенность карьерой, уровнем материального благополучия и авторитетом, более значимо для мужчин, чем для женщин [7]. В этот период для женщин главные проблемы связаны, как правило, с другой - семейной - жизнью, а кризис может быть вызван несоответствующим их представлениям статусом семьи, разочарованием в партнере и друзьях, неудовлетворительными отношениями с близкими, материальным достатком семьи, её психологическим здоровьем.

Социальные психологи, изучающие семью, зачастую отмечают, что отношения в семье между ее членами строятся в соответствии с определенной динамикой. Характер такой динамики отражает естественные изменения в содержании отношений [11]. Как указывает большинство исследователей, устойчивость семьи как системы испытывает наибольшее напряжение в первые 5-7 лет супружеской жизни и после пятнадцати лет совместного проживания. В этот период партнеры по браку обычно достигают возраста 45-60 лет (Абрамова Г.С., 2003) [1]. После 40 лет, во втором периоде зрелости, человек проявляет склонность к рефлексии, начинает анализировать свою востребованность в обществе, насколько он смог раскрыть свои способности и реализовать потенциальные возможности (Поливанова Г.С., [8]). Нечеткость терминологических определений этого возрастного периода обусловливает неопределенность его характеристик.

Таким образом, в психическом и психологическим плане зрелость (или этап взрослости) представляет собой период формирования максимально широкого круга субъективных отношений через включение личности в широкий круг новых социальных ситуаций: профессиональные, производственные, семейные, общественные и т.д. Полиморфность таких отношений определяет спектр диагностических возможностей для оценки гармоничности их развития или степени нарушения этих отношений. На существование особых переходных периодов указывают авторы практически всех теорий, независимо от их направлений и методологических подходов. В зрелые годы выделяют свои кризисные периоды, при этом специалистами разных дисциплин они трактуются неоднозначно.

ш о

о с; о

X ^

о с X .а X

X

ф

ей I-

о ф

т

ф

I-

о

X го I-

о ю го

I-

о о

с; ф

^

со

ъ ч

о ф

с

ф

.а X

о

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003. — 670 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 48 с.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ь

о

X -О

с;

го ^

го

I-

О

4. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2000. - 264 с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

6. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

7. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Мен-делевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.

8. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

9. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - № 5. - 1996. - С. 38-50.

10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие. - Ростовн/Д: Феникс, 2000. -672 с.

11. Психология возрастных кризов [Текст]: хрестоматия / сост. К.В. Сельчонок. - М.: Харвест, 2001. - 560 с.

Referencеs

1. Abramova G.S. Psychology. M.: Academicheskii Proect, 2003. P. 670. [in Russian].

2. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life Strategy. M.: Mysl, 1991. P. 48. [in Russian].

3. Ananiev B.G. Man as an object ofknowledge. L.: LSU, 1968. P. 339. [in Russian].

4. Andrienko E.V. Socially psychologyy. M.: Akademia, 2000. P. 264. [in Russian].

5. Bratus B.S. Anomalies personality M.: Mysl, 1988. P. 301. [in Russian].

6. Rybalko E.F. Age and differential psychology. SPb.: Piter, 2001. P. 224. [in Russian].

7. Mendelevich V.D. Clinical and medical psychology. M.: MEDpress-Inform, 2008. P. 432. [in Russian].

8. Polivanova K.N. Psychology age crises. M.: Akademia, 2000. P. 184. [in Russian].

9. Slobodchikov V.I. Integral general periodization of mental development. Voprosy psykhologii, 1996. № 5. P. 38-50. [in Russian].

10. Stolyarenko L.D., Zuckerman G.A. Fundamentals of Psychology: Textbook. Rostov-na-Donu: Fenix, 2000. P. 672. [in Russian].

11. Psychology of age crises: a reader / Comp. K.V. Selchonok. M.: Harvest, 2001. P. 560. [in Russian].

Сведения об авторах: Буторин Геннадий Геннадьевич,

доктор психологических наук, профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about authors: Butorin Gennadiy Gennadevich,

Doctor of Psychology, Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

ro m

e

о

m

о

I>

Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail. [email protected]

Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Psychology, Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.