профессиональное становление личности
л.А. головей, В.Р. манукян, м.Д. Петраш
соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека1
ключевые слова: профессиональный кризис, возрастной кризис, соотношение возрастных и профессиональных кризисов, развитие, взрослость, ресурсы преодоления.
Keywords: professional-turning points, age-turning points, the ratio of age- and professional-turning points, development, adult age, resources of overcoming.
Одна из особенностей развития взрослого человека состоит в том, что он в процессе жизненного пути реализует себя в различных сферах и видах деятельности, в разной степени являясь их субъектом. Развитие человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности неизбежно содержит в себе периоды стабильности и периоды трансформации, изменения системы — кризисы. В кризисные периоды развития осуществляются уровневые и структурные перестройки в различных подструктурах человека, отражающиеся в его эмоциональном состоянии, поведении, системе отношений, самосознании в целом — возникает особая симптоматика возрастного кризиса, составляющая его психологическое содержание. Кризисы развития в подавляющем большинстве концепций характеризуются тем, что изменения, происходящие в них, являются не парциальными, а тотальными, затрагивающими личность и ее жизненный путь в целом.
В настоящее время нормативные кризисы взрослых описываются в рамках периодизаций, охватывающих целостный жизненный цикл и выделяющих универсальные закономерности развития человека в течение всей жизни. Феноменология кризисов средней взрослости освещается также в эмпирических моделях взрослого периода, построенных на основе психобиографических и статистических исследований, какими, например, являются исследования Д. Левинсона [15], Г. Шихи [13], X. Томе [9]. На основе обобщения также психотерапевтического опыта описан экзистенциальный кризис середины жизни в концепциях К. Юнга, В. Франкла [10, 14]. Во всех этих моделях кризисы взрослости называются по-разному и акцентируются их различные аспекты, что не позволяет сложить о них целостное представление.
Тем не менее, анализ проблемы позволил выделить основные кризисы средней взрослости: это кризис 30-летия, обозначаемый в литературе как «переход к 30-летию» [13], «переход к расцвету» [6], «кризис молодости» [7], «переход к средней взрослости» [8] и кризис 40-летия, называемый кризисом «середины жизни» [15, 11], кризисом средней взрослости [7], кризисом перехода к зрелости [6], экзистенциальным кризисом [10].
В качестве психологических источников кризиса 30-летия рассматривается процесс подведения итогов, происходящий по окончании периода интенсивной «первичной самореализации», когда молодые люди реализуют свои первые главные выборы, сделанные в юности и ранней взрослости, — выборы профессии, спутника жизни, образа жизни в целом. При подведении итогов происходит сличение как с собственными планами и надеждами, так и с возрастными стереотипами, существующими в каждом обществе. В литературе отмечается, что тяжесть кризиса является следствием недостаточной подготовки личности к жизни и деятельности, а также недостаточно благополучно прошедшей эпохи самоопределения. По мнению большинства исследователей, кризис 30-летия знаменует переход от молодости к зрелости (средней взрослости, расцвету), что означает появление таких новообразований в структуре
1 Исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологическое содержание и факторы преодоления возрастных и профессиональных кризисов периода средней взрослости», проект № 09-06-00702а.
личности, как принятие себя настоящего, осознание ценности «быть собой», формирование осознанной системы ценностей и выбор на ее основе направлений саморазвития [8].
Психологические источники кризиса середины жизни имеют более глубокие корни и более обширную и разнообразную трактовку в литературе. Это общий феномен, когда человек сталкивается с биологическими, психологическими и социокультурными признаками того, что половина жизни уже прошла, сталкивается с изменением в семейных ролях и профессиональном статусе, с растущим осознанием собственной смертности. Исследователи различных направлений отмечают, что в биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы (Б. Ливехуд, В.Л. Ефименко, Г. Крайг, Е.Ф. Рыбалко). Соответственно, причины кризиса видятся в психофизиологических изменениях, отмечающих 40-45-летний рубеж, в реакциях на сокращение жизненной и личностной перспективы и возможностей жизненных изменений. Затрагивая разноуровневую структуру человека целиком, он носит выраженный экзистенциальный характер. Кризис описывается в литературе как потеря чувства нового, ощущение отставания от жизни и понижения уровня профессионализма, чувство нетождественности себе, необходимость понижения самооценки, переживание исчерпания своих возможностей. Возникают состояния подавленности, апатии, снижения интереса к жизни, однообразия и скуки, усталости.
Процесс профессионального развития личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда [3], проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений. В процессе профессионализации возникают внутриличностные противоречия, а также противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. В результате этого противоречия возникают дезадаптация, кризисы, стагнация, конфликты [4]. В отечественной психологии на существование кризисов в процессе профессионального становления указывают Л.И. Анцыферова, Н.С. Глуханюк, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.Р. Фонарев и др. Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк рассматривают процесс профессионального развития как процесс смены стабильных и критических периодов, при этом обязательным условием перехода на следующую стадию профессионального развития является прохождение через кризис. В их исследованиях профессиональные кризисы отождествляются с возрастными [4]. Вместе с этим ряд авторов, говоря о нормативных возрастных кризисах взрослого человека, рассматривают кризисы профессионального развития как неотъемлемую часть симптоматики возрастного кризиса [12, 13, 15].
Таким образом, к настоящему времени накоплен достаточно большой материал по проблемам профессиональных и возрастных кризисов взрослого человека, однако рассмотрение вопроса об их соотношении остается открытым. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью понимания соотношения возрастного и профессионального развития человека в период средней взрослости и возможностью на этой основе разработки программ психологической поддержки в преодолении кризисов профессионального и возрастного развития.
С целью изучения соотношения возрастного и профессионального развития было проведено исследование, задачами которого явились:
1. изучение психологического содержания (феноменологии) основных возрастных кризисов средней взрослости 30 и 40 лет;
2. исследование профессиональных кризисов в общем контексте развития взрослых;
3. выявление соотношения возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого
человека.
В исследовании приняли участие две группы испытуемых: в первую группу вошли 169 человек в возрасте от 28 до 45 лет (средний возраст 36,5 лет); во вторую — 335 человек в воз-
расте от 20 до 60 лет. В данной выборке группы взрослых 20—27 лет и 45—60 лет были взяты для изучения динамики показателей профессионального в плане сопоставления с «тридцати»- и «сорокалетними». Вместе с тем, основными экспериментальными группами явились группы 28—33 лет (далее условно «тридцатилетние») и 38—45 лет (далее условно «сорокалетние»). Выборку составили представители разных профессий, с разным уровнем образования и семейным статусом.
Мы предполагали, что соотношение симптоматики возрастных кризисов и кризисов профессионального развития подчиняется закону гетерохронии. Это означает, что в содержании развития в периоды средней взрослости могут сочетаться признаки кризисов профессионального развития и возрастных кризисов. При этом в разные периоды взрослости доминирующую роль в кризисной симптоматике может играть какой-либо один из видов кризиса.
Для изучения психологического содержания возрастных кризисов средней взрослости использовалась психобиографическая анкета кризисных событий В.Р. Манукян [1], разработанная на основе биографического подхода. Феноменологические признаки кризисов представлены в ней в качестве событий трех видов: события среды, события поведения (поступки), события внутреннего мира (переживания). Именно эти виды событий составляют психологическое содержание кризиса [5]. В анкете испытуемым предлагалось оценить наличие и силу переживания каждого из указанных видов событий по 10-балльной шкале.
Для изучения основных характеристик профессиональной жизни использовалась анкета профессионального развития [2], охватывающая все уровни организации человека как субъекта деятельности: от психофизиологического (индивидного) до социально-психологического (личностного). В анкете максимально охвачены все области жизненного пространства индивида.
Для изучения стереотипов эмоционального поведения нами использовалась методика диагностики эмоционального выгорания К. Маслак (MBI), адаптированная Н.Е. Водопьяновой.
Для изучения индивидуально-личностных характеристик использовался 16-факторный опросник Р. Кеттелла (форма С). Исследование совладающего поведения личности в контексте преодоления кризисов проводилось с помощью методики изучения совладающего (coping) поведения — тест Р. Лазаруса.
С помощью факторного анализа биографической анкеты кризисных событий было выделено 3 фактора, отражающих 3 типа кризисов, которые переживают взрослые: нормативный возрастно-биографический кризис, адаптационный (травматический) кризис и невротический кризис, отражающий состояние внутриличностного конфликта и неудовлетворенности потребностей разных уровней. Указанные факторы описывают 47 %дисперсии. В соответствии с задачами нашего исследования остановимся подробнее на анализе первого фактора, имеющем наибольший вес (доля общей дисперсии 19 %) и отражающем общие тенденции психологического содержания нормативных кризисов средней взрослости — 30 и 40 лет. В табл. 1 представлены наиболее нагруженные признаки — кризисные переживания, составляющие симптоматику возрастно-биографических кризисов средней взрослости.
Из таблицы видно, что кризисные переживания формируют три группы признаков: биографические кризисные переживания, являющиеся ведущими в формировании кризисных синдромов, переживания, связанные с осознанием возраста и ограниченности времени жизни и переживания, связанные с трудностями профессионального развития. Таким образом, признаки кризисов профессионального развития включились в единую структуру возрастно-биографического кризиса, являясь следствием общего процесса переосмысления жизненного пути и «подведения итогов».
Далее с целью описания возрастных различий кризисных переживаний в возрастных периодах 28—33 года и 38—45 лет был проведен второй этап факторного анализа для каждой из возрастных групп. В каждой группе выделилось по 4 фактора. В целом, факторные структуры в каждой из групп повторяют тенденции, полученные для выборки в целом, и являются схожими между собой. Однако наблюдаются и некоторые различия. Общая для обеих возрастных групп факторная структура, сопоставимая с нормативным возрастно-биографическим кризисом,
Т а б л и ц а 1
Психологическое содержание возрастно-биографических кризисов средней взрослости (извлечение из факторной матрицы)
Группы признаков Название Факторная нагрузка
Биографические переживания Разочарование, возникающее при сравнении планов юности и реальных достижений 0,789
Осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и действительностью 0,714
Сожаление по поводу упущенных возможностей 0,669
Обесценивание прошлых успехов 0,559
Неопределенность, непредсказуемость будущего 0,520
Переживания, связанные с осознанием возраста Страх приближения к середине жизни 0,677
Переживание невозможности что-то изменить в жизни, так как время уходит 0,636
Переживание убывания физических сил и привлекательности 0,521
Трудности в профессиональном развитии Трудности адаптации, связанные с началом обучения (в ВУЗе, колледже, аспирантуре) 0,630
Разочарование в выбранной профессии 0,626
Переживание ситуации выбора профессии 0,571
Переживание отставания от большинства ровесников в профессиональной сфере 0,555
отражает состояние неудовлетворенности самореализацией, осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и действительностью, страх не успеть реализоваться.
В группе «тридцатилетних» она дополняется профессионально-обусловленными признаками: «переживание отставания от большинства ровесников в профессиональной сфере» (0,699), «трудности, связанные с принятием профессиональных норм» (0,690), а также переживаниями, связанными с нехваткой уважения, признания и самоуважения (0,641). В группе «сорокалетних» общая факторная структура дополняется признаками, связанными с переосмыслением себя и своей жизни в целом: «желание заняться чем-то более значимым, изменить жизненные цели и приоритеты» (0,794), «желание начать что-то заново» (0,686), «переживание своего образа-Я» (0,573). Профессионально-обусловленный признак «разочарование в выбранной профессии» (0,671) также имеет место в рамках этой тенденции. таким образом, в младшей возрастной группе кризисные переживания нереализованности в большей степени связаны с ориентацией на возрастно-ролевые ожидания и сопровождаются желанием достичь определенной профессиональной позиции, успехов, признания и уважения. В старшей возрастной группе взрослых осознание нереализованности ведет к пересмотру образа-Я и жизни в целом, что переживается более тяжело и может приводить к более серьезным личностным перестройкам.
Помимо этого, второй этап факторного анализа выделил еще один фактор, носящий в целом профессионально-обусловленный характер и не имеющий прямых аналогий с факторами, выделенными на общей выборке.
Общими для обеих групп здесь являются биографические признаки, свидетельствующие о переживании нереализованности и опустошенности, которые являются ведущими и максимально нагруженными у «сорокалетних» взрослых: это «невозможность быстро перестроиться вместе с резкими изменениями в развитии общества» (0,729) и «обесценивание прошлых успехов» (0,729). Однако, переживания, описываемые фактором, более характерны для взрослых в период 30-летия: в этой группе биографические переживания, являясь ведущими, дополняются группой профессионально-обусловленных признаков, отражающих различные стадии профессиональной переквалификации и/или переориентации. В этой группе фактор в целом включает 7 признаков: «переживание ситуации выбора профессии»
(0,504), «трудности адаптации, связанные с началом обучения» (0,521), «страх выходить во взрослый мир на последних курсах обучения» (0,625), «разочарование в выбранной профессии» (0,602), «разочарование, возникающее при сравнении планов юности и реальных достижений» (0,580). У взрослых же старшей группы в фактор в целом входит 3 признака: 2 общих и один отличающийся — «переживание отставания от большинства ровесников в профессиональной сфере» (0,511). Таким образом, можно говорить, что в группе 40-летних взрослых переживания нереализованности в профессиональной сфере не носят столь напряженного характера и не связаны с активными действиями по профессиональной переориентации или переквалификации, как у 30-летних.
Хотя этот фактор не имеет выраженных аналогий с типами кризисов, полученных на общей выборке, он в целом сопоставим с возрастно-биографическим кризисом. В этом факторе профессионально-обусловленные признаки в большей степени отделились от возрастно-биографических и определили возрастную специфику кризисных переживаний, являясь более характерными для 30-летних взрослых. Итак, мы видим, что в возрастном периоде 28—33 года профессионально-обусловленные признаки создают отдельную, более интегрированную факторную структуру. Это может свидетельствовать о том, что для данной возрастной группы переживание профессионального аспекта кризиса более характерно.
Представленные нами результаты изучения психологического содержания кризисов средней взрослости и их возрастной специфики отражают только их симптоматику, феноменологическую часть. Для более полного понимания проблемы соотношения профессиональных и возрастных кризисов взрослого человека необходимо рассмотреть профессиональные кризисы в общем контексте развития взрослых.
Изучение профессионального развития позволило нам проследить его особенности и динамику факторов, влияющих на него. Анализ результатов профессионального развития, проведенный с помощью факторизации данных, анкеты профессионального развития [2] позволил выделить шесть факторов профессионального развития: «удовлетворенность профессиональной деятельностью», «самореализация», «межличностное общение», «психофизиологическое восстановление», «витальные потребности», «взаимоконтроль и поддержка». Выделенные факторы образуют две группы параметров. В первую группу вошли показатели профессионального развития личности — это удовлетворенность профессиональной деятельностью и направленность на самореализацию. Вторую группу составили факторы, влияющие на показатели профессионального развития, — это удовлетворение витальных потребностей и параметры психофизиологического восстановления, а также ряд социально-психологических факторов: межличностное общение, взаимоконтроль и поддержка. таким образом, было выделено два уровня факторов, влияющих на профессиональное развитие: психофизиологический и социально-психологический. Факторы теснейшим образом взаимосвязаны, и выделение их возможно лишь в исследовательских целях. Можно предположить, что такая особенность (невозможность расчленения) является следствием системной, неаддитивной природы профессионального развития. При этом структурообразующим фактором оказываются показатели самореализации, отражающие стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту.
Были выявлены периоды развития, которые можно назвать кризисными, так как в них наиболее отчетливо проявляется снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, отсутствует стремление к самореализации, уменьшаются резервные психофизиологические восстановительные возможности, снижается адекватность в межличностном общении; отмечается снижение эмоциональной устойчивости, увеличение тревожности, повышение показателей синдрома «эмоционального выгорания», беспокойства, фиксиро-ванности на неудачах, социализации поведенческого контроля, возрастание чувства долга, снижение инициативности. При этом каждая возрастная группа имеет свои особенности. Сравнительный анализ показателей профессионального развития выявил его специфику в группах 30- и 40-летних.
так, в возрастной группе 30-летних взрослых, отмечается низкая удовлетворенность профессиональной деятельностью, происходит снижение (по сравнению с более молодыми
возрастными группами) направленности на самореализацию (р<0,05), удовлетворенности в возможности собственного профессионального развития (р<0,01). Снижаются социально-психологические показатели, что проявляется в неадекватности межличностного общения, в неудовлетворении потребности во взаимоконтроле и поддержке со стороны коллег, в принципиальных и доверительных взаимоотношениях в коллективе, негативно оцениваются организация и условия труда (р<0,01). На физиологическом уровне отмечается снижение резервных возможностей, которое проявляется в снижении способности к психофизиологическому восстановлению (р=0,001).
Выявленные тенденции снижения показателей профессионального развития могут быть связаны с кризисом профессионального роста, проявляющимся в отсутствии перспектив профессиональной карьеры, когда личность «перерастает» свою профессию, что вызывает неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Об этом же свидетельствует повышение показателей по эмоциональному истощению (р<0,001), деперсонализации и редукции личных достижений как по сравнению с людьми более молодого возраста, так и более старшего.
Что касается индивидуально-личностных особенностей, то надо отметить, что представители этой группы отличаются высокими показателями интеллекта (р<0,05), эмоциональной зрелостью (р<0,05), большей независимостью и общительностью (р<0,001) по сравнению с другими возрастными группами. На данном этапе профессионал активно ищет пути совла-дания с психологическим дискомфортом и активно использует такие копинг-стратегии как самоконтроль, решение проблемы, принятие ответственности, поиск социальной поддержки, положительная переоценка.
В возрастной группе 40-летних взрослых изменения в показателях профессионального развития не носят столь глобального характера, как в предыдущем возрастном периоде. Отмечается повышение удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижение показателей эмоционального истощения и деперсонализации (р<0,05). В рассматриваемом периоде отмечается тенденция к снижению психофизиологического функционирования, не достигающая, однако, значимого уровня. Можно сказать, что с точки зрения профессионального развития в этой возрастной группе все обстоит благополучно. Вместе с тем, отмечается снижение направленности на самореализацию (р<0,01). На социально-психологическом уровне наблюдается повышение конфликтности межличностного общения, низкая оценка поддержки со стороны друзей и коллег (р<0,01). Эти результаты дополняются существенными изменениями в индивидуально-личностных характеристиках. Что проявляется в снижении эмоциональной устойчивости, в увеличении тревожности, беспокойства, фиксированности на неудачах, социализации поведенческого контроля (р<0,05), возрастании чувства долга, снижении инициативности (р<0,05). Перечисленные признаки позволяют предположить наличие кризиса развития. На фоне произошедшей перестройки профессиональных ожиданий, принятия профессиональной роли и определения своего места в профессиональной жизни, наблюдается снижение показателей личностного и межличностного функционирования. Происходит активизация используемых стратегий совладающего поведения. В качестве копинг-стратегий представители данной возрастной группы прибегают к планированию решения проблемы, принятию ответственности, самоконтролю, поиску социальной поддержки.
Сопоставление показателей возрастного и профессионального развития позволяет говорить о том, что изучаемые периоды различаются по характеру кризисных переживаний. Обобщенные данные, отражающие это соотношение в период средней взрослости, представлены в табл. 2.
Обобщая вышесказанное можно предположить, что период «тридцатилетия» является критическим периодом в профессиональном развитии, так как отмечается снижение показателей по всем параметрам профессионального развития. Вместе с этим результаты исследования выявили и наличие нормативного возрастно-биографического кризиса, проявляющегося в большей степени на уровне переживаний личности, в которых отражается осознание ограниченности времени жизни и переоценка личных достижений. Однако, кризисные переживания, связанные с профессиональным развитием, в этой группе пред-
т а б л и ц а 2
Показатели возрастного и профессионального развития в период средней взрослости
30 лет 40 лет
1. Возрастное развитие Повышение: интеллекта, эмоциональной зрелости, независимости, общительности Повышение: тревожности, беспокойства, фиксированности на неудачах, социализации поведенческого контроля, возрастание чувства долга. Снижение: эмоциональной устойчивости, инициативности.
Кризисные переживания • Переживание невозможности что-то изменить в жизни, так как время уходит • Переживания, связанные с недостаточностью уважения и признания окружающих, а также самоуважения • Желание заняться чем-то более значимым, изменить жизненные цели и приоритеты • Желание начать что-то заново • Переживание своего «образа-?»
2. Профессиональное развитие Повышение: «эмоционального истощения», «деперсонализации», «редукции личных достижений». Снижение: удовлетворенности проф. деятельностью, направленности на самореализацию, удовлетворенности межличностным общением с руководством и коллегами, удовлетворенности в возможностях «собственного профессионального развития». Негативная оценка организации и условий труда. Повышение: удовлетворенности проф. деятельностью, удовлетворенности в признании личного авторитета, профессиональным развитием, личным вкладом. Снижение показателей «эмоционального истощения» и «деперсонализации». Повышение конфликтности в общении, низкая оценка поддержки со стороны друзей и коллег. Снижение: показателей самореализации.
Кризисные переживания • Переживание отставания от большинства ровесников в профессиональной сфере • Трудности, связанные с принятием профессиональных норм • Разочарование в выбранной профессии
3. Совладеющее поведение Активно используются: стратегии: самоконтроль, решение проблемы, поиск социальной поддержки Активно используются: стратегии: «принятие ответственности», «самоконтроль»
ставлены более широко и разнообразно. Отмечается активная жизненная позиция в плане профессиональной переориентации. В этот период наблюдается подъем личностных ресурсов: эмоциональной зрелости, общительности, независимости, интеллекта. Происходит активизация адаптационных механизмов, проявляющаяся в преимущественном использовании проблемно-ориентированных копингов. Все это позволяет говорить о ресурсах личности для конструктивного выхода из профессионального кризиса.
Период «сорокалетия» характеризуется доминированием возрастного личностного кризиса и снижением выраженности профессионального. Об этом свидетельствуют изменения в личностной сфере, связанные с уменьшением способности к преобразовательной активности, что проявляется в эмоциональной неустойчивости и социализации поведенческого контроля. Изменения на социально-психологическом уровне в целом говорят о снижении возможности обращения к внешним ресурсам поддержки. Об этом же свидетельствуют и наиболее активно используемые копинг-стратегии, связанные с депрессивной формой реагирования. таким образом, здесь отчетливо выявляется кризисное противоречие, связанное с серьезными изменениями на уровне переживаний личности и уменьшением способности к преобразовательной активности. В данной группе возрастной кризис более «глобален», переживается тяжелее, и, наряду с изменениями функционирования субъекта деятельности, происходят серьезные личностные перестройки, пересмотр образа-? и жизни в целом. Вме-
сте с этим, в данном возрасте отмечается повышение удовлетворенности профессиональной деятельностью и снижение характеристик эмоционального выгорания.
Таким образом, полученные результаты подтверждают предположение о наличии гетерохронии в соотношении показателей возрастного и профессионального развития в период средней взрослости. При этом, в возрасте «тридцатилетия» доминирующими являются признаки кризиса профессионального развития, а личностное развитие в этот период может выступать в качестве ресурсов совладания с кризисной ситуацией. У «сорокалетних» взрослых, на первый план выступают и наиболее отчетливо проявляются признаки возрастно-биографического кризиса личности. Область профессионального развития может в этот период выступать в качестве одного из важнейших ресурсов совладания с кризисом.
Так в период кризиса «тридцати» лет в качестве ресурсов преодоления могут выступать такие личностные характеристики, как эмоциональная зрелость, общительность, независимость, хороший уровень развития интеллекта, активно-преобразующие копинг-стратегии: самоконтроль, планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки. В то время как период «сорокалетия», исходя из анализа кризисных переживаний, является смысложиз-ненным и связан с кризисом развития личности, ресурсы совладания в этот период могут быть найдены в профессиональном развитии человека. Таким ресурсами могут служить: удовлетворенность профессиональной деятельностью, признание личного авторитета и позитивная оценка деятельности профессионала окружающими, стремление к самореализации, позитивное самоотношение.
Проведенное исследование выявило некоторые закономерности в профессиональном и возрастном развитии человека, а также специфику соотношения профессиональных и возрастных кризисов в разные периоды средней взрослости. Опираясь на полученные результаты, важно направить работу на выявление индивидуально-личностных ресурсов конструктивного преодоления кризисов. Полученные результаты могут служить основанием для разработки методов психологической помощи человеку в разные периоды взрослости, направленных на восстановление системы конструктивного личностного реагирования.
литература
1. Головей Л.А., Манукян В.Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. Вып. 4. Серия 6.
2. Головей Л.А., Петраш М.Д. К проблеме развития субъекта деятельности / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 (к 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева) / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб., 2007.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Том 18. №6.. С. 35—44.
5. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.
6. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2000.
8. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. №5.
9. Томе Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии / Под. ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978. С. 173-196.
10. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 1999.
11. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2002.
12. Шахновская Е.Л. Гендерные особенности переживания кризиса 30 лет // Психология зрелости и старения. 2007. № 2. С.10-57.
13. Шихи Г. Возрастные кризисы — ступени личностного роста. СПб., 1999.
14. Юнг К.Г. Стадии жизни. Современный человек в поисках души. Пер. с англ. // Человек
и его символы / Под ред. С.Н. Сиренко. М., 1997. С. 315—327.
15. Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. 1986. № 41. P. 3-13.
© Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д., 2009
Т.А. майборода
КОГНИТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРА
ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, профессионально важные качества, когнитивные качества, механизмы личностно-профессионального развития
Keywords: personal-professional development, professionally important qualities, cognitive quality of, mechanisms for personal and professional development
В закономерностях отражаются устойчивые связи и отношения между явлениями. Наиболее общей закономерностью, сформулированной в психологии, является детерминация развития человека внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относят психические свойства, процессы и состояния человека, к внешним — окружение человека, общество, среду, в которой он развивается. так как в акмеологии развитие человека всегда имеет целевой характер и целью выступает достижение человеком акме, то в акмеологических закономерностях интеграция внешних и внутренних условий развития человека характеризует действие объективных факторов через индивидуальные особенности развития и саморазвития личности [1].
Для перевода актуального уровня личностно-профессионального развития инженера к высшему, потенциальному уровню нам необходимо также проанализировать механизмы, которые воздействуют на это развитие.
В проведенном нами исследовании [3] экспериментально доказано, что когнитивными качествами, которые входят в содержание профессионального акме инженера являются аттенциональные и имажитивные профессионально важные качества (ПВК), у инженеров-новаторов в содержание профессионального акме вошли имажитивные и мнемические ПВК. Вместе с тем к инвариантным когнитивным качествам инженера можно отнести только воображение, выделяемое исследователями инженерной деятельности и инженера как субъекта труда в различные исторические периоды.
Внимание не рассматривалось как значимый когнитивный процесс в общей деятельности инженера. Возможно, это было связано с тем, что внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. В психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления, и существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание [4].
Несмотря на то, что внимание не относится к инвариантным психологическим характеристикам инженера, свойства внимания представлены в профессиограммах и психограммах инженеров различных видов деятельности. В диссертации Е.П. Кораблиной доказано, что для деятельности инженера-конструктора значимым является устойчивость и концентрация внимания; для деятельности инженера-организатора - переключаемость внимания; для деятельности инженера технолога, аккумулирующей результаты деятельности всех других инженеров и имеющей широкий профиль — устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение внимания.