Финансовая политика
Удк 336.143.01
стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные представления
М. В. ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель кафедры государственного управления и менеджмента Е-mail: dyachenko_misha@maiL т Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал в г. Тверь
В статье рассмотрена роль стабилизационной финансовой политики в обеспечении устойчивости национальной финансовой системы, реального сектора экономики и основных макроэкономических показателей. Даны концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной финансовой политики государства. Разработаны экономические показатели ее эффективности.
Ключевые слова: стабилизация, политика, Резервный фонд РФ, Фонд национального благосостояния РФ, инструменты, механизмы.
Стабилизационная финансовая политика государства - новейшее явление в сфере государственных финансов, предполагающее использование финансовых отношений для повышения устойчивости национальных финансов и национальной экономики в целом [5].
В зарубежной науке о финансах после выхода в 1959 г. книги З. Масгрейва «Теория государственных финансов» государственную финансовую политику стали подразделять по следующим трем агрегированным целям:
- распределение;
- перераспределение;
- стабилизация (антициклическая политика) [2, 4].
При этом под распределением понимается влияние на использование экономических ресурсов таким образом, что достигается другой результат, нежели в случае рыночного голосования частных субъектов [2].
Перераспределение можно рассматривать как процесс вторичного, третичного и т. п. распределения ранее уже произведенного распределения.
Стабилизация (от латинского stabilis - устойчивый) представляет собой упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, а также само состояние устойчивости, постоянства [1].
В качестве цели стабилизационной финансовой политики принято полагать сглаживание колебаний, обусловленных колебаниями конъектуры и прочими факторами.
Немецкий экономист Д. Брюммерхофф доказывает, что стабильность тесно связана с экономическим равновесием. По этому поводу он отмечает: «Экономическое развитие должно протекать равномерно. Важным свойством экономического равновесия считается совместимость экономических планов всех экономических субъектов. Если оно выполняется, то ни один из экономических субъектов не должен менять своих планов. Равновесие считается ста-
бильным, если после нарушения снова достигаются прежние показатели равновесия. Экономическая система - в грубой формулировке - будет тем стабильнее, чем ближе она к равновесному состоянию или чем сильнее тенденции к его достижению» [2]. Далее, характеризуя понятие общеэкономического равновесия, ученый подчеркивает, что под ним следует понимать одновременное достижение высокого уровня занятости и низкой инфляции.
Все три цели государственной финансовой политики являются взаимосвязанными и взаимо-обуславливающими. Например, реализация стабилизационной политики невозможна без включения механизмов распределения и перераспределения. В свою очередь процессы распределения и перераспределения не всегда имеют нейтральный характер для социально-экономическое развития, а часто могут носить в плане влияния на национальную экономику как стабилизирующий, так и дестабилизирующий характер.
Стабилизационная финансовая политика представляет собой комплекс мер, направленных на установление или восстановление приемлемого макроэкономического равновесия с использованием системы распределительных денежных отношений, где главное место уделяется преимущественно налогово-бюджетным инструментам:
- изменению налоговой нагрузки на экономику;
- уровню бюджетных расходов.
Стабилизационная финансовая политика оказывается возможной за счет реализации регулирующей функции финансов1, которая связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства через механизм финансов:
- налоги;
- государственный кредит;
- государственные расходы и пр.
Перечисленные выше категории, являясь макровеличинами, способны оказывать воздействие на следующие показатели:
- состояние финансовых рынков;
- процентные ставки;
- курс национальной валюты;
- темпы инфляции;
- совокупный спрос и т. д.
1В зарубежной литературе в финансах также принято выделять стабилизирующую функцию, что позволяет использовать государственные финансы как инструмент и механизм осуществления стабилизации национальной экономики.
Все это в конечном итоге влияет на объем национального производства, занятость и устойчивость или дестабилизацию национальной экономики и финансовой системы страны. Таким образом, стабилизационную финансовую политику можно еще определить как совокупность мероприятий государства, направленных на организацию и использование финансов для осуществления своих функций в сфере упрочения национальной финансовой системы и повышения устойчивости социально-экономического развития страны [7].
Стабилизационная финансовая политика представляет собой один из видов государственной финансовой политики наряду с бюджетной, налоговой, таможенной, социальной, инвестиционной, структурной, стимулирующей политикой и т. д. Но вместе с тем стабилизационная финансовая политика невозможна в отрыве от перечисленных видов финансовых политик государства и основана на их использовании в рамках реализации целей стабилизационной финансовой политики. Стабилизационная финансовая политика предполагает использование совокупности инструментов и механизмов других видов финансовых политик для обеспечения устойчивости национальных финансов и национальной экономики в целом [8].
По мнению автора, целесообразно выделить следующие этапы, характеризующие различное понимание роли общественных финансов в контексте реализации стабилизационной финансовой политики государства.
1. Общественные финансы как способ перераспределения стоимости произведенного продукта от одних экономических субъектов другим. Этот этап продолжался до Великой депрессии 1929-1933 гг. В ходе него финансы рассматривались преимущественно как надстроечная категория в экономике, а сами финансовые отношения понимались как необходимое отражение реальных воспроизводственных процессов.
2. Общественные финансы как инструмент воздействия на макроэкономические процессы. Этот этап начался с выхода книги английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Начиная с этого этапа, финансы стали рассматривать как возможный инструмент активного влияния государства на экономику в целях преодоления кризисных явлений, ускорения темпов роста ВВП.
Стабилизационная финансовая политика представляет собой вмешательство в работу рынка.
Насколько это оправданно? С позиции неолиберализма, который в настоящее время порой рассматривается как некий рыночный фундаментализм, вмешательство государства в экономику недопустимо, так как предполагается, что рынок приходит к наиболее эффективному способу производства и распределения экономических ресурсов лучше, чем государство [10]. Наоборот, как показывает Д. Стиг-лиц, финансовый рынок не является совершенным и его необходимо регулировать. Это происходит в том числе и из-за того, что на финансовых рынках частная мотивация как на уровне организации, так и на уровне отдельных лиц, принимающих решения, часто не совпадает с общественной выгодой [3]. Возможностью проведения стабилизационной финансовой политики обладают индустриально развитые государства с высокоразвитым рынком и в меньшей степени - развивающиеся государства (за исключением стран - экспортеров нефти). Ограничения эти связаны с возможностью аккумулирования достаточных финансовых ресурсов. Кроме того, результативность и эффективность использования данных финансовых ресурсов у развивающихся стран будет ниже из-за существования высокого уровня коррупции.
По мнению автора, следует различать два близких понятия:
- «стабилизационная финансовая политика»;
- «стабилизационная экономическая политика».
Взаимосвязь и различие между ними состоят в следующем (рис. 1).
1. Стабилизационная финансовая политика, с одной стороны, - особый вид финансовой политики государства вообще, а с другой - один из элементов стабилизационной экономической политики.
2. Субъектом реализации стабилизационной финансовой политики является Правительство РФ, а субъектом реализации стабилизационной экономической политики - как Правительство РФ, так и Банк России. Также возможно взаимодействие между ними в рамках разработки и проведения стабилизационной экономической политики.
3. Инструментами стабилизационной фи -нансовой политики являются меры налогово-бюджетной политики, а инструментами стабилизационной экономической политики - меры как налогово-бюджетной, так и денежно-кредитной политики.
Также следует различать понятия «стабилизационная финансовая политика» и «финансовая стабилизация».
Под финансовой стабилизацией следует понимать меры как стабилизационной финансовой, так и в целом стабилизационной экономической политики, направленные на:
- достижение устойчивости финансовой системы;
- обеспечение сбалансированности финансовых потоков микроэкономических субъектов (компаний, банков, домашних хозяйств).
Стабилизационная финансовая политика и стабилизационная экономическая политика призваны оказывать воздействие на финансовый и реальный
Формирование и проведение
Формирование и проведение
1 Г
Инструменты налогово-бюджетной политики
Инструменты денежно-кредитной политики
Рис. 1. Субъекты и инструменты стабилизационной финансовой политики и стабилизационной экономической политики
сектора экономики в целях обеспечения устойчивости их функционирования (рис. 2).
Следует различать механизмы и инструменты стабилизационной финансовой политики.
Инструмент представляет собой способ, орудие совершенствования, воздействия на чего-либо в рамках рассматриваемой политики.
Механизмы стабилизационной финансовой политики можно подразделить на следующие виды:
- финансовый механизм;
- экономический механизм (точнее - экономические механизмы, так как на практике может быть реализован не один, а совокупность экономических механизмов).
Финансовый механизм стабилизационной финансовой политики представляет форму организации финансовых отношений, направленных на достижение поставленных целей. Неотъемлемыми элементами данного механизма являются:
- организация системы управления финансовыми ресурсами в рамках реализации стабилизационной финансовой политики;
- порядок формирования и использования финансовых ресурсов государства;
- организация и построение контроля в ходе
реализации стабилизационной финансовой политики и пр.
Экономический механизм стабилизационной финансовой политики представляет собой формирование и использование инструментов экономической политики на реально-воспроизводственную и финансовую системы для достижения поставленных целей (рис. 3). Таким образом, экономический механизм - это «передаточный» механизм в системе финансовой политики стабилизации национальной экономики и национальной финансовой системы.
В рамках стабилизационной финансовой политики государство может использовать уже существующие инструменты в реализации поставленных целей или создавать новые инструменты. В процессе достижения поставленных целей государству целесообразно использовать не один, а ряд инструментов. Многообразие инструментов обеспечивает результативность стабилизационной финансовой политики. Примером создания нового инструмента финансовой стабилизации в России можно считать учреждение специальных фондов в составе федерального бюджета:
- Стабилизационного фонда РФ;
- Резервного фонда РФ;
Рис. 2. Воздействие стабилизационной финансовой политики и стабилизационной экономической политики на национальную экономику
Рис. 3. Структура механизма стабилизационной финансовой политики государства
- Фонда национального благосостояния РФ.
Каждый из данных фондов является инструментом в реализации целей стабилизационной финансовой политики в России. Вместе с тем каждый из них формирует соответствующий механизм финансовой стабилизации [6, 9].
В качестве инструментов стабилизационной финансовой политики государства могут выступать:
- ценные бумаги;
- депозиты;
- фонды;
- субсидии и т. д.
Использование каждого из инструментов основано на формировании соответствующего экономического механизма. В свою очередь реализация того или иного экономического механизма в целях финансовой стабилизации предполагает, как правило, использование адекватному ему инструмента.
Субъектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:
- Правительство РФ,
- Министерство финансов РФ,
- уполномоченные федеральные органы исполнительной власти РФ.
Банк России нельзя рассматривать в качестве отдельного субъекта стабилизационной финансовой политики государства, так как он является субъектом денежно-кредитной политики, которая не входит в сферу финансовых отношений. Иными словами, денежно-кредитную политику в науке о финансах не принято включать в состав финансовой политики, которая представляет собой отдельный вид экономической политики. Вместе с тем Банк России участвует в процессе финансовой стабилизации экономики, который следует отличать от стабилизационной финансовой политики.
Стабилизационная финансовая политика - это политика, осуществляемая с использованием инструментария налогово-бюджетной политики, а финансовая стабилизация - это итог реализации экономической политики государства, который может быть достигнут как с использованием налогово-бюджетной, так и денежно-кредитной политики.
Например, важнейшим условием финансовой стабилизации экономики является снижение инфляции, что в системе разграничения экономических полномочий между Правительством РФ и Банком России относится к функциям Банка России.
Кроме того, эффективность и результативность стабилизационной финансовой политики государс-
тва определяется степенью координации в проведении налогово-бюджетной и денежно-кредитной политик. Поэтому Банк России, не являясь субъектом стабилизационной финансовой политики, в то же время становится субъектом финансовой стабилизации экономики.
Объектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:
1) финансовый рынок в целом или отдельные финансовые рынки (например, фондовый);
2) федеральный бюджет или бюджетная система страны в целом;
3) отдельные (преимущественно коммерческие) организации:
- банки;
- страховые организации;
- инвестиционные институты (компании, фонды и др.);
- промышленные, коммерческие и прочие компании.
Укрупненно объекты такой политики можно сгруппировать в две категории:
- относящиеся к финансовой системе;
- относящиеся к реальному сектору экономики.
На практике стабилизационная финансовая
политика наиболее часто направлена на финансовую систему.
Стабилизационная финансовая политика государства может иметь:
1) макроэкономический характер: когда осуществляется воздействие на макроэкономические показатели в целом, включая:
- объемы изымаемых налогов;
- объемы производимых бюджетных расходов;
- величину совокупного спроса;
- уровень безработицы;
- процентные ставки и пр.
В этом случае стабилизационная финансовая политика будет опираться на использование макроэкономических механизмов;
2) микроэкономический характер: когда воздействие направлено на нормализацию функционирования отдельных микроэкономических субъектов -банков, компаний и пр.
Как правило, от функционирования таких субъектов будет зависеть экономическая и финансовая стабильность в отдельных регионах страны или в национальной экономике. Например, государство может пойти на предоставление финансовой помощи крупнейшему банку в целях недопущения его
банкротства, что способно привести к возникновению кумулятивного механизма банкротства банков и дестабилизации экономики. В таком механизме государство часто может выступать своеобразным посредником в поиске финансовых ресурсов для отдельных банков и компаний, привлекая к этому другие частные бизнес-структуры (как это имело место в рамках мирового финансового кризиса в 2008-2010 гг.).
Механизм стабилизационной финансовой политики государства должен иметь нормативно-правовое оформление. Обычно оно охватывает несколько уровней формирования нормативно-правовых предписаний. Это связано с рядом факторов.
1. Существование различных компетенций между Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти РФ.
2. Необходимость разной степени детализации и уточнения со стороны нижестоящих инстанций, в компетенцию которых входит проведение финансовой стабилизации экономики.
3. Существование интересов лиц, разрабатывающих и реализующих меры стабилизационной финансовой политики государства.
Все это предполагает, что нормативно-правовая база стабилизационной финансовой политики представляется в форме федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти РФ и др.
Финансовый контроль является неотъемлемой функцией финансов. Он должен быть включен в систему реализации стабилизационной финансовой политики государства. Это обусловлено следующим:
- такая политика связана с перераспределением значительных финансовых ресурсов и существует определенная возможность использования их отдельными группами в собственных интересах;
- возникает необходимость оценки достижения поставленных целей стабилизационной финансовой политики.
По мнению автора, следует различать два близких понятия:
- результативность стабилизационной финансовой политики государства;
- эффективность стабилизационной финансовой политики государства.
Если результативность характеризует достижимость поставленной цели (целей), то эффективность -
степень достижения положительных результатов стабилизационной финансовой политики государства, соотнесенных с затратами или расходами. При этом положительные результаты - это эффект такой политики, а затраты - расходы государства на поддержание финансовой стабильности. Чем выше значение отношения эффекта (эффектов) к расходам, тем выше эффективность стабилизационной финансовой политики.
Эффекты стабилизационной финансовой политики могут иметь множественный характер и включать:
- прирост ВВП;
- увеличение объема производства;
- недопущение банкротства финансовых институтов;
- увеличение занятости или недопущение роста безработицы и т. д.
Таким образом, эффекты могут носить как экономический, так и социальный характер. В этом плане стабилизационная финансовая политика позволяет реализовывать государством и социальную политику.
Расходы на реализацию стабилизационной финансовой политики имеют двоякий характер:
- как безвозвратное финансирование мероприятий со стороны государства, что выражается в форме предоставления средств из государственного бюджета;
- на возвратной и часто платной основе - в форме кредитов, приобретения акций и облигаций проблемных банков, компаний и др.
Во втором случае происходит процесс инвестирования государственных финансовых ресурсов, т. е. их размещение, а не безвозвратное использование, что сопровождается ростом имущества государства.
Сущностное различие между результативностью и эффективностью состоит в том, что оценка результативности носит качественный характер и может быть выражена следующими видами оценок:
- «достигнуто»;
- «не достигнуто»;
- «достигнуто не полностью» и т. п.
А эффективность выражается количественно, т. е. в виде рассчитанного числа. В этом плане эффективность носит более информативный характер.
В качестве результативности стабилизационной финансовой политики государства в общем
виде можно считать достижение устойчивости национальной финансовой системы, включая банковский сектор, а также восстановление объема национального производства, ВВП и занятости. По сути, результативность стабилизационной финансовой политики государства можно представить как агрегированную сумму отдельных эффектов, где в свою очередь каждый эффект может быть соотнесен с эффективностью.
По оценке автора, для государственного бюджета можно использовать следующие показатели экономической эффективности использования бюджетных средств.
1. Коммерческая эффективность - доходность, выраженная в процентах годовых, которую получает государство от использования бюджетных средств для финансовой стабилизации национальной экономики. Здесь получаемый доход может иметь различные формы:
- проценты;
- дивиденды;
- прирост стоимости ценных бумаг или иного имущества и т. д.
Коммерческая эффективность бюджетных средств будет иметь место только в том случае, если бюджетные средства подлежат инвестированию, а не расходованию. Коммерческую эффективность целесообразно сопоставлять:
а) с доходностью средств в крупнейших и надежных российских и зарубежных банках;
б) со ставкой рефинансирования Банка России;
г) со средней нормой прибыли на вложенный
капитал (целесообразно использовать значение 15 % годовых).
В качестве примера коммерческой эффективности можно привести предоставление государством средств из Фонда национального благосостояния РФ на поддержку финансовой системы страны. Средства предоставлялись на возвратной, платной и срочной основе государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в форме кредита, который был использован на предоставление субординированных кредитов коммерческим банкам и стабилизации фондового рынка.
Таким образом, процесс финансовой стабилизации не только остановил развитие кризисных явлений в отечественной экономике, повысив устойчивость коммерческих банков и создав доверие к ним и финансовой системе в целом, но и сопро-
вождался получением доходности на используемые для этих целей бюджетных средства.
Теория и практика проведения стабилизационной финансовой политики показывают, что использование бюджетных средств в рамках такой политики способно обеспечить государству доходность, значительно превышающую средние значения.
2. Бюджетная эффективность - отношение прироста бюджетных доходов государства к величине затраченных бюджетных средств на проведение финансовой стабилизации экономики. Данный показатель может быть:
- простым (простая бюджетная эффективность);
- дисконтированным (дисконтированная бюджетная эффективность).
Показатель простой бюджетной эффективности следует рассчитывать исходя из номинальных денежных потоков. Показатель дисконтированной бюджетной эффективности - исходя из дисконтированных потоков (положительные - прирост бюджетных расходов; отрицательные - расходы на проведение мер финансовой стабилизации экономики), т. е. с учетом стоимости денег во времени.
Как известно, под стоимостью денег понимают доходность, которую они обеспечивают. Под стоимостью денег в российской практике используется ставка рефинансирования Банка России.
Простая бюджетная эффективность будет больше коммерческой эффективности из-за учета получаемых иных доходов (кроме процентов, дивидендов и т. д.) бюджета. К таким доходам относятся:
- прирост налоговых доходов вследствие увеличения деловой активности в экономике;
- тесно связанное с повышением активности в экономике увеличение поступлений налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц и др.
Также следует учитывать, что прирост налоговых поступлений приводит к увеличению налоговых доходов не только центрального (в унитарных государствах) или федерального (в федеральных государствах) бюджета, но и нижестоящих бюджетов. В связи с этим следует уточнить показатель бюджетной эффективности. Кроме предлагаемых автором показателей, следует использовать показатель совокупной бюджетной эффективности, рассчитываемый из суммы эффектов, получаемых всеми бюджетами бюджетной системы страны. Данный показатель позволяет более полно оценить
2
поступление доходов в распоряжение государства2 в результате проведения стабилизационной финансовой политики.
3. Интегральная экономическая эффективность - отношение прироста ВВП к расходам государства на обеспечение такого прироста. Необходимо понимать, что прирост ВВП представляет собой прирост добавленной стоимости страны или сумму доходов, получаемых всеми экономическими субъектами страны в форме:
- заработной платы;
- прибыли;
- процентов;
- ренты;
- налогов.
Показатели бюджетной и интегральной экономической эффективности можно рассчитывать для использования бюджетных средств в целях финансовой стабилизации экономики как в форме инвестирования (размещения), так и в форме расходования.
На практике государства, как правило, не осуществляют расчет показателей эффективности финансовой стабилизации экономики. Это не позволяет обществу оценить целесообразность тех или иных мер такой политики.
Предоставление обществу подобной информации помогло бы решить следующие задачи:
- повысить эффективность стабилизационной финансовой политики, так как правительство будет ориентировано на повышение отдачи от использования бюджетных средств, рассматривая наиболее эффективные меры и направления финансовой стабилизации;
- снизить критику в адрес правительства, использующего бюджетные средства не на проведение прямой социальной политики, а на поддержку финансовой системы.
По мнению автора, в настоящее время существует необходимость расширения поля действия стабилизационной финансовой политики, которая должна быть не только направлена на повышение устойчивости социально-экономического развития страны вследствие демпфирования внешних и внутренних экономических шоков, но и воздействовать
2 Включая бюджеты муниципальных образований, которые с правовой точки зрения не являются государственными, но по своей экономической сущности - государственные. Парламент же обладает полномочиями по перераспределению бюджетных средств между различными уровнями бюджетной системы страны.
на распределительные и перераспределительные процессы в обществе.
Существующая в России высокая дифференциация доходов населения сама по себе является фактором дестабилизации экономической системы и приводит к ослаблению стимулов к экономической активности:
во-первых, со стороны тех, кто получает сверхвысокие доходы, которые обусловлены действием внеэкономических факторов, но на основе реализации экономических механизмов (присвоение природной и административной ренты);
во-вторых, со стороны тех, кто получает низкие доходы и не заинтересован в качественном и высокопроизводительном труде.
Высокая степень дифференциации доходов приводит к росту вывоза капитала со стороны наиболее обеспеченных лиц, что не позволяет использовать средства на внутренние инвестиции. Наоборот, сглаживание доходов, хотя и приведет к снижению средней склонности к сбережению, но увеличит объем внутренних сбережений из-за сокращения оттока капитала из страны. Все это вызовет рост внутренних инвестиций в России, являющихся по своей природе более устойчивыми, чем иностранный капитал, часто носящий спекулятивный характер (его массированный приток и неожиданный и быстрый отток дестабилизируют национальную экономику).
Таким образом, снижение дифференциации доходов в России приведет к повышению темпов и обеспечению устойчивости социально-экономического развития страны.
В качестве механизмов перераспределения доходов в рамках реализации стабилизационной финансовой политики в России целесообразно использовать:
- отход от «плоской» шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц и переход на прогрессивную с одновременным ужесточением административного и уголовного законодательства в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
- введение акцизов на ряд дорогостоящих товаров (дорогие автомобили, яхты, драгоценности и пр.);
- увеличение ставок по налогу на имущество физических лиц в отношении дорогостоящей недвижимости для лиц, имеющих в собственности более одной квартиры;
- введение системы ограничений выплат руководителям государственных, муниципальных учреждений, организаций, а также руководителям их структурных подразделений;
- усиление борьбы с коррупцией, которая должна носить системный и реальный, а не декларативный и фрагментарный характер и т. д.
Для России стабилизационная финансовая политика, связанная со сглаживанием дифференциации доходов, позволит снизить сырьевую направленность экономики, а тем самым и макроэкономические риски, связанные с колебанием цен на нефть на мировом рынке.
В заключение следует отметить, что неотъемлемым элементом для достижения результативности и эффективности стабилизационной финансовой политики государства является учет баланса интересов общества в целом лицами, разрабатывающими и реализующими меры такой политики.
Нельзя не учитывать, что возможна подстройка интересов общества под интересы лиц и органов, осуществляющих стабилизационную финансовую политику от имени государства. Ведь такая политика связана с использованием государственных финансовых ресурсов в огромных масштабах. Необходимо также помнить, что бюджетные решения о формах и методах осуществления финансовой поддержки часто затрагивают интересы отдельных социальных слоев населения, предпринимателей и других групп, включая интересы конкретных финансовых институтов и компаний.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 1991.
2. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов. М.: Пионер-Пресс. 2002.
3. Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса: пер. с англ. Ю. М. Юмашева. М.: Международные отношения. 2010.
4. Масгрейв Р. А. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. М.: Бизнес Атлас. 2009.
5. Сухарев А. Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11.
6. Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. 2010. № 18.
7. Сухарев А. Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства / Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 31.
8. Сухарев А. Н. О возможности использования государственных финансовых резервов федерального бюджета на развитие российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 29.
9. Сухарев А. Н. Природная рента как инструмент стабилизации российской экономики // Финансы и кредит. 2010. № 15.
10. Хайек Ф. А. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма. 1999.