УДК 373.3
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
© 2024
М.А. Синягина, студент
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: младший школьный возраст; орфографическая грамотность; орфографические навыки; дидактические игры.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка, представлены средства оценки орфографических навыков, раскрывается потенциал дидактических игр и представлены результаты диагностики уровней орфографической грамотности младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает определенные требования по качеству формирования личностных, предметных, метапредметных результатов учащихся начальной школы [1, с. 3]. По дисциплине «Русский язык» в нормативных документах представлено требование: предметные результаты должны представлять сформированность позитивного отношения к правильности устной и письменной речи, овладение первоначальными представлениями об орфоэпии, лексике и грамматике. Результатом освоения орфографии на первой ступени обучения является умение учащихся правильно писать слова с пройденными орфограммами, нахождение орфограмм в словах, пояснение своего выбора при ответе, исправление своих орфографических ошибок и исправление ошибок у других детей и т.д. Обновление федеральных образовательных программ начального общего образования регламентируют качество процесса обучения и формирование универсальных учебных действий (УУД).
Таким образом, важной задачей обучения русскому языку является развитие орфографической грамотности у учащихся начальных классов.
Вопросами орфографической грамотности занимались такие исследователи, как М.Р. Львов, Н.Н. Алга-зина, М.М. Разумовская, Н.С. Рождественский и др. Их труды внесли свою лепту в развитие методологии преподавания русского языка.
Учителю необходимо подойти ответственно к созданию условий для обучения и развития учащихся, чтобы их возможности раскрылись. Педагогу нужно обеспечить доступ к качественным учебным материалам, оказывать необходимую помощь и взаимодействовать с родителями учащихся, организовывать интересные и познавательные уроки. Помимо этого, необходимо помнить, в первую очередь, о создании комфортной и безопасной образовательной среды, в которой ученики будут уверенно себя чувствовать.
У учащихся начальной школы характерной чертой является большой интерес к обучению, поэтому важно включить детей в грамотно организованный процесс, что окажет влияние на формирование гармонично развитой личности школьника и в дальнейшей жизни.
В возрасте от семи до десяти лет дети познают активно мир. Ребенок должен получить высококачествен-
ное образование, соответствующее возрасту и его потребностям. В этом возрасте происходит развитие творческих способностей, воображения и логики.
Таким образом, младший школьный возраст является этапом важнейших изменений. Учителю и родителям необходимо понимать особенности данного этапа для наилучшего взаимодействия с детьми, разрабатывая эффективные методы обучения и воспитания. Добиться успешных результатов можно только совместной работой взрослых.
Важную роль занимает орфография в судьбе человека, так как благодаря письменной форме происходит взаимодействие между людьми, выражение мыслей и преподнесение информации друг другу. Термин «орфографическая грамотность» означает правильное написание слов в соответствии с требованиями русского языка. Помимо этого, орфографическая грамотность несет в себе общее понимание структур языка.
К ключевым аспектам языковой грамотности относится термин «орфографический навык». Под данным понятием понимают не только понимание правил, но и умение соблюдать правила на письме.
Учителя и родители должны понимать, что «развитие орфографического навыка - длительный и постоянный процесс, который требует со стороны взрослых терпения, творческого подхода в работе, непрерывного внимания к детям» [2].
Процесс развития орфографического навыка у младших школьников включает в себя несколько ступеней (см. рис. 1), благодаря которым улучшаются навыки правильного письма слов, предложений и текста.
Основы грамотности формируются именно в младшем школьном возрасте, поэтому развитие орфографических навыков является важным [3, с. 49]. Для развития орфографических навыков у младших школьников необходимо проведение специальных занятий по правописанию [4, с. 87].
Методы улучшения орфографических навыков представлены в таблице 1 (см. табл. 1).
Важно помнить, что в развитии орфографических навыков нужна регулярная практика и поэтапное усложнение заданий. Необходимо придумать способ поощрения за правильность написания. Повышать уровень орфографических навыков возможно, соблюдая комплексный подход в обучении.
Рис. 1. Этапы развития орфографических навыков у младших школьников
Таблица 1. Методы повышения орфографической зоркости
Название Характеристика
Систематическое изучение правил орфографии и применение на практике Взрослые объясняют детям основные правила орфографии и наглядно демонстрируют применение на практике. После этого дети применяют полученные знания на письме. Пример: составление предложений с использованием созвучных слов
Чтение и анализ текстов для развития понимания правильного написания слов Учащиеся узнают новые слова благодаря чтению различных текстов, такие как стихи, рассказы, статьи и книги. Однако стоит учесть, что нужно не только читать, но и анализировать. После прочтения можно обсудить и сравнить свои предположения с реальным написанием. Это поможет закрепить понимание правил орфографии
Словесные игры и упражнения для тренировки и запоминания правописания Игры и упражнения помогут улучшить орфографические навыки. Например, игра «Угадай слово», в которой нужно отгадать слово, зная только его характеристики. Игра «Составь слово из букв» - необходимо составить слова из данных букв. Диктанты помогут практиковаться младшим школьникам в написании
Использование орфографических словарей Использование словарей и справочников помогут при проверке правильности написания слов и расширении словарного запаса у младших школьников
Коррекция ошибок и обратная связь от учителя или родителей Учителя и родители должны следить за орфографическими ошибками, которые допускают при написании дети. Тогда ошибки корректируются взрослыми - объяснение и исправление ошибок
Одним из методов формирования орфографических навыков неизменно остается чтение [5, с. 132]. Благодаря чтению учащиеся запоминают верное правописание слов.
Проводить оценку орфографических навыков необходимо педагогу и родителям. Регулярная проверка знаний поможет в выявлении слабых мест. Приведем способы проверки орфографических навыков у младших школьников.
1. Самый распространенный способ оценки - проведение диктантов. Можно выбрать любую тему, разную сложность. Оценивая диктант, важно учитывать верное написание слов, правильную расстановку знаков препинания. Возможно дистанционное проведение с помощью современных технологий.
2. Тесты позволят оценить знания правил и верное
написание слов. Возможно проведение на расстоянии благодаря онлайн-сервисам.
3. Написание сочинений. Данный способ позволяет преподавателю оценить владение языком, верное написание слов и применение знаков препинания на письме. Тему можно выбрать как свободную, так и в рамках урока.
4. Выполнение домашнего задания. Данный способ позволит учителю оценить качество владения языком, выявить пробелы в знании. Ученик получает обратную связь от учителя и исправляет допущенные ошибки.
5. Самый любимый у детей способ проверки орфографических навыков - игры [6, с. 118]. Существуют и онлайн-игры на правописание [7, с. 221].
Рассмотрим более подробно дидактическую игру как средство развития орфографических навыков у младших школьников.
Дидактическая игра - способ обучения, благодаря которому знания и умения дети добывают в игре. Это специально разработанная игра, у которой цель - обучение и развитие определенных навыков. Дидактическая игра позволяет усвоить материал в более легкой форме и запомнить на продолжительное время. Традиционные методы обучения уступают дидактическим играм в уровне интереса со стороны учащихся [8, с. 136].
Виды дидактических игр разнообразны: настольные, компьютерные, конструкторские и др. [9, с. 121]. При выборе игры стоит учитывать, что она должна соответствовать возрасту и возможностям учащегося, быть направлена на достижение образовательных задач.
Перечислим виды современных компьютерных дидактических игр.
1. Игры, целью которых является улучшение памяти и внимания. Разнообразные головоломки, игры с карточками.
2. Стратегические игры - развивают мышление и навык планирования. Разработка стратегии поведения
формирует у учащегося навык прогнозирования ситуаций.
3. Симуляционные игры - основаны на реальных процессах. Они помогают ребенку управлять своим временем, тренироваться в принятии решений и выходе из проблемных ситуаций. Например, если нужно помочь любимому герою.
4. Ролевые игры помогут применить младшему школьнику интересную роль. Это поможет в развитии социальных качеств, командообразовании.
5. Эдукативные видеоигры - компьютерная или мобильная игра, в основе - образовательная цель. Они являются помощниками в обучении по абсолютно разным темам.
Данные виды игр можно использовать совместно с традиционными методами обучения для того, чтобы увлечь ребенка интересной подачей информации. Важно помнить, чтобы добиться эффекта от дидактической игры, необходимо помнить о ее структуре, которая продемонстрирована на рисунке 2 [10, с. 113].
Рис. 2. Структура дидактической игры [11, c. 49]
На уроках русского языка для развития орфографических навыков используют такие типы дидактических игр:
- игры, направленные на поиск ошибок в тексте;
- игры, направленные на составление слов из заданных букв;
- игры, направленные на выбор верного написания [3]. Таким образом, использовать дидактические игры
на уроках русского языка можно, но соблюдая ряд тре-
бований, тогда результат освоения орфографических навыков будет успешным.
Базой исследования стала АНОО «Православная классическая гимназия» г. Тольятти 3 «А» и 3 «Б» классы по 18 человек в каждом.
В первую очередь, мы проверили оценку уровня орфографической зоркости проведением проверочного диктанта в обоих классах. В таблице 2 указаны результаты диктанта.
Таблица 2. Результат по первой диагностической методике
Уровень сформированности орфографической зоркости 3 Кол-во человек <А» Доля в общем кол-ве,% 3 < Кол-во человек Б» Доля в общем кол-ве,%
Высокий 8 44% 6 33%
Средний 7 39% 5 28%
Низкий 3 17% 7 39%
Анализируя данные результаты, мы видим, что в 3 «А» уровень орфографической зоркости выше, чем в 3 «Б» классе. 44% учащихся (8 детей) показали высокий
уровень (в 3 «Б» - 33%, 6 детей), также больше детей продемонстрировали средний уровень - 39% (в 3 «Б» классе - 28%). Учащихся 3 «А» класса в целом можно от-
нести к среднему уровню сформированности орфографической зоркости, а 3 «Б» классе - к низкому уровню.
После проведения диктанта нами было проведено тестирование в двух классах. Результаты тестирования отражены в таблице 3 (см. таб. 3).
Анализируя полученные результаты, мы видим, что высокий уровень в 3 «А» классе демонстрируют всего
После проведения тестирования мы провели оценку уровня орфографического самоконтроля с помощью
По результатам третьей диагностики мы видим, что в 3 «А» классе количество учащихся (6 человек, 33%), которые показали высокий уровень сформированности самоконтроля, выше, чем в 3 «Б» (5 человек, 28%). По среднему уровню в 3 «Б» учащихся больше (8 учеников, 44%), чем в 3 «А» (4 ученика, 22%). Низкий уровень в 3 «А» классе продемонстрировали 8 человек, что составляет 44%, а в 3 «Б» - 5 учеников, что составило 28%.
Причины низких результатов можно выделить следующие:
- учащиеся не знают правил или не умеют применять их на практике;
- навык орфографического самоконтроля не сформирован;
- внимание рассеяно;
- низкая мотивация к обучению.
Таким образом, педагогам и родителям необходимо совместно работать, используя дидактические игры и онлайн-сервисы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 31 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. М., 1966. 541 с.
3. Радионова Н.В. Формирование навыков правописания орфограмм в начальных классах. URL: https:// infourok.ru / formirovanie - navikov - pravopisaniya - or-fogramm-v-nachalnih-klassah-504323.html
4. Ермошина Н.И., Морозова Т.С. Использование ди-
2 ребенка, 11% (в 3 «Б» - 3 ребенка, 17%), средний и низкий уровень в 3 «А» классе продемонстрировали по 8 человек (по 44%), а в 3 «Б» классе средний уровень характерен для 5 человек (28%), а низкий показали 10 человек (56%). По данной диагностике средний уровень в классах исследования примерно одинаковый.
текста с ошибками. Результаты продемонстрированы в таблице 4.
Таблица 4. Результат по третьей диагностической методике
дактических игр на уроках русского языка в начальной школе // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 2014. С.126-129.
5. Левченко И.Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников. М.: Академия, 1989. 287 с.
6. Велиева Г.И. Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями // Инновации в современной науке: материалы II Междунар. осеннего симп., 2013. С. 136-139.
7. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. М.: Прометей, 1988. 412 с.
8. Федеральная основная общеобразовательная программа НОО (утв. Приказом № 372 от 18.05.2023). URL: https://static.edsoo.rU/projects/fop/index.html#/ sections/1
9. Макеева С.Г., Воронина А.В. Использование компьютерных дидактических игр в процессе обучения русскому языку в начальной школе // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов: материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского», 2016. С. 221-225.
10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1. 159 с.
11. Савельева Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма // Начальная школа. 1997. № 1. С. 49-53.
Таблица 3. Результат по второй диагностической методике
Уровень сформированности орфографической грамотности 3 « Кол-во человек А» Доля в общем кол-ве,% 3 « Кол-во человек Б» Доля в общем кол-ве, %
Высокий 2 11% 3 17%
Средний 8 44% 5 28%
Низкий 8 44% 10 56%
Уровень сформированности орфографического самоконтроля 3 « Кол-во человек А» Доля в общем кол-ве,% 3 « Кол-во человек Б» Доля в общем кол-ве, %
Высокий 6 33% 5 28%
Средний 4 22% 8 44%
Низкий 8 44% 5 28%
TOOLS FOR DEVELOPING SPELLING LITERACY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
© 2024
M.A. Sinyagina, student
St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: primary school age; spelling literacy; spelling skills; didactic games.
Abstract. This article discusses the development of spelling literacy of junior schoolchildren in Russian language lessons, presents means for assessing spelling skills, reveals the potential of didactic games and presents the results of diagnosing the levels of spelling literacy of junior schoolchildren.