Научная статья на тему 'Средства организации интерактивного занятия в педагогическом вузе'

Средства организации интерактивного занятия в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КАРТА / БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ / INTERACTION / REFLEXIVE CARD / LOGBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова О. И.

В статье рассматриваются вопросы организации интерактивного занятия. Предложены средства, способствующие организации активного взаимодействия студентов с преподавателем и студентов друг с другом в рамках не только семинарских, но и лекционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства организации интерактивного занятия в педагогическом вузе»

Баранова О.И. ©

Кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и методики начального образования,

Кубанский государственный университет

СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации интерактивного занятия. Предложены средства, способствующие организации активного взаимодействия студентов с преподавателем и студентов друг с другом в рамках не только семинарских, но и лекционных занятий.

Ключевые слова: интеракция, рефлексивная карта, бортовой журнал. Keywords: interaction, reflexive card, logbook.

Интеракция (англ. interaction, лат. inter - между и айюдеятельность) - обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог [3].В символическом интеракционизмеДж. Мида интеракция — непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа)[1].

Обратная связь непременно носит двусторонний характер, предполагающий переработку информации, импровизацию, возможно, изменение направленности содержания общения, при этом ситуация истинной интерактивности всегда предполагает равноактивность участвующих сторон [2, 41].Интерактивное обучение- это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. К вопросам, связанным с формами и содержанием интерактивного обучения, обращались Н.И. Волков, Д. Джонсон, Р. Джонсон, И.А. Зимняя, Е.В. Коротаева, Н.А. Морева, В.В. Рубцов, А.Ю. Уваров. Р.Л. Хон, Г.А. Цукерман и др.

Е.В. Коротаевой были дифференцированы подходы к организации интерактивного обучения. Первый подход базируется на применении активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания: дисскуссии, коллоквиумы, диспуты, тренинги общения, деловые игры без использования мультимедийных (ИКТ) средств.В этом случае необходимые элементы организации интерактивного обучения -перестройка пространства аудитории (класса), формулировка темы занятия через постановку проблемы, подготовка учебных заданий, содержащих «поле для диалога мнений», работа учащихся в микрогруппах, представление групповых решений, смена диалога на полилог(диалог происходит внутри групп - интраактивное общение; полилог - между группами - интерактивное общение), рефлексивное оценивание и самооценивание деятельности групп [2, 43].

Заслушивание каждой группы может происходить с применением различных техник: «Ярмарка» - если нужно сравнить варианты решения одной задачи. В этом случае на этапе итраактивного общения каждая группа получает одинаковое задание и в процессе презентации групповых решений представляет и защищает своё видение проблемы. Например, на занятии по дисциплине «История начального образования и воспитания в России» для будущих учителей начальной школы по такой технике происходит обсуждение различных моделей этношколы, содержательно и структурно построенных на особенностях народной дохристианской педагогики.

Если же изначально стояла задача показать разносторонность решаемой проблемы, то применятся техника «Эстафета» - каждой группе даётся особое задание, и выступления групп по очереди, как в эстафете, дают возможность учащимся на интерактивном этапе «объёмно

© Баранова О.И., 2013 г.

увидеть» динамику развития педагогического объекта или явления.Например, на занятии по дисциплине «Авторские технологии обучения и воспитания младших школьников» данная техника применяется для презентации различных развивающих игр Никитиных, к окончанию занятия складывается полная картина работы со всеми играми, позволяющая в дальнейшем студентам разрабатывать модель студии развивающих игр.

Второй подход предусматривает применение интерактивных средств обучения, но без интерактивного обучения как такового. Педагог использует возможности информационно-коммуникативных технологий в качестве наглядного материала, предлагает учащимся проявить себя в подготовке самостоятельных учебных проектов с опорой на мультимедийные презентации.Третий подход - интерактивное обучение с применением интерактивных средств обучения. Это в современной дидактике наименее изученная область, однако именно она сегодня наиболее востребована с точки зрения теории и практики образовательного процесса [2, 42].

Рассмотрим два вида интерактивной лекции:

1. Лекция с рефлексивно-самооценочным компонентом. Средство организации интеракции - рефлексивная карта.

2. Лекция по технологии критического мышления. Средства организации интеракции -«Бортовой журнал» и приёмы творческой рефлексии - «Кластер» и «Синквейн».

Рефлексивная картазанятий имеет следующие разделы: для интеллектуальной рефлексии - «Название предмета, дата», «Что я узнал нового», «Что было интереснее всего», «Что было труднее всего», «Чего я не понял», «Что сделать, чтобы понять»; для эмоциональной рефлексии - «Моё настроение», «Самооценка за занятие», «Оценка товарища»; для физической рефлексии - «Как я работал на занятии» (активно-неактивно (А - Н), устал - не устал (У - Н)).

В графе «Что сделать, чтобы понять» можно посоветовать обучающимся записывать свои действия по поиску источника помощи, например: спросить у преподавателя, обратиться к сети Интернет, прочитать в учебнике, выучить правило, разобраться в схеме, подумать и т.д. Если студент считает, что ему всё было понятно, то в данной графе он может записать - могу помочь другу. Таким образом, работая по данной части рефлексивной карты, студенты учатся делать запрос о помощи в случае необходимости, выбирать источник помощи, приучаются сами предлагать помощь тем, кто затрудняется в выполнении какого-либо задания. В структуру рефлексии помимо самоанализа входит самооценка. Для развития умений самооценивания, а также взаимооценивания учащимся предлагается заполнить строчки «Самооценка за занятие» и «Оценка товарища». Для этого нужно обвести соответствующую букву: О - отлично, Х -хорошо, У - удовлетворительно, П - плохо.Вграфе «Моё настроение» обучающиеся работают с условными обозначениями настроения («Цветовая памятка - Моё настроение»:жёлтый цвет -отличное, зелёный цвет - хорошее, синий цвет - безразличное,красный цвет - плохое,чёрный цвет - ужасное).В графе: «Как я работал на занятии» студентам предлагается определить своё состояние и оценить работу по двум параметрам: «Активно - Неактивно» (А - Н), «Устал(а) - не устал(а)» (У - Н). Для этого необходимо обвести нужную букву.

В период знакомства с процессом заполнения граф рефлексивной карты можно отводить до пяти минут в конце занятия на обдумывание записей, затем время сокращается, вырабатывается навык подведения итогов своей работы на каждом занятии, вырабатывается умение видеть собственные успехи и проблемы.

Технология развития критического мышления - это система методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно); умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта; умение самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе.

«Бортовой журнал» - специальный бланк, в который студенты во время изучения темы записывают свои мысли по разделам: «Что мне известно по теме». «Что нового я узнал». «Ключевые понятия». «Рисунок, схема». Другой вариант «Бортового журнала» может содержать

следующие рубрики (по порядку сверху вниз): Имя. Тема. Дата. Время работы. Ключевые понятия. Рисунок (Схема). Связи, которые я могу установить. Вопросы: Вопрос 1. Ответ (собственные знания, опыт). Ответ (из лекции). Вопрос 2. (и т.д. до Вопрос 5).

Студентам сообщаются тема и ключевые понятия лекции (которые записываются каждым в личный «Бортовой Журнал» (Б.Ж.).Затем предлагается попробовать составить одно или несколько предложений, используя все предложенные слова, располагая их либо в логической, либо в хронологической последовательности.Индивидуально каждым студентом составляются вопросы к теме лекции (записываются в соответствующую графу личного Б.Ж.). Списки вопросов обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных (они собираются со всех групп на доску и становятся «путеводителем» для педагога, который читает лекцию). Каждый вписывает в индивидуальные Б.Ж. наиболее значимые вопросы, выбранные группой. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории.По ходу ее чтения студенты индивидуально вписывают «ответы» на вопросы. В группе обсуждается информация по вопросам. Каждый может дописать или вычеркнуть что-то на основе обсуждения. Выстраивается индивидуально схема сообщения в соответствующем месте Б.Ж. Студенты пытаются связать информацию лекции со своим жизненным опытом, и записывают найденные связи и ассоциации в соответствующие строки Б.Ж. Обсуждаются схемы и записи в группе. От группы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема. Фронтально обсуждаются вопросы, поставленные до чтения лекции. Возможны пояснения лектора относительно тех вопросов, которые были заданы, но ответы на которые слушатели не получили.

Приведём пример ключевых понятий, отобранных одной из групп студентов по теме «Петровские реформы в образовании» в рамках дисциплины «История начального образования и воспитания в России»: гражданский шрифт, дидактические приёмы, профессиональные школы, принудительный характер обучения, секуляризация (светскость) образования, светские школы. Установленные студентами логические связи: ввод гражданского шрифта -потребность в обучении профессионалов - открытие профессиональных школ - введение дидактических приёмов - деление образования на два направления (светское, церковное).

Ещё один вариант «Бортового журнала», применяемый на занятиях, содержит следующие графы: «Ключевые понятия темы», «Вопросительные слова», «Вопросы, которые можно было бы выяснить», «Вопросы, которые придумали другие, но интересные мне тоже».

Опишем приёмы творческой рефлексии: «Кластер» и «Синквейн». «Кластер» - это графическая организация материала. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. В центре листа записывается ключевое понятие, от него в разные стороны расходятся стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Синквейн является быстрым инструментом синтеза и обобщения понятий и информации. Это пятистрочие, написанное по определённым правилам и требующее синтеза информации в кратких выражениях. Правила написания синквейна:первая строчка - тема называется одним словом (существительное); вторая строчка - описание темы в двух словах (два прилагательных); третья строчка - описание действия в рамках этой темы (три глагола); четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой) или крылатое, образное выражение (4-5 слов); пятая строчка - ассоциация, синоним темы из одного слова (существительное). Пример синквейна, составленного студентами:

Школа XVIII в.

Многотипная, славяно-греко-латинская Дисциплинирует, реформируется, расширяется Многопредметное многообразие многоуровневого образования

Секуляризация

Обозначенные средства организации интерактивного занятия ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом; на обеспечение активности студентов в процессе обучения.

Литература

1. Комлев Н.Г. Интеракция // Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //dic.academic. ru/dic.nsf/dic_fwords/17391

2. Е.В. Коротаева - Интерактивное обучение: мифы и реалии // Школьные технологии - 2013. - №4. -С. 41-48.

3. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/interakciya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.