Курбонова М. Т. преподаватель
Андижанский государственный педагогический институт
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: Средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения они являются одним из основных элементов дидактической системы. В статье рассматривается, что понимается под средствами обучения, их основные функции и проблемы, связанные с ними. В педагогике нет единого определения понятия «средство обучения», так как некоторые ученые определяют его узко как инструменты достижения образовательных целей, а другие включают в него интеллектуальные инструменты, используемые для познавательной деятельности. Средства обучения делятся на две основные группы: источники информации и инструменты усвоения учебного материала. Для эффективного обучения необходимо совместно использовать как материальные, так и идеальные средства обучения. В статье подчеркивается важность использования новых активных методов обучения, таких как мультимедиа, для повышения качества образования и эффективности процесса обучения в современных школах.
Ключевые слова: средства обучения, дидактическая система, образовательный процесс, мультимедиа, современные технологии.
Qurbonova M. T.
Teacher of Andijan State Pedagogical Institute
TEACHING AIDS AND THEIR ROLE IN THE PROCESS OF LEARNING
THE RUSSIAN LANGUAGE
Abstract: Teaching aids are an essential component of the educational process. Along with objectives, content, forms, and methods of teaching, they are one of the primary elements of the didactic system. This article explores what is meant by teaching aids, their main functions, and the problems associated with them. There is no single definition of "teaching aid" in pedagogy, as some scholars define it narrowly as tools for achieving educational goals, while others include intellectual tools used for cognitive activities. Teaching aids are divided into two major groups: sources of information and tools for mastering educational material. Both material and ideal teaching aids should be used together for effective learning. The article highlights the importance of using new active teaching methods, such as
multimedia, to improve the quality of education and enhance the effectiveness of the learning process in modern schools.
Keywords: teaching aids, didactic system, educational process, multimedia, modern technologies.
Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
Приступая к рассмотрению средств обучения в педагогическом процессе, необходимо дать ответ на следующие вопросы: что понимается в науке под средством обучения, каковы главные функции средств обучения и на каком основании они выделяются; что понимается под системой средств обучения, какие элементы входят в нее, какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т. е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином и все содержание, и весь проект обучения, и собственно средства-инструменты обучения.
Исходя из существующих точек зрения, можно утверждать, что под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально достигаются поставленные цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения- ускорить процесс усвоения учебного материала, т. е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Можно выделить две большие группы средств обучения: средство -источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Все средства обучения подразделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия,
дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующее -координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевидно, что учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал и компьютеры, лабораторное и промышленное оборудование в до профессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.
Для эффективной работы в современных образовательных учреждениях целесообразно устанавливать не отдельные компьютеры или технические средства, а целые комплексы (кабинеты), в состав которых входит комплект технических средств и оборудования, соответствующее программное обеспечение, предназначенные для использования учителем и которое образуют автоматизированное рабочее место учителя. Это позволит осуществлять более эффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Такие комплексы должны быть со специализированной мебелью, и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.
Повышение качества образования предполагает и использованием новых активных методов обучения, таких, например, как мультимедиа. Широкое применение в школах новых технологий и использования современных технических средств обучения способно резко повысить эффективность обучения для всех форм организации учебного процесса.
Использованные источники:
1. Прессман Л. П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе. М., 1985.
2. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул - БГПУ, 2006.