Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМАТИКА / ЗАНЯТИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОРИ АМАЛӢ / МАШғУЛИЯТ / ЗАХИРАҲОИ ЭЛЕКТРОНӢ / МУАССИСАҲОИ ТАЪЛИМИИ МИЁНАИ КАСБӢ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Саодат Джамоловна, Шарипова Фотима Абдуфаттоевна

В статье рассматриваются особенности организации и проведения практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях средствами электронных образовательных ресурсов.Обосновывается идея о том, что для организации и проведения практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях велика роль электронных образовательных ресурсов. Отмечается, что электронные ресурсы способствуют созданию предпосылок эффективного обучения с помощью интерактивных компонентов, мультимедийных средств в процессе обучения. Подчёркивается, что использование электронных образовательных ресурсов при проведении практических занятий по информатике в учреждениях среднего профессионального образования способствует развитию интеллектуальных и практических навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF PRACTICAL WORK IN INFORMATICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS BY MEANS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

The article dwells on peculiarities of organizing and conducting practical work on informatics in secondary vocational schools by means of electronic educational resources. The idea is substantiated that the role of electronic educational resources is great for organizing and conducting practical work in informatics in secondary vocational schools. It is underscored that electronic resources promote the creation ofprerequisites for effective learning with the help of interactive components, multimedia tools in the learning process. It is emphasized that the use of electronic educational resources when conducting practical classes in informatics in institutions of secondary vocational education contributes to the development of intellectual and practical skills of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

УДК 519.7 ББК 32.85

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

ХУСУСИЯЩОИ ТАШКИЛ ВА ГУЗАРОНИДАНИ КОРХОИ АМАЛИДОИРБА ИНФОРМАТИКА ДАР МУАССИСАХОИ ТАЪЛИМИИ ТАХСИЛОТИ МИЁНАИ КАСБИ ТАВАССУТИ ЗАХИРАХОИ ЭЛЕКТРОНИИ ОМУЗИШ

PECULIARITIES OF THE ORGANIZA TION AND CONDUCT OF PRACTICAL WORK IN INFORMATICS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONSBY MEANS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL

RESOURCES

Раджабова Саодат Джамоловна, к.п.н., доцент; Шарипова Фотима Абдуфаттоевна,

старший преподаватель кафедры методики преподавания математики и

информационной технологии ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова (Таджикистан, Худжанд)

Рацабова Саодат Цамоловна, н.и.п., дотсент; Шарипова Фотима Абдуфаттоевна,

сармуаллими кафедраи методикаи таълими математика ва технологияи

информатсиони " МДТ "ДДХ ба номи акад. Б.Fафуров"(Тоцикисmон, Хуцанд)

Rajabova Saodat Jamolovna, c.e.s., Associate Professor; Sharipova Fotima Abdufattoevna

senior lecturer of the department of teaching methods of mathematics and information technologies under the SEI "KhSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

Ключевые слова: практическая работа, информатика, занятия, электронные ресурсы, среднее профессиональное учебное заведение

В статье рассматриваются особенности организации и проведения практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях средствами электронных образовательных ресурсов.Обосновывается идея о том, что для организации и проведения практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях велика роль электронных образовательных ресурсов. Отмечается, что электронные ресурсы способствуют созданию предпосылок эффективного обучения с помощью интерактивных компонентов, мультимедийных средств в процессе обучения. Подчёркивается, что использование электронных образовательных ресурсов при проведении практических занятий по информатике в учреждениях среднего профессионального образования способствует развитию интеллектуальных и практических навыков студентов.

Вожа^ои калиди: кори амала, информатика, машгулият, захирауои электрона, муассисауои таълимии миёнаи касба

Мацола ба баррасии масъалаи вижагщои созмондиуа ва гузаронидани машгулиятуои амала оид ба информатика ба василаи воситауои электронии таълим дар муассисауои таълимии таусилоти миёнаи касба бахшида шудааст. Асоснок карда мешавад, ки дар ташкил ва гузаронидани машгулиятуои амалии фанни информатика истифодаи абзори электронии таълим мавцеи мууим дорад. Цайд мешавад, ки истифодаи воситауои электронии таълим барои муассирии раванди омузиш замина гузошта, циуати мароцовар цараён гирифтани фароянди таълим мусоидат менамояд. Хулоса мешавад, ки истифодаи воситауои электронии таълим дар ташкил ва гузаронидани коруои мустацилона дар муассисауои таусилоти миёнаи касба барои рушди тавоноиву цобилиятуои зеуниву амала хонандагон мусоидат мекунанд.

Key words: practical work, informatics, classes, electronic resources, secondary vocational educational institution

The article dwells on peculiarities of organizing and conducting practical work on informatics in secondary vocational schools by means of electronic educational resources. The idea is substantiated that the role of electronic educational resources is great for organizing and conducting practical work in informatics in secondary vocational schools. It is underscored that electronic resources promote the creation ofprerequisites for effective learning with the help of interactive components, multimedia tools in the learning process. It is emphasized that the use of electronic educational resources when conducting

practical classes in informatics in institutions of secondary vocational education contributes to the development of intellectual and practical skills of students.

В системе организации учебных занятий сегодня важное место занимает разработка и использование новых форм и методов реализации процесса обучения. Система образования в средних профессиональных учреждениях направлена на активизацию личности студентов, использование на практике их потенциала. Сегодня гуманизация образования определяет своей целью формирование сильной личности каждого студента, способной к деятельности в быстро меняющихся условиях, умеющей самостоятельно решать задачи, разрабатывать стратегии, брать на себя ответственность за себя и других.

В учреждениях среднего профессионального образования занятия занимают особое положение, когда каждый обучающийся активно участвует в учебном процессе, повышая уровень знаний и личную ответственность за результаты своей работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью нетрадиционных образовательных технологий [3, с. 24].

Использование нестандартных форм обучения в учреждениях среднего профессионального образования позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводственной до превращения в основную целенаправленно-творческую поисковую деятельность. Эффективнее будет, если перед репродуктивно-трансформационными мероприятиями будут проводиться творческие поисковые мероприятия, и в процессе студенты будут осваивать методы обучения.

Занятия информатики в средних профессиональных учреждениях сильно отличаются от занятий по другим предметам, поскольку студенты в основном работают за компьютером. В учебной программе средних профессиональных учебных заведений по информатике можно использовать только треугольник: педагог-компьютер-студент. В средних профессиональных учебных заведениях на занятиях по информатике классные компьютеры являются, в первую очередь, инструментами и лишь частью учебного объекта. Поэтому практические задания являются основной формой организации учебной деятельности студентов в компьютерном классе.

Общеизвестный факт, что практические занятия широко используются при изучении химии, физики, биологии. Особую важность они имеют и при изучении курса информатики. Практическая работа по информатике в средних профессиональных учебных заведениях по своей природе относится к практическим методам обучения. Она также включает элементы самостоятельной работы студентов.

С методологической точки зрения реальная задача практических работ по информатике - это развитие навыков и умение пользоваться оборудованием. Студенты должны использовать оборудование и другие инструменты и техническое оборудование для выполнения домашнего задания. Все явления студенты изучают с помощью специального оборудования - компьютера в классе информатики [4,с.54].

Практическая работа по информатике в учреждениях среднего профессионального образования предоставляется студентам на бумаге или на компьютерах в папках, в которых указываются задачи, которые необходимо выполнить. Она может быть частью занятия или занимать один или несколько пар. Поскольку задание представлено подробно, с рекомендациями и комментариями, учащиеся могут запомнить процесс выполнения, и педагогу не нужно подробно объяснять работу.

Электронные образовательные ресурсы - элементы, сформированные в электронно-цифровом виде с помощью компьютера [6,с.21].Электронные ресурсы состоят из структуры, содержания, тематики. Ресурсы электронного образования стали неотъемлемой частью современного образования. Между тем, путем организации и выполнения практических занятий по информатике в учреждениях среднего профессионального образования, а также создания и использования электронных образовательных ресурсов знания самых опытных учителей информатики фиксируются и сохраняются. Они способствуют созданию предпосылок к реализации эффективного обучения с помощью интерактивных компонентов, средств мультимедиа процесса обучения.

Прежде всего, использование электронных образовательных ресурсов в средних профессиональных учебных заведениях находит отражение в исследованиях по информатизации образования отечественных и зарубежных авторов (А.П. Ершова, Б.Р. Кодирова, А.А. Кузнецова, Ф.Комилова, М. Муллоджонова, М.П. Лапчика, А.В. Могилева, Н.И. Пака, В.А.Сухомлина, К.Т. Тухлиева, Е.К. Хеннера и др. ученых). Использованию электронного образования в среднем и высшем образовании посвящены многие исследования, ими были решены различные задачи. Созданы и используются учебные программы и

№4(69) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC ШТЕ8

инструменты в процессе обучения студентов (С.А.Бешенков, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, И.В. Роберт, Е.И. Санина, М.И.Шутикова и др.).

Использование электронных образовательных ресурсов в организации и проведении практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях потенциально позволяет сократить объем обязательных занятий, проводимых в аудиториях и лабораториях, без потери качества обучения [5,с.21]. Это возможно при мотивации студентов к получению новых знаний, самостоятельной работе, поиску новой информации. Применение в системе образования электронных ресурсов оказывает положительное влияние на качество знаний студентов, которые совмещают учебу и работу.

В педагогике и методике обучения информатике использование электронных образовательных ресурсов в организации и проведении практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях определяются как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленный на достижение целей образования.

Согласно различным подходам при использовании электронных образовательных ресурсов в организации и проведении практических работ по информатике в средних профессиональных учебных заведениях можно использовать такие методы, как:

- наглядный метод обучения;

- самостоятельная работа студентов по осмыслению и усвоению нового материала;

- учебная работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков [2,с.47].

Электронным образовательным ресурсом будем называть конкретный материальный продукт, реализующий ИКТ, который состоит, например, из дискет, компакт-дисков, методического обеспечения и т.д. В электронном ресурсе должны быть учтены основные принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера. Сгруппируем их в три основные группы: дидактические, организационные и технические требования.

Выделим основные дидактические требования к созданию и применению электронного ресурса с учетом концепции личностно-ориентированного образования:

• педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в образовании;

• научность содержания ресурса, предъявление научно достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;

• доступность предъявляемого учебного ресурса средствами ИКТ данному контингенту обучаемых, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;

• повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;

• осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные особенности обучаемого); сочетание групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержания и методов;

• развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследовательской, научной деятельности.

Электронные образовательные ресурсы, используемые при реализации практических занятий по информатике, являются методом и одной из форм процесса обучения:

1. Электронные образовательные ресурсы, используемые при проведении занятий по информатике, - это метод процесса обучения в системе СПО. На практических занятиях с помощью таких ресурсов студенты могут проводить эксперименты, получать новые знания при выполнении практических работ на компьютере под руководством педагога;

2. Благодаря электронным образовательным ресурсам, используемым при проведении практических занятий по информатике, студенты развивают практические навыки по информатике, выполняя задания на компьютере.

Практические работы по информатике с использованием электронных образовательных ресурсов построены таким образом, что студенты осуществляют определенный анализ, проводят исследования, получают определенные результаты.

Электронные образовательные ресурсы, используемые при проведении занятий по информатике в системе СПО, являются определенным методом получения новых знаний, их закрепления и использования на практике, что позволяет решить следующие задачи:

1) мотивировать студентов к изучению новых материалов, получению новых знаний;

2) стимулировать и развивать интерес к смежным предметам;

3) реализовывать творческую деятельность;

4) изучить математические понятия;

5) развить математическое мышление, умение контролировать свою деятельность и полученные знания.

При этом важнейшей особенностью практической работы является формирование общих навыков, позволяющих студентам адаптироваться к самостоятельному обучению.

Все студенты работают на рабочем месте одновременно с использованием программного обеспечения, предоставленного преподавателем. Образовательные цели могут различаться: -изучение нового материала (например: воспользуйтесь обучающей программой); -закрепление новых знаний, предоставленных учителем (ассимиляционная программа); -проверка усвоения полученных знаний и навыков работы (процедура управления). Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов при проведении практических занятий по информатике в учреждениях среднего профессионального образования способствует развитию у студентов экспериментальных навыков, в том числе интеллектуальных и практических, таких как: определение цели эксперимента, выдвижение гипотез, выбор оборудования, планирование эксперимента, сравнение, сопоставление и анализ результатов, формирование выводов и обобщений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронин, Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 53-59.

2. Коджаспирова, Г.М., Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

3. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование / Под научной редакцией Н.Н. Михайловой. - М.: ИРПО, 2000.-48с.

4. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики и вычислительной техники в общеобразовательной школе / Науч. рук. Роберт И.В. - М.: ИСО РАО, 1995.-28 с.

5. Суворова,Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. — М.:Педагогика,2005.-186 с.

6. Шахмаев, Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М.;1973.-320 с.

7. Широкова, Е. А. Практическая работа как средство понимающего усвоения старшеклассниками понятий математического анализа [Текст] / Е. А. Широкова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 508-513.

REFERENCES:

1. Voronin, Yu.A. Computerized Technologies in the Process of Teacher Training // Pedagogy. - 2003. - # 8. - P. 53-59.

2. Kodzhaspirova, G.M., Petrov K.M. Technical Teaching Aids and Methods of their Application. -M.: Academy, 2001. - 256 p.

3. Methodological and Reference Materials on the Introduction of Developing Pedagogical Technologies in Vocational Education / Under the scientific editorship of N.N. Mikhailova. - M.: IRPO, 2000.

4. Guidelines for the Equipment and Use of the Office of Informatics and Computer Technology in a Secondary School / Supervisor: Robert I.V. - M.: ISO RAO, 1995.

5. Suvorova, N. Interactive Learning: New Approaches. - M.: Pedagogy, 2005. - 186 p.

6. Shakhmaev, N.M. Didactic Problems of the Use of Technical Teaching Aids in Secondary School. -M.: Pedagogy, 1983.

7. Shirokova, E.A. Practical Work as a Means of Understanding by High School Students the Concepts of Mathematical Analysis [Text] / E.A. Shirokova // Izvestiya Ros. state ped. un-ta them. A. I. Herzen. - 2008. - No. 69. - P. 508-513.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.