Цены на бумагу несколько выросли в 2004 г., но ненамного, на 10% — до 580 долл. за тонну, и, возможно, будут расти, но не чрезмерно, скачков в их росте не предвидится.
Конкуренция с Интернетом в области рекламы, в частности, будет возрастать, однако газеты имеют долгую историю приспособления к деятельности различных СМИ, противостояния конкуренции.
Но самое главное, наверное, и это подчеркивает известный газетный аналитик Джон Мортон, — несмотря на вызовы и угрозы, газетный бизнес остается весьма прибыльным, что свидетельствует о здоровье отрасли. Многие газетные компании, чьи акции котируются на бирже, сообщили о прибылях в 2003 г. — 22 цента на доллар, а в первой половине 2004 г. прибыль составила тоже более 20 центов на доллар15. Это выше, чем в нефтяной и автомобильной промышленности, т.е. газетная отрасль продолжает развиваться, преодолевая трудности, решая свои проблемы.
15 Ibid. Р. 108.
Г.А. Голованова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Положение на газетном рынке. В 2004 г. общий тираж национальных газет Великобритании сократился на 3%, что отражает общеевропейскую тенденцию. Это связано с конкуренцией электронных СМИ — телевидения (особенно цифрового, увеличивающего число каналов) и радио, а также с развитием Интернета.
Однако национальные качественные газеты не только не потеряли тиража, но даже несколько его увеличили (с 2 млн 612 тыс. на конец 2003 г. до 2 млн 644 тыс. в конце 2004 г.)1. Это связано с тем, что, в отличие от массовых газет, качественные газеты держатся за счет аналитичности и комментариев. Продолжали удерживать тираж также газеты, рассчитанные на определенную устоявшуюся аудиторию (например, региональные еженедельники, большинство из которых тоже увеличили тираж).
Наибольшее увеличение тиража среди национальных качественных газет имела в 2004 г. "Таймс", полностью перешедшая на таблоидный формат. За счет этого она увеличила тираж на 9,5% и довела его до 680 тыс. экз. "Индепендент", который первым из
Observer. 2004. 21. Dec. Sec. "Business and media". P. 7.
широкополосных газет начал в 2003 г. переход на таблоидный формат и к маю 2004 г. перешел на него полностью, увеличив тираж в целом на 27% (до 263 тыс. экз. в конце 2004 г.)2.
Самой крупной по тиражу качественной газетой Великобритании продолжала оставаться воскресная "Санди таймс". В марте 2004 г. ее тираж достиг 1,4 млн экз.3, потом он несколько уменьшился — до 1,3 млн. Тираж этой газеты продолжает удерживаться за счет лучших в Великобритании красочных приложений журнального типа: "Культура", "Стиль", "Обзор новостей", детского "Фанди таймс".
Крупнейшая по тиражу ежедневная качественная газета "Дейли телеграф" в 2004 г. сменила владельца. Конрад Блэк, мировой газетный магнат канадского происхождения, после скандала, связанного с уличением его в незаконном переводе денег акционеров в свои частные компании, вынужден был распродать владения акционерной компании "Холлинджер интернэшнл", председателем которой он раньше был. Ее британские владения — газеты "Дейли телеграф" и "Санди телеграф", а также актуально-политический журнал "Спектейтор" консервативного направления — перешли в руки известных банкиров братьев Баркли, которым уже принадлежали "Скотсмен" и ряд других региональных газет. Братья Баркли заявили, что не будут вмешиваться в редакционную стратегию газеты, она останется прежней.
Самая качественная по содержанию газета Великобритании — "Файнэншл таймс" — немного оправилась после экономического кризиса начала XXI в., ударившего по всем финансовым изданиям. Она удерживает тираж на уровне около 500 тыс. экз., но остается убыточной4.
Тиражи всех массовых ("бульварных") газет Великобритании, как уже отмечалось, падают. Крупнейшими национальными массовыми газетами остаются ежедневная "Сан" (3 млн 300 тыс. экз.) и воскресная "Ньюс оф уорлд" (3 млн 700 тыс. экз.), но и они теряют тиражи. Тираж "Сан" в 2004 г. упал на 5%, и, по оценке газеты "Обсервер", "ее дела никогда не были так плохи, как сейчас"5.
Бум потребительских журналов. Если еще десять лет назад в Великобритании шли разговоры о "закате журналов" в связи с наступлением электронных СМИ, то сейчас очевидно, что эти мрачные прогнозы не оправдались. В Великобритании на конец 2004 г. было 8337 журналов (на 25% больше, чем десять лет
5
Ibid. 12 Dec. "Business and media". P. 8.
3 Sunday Times. 2004. 11 Apr. P. 2.
4 Observer. 2004. 28 Nov. Sec. "Business and media". P. 10.
8 Ibid. 21 Dec. "Business and media". P. 7.
назад). В 2004 г. было продано рекордное количество потребительских журналов (1 млрд 300 млн)6.
Крупнейшим журналом (и крупнейшим по тиражу британским периодическим изданием вообще) является сейчас женский еженедельник "Тейк э брейк", выжодящий тиражом в 4 млн экз.7 Второй по величине женский журнал Великобритании — "Глэ-мер" (более 600 тыс. экз.), созданный в 2001 г. и потеснивший традиционный "Космополитэн", у которого осталось всего 400 тыс. экз.
Но главное событие 2004 г. произошло на рынке мужских журналов. В дополнение к традиционным мужским ежемесячникам ("Эф-эйч-эм" с тиражом в 600 тыс. экз., "Лоудид" — 260 тыс. экз. и "Максиму" — 250 тыс. экз.) в истекшем году появились два мужских еженедельника — "Натс" компании Ай-пи-си и "Зу уикли" компании "Эмап". Созданные по типу женских еженедельников и дающие новости, развлекательную смесь и фотографии знаменитых женщин, они быстро заняли место в журнальной периодике, потеснив старые мужские ежемесячники. К лету "Натс" имел тираж в 290 тыс. экз., а "Зу уикли" — в 200 тыс.;
Продолжают пользоваться большой популярностью цветные иллюстрированные еженедельники о жизни знаменитостей. Крупнейшие из них — "Хит" компании "Эмап" (около 2 млн экз.) и "Hay" компании Ай-пи-си (1,1 млн экз.). К ним приближается созданный в 2003 г. еженедельник "Клоузер", принадлежащий той же "Эмап" (более 900 тыс. экз.).
Успех сопутствует научно-популярному журналу "Нью сайен-тист", на страницах которого печатаются статьи по самыш разнообразным вопросам. Успешно развивается сектор, связанный с куплей-продажей недвижимости и публикующий фотографии, описания домов, усадеб, интерьеров и т.п. По этим вопросам специализируется более 60 изданий9.
В целом по богатству и разнообразию журнального рынка Великобритания продолжает занимать одно из первых мест в мире.
Би-би-си: в преддверии продления Хартии. На общественной вещательной корпорации Великобритании Би-би-си в 2004 г. происходили весьма бурные события. Это быш год наивысшего за всю историю обострения противоречий между общественной корпорацией и государственными властями. Как известно, в 2003 г. корреспондент Би-би-си Эндрю Джиллиган выступил с утвержде-
6 Ibid. 19 Dec. "Business and media". P. 6.
Ibid. 21 Nov. "Business and media". P. 8.
8 Ibid. 19 Dec. "Business and media". P. 6.
9 Ibid.
нием, что правительство Тони Блэра фальсифицировало доклад советника министерства обороны Дэвида Келли, вставив в него утверждение, будто Ирак может в течение 45 мин развернуть и применить оружие массового поражения. Это утверждение и стало обоснованием для участия Великобритании в войне в Ираке. После раскрытия его имени Дэвид Келли покончил жизнь самоубийством.
Для расследования всех обстоятельств, связанных с "делом Келли", была создана специальная государственная комиссия во главе с лордом-консерватором Хаттоном, которая в январе 2004 г. опубликовала доклад, где вся вина была возложена на Би-би-си как на источник непроверенной информации.
Реакция общественности была недвусмысленной: 55% опрошенных заявили, что доклад Хаттона преследовал цель обелить правительство Блэра, и лишь 25% считали его объективным10. Тем не менее председатель Би-би-си Гэвин Дэвис и генеральный директор Грег Дайк ушли в отставку со своих постов. Преемником Дайка стал его заместитель Марк Байфорд, а на место председателя был временно назначен лорд Райдер, представитель консервативной партии. Он занял поистине апологетическую позицию по отношению к правительству, признав "обоснованность" выводов доклада Хаттона. Райдер объявил о введении строгих мер, призванных не допустить повторения происшедшего. Отныне все сообщения, исходящие только из одного источника, журналист должен был представлять на утверждение заведующему отделом, а сообщения на особо важные темы — на утверждение высшего руководства корпорации. Марк Байфорд тоже разочаровал сотрудников Би-би-си, объявив, что корпорация больше не будет передавать никаких эксклюзивных сообщений: журналист может подготовить оригинальный материал, но он больше не будет называться эксклюзивом.
До середины марта руководство Би-би-си проводило слушания по работе отдельных журналистов из подразделения новостей и актуальных программ. Некоторые из них потеряли работу, других заставили посещать специальные двухнедельные семинары, где их учили "беспристрастности мышления" и отказу от "леволиберальных предубеждений", якобы свойственных ранее журналистам Би-би-си.
В апреле 2004 г. был, наконец, назначен новый председатель Би-би-си, который в мае приступил к исполнению обязанностей. Им стал Майкл Грейд, бывший исполнительный директор четвертого канала. Эта кандидатура в общем устроила всех: и консерва-
10 виМау Ттев. 2004. 1 РеЬг. Р. 2.
торов, не желавших усиления влияния лейбористов на Би-би-си, и сторонников независимости корпорации, так как Майкл Грейд уже возглавлял общественный канал британского телевидения и прославился как упорный защитник его независимости.
Новым генеральным директором в июне был назначен Марк Томпсон, который с 2001 по 2002 г. занимал пост директора телевидения Би-би-си, а потом возглавлял администрацию четвертого канала. В декабре 2004 г. он выступил с планом широких реформ, одобренным Советом попечителей во главе с Майклом Грейдом. Согласно этому плану в ближайшее время число служащих Би-би-си должно было сократиться почти на 20% (с 28 тыс. до 22 тыс. человек)11. Часть служащих предполагалось перевести в Манчестер в рамках программы децентрализации производства, приближения его к северным регионам. Кроме того, предполагалось продать часть коммерческих подразделений корпорации, а другая часть должна была субсидироваться путем заключения контрактов с коммерческими фирмами. Намечались также меры по сокращению управленческого аппарата, что должно было, по замыслу авторов проекта, дать экономию в 300 млн ф. ст. в год12.
Все эти меры экономии и коммерциализации преследовали цель, по утверждению руководства, "создания из корпорации боевой колесницы", способной выдержать предстоящие испытания в виде конкуренции со стороны большого числа коммерческих телеканалов и радиостанций, развития новых технологий и усиления давления со стороны правительственных органов. Тем не менее недовольство все же началось. По свидетельству печати, многие сотрудники Би-би-си чувствовали себя "преданными" корпорацией. Предсказывали, что Би-би-си в ближайшие годы может лишиться многих талантливых сотрудников. Однако планом Томпсона остались очень довольны независимые продюсеры, которым было обещано увеличение закупок их продукции еще на 25% (25-процентная квота на продукцию независимых продюсеров на Би-би-си и Ай-ти-ви была официально установлена еще парламентским актом 1990 г.).
План Томпсона имел и еще одну подоплеку. Многие увидели в нем возвращение к качественной журналистике, так как сэкономленные средства предполагалось направить на новостные и актуально-общественные программы, такие как "Панорама", "Новости в 10 часов" и "Ночные новости" на Би-би-си-1 и "Сегодня" на "Рейдио-4". Предполагалось уменьшение числа
11 Observer. 2004. 28 Nov. P. 11.
12 Sunday Times. 2004. 5 Dec. P. 7.
2 ВМУ, журналистика, № 5
повторов и дешевых развлекательных шоу, от которых устала аудитория.
И все же имелись серьезные сомнения в эффективности предложенных реформ. Так, в передовой статье газеты "Обсер-вер" от 12 декабря 2004 г. говорилось: "Вместо того чтобы заносить нож над ресурсами и персоналом Би-би-си, необходимо позаботиться о защите ее независимости и о правильной стратегии решения проблем за счет сокращения действительно ненужных бюрократических звеньев"13. Передовая "Обсервер" назвала предложенные реформы "бессмысленными" и льющими воду на мельницу тех, кто ставит под сомнение саму необходимость общественного вещания. Ряд ответственных работников Би-би-си тоже выразил сомнение в успехе этих реформ.
И, наконец, были и такие, кто видел во всем этом лишь косметическую меру, необходимую для того, чтобы выиграть битву за пересмотр Хартии в 2006 г.14, представив Би-би-си как исправляющую ошибки и повышающую эффективность корпорацию, что дало бы возможность сохранить принцип субсидирования через абонентную плату до 2016 г.
Ай-ти-ви после объединения. В коммерческом эфирном телевидении Великобритании также произошло знаменательное событие: в феврале было официально объявлено об объединении двух крупнейших остававшихся компаний — "Карлтон" и "Гранада" — в единую компанию Ай-ти-ви, которой теперь принадлежало большинство региональных лицензий на коммерческое эфирное телевещание. Таким образом, официально завершился период концентрации и монополизации коммерческого эфирного телевидения, начавшийся и проходивший в 90-е годы.
Как и ожидалось, после объединения начался процесс рационализации производства, устранения "лишних" звеньев. Уже в феврале закрылась телестудия в Ноттингеме, в результате чего потеряли работу 700 человек15. Объединение позволило "Карлто-ну" и "Гранаде" сэкономить, отказавшись от дублирующих друг друга предприятий и от конкурентной борьбы. Тем не менее рейтинги Ай-ти-ви в 2004 г. опустились на 6% по сравнению с 2003 г. По данным на август, на Ай-ти-ви приходилось 22,7% аудитории британского телевидения (по сравнению с 23,4% в 2003 г.).
13 Observer. 2004. 12 Dec. P. 24.
14 Имеется в виду Королевская хартия — юридический документ, лежащий в основе деятельности Би-би-си и подлежащий пересмотру и продлению каждые десять лет. Очередной год продления — 2006.
18 Sunday Times. 2004. 29 Febr. Sec. "Business". P. 9.
В то же время у Би-би-си-1 было 26% аудитории (больше, чем при Греге Дайке)16.
Неудачи в аналоговом телевещании Ай-ти-ви старается компенсировать успехами в цифровом. В 2004 г. цифровой канал Ай-ти-ви-2 увеличил аудиторию, а в ноябре появился новый канал Ай-ти-ви-3, который сразу же обогнал молодежный канал Би-би-си-3, собрав 1,2% телеаудитории17. Новый канал был посвящен показам старых серий наиболее популярных сериалов Ай-ти-ви, а также повторам лучших документальных и художественных фильмов прошлых лет.
Развитие цифрового телевидения. На спутниковой компании Би-скай-би число цифровых каналов платформы "Скай диджи-тел" достигло уже трехсот. К концу 2004 г. на Би-скай-би приходилось более 7 млн подписчиков цифрового телевидения (аналоговых каналов на "Скай диджител" нет с 2001 г.). 4 млн подписчиков имела открытая цифровая платформа "Фривью", принадлежащая Би-би-си, и 2,5 млн приходилось на кабельное телевидение. Таким образом, около 14 млн британских семей (более половины) имели в своих домах цифровое телевидение. К концу 2005 г. Би-скай-би поставила цель достигнуть отметки в 8 млн проданных антенн цифрового телевидения18.
К этому следует добавить небольшое количество антенн созданной в марте 2004 г. новой цифровой спутниковой платформы "Топ-ап ти-ви", объединившей 10 каналов. В их число вошли британские каналы с платформы "Ю-Кэй телевижн": "Ю-Кэй гоулд", "Ю-Кэй стайл" и "Ю-Кэй фуд", а также цифровая версия четвертого канала "Э-4" и американские ("Блумберг", "Дискаве-ри", "Дискавери хоум энд лежер", "Тернер клэссик мувиз", "Картун нэтуорк" и "Бумеранг").
На "Фривью" число каналов к концу 2004 г. достигло 28, а с 27 сентября добавился американский развлекательный канал Эй-би-си-1. Это был первый американский канал на открытом британском телевидении. Он передавал популярные американские сериалы и потребительские программы, а в ноябре к нему добавился уже упоминавшийся канал Ай-ти-ви-3.
Б. И. Любимов
16 Observer. 2004. 28 Nov. Sec. "Business and media". P. 1.
17 Ibid.
18 Ibid. 14 Nov. "Business and media". P. 2.