Научная статья на тему 'Средства массовой информации как институт системы информационной безопасности'

Средства массовой информации как институт системы информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1015
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Россошанский Андрей Владимирович

В статье рассмотрены особенности СМИ как института информационной безопасности, проанализированы основные механизмы реализации данной функции, даны оценки особенностей деятельности СМИ в контексте становления демократии в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации как институт системы информационной безопасности»

национально-культурной и гражданской идентичности и формирование «гражданина мира» с глобальной ориентацией.

5, Принципиально меняются формы политической коммуникации, основу которых составляет электронная интерактивность. С ее помощью можно решать наиболее важные вопросы функционирования систем жизнедеятельности общества.

6. СМИ выступают в качестве инструмента, конструирующего политическую реальность в сознании граждан, формирующего общественное мнение. Кроме этого СМИ становятся демасси-фицированньши, т.е. транслирующими не одинаковую образную продукцию всему обществу в целом, а свою для каждой общественной группы в отдельности.

По ряду признаков современная общественнополитическая система отвечает критериям информационного общества. Колоссальными темпами развиваются информационные технологии, совершенствуя системы коммуникации и увеличивая объемы информационной сферы. Существует масштабное единое интеграционное информационно-коммуникативное пространство

- Интернет. Информация и СМИ стали важнейшим ресурсом власти. Более того, СМИ сделали политику полностью виртуальной. Трансформируется система государственного управления. В то же время говорить об информационном обществе как сформировавшемся нельзя. Причин этого несколько. Для нашей страны одной из них является недоступность для многих социальных групп новых информационно-компьютерных технологий, со многими вытекающими отсюда последствиями, в частности, отсутствием возможности оперативно получать необходимую информацию; информационная закрытость власти, поскольку процесс формирования электронного правительства находится в начальной стадии; преобладание

УДК 32:070:004.056

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТИТУТ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.В. Россошанский

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности СМИ как института информационной безопасности, проанализированы основные механизмы реализации данной функции, даны оценки особенностей деятельности СМИ в контексте становления демократии в современной России,

традиционных форм политической коммуникации, то есть без электронной интерактивности и т.д. Дня нашей страны информационное общество

- это общество будущего.

Примечания

Тоффлер Э Метаморфозы власти. М., 2004. С. 87.

2 См.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С Гуревича. М., 1988. С. 78.

3 См.: Тоффлер Э. Эра смещения власти // Философия истории. М., 200 (. С 87.

4 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. С. 443.

5 См.: Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

6 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общество и культура. М., 2000. С. 50!-502.

7 См.: СморгуновЛ. В. Электронное правительство: этапы становления и сравнение опыта // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Тр. V Всерос. объединенной конф. Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2002 г СПб., 2002. С. 302-305.

8 См.: Чугунов А.В. Перспективы развития в России «информационного общества» // Полис. 2002. №> 5. С. 149.

9 Иванов Д.В, Виртуализация общества. СПб., 2000. С. 51-53,

1,0 Тоффлер Э. Метафорфозы власти. С. 424-425.

11 См.: Кастельс М. Новые индивидуальные масс-медиа // Свободная мысль. 2006. № 5. С. 65.

12 См. напр.: Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории /У Свободная мысль. 1996. № 1. С. 81-83.

13 См.: Белов В.Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества. М., 2002. С. 36.

Mass Media as an Institute of Information Security System

A.V. Rossoshanskii

This article covers Mass Media features as an institute of Information Security System. Main mechanisms of this function realization were analyzed. Mass Media activities in the context of democracy development in contemporary Russia were evaluated.

© Лб Рсссошанскпп, 2.008

Деятельность СМИ как института системы информационной безопасности связана с массовым информированием и состоит в распространении объективных, достоверных сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, происходящих в сфере политики, экономики, финансов, культуры, здравоохранения, соцобеспечения и т.д. В политической сфере главная их задача - это защита конституционных прав индивида на получение достоверной информации.

Одной из функций СМИ является формирование политического сознания индивидов, их ценностных ориентаций и образцов поведения. Различные виды СМИ (традиционные и интернет-издания) позволяют индивиду выйти за рамки индивидуального опыта и делают обозримым весь мир политики.

Влияние и роль СМИ резко возрастают в период избирательных компаний. В современных условиях средства массовой коммуникации позволяют успешно заниматься политической деятельностью без непосредственного контакта с аудиторией. Избиратели зачастую по объективным причинам не могут быть лично знакомы с кандидатом, поэтому судить о его способностях, политических намерениях они могут в основном за счет информации, поступающей от СМИ. Таким образом, важная задача СМИ как субъекта информационной безопасности заключается в публикации мониторинга деятельности депутатов. Кроме того, они выполняют просветительскую функцию, обучая избирателей способам реализации своих прав в ходе выборов. Еще одной функцией является обеспечение прозрачности избирательного процесса, это прежде всего публикация результатов выборов, освещение деятельности избирательных комиссий, информирование общественности о нарушениях в ходе избирательного процесса. Согласно закону о референдуме в основу деятельности избирательных комиссий положен принцип гласности. Он означает, что решение комиссий по проведению референдума публикуется в печати и передается другим СМИ. Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты референдума'1.

Другой аспект информационной безопасности, тесно связанный с информативной функцией, заключается в том, что с помощью СМИ обеспечивается состязательность политических партий, представляющих различные политические силы, возможность вступать в дебаты друг с другом. Доступ к СМИ, предоставляемый политическим партиям, может быть как платным, так и бесплатным. Общим свойством государственных и частных СМИ является использование системы платной политической рекламы. Специфика же государственных СМИ в том, что они обеспечивают партиям еще и бесплатный прямой доступ. В основу такого подхода может быть положено два принципа: равенства и справедливости. Ра-

венство означает, что каждая партия или каждый кандидат получают равный доступ к эфиру, и выбор способны сделать сами избиратели, а не радио- и телевещательная компания, и не орган, регулирующий выборы. Такая система эффективна на тех выборах, когда определенно невозможно определить масштаб поддержки партии. Но в дальнейшем принцип равенства априори предоставляет преимущество находящейся у власти партии, у которой и без того много возможностей донести свою политическую платформу до избирателей. Равенство также обеспечивает продвижение оппозиционных партий, не имеющих никакой надежды выиграть, за счет тех, кто действительно в состоянии занять место правящей партии. Одной из издержек этого принципа является то, что на электорат обрушивается слишком большой поток информации, который избирателями в полной мере не может быть объективно осмыслен.

Принцип справедливости означает, что партия, имеющая ббльшую поддержку населения, получает больше эфирного времени по сравнению с той, которая такой поддержки не имеет. Это гарантирует всем партиям возможность доступа к СМИ, который примерно соответствует степени популярности. Таким образом, избиратели будут слушать аргументацию, представленную основными претендентами на пост, тогда как партии, не обладающие значимой поддержкой, будут иметь хотя и меньшую, но все же гарантированную возможность донести свои идеи. Однако данная система является препятствием для новых, зарождающихся партий, так как их развитие всегда основывается на той поддержке, которую они получили на прошлых выборах2.

Принцип равенства отражен в двух законах: «О политических партиях» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В первом законе устанавливаются основы государственной поддержки политических партий, в частности «обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации»'1. Непосредственно условия проведения предвыборной агитации в СМИ фиксируются в законе о выборах. Так, условия доступа к электронным СМИ определяются следующим образом: «Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания, осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выход в эфир и другие условия)»4.

Как нам представляется, принцип равного доступа к СМИ соответствует сегодня инсти-

122

Маучиып отдел

туциональным характеристикам российской политической системы. Процесс формирования партийной системы еще не завершился и потенциально возможно появление новых партий. В этом случае они окажутся в благоприятных условиях для укрепления своих позиций и расширения электоральной базы.

Таким образом, при создании необходимых условий состязательности кандидатов в депутаты и политических партий в период избирательной компании государственные СМИ являются гарантом информационной безопасности избирательного процесса. Негосударственные СМИ с этих позиций играют вторичную роль, обеспечивая состязательность только за счет финансовых ресурсов субъектов избирательного процесса. Однако такое положение нисколько не умаляег их роли - они в совокупности с государственными обеспечивают альтернативность доступа к аудитории политиков и информационных источников

- для электората.

Информационная безопасность личности тесно связана с информационной безопасностью общества и наоборот, так как безопасность общества подразумевает обеспечение интересов личности. С этим связано одно из главных направлений обеспечения информационной безопасности общества - достижение и поддержание общественного согласия, чего трудно добиться без упрочнения демократии. Причем этот процесс напрямую зависит от деятельности СМИ.

Демократия подразумевает участие народа в политическом процессе и принятие им решений, влияющих на стратегию государственного управления, определяющих пути развития общества. При демократии политическая деятельность носит характер специализированной формы общения всех слоев населения по поводу реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Эти цели носят коллективный характер, и должны четко осознаваться всеми разделенными в пространстве членами общества. При этом для поддержания целенаправленности процесса взаимодействия должна происходить координация этой деятельности. Решение этих задач невозможно без использования средств политической коммуникации, в том числе и СМИ, обеспечивающих целостность и единую направленность действий множества людей.

Таким образом, СМИ, выполняя функцию информирования граждан, являются фактором информационной безопасности общества, способствуя демократизации общественных отношений и гармоничности общественного развития.

Демократическая форма государственного правления характеризуется постоянным взаимодействием государственной власти и гражданского общества, основанным на взаимном уважении, доверии и равноправном деловом партнерстве. Только при наличии такого взаи м одейств и я может быть обеспечено соответствие государственного

управления таким общепризнанным в политологии критериям демократического государства, как подотчетность, открытость, адекватная реакция на изменения внешней среды, т.е. восприимчивость5.

В правовом демократическом государстве постоянное взаимодействие и высокая степень взаимопонимания между властью и обществом при соответствующей организации его информационной сферы, включая информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти, способно стать необходимым условием его устойчивого развития.

Информационное обеспечение является одним из важнейших и необходимых условий устойчивого развития взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Фактически информационное обеспечение является фактором формирования гражданского общества, его политического и институционального структурирования.

При обоюдно плодотворном взаимодействии государства и гражданского общества система политической власти строится на соблюдении прав и защите интересов граждан, а каждый гражданин почитает закон и уважает власть, обеспечивающую неукоснительное исполнение закона всеми без исключения гражданами. В таком государстве власть и общество связаны общими интересами развития. Власть формируется и контролируется обществом, а общество осознанно подчиняется правилам и ограничениям, выработку и практическую реализацию которых осуществляет власть. При этом обе стороны ясно понимают, что нарушение подобного равновесия, стремление власти подавить общество или общества противостоять власти приведут к нестабильности и конфликтам и будут препятствовать устойчивому развитию. Поэтому в демократических странах с эффективно развивающейся экономикой, стабильной социальной обстановкой и устойчивой политической системой государственная власть всегда уделяет большое внимание проблеме взаимопонимания и взаимодействия с гражданским обществом, рассматривая ее как одну из своих важнейших задач. В свою очередь, гражданское общество заинтересовано в диалоге с властью. Для реализации такой модели на практике необходима отлаженная работа механизмов взаимодействия, обеспечивающих информационный обмен по направлению от государства к обществу и наоборот - от общества к государству.

Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребнос ти граждан. Однако такие интересы столь многообразны и дифференцированы, что государство практически не способно обладать информацией обо всех этих интересах. Успешному разрешению этой проблемы могут помочь СМИ, которые в условиях формирования информационного общества становятся главным выразителем интересов граждан,

Поптопогт

123

вытесняя из области публичной политики традиционные организации, в том числе и партии6. СМИ как институт политических коммуникаций способствуют презентации групповых интересов и позиций, обладая широкими возможностями в распространении информационных продуктов. Одним из инструментов взаимодействия общества и государства является государственная информационная политика, представляющая такую же составляющую государственного управления, как экономическая, социальная политика и т.д.

Информационная политика в общем виде представляет собой деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации7. Отсюда следует, что сущность государственной информационной политики состоит в реализации интересов государства в информационной сфере, в упорядочивании информационного пространства, управлении процессом по формированию и развитию комплексной интегрированной информационной среды. Однако это не означает монопольного господства государственных интересов. В демократических политических системах существует паритет интересов государства и общества. При этом государственная информационная политика в той степени удовлетворяет и защищает интересы государства, власти, в какой степени государство реализует и защищает интересы гражданского общества, каждой личности.

Роль и значение государственной информационной политики как основополагающей составляющей государственного управления особенно возрастают при проведении осуществляемых в настоящее время в России глубоких социально-экономических и политических реформ с целью перехода от авторитарного государства с административно-плановым управлением экономикой к правовому демократическому государству с рыночной экономикой.

В этих условиях власть должна придерживаться открытой информационной политики, обеспечить которую призваны СМИ.

Информационная открытость как принцип системы информационной безопасности демократической системы властных отношений всегда сочетается с ограничениями на доступ к информации. Причем принятые ограничения являются нормой демократических отношений.

Состояние СМИ в системе информационной безопасности должно соответствовать ряду принципов.

Все социальные субъекты (прежде всего, различные социальные группы и отдельные граждане), независимо от образования, языка, места жительства и других факторов, различных объективных и субъективных препятствий, должны быть надежно обеспечены полной, достоверной, оперативно поступающей информацией, дающей каждому из социальных субъектов возможность

предельно всесторонне и максимально объективно в соответствии со своими потребностями, положением в обществе и т.д. ориентироваться в действительности (факты, оценки, нормы, идеалы) и принимать оценочные и поведенческие решения, адекватные ситуации в конкретной сфере (мира, региона, страны, города, района, вплоть до межличностных отношений на работе, в семье и проч.).

Должно действовать столько и таких каналов массовой информации, чтобы это позволило сделать соответствующий нуждам социального субъекта выбор необходимых для обеспечения информированности СМИ.

Информационная безопасность определяется тем, насколько каждый из социальных субъектов в соответствии со своей позицией и целями имеет возможность распространять от собственного имени и в своих интересах массовую информацию, в том числе создавать (учреждать, соучреждать, субучреждать) СМИ и иметь для этого юридические, экономические и другие возможности, чтобы свободно искать, получать, компоновать информацию в номера (выпуски, программы). Каждый социальный субъект вправе рассчитывать на получение в ходе конструктивной информационной борьбы возможности отстаивать свою позицию, опровергать взгляды оппонентов, искать компромисс; свобода критики должна иметь определенные правовые и этические рамки, критика должна быть свободна от популизма, демагогии и других дезориентирующих приемов8. Для этого необходима максимальная открытость источников информации - доступность самих СМИ для посетителей, возможность знакомиться с государственными документами, в том числе архивами в соответствии с законодательством, материалами хранилищ документов, в том числе частных (на что нужна добрая воля владельцев), развитие пресс-служб различных учреждений, ведомств и т.д.

Потребители массовой информации (и социальные институты, и отдельные граждане) должны, в свою очередь, вырабатывать навыки работы с потоками массовой информации разной направленности. В последнее время все чаще говорят об информационно-психологической безопасности

- защищенности граждан и населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий. Риски в этой сфере часто связаны с незрелостью личности, недостатками личностного самоопределения, внушаемостью, установкой на конформизм, ошибками восприятия и интерпретации информации9,

Решающая роль в воспитании аудитории принадлежит самим СМИ, которые, с одной стороны, демонстрируя свои подходы и обосновывая их, критикуя оппонентов, ища через диалог решения обсуждаемых проблем, тем самым учат аудиторию разбираться в хитросплетениях информационного противоборства, а с другой - показывают

124

Ьаучнып отдел

возможные средства защиты от негативных информационных воздействий. Именно СМИ несут основную ответственность за формирование личностных и гражданских качеств, способных противостоять информационным угрозам10.

Таким образом, мотивом для рассмотрения СМИ как фактора обеспечения информационной безопасности служат следующие основания.

Во-первых, они обладают необходимым потенциалом для противодействия угрозам нарушения конституционных прав граждан в информационном обеспечении, то есть прав человека и гражданина на получение достоверной информации.

Во-вторых, с помощью СМИ обеспечивается цивилизованная, демократическая состязательность политических партий и различных политических сил.

В третьих, СМИ обладают большим потенциалом по достижению и поддержанию общественного согласия, по демократизации общественных отношений и гармоничности общественного развития.

В четвертых, в условиях открытого общества СМИ способствуют поддержанию прямой связи государства с гражданским обществом и обратной --гражданского общества и государства. Кроме этого СМИ являются центральным элементом механизма информационной политики государства.

При широких возможностях и правах СМИ в демократическом обществе существуют ограничения их информативного статуса, связанные

УДК 323.232

МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Ю.А. Мартынова

Саратовский государственный университет

Кафедра английского языка и межкулыурной коммуникации

E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу современного политического дискурса. В частности, в ней рассматривается роль метафоры в политическом тексте русских и англоязычных средств массовой информации. Подчеркивается особенность метафоры в качестве когнитивного феномена влиять на восприятие человеком тех или иных социальных событий или явлений и формировать их оценку.

Metaphor in Modern Political Discourse Vu.A, Martynova

This article is devoted to the analysis of the modem political discourse, in particular, it considers the role of metaphor in Russian and English

с наличием в информационной сфере конфиденциальной информации, с введением военного или чрезвычайного положения.

Примечания

! Федеральный конституционный закон <<0 референдуме Российской федерации» от 10.10.1995 //СМИ и закон. М., 2004.

- СМИ и выборы / Под ред. О.И. Ляхович, С.Г. Колесник. М., 2001. С. 85.

3 Федеральный закон «О политических партиях». Ст. 32. и. 1. /У Рос. газ. 2001. 14 июля.

4 Федеральный закон «О выборах депутатов Государ-а венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Ст. 60. п.! /У Рос. газ. 2002. 22 дек.

5 См.: Мишеле тти М. Государственное управление в демократическом общеегве. СПб.. 1998. С 33.

6 Соловьев А.И Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи /7 Полис. 2004. № 2. С. 129.

7 Попов В.Д Информациология и информационная политика. М., 2001. С. 24.

8 Прохоров Е.П. Проблемы СМИ в доктрине информационной безопасности // Глобальная информатизация и безопасность России. М., 2001. С. 207.

9 Стрельцов А А. Информационная безопасность духовной жизни общества//Вестн. росс. Об-ва информации и вычислительной техники. 1996. № 4. С. 50.

!0 Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность. Определение и анализ предметной области. М., 1997. С. 9-10.

mass-media political texts. The ability of metaphor as a cognitive phenomenon to influence a person’s attitude to different social events and form the evaluation of them is underlined.

В современном мире диалог властных и гражданских структур реализует' себя в политических текстах, которые транслируются с помощью информационных технологий. Традиционные носители политического влияния в обществе -партии - уступают ведущее место СМИ, которые в последние два-три десятилетия переживают настоящую революцию, осваивая новые методы общения с гражданами: пиар-технологии, политическую рекламу, виртуальное общение с по-

© /С А Мартынова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.