УДК 378.164/.169
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© Дмитрий Александрович ЕЖИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики,
e-mail: [email protected]
Рассмотрены развиваемые речевые умения посредством социальных сервисов, предоставляющих синхронные видео-интернет-коммуникации. Описываются программы, позволяющие осуществлять синхронные видео-интернет-коммуникации, возможности данных программ, а также умения, развиваемые на их основе. Исследование проведено на основе социального сервиса ооУоо.
Ключевые слова: синхронные видео-интернет-коммуникации; Веб 2.0; речевые умения; методологические возможности ооУоо.
В настоящее время существует не так много научных исследований, в которых ученые рассматривают проблему развития речевых умений обучающихся (учащихся средних школ и студентов) на основе синхронных видео-интернет-коммуникаций.
Объяснить это можно тем, что социальные сервисы Веб 2.0, к которым относятся синхронные видео-интернет-коммуникации, вошли в нашу повседневную жизнь сравнительно недавно, и их методический потенциал пока еще недостаточно раскрыт.
Под сервисами Веб 2.0 ^еЬ 2.0) понимают сетевое программное обеспечение, позволяющее группе пользователей принимать участие в организации, реализации и поддержке веб-ресурсов [1].
Однако возможности дистанционного обучения с помощью интернет технологий с каждым годом расширяются. Они представлены развитием письменной речи посредством чатов, блогов (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев [2] и т. д.); развитием речевых и аудитивных умений на основе подкастов (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев [3], А.Г. Соломатина [4]), вики-технологий (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев [5; 6], Ю.Ю. Маркова [6]) и т. д. Для синхронной видео- или аудиокоммуникации необходимыми критериями являются предоставление качественной аудио- и видеосвязи. Для дистанционного обучения также большую роль играет стоимость предоставляемых услуг. Наиболее популярными бесплатными программами, с помощью которых можно осуществить видео- и / или аудиокоммуникацию и отправ-
лять текстовые сообщения, являются: Skype, Google Talk, Raketu, Yahoo! Messenger, Trillian, iChat, aMSN, ooVoo, Mail.Ru Агент. Перечисленные программы являются программами с открытым или закрытым исходным кодом для мгновенного обмена сообщениями, позволяющие осуществлять видео-или аудиокоммуникации, а также обмен сообщениями в чате. Данные программы могут быть использованы как для поддержания уровня речевых умений, так и для их усовершенствования с преподавателем не носителем или носителем языка (в зависимости от уровня ученика), а также без контроля преподавателя.
Для использования всех функций перечисленных выше интернет-программ необходимо: наличие самой программы (установленной на вашем компьютере, которую можно скачать на официальном сайте компании дистрибьютора), веб-камеры, наушников / колонок и микрофона. Однако вполне можно обойтись и без веб-камеры, т. к. она обязательна только для видеозвонка, но не для аудиозвонка. Аудиозвонок в интернет-программах ничем не отличается от обычного звонка по телефону. На официальных сайтах программ доступна полная информация о программах, их установке, настройке и использовании.
Скачать программы можно с их официальных сайтов.
Для данного исследования мы выбрали программу ooVoo и будем основываться на ее свойствах и характеристиках.
ооУоо - это бесплатное программное обеспечение, осуществляющее зашифрованную связь между абонентами ооУоо (голосовую, визуальную, текстовую / чат), а также платные услуги по связи со стационарными и сотовыми телефонами. Данная программа была разработана американо-израильской компанией ооУоо в 2006 г.
Социальная программа ооУоо имеет свои характеристики, которые необходимо учитывать при разработке методики развития речевых умений на основе программы ооУоо. Перечислим данные характеристики:
1) возможность видео- или аудиообщения в реальном времени (видеоконференции и аудиоконференции до 12 человек);
2) возможность оставлять видео- и аудиособщения как онлайн, так и оффлайн (запись до 5 мин.);
3) возможность записывать видео- или аудиоразговоры, которые впоследствии можно отправить другим пользователям;
4) возможность оставлять сообщения в чате в реальном времени (до 6 человек одновременно) и оффлайн;
5) возможность транслировать работу с рабочего стола (функция платная).
Обращая внимание на характеристики социального сервиса ооУоо, представляется необходимым выделить его методические возможности при обучении иностранному языку (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики социального сервиса ооУоо и его методические возможности при обучении иностранному языку
Характеристики социального сервиса ооУоо Методические возможности ооУоо при обучении иностранному языку
Возможность видео- или аудиообщения в реальном времени Учащиеся могут общаться друг с другом, развивая аудитивные, диалогические, а также монологические (если один человек делает презентацию или доклад, пока остальные выполняют роль слушающих) умения. Тематическое содержание диалогов и монологов определяется тематическим содержанием учебной программы и стандартом общего среднего образования по иностранному языку. Длительность и формат общения обозначаются учителем
Возможность оставлять видео- и аудиособщения как онлайн, так и оффлайн Каждым учеником на сервере ооУоо создается видео- или аудиозапись и отправляется ее другому (другим) учащемуся. Другие учащиеся после просмотра сообщения конкретного ученика могут разместить свои комментарии в чате, записать и отправить видео- или аудиоответ либо организовать групповое обсуждение просмотренного сообщения онлайн. Таким образом, при подготовке сообщения и его дальнейшем обсуждении учащиеся могут развивать все виды речевых умений. В зависимости от поставленных задач, после просмотра или прослушивания сообщения в своих комментариях учащиеся могут 1) выразить свое мнение относительно обсуждаемого вопроса; 2) выразить согласие или несогласие с мнением автора сообщения; 3) выделить положительные и неудачные моменты в содержании и презентации сообщения; 4) остановиться на языковой стороне сообщения (языковой корректности, используемой активной лексике и т. п.). Учитель определяет алгоритм организации комментариев
Возможность записывать видео- или аудиоразговоры, которые впоследствии можно отправить другим пользователям Данная возможность отличается от предыдущей только тем, что в сообщении, которое будут просматривать или прослушивать учащиеся, представлена не монологическая, а диалогическая речь
Возможность оставлять сообщения в чате в реальном времени (до 6 человек одновременно) и оффлайн В зависимости от поставленной задачи с помощью данной возможности учащиеся могут развивать определенные умения чтения и письма. Пользоваться чатом учащиеся могут при обсуждении увиденного или услышанного материала (развивая таким образом еще и аудитивные умения), либо при обсуждении какой-то заранее заданной тематики или после прочтения текста
Возможность транслировать работу с рабочего стола Учащиеся могут транслировать работу, которую они выполняют, либо делиться информацией (картинки, тексты и т. д.), которая их волнует; что впоследствии может стать материалом для обсуждения
Таблица 2
Умения говорения и аудирования, развиваемые посредством социального сервиса ооУоо
Возможность развития
Умение данного умения посредством
учебных подкастов
1 2
Умения говорения
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме / проблеме +
кратко передавать содержание полученной информации +
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки +
рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы +
описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка +
обмениваться информацией в процессе диалогического общения в связи с содержанием прочитанного / прослушанного текста +
начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости что-то переспрашивая, уточняя +
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, реагировать на просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал +
порождать инициативные реплики: - умение вступать в общение +
порождать реактивные реплики (ответы на вопросы, комментарии, замечания, выражение отношения к репликам): - умение поддержать общение или перейти к новой теме; - умение завершить общение; - умение предоставить слово партнеру; - умение строить развернутые реплики; - умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям; - умение учитывать новых речевых партнеров; - умение прогнозировать поведение собеседников +
Аудитивные умения
определять информационную нагрузку смыслового ударения в предложениях +
узнавать сокращенные лексические и грамматические формы +
определять порядок слов для различных типов предложений +
определять активную лексику при аудировании текста по определенной тематике +
определять ключевые слова в аудиотексте +
определять значение незнакомых слов из контекста +
определять слова связки в аудиотексте +
воспринимать на слух аудиотекст, имеющий разную скорость звучания и начитанный носителями разных акцентов и диалектов +
распознавать регистры высказывания +
определять и интерпретировать варьирование языкового оформления высказывания в зависимости от принадлежности говорящего к определенной социальной / культурной группе (возрастной, социальной, этнической и т. п.) +
понимать цель общения / аудиотекста +
понимать тематику аудиотекста +
определять участников общения / говорящего +
понимать логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов, событий) +
понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т. п. +
определять отношение говорящего к предмету обсуждения +
прогнозировать развитие событий + (где возможно)
выражать свое суждение, мнение об услышанном +
Окончание таблицы 2
1 2
Умения чтения
определять структуру и коммуникативную направленность целого текста и его частей, функции абзацев -
определять тему, выделять основную мысль +
выбирать основные факты из текста, опуская второстепенные +
прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста -
выделять в тексте смысловые вехи и опоры +
догадываться о значении ключевых слов и обходить незнакомые слова, не препятствующие пониманию основного содержания +
точно понимать текст на уровне значения и смысла -
понимать структуру и организацию текста и таким образом уметь сформировать (в голове) связное, последовательное целое -
Письменные умения
умение заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес) -
умение писать стандартные письма -
умение вести личную / электронную переписку +
умение писать заявления -
заполнять формуляры различного вида -
умение излагать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах изучаемого языка (автобиография / резюме) -
умение составлять план, тезисы -
Далее нам кажется необходимым рассмотреть речевые умения, которые развиваются у учащихся и студентов в процессе их формального обучения в школе и вузе, для того чтобы на их основе определить, какие умения письменной речи можно развивать на основе синхронной видео-интернет-коммуникации (в частности, социального сервиса ооУоо).
Содержание обучения говорению, аудированию, чтению и письму на разных этапах обучения (школа и вуз) определяется на основании государственных стандартов и требований к уровню подготовки учащихся и студентов. Принимая во внимание особенности социального сервиса ооУоо, его методические возможности в обучении иностранному языку и ФГОС по иностранному языку для неязыковых специальностей, выявим номенклатуру речевых умений, развиваемых посредством социального сервиса ооУоо (табл. 2). Согласно ФГОС высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), выпускник должен владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13) [7].
Таким образом, мы можем утверждать, что социальные сервисы, предоставляющие
услуги синхронной видео-интернет-коммуникации (в частности, ооУоо), несмотря на такие недостатки, как зависимость от технологических характеристик оборудования и того, что много людей лучше усваивают информацию при непосредственном общении с преподавателем («лицом к лицу»), являются надежными средствами для внеаудиторного развития умения говорения, аудирования и определенных (исходя из возможностей программ) умений чтения и письма. Мы также можем утверждать, что эти программы позволяют сделать учебный процесс интересным и максимально продуктивным.
1. Пешкова А.В. Применение сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков // Преподавание иностранных языков в мультимедийном пространстве: сборник научных статей. Тверь, 2012. С. 69-85.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
4. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
6. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-
технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (степень бакалавр). М., 2010.
Поступила в редакцию 29.10.2012 г.
UDC 378.164/.169
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN IMPROVING SPEECH SKILLS OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Dmitry Aleksandrovich EZHIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The improved speech skills with means of the social services providing synchronous video-Internet-communications are considered. The programs allowing carrying out synchronous video Internet communications, possibilities of these programs and the skills improved on their basis are described. Research is conducted on the basis of the social service ooVoo. Key words: synchronous video-Internet-communications; Web 2.0; speech skills; methodological opportunities.