УДК 378:355.233 004
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭЛЕК_РОННОГО ОБУЧЕНИЯ 3 СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ИКТ
И. Ю. ЛепеошосЕПН, Т. А. Лепешлпская Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия
Аннапмщия — TTiii|H-ftmirI ь ВТ! РФ к кка.шфишцик.шнкп. гисциалнсик, k.iij №riiiiii\ 1ТКТ, гногипныл к 1шг11)мнн1ш\ (uk(-|iiiichi-ik<ik:ihiihi 11]111(}ичг1и1н:<.1нны\ кячп*|к. njit-крjiii;ipi i v к Kt-iviniiii i[i:ikiii|i ufip;i-Ч11Ш< i нльнии IIII.IHI11K.-1I к KiiPHHiiii 1Н|1ИГ.1Н. 11Н' ]) | ц 111 и и 11 к m> - к' 11 л I м \ н 11 к. 11 и Ii I н н ;i н коми? i *>н i нип ь офицера
становится сегодня необходимым условием успешной военно-профессиональной деятельности.
Ключ ее ы г слова: информатизация. военное образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологи», компетентность.
I. Вшдакиь
В современных условиях использование новейших технологии требует переосмысления стратегии строительства Вооружённых Сил И довер!гть вопросы размещения, обслуживания, использования оружия :ювого поколения можно только ар№ш. отвечающей самым соврем ее лглм требованиям. Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. «Нам :1еобходнма. если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, тех ннческому кругозору и компетентности военных предъявляете л требования принципиально иного самого современного уровня» [1].
Сложный и динамичный характер военнс-профессиональной деятельности современного военного специалиста. вызванный появлением новых образцов вооружения и военной техника, создание, эксплуатация. обслу-
ЖИКЛНИГ Н диагжпики КОПфМХ НГрЩ1ЫКНО Г.КМЧИНЛ f ИГ1Н»ЛКШЮ1Нг«ГМ ИнфсфМИЦИОННО-КПММуНИКИЦИОННЫХ TfXHO.lt !1 И Л (ТПСТ) обуСЛОКЛНКЯГГ пГгКГКТИННуЮ ШТфГШНХ'ГЬ К ('DHfJIIIIfHCI КОКЛНИг! ГШ1РМЫ К1М*ННО-■ i]k:<]_wc симнмльнпй нодшшкки Но<рж~1>1НМЦИЙ ofihctu информации ;jjff»vfi инглцгния к учебный и]К)цпч Гюлее совершенных средств и методов обучения.
Профессиональное военное образование должно быть непрерывным. Это значит, что общин подход к нему должен основываться на направлении (по линии) развития н подцержкн профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих, путем непрерывного профессионального (очного, заочного н самостоятельного) образования. При отом образование должно обеспечивать необходимые профессиональные зла пия. умения н паоыкн. а воспитание должно формировать цешюспгую, нравственную основу нрофесснональ нон деятельности воеппых кадров и их безусловную функциональную пригодность к вошхекому труду. Непре рывнссть профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров Росски. то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне [2].
Как показывает практика, внедрение в учебный процесс прогрессивных методик не только повышает коче-crmci и эффекткнехтк иодииокки ни и иГшгчикип Гч1.1гг 1лу(к1ксмг ксх iiMmimihHiie мг^рш'гкиг ил обучаемых, (linCOtX'lKyri фор.'ЛИрПКИНИК! И раччкгин» НСК)Й ИН|]|'.Г[1М;!ЦгК1ННОЙ кулыу])м МЫ I II. If Н им [}]
п. Постановка зацачи
Проведенный анализ исследовании н публикации, изучение направлений непрерывного военного образования в области ИКТ позволил выделить ряд противоречий:
- между сложностью и динамичностью характера военно-профеесионадьноЁ деятельности современного
КОГНИСМО ПГЦИЛПИСТШ. нгдущим КОМПОНЕНТОМ К(11 11J 'ОН ИКНМСГ1ГХ HH(j)ll|!Mi1l IHOHHO-bOV МуНИКЯ! III )НН ЫИ И фИДИ-
пнонным уровнем подготовки военных специалистов с высшим образованием в области ИКТ:
- между ибъекшвнии потребил.чьк; и расширении ирофндя и форм ишдоюнкн военных специалистов и недостаточной разработанностью в снстсмс военного образования теоретических н практических прсдставле-шш о непрерывности военного образования в области использования ИКТ на оспоое средстл п методов элек тронного обучения к дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
- между квалификационными требованиями к уровню профессиональной компетентности кадрового военного н отсутствием необходимых методик проектирования соответствующих педагогических систем форхосро-ванил и развития ИКТ-К0МИС1СН1Н0СШ военных специалистов.
Педм-сгическая система формирования н развития ИКТ-компегентности нацелена на овладение военного специалиста комплексом разносторонних интегрированных знании, умении и качеств в области использования ИКТ для решения воеппо профессиональных задач. В соответствшг с отнм непрерывное образование воеппо служащих в области использования ИКТ на основе средств н методов электронного обучения н ДОТ. приобретает характер эффективной системы, если:
- пели и задачи педагогического процесса будут няттратшеиь- на обеспечение его гоответегяия потребностям .минное i и в самоопределении и саморадеигин. а также выполнение льа.1и4.икшио.-1кых требований Министерства сборсны РФ (МО РФ) к профессионально важным качествам и компетенциям будущих военных специалистов. способных решать воекно-профсссноняльныс задачи средствами ИКГ;
в основу- непрерывной н комплексной подготозкн военнослужащих в области ИКТ положены принципы адаштшпостн. диалсгнчпости п рефлексивности. реализуемые посредством актуализации субъективной позн шш личности, мотивации и стимулирования познавательной деятельности, экстернорнзацин индивидуальных предпочтений
- в процессе обучения будущих военкослужащихв к использованию средств ИКТ в военно-ирофессионашной деятельности целенаправленно ислользовать принципы ннтетраилк на уровне дидактического синтеза, а также методы смешанного, практнко-орнентнрованного, модульного, программированного н проблемного ооучешуц
на эталс оазевой воснно-профссснональкой подготовки военного специалиста обеспсчшь взаимосвязь и согласованность дисциплин <-информатнческой>- [4] подготовки и воекно-професспональных учебных дисциплин посредством специализированных курсов информатики, соотнесенных с предметными областями профессиональной деятельности кадрового военного
В ссогветствин с этим иеред нами были поставлены следуютдне задачи.
1. Разработать теорстнко-методо логические основы формирования и раззнтия ИКТ-компстснтносте военных специалистов:
2. Разработать организационно-методические основы формирования и развития ИКТ-компетентностп военных специалистов:
} P«-t¡Jnfnriífl S ИрШрИМЧЧЖЬМСГОДИЧГГКИЙ КПМШ1ГЦ- (>йпГ11ГЧИКИК11ЦИЙ форМИЦОКИНИГ И {1ИХКИ1ИГ ЧОМ11Г-
теншисги военных сиецкалнстов в сбласти исиоль^ованкх ИКТ на основе средств и мет шов электронною обучения и ДОТ;
1. Разработать методнко технологической контент системы непрерывного образоваштя па оспоое ередсто и методов электронного обучештя и ДОТ.
ИТ TFOPHF
D условиях реализации программы реформирования системы военного образования остро ощущается необходимость в определении новой единицы измерения образованности зоенного специалиста. Своеобразным ре-шешмем этой проблемы является применение комиегеигностного подхода. В рамках датшого подхода мы при шли к быв оду. что под профессиональной компетентностью военного специалиста следует понимать профессиональную -еоретичегкую и практическую» подготовленного» я также способного, к творчегко?.т\ ретгетшю ro-
t*H ipOI^IfCTHC ÍHÜ.I КН ЫХ :<ЦДИ Н К боГНЛИ OtVlHHOKKr И IIOKI'f/IHrHHOÜ ДГ>Г1ГЛМ11К~ГИ К Г001НГ1Г I КИИ Г IHHOKbhlMH
функциями лолжносiEoro предназначения.
Согласно теории интегральной характеристики профессиональной компетентности. она представляет собой совокупность ключевых, базовых н специальных компетенции. Можно предположить, что для военнослужащих схема взаимосвязи между профессиональной н ИКТ-компетентностью будет выглядеть так. как показано на рис. 1.
Профессиональная компетентность военного инженера
ключевая | базовая специальная
J
ИКТ-ко мпете нц ш<
Рнс. 1. взаимосвязь профессиональной н ИК1-компстснтностн военного спецналнста
Развитие разносторонних способностей последовательно выводит военного специалиста на операционный.
ТаКГИЧССХИЙ И ^фЛИПИЧССл-ИИ уроини р«Г1 уЛХЦИЛ ыи(гни0-ир>^ф^1.смин<и1ьмий ДСХ1 «ГЛЬНОС 1И. 4Ю, и с кии очередь.
способствует формированию его ключевой, базовой н специальной профессиональной компетентности. Способности к использованию средств ИКГ при решении военно-профессиональных задал также должны прояз-лшы:» ни р.-кьмх урокнмх рпулиции л их ри<ни1иг нрохпдигь пнлясно логике формирокини* ^юфгпионилк-ной компетентности.
Все вышеперечиелегшые фактеры позволили определтпъ структуру ИКТ компететгшостн военного спецна листа (рис. 2) и показать роль основных ее элементов в структуре его профессиональной компетентности [5].
Тиьим <тО]>гт-«оVI иод ТТКТ-комнппгшопмо когниош Iнгцюшигги уы ноиимлгм гошжуишкп-ь кчаименк*-оахшых между собой компетегппш. владение коюрыми предполагает способность мотивированно и эффективно использовать ИКТ для решения военно-профессиональных задач на разных уровнях регудянин профессиональной дгитгльжч ги — омгрлцигнном гаимчп кш п]1И1Т!гичгя:ком Они чрг.кгнклхп сипгму м]Х|фг«гионилкно значимых качеств (знаний, навыков н умений) военного специалиста, формируемых и развивающихся в процессе ппформатнческон подготовки в вузе к самообразовании в процессе воеппо профессиональной деятельно
ПИ, л 1ИКАГ ККЛК1ЧИСГ Н 1гбн {-»КОИуПЖХ'ГК 1цЦ|ПТИ1)На.№НО ЧНИЧИММХ НОЧИ ЦК Й .1ИЧН01-1И офицгря К НГ<|бхсу1И-
мости использования ИКТ для успешной реализации профессиональных функций.
Главной задачей Российской образовательной политики является обеспечегше современного качества обра зоваяня на ссновс сохранения его фундаментальности н соответствия актуальным и перспективным нотрсоно-гшм жчжкчи общгчткн и пк:у,едм"1ни С.ючими В ТТугини агл жг чидлни (формулирокина глг^кпцнм оГфа-зом: « Стимулировать естественный процесс интеграции разных уровней и организационных форм образования в единый рынок знаний» [6.1-
ИКТ-компетентность военного специалиста ГАБТУ
мети \ ИКТ.комгетентнос.т!
4 1
КГЮЧЕВАЯ БАЗОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
I К1
К2
I КЗ
К4
И Кб I I
К7 I I
кг I I
КУ | i
К10 I
I
I
I К5 К11 I
опздциожый *_
1 1 1
g л 1 1 1
с: t- шГ 1 *_I
4 5 4 1 1
§ I
1
1
с 1 1 1
I С1
'С2 I С2
I
С7
I
I СЗ С8 I
I С4 СУ
I С5 I___
СЮ 1
ТАКТИЧЕСКИМ
т
CTPATffV4Fr.KV№l
уровни рег/прцио профессиоьельной пэчгюпьносгпч вооьнозо епщитк.епк ГА&ГГ
Рнс. 2. Структура ИКТ-компетентности военного спецналнста Главного авгобренетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ
Сегодня существуют различные точки зрелая па интеграцию систем военного и гражданского образования [7] от нгялкипгчгои сигтглпа рогкнпго обрлчпклни* .то сг полной легимтипщин в гиггшг гряждлюптп обрдчо-вання. Думается, сегодня в большинстве случаев решение возможно в виде оптимального сочетания первого п второго вариантов, а нмгшю: подготовки военных специалистов как в воеппо учебпых заведеших. так и учеб ных военных центрах (УВЦ) при гражданских вузах.
Сиогмомлричунмпими 4»1K10JMMH ИИ1Г1р;11.ИИ бя.ЧОКОШ и К0ГНН0-Н]ХН[|Г(-ГИ0Н^ЛЧН01 п обричокиним хклжгг.и
единство предметней области, охватывающей полные жизненные циклы средств вооруженной борьбы: единство научно-технической н материально-технической базы сложных воскно-тсхннчссккх снстсм. тесная взаимосвязь нгфдеуплто-ттряпокмх основ содержания и рляялти* обрлчорлтгттъных прпцгсгои; СХОЖГСТЬ ГОЦИЛЛЬТГЧГХ
проблем, возникающих з процессе фупкцоопщкхкшш образовательных структур; общие пршщппы финален ровання к материально-технического обеспечения.
Такая интеграция должна строиться на взаимосвязи всех сс структурных элементов: содержания; форм, методов. средств обучения и воспитания: подготовки (переподготовки) педагогических кадров, единства соиналь-но-зконимичсскнх. нсихоаию-дндакшчеатл. нцейно-иосшишс^ныл. и мягердеишнс-телничэских условий. гдиип1и гиггемы менед.« мен гл кмнгаггаи оПричпки I г.1ьнч1х углу г
По мнению М. Н. Берулавы. <отнтеграцнэнная взаимосвязь учебных предметов может осуществляться на трех основных уровнях, в основе которых лежит реализуемое в учебном процессе соотношение содержательной н процессуальной сторон интеграции о [8]: целостности, дидакттгческого синтеза, междисциплинарных связен.
На паш взгляд, интеграция на уровне дидактического сготеза является наиболее эффективной формой про явления интеграции Ьазозого ннжснсрно-тсхннчсского и воснио-профссснонального образования. Дидактический синтез характеризует не только содержательную интеграцию, но и интеграцию ферм, метолоз и средств
о!)}ЧГНИЯ КИК прущурнык КПММОНек 1 ОН УПОДИЧПХЖ системы 1ШД11МОККИ КОГННК1Х ГПгЦНЛЛИГШК
Огиокой сокершенсткмкания профессиональной под го юкки когнных гиецинлиспик, ни ниш н:чишд, кроме рассмотренных выше комиетентэестного н иктегративиого подходов, является системно- и лкчкосгно-деягельностный подходы в образовании. Снсгемно-деятельностный подход к процессу обучения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решешш воепло профессионалы ллх задач, стоящих перед будущим офицером, япляющнмея субъектом этой деятельности.
Целенаправленное использование структурных элементов профессиональной компетентности и иенхолего-нсдагогнчсскЕХ аспектов включает в себя огромный потенциал реализации модели, как обреза системы формирования и раззктня ИКТ-компетентности военного специалиста. С позиций компетенгаостаого. нктегратизно-го гжтет.то- и лтчногтно-дея-рлкногтногл подходов нами была разработана структурно-логическая модель (СЛМ) [9]. упрошенная схема которой показана на рис. 3.
Структурно-логическая модель
БЛОКИ ыотивационно-целевои
содержательный ' когнитивный
%
опера люнно-деятель костный 1
диагностико-регулировочный
валидационный - ИСТ-компетентность
НЕТ |
аналитико-корректируюший
Рис. 3. Уирощешгая СЛМ формирозатли и развития ПКТ комиетептностн военных специалистов в условиях интеграции гражданского н воснио-профссснонального образования
Огноку СТТМ формиронииин и рнчкитии РГКТ-комигпгиттхпи именного специалиста ш:пжлшп' шос.обы и средства актуалнзацнн субъективной позиции личности, мотивации и стю.гу.-шров?.ння познавательной деятельности посредством интеграции базового н военно-профессионального образования, а также непрерывности образования в области ИКТ па основе средсто и методов электронного обучения и ДОТ.
Реализация СЛМ. и пенхолого педагогических условии развития ИКТ компетентности позволит осуще ствнть прсдвижение военного спсцналнста на более высокий уровень развитая и приведет к сфсрмнрсванностн требу емош ууивнх профессиональной кишкмсншосш современною кадровую виенжли.
Счтень реилнпицни С1Т\Т ^ормщчж-и-ич и ¡Синтия ИКТ-ьоммпешнсктги жгнных гпеиналисгон «нигкг ог реализации каждого ее блока в отдельности и тесной взаимосвязи н взаимозависимости ее компонентов, а именно мотивационно-целевого, когнитивного и деягельнсетно-рефлезссивэого.
Завершающим этапом реализации СЛМ является этап построения соответствующей программы В нашем нсследовашш в качестве такой программы выступает «Экспериментальная программа курсов нпформатшш, соотнесенных с предметными областями военне-профессиональной деятельности военного спсцналнста».
Критерии оценки сформированное™ ИКТ-компетентности выпускника УВЦ
мотивационно-целевой
деятельностно-рефлексивный
I
В основу конструирования курсов положен ннтегратквный принцип информа-гоческой подготовки военных специалистов в УВЦ. Информатика и ИКТ и в структуре военко-прэфеееиснальной подготовки военного спе-циалипи /ииуиличирукш м преимущественно череч предметную и техншкн ичегкуш сферы .1гмгглкн:к1и
Эффективность учебнсго процесса находится в прямой зависимости от качества средств обучения, отражающих научное содержанке предмета, и их научно-мстодичсексй обоснованности. Создание научно-обослованпых средств облеты должно стать валшейшим направлением научно исследовательской работы в учеблых оаведегамх ирнзэаишлх готовил, компетегстпых во всех огношепилх специалистов для Бооружешплх Сил страны
Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе широкого применения технических средств обучения гтредстаяляет гобой сложную комплексную задачу В качестве оснг>вкого направления повышения эффективности системы а иенно!и образования явлиею! милернизгшия у.атершитьно-1ехничсскик базы вузов к кифирмакионно-методи тескою обеспечения обргзоваимьною процесса и них.
Проблема распределения учебного материала между взаимосвязанными средствами обучения является центральной при создании методики преподавайте. В нашем исследовании доминирующим звеном методической системы формировать! и развития ИКТ компетентности военного специалиста является программно методический комплекс, рассматриваемый как специализированная база знаний н разработанный с учетом решаемых военным специалистом прикладных задач средствами ИКТ.
""акой ттрогряммно-методический комплекс не только отражает содержание обучения но и воплотпяет его к разнообразных формах П^и создании комплекса необходимо учшвива.ь характер учебною материала, логику его построения, значимость цели изучения и требуемый уровень усвоения. Создание подобных комплексов связано не только с условиями дидактических задач, но и с выработкой планов пх решения. Онн должны строшъся с расчетом на определенные этапы формирования умственных действий обучающихся н приобретения ими зпашш и навыков. Такое прошпаювеиие б процесс обучегшя является иепремеглилм условием эффективно ср гакнзованной конструктивной деятельности преподавательского состава военных вузов н учебных военных центров. Оно требует не только глубокого знания общих психэлого-педагсгнческнх закономерностей познавательной деятельности курсантов военных иучпр и гтудентои учебнчтх воечкьтх центров но и учения учитьтаать их в различных методах и формах обучения.
В средствах обучения, еходяших в состав комплекса заключена важнейшая содержательная (семантическая) сторона учебной информации. Змсстс с тем он содержит не только семантику, направленную на накопление зпашш. Ол должен формировать мышление общающихся, вооружать их ¡пгтеллеюуахьиыми умениякат и навыками. приемами переноса, распознавания, анализа, синтеза, классификации, оценки, алгоритмизации, де-лукцик. индукции и т.н. При формировании комплекса необходимо предвидеть познавательную деятельность общающихся. Вне такого предвидения не может быть управления процессом обучения
IV'. Результаты экспериментов
К основным результатам проведенною исследования проблем неирерывдито образования военнослужащих в области ИКТ на основе средств и методов электронного обучения к ДОТ при решении задач, изложенных выше, относятся:
1. При решении первой задачи:
уточнено наполнение понятия профессиональной компетентности будущего военного спсцналнста: выявлена структура ИКТ-компстснтности военного специалиста, ее функции;
- зыявлены психолого-педагогнчсские аспекты развития ИКТ-компетенгкости военных специалистов:
- построена структурно-логическая модель формирования и развития ШС-компегентносги военного специалиста в условиях интеграции базового инжснсрно-тсхннчсского н военно-профессионального образования:
подготовлена база для методнко-тсхнологичсскогэ обеспечения системы формирования к развития ИК1-компстснтности военных спецкалнстсв.
2. При решении второй задачи:
- определен порядок реализации структурно-логической модели формирования и развития ИКТ-компетентностн военных спецкалистсв на базе УВЦ,
- разработана и внедрена в учебный процесс экспериментальная программа курсов информатики.
3. Решение третьей задачи ксследсвания состоит в разработке программно-методического комплекса. Кроме тгого был проведен детальный анялич особенностей еметганного общения в гбщей системе профессионагьной 1ЮДЮ1 инки военного сиешшнст«.
4. Б процессе решения четвертой задачи были разработаны методики:
- орт якшании н х.ровеЛенин эдектуоннито семинара.
- создания и внедрения в учебный процесс анимационных систем.
- применения ннфирмаднонных методов обучения.
Также прн решении четвертой задачи были определены основные элементы методино-технологич ее кого обеспечения.
V. Обсуждение результат™
Для доказательства основных результатов проведенного исследования был проведен эксперимент на базе военных вузов и УВЦ Центрального военного округа (ЦВО).
VI ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы. сформулированные по итогам проведенного исследования проблем непрерывного образования в о ошосиужлщих в области IIKT на основе средств и методов электронного обучения и ДОТ:
1. ИКТ-компетентностъ военного специалиста представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой компетенции, владение которыми предполагает способность мотивированно и эффективно использовать средства информатизации и новые информационные технологии для решения военно-профессиональных задач на разных уровнях регуляции профессиональной деятельности - стратегическом, тактическом, операционном.
2. Основу структурно-логической модели формирования и развития ИКТ-компетентности военных специалистов составляют способы н средства актуализации субъективной позиции личности, мотивации и стимулирования его познавательной деятельности посредством интеграции базового н военно-профессионального образования.
3. Реализация структурно-логической модели формирования и развития ИКТ-компетентности военных специалистов осуществляется посредством конструирования системы, основная задача которой состоит в определении конкретных способов и средств ее функционирования в условиях интеграции базового инженерно-технического и военно-профессионального образования
4. В основу конструирования курсов информатики, соотнесенных с предметными областями военно-профессиональной деятельности военного специалиста, ориентированных на развитие ИКТ-компетентности. положен ннтегративный принцип информатическои подготовки военных специалистов в УВЦ.
5. С учетом специфики организации образовательного процесса подготовки военного специалиста, как в военном вузе, так и в УВЦ, смешанное обучение наиболее полно отвечает потребностям совершенствования системы военного образования.
6. Предложенная структура программно-методического ко™ леке а должна обеспечить возможность создания практических заданий по различным военно-профессиональным областям, модифицируемых по форме представления дидактической информации и по выполняемым в учебно-воспитательном процессе функциям.
Информатизация военного образования настоятельно требует создания новых средств н методов ДОТ. Реализация всех звеньев дидактического цикла с помощью четко выстроенной системы значительно упростит организацию учебного процесса, сократит затраты времени на обучение и наконец будет способствовать формированию и развитию ИКТ-компетентностн участников учебно-воспитательного процесса подготовки военного специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета II Время новостей. 2008. 11 фев
2. Владимиров А. Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке н профессиональном военном образован™ 2014. URL: Lt^://\™^v.kadet.ru,,lichno/vlad_T/Ob_iimov_ VSRF.htm
3. Лепешннский И. Ю. Развитие ИКТ-компетентностн студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования: моногр. Омск: ОмГТУ. 2011. 221 е.: рнс.
4. Лапчик М. П.. Семакин И. Г.. Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики 3-е. изд., стереотип. М : Академия. 2006. 208 с.
5. Лепешннский И Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования : моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ. 2011. 221 е.: рнс.
6. Путин В. В. Высокое качество, эффективность и общедоступность - приоритетные цели развития образования /У Материалы УП съезда Российского Союза ректоров. М.. 2002. С. 3—4.
7. Барвнненко В Интеграция назрела // Армейский сборник 1998. № 10 С. 2.
8. Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство. 1998. 142 с.
9. Лепешннский И. Ю_= Погодаев В. П. Блочно-уровневая модель развития ннформационно-коюгуннкатнвной компетентности студентов учебных военных центров И Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2008. № f> (72). С. 173—177. : ил.