J
Кому IНужное |7 Принудительное сообщение Сообщение г~ ИЗ [2
4 Евгений Владимирович ваш асистент подключен к системе ИМЯ : АсисСАПР! ПАРОЛЬ QWERTY.
От кого [а Дата |Ї5
Предыдущие] і Следующие || Очистить | Отправить | Удалить | Выход 1 1 Помощь |
| Заполните поля ввода характеристик и текста сообщения
.11
ЛИТЕРАТУРА
1. Нужное ЕМ. Возможности построения эффективных средств получения и контроля знаний в средах компьютерного обучения (В настоящем сборнике).
УДК 658.512
Е.В. Нужнов, В.Г. Сердюков
СРЕДСТВА ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ СИСТЕМНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
Одной из важнейших целей среды компьютерного обучения (СКО), представленной в [1], является максимальное приближение процесса обучения на персональном компьютере (ПК) к реальному образовательному процессу. ПК позволяет использовать новые возможности повышения интенсивности и качества обучения за счет обеспечения оперативного и удобного доступа к электронным образовательным ресурсам.
СКО предусматривает возможность работы с практически неограниченными - , эффективную поддержку своей системной информации (учетной, баз данных (БД) и результатов контроля знаний и т.д.). Операции хранения и оперативной обработки больших массивов данных могут использовать значительную часть вычислительных ресурсов СКО, ограничивая эффективность применения наиболее перспективных и, как правило, ресурсоемких информационных технологий. Некоторые средства повышения эффективности хранения и обработки системной информации в СКО обсуждаются в данной статье.
В СКО организованы и должны поддерживаться следующие БД:
♦ БД контроля з наний обучаемых;
♦ БД пользователей среды (верхний уровень);
♦ БД пользователей среды (нижний уровень);
♦ БД внутренней си стемной информации.
БД контроля знаний обучаемых включает информацию, необходимую для организации ввода и редактирования вопросов, ответов и баллов, а также поддержки
последующего контроля знаний обучаемых. В подсистеме контроля знаний СКО используется несколько типов вопросов. Поэтому необходимо знать тип текущего вопроса для того, чтобы активизировать соответствующий диалоговый интерфейс. Для этого каждой записи в соответствующих БД ставится в соответствие идентификатор, хранящий информацию о типе диалога. Таким образом, выделяется , . -, . имеют различное содержание записи. Поэтому целесообразно сформировать шаблон обобщенной записи, по которому можно разобрать вопрос любого типа. Шаблон записи БД представляет фиксированную последовательность символьных (строковых) полей вида:
<Поле1> | <Поле2> | <...> | <ПолеN> | *, где | - разделительный знак между полями, * - признак конца записи.
При таком подходе значение некоторого поля может определять характер ( ) . -троля знаний обучаемых, хранящей вопросы, ответы и их оценки. В ней формат записи может иметь вид:
<Тип вопроса> | <Вопрос> | <Ответ 1> | <Балл 1> | ... | <Ответ 5> | <Балл 5> | <Максимальный балл> | *.
< > . -держивает 4 типа вопросов (1, 2, 3, 4) с разными вариантами интерфейса. При вводе данных можно предусмотреть наличие пустых полей. После ввода данных запись может стать такой:
1|Что такое СКО?|Программа, демонстрирующая возможности языка Си|0|Система контроля знаний|3|Интегрированная среда компьютерного обучения|5| | | | |7|*.
Преобразовав эту запись в шаблонный вид, получим :
<1>|<Что такое СКО?>|<Программа, демонстрирующая возможности языка Си>|<0>|<Система контроля знаний>|<3>|<Интегрированная среда компьютерного обучения>|<5>|< >|< >|< >|< >|<7>|*.
Здесь Поле1 имеет значение "1". Это означает, что для обработки этой записи необходим диалоговый интерфейса 1-го типа (Рис.1).
тзп
Дисциплина |ПиТС Номер вопроса Всего вопросов | 2
StatusWindowl
Рис.1
Просмотр данных для контроля
Поле2 содержит вопрос, на который должен ответить пользователь. Данная строка будет отображена в соответствующей компоненте диалогового интерфейса с названием "Вопрос". Далее идут пары полей (одна или несколько), каждая с вариантом ответа на поставленный вопрос и оценкой такого варианта. Содержимое каждого поля будет занесено в соответствующие компоненты диалогового окна. Как видно из примера, несколько полей пока не имеют значений. В этом случае соответствующие им графические компоненты останутся пустыми. Последнее поле содержит максимальный возможный балл за ответ на данный вопрос. В конце записи стоит знак “*” - это сообщение для транслятора о том, что текущая запись .
Такой подход позволяет контролировать все диалоговые интерфейсы с помощью единственной универсальной функции.
, -вольной форме, запись может иметь следующий вид:
2\Что такое мультимедиа?!!Сумма технологий, позволяющих на ПК вводить, обрабатывать, хранить, и отображать (выводить) данные: текст, звук, речь, графика, неподвижные изображения (слайды), анимация, видео\5\5\*
Преобразовав запись в общий вид, получим:
<2>|<Что такое мультимедиа?>|<!Сумма технологий, позволяющих на ПК вводить, обрабатывать, хранить, и отображать (выводить) данные: текст, звук, речь, графика, неподвижные изображения (слайды), анимация, видео>|<5>|<5>|*
При декодировании этой записи компонент диалогового интерфейса с названием “Вопрос” примет значение “Что такое мультимедиа?”. Поле ответа имеет строковое значение, которое начинается со знака “!”. Это означает, что ответ не должен отображаться на экране.
Из примеров видно, что формат записи напрямую влияет на поведение диало-.
распределением данных по графическим компонентам, которое происходит авто, .
Еще одним удобством данного формата записи является тот факт, что каждая запись БД может быть легко разбита на подстроки любой длины. Это сделано для того, чтобы минимизировать объем оперативной памяти, занимаемый базой. Если для работы в текущий момент необходимы только вопросы, то нет необходимости держать в памяти всю запись. Для разрезания записи была разработана специаль-.
Все сказанное можно наглядно проследить на записях из БД пользователей ( ). ( ) -чается от других:
< >|< >|< доступа>|<Сведения>|<Базы>|<Редактирование>|*,
где Имя - идентификатор пользователя, Пароль - уникальная последовательность символов, Уровень доступа - символьное значение А/Р, определяющее уровень доступа пользователя к системе (Администратор (А)/Преподаватель (Р)), Сведения - краткие сведения о пользователе, Базы - список доступных БД или знак “#” - доступа ко всем БД, Редактирование — признак разрешения на ре-
дактирование (да/нет). Для разбора этой записи используется та же универсальная функция. После ввода данных заполненная запись может иметь вид:
<HBaHOB>|<Qwerty>|<P>|<MBaHOB А.А., доцент кафедры САЛР>|<#>|<0>|*
При входе в среду происходит идентификация пользователя. Для этой операции СКО нужны лишь Поля1-3 (рис.2), остальная часть записи на данном этапе остается невостребованной.
Рис.2
Поэтому целесообразно считать в оперативную память ПК лишь необходимую часть записи, и в памяти запись будет иметь вид:
<Имя>|<Пароль>|<Уровень доступа>|*
Конечно, данный факт не окажет значительного влияния на работу СКО, если в ней всего 5-10 пользователей, но если это число увеличится до 100, то такой подход позволит сэкономить значительную часть системных ресурсов.
Данный формат и операция “р^резания” позволили решить многие пробле-, .
, , -, .
ЛИТЕРЛТУРЛ
1. Нужное ЕМ. Возможности построения эффективных средств получения и контроля знаний в средах компьютерного обучения (В настоящем сборнике).
УДК 658.512
АЛ. Ельцын
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТРЕБОВАНИЯМ ГОС
В ходе прохождения процедуры государственной аккредитации (особенно при работе аттестационной комиссии) встает необходимость оценки качества обучения в образовательной организации в целом. Общепринятым подходом при этом является анализ результатов решения контрольных тестов. При такой постановке целей тестирования ему присущи две особенности: