Научная статья на тему 'Проблемы реализации интегрированной инструментальной среды компьютерного обучения и самообучения'

Проблемы реализации интегрированной инструментальной среды компьютерного обучения и самообучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
98
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации интегрированной инструментальной среды компьютерного обучения и самообучения»

УДК 658.512

Е.В. Нужнов, В.Г. Сердюков

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СРЕДЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И

САМООБУЧЕНИЯ

Рассмотрим возможности реализации эффективных подсистем интегрированной инструментальной СКО, описанной в [1], с учетом поддержки ее перспективных свойств.

Наиболее выигрышный вариант реализации подсистемы представления учеб-

-

(рис.1).

Рис.1

При этом используются:

♦ гипертекст (ГТ) учебно-методических материалов в виде документов (файлов) на языке разметки ГТ (HTML);

♦ ссылки (URL) в HTML-документе на другие локальные или удаленные ресурсы (файлы) среды intranet/internet;

♦ компоненты ср еды мультимедиа: файлы графические, аудио, видео, анимации, как объекты ГТ-ссылок;

♦ - (HTTP) Internet

(CGI);

♦ динамические компоненты - встроенные внешние приложения или апплеты, реализованные на языке Java или средствами других технологий (Juice, Jini);

♦ различные сценарные формы, построенные на основе языковых средств Perl, Tcl/TK, JavaScript и других.

Возможность сетевого доступа вызывает и противоположную проблему его разумного дозирования. СКО не должна стать "л^ейкой" в internet/intranet. Поэто-

, internet/intranet-

администраторами университета организовать эффективную защиту СКО по вхо--.

, -

ных технологий не мешали обучаемому, не отвлекали его, укладываясь в рамки стандартного графического интерфейса пользователя ПК или были решены на основе создания автоматизированных рабочих мест. Этому способствует и наличие постоянно развивающихся средств поддержки мультимедиа, сетей и программ

,

ПК (Windows 98, Windows 2000).

В состав раздела A могут входить учебные HTML-документы:

♦ компьютерные учебники, учебные пособия, вспомогательные словари, справочники;

♦ лабораторные практикумы;

♦ сборники задач и демонстраторы их решений; а также учебно-методические ГТ :

♦ руководства по самостоятельному освоению дисциплин;

♦ рекомендации по прохождению автоматизированного контроля знаний;

♦ оперативная информация для обучаемых (р^ъяснения, оценки, объявления).

Для подготовки и редактирования учебно-методических материалов в СКО интегрированы и используются:

♦ внешний HTML-редактор (например, FrontPage, Dreamweaver или собствен-

Netscape Communicator);

♦ функции редактирования строки текстового процессора Microsoft Word 97.

Наибольшую гибкость обеспечивает возможность выбора и подключения внешнего HTML-редактора и браузера средствами Администратора (рис.2).

Традиционно слабым звеном известных КОП, ввиду сложности реализации, всегда были динамические компоненты, обеспечивающие представление на экране изменяющихся процессов и явлений. Примеры: результаты работающих алгорит-, ( ),

. Web- -

HTML , , .

Web-

технологий для представления динамических компонент можно использовать механизм поддержки подключаемых внешних приложений, причем как средство на. -щью Администратора СКО может включить в него необходимые динамические

,

(лабораторные работы, демонстраторы эффектов, моделирующие программы тренажеры и т.п.) (рис.2). Для этого разработан интегратор внешних приложений, модифицирующий меню Обучаемого. Так, можно легко включить в СКО демо-

, , .

Рис.2

При реализации подсистемы контроля знаний основную проблему вызывает поддержка языка ответов обучаемого (ЯОО). Возможны три следующих подхода к решению проблемы ЯОО.

1. В качестве ЯОО можно использовать естественный, разговорный (русский, английский) язык. Тогда для обработки ответов потребуется сложная интеллектуальная система, включающая лексический, морфологический, синтаксический и семантический анализаторы, словарь, базу знаний о языке, экспертную систему обслуживания этого языка и т.д.

2. Можно разработать эффективный ЯОО, как подмножество естественного языка, на основе частичной формализации (ограничения и упорядочения кон).

3. Можно использовать только вопросы, предполагающие облегченные способы формирования ответов.

Полномасштабная реализация варианта 1 для СКО не представляется целесообразной, реализация варианта 2 ведется (ее описание выходит за рамки данной ), 3 .

Обобщая рассмотренные в [1] классификации типов вопросов, подсказок и способов формирования ответов на основе приоритета форм ответов, можно выделить основные типы кадров (панелей) контроля (рис.3):

♦ кадр с выбором ответа (рис.4);

♦ кадр с вводом ответа (рис.5);

♦ кадр с упорядочением частей ответа (выбором или вводом) (рис.6).

♦ кадр со вставками элементов ответа (выбором или вводом);

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

На основе механизма сеансов СКО обеспечивает дифференцированный доступ в среду различных категорий пользователей (рис.7).

Рис.7

Регистрацию пользователей и прав их доступа осуществляет Администратор (рис.8).

Каждый преподаватель производит регистрацию своих учебных дисциплин с привязкой соответствующего НТМЬ-документа верхнего уровня (рис.9) и групп обучаемых (рис.10).

Рис.8

I Настройка системы обучения и контролі Щ ?| х|

ниц ні 1.1 in па и аши uaoDi .

1 кд ПиТС спо ИИ 11111

1

1

1

1 і Создать i| Сохранить | I Выкод Помощь

Создайте новую базу и введите данные о ней

Рис.9

Jjxj

Группа Г руппы: - Состав:

I А85 А95

I

П

I

-Владелец—

[ Редактирование состава группы || Добавить | Сохранить | Удалить Выход Помощь

Заполните поле ввода информации о новой группе обучаемых

Рис.10

Оперативная и долговременная связь пользователей осуществляется в помощью внутренней почтовой системы, поддерживающей модальный просмотр личных сообщений в начале сеанса работы пользователя любой категории (рис.11).

Реализация первой версии СКО показала возможность создания сбалансированной интегрированной среды обучения, самообучения и контроля, удобной для дальнейшего совершенствования и наращивания возможностей.

J

Кому І Нужное |7 Принудительное сообщение Сообщение г~ ИЗ [2

4 Евгений Владимирович ваш асистент подключен к системе ИМЯ : АсисСАПР! ПАРОЛЬ QWERTY.

От кого [Ä Дата |й

Предыдущие] і Следующие || Очистить 1 Отправить | Удалить | Выход 1 1 Помощь |

1 Заполните поля ввода характеристик и текста сообщения

.11

ЛИТЕРАТУРА

1. Нужное ЕМ. Возможности построения эффективных средств получения и контроля знаний в средах компьютерного обучения (В настоящем сборнике).

УДК 658.512

Е.В. Нужнов, В.Г. Сердюков

СРЕДСТВА ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ СИСТЕМНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ

Одной из важнейших целей среды компьютерного обучения (СКО), представленной в [1], является максимальное приближение процесса обучения на персональном компьютере (ПК) к реальному образовательному процессу. ПК позволяет использовать новые возможности повышения интенсивности и качества обучения за счет обеспечения оперативного и удобного доступа к электронным образовательным ресурсам.

СКО предусматривает возможность работы с практически неограниченными

- , эффективную поддержку своей системной информации (учетной, баз данных (БД) и результатов контроля знаний и т.д.). Операции хранения и оперативной обработки больших массивов данных могут использовать значительную часть вычислительных ресурсов СКО, ограничивая эффективность применения наиболее перспективных и, как правило, ресурсоемких информационных технологий. Некоторые средства повышения эффективности хранения и обработки системной информации в СКО обсуждаются в данной статье.

В СКО организованы и должны поддерживаться следующие БД:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ БД контроля з наний обучаемых;

♦ БД пользователей среды (верхний уровень);

♦ БД пользователей среды (нижний уровень);

♦ БД внутренней си стемной информации.

БД контроля знаний обучаемых включает информацию, необходимую для организации ввода и редактирования вопросов, ответов и баллов, а также поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.