УДК 60.5
Х.В. Плужникова СРЕДНИЙ КЛАСС И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Сегодня проблема формирования среднего класса является одной из самых животрепещущих в отечественной социологии и связывается с довольно противоречивыми трансформационными процессами в стратификационной системе России. Усугубление социального неравенства, расслоения, поляризации актуализируют стабилизирующую роль среднего класса в социально-экономическом и политическом реформировании. Доля среднего класса, способная обеспечить нормальный профиль социальной стратификации, должна составлять около 70% - большинство населения. В переходном российском обществе по разным оценкам она составляет от 12 до 25%, что явно не достаточно для «созревания» гражданского общества и требует стимулирующих реформ, направленных на его динамику.
Таблица 1.
2000г. N=1000
РОЛЬ «ГРАЖДАНИН РФ»
Социальные группы Социальный потенциал деятельности
Индекс Баланс, %
+ н -
Административные органы 22 41 - 33 - 21
Кадровые военные 7 43 - 20 - 36
Менеджеры в пром-ти 5 47 - 12 - 42
Работники здравоохранения 2 39 - 23 - 38
Работники банков 0 43 - 13 - 43
Научные работники -2 36 - 25 - 39
Рабочие в промышленности -2 36 - 22 - 38
Учителя, преподаватели -5 36 - 20 - 42
Инженеры в пром-ти -13 33 - 20 - 46
Мелкий бизнес -17 33 - 16 - 49
Средний бизнес -28 28 - 16 - 56
Работники культуры -28 29 - 11 - 55
Обобщив классические теории
стратификации, выделим некоторые социальные группы, попадающие под определение «средний класс», на социоландшафте г. Таганрога, и, на материалах репрезентативного опроса (см. таблицу 1), проведенного под руководством проф. В.В. Чичилимова, проанализируем
Таблица 2. Область распределения величины индекса
+100 Активированное, осмысленное
+20 отношение
0 Неопределенное, эквилитарное отношение
-20 Дезактивированное, обессмысленное
-100 отношение
что величина индекса находится, преимущественно в зоне неопределенности (см. таблицу 2), причем в ряде случаев с асимметрией в сторону дезактивации, свидетельствует о том, что гражданское сознание современного среднего класса пока не готово нести ответственность за судьбу России. Столь слабый уровень гражданской саморефлексии означает, что среднему классу как системообразующему элементу российского социума еще предстоит выдержать серьезный экзамен на гражданскую
«зрелость» и, тем самым, оправдать надежды, на него возлагаемые.