Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование в университетском комплексе: средовой аспект'

Среднее профессиональное образование в университетском комплексе: средовой аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / UKHTA STATE TECHNICAL UNIVERSITY / UNIVERSITY COMPLEX / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пулькина Виктория Алексеевна, Шулепова Наталья Эдуардовна

В статье отражен сложный процесс формирования единого образовательного пространства университетского комплекса на примере присоединения к УГТУ трех ухтинских колледжей. Особое внимание уделено адаптации в университетском комплексе коллектива ухтинского лесного колледжа, отметившего в текущем году 85-летие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN UNIVERSITY COMPLEX: ENVIRONMENTAL ASPECT

The article dwells on the process of formation of a united educational space of a University complex on the example of three Ukhta colleges accession to the Ukhta State Technical University. Special attention is paid to adaptation of Ukhta Forestry College personnel to the University complex. This year this college has celebrated its 85 th anniversary.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование в университетском комплексе: средовой аспект»

Из жизни вуза

125

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ: СРЕДОВОЙ АСПЕКТ

ПУЛЬКИНА Виктория Алексеевна - начальник отдела по учебно-воспитательной работе и досуговой деятельности, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: [email protected]

ШУЛЕПОВА Наталья Эдуардовна - заместитель начальника управления по учебно-воспитательной работе, Ухтинский государственный технический университет. Е-mail: [email protected]

Аннотация. В статье отражен сложный процесс формирования единого образовательного пространства университетского комплекса на примере присоединения к УГТУ трех ухтинских колледжей. Особое внимание уделено адаптации в университетском комплексе коллектива ухтинского лесного колледжа, отметившего в текущем году 8 5-летие.

Ключевые слова: университетский комплекс, среднее профессиональное образование, образовательная среда учебного заведения, организационная культура

Для цитированияя: Пулькина В.А., Шулепова Н.Э. Среднее профессиональное образование в университетском комплексе: средовой аспект // Высшее образование в России. 2015. №12. С. 125-129.

Если в отношении региона и города понятие «образовательная среда» может рассматриваться как концептуальная метафора, как некий горизонт всей совокупности социокультурных инициатив и ожиданий образовательной организации (как, например, в социально-коммуникативном проекте УГТУ «Ухта - университетский город»), то в отношении самой образовательной организации это понятие имеет совершенно конкретный смысл [1]. Даже плохая внутренняя среда учебного заведения является «образовательной » в смысле мощного влияния, которое она оказывает на учебный процесс. И если вуз - как, например, УГТУ - инициирует проекты по развитию муниципальной и региональной социокультурной среды как образовательной, он тем более должен усилить внимание к позитивному развитию собственной образовательной среды как некоего первоисточника, генератора проецируемых изменений во внешней среде.

В отношении поддержания и развития благоприятной внутренней среды за последние годы самым серьезным вызовом для Ухтинского государственного техническо-

го университета стало присоединение к вузу трех колледжей. Конечно, это широко распространенное в отечественном образовании явление, за последние 10-15 лет многие учебные заведения прошли аналогичную реорганизацию. Однако если трансформацию структурно-функциональной системы этих учебных заведений можно считать делом вполне состоявшимся и ушедшим в историю, то процесс формирования единой образовательной среды в них только сейчас достигает своего апогея. Ведь очевидно, что элементы образовательной

126

Высшее образование в России • № 12, 2015

среды или организационной культуры (что для учебного заведения практически одно и то же) более инерционны, нежели элементы его структурно-функциональной системы.

В УГТУ подразделением, ответственным за развитие образовательной среды, является управление по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам (УВРиСВ). В связи с реорганизацией 20112013 гг. для формирования единой образовательной среды были предприняты следующие основные шаги. Все структурные подразделения учебных учреждений, реорга-низованныхв единый университетский комплекс, объединены в управление, в компетенцию которого входит воспитательная работа, работа с социально незащищенными студентами, организация студенческого досуга. Управлением была проведена работа по включению всех неформальных студенческих организаций СПО, включая студенческие советы, студенческие отряды, а также профсоюз, в ключевой орган студенческого самоуправления в УГТУ - объединенный совет обучающихся.Педагоги-организаторы учреждений среднего профессионального образования совместно с центром творческого развития студентов и студенческим спортивным клубом обеспечивают возможности для развития талантов молодежи в области танцевального искусства, вокала, театрального мастерства и спорта. Студенческий актив колледжей и техникума из числа спортсменов, представителей творческих коллективов и общественных организаций активно участвует во всех крупных мероприятиях вуза.

В колледжах традиционно обучалось большое количество детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, здесь вообще много студентов из малообеспеченных или неблагополучных семей. Этой проблеме было уделено особое внимание со стороны администрации университета, в результате для более эффективной деятельности социальные педагоги и педаго-

ги-психологи были объединены в отдел социальной защиты студентов в составе управления по УВРиСВ. Особенность данного направления работы заключается в том, что большой процент обучающихся в учреждениях СПО являются несовершеннолетними и имеют относительно невысокий базовый уровень школьной подготовки, что в значительной мере ограничивает возможности для реализации проектов и мероприятий в рамках молодежной политики УГТУ. Ночные квесты, ставшие особенно популярными и востребованными в студенческой среде, а также выезды за пределы города предполагают присутствие ночных воспитателей, а лекции и мастерклассы, которые входят в образовательную программу студенческих школ и конференций, не всегда доступны и понятны представителям студенчества СПО.

Вместе с центром социологических исследований в процессе реорганизации образовательных учреждений был составлен общий реестр традиций и ценностей, близких сотрудникам и обучающимся университета, колледжей и техникума. Данный список содержит более ста наименований, куда входят крупные мероприятия, правила дресс-кода, традиции и праздники, принципы и нормы поведения. Большой сложностью стала необходимость сохранить как собственные элементы организационной культуры всех учебных заведений, так и внедрить общие, унифицированные, которые бы позитивно принимались представителями учреждений, входящих в университетский комплекс. Отдельные элементы организационной культуры были приспособлены, другие остались в первозданном виде. Так, например, традиционное шествие колонны выпускников УГТУ в мантиях синего корпоративного цвета по главным улицам города после получения дипломов об образовании было дополнено участием выпускников Промышленно-экономического лесного колледжа в праздничных мантиях зеленого цвета.

Сотрудники колледжей, отвечающие

Из жизни вуза

127

за данное направление работы, регулярно проходят обучение в Институте повышения квалификации УГТУ. Многие представители колледжей включились в образовательный процесс в рамках программы «Преподаватель высшей школы», которая нацелена на обеспечение высокой педагогической компетентности профессорскопреподавательского состава, на подготовку кадров, грамотных с точки зрения теории и методики профессионального образования. Особенно актуализировалась эта задача в связи с включением в структуру университета образовательных учреждений среднего профессионального образования. Для создания более комфортных условий объединения учреждений и распространения общих традиций и ценностей был разработан и внедрен образовательный модуль «Управление организационной культурой вуза», позволивший обеспечить дополнительную коммуникационную поддержку процессу реорганизации во внутренней среде. Ведется регулярная совместная работа по проектам «Школа куратора» и «Школа студенческого актива». Данные меры повышают степень взаимодействия студенческих объединений и уровень их методической подготовки, а также развивают навыки самоуправления, что положительно отражается на воспитательной работе в целом.

Представители учреждений СПО активно включились в реализацию социальнокоммуникативных проектов УГТУ. В качестве самых крупных можно назвать проекты «Ухта - родина первой российской нефти», «ЦивилизацияРоссия» и «Ухта — родина первой российской нефти». Силами студенческого актива и сотрудников общего управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам проводятся неформальные встречи, круглые столы, конференции и презентации в рамках данных проектов. Ведется информационная работа в студенческой среде. Активно осуществляется деятельность добровольческих объединений УГТУ по направлениям

взаимодействия с ветеранами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, воспитанниками школы-интерната, кадетами и т.д. Значительная часть волонтерского корпуса университета состоит из представителей колледжей, что, на наш взгляд, демонстрирует эффективную интеграцию обучающихся СПО в реализацию молодёжной политики вуза.

Отдельно следует упомянуть празднование юбилеев колледжей. В ноябре 2012 г. Горно-нефтяной колледж УГТУ отметил 80-летие. Это старейшее профессиональное учебное заведение нефтяного профиля в Республике Коми. Цикл мероприятий, приуроченных к юбилейной дате, включал в себя региональные научно-практические конференции «Духовно-нравственное воспитание современного студенчества» и «Среднее профессиональное образование в контексте модернизации российского образования », спортивные состязания и завершился праздничным концертом. В ближайшее время планируется ряд событий, приуроченных к празднованию юбилея Промышленно-экономического лесного колледжа УГТУ.

128

Высшее образование в России • № 12, 2015

Ухтинский промышленно-экономический лесной колледжвошел в состав Ухтинского государственного технического университета в 2011 г. Колледж (первоначальное название - Лесной техникум) начал работу 1 сентября 1930 г. в Сыктывкаре, столице Республики Коми (тогда - Коми автономной области). Учебное заведение вскоре стало одним из важнейших центров подготовки специалистов среднего звена для лесной промышленности страны. В условиях бурной индустриализации востребованность древесины, лесоматериалов была очень высока. Лес - одно из основных природных богатств Коми края. Для организации лесозаготовок стали необходимы национальные кадры специалистов с обязательным владением коми-языком, чтобы руководить деятельностью местных рабочих. В 1933 г.в техникуме состоялся первый выпуск - 39 человек.

Рост лесозаготовок в республике вызвал необходимость увеличения выпуска техников и механизаторов. Их надо было обучать на рабочих местах: в лесопунктах, на мастерских участках. Для этой работы требовались грамотные инструкторы. Их стали обучать в лесном техникуме из числа лучших выпускников, освоивших новую технику. Материальная база тогда была слабой, отсутствовали учебные мастерские, занятия проводились в 2-3 смены. В 1940 г. закончилось строительство нового учебного корпуса. После войны педагогический коллектив постепенно пополнился молодыми кадрами, развивалась материальная база. На техникум была возложена задача подготовки необходимых рабочих кадров: трактористов, электромехаников, водителей автомашин и т.п. Были построены капитальные учебные мастерские, смонтирована новая техника. В техникуме готовили специалистов по четырём специальностям: «Оборудование лесозаготовительных предприятий », «Технология лесозаготовок», «Водный транспорт леса», «Лесное хозяйство». В 1952-1953 учебном году в техникуме насчитывалось 600 учащихся. Было

решено построить второй учебно-лабораторный корпус. Однако в 1956 г. по инициативе Н. С. Хрущёва отраслевое централизованное руководство экономикой страны было заменено на территориальное (созданы Советы народного хозяйства). При размещении управлений Коми Совнархоза была допущена ошибка: Управление нефтегазовой промышленности разместили в Ухте, каменноугольной промышленности -в Воркуте. В процессе практической деятельности Совнархоза появились сложности, причиной которых стала разобщённость в управлении отраслей. Руководство Совнархоза принимает решение: все управления собрать в столице республики. Зданий для их размещения в Сыктывкаре не было, поэтому стали высвобождать и перепрофилировать здания учебных заведений. 8 августа 1958 г. СНХ Коми АССР издал распоряжение № 284 о переводе лесотехнического техникума в Ухту [2].

Весной 1959 г. в техникуме состоялся первый выпуск специалистов в г. Ухте. Техникум интенсивно развивался. За короткое время были созданы: учебный лесоучасток с общежитием для учащихся, спортивный и актовый залы, механические и деревообрабатывающие мастерские, укомплектованы лаборатории и кабинеты. В 1979 г. лесной техникум был полностью переведён в новый учебный корпус, где размещалось более 400 аудиторий и лабораторий. На территории техникума расположились два благоустроенных общежития, в одном из которых оборудована библиотека с богатым книжным фондом. Целый этаж в этом же общежитии определили под санаторийпрофилакторий. В дальнейшем был открыт деревообрабатывающий цех, где учащиеся могли проходить учебную практику, организован лесоучасток - место технологических практик учащихся. В инфраструктуру техникума вошли спортивный и тренажёрный залы, стадион, лыжная база. Более 30 лет действует студенческий клуб [3].

В 1996 г. приказом Министерства общего и профессионального образования

Из жизни вуза

129

РФ № 523 техникум реорганизован в Ухтинский промышленно-экономический лесной колледж. Сегодня колледж является образовательной единицей Индустриального института (СПО) УГТУ. Это крупнейшее среднее профессиональное учебное заведение Ухты, один из важнейших центров подготовки кадров среднего звена для лесной промышленности республики. За 85 лет учебное заведение подготовило около 28 тысяч специалистов. В настоящее время в колледже ведется обучение по следующим специальностям: экономика и бухгалтерский учет; техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; технология лесозаготовок; технология деревообработки; техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта; документационное обеспечение управления и архивоведение; водоснабжение и водоотведение.

Юбилей - 85-летие колледжа - стал праздником для всего университетского комплекса. В организации юбилейных торжеств задействована вся инфраструктура Ухтинского государственного технического университета.

Литература

1. Цхадая Н.Д. Ухта - университетский го-

род // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 48-53.

2. Жеребцов И.Л., Савельева Э.А., Сметанин

А.Ф. История Республики Коми. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1996. C. 236.

3. Козулин А.Н. Зарево над Тиманом: город

Ухта от основания до наших дней. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1987. 144 с.

Статья поступила в редакцию 02.11.15.

SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN UNIVERSITY COMPLEX: ENVIRONMENTAL ASPECT

PULKINA Viktoria A. - Head of the Department of educational work and leisure activities, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: [email protected] SHULEPOVA Nataliya E. - Deputy head of the Department of educational work and social affairs, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article dwells on the process of formation of a united educational space of a University complex on the example of three Ukhta colleges accession to the Ukhta State Technical University. Special attention is paid to adaptation of Ukhta Forestry College personnel to the University complex. This year this college has celebrated its 85th anniversary.

Keywords: Ukhta State Technical University, university complex, secondary professional education, educational environment, organizational culture

Cite as: Pulkina, V.A., Shulepova, N.E. (2015) Secondary Professional Education in University Complex: Environmental Aspect. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 125-129.

References

1. Tskhadaya, N.D. (2009). [Ukhta - the University city]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher

Education in Russia]. No. 8, pp. 48-5 3. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Zherebtsov, I.L., Savelieva, E. A., Smetanin A.F. (1996). Istoriya Respubliki Komi [The History of

Komi Republic]. Syktyvkar: Komi Publishing House, pp. 236-237. (In Russ.)

3. Kozulin, A.N. (1987). Zarevo nad Timanom: gorod Ukhta ot osnovaniya do nashikh dnei [Glow

over the Timan: the City of Ukhta from the Foundation to the Present Day]. Syktyvkar: Komi Publishing House, 144 p. (In Russ.)

The paper was submitted 02.11.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.