KOBRUNOV A, BELYAEVA O. THE “NORTH” AND “OIL AND GAS DOMINANT” IN THE USTU PROGRAM OF STRATEGY DEVELOPMENT
The role of the concepts “North” and “oil and gas dominant” in the Ukhta State Technical University program of strategy development is considered in the article. The examples of the projects aimed at realization of the priority areas of the university development, a tentative assessment of socio-economic effectiveness of the program and its importance for the region development are given in the article.
Key words: North, oil and gas dominant, program of strategy development, priority areas of the university activities, technological platforms, trans-regional role of the university, geopolitical mission, circumpolar zone.
о.А. аошшот,проректор по Начало нефтегазового
учебной работе
М.Б. МЕЛЕХИНА, заместитель образования
начальника отдела стратегиче- в Республике Коми
ских коммуникаций ^
В статье рассматриваются этапы развития Горно-нефтяного колледжа, его функции и возможности в составе университетского комплекса Ухтинского государственного технического университета.
Ключевые слова: экономика знания, модернизация образования, среднее профессиональное образование, северный многопрофильный университет, нефтегазовый комплекс.
Нефтегазовое образование занимает приоритетное положение в региональной образовательной системе Республики Коми. Его начало было положено в 30-х годах прошлого века и связано с открытием в 1932 г. Усть-Усинского горного техникума, впоследствии преобразованного в Ухтинский горно-нефтяной колледж, уже в наше время присоединившийся к Ухтинскому государственному техническому университету - многопрофильному техническому вузу с нефтегазовой доминантой
- в составе крупного университетского комплекса.
Система образовательной деятельности университетского комплекса интегрирует сферу довузовского образования, основные образовательные программы среднего и высшего (в том числе многоуровневого) профессионального образования, послевузовское образование. С декабря 2011 г. в его состав вошли ФГОУ СПО «Ухтинский промышленно-экономический лесной колледж» и ФГОУ СПО «Ухтинский горно-
нефтяной колледж». Число обучающихся в УГТУ сегодня составляет около 9,5 тыс. (из них 6,6 тыс. - студенты университета и 2,9 тыс. - учащиеся колледжей).
Отметим, что концепция координации подготовки специалистов по родственным специальностям колледжа и УГТУ начала разрабатываться в 1990-х гг., в условиях стремительной смены экономической системы. Тесная связь между преподавателями колледжа и университета существует на протяжении долгого времени. Среди преподавателей университета, ранее работавших в колледже, можно назвать Н.И. Осю-шову, Н.С. Зенкину, Л.С. Голебарскую, И.Ю. Быкова, В.И. Аванесова. В числе преподавателей техникума, пришедших из университета, - В.П. Шунякова, Г.В. Гуревич, Л.И. Суровцева, В.И. Дуркина, З.Ю. Автономова, С.С. Попова.
Горно-нефтяной колледж является одним из старейших учебных заведений на Северо-Западе России. За без малого восемь десятилетий его существования было
подготовлено более 15 тысяч квалифицированных специалистов со среднетехническим и повышенным специальным образованием для работы на предприятиях топливно-энергетического комплекса страны. Выпускники колледжа внесли значительный вклад в строительство и освоение За-падно-Тэбукского, Усинского, Возейско-го и других месторождений нефти на территории Республики Коми, Вуктыльского газоконденсатного месторождения, первых в стране нефтяных шахт на Яреге. В контексте научно-просветительского проекта «Ухта - родина первой российской нефти» Горно-нефтяной колледж дополняет пространственный масштаб масштабом историческим.
Одной из значимых функций учебного заведения является деятельность, направленная на формирование гражданского самосознания студентов. Образование конструирует такие эффекты общественного развития, как социальная консолидация общества, национальная идентичность представителей различных социальных групп и культур страны. Коррелируя данный тезис с выявленной в ходе социологических исследований культурной дезинтегрированностью регионального сообщества в Республике Коми [1], раскроем особую значимость идентификационно-ориентационной роли Горно-нефтяного колледжа.
Такие феномены, как «общество», «нация », «государство », «национальные и государственные границы», далеко не всегда (и не для всех) являются самоочевидными реалиями и обязательными атрибутами социального бытия. С позиций постструкту-ралистской социологии они являются продуктом социально-исторического конструирования. «В современном, модернизированном мире общество, созидающее государство, формирует так называемую “политическую нацию”, - пишет А.Н. Пи-лясов. - Политическую нацию можно рассматривать как гражданскую общность, готовую к жизни в рамках единого госу-
дарства, принимающую на себя сумму прав и обязанностей, из этого вытекающих» [2, с. 109]. Одну из ключевых позиций в формировании и поддержании коллективного «Мы» нации занимает история.
Решение такой задачи на уровне регионального профессионального сообщества осуществляет музей Горно-нефтяного колледжа. В его историческом отделе хранятся письма и почетные грамоты прошлых лет, личные вещи и награды выпускников, книги и альбомы по истории освоения Ти-мано-Печоры. Богатейший архивный материал является основой для воспитания у студентов чувства сопричастности, бережного отношения к истории поколений первопроходцев - предшественников современных нефтяников и газовиков, механиков и экономистов. Знакомство с ним, несомненно, влияет на вектор настроений молодежи: ее готовность «покинуть-во-что-бы-то-ни-стало» якобы забытый цивилизацией «медвежий угол» сменяется желанием закрепиться в стратегически важном для России городе.
История Горно-нефтяного колледжа, как уже отмечалось, ведет отсчет с трид-
цатых годов прошлого столетия. Планомерное освоение богатств Европейского Севера началось в конце 1920-х. Первую нефть на Чибьюском месторождении, располагавшемся в пределах городской черты современной Ухты, стали добывать в 1931 г. С появлением и стремительным развитием нефтегазодобывающей промышленности возрастал спрос на работников соответствующих специальностей, таких как «угольно-эксплутационная», «горнопроходческая», «горно-электромеханическая», «эксплуатация нефтяных и газовых скважин ». Ассигнования на народное образование в республике увеличились в четыре раза. Постановлением Президиума ВСНХ № 707 от 12 октября 1931 г. был организован государственный трест «Арктик-уголь » по добыче и сбору угля на островах побережья Северного Полярного моря. В зону деятельности треста был отнесен весь Печорский край. Для выполнения поставленных государством производственных задач созданная организация нуждалась в квалифицированных кадрах. Представители треста обратились в Коми обком и Северный крайком ВКП(б) с предложением об открытии техникума по подготовке профессиональных горняков и нефтяников. Предложение было принято. Первоначально учебное заведение разместили в с. Усть-Уса; обозначившиеся к тому времени в Печорском крае промышленные узлы - Воркутинский угольный на Шуго-ре и Ухтинский нефтяной и асфальтовый
- были связаны с Усть-Усой и между собой водным путем, являвшимся единственным средством перевозки больших объемов груза.
Открытие техникума состоялось 10 октября 1932 г. Первым директором был назначен М.Г. Вальков. В конце 1932 г. техникум был передан в ведение горно-металлургического управления НКВД СССР с непосредственным подчинением Ухто-Печор-скому тресту, который возглавлял Я.М. Мороз. Летом 1933 г. техникум перевели в
поселок Чибью на реке Ухте. В 1935 г. техникум стал называться Ухто-Печорским горным, в 1940 г. - Ухто-Печорским горно-нефтяным. В 1936 г. состоялся первый выпуск из 25 человек. Исторический перерыв в работе техникума пришелся на годы войны. Деятельность учебного заведения возобновилась лишь весной 1945 г., а в 1946 г. оно было переименовано в Ухтинский горно-нефтяной техникум (УГНТ).
Среди его первых преподавателей были репрессированные геологи - первооткрыватели уникального Ярегского месторождения тяжелой нефти И.Н. Стрижов и Н.Н. Тихонович, а также известный геолог, страти-граф, тектонист, профессор, участник геологических исследований в Урало-Повол-жье, Центральной России и на Кавказе А.Н. Розанов. В техникуме читал лекции крупный ученый А.Я. Кремс, с именем которого связано детальное изучение нефтегазонос-ности Тимано-Печорской провинции, открытие и промышленное освоение многих месторождений нефти и природных газов. Мощный научный потенциал педагогического коллектива предопределилполучение выпускниками высокой трудовой квалификации; большинство из них за подготовку дипломных проектов, согласно приказу по Ухто-Печорскому тресту, были премированы деньгами. 4 апреля 1936 г. был учрежден
нагрудный знак «Ударнику-ухтинцу», которым отмечался стахановский труд при освоении Крайнего Севера, инициатива и творчество в применении техники.
В 1936-37 гг. им были награждены 14 лучших учащихся техникума.
На протяжении динамичной, насыщенной событиями истории - в 1950-е,
1960-е гг. - развивалась и совершенствовалась структура техникума. На XXV съезде КПСС в 1976 г. было принято решение о формировании нового Тимано-Печор-ского промышленного комплекса с использованием имеющихся в регионе богатых месторождений нефти и газа. Техникум перешел в подчинение Министерства нефтяной промышленности, началась широкомасштабная подготовка специалистов. В этот же период была создана хорошая учебно-материальная база. Таковую к середине 1970-х составили 45 учебных кабинетов, 5 учебных мастерских, лаборатории, книгохранилище на 70 тыс. книг, читальный зал, помещения для занятий спортом, актовый зал. Техникум по праву гордился своими выпускниками: делегатами съездов КПСС А.П. Булычевой, Е.Ж. Рочевым, А.М. Морозовой, депутатами Верховного Совета СССР различных созывов Е.С. Уляшовой, М.В. Голубенко, Н.Е. Ромашовой, В.А. Баландиным, В.Н. Кирилловой, Н.П. Марковой и многими другими выпускниками, ставшими руководителями передовых коллективов.
Возглавивший техникум в ноябре 1987 г. В.Н. Емельянов проработал на посту директора 24 года. Под его руководством 16 декабря 1993 г. техникум получил статус колледжа и осуществил переход к двухступенчатой подготовке специалистов. Учебновоспитательный процесс был направлен на то, чтобы знания, умения и навыки выпускников соответствовали требованиям и
уровню новых технологий производства. Студенты и выпускники проходили практику в ОАО «Коми ТЭК », работали на предприятиях «Севергазпром», «Комиэнерго». Трижды учебное заведение становилось участником экспозиции на ВДНХ в павильоне нефтяной промышленности, причем отдельные экспонаты были удостоены бронзовых медалей выставки. В 1992 г. техникум занял второе место в смотре-конкурсе творческих работ учащихся средних специальных учебных заведений Минтопэнерго.
В настоящее время в Горно-нефтяном колледже работает сплоченный, высокопрофессиональный коллектив единомышленников, сверхзадачу деятельности которого предельно точно определил еще директор В.Н. Емельянов. Он подчеркивал: «Нам хотелось бы превратить УГНК в храм профессионального образования. Храм как понятие, обозначающее учебное заведение, где у молодежи формируются настроения и мысли, достойные храма, где будущий профессионал попадает к людям, преданным делу, с чистыми помыслами, неравнодушной душой. Храм, в который все идут с удовольствием, а годы, проведенные здесь, вспоминают как самые лучшие в своей жизни » [3]. Отметим также, что более 40% преподавателей имеют высшую и первую квалификационную категорию. Основной тон задают ветераны колледжа - те, кто при-
шел сюда на работу в 1970-е гг. Это преподаватели В.П. Аншуков, Н.С. Захаров, Г.Н. Кашлаба. В 1980-е гг. коллектив пополнили И.Г. Батина, О.Б. Хомякова, Л.И. Суровцева и другие. Новые поколения педагогов и сотрудников - те, кто начал трудовую деятельность в Горно-нефтяном колледже в 1990-х и 2000-х гг., - перенимают и развивают традиции своих старших коллег.
Человеческим измерением постиндустриальной экономики являются не просто квалифицированные кадры, но прежде всего таланты, творческие личности. Однако для их самореализации необходима креативная среда, аккумулирующая интеллектуальный потенциал. Университетский комплекс УГТУ, выступая в регионе ядром системы генерирования и продвижения новых знаний, структурой, способной продуцировать инновации в ответ на меняющийся спрос экономики, формирует именно такую среду. Преимущества вхождения УГНК в состав университетского комплекса УГТУ очевидны: обеспечение максимально широких возможностей академической мобильности для всех обучающихся, более полная согласованность образовательных программ всех уровней по единым направлениям подготовки, трансформация лабораторной базы всех учебных заведений в единый крупный лабораторный комплекс, возможность регулирования пропорции обучающихся без кризисных рисков для учебного заведения, непрерывность повышения квалификации для преподавателей и сотрудников среднего и начального уровней, единая информационная система.
Все это и многое другое позволяет Горно-нефтяному колледжу вместе с новым директором В.С. Зодьбиновым осуществлять образовательную, научно-исследовательскую и социальную деятельность на качественно новом уровне - в соответствии с тре-
бованиями экономики знания, ориентированной на установление взаимосвязей между экономикой, сферой научно-исследовательских разработок и системой образования. Все это выступает фактором созидания и накопления человеческого капитала, а значит - стабилизации внутриполитических, экономических, социокультурных процессов, минимизации отрицательных эффектов внешнего влияния.
Исключительно важной для российских регионов является смена парадигм в теории и практике экономического роста, ориентация на эндогенную модель. Фундаментальным достоинством региона признается не столько способность привлекать новые инвестиции, предприятия на свою территорию, но изнутри генерировать условия для трансформации своих структур, развивать региональную институциональную базу, пробуждать инициативу местных сообществ [4, с. 46]. В Республике Коми с этой задачей результативно справляется находящийся в фазе активного развития учебно-научно-инновационный комплекс Ухтинского государственного технического университета. Он является формой институционализации образования в контексте инновационной экономики. Будучи одним из крупнейших многопрофильных технических вузов на Европейском Севере России, УГТУ обеспечивает качественную подготовку кадров всех уровней для широко-
го спектра отраслей экономики Республики Коми и сопредельных регионов.
Литература
1. Тимано-Печора и горно-нефтяной: одна
история - одна судьба / Н.Г. Войченко, гл. ред. А.В. Бруй. М.: Спец-Адрес, 2007. 120 с.
2. Пилясов А.Н. И последние станут пер-
выми: Северная периферия на пути к
экономике знания. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 544 с.
3. Проблемы и перспективы развития Респуб-
лики Коми (2004 г.) // Экспертный центр «Мера ». Аналитика. Исследования. Консультирование. URL: http://www.mera-expert.ru/ archive/ research/ Komi2004/ komi2004general/
4. Яковенко И.Г. Риски глобальной трансфор-
мации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 176 с.
SOTNIKOVA O, MELEHINA M. THE BEGINNING OF OIL AND GAS EDUCATION IN KOMI REPUBLIC
The key theme of the article is the stages of Ukhta mining and oil college development, its functions and resources as a part of the university complex of Ukhta State Technical University.
Key words: economics of knowledge, modernization of education, intermediate vocational education, the northern multi-discipline university, oil and gas complex.
Д.Н. БЕЗГОДОВ, проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам
Университет в игровой модели муниципальной молодежной политики
В статье представлена разработанная в УГТУ модель организации работы с молодежью в городе Ухте. Роль университета в реализации соответствующих мероприятий раскрыта через корреляцию модели с основными коммуникационными проектами УГТУ: «Ухта - университетский город » и «Ухта - родина первой российской нефти».
Ключевые слова: игровая модель, мотивация, цивилизация, бренд, метод расследования, миссия университета.
Особая миссия университета в Ухте и уникальное положение этого небольшого города на Европейском Севере России, задаваемое самим фактом присутствия здесь крупного вуза, достаточно отчетливо сознаются ухтинцами и коллективом УГТУ уже с середины семидесятых годов. Однако в истории Ухтинского государственного технического университета и Ухты явственно выделяются две семантические точки взаимодействия города и университета, точнее
- взаимокорреляции идеи города и идеи университета. Во-первых, это формирование концепции «Ухта - университетский город», которое совпадает по времени с обретением вузом собственно университетского статуса в 1999 г. [1]. Во-вторых, - концептуализация исторического факта «Ухта
- родина первой российской нефти». На-