УДК 377.35
Матвиевская Е.Г.1, Черевко И.В.2
Юренбургский государственный педагогический университет Е-mail: [email protected] 2Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве №17 (г Москва) E-mail: [email protected]
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Обоснована специфика системы среднего профессионального образования. Установлено, что идеи интеграции среднего и высшего профессионального образования нецелесообразны. Среднее профессиональное образование как особый социальный институт непрерывного образования реализует важные социально-экономические, личностно-профессиональные функции.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, виды и содержание профессиональной деятельности
Образовательные программы российской системы образования представлены общеобразовательными и профессиональными программами. Профессиональное образование, в свою очередь, реализуется на нескольких уровнях: начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование. Непрерывность профессионального образования выступает одним из основных приоритетов образовательных реформ, направленных на «построение системы, способной готовить выпускников, востребованных на рынке труда и полезных обществу» [5, с. 3].
В данной статье обосновывается положение, что система среднего профессионального образования (СПО) - специфическая образовательная система. Идеи интеграции, понимаемые, в частности, как согласование стандартов СПО и ВПО (высшего профессионального образования) нецелесообразны. В качестве самостоятельного элемента (социального института) непрерывного образования эта система реализует важные социально-экономические, личностно-профессиональные функции.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Появление профессионального образования в его современном понимании - заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I принял меры по подготовке необходимых государству специалистов путем создания профессиональных школ различного типа [3]. За последние три года в Классификатор специальностей среднего про-
фессионального образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.
Рассмотрим систему профессионального образования в целом.
Учебные заведения начального профессионального образования (НПО) выпускают квалифицированных рабочих и служащих. Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня предыдущего образования учащегося. Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные / профессионально-технические училища (ПТУ).
Среднее профессиональное образование в России реализуется по образовательным программам базового и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник»; выпускнику с углубленной подготовкой - квалификация «старший техник», а при расширении подготовки - «техник с дополнительной подготовкой в области ...». В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО СПО приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. СПО реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего или среднего образования. Для ряда специальностей СПО - высшая
ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности).
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы базового уровня; колледж -образовательные программы базового и повышенного уровня. Деятельность этих учебных заведений регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [12].
Колледжи функционируют по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории. На начало 2009/10 учебного года статус колледжа имели 1347 государственных и муниципальных образовательных учреждений СПО, в которых обучалось 1053 тыс. студентов (в 2008/09 учебном году - соответственно 1280 колледжей, 1075,6 тыс. студентов) [8].
В соответствии с законодательством РФ об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов установлены следующие типы вузов: университеты, академии и институты. Вуз любого вида может реализовы-вать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии. Кроме вышеперечисленных, вузы, как правило, реализуют также образовательные программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист,
магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Деятельность вуза регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7] и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации [11].
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) представлено учебными заведениями повышения квалификации специалистов, учебно-методическими центрами и кабинетами, образовательными учреждениями профобразования, курсами повышения квалификации, научными учреждениями. Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями, чтобы на высоком профессиональном уровне решать практические задачи.
Ряд исследователей [например, 9] проблемы высшего профессионального образования, проявляющиеся в невозможности трудоустройства, связывает с узкоспециализированными программами подготовки специалистов, не соответствующими новым условиям формирования рынка труда. Вряд ли с этим можно согласиться; предполагаем, как раз наоборот, подготовку специалиста можно считать излишне те-оретизированной. В то же время обоснованно утверждается: «Складывающаяся практика профессионального образования, когда работодатель оказывается значимой фигурой в определении его приоритетов, ... поставила задачу формирования личности выпускника, обладающего как глубокими профессиональными, так и определенными социально значимыми свойствами, способного эффективно применять свои знания, умения и навыки не только в стандартных, но и в нестандартных ситуациях» [9, с. 19].
Система профессионального образования непосредственно предназначена для подготовки индивида к профессиональной деятельности - «трудовой деятельности, требующей профессионального обучения, осуществляемой в рамках объективно сложившегося разделения
труда и приносящей доход» [10, с. 7]. Выпускник любого уровня профессионального образования готов к осуществлению определенной профессиональной деятельности, однако, в силу специфики, все работники подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителей (техников) и рабочих.
Анализ нормативных документов, справочной литературы, психолого-педагогических, философских, социологических и экономических работ позволил выделить в качестве критериев сравнения уровня результата профессионального образования (уровня квалификации выпускника) сферу профессиональной деятельности; объект, предмет, виды, функции, типовые задачи, содержание профессиональной деятельности.
Сфера профессиональной деятельности -специфическая область трудовой деятельности, выделенная из совокупности по общности предметов, орудий, технологий и результатов труда [6, с. 627]. Поскольку образовательные учреждения профессионального образования не специализируются на подготовке только к определенной профессии (в частности, архитектурную деятельность можно осуществлять по получении и СПО, и ВПО), следовательно, сфера профессиональной деятельности не позволяет выявить специфику среднего профессионального образования. (В то же время отметим, что непрерывное профессиональное образование ряда профессий может быть представлено тремя уровнями, например, строительная деятельность; а ряда профессий - только двумя, например, архитектурная деятельность.)
Объект профессиональной деятельности -явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности [10]; материальные и идеальные объекты, на которые воздействует человек. Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством; в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т. п., понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач. В силу вышесказанного, объект профессиональной деятельности тоже не дает возможности определять специфику СПО.
Виды профессиональной деятельности - определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда [10]. Уже из определения становится ясным, что владение методом, приемами и пр. требует разного уровня подготовки, соответственно, можно утверждать, что каждый уровень профессионального образования характеризуется специфическими видами профессиональной деятельности, что будет рассмотрено ниже. Отметим, что выпускник более высокого уровня профессионального образования готов ко всем видам (точнее говоря, ко всему спектру действий) профессиональной деятельности в рамках определенной сферы в отличие от выпускника более низкой квалификации, способного только к отдельным видам профессиональной деятельности.
Функции профессиональной деятельности -набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда [10]; в соответствии с функциями определяются типовые задачи профессиональной деятельности. Поскольку выпускник разных уровней профессионального образования готов к выполнению только определенного вида действий, соответственно решаемые типовые задачи профессиональной деятельности для специалиста, техника и рабочего тоже различны. Прежде всего речь может идти об уровне стандартности, сложности задач, степени самостоятельности и ответственности при их решении. В частности, уровень стандартности/типичности выполняемых задач возрастает вместе с уровнем профессионального образования. В целом, типовые задачи профессиональной деятельности технического исполнителя можно описать определенным, конечным, числом; соответственно, при подготовке такого работника необходимо уделить внимание отработке умений в будущей профессиональной деятельности реализовывать возложенные функции. А вот типовые задачи специалиста более абстрактны, их сложно описать конечным числом; значит научить индивида всему, с чем столкнется в
будущей профессиональной деятельности, невозможно.
Содержание профессиональной деятельности можно охарактеризовать, основываясь на условном разделении труда на умственный и физический, исполнительский и управленческий. В зависимости от умственных и физических затрат выделяют также условно простой и сложный виды труда. Можно сказать, что содержанием профессиональной деятельности рабочего является преимущественно физическое воздействие на материальные объекты, содержанием профессиональной деятельности техника - физическое и элементарно умственное воздействие на материальные и нематериальные объекты, а содержанием профессиональной деятельности специалиста - преимущественно умственное воздействие на нематериальные объекты. Профессиональная деятельность рабочего и техника является исполнительской, специалиста - как исполнительской, так и управленческой.
Понимая квалификацию как готовность работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, уровень квалификации определяем как степень его профессиональной подготовленности. Более высокий уровень квалификации свидетельствует о более высоком уровне профессионального образования, усложнении класса решаемых профессиональных задач и расширении спектра трудовых функций. Соответственно, уровень квалификации выпускника возрастает от начального к среднему, а затем - к высшему профессиональному образованию.
Таким образом, результат функционирования и развития начального, среднего и высшего профессионального образования, выражающийся в модели выпускника (уровне его формальной квалификации) и определяющий цели каждой образовательной системы, обуславливается спецификой видов, функций, типовых задач и содержанием профессиональной деятельности.
Проиллюстрируем этот вывод на примере специальности «Архитектура». В соответствии с Квалификационным справочником [4], существуют следующие должности руководящих и инженерно-технических работников проектных, конструкторских, технологических и изыскательских организаций: главный конструктор
проекта; главный инженер проекта; главный архитектор проекта; заведующий конструкторским отделом; заведующий отделом (бюро) оформления проектных материалов; заведующий чертежно-копировальным бюро; начальник (руководитель) бригады (группы); главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастерской); ведущий конструктор; инженер-проектировщик; архитектор; техник-проектировщик; чертежник-конструктор.
Сравнение должностных инструкций техника-проектировщика и архитектора показывает, что архитектор может выполнять все виды архитектурной деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая), а техник-проектировщик только проектную, что сказывается на требованиях к его знаниям и умениям. Так, если функцией архитектора (следовательно, и типовой задачей) является осуществление надзора за строительством проектируемых объектов, то он должен знать специфику региональных и местных природных, экономических, экологических, социальных и др. условий реализации градостроительных и архитектурных решений; организацию труда; трудовое законодательств. Техник-проектировщик с подобным задачами в своей деятельности не сталкивается и соответствующими знаниями и методами не владеет; в то же время его типовой задачей является выполнение (под руководством более квалифицированного специалиста) отдельных проектных работ, поэтому он должен владеть методами выполнения чертежных и графических работ.
Для того чтобы система среднего профессионального образования могла реализовать образовательные цели: подготовку выпускника, готового к осуществлению определенного содержания профессиональной деятельности, -разрабатывается образовательная программа, отражающая содержание образования, организационные условия, сроки освоения программы, квалификационную характеристику выпускника.
Анализ перечня учебных дисциплин (по ГОСу) по направлению «Архитектура» позволил выявить приоритет в системе СПО практи-коориентированных, а в системе ВПО - теоретических дисциплин; меньшее количество учебных дисциплин в системе СПО. Анализ содер-
жания учебных дисциплин выявил различное наполнение обязательного минимума. В частности, можно утверждать, что в среднем профессиональном образовании рассматриваются более конкретные, частные понятия, имеющие прикладной характер; соответственно, превалирует эмпирическое знание. Так, Л.Г. Семушина отмечает, что высшая школа ориентирована на подготовку специалистов с высоким уровнем эрудиции, обладающих логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества и человека [цит. по: 1, с.2]. В организационном аспекте (часы, отведенные на теоретическое обучение, на семинарские занятия, практику) доля практического обучения по отношению к теоретическому составляет в СПО около 27%, а в ВПО - 8%.
Несмотря на вышесказанное, отметим, что обнаруженное совпадение содержания профессионального образования свидетельствует о том, что СПО создает условия для профессионально-личностного развития, в отличие, например, от системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки, прежде всего содействующих развитию утилитарно профессиональных знаний и умений.
Анализ содержания СПО позволяет усомниться в ряде предъявляемых данной образовательной системе претензиях; а именно: несоответствие структуры, содержания подготовки жестким требованиям, которые сегодня выдвигает российская экономика. Утверждается, что, ввиду быстрого технологического развития производства, соответственно сопровождаемого ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе, увеличивается разрыв между требуемым и имеющимся уровнем профессионального образования; отсюда возникает повышенный спрос на выпускников вузов. Налицо парадокс: работодатель упорно продолжает отдавать предпочтение специалистам с вузовским дипломом, считая их более подготовленными к работе, нежели выпускников учебных заведений СПО. Между тем квалификационные требования (содержание, функции, задачи профессиональной деятельности) к тем должностям, на которые принимаются на работу молодые специалисты, и не предполагают уровня квалификации выпускника вуза. Констатируется, что «ежегодно высшая школа выпускает около 1 млн. специалистов, а экономика востребует не
более 500-700 тыс. специалистов с высшим образованием. Между тем более 70% выпускников школ хотят учиться в вузе. При этом студенты сегодня ориентируются скорее на получение социального статуса, а не конкретных знаний и умений их применять. Об этом говорит тот факт, что примерно две трети выпускников вузов идут работать не по полученной специальности и, как правило, устраиваются на рабочие места, где предусматривается существенно более низкая квалификация и не требуется высшего образования, где нужна просто общая культура труда» [5.]. Говоря иначе: молодой специалист (выпускник вуза) не подготовлен к решению задач, которые предъявляются к нему работодателем; предлагаемая должность требует работника более низкого уровня квалификации. Как обоснованно утверждает И.Г. Голышев, причиной такого расточительства является «избыток на рынке труда обладателей дипломов о высшем образовании. . На большинстве должностей успешное исполнение трудовых обязанностей не требует высших квалификаций ...» [2, с. 12].
Работодатель, как правило, не имеет адекватного знания о содержании подготовки выпускника СПО и ВПО. Ему представляется, что специалист с высшим образованием - работник, получивший полное (законченное) профессиональное образование, элементарной частью которого является образование, обеспечиваемое на стадии среднего профессионального образования. Соответственно, работодатель игнорирует то обстоятельство, что содержание среднего (специального) профессионального образования качественно отличается от содержания высшего профессионального образования, в силу чего выпускник ВПО не обладает знаниями, умениями, компетенциями, характеризующими выпускника СПО.
Подчеркнем, что знания, умения выпускников учебного заведения профессионального образования различаются не по принципу от простого к сложному, а по принципу различения задач профессиональной деятельности. Выпускник вуза готов к решению других типов профессиональных задач, соответственно, не может квалифицированно справляться с предъявляемыми требованиями. Выпускник ссуза, напротив, готов к решению данного типа задач, но его работодатель не хочет брать на работу, считая
его недостаточно квалифицированным. К сожалению, как правило, понимание указанного выше различия отсутствует. Исключением из данного правила является медицина, где осознается специфика функций профессиональной деятельности специалиста (врача) и технического исполнителя (медицинской сестры) как на уровне профессионального образования, так и в практической деятельности.
Указанная специфика содержания профессионального образования не осознается не только работодателями, но и, как представляется, органами управления профессионального образования. Подобный вывод мы сделали на основании анализа ряда документов, отражающих правила и условия интеграции. Признавая разницу в классах профессиональных задач, Министерство образования РФ утверждает необходимость сопряжения специальностей среднего и высшего профессионального образования и соответствующего согласования образовательных стандартов. Осуществляется это прежде всего для того, чтобы выпускники СПО могли получить ВПО соответствующего профиля в сокращенные сроки. В силу указанного различения типовых профессиональных задач, считаем это нецелесообразным и, более того, неэкономичным. Поясним последнее. С одной стороны, можно говорить об экономии подго-
товки специалиста, так как такой студент обучается не пять, а, например, три года (принимается сразу на третий курс). С другой стороны, зачем было тратить бюджетные средства на подготовку технического исполнителя, если он не будет работать по специальности?
Таким образом, среднее профессиональное образование - особая образовательная система. Ее специфика определяется особыми типовыми задачами, видами профессиональной деятельности, нормативными требованиями к содержанию труда выпускника (целью и результатом образования). Содержанием профессиональной деятельности техника является физическое и элементарно умственное воздействие на материальные и нематериальные объекты. Его труд можно охарактеризовать как преимущественно исполнительский, а уровень задач - как стандартный. Содержанием образования выступают в большей степени прак-тикоориентированные учебные дисциплины, а учебными единицами - обобщения на уровне понятий, закономерностей. В организационном отношении специфика проявляется в приоритете практических занятий. За счет более коротких сроков обучения система среднего профессионального образования имеет возможность быстрее реагировать на требования регионального рынка труда.
09. 09.2011
Список литературы:
1. Вялых, Э.П. Влияние интеграции в системе СПО на качество подготовки специалиста / Э.П. Вялых // Среднее профессиональное образование. - 2006. - №1. - С. 2-3.
2. Голышев, И.Г. Интеграция образовательных услуг учреждений высшего и среднего профессионального образования / И.Г. Голышев // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №1. - С. 11-14.
3. История образования в России [Электронный ресурс]: Справка. Отечественные записки. 2002. №2. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=177
4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [Электронный ресурс]: утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37: по состоянию на 10 октября 2002 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=111830
5. Лазарев, Г. Куда ведут ступени профессионального образования / Г. Лазарев // Высшее образование в России. - 2008. -№7. - С. 3-12.
6. Психологическая энциклопедия: 2-е изд. ; под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
7. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации 7 августа 1996 г. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/education/#info
8. Российская федерация. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/sp-obr1.htm
9. Сенашенко, В.С. Преемственность и сопряжение основных образовательных программ в структуре непрерывного образования / В.С. Сенашенко, Н.А. Вострикова, В.А. Кузнецова // Высшее образование в России. - 2009. - №10. -С. 3-10.
10. Словарь-справочник современного российского профессионального образования ; авт.-сост. Блинов В.И. -Вып. 1. -М.: ФИРО, 2010. -20 с.
11. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. №71. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc&base=LAW&n=75013
12. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. №543. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/4802/
Сведения об авторах: Матвиевская Елена Геннадьевна, проректор по учебной работе Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии; Черевко Ирина Васильевна, руководитель структурного подразделения по учебно-производственной работе Колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве №17 департамента
образования г. Москвы.
UDC 377.35
Matvievskaya E.G., Cherevko I.V.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected];
Architecture and management college in building №17 departments of formation of Moscow; [email protected]
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION АS SPECIAL EDUCATIONAL SYSTEM
This article is based on the specifics of the system of secondary vocational education. Found that the idea of integrating secondary and higher vocational education is inappropriate. Secondary vocational education as a special social Institute of continuous education has important socio-economic, personality-professional functions.
Keywords: secondary vocational education, higher vocational education, kinds and contents of professional activity.
Bibliography
1. Valyx E.P. Effects of integration in the SVE on the quality of the training system specialist / E.P Valyx // Secondary vocational education. - 2006. - N 1. - P. 2-3.
2. Golyshev, I.G. Integration of educational services to institutions of higher and secondary vocational education / I.G. Golyshev // Secondary vocational education.. - 2010. - N 1. - P. 11-14.
3. History of education in Russia [Electronic resource]: Help. Local notes. 2002. N 2. - Access mode: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=177
4. Qualification reference book for managers, specialists and other employees [Electronic resource]: approved by the resolution the Ministry of labour RF of August 21, 1998 y. N 37: as at October 10, 2002 y. - Access mode: http:// www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=111830
5. Lazarev, G. Where are secondary vocational education / G. Lazarev // Higher education in Russia. - 2008. - N 7. - P. 312.
6. Psychological encyclopedia: 2 edit/ ; edited by R. Corsini and A. Auerbach.. - SPb: Peter, 2006. - 1096 p.
7. Russian Federation. Laws. On higher and postgraduate vocational education [Electronic resource]: feder. law: adopted by the State Duma on July 19, 1996 y.: the Federation Council approved August 7, 1996 y. - Access mode: http:// www.consultant.ru/popular/education/#info
8. Russian Federation. Federal service of State statistics [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/ free doc/new site/population/obraz/sp-obr1.htm
9. Senashenko, V.C. Continuity and paired basic educational programmes in the structure of lifelong education / B.C. Senashenko, N.A. Vostrikova, V.A. Kuznecova // Higher education in Russia. - 2009. - N 10. - P. 3-10.
10. Dictionary-reference of modern Russian vocational education ; author-compiler Blinov V.I. - Issue. 1. - M.: FIPO, 2010. -20 p.
11. Model clause on an educational institution of higher vocational education (higher education) [Electronic resource]: approved by the Government resolution RF of 14 February 2008 y. N 71. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc&base=LAW&n=75013
11. Model clause on an educational institution of secondary vocational education (average special educational establishment) [Electronic resource]: approved by the Government resolution RF of July 18, 2008 y. N 543. - Access mode: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=75013#p33