Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование как компонент системы непрерывного образования в региональном университетском комплексе'

Среднее профессиональное образование как компонент системы непрерывного образования в региональном университетском комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / CLUSTER / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION / HUMAN CAPITAL / ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космачёва Надежда Михайловна

В статье рассматриваются вопросы реализации концепции непрерывного образования через кластеризацию образования путем создания региональных университетских комплексов, в которых возможна организация многоступенчатой системы профессиональной подготовки различной направленности, в том числе предлагается проект организации такого комплекса в Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary vocational education as a component of the continuous education system in the regional university complex

In the article the author considers problems connected with the realization of the concept of the continuous education through the clusterization of education by means of creating the regional university complexes in which the organization of the multistage system of vocational education in various directions is possible, including the project of organizing such a complex in Leningrad region.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование как компонент системы непрерывного образования в региональном университетском комплексе»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Н. М. Космачёва

Среднее профессиональное образование как компонент системы непрерывного образования в региональном университетском комплексе

В статье рассматриваются вопросы реализации концепции непрерывного образования через кластеризацию образования путем создания региональных университетских комплексов, в которых возможна организация многоступенчатой системы профессиональной подготовки различной направленности, в том числе предлагается проект организации такого комплекса в Ленинградской области.

Ключевые слова: кластер, профессиональное образование, непрерывное образование, человеческий капитал, экономика знаний.

В результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения наиболее приоритетным становится не производство товаров, а производство услуг. Доминирующим производственным ресурсом становятся информация и знания. Наиболее ценными качествами считаются уровень образования и обучаемость работника.

Поскольку в технократическом обществе, где человек часто превращается в «винтик» единой машины по производству благ, очень важно обеспечить социальное и духовное развитие, которое обеспечивает сглаживание противоречий, возникающих между работодателями и работниками, между самими работниками в конкурентной борьбе за лучшие условия приложения своих знаний, в современных условиях необходимость непрерывного образования возрастает многократно.

Исходя из самой сути понятия «непрерывное образование», логичной выглядела бы интеграция различных ступеней образования в единое целое, управляемое также из единых центров.

Это можно определить как кластеризацию системы образования. В экономике под кластерами понимают сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.

Аналогию можно провести и в образовании. Можно предложить создание кластеров, ядром которых выступают высшие учебные заведения, вокруг которых группируется система общеобразовательных школ, колледжей и СПО, «завязанных» на них (т. е. объединение организаций НПО, СПО и ВПО в единую сеть, возглавляемую базовым региональным вузом).

Это соответствует подготовке кадров в контексте включения в Болонский процесс. Процесс обучения тогда будет изначально ориентирован на подготовку специалистов для конкретного вуза, причем начиная уже со школьной скамьи.

В указанный кластер также войдут профессиональные лицеи, профессиональные училища, колледжи, техникумы, которые обеспечат более углубленную подготовку по специальности. Это будет уже не только теоретическая, но и практически ориентированная подготовка. Учащиеся смогут проходить практику на предприятиях и в организациях, заинтересованных в непрерывном образовательном процессе, получении специалистов, которые будут иметь определенные навыки работы. Сейчас одной из основных проблем подготовки специалистов в вузах является несоответствие программ подготовки требованиям, предъявляемым на рабочих местах.

В этой связи необходимо остановиться на проблеме подготовки специалистов СПО в Ленинградской области.

В ЛГУ имени Пушкина ведется систематическая аналитическая работа по детальному изучению социально-экономической ситуации в регионе, в том числе в бизнес - пространстве и комплексной подготовке специалистов.

Анализ ситуации строится на основании фиксации противоречия между результатами деятельности в системе профессионального образования и требованиями, предъявляемыми к профессиональным характеристикам со стороны бизнеса.

Необходимо отметить, что все положения, высказываемые сегодня, являются предварительными, так как требуют дальнейшего изучения и институционального проектирования социальноэкономической ситуации, а также системы образования в регионе. На основании этого анализа строится образ современного института профессионального образования - университетского комплекса.

Уже сегодня, основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том, что процесс подготовки специалистов в структуре НПО и СПО, являясь достаточно дорогостоящим, не обеспечивает высокой отдачи, так как обнаруживает противоречия между требованиями, которые предъявляют работодатели к профессиональным характеристикам, и теми характеристиками, которыми реально обладают выпускники НПО и СПО.

В настоящее время сложившаяся в области система профессионального образования требует серьезного обновления с учетом потребностей рынка труда региона.

Если обратиться к структуре СПО в педагогической сфере, то в настоящее время на территории Ленинградской области работают три педагогических колледжа в городах Выборг, Пикалево и Гатчина.

Учебные площади этих колледжей составляют в сумме 26 183 кв. м, на которых обучаются всего 858 студентов дневной формы обучения.

В среднем, на каждого обучающегося приходится 30,5 кв. м площади, что превышает нормы в три раза. Очевидно, что огромные площади педагогических колледжей используются неэффективно.

В системе образования СССР среднее профессиональное педагогическое образование решало государственную задачу -обеспечение учителями начальных классов и воспитателями сельских и региональных школ и дошкольных учреждений.

С изменением социально-экономической политики

невостребованность выпускников педагогических колледжей стала

очевидной, об этом свидетельствовала введенная система аттестации педагогических кадров (учителей и воспитателей школ). В середине 90-х гг. Министерство образования разрешило педагогическим учреждениям СПО готовить учителей - русского языка и литературы, иностранного языка и др. Однако изменение государственной политики в области образования, утверждение Рособрнадзором и Росаккредагентством высоких критериев для прохождения образовательными учреждениями процедуры государственного лицензирования, полностью лишило конкурентоспособности и привлекательности для потребителей образовательных услуг учреждения СПО.

Сегодня обучение в колледжах ведется только по ряду образовательных и педагогических специальностей, таких как:

050303 - иностранный язык;

050702 - организация воспитательной деятельности;

050704 - дошкольное образование;

050709 - преподавание в начальных классах;

050710 - педагогика дополнительного образования;

050719 - коррекционная педагогика в начальном образовании;

050720 - физическая культура.

Причем, эти специальности в колледжах дублируются.

Известно, что с 01.09.2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2008 г., № 184» закрыт прием на специальности «Иностранный язык» и «Организация воспитательной деятельности», что неизбежно приведет к уменьшению числа абитуриентов, снижению учебной нагрузки преподавателей и как следствие - сокращению кадров и эффективности работы в целом.

Нами изучены основные отрицательные моменты, влияющие на развитие СПО. К ним относятся:

• относительно слабая материально-техническая база;

• недостаток кадров, имеющих ученые степени и звания;

• нехватка средств для совершенствования учебно-лабораторного и информационно-методического потенциала.

Статистика подтверждает, что большая часть выпускников колледжей идут в вузы для продолжения обучения. В частности, из 100 абитуриентов 95 поступают в университет, имея базовое среднее профессиональное образование.

На наш взгляд, «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 184 от 23 июня 2008 года», ограничив перечень специальностей среднего профессионального образования, имеет своей главной целью включение колледжей в университетские комплексы, где университеты возьмут на себя и лицензирование новых специальностей, используя свои аккредитационные возможности, учебную, научно-методическую оснащенность. Студенты тогда получают право выбора из широкого набора специальностей.

П ^ V

В связи с вышесказанным, для создания условий качественной подготовки специалистов среднего профессионального уровня, считаем целесообразным передать педагогические колледжи области в состав автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина».

C целью выполнения вышеупомянутого приказа, ЛГУ имени А.С. Пушкина подготовил соответствующую правовую и учебнометодическую базу для развития среднего профессионального образования, пролицензировав в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки 19 образовательных программ среднего профессионального образования, среди которых: правоведение, право и организация социального обеспечения, документационное обеспечение управления и архивоведение, социальная работа, организация сурдокоммуникации, иностранный язык, дошкольное образование, специальное дошкольное образование, коррекционная педагогика в начальном образовании, физическая культура, гостиничный сервис, туризм, прикладная информатика (по отраслям), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, банковское дело, экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), страховое дело (по отраслям), земельно-имущественные отношения, менеджмент (по отраслям).

Качественная реализация этих программ нашим Университетом

возможна за счет:

• наличия высококвалифицированного научно-педагогического кадрового состава;

• наличия современной учебно-методической базы,

обеспечивающей качество образования;

• регулярного обновления нормативно-правовой базы

организации учебного процесса;

• наличия научных школ;

• создания открытой научно-исследовательской среды;

• развития института кураторства;

• наличия системы постдипломного образования, обеспечивающей формирование высококвалифицированных кадров.

Присоединение СПО к университетскому комплексу позволит осуществлять гибкий прием учащихся и студентов с учетом потребностей региона, увеличить количество мест на востребованные в конкретный период специальности, уменьшить прием на маловостребованные, в зависимости от количества заявок работодателей.

Тогда образовательные учреждения СПО смогут превратиться в культурно-образовательные центры, устанавливающие образцы социального поведения и предлагающие в рамках системы непрерывного образования различные образовательные услуги всему населению.

П ^ V

В связи с наметившейся тенденцией реструктурирования учреждений СПО, создание целостного учебно-образовательного комплекса на базе университета, включающего НПО - СПО - ВПО -ДПО - послевузовское образование, позволит обеспечить реализацию системы непрерывного образования в Ленинградской области и трудоустройство выпускников в регионе.

Таким образом, региональный вуз на основании постоянных коммуникаций с органами государственной власти и управления, федеральными, региональными и муниципальными структурами, а также работодателями и населением, будет определять необходимые специальности, способы и программы обучения на всех образовательных этапах - от начального профессионального и до дополнительного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.