ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н. М. Космачёва
Среднее профессиональное образование как компонент системы непрерывного образования в региональном университетском комплексе
В статье рассматриваются вопросы реализации концепции непрерывного образования через кластеризацию образования путем создания региональных университетских комплексов, в которых возможна организация многоступенчатой системы профессиональной подготовки различной направленности, в том числе предлагается проект организации такого комплекса в Ленинградской области.
Ключевые слова: кластер, профессиональное образование, непрерывное образование, человеческий капитал, экономика знаний.
В результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения наиболее приоритетным становится не производство товаров, а производство услуг. Доминирующим производственным ресурсом становятся информация и знания. Наиболее ценными качествами считаются уровень образования и обучаемость работника.
Поскольку в технократическом обществе, где человек часто превращается в «винтик» единой машины по производству благ, очень важно обеспечить социальное и духовное развитие, которое обеспечивает сглаживание противоречий, возникающих между работодателями и работниками, между самими работниками в конкурентной борьбе за лучшие условия приложения своих знаний, в современных условиях необходимость непрерывного образования возрастает многократно.
Исходя из самой сути понятия «непрерывное образование», логичной выглядела бы интеграция различных ступеней образования в единое целое, управляемое также из единых центров.
Это можно определить как кластеризацию системы образования. В экономике под кластерами понимают сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.
Аналогию можно провести и в образовании. Можно предложить создание кластеров, ядром которых выступают высшие учебные заведения, вокруг которых группируется система общеобразовательных школ, колледжей и СПО, «завязанных» на них (т. е. объединение организаций НПО, СПО и ВПО в единую сеть, возглавляемую базовым региональным вузом).
Это соответствует подготовке кадров в контексте включения в Болонский процесс. Процесс обучения тогда будет изначально ориентирован на подготовку специалистов для конкретного вуза, причем начиная уже со школьной скамьи.
В указанный кластер также войдут профессиональные лицеи, профессиональные училища, колледжи, техникумы, которые обеспечат более углубленную подготовку по специальности. Это будет уже не только теоретическая, но и практически ориентированная подготовка. Учащиеся смогут проходить практику на предприятиях и в организациях, заинтересованных в непрерывном образовательном процессе, получении специалистов, которые будут иметь определенные навыки работы. Сейчас одной из основных проблем подготовки специалистов в вузах является несоответствие программ подготовки требованиям, предъявляемым на рабочих местах.
В этой связи необходимо остановиться на проблеме подготовки специалистов СПО в Ленинградской области.
В ЛГУ имени Пушкина ведется систематическая аналитическая работа по детальному изучению социально-экономической ситуации в регионе, в том числе в бизнес - пространстве и комплексной подготовке специалистов.
Анализ ситуации строится на основании фиксации противоречия между результатами деятельности в системе профессионального образования и требованиями, предъявляемыми к профессиональным характеристикам со стороны бизнеса.
Необходимо отметить, что все положения, высказываемые сегодня, являются предварительными, так как требуют дальнейшего изучения и институционального проектирования социальноэкономической ситуации, а также системы образования в регионе. На основании этого анализа строится образ современного института профессионального образования - университетского комплекса.
Уже сегодня, основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том, что процесс подготовки специалистов в структуре НПО и СПО, являясь достаточно дорогостоящим, не обеспечивает высокой отдачи, так как обнаруживает противоречия между требованиями, которые предъявляют работодатели к профессиональным характеристикам, и теми характеристиками, которыми реально обладают выпускники НПО и СПО.
В настоящее время сложившаяся в области система профессионального образования требует серьезного обновления с учетом потребностей рынка труда региона.
Если обратиться к структуре СПО в педагогической сфере, то в настоящее время на территории Ленинградской области работают три педагогических колледжа в городах Выборг, Пикалево и Гатчина.
Учебные площади этих колледжей составляют в сумме 26 183 кв. м, на которых обучаются всего 858 студентов дневной формы обучения.
В среднем, на каждого обучающегося приходится 30,5 кв. м площади, что превышает нормы в три раза. Очевидно, что огромные площади педагогических колледжей используются неэффективно.
В системе образования СССР среднее профессиональное педагогическое образование решало государственную задачу -обеспечение учителями начальных классов и воспитателями сельских и региональных школ и дошкольных учреждений.
С изменением социально-экономической политики
невостребованность выпускников педагогических колледжей стала
очевидной, об этом свидетельствовала введенная система аттестации педагогических кадров (учителей и воспитателей школ). В середине 90-х гг. Министерство образования разрешило педагогическим учреждениям СПО готовить учителей - русского языка и литературы, иностранного языка и др. Однако изменение государственной политики в области образования, утверждение Рособрнадзором и Росаккредагентством высоких критериев для прохождения образовательными учреждениями процедуры государственного лицензирования, полностью лишило конкурентоспособности и привлекательности для потребителей образовательных услуг учреждения СПО.
Сегодня обучение в колледжах ведется только по ряду образовательных и педагогических специальностей, таких как:
050303 - иностранный язык;
050702 - организация воспитательной деятельности;
050704 - дошкольное образование;
050709 - преподавание в начальных классах;
050710 - педагогика дополнительного образования;
050719 - коррекционная педагогика в начальном образовании;
050720 - физическая культура.
Причем, эти специальности в колледжах дублируются.
Известно, что с 01.09.2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2008 г., № 184» закрыт прием на специальности «Иностранный язык» и «Организация воспитательной деятельности», что неизбежно приведет к уменьшению числа абитуриентов, снижению учебной нагрузки преподавателей и как следствие - сокращению кадров и эффективности работы в целом.
Нами изучены основные отрицательные моменты, влияющие на развитие СПО. К ним относятся:
• относительно слабая материально-техническая база;
• недостаток кадров, имеющих ученые степени и звания;
• нехватка средств для совершенствования учебно-лабораторного и информационно-методического потенциала.
Статистика подтверждает, что большая часть выпускников колледжей идут в вузы для продолжения обучения. В частности, из 100 абитуриентов 95 поступают в университет, имея базовое среднее профессиональное образование.
На наш взгляд, «Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 184 от 23 июня 2008 года», ограничив перечень специальностей среднего профессионального образования, имеет своей главной целью включение колледжей в университетские комплексы, где университеты возьмут на себя и лицензирование новых специальностей, используя свои аккредитационные возможности, учебную, научно-методическую оснащенность. Студенты тогда получают право выбора из широкого набора специальностей.
П ^ V
В связи с вышесказанным, для создания условий качественной подготовки специалистов среднего профессионального уровня, считаем целесообразным передать педагогические колледжи области в состав автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина».
C целью выполнения вышеупомянутого приказа, ЛГУ имени А.С. Пушкина подготовил соответствующую правовую и учебнометодическую базу для развития среднего профессионального образования, пролицензировав в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки 19 образовательных программ среднего профессионального образования, среди которых: правоведение, право и организация социального обеспечения, документационное обеспечение управления и архивоведение, социальная работа, организация сурдокоммуникации, иностранный язык, дошкольное образование, специальное дошкольное образование, коррекционная педагогика в начальном образовании, физическая культура, гостиничный сервис, туризм, прикладная информатика (по отраслям), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, банковское дело, экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), страховое дело (по отраслям), земельно-имущественные отношения, менеджмент (по отраслям).
Качественная реализация этих программ нашим Университетом
возможна за счет:
• наличия высококвалифицированного научно-педагогического кадрового состава;
• наличия современной учебно-методической базы,
обеспечивающей качество образования;
• регулярного обновления нормативно-правовой базы
организации учебного процесса;
• наличия научных школ;
• создания открытой научно-исследовательской среды;
• развития института кураторства;
• наличия системы постдипломного образования, обеспечивающей формирование высококвалифицированных кадров.
Присоединение СПО к университетскому комплексу позволит осуществлять гибкий прием учащихся и студентов с учетом потребностей региона, увеличить количество мест на востребованные в конкретный период специальности, уменьшить прием на маловостребованные, в зависимости от количества заявок работодателей.
Тогда образовательные учреждения СПО смогут превратиться в культурно-образовательные центры, устанавливающие образцы социального поведения и предлагающие в рамках системы непрерывного образования различные образовательные услуги всему населению.
П ^ V
В связи с наметившейся тенденцией реструктурирования учреждений СПО, создание целостного учебно-образовательного комплекса на базе университета, включающего НПО - СПО - ВПО -ДПО - послевузовское образование, позволит обеспечить реализацию системы непрерывного образования в Ленинградской области и трудоустройство выпускников в регионе.
Таким образом, региональный вуз на основании постоянных коммуникаций с органами государственной власти и управления, федеральными, региональными и муниципальными структурами, а также работодателями и населением, будет определять необходимые специальности, способы и программы обучения на всех образовательных этапах - от начального профессионального и до дополнительного.