публикаций аспирантов // Высшее образование в России. 2004. №9. С. 96-103.
19. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород: ННГУ, 2008. 219 с.
20. Бедный Б., Миронос А, Серова Т. Продуктивность исследовательской работы аспи-
рантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 20-36.
21. Павлова Л.П, Артемьева Е.Б, Дубовен-ко В.А. Публикационная активность ученых (по материалам обследования научно-образовательного комплекса Новосибирской области) // Науковедение. 2000. №2. С. 179-187.
E.V.CHUPRUNOV, B.I.BEDNYI, A.A.MIRONOS, T.V.SEROVA. ON DOCTORAL EDUCATION IN THE FIELD OF NANOSCIENCE AND NANOTECHNOLOGIES
Some results of a scientometric study of dissertation flows in the field of nanoscience and nanotechnologies are summarized. The data on growth dynamics in the number of degrees awarded from 1995 to 2006 are presented along with the distribution of dissertations with respect to specialities and organizations where they were prepared. An analysis of publication and patenting activity of those defending their dissertations has been made. Leading universities and research organizations providing doctoral education in the field of nanoscience and nanotechnologies have been identified.
Keywords: postgraduate education, dissertation flows, scientometrics, nanoscience, nanotechnologies
Б.С. КАРАМУРЗОВ, профессор, ректор
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе
В статье ректора КБГУ формулируются принципы и анализируется опыт функционирования университетского комплекса как уникальной системы непрерывного профессионального образования в регионе. Особое внимание уделяется проблемам развития университетского комплекса вообще и в Кабардино-Балкарии в частности.
Ключевые слова; классический университет, непрерывное профессиональное образование, университетский комплекс.
Университеты классического типа по фактическому статусу и по существу являются основой региональных систем образования. Они должны выступать в роли научно-методических и организационных центров создания республиканских систем поиска и поддержки талантливой молодежи и подготовки их к научной, педагогической, управленческой и иной деятельности. На базе ведущих университетов в регионах должны формироваться крупные научно-образовательные комплексы, проекты и программы технологического, экономического и социального развития регионального и межрегионального характера.
Системообразующим фактором и главным замыслом при разработке концепции регионального университетского образования является идея о том, что университет классического типа является центром образования, науки и культуры.
Систематическая и целенаправленная работа ректората Кабардино-Балкарского государственного университета в этом направлении привела к созданию образо-вательного,научно-производственного и культурного центра - университетского комплекса, реализующего непрерывное профессиональное образование.
Юридической основой для создания
университетского комплекса и введения многоуровневой системы в КБГУ стало Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. №1153 «О совершенствовании системы профессионального образовании в Кабардино-Балкарской Республике », в соответствии с которым в состав университета в качестве структурных подразделений вошли шесть колледжей и институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Такой подход позволил нам реализовать наиболее продвинутый способ создания университетских комплексов - на базе единого юридического лица.
Рассмотрим основные направления деятельности университетского комплекса по созданию системы непрерывного профессионального образования.
• Управление учебным процессом, учебно-методической и воспитательной работой колледжей университета
Для оптимизации управления учебным процессом и улучшения организации учебно-методической и воспитательной работы в колледжах ректоратом и Ученым советом университета разработана система мер. Так, с целью обеспечения эффективного функционирования колледжей в составе университета признано целесообразным создание Управления среднего профессионального образования с учебно-методическим отделом.
Для обеспечения информатизации образования в колледжах, внедрения новых форм и методов обучения, активного освоения новых информационных технологий создан Научно-методический центр СПО университетского комплекса. При нем открыта постоянно действующая выставка творческих работ студентов и преподавателей колледжей.
В целях повышения уровня фундаментальной подготовки студентов в области общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также математических и общих естественнонаучных дисцип-
лин в университетском комплексе созданы шесть кафедр, а именно: математических и общих естественно-научных дисциплин, социально-гуманитарных дисциплин, экономико-правовых дисциплин, культурологии и филологических дисциплин, иностранных языков, физической культуры. Все дисциплины указанного цикла по всем специальностям СПО в колледжах университетского комплекса переданы этим кафедрам. На них перешли преподаватели колледжей, имеющие соответствующую основную нагрузку. Замещение должностей заведующихкафедрами СПО университетского комплекса производится на конкурсной основе. На кафедры возложена вся ответственность за уровень и качество организации учебно-методической работы по дисциплинам этих циклов. На постоянной основе и в тесном взаимодействии с профильными кафедрами университета здесь работают научно-методические семинары. Созданы межколледжные цикловые комиссии по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также математическим и общим естественнонаучным дисциплинам.
В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 20Закона РФ «Об образовании» основная образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется в учреждениях СПО с учетом профиля полученного образования. Поэтому в образовательную программу СПО, осваиваемую выпускниками общеобразовательных школ, имеющими основное общее образование (9 кл.), включается основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений реализуется в учреждениях СПО в течение одного-двух лет по очной или заочной форме обучения.
Для качественной реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в колледжах университетского комплекса в рамках единых требований к обучающимся с учетом
профиля получаемого профессионального образования в вузе создано Отделение общеобразовательной подготовки университетского комплекса. Здесь обучаются все те, кто поступил в колледжи университета на базе 9-ти классов. Сюда перешли все работники колледжей, имеющие основную нагрузку по общеобразовательным дисциплинам. Специалистами педагогического колледжа, педагогического факультета и ИПК и ПРО университетского комплекса совместно разработаны и согласованы рабочие учебные планы по реализации общеобразовательной подготовки с учетом профиля обучения. При формировании учебных групп принимались во внимание специальности, по которым студенты обучаются в колледжах. Один день в неделю студенты первых курсов занимаются в своих колледжах, а в остальные дни - в учебных классах Отделения. В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений ежегодно организуются выпускные экзамены. Успешно прошедшие итоговые испытания получают аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
• Внедрение ГОС СПО. Разработка структуры и содержания национально-регионального компонента ГОС СПО
Вхождение учреждений СПО в состав университетского комплекса по срокам совпало с введением ГОС СПО. Во всех колледжах были разработаны и реализованы программы организационно-методических мер по их освоению. В настоящее время утверждены и реализуются рабочие учебные планы по всем пролицензированным специальностям СПО на базовом и повышенном уровнях.
Особое внимание уделено рабочим учебным планам повышенного уровня, где предусмотрена возможность продолжения обучения по программам высшего профессионального образования в вузе в сокращенные сроки.
Во все учебные планы, реализуемые в колледжах университетского комплекса,
введен национально-региональный компонент, разработаны его структура и содержание, а также определены объемы подготовки по соответствующим дисциплинам. Сформулированы требования к знаниям и умениям обучающихся, а также установлен обязательный минимум содержания по циклу дисциплин национально-регионального компонента в основных программах СПО.
• Обучение выпускников колледжей по программам высшего профессионального образования в сокращенные сроки
В соответствии с письмом Минобразования России от 30.03.99 г. № 14-55-156 ин/15 в университетском комплексе на плановой основе ведется работа по освоению выпускниками колледжей университетского комплекса образовательных программ ВПО по соответствующим профилям подготовки в сокращенные сроки. В настоящее время в вузе реализуются сопряженные рабочие учебные планы со сроками обучения 4 и 3 года по очной форме для выпускников, окончивших колледжи соответственно на базовом и повышенном уровнях.
В университетском комплексе в настоящее время обучаются в сокращенные сроки выпускники политехнического колледжа, колледжа информационных технологий и экономики, педагогического колледжа и колледжа дизайна по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Микроэлектроника и твердотельная электроника»; «Автоматизированные системы обработки информации и управления»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Педагогика и методика начального образования»; «Менеджмент организации ».
• Дополнительное профессиональное образование в университетском комплексе
Дополнительные образовательные программы реализуются в ИПК и ПРО КБГУ, Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, на факультете повышения квалификации преподавате-
лей средних и высших учебных заведений, учебно-методическом центре по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров.
• Общеобразовательная школа и лицей в составе университетского комплекса
Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами двух ступеней образования. Содержание образования составляет совокупность базисного, регионально-национального, школьного компонентов и дополнительного образования.
Рассмотрим модель созданного на базе КБГУ университетского комплекса.. Приказом Минобразования № 515 от 15.02.2001 утверждено одно из направлений Федеральной программы развития образования «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня».
Организация федеральных экспериментальных площадок позволяет провести соответствующие мероприятия и исследования по повышению качества образования, обеспечению непрерывности образовательного процесса и взаимосвязи образовательных программ различных уровней с целью сокращения сроков их освоения.
Создаются условия для реализации крупных образовательных, экономических, социальных и технологических программ и проектов федерального, регионального,
межрегионального и от- Рис. 1. Обобщенная структура университетского комплекса
раслевого уровня, для активизации научных исследований и инновационной деятельности, обеспечения интеграции образования, науки и производства в рамках университетского комплекса. Университетские комплексы позволяют активизировать процесс использования результатов научных исследований в учебном процессе, а также устанавливать тесные связи между образовательными, научными, конструкторскими учреждениями, предприятиями, инновационными организациями как элементами единой коллективной системы получения и использования научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере.
Основные модели интеграции университетских комплексов могут быть следующими: университетский образовательный округ, ассоциация, университетский комплекс - университет, учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК).
Функции университетского комплекса:
♦ реализация образовательных про-
грамм среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);
♦ подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
♦ проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук;
♦ научное и методическое руководство в своей области деятельности.
Организационная структура университетского комплекса объединяет разнопрофильные и разноуровневые образовательные учреждения, научные, конструкторские, технологические и социальные структуры. Обобщенная структура университетского комплекса представлена на рис. 1.
Ядром комплекса является образовательная система, включающая средний, высший, послевузовский и дополнительный уровни профессионального образования.
В рассматриваемой модели университетского комплекса существует вертикальная интеграция разноуровневых и горизонтальная интеграция одноуровневых профессиональных образовательных программ, а также интеграция реализующих их образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности. Такой подход позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов, в первую очередь - среднего звена, за счет привлечения к учебному процессу высококвалифицированных специалистов из вуза (в том числе профессоров, доцентов), использования учебно-методической и информационной базы вуза. Сотрудники учреждений СПО получают возможность заниматься научной и научно-методической работой совместно с учеными вузов.
Сформировавшаяся на основе этой модели структура университетского комплекса в КБР показана на рис. 2.
Для успешного функционирования образовательного учреждения высшего про-
фессионального образования в качестве университетского комплекса требуются соответствующие изменения и дополнения в уставе университета. Необходима также разработка собственной нормативной и организационно-распорядительной документации по функционированию университетского комплекса. Наиболее важными в принципиальном плане документами, определяющими перераспределение полномочий и делегирование ответственности в университетском комплексе на базе КБГУ являются: Положение о колледже университетского комплекса и Положение об институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО) университетского комплекса.
В соответствии с Положением о колледже университетского комплекса прием, увольнение, поощрение, наказание, кадровые перемещения сотрудников колледжа производятся в установленном в университете порядке. Решение Ученого совета университета, а также распоряжения лиц, уполномоченных ректором, обязательны для колледжа. В то же время колледжам делегированы широкие полномочия, в том числе по финансово-хозяйственной деятельности.
Колледжи и ИПК и ПРО (Институт), являясь структурными подразделениями университетского комплекса, не имеют статуса юридического лица. Однако все они по доверенности ректора наделяются правомочиями юридического лица. Объем правомочий, передаваемых колледжу и Институту, определяется Положениями об этих подразделениях и Генеральной доверенностью, выдаваемой ректором университета директорам колледжа и Института. Колледжи и Институт имеют обособленный баланс, учитываемый в сводном балансе университетского комплекса. Вуз может открыть для колледжа банковский счет, распорядителем которого является директор колледжа.
Итак, сегодня можем мы говорить, что в Кабардино-Балкарском госуниверситете
функционирует многоуровневая и многоступенчатая структура подготовки кадров. Здесь реализуются различные по уровню, содержанию и срокам обучения образовательные программы высшего (специальности и направления), среднего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Ведется подготовка кадров со средним профессиональным образованием на базовом и повышенном уровне по 45 специальностям, подготовка по программам ВПО - по 34 специальностям и 17 направлениям (рис. 3).
Университетский комплекс накопил большой опыт по подготовке бакалавров и магистров. С учетом приоритетов развития российского образования, предусмотренных Концепцией модернизации образования до 2010 г., и подписания Россией Болонской декларации в университетском комплексе получит дальнейшее развитие многоуровневая схема подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.
Рассмотрим возможности нашей системы. Как видно из рис. 3, у абитуриента, поступающего в КБГУ для получения образования по программам СПО, есть несколько возможных траекторий обучения.
Он может обучаться по образовательным программам СПО на базовом уровне и получить на выходе диплом специалиста со средним профессиональным образованием на базовом уровне, а может обучаться по образовательным программам СПО на повышенном уровне и получить на выходе диплом специалиста со средним профессиональным образованием на повышенным уровне.
С дипломом о среднем профессиональном образовании абитуриент может, как и выпускник средней школы, поступить в вуз для обучения по программам ВПО. В то же время, имея диплом специалиста со средним профессиональным образованием на повышенном уровне, абитуриент может поступать на образовательные
программы по специальности ВПО с сокращенными сроками обучения, и тогда данному выпускнику колледжа предоставляется возможность получить диплом специалиста с высшим профессиональным образованием не за пять, а за четыре года.
Поступившие в КБГУ для обучения по программам ВПО могут выбрать траекторию обучения по направлению 4+2 и получить сначала диплом бакалавра (4 года), а затем магистра (еще 2 года).
Траектория обучения по специальности рассчитана на 5 лет. При этом выпускники с дипломом бакалавра могут продолжить обучение в университете по траектории 4+1 и после года обучения получить диплом специалиста, а обучающиеся по программам специалиста - перейти на траекторию подготовки по направлению.
Здесь наглядно видны основные принципы, на которых построен учебный процесс в КБГУ: гибкость, равнодоступность, создание социального лифта (окна), решение проблем, возникающих вследствие демографического провала.
Рассматриваемая схема позволяет без осложнений менять траекторию перехода на уровни ВПО. При этом обеспечивается равнодоступность высшего профессионального образования для представителей разных социальных слоев. Таким образом, благодаря данной схеме создаются социальные лифты и окна.
Прием на программы СПО выпускников основной школы позволяет компенсировать дефицит набора на программах ВПО за счет специальной подготовки их в университетском комплексе на отделении общеобразовательной подготовки.
Интеграционные процессы в университетском комплексе сегодня получают дальнейшее развитие:
□ развивается кафедральная структура в колледжах и ИПК и ПРО;
СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ КБГУ (ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ И НАУЧНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)
социально« гума н I гга рны П
11НСТ1ГГ>Т
РЕКТОРАТ
учебные н научно-исследовательские институты
ИНСТИТУТ
филологии
ННИ структурной методики преподавания языков
филиал ВНИИ ФК
НИИ
«СеПсмотех»
НИИ «Гармония»
I
т
факультеты
т
т
и ¡1
и
3 I ■3- ^
11
I I
II
7.
с
И %
а. =
\ 1 •V
С
I
I»
С
и .1
и
£ ^ I-
II Н
&
о
а ■V
■и-
-е- §. а
(• £ * |
т у ■
1 I «
4||
педагогическим колледж
КОЛЛЕДЖИ
медицинским
колледж
I
колледж информационных технологии п экономики
подразделения до пол Н1 ¡тельного професс! юна л ьного образован 11я
I псвышенач квалификации и переподготовки работников обрлзеелиня
межотраслевой ¡х-гненальный цешр повышею1я квалификации и профессиональной! переподготовки кадров
колледж дизайна
факультет повышения квалификации работников вузов и ссузов
коммунально-строительный колледж
политехнический колледж
подразделения послевузовского професс!юнального образования
аспирантура
докторантура
ординатура
подразделения оощего ооразованпя
начальная школа
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГ РАММ ВЫС ШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕС С ИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КБГУ
С дипломом магистра
С дипломом блкаишрл
С дипломом специалист» о высшем профессионал!» ном образовании
С дипломом о неполном высшем оораюваннн
С' дипломом специалиста о высшем профессиональном обраюванпп
Среднее (полное) общее образование
Подсистемы Характеристики системы
Совокупность преемственных профессиональных образовательных программ педагогического образования Среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование
Сеть взаимодействующих между собой структурных подразделений университетского комплекса Педагогический колледж, педагогический факультет, факультеты и институты, где реализуются программы для получения квалификации «Преподаватель», «Преподаватель ВШ», Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, факультет повышения квалификации работников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования
Органы управления педагогическим образованием Ректорат, дирекция учебных институтов, деканаты, дирекция педагогического колледжа, ИПК и ПРО
Рис. 4. Особенности педагогического образования в университетском комплексе
□ разрабатывается новая и совершенствуется имеющаяся нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация колледжей и ИПК и ПРО в составе университетского комплекса;
□ предприняты усилия по реализации программ на базе отделения общеобразовательной подготовки. Отделение получило лицензию на реализацию общеобразовательных программ среднего полного общего образования. В установленном порядке выпускники получают аттестат зрелости;
□ активно проводится работа по созданию сопряженных рабочих планов ВПО и СПО.
Для примера рассмотрим некоторые особенности педагогического образования в КБГУ (рис. 4).
В университетском комплексе на базе КБГУ сложилась система непрерывного педагогического образования (рис. 5). Структурные подразделения, реализующие основные программы педагогического профиля и программы дополнительного педагогического образования, приводятся на рис. 6.
Для классического университета отличительным признаком является интеграция науки и образования, а главными задачами - производство знаний (наука), передача знаний (учебный процесс), хранение знаний, распространение знаний и другие. В регионе у него особая миссия.
Миссия Кабардино-Балкарского государственного университета
КБГУ - один из ведущих классических университетов Юга России, решающий задачи федерально-регионального значения в области образования, науки, культуры.
В качестве интегрированного инновационного университетского комплекса КБГУ призван играть ключевую роль в социально-экономическом и технологическом развитии Кабардино-Балкарской Республики, в формировании инновационной экономики и информационного общества, в прогностической и экспертной деятельности, в подготовке кадров высокого профессионального уровня, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами, в воспитании патриотов, способных сохранить и приумножить культурные и научные ценности во имя целостности и могущества России.
Кабардино-Балкарский госуниверситет, как вуз исследовательского инновационного типа, ведет фундаментальные и прикладные исследования по перспективным направлениям на основе интеграции образовательной и научной деятельности с сохранением и развитием своих традиций и научных школ.
В образовательной деятельности КБГУ исходит из приоритетности фундаментального знания, необходимости развития непрерывного и открытого образования с широким использованием информацион-
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ НА БАЗЕ КБГУ
Направления подготовки с дополнительной квалификацией "П рол ода вате л»» высшей школы"
Физика (магистры)
Химия (магистры)
История (магистры)
Филология (магистры)
Специальности ВПО с
дополнительной
квалификацией
"Преподаватель"
Направления подготовки п еда гогическо го профиля
Специальности ВПО
педагогического профиля
Специальности
спо
педагогического профиля
Математика
Юриспруденция
Прикладная мате м ати ка
Биология
Бухучет, анализ и аудит
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных росурсов
Прикладная информатика в экономике
Декоративно-прикладное искусство
Модицинская физика
География
Менеджмент организаций
Физическая культура и спорт
Биология
Филология
Педагогика и методика начального образования
Педагогика и методика дошкольного образования
Филология
Технология и предпринимательство
История
История Информатика
Преподавание Дошкольное Иностранный в начальных образование язык классах
Родной Информатика
язык и
литература
Организация
воспитательной
работы
География
Физическая культура
Направления подготовки магистров образования
Направления подготовки бакалавров образования
Естественнонаучное образование профили: химия, биология, география
Естественнонаучное
образование профили: химия, биология, география
физико-математическое образование профили: математика, физика, информатика
физико-математическое образование профили: математика, физика, информатика
филологическоо образование профили: руский язык и литература, иностранный язык, национальные языки i литературы
филологическое образование профили: руский язык и литература, иностранный язык, национальные языки i литературы
-¿УЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ¿¿ИЛЬНЫЕ ПР£сЬЕ££И<М-1АЛЬНЫУ-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ НА БАЗЕ КБГУ
£ § «
О
а «
со %
Л «
«
и»
ных технологий, формирования современной образовательной среды на принципах гуманизации и гуманитаризации образования.
Научно-исследовательская деятельность университета направлена на развитие естественных, социально-гуманитарных и экономических наук с учетом приоритетного решения технологических, социальных и экологических проблем региона на основе кооперации с академическими структурами в рамках региональных, отраслевых, федеральных и международных программ.
Культуросозидающая деятельность университета как центра просвещения Юга России, способствующего консолидации общества и поддержанию мира и согласия в сложном многонациональном регионе, направлена на развитие многонациональной культуры, традиций, укрепление духа толерантности, интернационализма, на снятие социальных противоречий.
КБГУ - активный и полноправный участник международной интеграции в мировое образовательное пространство, поддерживающий и развивающий плодотворные связи с зарубежной диаспорой.
Опираясь на результаты деятельности университетского комплекса на базе КБГУ, можно отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются большинство университетских комплексов.
1. Отсутствие Типового положения об университетских комплексах (как нового типа учебныхзаведений, реализующих образовательные программы различных уровней), в котором были бы определены их цели и принципы, основные задачи, порядок создания и механизмы функционирования.
2. Несовершенство федерального и регионального законодательства в части организации и обеспечения функционирования интегрированных, многоуровневых учреждений профессионального образования.
3. Недостаточное финансирование поисковых работ по разработке актуаль-
ных проблем создания и функционирования университетских комплексов.
4. Структура управления объединенным образовательным учреждением, сложившаяся к настоящему времени, является во многом результатом суммирования аппаратов управления разноуровневых и разнопрофильных учреждений и организаций, присоединенных к базовому вузу.
Для КБГУ можно отметить и свою, особенную проблему: недостаточное количество научных и производственных учреждений и организаций, вошедших в состав КБГУ при создании университетского комплекса, затрудняет решение социально-экономических и научно-технологических задач развития региона.
Исходя из опыта, накопленного Кабардино-Балкарским государственным университетом по интеграции образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования, наш коллектив готов взять на себя проведение ряда работ:
1) подготовку проекта Типового положения об университетском комплексе;
2) разработку модели административной структуры университетского комплекса, функционирующего как интегрированное многоуровневое учреждение профессионального образования с правами юридического лица;
3) подготовку проектов нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов по функционированию университетского комплекса в целом и отдельных его структурных единиц;
4) подготовку предложений по формированию систем непрерывного педагогического, инженерно-технического, медицинского, экономического и социально-гуманитарного образования в университетском комплексе;
5) разработку проектов типового штатного расписания и учебного плана по специальности (направлению подготовки);
6) разработку структуры управления и типовых положений по организации учебного процесса и учебно-методической работы в университетском комплексе;
7) подготовку проекта Положения и проекта инфраструктуры управления воспитательной работой в университетском комплексе.
Система образования - уникальный инструмент сохранения единого культурного пространства нашей страны. Особенно это важно для Южного федерального округа. В Кабардино-Балкарском государственном университете определены семь основных принципов, на которых должна базироваться государственная образовательная политика в нашем регионе.
1. Понимание политического и общенационального характера задач государственной образовательной политики в Южном федеральном округе. Цели, задачи, основные направления и содержание государственной образовательной политики РФ в ЮФО являются частью общей стратегии становления демократического и правового государства, рыночной экономики, направленной на социально-экономическую, культурную и политическую модернизацию страны.
2. Учет специфических факторов, определяющих ситуацию на Юге России. Важнейшими из них являются: а) сохраняющаяся опасность отставания Юга России, и особенно Северо-Кавказского региона, от общенациональных тенденций экономического и общественного развития; б) общая неустойчивость социально-политической ситуации и наличие угроз для безопасности и территориальной целостности государства. В их основе лежит глубокая внутренняя двойственность привнесенныхи автохтонных, современных и традиционалистских начал жизнедеятельности и самосознания народов Северного Кавказа. В период 1990-х гг. структура социальной и духовной жизни региона подверглась мощному напряжению, последствия которого не сняты до сих пор. При всем желании они и
не могут быть ликвидированы волевым образом, какими-либо одномоментными правовыми, административными или даже политическими акциями.
Следует ожидать, что черты «переходности» будут сопровождать местные общества на Юге России в течение длительного периода, хотя их содержательные характеристики будут существенно меняться. Здесь скажутся и наследие нерешенных проблем прошлого, и общая незавершенность процессов модернизации в регионе, и новые вызовы экономической, политической и культурной глобализации. В силу этого сохранится определенная напряженность между необходимостью для народов Северного Кавказа соответствовать требованиям современного открытого и конкурентного мира и потребностями сохранения своей культурно-исторической идентичности, между культурными (этническими, конфессиональными) и гражданскими (общероссийскими, политическими) измерениями их самосознания.
Северный Кавказ, как пограничный регион России, находящийся на стыке различных геополитических и культурно-цивили-зационных ареалов, еще долго останется объектом попыток различных внешних сил воздействовать на культурные предпочтения местного населения и на общую ситуацию в регионе. Возрастающая интенсивность и многообразие связей с окружающей регион экономической, социально-политической, информационной средой будут привносить в процессы регионального развития элементы неопределенности и непредсказуемости.
Структурное отставание региона от среднероссийских экономических показателей еще долго будет существенно ограничивать возможности решения основных социально-экономических проблем собственными силами. Отсюда проистекают дестабилизирующие факторы и негативные социальные явления: маргинализация и криминализация части общества, расшире-
ние влияния религиозного радикализма и национализма на молодежь.
3. Включение образовательной политики в общий контекст региональной стратегии Российского государства. Сущность государственной стратегии на Северном Кавказе и на Юге России в целом заключается в создании условий, необходимых для того, чтобы основные общественные процессы в регионе получили центростремительную и модернизационную направленность. Но даже если окончательно определится одинаковый вектор развития, это еще не гарантирует, что расхождение в уровнях модернизации российского «центра» и северокавказской «периферии » не будет увеличиваться, а различия социально-экономических структур и культурных ориентаций в масштабах всей страны и внутри северокавказского региона не будут углубляться. Модернизационный процесс в регионах России с неизбежностью будет разноскоростным. Чтобы Россия выдерживала единое общенациональное движение в этом направлении, необходимо стимулировать его ускорение на Северном Кавказе.
4. Признание ключевой роли системы образования в реализации государственной политики комплексной региональной модернизации. В полиэтничной и многоконфессиональной социальной среде Северного Кавказа, в условиях относительно неразвитой экономической структуры, сосуществования традиционных и современных социальных институтов особая роль в решении задач социокультурной модернизации региона принадлежит системе образования. На первый план здесь выходит обеспечение национальной безопасности страны. И только в контексте последовательной государственной политики потенциал образования может быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления эт-нонациональной напряженности, сохранения и развития русского и родных языков,
формирования у местного населения российской идентичности. Таким образом, разрешение назревших социальных и экономических проблем Юга России возможно не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития.
5. Необходимость особых форм реализации государственной образовательной политики в ЮФО. Особые функции системы образования на Юге России требуют соответствующих механизмов и форм проведения государственной образовательной политики. Применительно к условиям региона они должны быть нацелены на решение основных задач модернизации образования, таких как создание механизма устойчивого развития системы образования; обеспечение современного качества образования; обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; создание условий для повышения качества общего и профессионального образования.
6. Приоритетность классического университетского образования. Опорным институтом устойчивого развития региональных систем образования на Юге России должны стать классические университеты как центры образования, науки и культуры.
Миссия классического университета на Юге России имеет два основных аспекта -социальный (включая его экономическое измерение) и культурный (включая его личностное измерение).
Прежде всего, региональная система образования должна быть выстроена таким образом, чтобы открывать путь к полноценному участию в жизни общества для каждого молодого человека. Вне этого условия стабильность на Северном Кавказе будет оставаться необеспеченной. Эта цель может быть реализована через интеграцию начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, через обеспечение реальной многоуровневости высшего образования.
Важнейшая функция университета -воспитание молодежи на основе принципов демократии, уважения к правам человека, мира и толерантности в интересах консолидации общества. Университет должен воплощать в себе модель современного поликультурного, эффективного и солидарного общества, быть пространством рационального диалога культур. Главное в том, что система университетского образования нацелена на формирование у молодежи современного научного мировоззрения. Вместе с тем в современных условиях на фоне определенной напряженности и конфликтных проявлений в этой сфере особую актуальность приобрели проблемы формирования и развития культуры межэтнических отношений в молодежной среде. Вопрос не в том, «что делать» с этническим разнообразием нашего государственного пространства, а в том, «как строить» культуру межэтнических отношений, не просто исключающую столкновения на этой почве, а работающую на укрепление и устойчивое развитие российского государства. В этом смысле проблематика воспитания у молодежи культуры межэтнических отношений носит не локально-региональный, а общенациональный характер.
7. Эффективное использование потенциала системы высшего профессионального образования в Южном федеральном округе. Для достижения общих целей государственной образовательной политики в ЮФО и решения задач модернизации российского образования необходима координация планов развития вузовских центров, их специализация и кооперация в реализа-
ции программ высшего профессионального образования и осуществлении научных исследований. Соответствующие мероприятия должны обеспечивать достижение нового качества профессионального образования на основе:
♦ устранения сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма, диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
♦ интеграции университетской, академической и отраслевой науки в ЮФО;
♦ формирования условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечения преемственности различных уровней профессионального образования и создания эффективной системы дополнительного профессионального образования.
В заключение определим вопросы, требующие сегодня безотлагательного решения.
Во-первых, необходимо провести научный анализ ситуации, в которой сегодня оказались классические университеты в регионах РФ.
Во-вторых, надо четко определить роль и место классического университета в жизни современного общества и сделать это достоянием широкой общественности.
В-третьих, необходимо четко обозначить значимость миссии классического университета в регионе (а тем более на периферии государства).
В-четвертых, нужно выработать новые критерии статуса классического университета, совершенно определенно высказаться о судьбе сложившихся университетских комплексов.