ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ
УДК 37.061:378.14.015.62
М. И. Магомедов, А. Х. Чупанов, З. Н. Исаева
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА
Актуализирована необходимость преобразования профессиональной подготовки будущего менеджера туризма. Проведен анализ категорий «среда», «образовательная среда», «развивающая образовательная среда», «образовательное пространство». Развивающая образовательная среда показана как эффективный компонент формирования готовности к профессиональной деятельности.
Actualized the necessity of transformation of the professional training of the future manager of tourism. Conducted the analysis of categories: «environment», «educational environment», «developing educational environment», «educational space». Developing educational environment was shown as effective component of formation of readiness to professional activities.
Ключевые слова: туризм, менеджер туризма, профессиональная подготовка, профессионально-личностное развитие, обучение, образовательная среда, развивающая образовательная среда.
Keywords: tourism, manager of tourism, professional training, professional and personal development, education, educational environment, developing educational environment.
Социально-экономические преобразования, развернувшиеся в современном российском обществе, фактически ликвидировали границы для свободного перемещения капитала, товаров и информации, а также создали возможность беспрепятственного посещения большинства стран мира.
Соответственно современная образовательная среда становится многообразной и поликультурной, адекватной культурному и
этническому многообразию общества. В связи с этим стратегия образования будущего - это подготовка специалиста, способного успешно интегрировать и взаимодействовать в поликультурной среде в рамках единого поликультурного пространства.
Рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т. е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран-партнеров, соблюдение единых технологических и гуманитарных норм.
Следовательно, современному, динамично развивающемуся туристскому рынку труда постоянно требуются менеджеры различной квалификации. Однако повышение профессионализма, востребованность, конкурентоспособность невозможны без сформированной системы профессиональной подготовки, включающей в себя различные этапы профессионального становления.
Все это предъявляет новые требования к системе организации и содержанию образования в целом и к туристскому образованию в частности. Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать с взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития. Вследствие этих процессов полученные знания быстро устаревают, а умения и навыки, необходимые в туристской деятельности, требуют постоянного обновления.
Следовательно, становление специалиста в сфере туризма, механизмы его профессионально-личностного развития требуют разработки соответствующего подхода и соответствующей методологии.
На качество результатов профессиональной подготовки будущего менеджера туризма обязательное влияние оказывают условия ее проведения, способствуя или препятствуя достижению педагогической цели, а также создавая различные возможности для ее реализации.
Одним из таких условий в профессиональной подготовке менеджера туризма является наличие развивающей образовательной среды.
Для того чтобы понять, как развивается в данной среде творческий потенциал личности будущего менеджера туризма, нужно учитывать особенности развивающей среды в широком смысле этого слова.
Выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается еще со времен античности. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, рассматривается Б. М. Бим-Бадом в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. Человек меняется в среде и посредством среды. «Самостоятельное взаимодействие человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, - вот что дает прочное и глубокое образование» [1].
Современными исследователями практической психологии и педагогики термин «среда» трактуется по-разному, общим является определение понятия «среда» как совокупности условий, воздействующих на развитие личности обучаемого. Несмотря на многообразие определений, их суть в том, что объект и субъект разделены. В концепции средоориентированного обучения «среда есть конструируемая часть физической реальности (представлена субъекту в форме действительности), порождаемая путем непосредственных взаимодействий органов чувств человека с изменениями в физической реальности, связанная и опосредованная опытом рекурсивных взаимодействий организма» [2].
Схожей точки зрения придерживаются Ю. Н. Кулюткин и С. В. Тарасов, характеризуя образовательную среду как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности».
В. А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, рассматривая при этом данное понятие как родовое для понятий «семейная среда», «школьная среда» и т. п. [3]
В. А. Ясвин вводит также понятие локальной образовательной среды. Под ней он понимает функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты. Данное понимание образовательной среды включает возможности проявления активности личности, ее участия в создании и изменении самой
образовательной среды, продуктом которой эта личность и является. По мнению В. А. Ясвина, интегративным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития. А. В. Могилев, А. Н. Шильман под образовательной средой понимают специально организованную совокупность образовательных (обучающих, воспитательных, развивающих) воздействий на индивида со стороны ближайшего окружения, учебных заведений и учреждений культуры, массмедиа, предоставляемых ими услуг и сервисов, учебных и досуговых коллективов, образовательных и культурных мероприятий, учебных пособий, печатных изданий, средств обучения и коммуникации и т. п. В такой образовательной среде содержание, методы и формы обучения могут быть изменены в рамках каждого конкретного учебного заведения [4].
Это трактование понятия относится и к социальной сфере жизнедеятельности индивида, в которой среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Так, М. Я. Басов, рассматривая «развитие человека как активного деятеля в окружающей среде», определил среду как целостную систему воздействий на человека [5].
Системный характер социальной среды определяется взаимосвязями и взаимоотношениями ее субъектов в процессе деятельности. Эти идеи получили свое развитие в культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Диалектическая взаимосвязь внешнего и внутреннего, уникальные отношения среды и ее субъекта нашли свое отражение в его идее «социальной ситуации развития» [6].
Ряд авторов различают понятия «среда» и «пространство». Понятие «образовательное пространство» чаще всего определяется через понятия «педагогическая среда», «образовательная среда», «обучающая среда». По мнению И. Г. Шендрика, образовательное пространство, будучи формой единства людей, формируется в процессе их совместной образовательной деятельности, в ходе которой образовывающий субъект создает условия и возможности для образовывающегося субъекта, прямо или косвенно взаимодействуя с ним.
Образовательное пространство, которое является средой, освоенной человеком и приспособленной для решения определенных педагогических задач, возникает не само по себе, а формируется в результате специально организованной специфической человеческой деятельности. Человек создает свое пространство как понятную ему, наполненную смыслами эмпирико-рациональную реальность, в которой конкретные объекты для него обретают смысл и частью которой он является, свою культурную среду.
Хотя понятие «среда» и «образовательная среда» в современном психолого-педагогическом толковании имеют различные трактования, общим является представление об образовательной среде как о системе влияний, условий, возможностей формирования и развития личности обучаемого. При этом подчеркивается, что обучаемый включен в эту систему активным участником среды.
Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т. е. обладает образовательным потенциалом. И. Г. Шендрик определяет образовательную среду и как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. Образовательная среда предстает как система культурных факторов, которая изобретается человеком, а образовательный процесс - как процесс осмысления значения культурных фактов образовательной среды и превращения ее тем самым в образовательное пространство. Образование есть не что иное, как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме.
Обращение к понятию «образовательная среда» обусловлено ориентацией образовательного процесса на потребности человека в общекультурном смысле, рассматривается, с одной стороны, влияние условий образования на обучающегося, с другой стороны, влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Это обратное влияние, по существу, задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых студентами (учащимися) технологий обучения, придавая образовательному процессу личностно-ориентированный характер.
Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации.
Сформулируем типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные Г. Ю. Беляевым.
Образовательная среда любого уровня является сложносо-ставным объектом системной природы.
1. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
2. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.
3. Образовательная среда обладает широким спектром модальности и формирует разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
4. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориента-ций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.
5. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.
6. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических це-леполаганий.
7. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни [6].
Выявленные Г. Ю. Беляевым характеристики наиболее емко и полно отражают представление об образовательной среде и могут являться базой для проведения дальнейшего исследования. Среди них наиболее важны следующие моменты: образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая
совокупность человеческих отношений и наоборот; образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания; образовательная среда образует часть индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни. Таким образом, качественно организованная среда позволяет учащемуся получать хорошее образование, предоставляя ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.
Одним из важнейших вопросов, который возникает при рассмотрении феномена «образовательной среды», является вопрос о ее психологической безопасности. Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение ее уровня способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, преподавателей, родителей.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, не-сформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологичес-кие характеристики учебно-воспитательного процесса, несформи-рованность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов и оно связано не только с деятельностью специальных социальных институтов. Образование - это итог действия широкого спектра разнородных факторов.
Таким образом, образовательная среда представляет собой многомерное пространство, которое должно быть адекватно современным потребностям общества и соответствовать тенденциям развития культуры, экономики, производства и технологий. Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование различных методов, приемов и инноваций
учеными разных стран, что способствует развитию сферы образования в целом и проявлению тенденции к интеграции образовательных процессов в разных странах в мировое образовательное пространство.
Особое место в профессиональной подготовке, на наш взгляд, занимает развивающая образовательная среда - система условий обучения и влияния на формирование будущего менеджера туризма, а также динамику развития его профессиональных качеств, которое представляет собой совокупность материальных, дидактических и социальных факторов, способствующих построению позитивных межличностных отношений между субъектами образовательного процесса, успешному освоению профессиональных знаний, умений и навыков, специальных психолого-педагогических условий для формирования, развития и самореализации личностных и профессиональных качеств будущего менеджера туризма.
Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке, в оценке достижений других участников творческого процесса, в ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей, что обеспечивается применением технологии личностно-ориентированного обучения, через развитие критического мышления, проблемное обучение и педагогику сотрудничества. Все это приучает будущего менеджера туризма самостоятельно использовать свои образовательные ресурсы и в творческом поиске находить решение поставленных задач путем обобщения и анализа поступаемой информации. Акцент идет на работу в команде, умение слушать и слышать партнера -это главное качество, которое необходимо развить в будущем менеджере туризма.
Обеспечение развивающей образовательной среды в профессиональной подготовке будущего менеджера туризма предполагает создание условий, обеспечивающих самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, видение структуры объекта, комбинирование ранее освоенных способов и создание нового оригинального способа решения, видение альтернативы решения, доказательность каждого суждения.
В рамках развивающей образовательной среды задача педагога - дать в руки инструмент и научить им пользоваться в целях приобретения будущим менеджером туризма профессионально значимых умений, знаний, личностных качеств.
Развивающая образовательная среда обеспечивает эффективность профессиональной подготовки будущего менеджера туризма и носит сложный системно-структурный характер, предполагающий наличие предметно-материальной, дидактической, организационно-воспитательной, исследовательской, информационной, социально-коммуникативной структур.
Динамика самореализации возможна в том случае, если взаимодействие будущего менеджера туризма и развивающей образовательной среды будет обеспечено психологическим сопровождением, диагностикой, коррекцией и консультированием. Следовательно, необходимо задействовать сотрудников психологической службы вуза и вместе с тем кураторов, а также весь профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения.
Кроме того, влияние развивающей образовательной среды на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности предопределено ее идейным, духовно-нравственным содержанием, культурой и отношениями субъектов данной среды.
Специфика работы менеджера туризма заключается в организации групповых или индивидуальных путешествий своих клиентов. Непосредственно в их обязанности входит предоставление информации о возможных местах проведения отдыха, о различных странах, условиях проживания в отелях. Работа с клиентами предполагает наличие у менеджера по туризму терпеливости, доброжелательности и т. д. В круг его полномочий входят бронирование мест в отелях, покупка билетов, оформление виз, рейсовых страховок, а также ознакомление клиентов с их правами, обязанностями и ответственностью. Турагент должен предусмотреть все нюансы, связанные с пребыванием туристов в чужой стране: размещение, питание, досуг, интересные экскурсии, аренда автомашины, местонахождение информационных пунктов. Менеджер по туризму организовывает экскурсионное и культурное обслуживание, услуги гида-переводчика, страхование туристов на период поездки.
Сфера обязанностей менеджера по туризму включает в себя реагирование на жалобы и претензии клиентов, которое заключа-
ется в выявлении причин и принятии мер по устранению недостатков в обслуживании туристов.
Следовательно, развивающая образовательная среда как одно из эффективных условий профессиональной подготовки будущего менеджера туризма должна обеспечить формирование профессионально значимых знаний, умений (менеджмент, маркетинг, право, знания о различных системах и методиках, касающиеся организации турпоездок: планирования туров, транспортных систем, бронирования и оформления услуг, схем работ с гостиницами и отелями, порядок организации консульско-визовых служб, правила оформления различной туристской документации - путёвок, страховок, ваучеров и т. д.) и личностных качеств (коммуникативных качеств: дружелюбия, открытости, терпеливости и т. д.).
Примечания
1. Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3.
2. Сергеев С. Ф. Методологические основы проектирования обучающих сред // Авиакосмическое приборостроение. 2006. № 2; Сергеев С. Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. № 3. 2006.
3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
4. Могилев А. В. Шильман А. Н. О понятии «образовательное пространство» // Педагогическая информатика. 2005. № 2.
5. Басов М. Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетея, 2007.
6. Выготский Л. С. Психология развития личности. М.: Смысл, 2005.
7. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 157 с.