Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / государственный заказ / государственный контракт. / public procurement / state order / state contract.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохова Марина Борисовна, Абрамова Наталья Геннадьевна

В статье проводится сравнительный анализ систем государственных закупок Российской Федерации и Республики Беларусь, раскрываются основные способы осуществления закупок в двух странах, приводятся статистические данные по государственным закупкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохова Марина Борисовна, Абрамова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

The article provides a comparative analysis of the public procurement systems of the Russian Federation and the Republic of Belarus, reveals the main methods of procurement in the two countries, provides statistical data on public procurement.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-3-197-201 ВОЛОХОВА Марина Борисовна,

NIION: 2018-0076-3/24-228 старший преподаватель

MOSURED: 77/27-023-2024-3-228 методист учебного отдела,

Псковский филиал Университета ФСИН России, e-mail: [email protected]

АБРАМОВА Наталья Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин, Псковский филиал Университета ФСИН России, e-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ систем государственных закупок Российской Федерации и Республики Беларусь, раскрываются основные способы осуществления закупок в двух странах, приводятся статистические данные по государственным закупкам.

Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказ, государственный контракт.

VOLOKHOVA Marina Borisovna,

senior lecturer methodologist of the educational department Pskov Branch of the Federal Penitentiary Service of Russia University,

ABRAMOVA Natalia Gennadievna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor, head of the Department of Civil Law Disciplines, Pskov Branch of the Federal Penitentiary Service of Russia University

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation. The article provides a comparative analysis of the public procurement systems of the Russian Federation and the Republic of Belarus, reveals the main methods of procurement in the two countries, provides statistical data on public procurement. Key words: public procurement, state order, state contract.

Развитие и функционирование государства зависит от грамотно выстроенной системы управления не только в административной сфере, но и в финансовой сфере. В Российской Федерации государственные органы обеспечивают свою экономическую деятельность на основании системы государственных и муниципальных закупок.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

Система государственных и муниципальных закупок представляет собой совокупность правовых инструментов и информационных технологий, направленных на реализацию органами государственной и муниципальной власти правомочия в сфере приобретения товаров, оказания услуг и выполнения работ для нужд государства.

Основными нормативными актами, регулирующими сферу государственных и муниципальных закупок, являются Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон № 44-ФЗ), под действие которого подпадают закупки государственных органов учреждений, и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), который регламентирует порядок осуществления закупок государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В Федеральный закон № 44-ФЗ за десятилетнее существование были внесены изменения 96 раз, в Федерльный закон № 223-Ф3 - 48 раз, и это только в основные законы, не считая бесчисленного количества подзаконных нормативных актов, регулирующих сферу закупок. Сотрудники в данной сфере вынуждены ежедневно осуществлять мониторинг изменений, которые произошли в законодательстве, для того чтобы не нарушить административные, закупочные, гражданские нормативные акты.

Единая информационная система госзакупок (ЕИС) является основным информационно-технологическим инструментом в сфере данных по контрактам на поставку товаров, работ и услуг.

Цифровизация государственных закупок -это не просто вопрос приобретения самых передовых технологий. Это также требует изменения инструментов и способов закупок, которые позволили бы государству осуществлять взаимодействие с новыми технологиями, а также эффективно и быстро интегрировать их в практическую действительность [1, с.16].

Сейчас в государственных структурах полноценно используются всевозможные способы цифровизации правовых действий в сфере закупок - публикация плана-графика, размещение закупки на ЕИС, заключение контракта и исполнение подписанного контракта. Государство тратит огромное количество денег на переход в электронную форму осуществления всего цикла закупки товаров, работ и услуг. Например, Мин-

фин России на выполнение работ по сопровождению государственных информационных систем в 2023 году собирается потратить 813 870 000 рублей.

В Республике Беларусь выстроена похожая система государственных закупок. Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере государственных закупок, является Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Вопросы правового регулирования процесса осуществления государственных закупок регламентируются Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 27 ноября 2019 г. № 812 «О порядке создания и функционирования государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками», Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 2 июля 2019 г. № 448 «О проведении открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием», а также различными постановлениями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Основной закон, регулирующий государственные закупки в Республике Беларусь состоит из пятидесяти семи статьей, в отличие от российского закона о государственных и муниципальных закупках, который включает в себя сто четырнадцать статей.

Официальным сайтом для размещения на нем информации, содержащейся в государственной информационно-аналитической системе Республики Беларусь, является сайт: https://www. gias.by.

Основные функции государственной информационно-аналитической системы: формирование, обработка, анализ, контроль, хранение информации о государственных закупках, а также обеспечение взаимодействия государственной информационно-аналитической системы с электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж, Автоматизированной системой финансовых расчетов Министерства финансов Республики Беларусь, иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами.

Основными конкурентными способами осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации являются конкурсы (открытые и закрытые), аукционы (открытые и закрытые) и запросы котировок в электронной форме. Кроме того, Закон определяет перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

В Республике Беларусь определены шесть способов осуществления государственных закупок: открытый конкурс (в том числе в виде двухэ-тапного конкурса и конкурса с ограниченным участием), закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги.

Интересным отличием является закупка товаров работ услуг без осуществления конкурентных процедур. В российском закупочном законодательстве эта процедура имеет название - осуществление закупки у единственного поставщика, она регулируется ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В указанной статье приводится шестьдесят три случая осуществления закупок у единственного поставщика.

Однако самый популярный пункт статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, по которому чаще всего заключаются контракты, - это осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.

В белорусском закупочном законодательстве процедура закупки из одного источника оказывается единственным неконкурентным способом осуществления государственных закупок.

Перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника является приложением к Закону Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и предусматривает шестьдесят один случай заключения договоров по указанной процедуре.

Необходимо отметить, что за 2023 г. из всех закупочных процедур, размещенных на официальном сайте ГИАС Республики Беларусь, 52,07 %

от общей суммы ориентировочных стоимостей составляли процедуры закупки из одного источника [2].

По итогам проведенного открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений между заказчиком и участником-победителем заключается договор (ст. 24 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» [3]. Договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке по истечении срока для обжалования, но не позднее тридцати календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. Заключенный договор размещается в государственной информационно-аналитической системе Республики Беларусь.

Информационная карточка заключенного договора включает в себя сведения о номере плана государственной закупки, идентификационном номере закупки в ГИАС, идентификационном номере закупки на ЭТП, виде процедуры закупки, наименовании заказчика/организатора, месте нахождения заказчика/организатора, ведомственной принадлежности, наименовании предмета договора, цене договора, источнике финансирования, сроке исполнения договора, фактической дате исполнения договора, наименовании поставщика, месте нахождения поставщика, стране регистрации поставщика, счета поставщика, позициях договора.

На официальном сайте ГИАС ежегодно публикуются статистические данные о количестве и сумме заключенных контрактов в Республике Беларусь (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Количество заключенных государственных контрактов в Республике Беларусь

800 00 60000 40000 20000 О

I I I

|Количество заключенных государственных контрактов в Республике Беларусь

2020

2021

2022

2023

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

Таблица 2

Общая сумма заключенных государственных контрактов в Республике Беларусь

6 000 000 ООО 4 000 000 000 2 000 000 000 о

I

2020 2021 2022 2023

I Общая сумма заключенных государственных контрактов в Республике Беларусь [в белорус, руб.)

В Единой информационная система госзакупок (ЕИС) Российской Федерации также размещена информация по количеству и сумме заклю-

ченных контрактов по Федеральным законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ (таблицы 3, 4) [4].

Таблица 3

Таблица 4

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

Проведя анализ закупочного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования способов осуществления государственных закупок, повышения прозрачности проведения конкурентных процедур.

Одним из приоритетных направлений развития Союзного государства (Российская Федерации - Республика Беларусь) является повышение эффективности торгово-экономического сотрудничества, которое предусматривает обеспечение равного доступа товаров, работ и услуг из государств - участников Договора о создании Союзного государства, на рынки Союзного государства.

Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6 «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы» утверждена Союзная программа по введению единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам в Республике Беларусь и Российской Федерации [5].

Основными этапами Союзной программы являются установление возможности использования при государственных закупках в Российской Федерации банковских гарантий, выданных банками Республики Беларусь, при условии сопряжения ее с национальной рейтинговой системой Российской Федерации, а также проведение анализа законодательства двух стран и практики его применения для выявления положений, требующих изменений с целью унификации правового регулирования государственных закупок и устранения ограничений доступа к закупкам.

Для реализации Союзной программы необходимо осуществить подготовку предложений о совместных мерах по урегулированию проблемных вопросов доступа на рынки России и Респу-

блики Беларусь, а также о гармонизации нормативно-правовой базы в области государственных (муниципальных) закупок двух стран.

Список литературы:

[1] Шмелева М. В. Цифровая трансформация системы государственных и муниципальных закупок // Юрист. 2019. № 7. С. 15-22. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.05.2023).

[2] ГИАС. URL: https://www.gias.by/gias/#/ statistics/purchases (дата обращения: 24.05.2023).

[3] Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/ document/?guid=3871&p0=H11200419 (дата обращения: 24.05.2023).

[4] Главный портал закупок. URL: https:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home. html#statAnchor (дата обращения: 24.05.2023).

[5] Правовой портал Союзного государства. URL: https://посткомсг.рф/documentation (дата обращения: 24.05.2023).

Spisok literatury:

[1] SHmeleva M. V. Cifrovaya transformaciya sistemy gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok // YUrist. 2019. № 7. S. 15-22. Dostup iz SPS «Kon-sul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10.05.2023).

[2] GIAS. URL: https://www.gias.by/gias/#/sta-tistics/purchases (data obrashcheniya: 24.05.2023).

[3] Nacional'nyj pravovoj internet-portal Res-publiki Belarus'. URL: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=H11200419 (data obrashcheniya: 24.05.2023).

[4] Glavnyj portal zakupok. URL: https://zakupki. gov.ru/epz/main/public/home.html#statAnchor (data obrashcheniya: 24.05.2023).

[5] Pravovoj portal Soyuznogo gosudarstva. URL: https://postkomsg.rf/documentation (data obrashcheniya: 24.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.