DOI 10.24412/2227-7315-2024-4-113-118 УДК 347.51
Гусейнли Имади Али Вугар оглы
МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК: ЭЛЕКТРОННАЯ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Введение: рассматривается актуальный вопрос об интегративном единстве электронной и цифровой трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок. Определяются стадии развития механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок. Цель — выявить единство и взаимосвязь электронной и цифровой трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок. Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия, системный подход) и частнонаучныеметоды (формально-юридический, сравнительно-правовой). Результаты: выявлены позитивные моменты электронной и цифровой трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок. Выводы: электронная и цифровая трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок способствует развитию благоприятной конкурентной среды и малого и среднего предпринимательства, а также укреплению антикоррупционной дисциплины. Продолжается поиск оптимальной формы правовой регламентации цифровых закупочных отношений, поскольку непредсказуемость функционирования внеправовыхрегуляторов цифровых отношений в силу своей технологической составляющей не коррелирует с предсказуемостью правовых регуляторов.
Ключевые слова:механизм осуществления государственных (муниципальных) закупок, электронная, цифровая трансформация, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, цифровые отношения, внеправовые регуляторы, правовые регуляторы.
Huseynli Imadi Ali Vugar oglu
MECHANISM OF STATE (MUNICIPAL) PROCUREMENT: ELECTRONIC AND DIGITAL TRANSFORMATION
Background: the article considers the current issue of the integrative unity of electronic and digital transformation of the mechanism of state (municipal) procurement. The stages of development of the mechanism of state (municipal) procurement (electronic and digital transformation), the degree of correlation between the technological transformation of the mechanism and the current legislation on the contract system in the field of state (municipal) procurement are determined. Objective — to reveal the unity and interrelation of electronic and digital transformation of the mechanism of state (municipal) procurement. Methodology: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, analogy, system method) and private scientific methods ofjurispru-dence (formal-legal, comparative-legal methods). Results: the author's position on the advantages of electronic and digital transformation of the mechanism of state (municipal) procurement is proposed. Conclusions: electronic and digital transformation of the mechanism of state (municipal)
© Гусейнли Имади Али Вугар оглы, 2024
Соискатель кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Huseynli Imadi Ali Vugar oglu, 2024
Applicant at the Department of Civil Law (Saratov State Law Academy) 113
procurement contributes to the development of a favorable competitive environment and small and medium-sized businesses, as well as strengthening anti-corruption discipline. The search for the optimal form of legal regulation of digital procurement relations continues, since the unpredictability of the functioning of extra-legal regulators of digital relations due to their technological component does not correlate with the predictability of legal regulators.
Keywords: mechanism of realization of state (municipal) procurements, electronic, digital transformation, methods of determination of suppliers (contractors, performers) in the course of goods procurement, digital relations, extra-legal regulators, legal regulators.
В целях развития экономического сотрудничества и расширения торгово-экономических связей, эффективного функционирования зоны свободной торговли, формирования условий для свободного движения товаров и услуг в 2016 г. распоряжением Правительства РФ № 1124-р1 был одобрен проект Протокола о правилах и процедурах регулирования сферы государственных закупок между государствами — участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. (далее — Протокол). А 28 мая 2017 г. был принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О ратификации протокола между государствами — участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок»2.
В Протоколе определяется система государственных закупок, включая цели, принципы и требования к государственным закупкам, а также правила организации и проведения государственных закупок. Последнее образует динамичную составляющую системы государственных (муниципальных) закупок, механизм осуществления государственных (муниципальных) закупок.
В соответствии с указаниями Протокола проводится полномасштабная разработка информационных технологий, способствующих повышению прозрачности осуществляемых закупок. Названные нововведения повлекли ряд изменений правовой основы системы государственных (муниципальных) закупок. В связи с этим в специальной литературе поднимались вопросы о трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок в электронной форме.
С принятием Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"»3 после 1 июля 2018 г. в электронной форме проводятся все виды закупочных процедур.
С нашей точки зрения, проведение закупочных процедур в электронной форме обладает рядом преимуществ: устранение возможности сговора участников, повышение прозрачности проведения государственных (муниципальных) закупок при минимизации субъективизма при оценке заявок, экстерриториальный
1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 1124-р «О подписании Протокола о правилах и процедурах регулирования сферы государственных (муниципальных) закупок между государствами — участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года» // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government. ru/docs/23325/ (дата обращения: 10.06.2024).
2 См.: СЗ РФ. 2017. № 22, ст. 3068; Договор о зоне свободной торговли: подписан 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге // Бюллетень международных договоров. 2013. № 1.
114 3 См.: Российская газета. 2018. 10 января.
и вневременный характер подачи документов в системе государственных (муниципальных) закупок, мобильность проведения закупочной процедуры, раскрытие информации о цене по результатам проведения закупочной процедуры.
В октябре 2019 г. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко отмечала, что негативную роль в неэффективности государственных и муниципальных закупок играет «перегруженность и нестабильность контрактного законодательства». По ее словам, с момента принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в его текст только в 2013 г. «60 раз вносились изменения. Дополнительно действует более 130 подзаконных актов»1.
Как видится, неэффективность осуществления государственных и муниципальных закупок, в том числе в электронной форме, связана с многоаспектностью имущественных общественных отношений и действий органов публичной власти, являющихся объектом механизма осуществления государственных закупок. Однако первопричиной неэффективности осуществления государственных и муниципальных закупок выступает предметная природа механизма осуществления госзакупок, имеющая технологическую основу. Как известно, казуистичность правового регулирования создает препятствия для цифровизации государственных закупок, так как отсутствует ясность и однозначность в понятиях, определяющих действия, которые должны быть алгоритмизированы. Поэтому Коллегией Евразийской экономической комиссии распоряжением от 23 августа 2022 г. № 140 был утвержден перечень мер по полноценной цифровизации государственных (муниципальных) закупок в государствах — членах Евразийского экономического союза2, в числе которых необходимость совершенствования программно-аппаратных комплексов веб-порталов (электронных торговых площадок); создание в государствах-членах информационных систем (ресурсов); доработка (разработка) программно-аппаратных комплексов веб-порталов (электронных торговых площадок) для работы с электронными цифровыми подписями (электронными подписями), изготовленными в соответствии с законодательством других государств-членов (в том числе с использованием доверенной третьей стороны в случае, если это предусмотрено законодательством либо международными договорами государства-члена), и размещение на веб-порталах (электронных торговых площадках); создание (модернизация) и обеспечение функционирования в интегрированной информационной системе Евразийского экономического союза следующих информационных ресурсов, в том числе позволяющих формировать содержащиеся в них сведения в формате открытых данных; и пр.
Считаем, что перечень приведенных мер по полноценной цифровизации государственных (муниципальных) закупок приведет к положительному эффекту для совершенствования процесса осуществления государственных закупок в связи с приведенными аргументами в пользу электронного формата осуществления государственных (муниципальных) закупок.
1 См.: Матвиенко предложила провести ревизию законодательства о госзакупках. URL: https:// ria.ru/20191024/1560161047.html (дата обращения: 10.06.2024).
2 См.: Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.
org/ (дата обращения: 29.09.2024). 115
Из анализа положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 22 июня 2024 г.)1 и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 8 августа 2024 г.)2 механизм осуществления государственных (муниципальных) закупок в электронной форме персонифицируется через способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последние дифференцируются на открытый и закрытый электронные конкурсы, открытый и закрытый электронные аукционы, электронный запрос котировок, электронный запрос предложений и выступают конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Открытый конкурс в электронной форме — способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при котором информация о таком конкурсе доводится до сведения неограниченного круга лиц путем размещения извещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС).
В целом открытый конкурс в электронной форме является основной формой для проведения торгов. Законом о контрактной системе предоставляется возможность использования других форм закупок исключительно в определенных в нем случаях. Открытый конкурс в электронной форме подразумевает информирование о его проведении, которое доступно неограниченному кругу лиц, в имеющейся единой информационной системе. Государственный контракт заключается с победителем конкурса, который предложил самую привлекательную цену за оказание каких-либо услуг, выполнение работ или поставку товара.
Открытый аукцион в электронной форме — способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при котором информация о таком конкурсе доводится до сведения любым лицам через ЕИС с указанием времени, места, сроков и требований к участникам закупок.
Требования к участникам закупочной деятельности устанавливаются единые, могут быть также установлены дополнительные требования. Проведение такого конкурса происходит при помощи оператора определенной электронной площадки либо специализированной организации, на которой происходит процедура проведения аукциона. Чтобы участвовать в аукционе лица должны пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию у оператора определенной электронной площадки либо специализированной организации.
Особенностью приведенных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг выступает механизм осуществления государственных (муниципальных) закупок с помощью платформы ЕИС, трансформируемый в формат закупочных имущественных отношений, электронную форму. В связи с этим создается ряд преимуществ для алгоритмизации здоровой предпринимательской среды, снижающих негативные эффекты осуществления предпринимательской деятельности.
1 См.: Российская газета. 2013. 12 апреля; 2024. 25 июня.
2 См.: СЗ РФ. 2011. № 30, ч. 1, ст. 4571; 2024. № 33, ч. 1, ст. 4928.
Благодаря платформе ЕИС улучшаются показатели конкурентной среды и антикоррупционной составляющей: мониторинг работоспособности ЕИС, видеофиксация в режиме реального времени действий участников контрактной системы, хранение информации о них в ЕИС и на электронных площадках — все это позволяет координировать деятельность участников госзакупок. Формирование ЕИС является неоспоримой перспективой для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку обязательная регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок и включение информации о поставщиках в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) упрощает доступ малого и среднего предпринимательства к госзакупкам.
Следует отметить, что электронная трансформация механизм осуществления государственных (муниципальных) закупок продолжается и переходит в новый цифровой формат в силу эволюции технологического этапа общественных отношений.
По мнению ученых, новый этап развития корпоративных и государственных (муниципальных) закупок ознаменован использованием прогрессивных информационных технологий для создания умной системы закупок, основанной на применении блокчейна, умных контрактов и нейросетей [1, с. 35-39].
На наш взгляд, стадии развития механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок обусловлены развитием контрактной системы. Так, на фоне цифровой трансформации появились новые технологии, открывающие широкие возможности для публичных закупок, — это интеллектуальные контракты на основе блокчейна, основанные на так называемой технологии распределенного реестра фСТ) [2, с. 22-31].
Основными направлениями цифровой трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок выступает развитие нейросетей и алгоритмов искусственного интеллекта, функций юридического цифрового интерфейса.
Из корпоративной практики цифровой трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок можно привести следующие примеры. В ПАО «Газпром» на основе использования нейросетей и алгоритмов искусственного интеллекта проведена каталогизация закупок с помощью системы «Антирутина Корпорация». В свою очередь, сотовым оператором «МегаФон» успешно апробируется функция юридического цифрового интерфейса для проверки документации госзакупок «Анализ закупки за час».
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества контрактов по таким способам закупок, как конкурс с ограниченным участием в электронной форме и открытый конкурс в электронной форме1.
Резюмируя сказанное, обозначим, что процессы электронной и цифровой трансформации механизма осуществления государственных (муниципальных) закупок свидетельствуют о бесспорных перспективах дальнейшего пути развития законодательства в сфере государственных (муниципальных) закупок. Нельзя не обратить внимание, что развитие контрактного законодательства оказывает обоюдное влияние на развитие законодательства в сфере государ-
1 См.: Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: https:// zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 29.09.2024).
ственных (муниципальных) закупок. Однако остается открытым вопрос о выборе оптимальной формы правовой регламентации цифровых закупочных отношений, поскольку непредсказуемость функционирования внеправовых регуляторов цифровых отношений в силу своей технологической составляющей не коррелирует с предсказуемостью правовых регуляторов. Последнее целенаправляет на дальнейшее исследование обозначенной проблематики.
Библиографический список
1. Бакулина А.А., Карпова С.В. Цифровизация в сфере закупок: особенности и эффективность // Проблемы современной экономики. 2020. № 3(75). С. 32-42.
2. КаранатоваЛ.Г., КулевА.Ю. Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 19-34.
References
1. Bakulina A.A., Karpova S. V. Digitalization in the Sphere of Procurement: Features and Efficiency // Problems of Modern Economics. 2020. Ыо.3(75). Р. 32-42.
2. Karanatova L.G., Kulev A.Yu. Innovative Development of the Contract System: Transition to Smart Procurement // Management Consulting. 2020. Ыо. 2. Р. 19-34.