СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОГО И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Кречетников К.Г.* *, Шойнхорова В.Р.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматриваются уникальные особенности образования в Японии и России, а также общие черты образовательных систем двух стран. Данные страны - соседи в Азиатско-Тихоокеанском регионе и взаимный обмен опытом в образовательной области является полезным для обеих стран.
Ключевые слова вступительные испытания, индивидуально-психологические качества, интернационализация образования, качество образования, многовариантность обучения, многоэтапность образования.
Роль образования в современном мире невозможно переоценить. Для человека оно имеет различное значение, но зачастую, это способ достижения жизненных целей. А образованное общество для государства - это ведущий фактор социального и экономического развития. Поэтому от системы образования зависят все сферы жизнедеятельности страны.
Сравнивая японское и российское образование можно выделить большие различия, начиная от месяца начала учебного года, заканчивая индивидуально-психологическими качествами у человека, выработанными благодаря образованию.
Процессы обучения и воспитания в японской системе образования идут рука об руку, поэтому основные аспекты системы можно охарактеризовать в нескольких словах: особенная организация образовательного процесса, экзаменационная составляющая, жесткая дисциплинированность и целеустремленность. Российской же системе образования присуще многовариантность обучения, мягкая дисциплина и разделение воспитательного и образовательного процесса.
В Японии гонка за лучшее образование начинается с малых лет, чтобы поступить в лучшую школу, нужно отходить в лучший детский сад, который специализируется не как времяпровождение малышей, пока их родители работают, а как образовательное учреждение, в котором учебный день длится, как правило, до обеда. В Российских детских садах также идет процесс обучения и развития ребенка, но этому уделяется меньшее количество времени, чем в Японии, в нашей стране уделяют больше времени игровой деятельности детей, так как именно в ней происходит умственное и творческое развитие. Также примечательным является то, что в Японии дети носят еди-
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».
198 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ную форму с изображением эмблемы образовательного учреждения, это относится не только к детским садам, так воспитывается некая преданность своему саду, школе, вузу [6].
Школьное образование в Японии и России слегка схожи по структуре, так как сначала обучение происходит в начальной школе, затем в средней и старшей, срок обучения в них разнится в год. У детей в Японии в общем обучение в школе длится 12 лет, в России - 11 лет, но встречается и 12 лет (когда ребенок ходит в так называемый «нулевой класс» перед начальной школой. Первые 6 лет являются начальным образованием для японских детей, и являются трудоёмкими из-за изучения родного языка, так как в этот период нужно выучить около двух тысяч иероглифов, именно такой минимум установило министерство образования, примечательно, то что для чтения книг этого недостаточно, чтобы легко прочитать книгу или газету, не прибегая к словарям, необходимо знать более 3 тысяч иероглифов [6]. Далее и японские, и российские школьники продолжают обучение в средней школе, обучение там длится в Японии 3 года, в России - 4. Затем идет старшая школа, дальнейший процесс обучения в Японии всегда платный. Стоит отметить, что старшеклассники в Японии считаются самыми занятыми, так как помимо основной школы, они посещают дополнительные образовательные учреждения, которые тоже платные; в среднем родители тратят на образование одного ребенка большего 1 миллион йен (около 600 тыс. руб.). Этим можно объяснить демографическую ситуацию в стране, а именно падение рождаемости, так как зачастую родители могут инвестировать только в одного ребенка [5].
Для поступления в университет, японские школьники сдают два экзамена, один при окончании школы - общенациональный, как и в России ЕГЭ, а следующий при поступлении в вуз. Вообще экзамены преследуют человека в Японии на всех этапах обучения, это и является главной отличительной особенностью японского образования. Весь процесс обучения похож на подготовку к экзаменам, выпускники только с наивысшими баллами, могут позволить себе обучение в топовых вузах. Для некоторых студентов есть возможность поступить в вуз без экзаменов, так как большинство частных университетов в Японии имеют в своей структуре детские сады, начальные, средние и старшие школы, если человек прошел все этапы обучения в них, в данный университет он зачисляется без вступительных испытаний. В некоторых вузах России также предусмотрены вступительные испытания, но определяющим служат результаты ЕГЭ. Также для некоторых направлений обязательны экзамены для поступления, например, для журналистики, абитуриенты пишут свои статьи, а для поступления на направления, связанные с дизайном, обязательным испытанием является творческое задание и др.
Стремление японских абитуриентов в топовые вузы можно объяснить тем, что это единственный способ существенно сэкономить на образовании,
Управление системой образования в условиях модернизации
199
потому что плата за обучение в обычном вузе обойдется в 10 раз дороже, чем в одном из лучших вузов страны. Такого понятия как бесплатное образование в Японии практически не существует, например, в 2011 году из 2 880 000 студентов лишь 100 получили стипендии японского правительства и то с условием возврата. В то время как в России есть большая возможность получить бесплатное высшее образование, количество денег, выделяемые из средств федерального бюджета на образование с каждым годом увеличивается, так в 2015 году на бюджетные места было зачислено 341 тыс. человек. Что касается платы за образование, то в Московском государственном университете, она составляет 325 000 руб. в год за степень бакалавра, в то самое время как в Японии в Токийском вузе за эту же степень плата составит 535 800 йен в год (313 705 руб.), но в частном японском университете плата уже составит в 10 раз дороже, учитывая, что частных университетов в Японии в 3,5 раза больше [9, 10]. Такое существенное различие в вопросе оплаты образования можно объяснить, тем, что Япония является одной из самых высокоразвитых стран в мире, уровень жизни населения такой высокий, что они могут позволить себе дорогое образование.
В системах японских и российских университетов также существуют существенные различия. В японских вузах преобладают направления гуманитарного характера, на инженерно-технических специальностях обучаются лишь 25 % студентов, тогда как в России этот показатель доходит до 40 %. В вузах Японии выделяют медицинские, педагогические и инженерные направленности, тогда как в России выделяются целые институты и академии по подготовке данных специалистов [6].
В основном в японских вузах насчитывается по 10 факультетов и обучается в них порядка 10 тыс. студентов. Но самые крупные вузы, например, Токийский, являются исключениями, так как в нем 13 факультетов с 16 тыс. студентами. Сравнивая с российскими вузами, можно заметить, что в них насчитывается от 20 до 30 направлений [6].
Японский студент может числиться в вузе до 8 лет, такое понятие как отчисление почти исключается. Так как главная цель студента для получения диплома - это набрать необходимое количество кредит-часов. И одной из самых отличительных особенностей японских вузов от российских это то, что студенты выбирают предметы и составляют расписание занятий себе сами. В российских же вузах предусмотрены расписания занятий устанавливаемые руководством, и дисциплины определяются российскими образовательными стандартами для каждого направления подготовки, хотя и существует формально несколько дисциплин по выбору.
Что касается количества образовательных учреждений, то в Японии насчитывается 550 высших учебных заведений, из них 425 являются частными, что составляет 80 % от общего числа. В то время как в России частные высшие учебные заведения не обладают рентабельностью, и абитуриенты
200 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
стремятся занять места в государственных, то в Японии такими университетами не пренебрегают. Они играют важную роль в количественном и качественном развитии японского высшего образования, так как на их долю приходится 80 % от общего числа студентов. В России количество вузов достигает 950, из них 402 (42 %) являются частными. В государственных учреждениях обучается 4 400 000 студентов, в частных же всего 803 000 человек [1].
Также различие наблюдается в академическом календаре, в Японии учебный год начинается в апреле, и состоит из трех триместров, каждый из который отделен непродолжительными каникулами и одним месяцем отдыха летом. Такая система является неудобной для иностранных студентов, им приходится тратить примерно год впустую, ожидая учебного года. Но некоторые вузы выравнивают академические календари в целях интернационализации своих учреждений [3].
Что касается интернационализации образования, то и в России, и в Японии, на государственном уровне решаются вопросы в данной области. Так в Японии на данный момент действует проект «Top Global University», запущенный с сентября 2014 года и рассчитанный на 10 лет. Он создан для повышения конкурентоспособности вузов Японии на международном уровне. В России же в настоящее время реализуется проект «5-100» по максимизации конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ до 2020 г. В общем цель у этих проектов одна, а именно вхождение ведущих японских и российских вузов в мировой рейтинг лучших вузов Топ-100 [2].
На базе данных проектов также ведется активное привлечение иностранных студентов, так по состоянию на 1 мая 2014 года в Японии обучалось 184 тыс. иностранцев, на данный момент целью интернационализации японского образования является удвоить число студентов из-за рубежа к 2020 году. В первую очередь Япония пользуется спросом у китайских студентов, в 2014 году зарегистрировано 94 тыс. человек, на втором месте Вьетнам - 26 тыс. человек, и на третьем Республика Корея - 15 тыс. человек [8].
В России же в 2014 году обучалось 205 тыс. иностранных студентов, что составляет 3,4 % от численности российских студентов, в результате проекта 5-100 данный показатель должен возрасти до 15 % [1, 7]. Согласно статистике, большое количество студентов-иностранцев в России выходцы из стран СНГ, Балтии и Грузии (156,3 тысяч человек). На втором месте -Азия (28,5 тысяч человек), здесь преобладают такие страны, как Вьетнам, Индия, Китай, Корейская народно-демократическая республика, Малайзия, Монголия, Южная Корея, Сирия [1]. Одной из тенденций студенческой мобильности в России служит поступление иностранных студентов по квотам государства, учрежденным также в рамках проекта 5-100; за
Управление системой образования в условиях модернизации
201
2014 г. число студентов, поступивших по квотам, выросло на 55,5 %. Из доли всех новоприбывших, каждый пятый удостоился бесплатного образования [4].
Сравнивая японское и российское образования можно сделать вывод, что они во многом схожи: в многоэтапности получения образования, также в многовариантности обучения. Но значительные различия так же можно выделить: это разница в академических календарях обеих стран, различия в бесплатном образовании, то есть наличие его в России и отсутствие в Японии, а также в экзаменационной составляющей, так как в Японии это главный инструмент оценивания студентов.
Список литературы:
1. Российский статистический ежегодник. - М.: Финансы и статистика,
2014. - 640 с.
2. Интернационализация высшего образования в Японии / Internationalization of University Education in Japan: science magazine [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sciencemag.org/site/products/ advertorials/Glo-bal_Japanese_Univ_ 19mar15 .pdf.
3. Кречетников К.Г. Некоторые аспекты высшего образования в Японии [Электронный ресурс] // Инновационные технологии в науке и образовании. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Интерактив плюс,
2015. - С. 105-106. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23667091.
4. Малыхин М. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов [Электронный журнал]. - Режим доступа http://vedomosti.ru/manage-ment/articles/2015/02/19/student-stupenka-k-rejtingu.
5. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://politike.ru/dictionary/1059/word/demograficheskaja-
situacija-v-japoni.
6. Пакшина Н.А. Особенности системы образования Японии [Электронный ресурс] / Н.А. Пакшина, П.В. Пакшин // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - С. 37-38. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=17283566.
7. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых образовательных научных центров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://5top100.ru/about/.
8. Японское общество по содействию развития науки (Japan Society for the Promotion of Science Official Web) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jasso.go.jp/statistics/intl_student/data14_e.html.
9. Официальный сайт МГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgp.msu.ru/ru/абиIуриенту.
10. Официальный сайт Токийского университета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://u-tokyo.ac.jp/en/prospective-students/ tuition_fees.html.