Также у студентов и курсантов совпали три дескриптора смысловой категории «социально-политические достижения партии «Единая Россия».
«Единая Россия» представителями обеих исследованных групп на 90% уровне совпадения оценок характеризуется как «антипод» КПСС.
Заключение. При сопоставлении профилей семантических универсалий у студентов и курсантов было отмечено совпадение дескрипторов, составляющих смысловую категорию «лидерский потенциал партии»: «Единая Россия» согласованно была охарактеризована как авторитетная партия ярких и волевых лидеров, партия, которую поддерживает президент.
У студентов и курсантов совпадают дескрипторы смысловой категории «социально-политические достижения партии «Единая Россия»: в представлении студентов и курсантов «Единая Россия» это партия, не выполняющая своих обещаний, не помогающая ощущать человеку чувство собственного достоинства и не помогающая людям почувствовать уверенность в завтрашнем дне.
«Единая Россия» представителями обеих исследованных групп на 90% уровне совпадения оценок характеризуется как «антипод» КПСС.
Результаты исследования могут быть применены при разработке молодёжной политики всероссийской политической партии «Единая Россия», а также при прогнозировании результатов избирательных кампаний.
Библиографический список
1. Петренко В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Москва: Издательство МГУ, 1997.
2. Петренко В.Ф., Митина О.В. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации. Общественные науки и современность. 1995; 5: 103 - 115.
3. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning. Psychological Bulletin. 1952; No49: 197 - 237.
4. Марин Е.Б., Калита В.В. Разработка и экспертная оценка частного семантического дифференциала (СД) «политическая партия». Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013; 3: 53 - 60.
5. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Москва: Наука; Смысл, 1999.
6. Серкин В.П. О возможностях метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой. Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2000; 2: 74 - 79.
References
1. Petrenko V.F., Mitina O. V. Psihosemanticheskij analiz dinamiki obschestvennogo soznaniya (na materiale politicheskogo mentaliteta). Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1997.
2. Petrenko V.F., Mitina O.V. Dinamika politicheskogo soznaniya kak process samoorganizacii. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 1995; 5: 103 - 115.
3. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning. Psychological Bulletin. 1952; No49: 197 - 237.
4. Marin E.B., Kalita V.V. Razrabotka i 'ekspertnaya ocenka chastnogo semanticheskogo differenciala (SD) «politicheskaya partiya». Social'no-gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2013; 3: 53 - 60.
5. Artem'eva E.Yu. Osnovypsihologiisub'ektivnojsemantiki. Moskva: Nauka; Smysl, 1999.
6. Serkin V.P. O vozmozhnostyah metoda semanticheskih universalij E.Yu. Artem'evoj. Vestnik MGU. Ser. 14. Psihologiya. 2000; 2: 74 - 79.
Статья поступила в редакцию 10.03.18
УДК 159.99
Akimenko N.K., postgraduate, Barnaul State Pedagogical University, senior teacher, Kazakh Humanitarian Law Innovative University (Semey, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF TEACHERS IN ETHNO-CULTURAL ASPECT. The author fulfils a comparative analysis of value-semantic sphere of Russian and Kazakh teachers with reference to secondary schools of Semey City (Kazakhstan). The researchers uses techniques from "Morphological test values" by F.V. Sopova and L.V. ^push^a as diagnostic tools to determine the motivational value structure of personality and a test of "Semantically-life orientation" by D.A. Leontiev. The analysis of the results of the study reveals differences in the system of values in the professional sphere among Russian and Kazakhs teachers depending on the length of their teaching experience.
Key words: value orientations, professional development, ethno-cultural specific features.
Н.К. Акименко, соискатель БГПУ, ст. преп. каф. педагогики и психологии Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, г. Семей, E-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ
На примере педагогов общеобразовательных школ г. Семипалатинска (Республика Казахстан) даётся сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы педагогов русских и педагогов казахов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной с целью определения мотивационно-ценностной структуры личности и тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Анализ результатов исследования выявил различия в системе ценностей в профессиональной сфере у педагогов (русских и казахов) в зависимости от длительности педагогического стажа.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональное развитие, этнокультурные особенности.
Реальная практика отношений между представителями различных этнических общностей в Казахстане требует всестороннего исследования и объяснения ряда феноменов и закономерностей, которые являются следствием межнационального взаимодействия и влияния на него психологии его субъектов. Основу педагогического корпуса в Казахстане составляют педагоги русские и педагоги казахи, по этой причине изучение теоретических и практических аспектов проявления этнокультурных особенностей является актуальным в настоящее время.
Этнокультурные особенности проявляются в определенной динамике, формируются под воздействием социально-экономи-
ческих, исторических условий жизни конкретных этнических общностей. Как отмечает Б.К. Жумагалиева [1], одни и те же свойства когнитивной сферы у представителей разных народов имеют свои особенности, проявляющиеся в стилевых характеристиках мыслительной деятельности и как следствие формирования определённой картины мира. Существует зависимость между культурой и особенностями мышления, исторически присущими конкретному народу.
Согласно М.Н. Фроловской [2], при всей уникальности каждого конкретного педагога и неповторимости его профессионального «почерка» есть существенное общее между ними. Этим
общим для всех педагогов является присущий каждому уникальный и неповторимый его профессиональный образ мира, который представляет собой целостное отношение педагога к себе, педагогическому процессу, другим его участникам и включает ценностно-смысловые составляющие. Ценностно-смысловая сфера личности достаточно подробно разработана А.Н. Леонтьевым, А.В. Серым, С.В. Яницким.
Д.А. Леонтьев, [3] исследуя структуру смысловой сферы личности, выделил шесть её составляющих: личностные ценности, личностные смыслы, смысловая установка, мотив, смысловой конструкт, смысловая диспозиция. Эти элементы функционально различны и относятся к трём уровням организации ценностно-смысловой сферы личности. К высшему уровню относятся ценности, которые являются «неизменными и устойчивыми в масштабе жизни субъекта, источником смыслообразования, автономными по отношению к конкретной ситуации взаимодействия субъекта с миром». Ценности являются «ядерным» компонентом, образующим основание для построения целостной личности и её образа мира. Именно ценности составляют то содержание, по поводу которого осуществляется взаимодействие и коммуникация в процессе воспитания и обучения (во всех возможных формах и проявлениях)».
А.В. Серый, М.С. Яницкий [4] отмечают, что ценностные ориентации, образующие ядро образа мира личности, трансформируются при изменении социальной действительности, окружающей личность (кризисные ситуации), что приводит к нестабильности образа мира в целом.
Ценностные ориентации являются смыслообразующими мотивами в структуре ментальности личности, обладая личностным смыслом, они побуждают, направляют и регулируют деятельность и поведение.
Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 150 педагогов школ г. Семипалатинска, из них 77 респондентов казахской национальности и 73 респондента русской национальности.
Для исследования ценностно-смысловых составляющих образа мира нами были использованы методики: 1) «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. 2) Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
При помощи Т-критерия Стьюдента были найдены этнические различия педагогов казахской и русской национальности. Основным различием в двух выборках педагогов является преобладание локуса контроля (р=0,029).
У русских педагогов более выражен интернальный локус контроля, преобладают ожидания, что они смогут проконтролировать и повлиять на достижение цели. Педагогам-казахам более свойственно не воспринимать связь между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей.
В ходе исследования были найдены достоверные различия в ценностно-смысловой сфере педагогов 2-х групп. Так основные различия проявляются в приоритете ценности развития себя в профессиональной сфере (р=0,025). Было выявлено, что ценность развития себя в профессиональной сфере выше развита у русских педагогов. Можно предположить, что для казахов педагогов менее ценна идея индивидуального ресурса профессионального роста.
Дальнейшей задачей исследования стало сравнение педагогов русских и педагогов казахов с разным стажем работы с целью нахождения специфики профессионального становления и различия ценностно-смысловых составляющих в профессиональной деятельности педагогов.
Для этого педагоги были разделены на группы по стажу профессиональной деятельности на три подгруппы:
1) до 5 лет - 40 человек (21 русской национальности и 19 педагогов казахской национальности);
2) от 6 до 10 лет - 55 респондентов (28 русских и 27 казахов);
3) более 10 лет - 55 педагогов (31 русской национальности и 24 - казахской).
На каждом этапе профессиональной деятельности при помощи Т-критерия Стьюдента были найдены статистически достоверные различия. Было выявлено, что у педагогов со стажем
Библиографический список
0-5 лет духовная удовлетворённость р=0,034, у казахских педагогов со стажем 0-5 лет духовная удовлетворённость выше, чем у русских педагогов.
Скорее всего, данное отличие свидетельствует о том, что для педагогов казахов со стажем до 5 лет характерна направленность на процесс, желание делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение, а для русских педагогов со стажем до 5 лет характерна направленность на результат, поиск результатов деятельности.
Далее были выявлены достоверные различия педагогов казахов и русских педагогов со стажем 5-10 лет. Получены различия в ценности развития себя в профессиональной сфере педагогов со стажем 5-10 лет (р=0,012). Так ценность развития себя в профессиональной сфере выше у русских педагогов.
При этом получены достоверные различия в ценности развития себя в сфере обучения и образования педагогов со стажем 5-10 лет (р=0,05). Так, ценность развития себя в сфере обучения и образования у русских педагогов выше.
Данные подтверждают выше выявленную тенденцию, что для русских педагогов характерно среди педагогических ценностей возможность самореализации, развития в профессиональной деятельности.
Также были выявлены достоверные различия педагогов казахов и русских со стажем более 10 лет по показателю наличие цели жизни (р=0,005). Данный параметр выше выражен у русских педагогов со стажем более 10 лет.
Данные отображают, что для русских педагогов более характерно наличие долгосрочных целей в будущем, мотивационных установок в будущее, которые придают осмысленность, направленность и временную перспективу. Педагогам-казахам более характерно жить ближней жизненной перспективой, настоящим.
Выявлены достоверные различия в оценке результативности жизни и удовлетворённости самореализацией педагогов со стажем более 10 лет (р=0,008).
Ощущение результативности в жизни и удовлетворённости самореализацией выше выражено у русских педагогов со стажем более 10 лет. Можно предположить, что русские педагоги оценивают свой жизненный путь как продуктивный, ощущают осмысленность жизненного пути, в то время как у педагогов казахов удовлетворённость самореализацией выражена ниже. Это можно связать с выше выявленными особенностями ценностной сферы и целевой направленности педагогов двух групп.
Полученные данные подтверждаются достоверными различиями в общем показателе осмысленности жизни педагогов со стажем более 10 лет (р=0,008).
Общая осмысленность жизни выше у русских педагогов, что дополняет выше выявленные различия, констатирующие характерные для русских педагогов осмысленности жизненного пути.
Если сравнивать ценностную сферу педагогов со стажем более 10 лет, то получены достоверные различия в ценности собственного престижа в сфере профессиональной жизни (р=0,025).
Ценность собственного престижа в профессиональной сфере выше у педагогов казахов со стажем более 10 лет. Для педагогов казахов со стажем более 10 лет приоритетными являются ценности, раскрывающие профессиональный статус педагогов, престиж, при этом на других этапах профессионального развития данные ценности не являлись приоритетными (как и ценность профессионального развития). Исходя из различий в ценностной сфере педагогов с меньшим стажем, можно сделать вывод, что для русских педагогов изначально именно ценность профессионального развития является детерминирующим фактором развития их личности, определяющим направленность их профессионального развития, в то время как для педагогов-казахов данная ценность изначально не является приоритетной, а с увеличением стажа работы как приоритет выделяется ценность собственного престижа.
Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы педагогов-казахов и педагогов-русских позволил выявить следующие отличия: у педагогов-казахов превалируют общечеловеческие духовно-нравственные ценности, а у педагогов-русских выражено доминирование ценностей саморазвития, что обусловлено когнитивным осознанием действительности через знания, познание мира, собственный опыт, т.е. ментальность личности.
1. Жумагалиева Б.К. Этнокультурные особенности когнитивного стиля и картины мира личности с различной полушарной асимметрией: На материалах изучения казахов и русских: Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2002.
2. Фроловская М.Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Новокузнецк, 2011.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2007.
4. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010.
5. Ладзина Н.А. Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (На материалах изучения казахов и русских в Республике Казахстан): Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2002.
6. Орел А.А. Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия ее самореализации в процессе профессионального становления. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011: 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-kak-usloviya-ee-samorealizatsii-v-protsesse-professionalnogo-stanovleniya
References
1. Zhumagalieva B.K. 'Etnokul'turnye osobennostikognitivnogo stilya ikartiny mira lichnostis razlichnojpolusharnoj asimmetriej: Na materialah izucheniya kazahovirusskih: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
2. Frolovskaya M.N. Stanovlenie professional'nogo obraza mira pedagoga: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2011.
3. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. Moskva: Smysl, 2007.
4. Yanickij M.S., Seryj A.V. Diagnostika urovnya razvitiya cennostno-smyslovojsfery lichnosti: uchebnoe posobie. Novokuzneck: MAOU DPO IPK, 2010.
5. Ladzina N.A. Vliyanie nacional'nojpsihologii na vzaimodejstvie ipovedenie lyudej v organizacii (Na materialah izucheniya kazahovi russkih vRespublike Kazahstan): Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
6. Orel A.A. Napravlennost' i cennostno-smyslovaya sfera lichnosti kak usloviya ee samorealizacii v processe professional'nogo stanovleniya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2011: 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ napravlennost-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-kak-usloviya-ee-samorealizatsii-v-protsesse-professionalnogo-stanovleniya
Статья поступила в редакцию 30.03.18
УДК 159
Gunina D.A., postgraduate, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
"ECOLOGY" AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON IN PRESENTATIONS OF YOUTH AND GIRLS. The article describes a new approach to the study of personality. The article reveals a problem of theoretical understanding and practical study of the "ecology" of the individual. An understanding of the contents of "environmental friendliness" as a special psychological phenomenon reflecting the harmony or balance of the internal environment of a person, ensuring its adequate self-image and self-relation, is offered. The results of empirical research have shown that the concept of "environmental friendliness" in modern boys and girls carries positive semantic load. The associations that carry the positive semantic load are greater than the associations that carry the negative semantic load.
Key words: I-concept, ecology, ecological.
Д.А. Гунина, аспирант ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
«ЭКОЛОГИЧНОСТЬ» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Статья описывает новый подход к исследованию личности. В статье раскрывается проблема теоретического понимания и практического исследования «экологичности» личности. Предложено понимание содержания «экологичности» как особого психологического феномена, отражающего гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе. Результаты эмпирического исследования показали, что понятие «экологичность» у современных юношей и девушек несёт позитивную смысловую нагрузку. Ассоциаций, несущих позитивную смысловую нагрузку больше, чем ассоциаций, несущих негативную смысловую нагрузку.
Ключевые слова: я-концепция, экологичный, экологический.
Глобализация инновационных процессов во всём мире затрагивает вопрос о психологической безопасности и сохранении психического здоровья личности. Жизнедеятельность личности определяется системой «Человек-среда». Нестабильность среды (изменение социально-экономической и политической обстановки в обществе, информационный поток, кризис семейных ценностей) приводит к разрушению качественного со-отношения системы «Человек - Среда» [1]. Изменяется самосознание личности: деструктивные мысли и негативные эмоции порождают деструктивное поведение. Эколого-нравственная проблема встаёт сегодня как проблема сохранения психологического здоровья личности, адекватного восприятия себя, включающая качественное отражение окружающей действительности. Это возможно благодаря формированию «экологичной Я-концепции» личности, перехода с антропоцентрического к экоцентрическому типу взаимодействия [2; 3].
Данная проблема носит междисциплинарный характер, в частности изучается в рамках экологической психологии (Г.Д. Грачев, С.Д. Дерябо, Е.А. Климов, Н.Н. Моисеев, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.).
В настоящее время нет однозначного понимания сущности «экологичной Я- концепции» как психологического феномена. Однако изучение данного феномена имеет широкое практиче-
ское значение [4]. Следует термин «экологичность» разграничивать с термином «экологическое», поскольку они несут разную смысловую нагрузку. Произведя теоретический анализ значений данных терминов, мы можем предположить, что «экологич-ность», в психологическом понимании, - это гармоничность или равновесие внутренней среды человека, обеспечивающее его адекватное представление о себе и отношение к себе; «экологический» ориентированный на внешнее взаимодействие человека и среды, предполагающий сохранение внешней среды и бережное отношение к среде обитания [5].
Цель исследования - выявить представления об экологич-ности у современных юношей и девушек; разработать методологический комплекс полномасштабного исследования «экологичной Я-концепции» личности.
Выборку исследования составили 60 юношей и девушек (18 - 20 лет), обучающиеся в высшем учебном заведении по направлению «психология», «социальная работа», «реклама и связи с общественностью».
Нами использовались опросные методы исследования, проведен ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов:
1. С чем у Вас ассоциируется термин «экологичность» / «не-экологичность»?