УДК 159.9 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
Евдокимова С.Л., Цветкова Н.А., Цветков А.В.
Исследование ценностно-смысловой сферы и восприятия воспитательного стиля старшеклассниками позволяет сформулировать новую концепцию сопровождения юношей в школе с целью формирования их как будущих родителей. Исследование проводилось с использованием теста «Взаимодействие родителей с детьми» И.М. Марковской, методик PARI, ADOR, а также тестов на систему жизненных смыслов Ю.Ф. Котлякова и Д.А. Леонтьева. Среди участников выделены группы представителей казахского этноса (база исследования - школы г. Астана) и других народов, показано, что важными факторами, управляющими процессом становления смыслов являются: полнота семьи, этническая принадлежность, согласованность
воспитательных воздействий родителей. Выявлено, что обращение к традиционным ценностям воспитания является более адекватным воспитанию юношества. Отмечается, что дети ждут от родителей четкой дифференциации ролей, характерной для традиционной семьи, а родители ориентированы на эгалитарный стиль отношений.
Ключевые слова: смысловая сфера, воспитательный стиль, учащиеся старших классов.
THE SYSTEM OF VITAL MEANINGS OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS FEATURES IN THE CONTEXT OF THE FOLK TRADITIONS OF FAMILY EDUCATION (ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)
Evdokimova S.L., Tsvetkova N.A., Tsvetkov A.V.
Study of the value sphere and the educational style perception in high school students allows us to formulate a new concept of youngsters’ schoolcare with the purpose of forming them as future parents. The study was conducted using a test «Interaction of parents with children» of I.M. Markovskaya, PARI, ADOR methods, as well as tests on the system of vital meanings Yu.F. kotlyakov and D.A. Leont’ev. Among the participants were identified groups of representatives of the Kazakh ethnos (the base of research - schools of Astana city) and other ethic groups, it is shown that the important factors that govern the process of meanings development are: the fullness of the family, ethnicity, and consistency of the educational impacts in parents. It is revealed, that the appeal to the traditional values of education is more adequate education of the youth. It is noted that children are waiting for their parents a clear differentiation of roles, characteristic for the traditional family, and the parents are focused on the egalitarian style of relations.
Keywords: semantic sphere, education style, senior classes students.
Введение. Ценностно-смысловые ориентации - основа формирования личности, поэтому так важно выявить взаимосвязи смысловой сферы старшеклассника, который скоро войдет в самостоятельную жизнь и воспитательного стиля его родителей, понять, как можно помочь будущему родителю найти язык со своими детьми [2]. В традиционных обществах, к которым относится и Республика Казахстан, ведущую роль в духовнонравственном и культурном развитии подрастающего поколения играет семья, опирающаяся на национальные традиции семейного воспитания [4].
На пути взаимодействия семьи, как основного звена в воспитании юноши и школы как ведущего звена в обучении, стоит ряд проблем:
1) в последние несколько десятилетий в рамках института семьи происходят радикальные изменения, отражающие как общецивилизационные тенденции, так и преобразования в казахстанском обществе: существенной трансформации подвергаются семейные роли; перераспределяются зоны ответственности за воспитание; принцип автономии личности становится общепринятым;
2) в настоящее время общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, в направленности личности современного молодого человека проявляются такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех.
Все вышесказанное указывает на необходимость проведения исследований по двум направлениям. Во-первых, необходимо исследовать психологические особенности казахстанской семьи, отслеживать те изменения, которые происходят в воспитательных стилях отцов и матерей. Во-вторых, необходимо исследовать систему жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций школьников и их родителей, чтобы иметь ясное представление об имеющих место тенденциях и спроектировать меры психолого-педагогической поддержки и коррекции.
Цели исследования:
- установить особенности родительских позиций и стилей семейного воспитания в современной городской казахстанской семье на примере семей старшеклассников - учеников 10-х и 11-х классов, проживающих в современном мегаполисе, городе Астане;
- показать основные смысложизненные ориентации старшеклассников и их родителей, в какой степени они осознанны и в какой степени родители оказывают влияние на своих детей в этом аспекте воспитания;
Методы исследования и характеристика испытуемых. С учетом указанных целей для исследования семьи был избран ряд методик: а) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (автор - Марковская И.М.);
б) методика PARI (авторы - Е.С. Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В. Нещерет); в) опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» ADOR; г) методика «Анализ семейного взаимодействия» (автор - Эйдемиллер Э.Г.) [1] .
При исследовании жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций старшеклассников и их родителей использовались методы: а) Тест СЖО Д.А. Леонтьева; б) методика «Жизненное предназначение» (автор — О.И. Мотков);
в) Методика исследования системы жизненных смыслов (автор — Ю.В. Котляков) [3;5].
В исследовании приняли участие учащиеся из 62 школ города Астаны и их родители. Всего: 2241 ученика из 10 и 11 классов; 1626 матерей и 877 отцов. Исследование проводилось таким образом, чтобы родители не могли повлиять на ответы друг друга и своего ребенка. Для этого и родители, и учащиеся, были приглашены в школу и отвечали на вопросы тестов одновременно: каждый заполнял лично ему выданную брошюру с батареей тестов. Проведение исследования столкнулось с существенной проблемой, а именно: отцы школьников проявляют низкую по сравнению с матерями готовность сотрудничать со школой. При подведении итогов выяснилось, что полностью заполненными оказалось около 60% опросников. Именно они и были обработаны на этапе подведения итогов исследования.
Результаты исследования. Оказалось, что в группе учащихся, принявших участие в исследовании, 82% подростков является представителями казахского этноса и 18% - представителя других народов.
Количество детей в семье - один из важных показателей семейных ценностей. В семьях представителей казахского этноса детей значимо больше, что косвенно указывает на преобладание в семьях установок на сохранение традиционной, многодетной семьи. Среди опрошенных представителей
казахского этноса чаще встречаются семьи с четырьмя и пятью детьми, а среди представителей других этносов - семьи с одним ребенком. При анализе такого параметра, как полнота семьи (наличие в семье обоих родителей) обнаружено, что в семьях представителей казахского этноса 82% полных семей, в то время как в семьях представителей других этносов - только 70% полных семей.
Таблица 1
Общая осмысленность жизни по Д.А. Леонтьеву среди респондентов различных групп (с учетом стандартного отклонения)
Респонденты Осмысленность жизни
Взрослые Подростки Общий итог
неполная семья 104±33 88±40 95±38
Женщины 103±33 82±40 94±38
представители других народов 114±12 47±47 83±47
представители казахского этноса 99±37 94±28 97±34
Мужчины 123±0 95±39 99±37
представители других народов 123±0 106±21 109±20
представители казахского этноса 123±0 91±44 93±43
Полная семья 102±44 90±42 96±43
Женщины 102±43 88±43 95±43
представители других народов 112±33 100±32 106±33
представители казахского этноса 100±45 86±44 92±45
Мужчины 102±46 94±41 97±43
представители других народов 84±54 93±45 90±49
представители казахского этноса 105±44 94±40 98±42
Общий итог 102±42 90±41 95±42
В целом по исследуемым группам был выявлен средний уровень общей осмысленности жизни. При этом установлены существенные различия, связанные с комбинацией двух факторов: полноты семьи и этнической принадлежности. Так, среди подростков из неполных семей самые высокие
показатели у мальчиков - представителей других этносов и девочек из казахского этноса.
Среди женщин из неполных семей показатели выше у представительниц других этносов, а у мужчин таких различий нет. В полных семьях у девочек-подростков и женщин, представляющих другие этносы, показатели выше, чем у представительниц казахского этноса, у взрослых мужчин картина обратная, а среди мальчиков различий не обнаружено.
Из приведенных данных можно сделать следующие выводы:
1. Традиционная семья «настроена» в первую очередь на развитие мужчины, поэтому вне зависимости от полноты семьи, мужчина проявляет большую активность в отношении собственного развития. Статистическое сопоставление данных позволило выявить также тот факт, что у мужчин общий уровень осмысленности жизни значимо выше, чем у женщин по всем группам.
2. Для женщин показатель полноты семьи играет важную роль в осознании своей жизни, как наполненной смыслом. При этом для представительниц казахского этноса принадлежность к неполной семье - причина снижения показателя осмысленности, а для представительниц других этносов - наоборот.
3. Для подростков значимым оказывается и пол: если для девочек других этносов принадлежность к неполной семье означает резкое снижение осмысленности, то для мальчиков картина обратная. Для мальчиков-подростков, принадлежащих к казахскому этносу, фактор полноты семьи незначим.
Иными словами, у подростков и взрослых выявлено перевернутое восприятие семьи: если для взрослых женщин, представительниц казахского этноса, семья - это самореализация, то для девочек - несвобода. Для женщин, принадлежащих к другим этническим группам, более предпочтительной оказывается неполная семья, в то время как для их дочерей - наоборот.
Для исследованных групп характерна следующая картина значимости жизненных смыслов: как у взрослых, так и у подростков вне зависимости от национальности доминирующими жизненным смыслами являются семейные смыслы, а отвергаемыми - ценности познания (когнитивные) и удовольствия (гедонистические). Исследование доминирующих жизненных ценностей и жизненной сферы показало, что для подростков вне зависимости от этнической и половой принадлежности чаще всего значимы смыслы достижения, активные социальные контакты, самореализация, а доминирующая смысловая сфера -образование.
Для взрослых мужчин вне зависимости от этнической принадлежности доминирующие ценности - достижения, духовное удовлетворение и высокое материальное положение. Главной сферой оказывается профессиональная и сфера общественной активности. У женщин также выражена установка на достижения, а главные сферы - семья и профессиональная деятельность. По направленности личности и взрослые, и подростки различаются мало - всем испытуемым свойственна индивидуалистически-престижная направленность.
Таким образом, в результатах отмечаются следующие расхождения (противоречия) в смысложизненных ориентациях:
а) при лидирующих смыслах семейной жизни ориентация на индивидуализм;
б) при стремлении к достижениям, образованию (у подростков) и профессиональному развитию (у взрослых) - отвержение ценностей познания.
Подводя итог изучения ценностно-смысловой сферы можно сказать, что для представителей всех исследованных групп (подростки и взрослые обоего пола всех этнических групп, проживающих в Республике Казахстан) характерным является смысловой кризис - ценности и смыслы рассогласованы, как внутри одного поколения, так и между родителями и детьми. В такой обстановке воспитание - и силами семьи, и силами школы нового поколения
граждан оказывается затрудненным. Требуется особое внимание и педагогические усилия для устранения этого рассогласования.
При анализе воспитательного стиля по тесту И. Марковской, выявлено, что у отцов девушки отмечают контроль, принятие, последовательность, авторитетность. Юноши оценивают отцов как склонных к эмоциональной близости, принятию, сотрудничеству. При этом в неполных семьях оценки отцов практически нулевые, что означает устранение отца (по своей воле или по воле матери) из процесса воспитания детей после развода. Удовлетворенность отношениями с отцом в полной семье также выше у девушек, чем у юношей. В неполных семьях, наоборот, юноши оценивают отношениям с отцом как более удовлетворительные. При этом необходимо отметить, что показатели удовлетворенности отношениями с отцом и у девушек, и у юношей значимо ниже, чем отношениями с матерью.
Анализ самооценки отношений родителей с детьми глазами самих родителей показал, что у женщин, вне зависимости от полноты семьи оценки находятся в пределах средних значений, а вот восприятие мужчинами отношений с детьми имеют более высокие групповые значения в полных семьях. И женщины, и мужчины оценивают свой воспитательный стиль как контролирующий, эмоционально близкий, сотрудничающий, авторитетный и приносящий удовлетворение.
Показатели удовлетворенности отношениями с ребенком незначительно выше у женщин. Было выявлено, что женщины больше, чем мужчины, чувствуют эмоциональную близость к ребенку и согласие в отношениях с ребенком. Для женщин из неполных семей характерно завышенное оценивание себя по параметру требовательности и снижение удовлетворенности отношениями с ребенком. Мужчины из неполных семей считают себя, наоборот, нетребовательными, мягкими, неконтролирующими и эмоциональнодистантными. Их удовлетворенность отношениями с детьми также ниже, чем у мужчин из полных семей.
Восприятие отношения матерей юношами и девушками также различается статистически: девушки чаще, чем юноши полагают, что матери
проявляют контроль над ними, несмотря на это, у них наблюдается более выраженный эмоциональный контакт с мамой, принимающее поведение матерей, наличие сотрудничества между мамами и дочерьми, согласие между ними, более выраженная последовательность матерей, девушки чаще оценивают матерей, как достаточно авторитетных и между ними наблюдается большая удовлетворенность отношениями.
Отношение к отцу также различается у юношей и девушек: девушки
считают, что отцы проявляют больший контроль по отношению к ним, принимают их как личность, последовательны по отношению к ним, а также девушки испытывают большую удовлетворенность отношениями с отцами.
Подводя промежуточные итоги, необходимо отметить, что:
1. Отношения родителей к детям разного пола отличается по параметрам контроля (девушки оценивают родителей как более контролирующих), при этом в неполных семьях контроль усиливается, а удовлетворенность отношениями падает;
2. Отношение матерей к подросткам по оценке и юношей, и девушек практически не различается, а вот воспитательный стиль отцов с точки зрения детей разнится. При этом родители обоего пола дают сходные оценки своего воспитательного стиля.
3. И отцы, и матери полагают, что в их стиле воспитания существенную роль играет контроль, однако подростки относят контроль к отцовскому стилю.
Такие расхождения восприятия воспитательного стиля у подростков и их родителей могут приводить к существенному недопониманию в семье: контролирующей фигурой дети видят в первую очередь отца, а от матерей ждут
«мягкой власти», что не соответствует стремлению матерей к контролю наравне с отцом.
При рассмотрении воспитательного стиля с учетом этнической принадлежности видно, что юноши из неполных семей, принадлежащих к другим этническим группам считают, что матери проявляют к ним позитивный интерес, но при этом чрезмерно строги, не воспринимают ребенка как личность. Юноши из неполных семей представителей казахского этноса также отмечают достаточный позитивный интерес со стороны матери и последовательность в ее воспитании, однако считают, что уровень директивности, враждебности и автономности матери находится в пределах нормы. Юноши-подростки из полных семей вне зависимости от национальной принадлежности полагают, что матери в достаточной мере проявляют к ним позитивный интерес, уровень их директивности, последовательности и автономности находится в пределах нормы, строгость со стороны матери в отношениях с ними адекватная. У девушек не обнаружено расхождений в оценке воспитательного стиля матери по «национальному признаку».
Отношение подростков к поведению и методам воспитания отцов несколько различается в семьях представителей казахского и других этносов. Юноши-представители других этносов как из полных, так и из неполных семей считают, что отцы проявляют адекватный позитивный интерес, уровни враждебности, директивности и автономности находится в пределах нормы, поведение отца последовательно. Юноши из неполных и полных семей казахского этноса отмечают, что их отцы чаще стремятся к власти в общении с ними, при среднем уровне директивности, враждебности и автономности. Отцы воспринимаются как последовательные в воспитании.
Девушки из неполных семей представителей других этносов указывают, что в их отношениях чаще всего доминирует строгость и последовательность. Девушки из неполных семей представителей казахского этноса также считают,
что их отцы проявляют излишнюю строгость, однако они не проявляют враждебности в отношениях с дочерьми.
Девушки из полных семей вне зависимости от этнической принадлежности также полагают, что их отцы также проявляют излишнюю строгость по отношению к ним, но проявляют последовательность в воспитании своих дочерей.
Таким образом, подростки чаще отмечают позитивный интерес к ним со стороны матери, чем отца, к тому же в неполных семьях матери чаще всего излишне строго относятся к сыновьям, чем к дочерям, чего не происходит в полных семьях. Отцы же редко проявляют позитивный интерес к детям, однако более высокий позитивный интерес к себе отмечают юноши-представители других этносов вне зависимости от полноты семьи.
Выводы проведенного исследования позволяют акцентироваться на следующих положениях:
1. Несмотря на обращение семей к традиционным стилям воспитания, проникновение новых для Казахстана ценностей - индивидуалистически-материальных, приводит к рассогласованию в ценностно-смысловой сфере между родителями и детьми. Такое рассогласование требует особых усилий со стороны педагогов и психологов для его преодоления.
2. Существующие расхождения в восприятии воспитательного стиля родителями и детьми основывается на том факте, что дети ждут «контроля» от отца и «мягкой силы» от матери, при том что сами родители ориентированы на сочетание ролей. Следовательно, устранение недопонимания в таких семьях может идти по линии повышения интенсивности общения в семье, проведения совместных досуговых и развивающих психологических мероприятий.
3. Необходимым представляется проведение исследований в других
регионах Республики Казахстан, для которых могут быть свойственны иные
варианты взаимоотношений семейного воспитания и развития смысловой сферы юношества.
Список литературы
1. Диагностика семьи: методики и тесты. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара, Изд-во «Бахрах-М», 2004. 736 с.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487с.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18с.
4. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М.: Академия, 2008. 224с.
5. Практическая психодиагностика// Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара, Изд-во «Бахрах-М», 2005. -765с.
References
1. Raygorodskiy D.Ya. Diagnostika sem'i: metodiki i testy [Diagnostics of the family: methods and tests]. Samara, Izd-vo «Bakhrakh-M», 2004. 736 p.
2. Leont'ev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti [The psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of the sense of reality]. M.: Smysl, 2003. 487p.
3. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Test of life-meaning orientations]. M.: Smysl, 2000. 18p.
4. Pasternak N.A. Psikhologiya vospitaniya [Educational psychology]. M.: Akademiya, 2008. 224p.
5. Raygorodskiy D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika [Practical psychodiagnostics]. Samara, Izd-vo «Bakhrakh-M», 2005. 765p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Евдокимова Софья Львовна, генеральный директор, профессор
ТОО Институт семейного воспитания
улица Бейбитшилик, 49, г. Астана, Республика Казахстан
Цветкова Наталья Афанасьевна, доцент, кандидат психологических наук
Московский педагогический государственный университет
ул. Малая Пироговская, д.1, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия
Цветков Андрей Владимирович, руководитель отделения клинической
психологии, кандидат психологических наук
ГКУЗ Московский научно-практический центр наркологии ДЗМ
ул. Люблинская, д. 37/1, г. Москва, 109390, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Evdokimova Sofya Lvovna, General Director, professor
LLP Institute of family education,
49, Beybitshilik str., Astana, Republic of Kazakhstan
Tsvetkova Natalya Afanasevna, associate Professor, Ph.D. in psychology
Moscow state pedagogical University
1/1, Malaya Pirogovskaya str., Moscow, 119991, Russia
Tsvetkov Andrew Vladimirovich, head of clinical psychology department, Ph.D. in psychology
Moscow scientific and practical center for addictions 37/1, Lyublinskaya str., Moscow, 109390, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Цветкова Любовь Семеновна, доктор психологических наук, профессор, профессор НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет