Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338).
Экономика. Вып. 44. С. 62-68.
ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Е. В. Николаева, Д. А. Плетнев, С. В. Лушников
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КРУПНЫХ И СРЕДНИХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ*
Анализируются ключевые институциональные факторы, определяющие размер трансакционных издержек современных корпораций как крупного, так и среднего бизнеса. Определяются формы трансакционных издержек, присущие средним и крупным компаниям в России и за рубежом. На основе эмпирического анализа данных о результатах деятельности корпораций описывается взаимосвязь между их трансакционными издержками и показателями эффективности. Проведенное исследование позволило выявить тенденции во взаимосвязи данных параметров у корпораций различного размера. Анализ позволил сделать ряд теоретических и практических выводов относительно уровня трансакционных издержек в крупных и средних компания, влияния на уровень трансакционных издержек размера и формы собственности компании.
Ключевые слова: трансакционные издержки, корпорация, размер фирмы, уровень трансакционных издержек.
Период нестабильности экономик большинства развитых стран сопровождался снижением показателей эффективности деятельности многих крупных публичных корпораций. Такие корпорации в России и во всем мире демонстрировали весьма значительные издержки и низкую прибыль. При этом увеличились затраты как производственного, так и непроизводственного характера (в том числе трансакционные издержки). В то же время анализ результатов деятельности компаний среднего размера выявил факты экономии на затратах, в первую очередь на непроизводственных накладных расходах, связанных с маркетингом и управлением компанией. Все это требует переосмысления роли крупной корпорации в экономической системе и позволяет сделать ряд предположений относительно анализа и выбора дискретных институциональных альтернатив с учетом динамики и особенностей развития экономических систем.
Цель статьи — провести сравнительный анализ уровня трансакционных издержек в крупных и средних российских корпорациях, а также установить характер взаимосвязи между трансакционными издержками и показателями эффективности этих корпораций.
Проблемы трансакционных издержек, исследования их природы и оценки их величины являются актуальными в современной западной и российской экономической науке. Значительное внимание уделяет проблеме влияния трансак-
* Публикация подготовлена в рамках научного проекта № 14-02-00316, поддержанного РГНФ.
ционных издержек на поведение фирм лауреат Нобелевской премии О. Уильямсон. Особо следует отметить его работы, связанные с анализом взаимосвязи трансакционных издержек с проблемой корпоративного управления [22], трансакционных издержек и контрактных отношений [23]. Теория трансакционных издержек получила также свое развитие в работах западных экономистов: Х. Пессали (он систематизировал существующие подходы к анализу трансакционных издержек) [16; 17], П. Байлунда (исследовал возможности осуществления внутрифирменного планирования с целью снижения трансакционных издержек) [13], Р. Миллера (исследовал взаимосвязь трансакционных издержек и корпоративной социальной ответственности) [15], П. Шмитца (рассмотрел в русле теории прав собственности трансакцион-ные издержки, возникающие при сборе информации) [18], М. Махера (провел прикладной анализ трансакционных издержек в отраслях и исследовал взаимосвязь трансакционных издержек и контрактных отношений) [14], М. Уинстона (исследовал трансакционные издержки и распределение прав собственности) [21].
В российской экономической науке глубокое исследование феномена трансакционных издержек осуществлено в работах Е. В. Попова и его коллег [7-10]. Ими была предложена трансакци-онная функция института, определена природа института через трансакционные издержки, проведена типология трансакционных издержек, описаны и измерены трансакционные издержки отдельных институтов.
Однако до сих пор не существует простого универсального метода, который позволил бы оценить трансакционные издержки для большого числа фирм без организации специальных масштабных исследований. На наш взгляд, разработка и апробация такой методики является важной научной задачей. В частности, это позволит определить особенности трансакционных издержек у различных типов компаний и оценить их взаимосвязь с экономическими факторами.
Вопросу о соотношении эффективности фирмы и ее трансакционных издержек уделяется недостаточно внимания в экономической литературе. Кроме того, следует заметить, что данный аспект анализа, как правило, является однобоким. В большинстве своем теоретики трансак-ционных издержек и институциональной природы фирмы говорят о необходимости снижения трансакционных затрат с целью повышения эффективности компании и осуществляемых ею трансакций. Однако можно привести множество примеров, когда компания, увеличивая трансак-ционную составляющую своих затрат добивается тем самым значительного расширения рынков сбыта, устранения конкурентов, доступа к более дешевым ресурсам. И здесь, по мнению авторов, возникает вопрос о соотнесении получаемых выгод и производимых затрат.
В работах по исследованию трансакционных издержек эти затраты классифицируют множеством способов, в том числе делятся на внутренние и внешние, постоянные и переменные, явные и неявные. Помимо этого, выделяют по меньшей мере десять видов трансакционных издержек, предшествующих или возникающих вслед за совершением сделки. Поэтому, на наш взгляд, выбор варианта оптимизации трансакционных издержек следует проводить отдельно, применительно к каждому их виду.
Современные корпорации характеризуются многообразием форм и способов ведения хозяйственных операций, что в свою очередь определяет и разнообразие затрат трансакционного характера. Наиболее полно описанные выше виды трансакционных издержек представлены в крупных и средних корпорациях. Большие трансакционные издержки, как правило, возникают у крупных корпораций, характеризующихся большими оборотами и значительными прибылями. В современной экономике высокие затраты трансакционного характера в большинстве своем являются внешними, и они же впоследствии сопро-
вождаются значительными выгодами для корпорации (например, затраты на лоббирование интересов корпорации). Внутренние трансакционные затраты, связанные с обеспечением эффективного функционирования внутрикорпоративных институтов, также имеют место, но чаще всего не в таком объеме, и корпорация не ожидает от них столь значительных преимуществ (например, издержки на моделирование и создание наиболее оптимальных организационных структур).
В настоящее время в России и за рубежом большое внимание уделяется исследованию среднего и малого бизнеса. В период спада в экономике большинства развитых стран наблюдается снижение эффективности (часто приводящее к убыткам) многих крупных публичных компаний. Такие корпорации становятся не в состоянии отвечать на ожидания инвесторов, нередко демонстрируя крайне низкую доходность на вложенный капитал. При этом в крупных компаниях даже в особо тяжелые годы происходит рост расходов на вознаграждение топ-менеджеров, на рекламу, а также финансирование нелегальных операций и проектов, позволяющих лоббировать интересы корпораций в политических кругах. В связи с этим драйвером выхода экономик из кризисного состояния и дальнейшего устойчивого развития многим экономистам видится развитие среднего бизнеса.
Крупные корпорации — это, как правило, вы-сокоинтегрированные компании, кроме того, широко применяющие аутсорсинг, сетевые структуры, что, в отличие от более мелких форм, позволяет им получать дополнительные выгоды, в том числе и от снижения трансакционных издержек. Однако одновременно с этим такие компании несут высокое бремя трансакционных затрат, связанных с поддержанием корпоративной структуры.
Так, в книге К. Вернера и Г. Вайса [1; 24] описываются крупнейшие и наиболее эффективные транснациональные корпорации: Adidas, Bayer, Coca-Cola, Deutsche Bank, Kraft Foods International, McDonalds Corporation, Procter & Gamble, The Walt Disney Company и многие друге. Обвинения, предъявляемые корпорациям-лидерам, в большинстве своем носят экономический и социальный характер: уклонение от уплаты налогов; использование детского труда; нарушение правил продажи товаров; разрушение окружающей среды; спекулятивные сделки; проведение опытов над животными; репрессии членов профсоюзов;
создание препятствий при продаже в развивающихся странах жизненно важных медикаментов; крайние формы эксплуатации на китайских фабриках; демпинг и т. п. Отдельно ряду корпораций, работающих в основном в сфере производства и реализации нефтепродуктов, банковских услуг, предъявляются политические обвинения: финансирование военных действий в развивающихся странах; сотрудничество с военными режимами; выдача кредитов на мошеннические проекты; лоббирование против мероприятий по защите климата и др.
О каких бы нарушениях ни шла речь, совершенно очевидно, что большинство, если не все крупнейшие корпорации, совершают их с целью извлечения выгоды — расширения рынков сбыта, подавления конкурентов, экономии на издержках,— вследствие чего повышается эффективность данных корпораций. Напрашивается вывод о том, что нелегальные экономические, социальные и политические мероприятия позволяют корпорациям оставаться конкурентоспособными на мировых рынках. А те, кто не входит в этот «клуб» игроков теневой экономики, вынуждены довольствоваться малым или уходить с рынка.
Из приведенного выше описания транснациональных корпораций следует, что большинство действий (нелегального характера) направлено на расширение рынков сбыта и снижение производственных затрат, для чего корпорации жертвуют огромные средства (трансакционные издержки) в виде взяток, штрафов, финансирования исследований и т. п.
Эмпирический анализ данных западных транснациональных корпораций показал, что, имея огромные обороты, эти корпорации получают сравнительно невысокую маржу прибыли. То есть, решаясь ради достижения своих целей на незаконные меры, далеко не все корпорации добиваются значительных выгод.
Средний бизнес представлен закрытыми (непубличными) компаниями, часто семейными, с одним или несколькими собственниками. Главными достоинствами таких компаний, выгодно отличающими их от крупного бизнеса, являются способность видеть долгосрочную перспективу, высокий уровень ответственности и доверия и гибкость в принятии решений. В период кризиса в таких компаниях главенствующим становится принцип экономии, что в условиях конкуренции помогает компаниям не только оставаться на плаву, но и показывать неплохую доходность.
Следует заметить, что в большей степени экономия происходит за счет постоянной составляющей затрат, к которой как раз и относится значительная часть трансакционных издержек.
Анализ среднего бизнеса в странах Европы показал, что существует множество вполне эффективных компаний, часть из которых имеет выходы на мировые товарные рынки, и при этом они ведут легальный бизнес. В книге Г Саймона «Скрытые чемпионы» [11; 19; 20] описываются средние по масштабам компании — мировые лидеры в своих областях, являющиеся успешными и прибыльными благодаря высокой концентрации на работе с клиентами, отсутствию обширных трат на раскрутку и рекламу, имеющих уникальные структуры и принципы управления. Среди них Baader, Webasto, Stihl, Brita и др. Одной из важнейших характеристик данных компаний является узкая специализация и концентрация в определенной продуктовой нише. Это позволяет компаниям занимать до 70-80 % рынка, и по этому показателю они могут быть сопоставимы с крупными транснациональными гигантами. Как правило, это компании с оборотом до 300 тыс. долл., имеющие специализированный бизнес в различных отраслях — машиностроении, металлообработке, химической, пищевой, электронной промышленности и др.
В отличие от крупных, средние корпорации избегают вступления в альянсы и использования аутсорсинга в своей производственный и исследовательской деятельности. Глубина изготовления (процент производственных операций, выполненных в фирмах) составляет около 60 %. Доля добавленной стоимости в выручке — более 50 %, и компании отмечают уровень прибыли выше среднего.
Таким образом, средние корпорации активно используют факторы экономии на трансакци-онных издержках и доказывают свою высокую эффективность. Отказавшись от той институциональной структуры, которую имеют крупнейшие корпорации-лидеры, и пожертвовав частью своего оборота, компания вполне может переключиться на более эффективную модель ведения бизнеса. При этом, вероятно, не будет необходимости использовать теневые схемы, и компании освободятся от огромных трат на поддержание нелегальных сделок.
Российский средний бизнес имеет некоторые особенности, которые, к сожалению, не свидетельствуют в его пользу. Исторически сложивши-
еся особенности российской экономики и частного сектора вскрывают ряд проблем, о которых было сказано в отчете компании PWC по результатам исследования частного и семейного бизнеса [2]. Среди них отмечаются: слабая поддержка со стороны государства; незаинтересованность государства в таких компаниях (как некрупных налогоплательщиках); отсутствие налоговых льгот; наличие высоких административных барьеров (проверки различных служб, сложности при регистрации и т. п.); отсутствие высококвалифицированных специалистов в ряде отраслей. Однако, несмотря на указанные трудности, даже среди российских компаний среднего бизнеса есть немало высокоэффективных и успешных представителей.
Уже отмечалось, что трансакционные издержки способны оказать влияние на эффективность компании. Как правило, считается, что связь между этими показателями обратная: чем выше трансакционные издержки, тем ниже эффективность. Однако автор полагает, что не все трансакционные издержки одинаково «плохо» влияют на эффективность предприятия. Так, в работах Е. В. Попова [7] с помощью трансакционной функции доказывается прямая зависимость между трансакционными издержками и прибылью.
В процессе исследования трансакционных издержек нами были использованы показатели бухгалтерской отчетности компаний пищевой промышленности России, которая в достаточной степени представлена как крупными, так и средними предприятиями. Для анализа влияния транс-акционных издержек на эффективность компаний с помощью авторской методики был определен уровень трансакционных издержек, рассчитана рентабельность продаж и проведен анализ их взаимосвязи. В процессе исследования компании были отнесены к двум группам — крупные и средние — по показателю реализации.
Показатель уровня трансакционных издержек не отражает их фактическую величину в компании (учет всех возникающих трансакционных затрат крайне затруднителен), а является агрегированным относительным показателем, позволяющим сопоставлять трансакционные издержки отдельных экономических субъектов. Для оценки уровня трансакционных издержек авторы используют данные бухгалтерской отчетности компаний, в расчете участвуют как фактически понесенные затраты (например коммерческие расходы, прочие затраты и т. д.), так и относительные
показатели, косвенно указывающие на наличие трансакционных издержек (длительность оборота активов, доля запасов в активах). Подробнее о методике оценки уровня трансакционных издержек можно прочитать в работах Е. В. Николаевой и Д. А. Плетнева [6]. Ранее данная методика уже апробировалась российскими компаниями различных отраслей и сфер деятельности (см. работы Д. А. Плетнева, Е. В. Николаевой [3-5]).
В результате анализа была подтверждена гипотеза о том, что уровень трансакционных издержек в крупных корпорациях выше, чем в средних по размеру компаниях. Это свидетельствует о высоких тратах крупных компаний на осуществление своих операций. Кроме того, было выявлено, что уровень трансакционных издержек снизился у большинства компаний в 2009 г., и после этого средние компании демонстрировали повышение уровня, а крупные — снижение. Однако, несмотря на это, уровень трансакционных затрат крупных компаний на протяжении всего исследуемого периода (2004-2012 гг.) практически в два раза превышал данный показатель средних компаний (рис. 1).
Далее мы сопоставили показатели эффективности (рентабельности продаж) исследуемых компаний из двух групп. Значение рентабельности средних компаний было незначительно (на 2-3 %) ниже, чем аналогичный показатель крупных компаний. А в среднем данный показатель в отрасли за исследуемый период не превышал 9 %. После 2010 г. рентабельность средних компаний немного превысила рентабельность крупных, что может свидетельствовать о том, что средние компании более успешно выходили из кризиса (рис. 2).
В работе была количественно определена взаимосвязь между уровнем трансакционных издержек и рентабельностью продаж в двух группах исследуемых компаний. В результате регрессионно-корреляционного анализа было выявлено, что в случае крупных корпораций — лидеров в отрасли — взаимосвязь между показателями обратная, то есть рост трансакционных издержек отрицательно сказывается на показателях рентабельности. В группе средних компаний были получены обратные результаты — рост трансакционных издержек сопровождается ростом рентабельности. Таким образом, нельзя сделать однозначный вывод о необходимости снижения трансакцион-ных издержек компаний. Вероятно, с сокращением части подобных расходов снизится и эффективность деятельности фирм. И если принимать
2,50
2,00
1,50
1,00
0,50
0,00
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
уровень трансакционных издержек (крупные корпорации) )( уровень трансакционных издержек (средние корпорации)
Рис. 1. Уровни трансакционных издержек крупных и средних корпораций пищевой отрасли
в 2004-2012 гг.
0,08 0,07 0,06 0,05
к
о 0,04 С1
0,03
0,02
0,01
0,00
средняя рентабельность (крупные корпорации) средняя рентабельность (средние корпорации)
Рис. 2. Уровни рентабелъности крупных и средних корпораций пищевой отрасли в 2004-2012 гг.
во внимание тот факт, что средние компании несут в основном только самые необходимые расходы, то, вероятно, это как раз те трансакционные издержки, без которых эффективность компании будет падать. С другой стороны, крупные корпорации часто «раздувают» размер своих расходов на непроизводственные нужды, что негативно отражается на их результатах.
По нашему мнению, сама форма собственности и размер компании играют важнейшую роль в формировании структуры затрат, что в дальнейшем определяет величину прибыли. В компаниях, где собственность и контроль не отделены (как правило, в среднем бизнесе), наличие рыночной конкуренции стимулирует управляющих к экономии на издержках. В крупных же корпорациях (особенно в публичных компаниях) отсутствие жесткого контроля со стороны собственников демотивирует менеджеров к снижению затрат. В результате такие корпорации демонстрируют эффективность на уровне средних по размеру компаний, при этом несут только трансакционных издержек практически вдвое больше (и это даже без учета той доли доходов, которую наемные менеджеры уводят «в тень»). Изучению теории и практики развития институциональной среды в российских корпорациях и вопросу об их эффективности посвящены работы В. И. Бархатова [12], Д. А. Плетнева [4].
Таким образом, нами был выделен ряд факторов, влияющих на величину трансакционных издержек крупных и средних корпораций в России и за рубежом.
В крупных корпорациях значительные транс-акционные издержки возникают в связи с необходимостью осуществления следующих затрат: 1) на маркетинг, рекламу; 2) связанных с выходом компаний на фондовые рынки; 3) на поддержание институтов корпоративного управления; 4) на наем и обучение персонала; 5) на осуществление нелегальных сделок менеджерами (как по отношению к корпорации, так и по отношению к государству и обществу).
В отличие от крупных средние корпорации достигают экономии на трансакционных издержках следующим образом: 1) они несут сравнительно невысокие расходы на маркетинг; 2) не выходят на фондовый рынок и не имеют связанных с этим затрат (кроме того, это снижает риски недружественных поглощений); 3) стараются привлекать высококвалифицированных специалистов и поддерживать низкую текучесть кадров (поэтому за-
траты на наем и обучение персонала невысоки); 4) снижают затраты на корпоративное управление.
Таким образом, представители среднего бизнеса активно используют факторы экономии на трансакционных издержках и показывают эффективность на уровне крупных корпораций, которые, в свою очередь, для поддержания этого уровня вынуждены нести бремя огромных затрат.
Список литературы
1. Вернер, К. Черная книга корпораций / К. Вер-нер, Г. Вайс ; пер. с нем. О. Колосовой, А. Шавер-дяна. Екатеринбург : Ультра. Культура, 2007.
2. Исследование частного и семейного бизнеса в России 2012 [Электронный ресурс] // PWC : сайт. URL:http://www.pwc.ru/m/private-companies/family--business/indexjhtml
3. Николаева, Е. В. Взаимосвязь уровня трансакционных издержек и экономической эффективности крупнейших корпораций Челябинской области / Е. В. Николаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 27 (208). Экономика. Вып. 29. С. 81-86.
4. Плетнев, Д. А. Взаимосвязь распределения добавленной стоимости в российских корпорациях и уровня трансакционных издержек в них / Д. А. Плетнев // Институциональная трансформация экономики: условия инновационного развития : сб. ст. по материалам III Междунар. науч. конф., г. Новосибирск, 24-26 окт. 2013 г. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2013. С. 389-391.
5. Плетнев, Д. А. Использование инструментария производственной функции в оценке внутрифирменных трансакционных издержек на конкурентных рынках / Д. А. Плетнев // Сборник трудов III Всероссийской зимней школы по институциональной экономике. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2010. С. 149-152.
6. Плетнев, Д. А. Особенности оценки уровня трансакционных издержек российских корпораций / Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева // Актуальные вопросы экономических наук : сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 1. Новосибирск : Сибпринт, 2009. С. 60-64.
7. Попов, Е. В. Трансакционная функция как элемент экономического прогнозирования / Е. В. Попов, Э. К. Мингалеева // Экон. наука соврем. России. 2010. № 1. С. 40-51.
8. Попов, Е. Функциональная классификация трансакционных издержек / Е. Попов, М. Власов, А. Веретенникова // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 1. С. 55-62.
9. Попов, Е. В. Трансакционность институтов / Е. В. Попов // Журн. экон. теории. 2011. № 2. С. 60-73.
10. Попов, Е. В. Трансакционное измерение институтов / Е. В. Попов // Экон. наука соврем. России. 2011. № 2. С. 25-40.
11. Саймон, Г. Скрытые чемпионы : пер. с нем. / Г. Саймон. М. : Дело, 2005.
12. Бархатов, В. И. Эффективность институциональных форм в трансформируемой экономике : монография / В. И. Бархатов и др. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011.
13. Bylund, P. L. Ronald Coase's 'Nature of the Firm' and the Argument for Economic Planning / P. L. Bylund // McQuinn Center Working Paper. 2013. № 4.
14. Maher, M. Transaction cost economics and contractual relations / М. Maher // Cambridge J. of Econ. 1997. Vol. 21, № 2. Р. 147-170.
15. Miller, R. T. The Coasean Dissolution of Corporate Social Responsibility (January 20, 2014) / R. T. Miller // Chapman L. Rev.: V Iowa Legal Studies Research. 2014. Vol. 2. Р. 13-44.
16. Pessali, H. Transaction Cost Economics — An Introduction to its Core Concepts and its Critics / Н. Pessali // Econ. em Revista. 1999. Vol. 8.
17. Pessali, H. The Rhetoric of Oliver Williamson's Transaction Cost Economics / Н. Pessali // J. of Inst. Econ. 2006. Vol. 2, № 1.
18. Schmitz, P. W. Information Gathering, Transaction Costs, and the Property Rights Approach / P. W. Schmitz // Amer. Econ. Rev. 2006. Vol. 96, № 1.
19. Simon, G. Die heimlichen Gewinner (Hidden Champions) / G. Simon // Die Erfolgsstrategien unbekannter Weltmarktführer. München : Campus Ferlag, 1998.
20. Simon, G. Hidden Champions des 21. Jahrhunderts: Die Erfolgsstrategien unbekannter Weltmarktführer / G. Simon. München : Campus Ferlag, 2007.
21. Whinston, M. Assessing Property Rights and Transaction-Cost Theories of the Firm / M. Whins-ton // Amer. Econ. Rev. 2001. Vol. 91, № 2. P. 184-199.
22. Williamson, O. E. The Economics of Governance / O. E. Williamson // Amer. Econ. Rev. 2005. Vol. 95, № 2. P. 1-18.
23. Williamson, O. Transaction Cost Economics: The Governance of Contractual Relations // J. of Law and Econ. 1979. Vol. 22, № 2. P. 3-61.
24. Werner, K. Schwarzbuch Markenfirmen = The Black Book on Corporations / K. Werner, G. Weiss // The Unscrupulous Practices of the Transnational Corporations. Berlin : Ullstein publishing company, 2006.