УДК 316.6
А. Н. Евсеева, О. В. Мотовилова
Сравнительный анализ социальных установок студентов вуза к проблеме насилия (на примере студентов СГУ им. Питирима Сорокина)
Статья отражает социально-психологический аспект современного высшего образования. Приведен сравнительный анализ социальных установок по отношению к насилию и ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения. Показаны различия у студентов гуманитарного и технического направлений подготовки.
Ключевые слова: студенты, социальная установка, ценности.
A. N. Evseeva, O. V. Motovilova. Comparative analysis of attitudes students of universities on the problem of violence (on the example of students of SSU named after Pitirim Sorokin)
The article reflects the socio-psychological aspect of modern higher education. The comparative analysis of attitudes in relation to violence and value orientations of students of a higher educational institution. The differences in the students of the humanitarian and technical areas of training are shown.
Keywords: students, attitude, values.
Современное высшее образование не только требует овладения профессиональными навыками, но и ставит своей задачей развитие гармоничной личности студента. Личность, в свою очередь, определяется совокупностью межличностных отношений, самооценкой и ценностными ориентациями человека.
Студенчество — особая идентификационная группа, объединенная возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, определяемой общим видением мира, общими ценностями и идеями в едином культурном поле. Вопреки разнообразию высших учебных заведений и профилей подготовки в них, категория студентов является особой частью общества и имеет свои отличи-
© Евсеева А. Н., Мотовилова О. В., 2018
тельные черты. Особенностями студенчества являются: корпоративность, обостренное чувство гордости, высокая оценка собственного интеллекта. Специфической для студентов является вид деятельности — учеба: приобретение знаний и профессиональных навыков [4].
Самоопределение в выборе направленности обучения обусловлено направленностью интересов самой профессиональной деятельности. Если гуманитарные направления подготовки в большей степени ориентированы на изучение человека, то технические — на продвижение технического прогресса.
Несмотря на то, что общие человеческие ценности в той или иной мере присущи каждой личности, их иерархия меняется в зависимости от возраста и этапа развития общественной жизни. Так, исследователи делают вывод, что за двадцать лет (с 1990-х годов по наше время] ценностные приоритеты студенчества изменились. Потребность в верных друзьях, здоровье, любви, хороших родственных отношениях и материальном достатке остается неизменной частью ценностного компонента студента.
Высшее образование способствует ценностному самоопределению личности студента, которое, согласно А. В. Кирьяковой [1] проходит несколько этапов:
1. Присвоение ценностей общества.
2. Преобразование ценностей общества и осознание себя в мире ценностей.
3. Проектирование и построение своей жизненной позиции на фоне знаний, норм и установок общества.
Из этого следует, что процесс получения высшего образования имеет большое значение в становлении человека как личности. Грамотный подход к подготовке кадров — будущих специалистов, двигателей прогрессивного хода развития общества, обуславливает здоровый вектор преобразований социальной системы.
Д. Н. Узнадзе показал, что перед любой деятельностью человек предварительно внутренне готовится к её осуществлению, хотя это явление может выходить из контроля сознания. Под влиянием некоторых факторов перед выполнением конкретной деятельности возникает установка, готовность, которая определяет целесообразное протекание поведения даже в том случае, когда человек специально не думает и не осознает этого.
Согласно Д. Н. Узнадзе [7], установкой является целостное состояние субъекта в момент динамической определенности его психической жизни, характеризующееся направленностью сознания в определенную сторону на определенную активность. Это не врожденный психический феномен, а первичное психическое состояние, которое задает направление поведения личности; она определяется такими факторами, как среда и потребности.
Понятие социальной установки (в западной психологии используется термин «аттитюд») было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и прежде всего в связи с социальными ценностями [5]. Авторы подчеркивали важность того факта, что социальная установка является чьим-то состоянием.
Наиболее точное определение, которое отражает сущность социальной установки, представлено П. Н. Шихиревым: социальная установка — «устойчивое, латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, сложившееся на основе его жизненного опыта, оказывающее регулятивное, организующее влияние на перцептуальные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального] относительно данного объекта в данной ситуации» [8, с. 161].
Общеизвестная структура социальной установки, определенная М. Смитом, включает в себя следующие компоненты:
1] когнитивный (информационный, стереотипный] — отражает восприятие субъектом конкретного объекта;
2] аффективный (чувственный, эмоциональный] — отражает чувства субъекта к конкретному объекту;
3] конативный (поведенческий] — отражает действия, выполняемые субъектом по отношению к конкретному объекту.
Аттитюды представляют собой такую форму готовности к поведению, в которой личность играет значительную роль при её формировании.
В рамках нашего исследования были изучены социальные установки по отношению к насилию, т. к. эта проблема является актуальной для современного общества.
Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, направленное против себя или других лиц и несущее за собой различного рода ущерб [3].
Насилие — древнейший и один из самых простых способов разрешения социальных конфликтов. Изучая природу насилия, важно рассматривать его причину в комплексе факторов, влияющих на человека. В первую очередь на поведение человека влияет его опыт, социальный статус и черты характера. Во-вторых, имеют значение связи с другими людьми, что выражается в степени близости знакомства и проживания, особую роль играет отношение к насилию у друзей. Далее — социальное окружение (школа, место работы и жительства] определяет риск возникновения насилия. Наконец, влияние всего общества регулирует уровень насилия; это может поддерживаться нормами, которые: считают насилие приемлемым способом разрешения конфликтов, ставят права родителей выше благополучия детей, утверждают власть мужчин над женщинами и детьми, допускают использование полицией силы против граждан, поддерживают политические конфликты и считают самоубийство лишь вопросом индивидуального выбора.
Когда речь идет о насилии, часто подразумевается непосредственный физический контакт. Однако психологическое насилие встречается в жизни каждого человека. К этому относятся: ложь, унижения, чрезмерные требования, негативное оценивание, манипулирование, которые могут привести к тревожности, агрессивности, психосоматическим изменениям, утрате доверия к себе и к миру и многим другим последствиям.
В. А. Ситаров [6] отмечает, что многие люди, сознательно или бессознательно придерживаются закона, согласно которому, если было совершено насилие, то следует ответить тем же. Можно сказать, порождается эстафета жестокости, которая, к сожалению, прочно укоренилась в обществе. Но ведь не только пережитое на себе насилие человек транслирует в собственном поведении — маленькие дети повторяют модели поведения взрослых, и если сын часто видит, как отец избивает мать, справедливо ожидать, что в будущем он будет бить свою жену. Отражение подобных намерений показывают социальные установки личности, и мы считаем важным изучение этих явлений.
Под социальной установкой по отношению к насилию мы понимаем предрасположенность личности воспринимать насилие определенным образом, а также проявлять поведение, соотносящееся с личными убеждениями и опытом.
Профессиональное самоопределение служит фактором формирования социальных установок к насилию у представителей различных профессий в студенческие годы. Исходя из этого положения, производилось сравнение социальных установок к насилию двух профессиональных групп, на примере студентов Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.
Отметим, что процесс получения высшего образования изменяет систему установок. Проведенное ранее исследование [2] позволило выявить и проанализировать различия в социальных установках по отношению к насилию у студентов помогающих профессий по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Юриспруденция» — тех будущих специалистов, деятельность которых напрямую связана с участниками процесса насилия, будь то физическое, эмоциональное, сексуальное или экономическое.
Так, было выявлено, что социальные установки студентов направления «Социальная работа» более устойчивы, чем у респондентов направления «Юриспруденция». В процессе обучения в университете у представителей второй группы усиливаются чувства злобы, страха и незащищенности при виде проявления насилия. У студентов социальной работы проявляется обратная тенденция. Также отмечается, что студенты-юристы в большей степени склонны к проявлению насилия, чем студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Социальная работа».
Данные, которые будут представлены далее, касаются изучения структуры ценностей и социальных установок по отношению к насилию у студентов направлений подготовки «Юриспруденция» и «Прикладная математика и информатика» (далее — ПМИ]. Целью исследования является выявление различий в этих психолого-социальных компонентах личности у студентов — «гуманитариев» и студентов — «технарей», в том числе обнаружение особенностей у студентов разных курсов обучения.
В исследовании приняли участие 46 студентов-юристов и 45 студентов направления ПМИ в возрасте от 17 до 22 лет. Для изучения
социальных установок по отношению к насилию была разработана анкета, в которой анализировались показатели собственного отношения к насилию у студентов и их представления об отношении к насилию других людей. Ценностные ориентации выявлялись с помощью Опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина (ОТеЦ).
В целом структура ценности жизненных сфер исследуемых студентов одинакова и выглядит следующим образом: на первом месте стоит сфера обучения и образования, далее — профессиональная жизнь, сфера увлечений, семейная жизнь, последнюю позицию занимает сфера общественной жизни. Это характеризует студентов как людей, которые стремятся к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора; они много времени отдают своей работе, активно включаясь в решение поставленных проблем.
Полученные результаты объясняются тем, что основной деятельностью испытуемых является получение профессионального образования. Молодой возраст, активность определяют преимущество сферы увлечений над семейной жизнью.
Количественные результаты в обеих группах находятся на среднем уровне значимости. Иерархия терминальных ценностей имеет некоторые отличия (см. табл. 1]. Первая половина сходна по своему строению и имеет лишь незначительные различия в количественном выражении. Так, для всех испытуемых на первом месте стоит духовное удовлетворение, что говорит о преобладании духовных потребностей студентов над материальными. Далее являются значимыми в иерархии ценностей показатели: достижения, развитие себя и высокое материальное положение.
Динамика наблюдается в изменении порядка ценностей в парах «активные социальные контакты — сохранение собственной индивидуальности» и «собственный престиж — креативность». Несмотря на то, что в порядковой последовательности у студентов ПМИ преобладают сохранение собственной индивидуальности и креативность, в числовой выраженности у студентов-юристов их значимость имеет больший вес.
Всё это говорит о том, что молодежь стремится прежде всего к получению удовлетворения во всех сферах жизни, она настроена на достижение своих целей и саморазвитие. Студенты гуманитарной направленности больше заинтересованы в установлении благопри-
Таблица 1
Иерархия терминальных ценностей студентов, их выражение в баллах по методике ОТеЦ
№ Юриспруденция Баллы Прикладная математика и информатика Баллы
1 Духовное удовлетворение 38,3 Духовное удовлетворение 37,1
2 Достижения 37,6 Достижения 34,6
3 Развитие себя 36,6 Развитие себя 34,2
4 Высокое материальное положение 34,9 Высокое материальное положение 32,1
5 Активные социальные контакты 33,6 Сохранение собственной индивидуальности 31,8
6 Сохранение собственной индивидуальности 32,5 Активные социальные контакты 31,7
7 Собственный престиж 31,5 Креативность 31,3
8 Креативность 31,4 Собственный престиж 28,6
ятных взаимоотношений с окружающими, а также в социальном одобрении своего поведения.
Результаты исследования показали, что в процессе обучения происходит усиление либо ослабление определенных социальных установок по отношению к насилию в студенческих группах.
Так, на первом курсе 50 % юристов и 58 % студентов ПМИ отмечают, что насилие в обществе встречается чаще, чем раньше. Студенты четвертого курса убеждены в этом на 63 и 45 % соответственно. Данная динамика может объясняться тем, что студенты гуманитарного профиля больше погружены в обсуждение общественных проблем, а «технари» больше увлечены спецификой искусственного мира. Это подтверждает и то, что процент тех, кто вообще не задумывался над поставленным вопросом, среди юристов понижается с 40 до 21 %, а среди математиков повышается с 33 до 36 %.
Мнения студентов о том, кому стоит сообщать о пережитом насилии, расходятся. Юристы на 1 и 4 курсах считают, что нужно обратиться в правоохранительные органы за защитой своих прав; возможно, это связано с тем, что они сами получают образование в этой сфере. Математики и информатики на первом курсе считают так же, но вот к четвертому курсу уже меняют своё мнение — они отдают предпочтение разговору с близкими людьми, который уменьшает
страдание и стресс. Однако все студенты склонны думать, что, пережив насилие или его попытки, люди будут переживать самостоятельно случившееся и никому не сообщат, чтобы не было стыдно.
Изменяется и приоритет чувств, которые испытывают студенты, наблюдая насилие в отношении кого-либо. Данные приведены в таблице 2.
Как видно из таблицы, есть определенная динамика изменений в испытываемых переживаниях у студентов разных групп. По сравнению с тем, как воспринимали ситуацию насилия первые курсы, все старшекурсники испытывают злобу, наблюдая жестокое обращение. Устойчивыми компонентами в этой иерархии являются чувство страха у юристов и ненависть у математиков и информатиков.
Стоит отметить, что чувство незащищенности у юристов возрастает от первого к четвертому курсу с 3 до 13 %, а у «технарей» наоборот снижается с 17 до 5 %. Возможно, это связано с профессио-
Таблица 2
Ранжированные списки чувств, испытываемых при наблюдении жестокого обращения с кем-либо, у студентов 1 и 4 курсов
Юриспруденция ПМИ
1 курс 4 курс 1 курс 4 курс
Ненависть (24 %) Злоба (35 %) Страх (33 %) Злоба (19 %)
Страх, злоба и подавленность (15 %) Страх(18 %) Ненависть и незащищенность (17 %) Ненависть, ужас, подавленность (14 %)
Ужас (12 %) Незащищенность (13 %) Ужас (11 %) Страх, вина и безразличие (10 %)
Стыд и безразличие (6 %) Ужас (10 %) Злоба, вина, подавленность и безразличие (6 %) Незащищенность и стыд (5 %)
Незащищенность и вина (3 %) Ненависть и подавленность (8 %)
Вина (5 %)
Стыд и безразличие (3 %)
нальным становлением: «гуманитарии» осознают весь спектр общественных проблем, а прикладные технические специалисты утверждаются в своем информационном мире, где они чувствуют себя более огражденными от внешних социальных конфликтов.
В целом можно подвести итог, что по мере получения образования среди представителей гуманитарного направления всё больше студентов отмечают проявление негативных чувств по отношению к ситуации проявления жестокого обращения. У студентов технического направления обучения наблюдается обратный процесс. Также у «гуманитариев» диапазон переживаний более дифференцирован, чем у «технарей». Это может быть обусловлено различной степенью вовлечения в межличностные отношения с окружающими — сфера ПМИ охватывает в основном отношения «человек—машина», в то время как юристу необходимо непосредственно общаться со своими клиентами.
Среди студентов-юристов процент людей, которым приходилось проявлять насилие по отношению к кому-либо, в два раза больше (22 %], чем среди студентов ПМИ (11 %]. Чаще насилие было направлено на случайных людей, на себя и животных.
В рамках анкетирования были выявлены представления респондентов о причинах склонности к насилию. Так, студенты первого курса направления подготовки «Юриспруденция» считают, что этими причинами являются месть, обида и потребность в доминировании. Студенты четвертого курса этого же направления выделяют в качестве причин невоспитанность, постоянное напряжение и нервозность, обиду и низкий интеллект.
Математики и информатики первого года обучения в вузе считают причинами склонности к насилию постоянное напряжение, нервозность, месть, ранее пережитое насилие и низкий интеллект. Студенты старшего курса выделяют главным образом месть, потребность в доминировании и низкий интеллект.
Из этого следует, что социальные установки по данному вопросу у студентов направления ПМИ устойчивее в том плане, что они незначительно отличаются у представителей первого и четвертого курсов.
В целом можно заключить, что процесс получения высшего образования влияет на формирование и изменение психологических
структур человека, причем имеет значение направление будущей профессии.
Для всех студентов характерно стремление к духовному удовлетворению, достижению конкретных результатов и саморазвитие. Отличия «гуманитариев» и «технарей» в этом плане проявляются лишь в том, что для первых более значимо установление благоприятных отношений с людьми, а также оценка окружающими собственной личности.
Социальные установки студентов вуза по отношению к насилию в большей степени, чем ценности, претерпевают изменения в процессе профессионального образования. Особенностью установок «технарей» является их относительная устойчивость, в отличие от представителей гуманитарного направления, у которых динамичность изменения социальных установок, скорее всего, обусловлена непрерывным изучением общества.
Таким образом, рассмотренные в работе явления — ценностные ориентации и социальные установки по отношению к насилию — определяют деятельность человека в целом и профессиональную деятельность в частности. Изучение и учет социально-психологических аспектов работы человека становится всё более важным по мере развития общества, осложнения структуры взаимодействия с окружающим миром. Современное образование накладывает отпечаток на личностные структуры, прямо и косвенно влияя на их формирование. Поэтому, составляя образовательные программы, необходимо думать не только о получаемых в будущем профессиональных навыках и компетенциях, но и социально-психологических особенностях организации процесса обучения, в том числе о включении в него основ психологии.
***
1. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: ОГУ, 2000. 188 с.
2. Мотовилова О. В. Сравнительный анализ социальных установок по отношению к насилию у студентов высшего профессионального образования // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. С. 598— 603.
3. Насилие и его влияние на здоровье: Доклад о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др. М.: Весь Мир, 2003. 376 с.
4. Петровичев В. М. Современное студенчество: проблемы социокультурной самоидентификации // Известия Тульского университета. Гуманитарные науки. 2012. С. 52—60.
5. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 2 / сост. Р. С. Немов. М.: Владосс-Пресс, 2003. 352 с.
6. Ситаров В. А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 135—139.
7. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
8. Шихирев П. Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. № 2. С. 159—166.