П. О. ФИЛИППОВ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕПАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
УДК 378.178: 37.018.1
Анализируются составляющие кризиса российских семей, которые имеют детей и получают высшее профессиональное образование. Приводятся данные тестирования эмоциональной реактивности студентов 1—2 курсов, проявляющейся как состояние повышенного психоэмоциона!1ьного напряжения, агрессивности и тревожности по поводу взаимоотношений с родителями. Предлагается организовать в вузах социа.1ьно-психологическое совместное консультирование родительских семей и студентов, составляющих группу риска.
Ключевые слова: семья, человеческий капитал, профессиональное образование, социализация, инкультурация, семейное консультирование.
Components of crisis of contemporary Russian families, children of which are university students, are analyzed in the article. Data of emotional reactivity of First and Second Year students are represented here (emotional reactivity shows itself as state of heightened psycho-emotional tension and anxiety on account of relations with students' parents). The Author propose an idea of establishing Socio-psychological consulting of both students' families and students or risk groups.
Key words: family, human wealth, professional education, cultural competence, psychological competence, modernization, family consulting.
Демографический кризис в современной России является следствием системного кризиса семьи как государствоо-бразующего института. Важно проанализировать актуальную ситуацию в сфере функционирования российской семьи и определить приоритетные основания формирования семейной политики, важным инструментом которой является социально-психологическая работа с учетом актуальной функции, которую выполняет семья на конкретном этапе социально-исторического развития страны. Из всех важных функций семьи необходимо выделить интегральную функцию воспроизводства человека и формирования новых поколений в их природном и историческом потоке [3]. Эго важнейшая функция исторического продолжения и развития народа и государства включает биологическую (репродуктивную и онтогенетическую |4|) составляющую рождения, роста и развития ребенка, социа-
лизацию [2], инкультурацию как психосоциальный процесс станоапсния личности. воспитание труженика, патриота и гражданина. Это обеспечит адаптацию новыхпоколенийвсоциально-культурном и профессионально-трудовом пространстве России.
Не вызывает сомнения, что сверхзадачей семьи на современном этапе развития России является обеспечение доступа ребенка к полноценному образованию как на этапе общеобразовательной школы, так и в высшем учебном заведении. Условием рождения и ответственного воспитания детей, получения ими полноценного профессионального образования являются социально-культурная поддержка и сотрудничество государственных и общественных институтов с семьей. Такое понимание цели и смысла существования семьи определяется необходимостью модернизации, исторического развития и обеспечения геопо-
литических перспектив России, ее укрепления как уникальной евразийской цивилизации. Однако в обществе обсуждаются и другие геополитические сценарии развития России в XXI веке, в том числе направленные на обеспечение стран Запада не только энергетическими, но и высокопрофессиональными человеческими и трудовыми ресурсами.
Многие вузы привлекают студентов в условиях прогрессирующего снижения числа выпускников школ перспективой эмиграции в страны Запада, этой же цели служит Болонское соглашение в сфере образования.Обеспечение процессов модернизации государства, необходимость которых назрела и сформулирована как национальная цель высшим руководством страны, требует молодых высокопрофессиональных кадров, подготовка которых может быть улучшена благодаря выполнению задач социализации и инкультурации с помощью методов психолого-псдагогичсской работы с семьями студентов.
Роль России как «донора» творческого (научного, технического, художественного) интеллекта в глобальной системе разделения труда сохраняется вопреки устойчивому процессу (1992—2008 гг.) депопуляции народонаселения и продолжающейся эмиграции профессионалов в страны Запада. При сохранении темпов убыли населения по 500—800 тыс. в год прогнозируется снижение численности россиян до уровня 80—90 млн к 2050 г., что приведет к снижению плотности населения в 2 раза, до 4 чел/км-, а это критически мало по сравнению с 200— 300 чел/км- в Европе |3|. Начиная с 1992 г., ускорилось падение показателей здоровья и рождаемости, показатели смертности россиян 1,5—3 раза превышают уровень развитых стран. Все эти данные свидетельствуют о серьезном нарушении репродуктивного потенциала нации.
Существенный вклад в снижение рождаемости вносит высокая смертность
мужчин трудоспособного и репродуктивно активного возраста. Это дополняется снижением ценности брака в общественном сознании, особенно среди молодежи. Обесцениваются исторически сложившихся традиции русского и других этносов России по жизнеустройству семьи и воспитанию детей, что свидетельствует о биопсихосоциаль-ных и духовных корнях кризиса института семьи. Этот кризис имеет как внешние социально-экономические причины (частичную занятость, безработицу, нехватку жилья, рост стоимости жизни, понижающие уровень и качество жизни российской семьи), так и внутренние социально-психологические факторы дестабилизации. Разрушающее семью усиленное давление суммарного груза социальных, экономических, гендерных и психологических проблем существенно выше, чем возможности адаптации и самоорганизации средней российской семьи как социально-психологической общности. Это проявляется в росте числа разводов в два и более раза по сравнению с 1989—1990 годами. Повышен уровень насилия и конфликтности внутрисемейной жизни, число социальных сирот достигло 800 тыс.
В обществе распространяются представления, сторонники которых объясняют и оправдывают кризис семьи в Российской Федерации процессами модернизации российского общества ^.Действительно, существует взаимосвязь процессов модернизации и состояния российской семьи благодаря общественной потребности формирования высокопрофессиональных творческих личностей, которую призвана обеспечивать российская семья с ее функцией воспроизводства человека и формирования новых поколений россиян. Однако в современной российской действительности прослеживаются причинно-следственные связи деградации биопсихосоциального и духовного здоровья семьи как государственного института с понижением как
количественных, так и качественных характеристик молодежи. Это проявляется в снижении показателей здоровья молодых людей, в том числе росте н ервн о- психичес ких, психосоматиче-
ских болезней, возрастании социально-деструктивного поведения (алкоголизм, наркомания, преступность). Быстрота нарастания утомления, болезней, социальной апатии, падение культурных и социальных качеств позволяет характеризовать эти биопсихосоциальныс индикаторы как проявление негативных процессов жизнедеятельности нации.
В период обострения социальных проблем государственная семейная и молодежная политика требуют усиления. Однако продолжается законодательный перевод на самофинансирование «непроизводственных» сфер, воспроизводящих человеческие ресурсы страны: образования, здравоохранения, науки, социальной сферы с суммарными вложениями 7—8% бюджета [3]. Не поддерживаемая государством семья теряет статус важнейшего государствообразующего института. Семейная и молодежная политика государства требует усиления с учетом задач модернизации и имеющихся рисков и угроз в основных сферах жизнедеятельности семьи. Необходимо широкое участие ученых, специалистов образовательной и социальной сфер, социальных психологов для разработки актуальных программ социально-культурного и психолого-педагогического обеспечения процессов модернизации профессионал ьно-трудовым потенциалом молодежи, который создастся российскими семьями с помощью образовательной сферы.
■ Проведенные нами пилотные исследования показателей психического и социального здоровья групп молодежи, находящихся в процессе адаптации к обучению в гуманитарных вузах, свидетельствуют о существующих проблемах в семьях, имеющих студентов вузов. По ре-
зультатам обследования можно выделить группы риска среди студентов, социализация и инкультурация которых психолого-педагогическими методами должна включать программы работы с их родительскими семьями. Тем самым психологические службы вузов приобретают социально-культурную направленность. Их специалисты начинают работать с более глубокими социально и культурно обусловленными семейными причинами поведенческих девиаций, низких профессионально-трудовых интересов, неуспеваемости студентов.
Открываются новые возможности разработки программ семейного воспитания и развития молодежи, в том числе с использованием физической культуры, семейного отдыха, туризма, экологии, художественного творчества. В вузах необходимы учебно-образовательные курсы подготовки студентов к семейной жизни, ответственному материнству и отцовству, программы социальнопсихологической помощи семьям студентов. Государственные интересы совпадают с общественными потребностями противопоставить конфликту поколений в семье, семейному бескультурью, маргинализации, агрессивному поведению политику по трем направлениям:
• социально-экономические меры сбережения народа;
• социальные программы поддержки семьи;
• социально-культурное, образовательно- воепнтательное, психолого-педагогическое обеспечение семейных функций родителей, подготовка к ним детей и молодежи.
При модернизации страны особого внимания требуют семьи, в которых дети получают высшее профессиональное образование.
Роль высшей школы в обеспечении третьей задачи является лидирующей. В настоящее время социально-психологическая работа с такими семьями не является системной, хорошо организованной и результативной, а скорее
носнт эпизодический характер. Семейная педагогика, развиваемая Сухомлин-ским [6], утратившая традиции в нашем образовании, может послужить основой консолидации профессионального сообщества высшей школы. Актуальность этому направлению работы со студентами и их семьями придают процессы модернизации в условиях устойчивости демографического кризиса и депопуляции в стране, требующие коррекции образовательной парадигмы высшей школы. Приоритетность решения социальных и культурных проблем, в эпицентре которых находится российская семья, определяется переходом от выживания к развитию нашего народа и государства.
■ Изучение эмоциональной реактивности в юношеском возрасте является одной из важных психолого-педагогических проблем в связи с социально-культурной динамичностью и ее влиянием на учебную деятельность и поведение формирующейся личности. Перед вузами стоит задача развития социальной ответственности, творческой активности студенчества в учебнопознавательной деятельности и профессиональном становлении. Задача вуза состоит в превращешш молодого человека из объекта предоставления образовательных услуг в подлинного субъекта развития.
Выделяют повышенную реактивность эмоциональной сферы личности, которая проявляется в психоэмоциональной нестабильности, частой смене настроения, двигательном беспокойстве (гиперкнне-зии), тревожности, агрессивности. Психомоторные, психолого-повсдснческис проявления тревожности разнообразны. Психологически тревожность манифестируется в форме субъективно неприятных ощущений, предчувствия неопределенной, скрытой опасности, которая может не иметь причин в реальном мире. Поведенческие проявления могут быть как в виде импульсивности, возбуждения, бесцельной активности, так и в виде подавленности, равнодушия, апатии с отказом от какой-либо деятельности.
Нервно-психической основой тревожности является чрезмерное психоэмоциональное напряжение человека.
■ Проведено сравнительное психологическое обследование 18 студентов 1-го курса специальности «Юриспруденция» одного из гуманитарных вузов г. Москвы (РМАТ) и 16 студентов 2-го курса специальности «Менеджмент персонала» одного из гуманитарных вузов Московской области (МГАДА) по методике «Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте» [7]. Средний возраст обследованных первокурсников — 18,5 лет (РМАТ), а второкурсников — 19,6 лет (МГАДА). Проведен сравнительный анализ показателей общей тревожности, а также типов тревожности, связанной:
• с будущими жизненными перспективами;
• самоотношением, самооценкой;
• взаимоотношениями с родителями.
Как показывают исследования, наибольшая тревожность возникает у студентов по поводу неопределенности будущего (рис. 1).Около половины студентов (45—56%) испытывают повышенную тревогу относительно будущего профессионального и жизненного устройства, а пятая часть (19%) проявляет высокую тревожность в связи с будущим. Интересные данные получены по вопросу отношений родителей и детей (рис. 2). У 19% студентов-юристов отмечается высокая тревожность из-за отношений с родителями, а у 45% они не вызывают тревоги. Напротив, студенты-менеджеры испытывают очень сильную тревогу (37%) и 6% — сильную тревогу по этому поводу. Эти данные свидетельствуют о внутрисемейных проблемах, кризисе взаимопонимания в семье, что может негативно отражаться на учебных успехах студентов. Полученные сведения подтверждаются данными о том, что около 20% студентов имеют повышенную и 19% — высокую тревожность в связи со своими личностными проблемами (рис. 3).
Тревожность но отношению к будущему Уровень тревожности, связанной с родителями
36%
-ЗТЗО%-
-37:30°/
2Г 'а
-т%-
0%
1 19°,
I :
I 6,25%
и ■ I
низкий ср-низ ср-выс высокий
низкий ср-низ ср-выс высокий оч.высокии
■ МГАДА □ РМАТ
□ МГАДА ■ РМАТ
Рис. 1. Тревожность в связи с будущим Рис. 2. Тревожность, вызванная
взаимоотношениями с родителями
Уровень тревожности но отношению к своей личности
низкий ср-низ ср-выс высокий
■ МГАДА О РМАТ
Рис. 3. Тревожность самоотношения
Полученные данные объясняются тем, что формирование ценностной ориентации современных студентов происходит на фоне эмоциональной неуверенности значимых взрослых (родителей, родственников, преподавателей) в успешной реализации ими своих жизненных перспектив в ситуации общей социально-экономической, ценностно-нормативной нестабильности. Ситуация, когда каждый пятый родитель (21,8%) и почти каждый третий преподаватель (27,6%) испытывают страхи пессимизм перед будущим [1], отражается на эмоциональном состоянии и специфике формирования ценностных ориентаций студенчества в отношении будущих жизненных перспектив. Вы-
сокая тревожность, конфликтный потенциал во взаимоотношении с родителями свидетельствуют о необходимости психологической, коррекционной, социальнопсихологической работы с родительскими семьями студентов, а также в целом с семейной группой. Исследования подтвердили противоположно направленную связь тревожности и показателей успеваемости студентов. Тревожность является проявлением психоэмоционального напряжения, которому способствует состояние эмоциональной реактивности молодежи. Выявлено, что источником сильной тревоги у студентов могут быть внутрисемейные отношения, проблемы будущего и личностные проблемы.
Из этого можно сделать следующие выводы:
• кризис российской семьи затрагивает семьи, имеющие детей и получающие высшее профессиональное образование, которые призваны осуществлять процессы модернизации страны;
• выявлена высокая эмоциональная реактивность в форме тревожности
в сфере взаимоотношений с родителями и личностных психологических проблем, отношения к будущему, что негативно влияет на показатели учебной деятельности;
• предлагается проводить в вузах социально-психологическую работу с семьями студентов группы риска.
ЛИТЕРАТУРА
/. Байтипгер О.Е. Переживание будущего как проблема в ранней юности // Наш проблемный подросток: учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003.
3. Казначеев В. П. и др. Выживание населения России. Новосибирск: Издательство НГУ, 2002.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
5. Прохоров Б. Б. Социальная экология. М.: Academia, 2005.
6. Сухошинский В.А. О воспитании. М.: Изд-во политической литературы, 1975.
7. Хван А.А., Зайцев Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте. Новокузнецк, 2006.
К. А. ФИЛИППОВА
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
УДК 378:001.891
Исследование направлена на изучение самооценки в учебно - профессионал ьной деятельности студентов. Возникает необходимость поиска новых подходов к формированию самооценки студентов с учетом изменяющейся системы ценностей, нахождения адекватных форм и методов подготовки на базе разработанных теоретических основ процесса самооценки учебно-профессиональной деятельности в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: учебно-профессионатьная деятельность, самооценка, эксперимент, eajiudHocmb.
The study aimed to explore self-esteem in the educational activity of students. There is a need for new approaches to building self-esteem of students, taking into account the changing value system of finding adequate forms and methods of preparation developed on the basis of the theoretical foundations of the self-teaching career in higher education.
Key words: teaching and professional activities, self-esteem, experiment validity.
В 2008—2011 учебных годах в Западно- проведен педагогический эксперимент, ь
Подмосковном институте туризма, Фи- ходе которого решалась проблема опре-
нансово-промышленной академии. Цен- деления влияния педагогической модели
тре образовательной деятельности был самовоспитания на повышение уровня