УДК 37.013.78
М. Б. Захарова
Сравнительный анализ системы ценностей студентов вузов
В статье рассматриваются вопросы формирования системы ценностей студентов вузов Московской области. Исследование проведено в рамках ежегодного мониторинга. Проведен сравнительный анализ системы ценностей студентов, участвующих и не участвующих в волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность рассматривается автором как часть модели сетевого взаимодействия в региональном воспитательном пространстве, позволяющая реализовать психолого-педагогические условия данного взаимодействия. Выявлено, что доминирующими ценностями волонтеров выступают семейная жизнь и общественная жизнь, тогда как у студентов, не занятых этой деятельностью, ведущими терминальными ценностями являются получение образования и престижная работа. Волонтеры в большей степени ориентированы на расширение социальных контактов, саморазвитие и получение духовного удовлетворения. Не-волонтеров привлекают «престижная» деятельность и упрочение материального положения. Не обнаружено отличий в отношении ценности профессиональной деятельности и сферы увлечений: обе эти сферы в равной мере важны для студентов. Доказана целесообразность расширения взаимодействия между образовательными организациями разных типов для повышения воспитательного потенциала через увеличение действующих волонтерских отрядов и расширение спектра проводимых совместных социальных акций и социальных проектов.
Ключевые слова: терминальные ценности студентов, волонтерство, сетевое взаимодействие, воспитательный потенциал, социальное проектирование.
М. В. Zakharova
The Comparative Analysis of the Students' Value System
This article discusses the issues on the formation of the value system of University students of the Moscow region. The study was conducted in the framework of the annual monitoring. A comparative analysis of the value system of students participating and not participating in volunteer activities. Volunteering is considered by the author as a part of the networking model in regional educational space, allowing to implement psycho-pedagogical conditions of this interaction. It is revealed that the volunteers' dominant values are family life and public life, while students have not engaged in this activity, the leading terminal values are education and prestigious job. Volunteers are more focused on increasing social contacts, self-development and receive spiritual satisfaction. Non-volonteers aspire to prestige and consolidate their financial position. Differences about the value of professional activities were not revealed.
Keywords: students' terminal values, volunteering, networking, educational capacity, a social project.
На подрастающее поколение действует множество разнородных и разнонаправленных факторов, в том числе связанных с глобализацией и интеграцией в мировое сообщество. Студенчество - самая активная и мобильная часть молодежи, перед которой открыты не только большие возможности, но и возникает огромное число рисков, угроз формированию личности, особенно системы ценностей. В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача, связанная с созданием условий для целенаправленного формирования личности, отвечающей требованиям современного общества и государства, которые сформулированы в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Мы уверены, что добиться поставленной цели можно, только объединив усилия образовательных организаций в единое воспитательное пространство, причем ведущую роль в научно-методическом и психолого-педагогическом плане могут и должны сыграть
вузы. В целях поддержки и развития молодежного волонтерского движения на территории Московской области в соответствии с письмом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 26.08.2009 № ВМ-05-07/3882 «О развитии волонтерской деятельности молодежи» на базе каждого из шести вузов созданы волонтерские отряды, которые оказывают, в первую очередь, помощь другим образовательным организациям, например, казенным общеобразовательным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учебно-воспитательным организациям для детей и подростков с девиантным поведением; специальным образовательным школам-интернатам для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии !—УШ видов. Также волонтерские отряды оказывают посильную помощь учреждениям социальной сферы - домам престарелых, геронтологи-ческим центрам, пациентам, находящимся в ме-
© Захарова М. Б., 2017
дицинских учреждениях. Данная деятельность отвечает нормативно-правовым условиям, но нас интересует эффективность проводимой работы, поэтому в рамках ежегодного мониторинга воспитательных результатов мы отслеживаем формирование ценностно-мотивационной сферы у студентов вузов, подведомственных Министерству образования Московской области. Сегодня в волонтерское движение в различных вузах вовлечены от 18 до 31 % студентов, стоит задача в ближайшие период увеличить охват волонтерским движением, при этом не потеряв инициативу, исходящую от самих студентов, поэтому чрезвычайно важно отслеживать результативность этой работы.
Современные исследователи используют разнообразные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи, однако наиболее адекватной цели и задачам нашей работы оказалась методика «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина. Он предназначен для диагностики следующих жизненных целей (терминальных ценностей) человека: собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности. Свои жиз-
ненные цели и планы человек может реализовы-вать в разных сферах, которые также оцениваются с помощью методики И. Г. Сенина: профессиональная жизнь; сфера обучения и образования; сфера семейной жизни; сфера общественной жизни; сфера увлечений.
В мониторинге участвовали студенты 6 вузов Московской области, а именно ГБОУ ВО МО «Технологический университет», ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна», ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Общий объем выборки - 1 689 человек, что составляет 23 % от контингента обучающихся студентов, при этом в исследовании принимали участие студенты, ведущие общественную деятельность и участвующие в волонтерском движении, и студенты, не занимающиеся волон-терством. Возраст респондентов от 18 до 22 лет, выборка сбалансирована по гендерному признаку. В обобщенном виде результаты по обеим группам - волонтеры и не-волонтеры - представлены в следующих таблицах.
Таблица 1
Значимость жизненных сфер для студентов (средние баллы)
Группы Про фессиональ-ная жизнь Обучение и образование Семейная жизнь Общественная жизнь Увлечения
Волонтеры 69,81 54,45 72,97 70,08 67,56
Не-волонтеры 72,14 78,32 62,01 42,19 62,32
Таблица 2
Значимость терминальных ценностей (средние баллы)
Группы Собственный престиж Высокое материальное положение Креативность Активные социальные контакты Развитие себя Достижения Духовное удовлетворение Сохранение собственной индивидуальности
Волонтеры 28,12 23,82 37,09 37,67 44,82 37,45 32,89 34,17
Неволонтеры 37,67 36,14 32,39 25,13 37,18 31,03 16,34 35,87
Для интерпретации результатов мы воспользовались математической проверкой достоверности отличий с применением ^критерия Стьюдента.
Сравнение достоверности отличий по жизненным сферам показало значительные отличия в сфере семьи и в сфере общественной жизни (1 = 7,89, а = 0,01; 1 = 3,85, а = 0,01 соответственно). Среди волонтеров эти сферы имеют большую ценность, нежели среди «не-волонтеров». Это го-
ворит о высокой значимости для человека всего того, что связано с семьей и проблемами общества, в котором он живет. Студенты, занятые общественной деятельность, сталкиваются с детьми-сиротами, лишенными семьи, родительской любви и заботы. Мы полагаем, что именно общение с этой категорией детей, нуждающихся в помощи и поддержке, способствует тому, что такие студенты, как правило, начинают по-другому относиться
и к собственной семье, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, а также быстро и легко вовлекаются в общественно полезную, социально значимую деятельность. Этот факт объясняется тесной связью волонтерства с участием в таких социальных проблемах, как работа с пожилыми одинокими людьми, с детьми-сиротами, с людьми, лишенными нормальной семьи. «Западание» ценности этих сфер у «неволонтеров» можно объяснить тем, что ведущей в этом возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Современному студенту, получающему высшее образование, необходимо задумываться о вариантах трудоустройства, учебных достижениях, которые составят его портфолио достижений. Не удивительно, что сфера обучения и образования для «не-волонтеров» куда важнее всех остальных сфер ( = -2,65, а = 0,01). Можно сделать вывод о том, что студенты, задействованные в волонтерской деятельности, больше озабочены проблемами общества и окружающих их людей, нежели студенты, не имеющие к этому прямого отношения. Справедливо будет заметить, что низкая значимость сферы обучения и образования у волонтеров может считаться некой негативной тенденцией волонтерства; несмотря на то, что они активно включены во внеучебную деятельность, их ведущая деятельность - получение образования - уходит на второй план.
Незначительные показатели отличий получились в сферах профессиональной жизни и увлечений ^ = -0,82, а = 0,42; t = 0,95, а = 0,35). Это свидетельствует о равном положении представителей обеих групп относительно отношения к профессиональной деятельности, которая в равной мере осознается как важная, но находящаяся в зоне ближайшего будущего, тогда как сфера увлечения, находящаяся в зоне актуальных отношений, одинаково важна для всех респондентов. Главное отличие кроется в содержании хобби и увлечений, которыми заполняют свой досуг студенты-волонтеры и не-волонтеры. Это обусловлено возрастными особенностями психического развития: студенческая молодежь на данном этапе отходит от «детских игр» и начинает заниматься «серьезными делами», значимость которых каждая группа респондентов определяет для себя по-разному.
Интересные результаты были получены при сравнении терминальных ценностей. Волонтеры значительно опередили простых студентов в социальных контактах ^ = 3,35; а = 0,001). Высокие баллы по данному показателю свидетельствуют о стремлении человека к установлению благопри-
ятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений. Не удивительно, что, отвечая на открытый вопрос анкеты «Как волон-терство изменило Вашу жизнь?», многие написали о том, что стали больше общаться, завели много новых знакомств и стали менее стеснительными в общении. Мы полагаем, что расширение сферы социальных контактов поможет волонтерам не только в данный момент расширить круг общения, но и в будущем легче решать вопросы, связанные с трудоустройством, продвижением своих start-up и бизнес-проектов.
Согласно полученным результатам, саморазвитие для волонтеров является более ценным и значимым, чем для не-волонтеров (t = 3,24, а = 0,04). Волонтеры больше заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях и других характеристиках своей личности. Они в наибольшей степени склонны к самосовершенствованию и стремятся к реализации своих способностей. Процесс саморазвития очень важен, так как недооценка этой характеристики может привести к кризису идентичности, вызвать ощущение бесцельности, отчужденности и неспособности строить карьеру и дальнейшее образование. Волонтерские отряды, вероятно, оказывают сильное влияние на саморазвитие юношества, давая возможность проявить себя в самых разных направлениях. Сами волонтеры в анкетах отмечают, что волонтерская деятельность раскрыла в них способности, о которых они и не подозревали.
Мы живем в материальном мире, и на сегодняшний день материальные ценности доминируют над ценностями духовными. Наличие каких-либо знаков престижа куда важнее, нежели внутренний мир. Сравнение по таким терминальным ценностям, как «собственный престиж» и «высокое материальное положение», выдвинуло «неволонтеров» вперед (t = -3,71, а = 0,021; t = -9,44, а = 0,01). Высокие показатели по данным ценностям говорят о том, что респонденты зачастую заинтересованы в социальном одобрении, они уверены, что высокое материальное благосостояние - основа чувства собственной значимости. Интересен тот факт, что по показателю «духовной удовлетворенности» волонтеры также значимо превосходят своих сверстников, не участвующих в данной деятельности (t = 3,48, а = 0,013). Это говорит о том, что включение юношей в волонтерскую деятельность влияет на их ценностные ориентации. Студенты начинают включаться в какую-
либо деятельность не за вознаграждение или похвалу, а ради морального удовлетворения. Многие респонденты среди волонтеров написали в своих анкетах о том, что волонтерство приносит им душевное спокойствие, хорошее настроение, уважение со стороны знакомых и родных.
Более высокие показатели по таким терминальным ценностям, как «креативность» и «достижения» (1 = 1,52, а = 0,14; г = 2,99, а = 0,03), свидетельствуют о благотворном влиянии деятельности волонтерских отрядов на стремление студентов творчески подходить к различным видам деятельности, использовать разнообразные приемы и методы в своей работе, постоянное желание совершенствоваться, но вместе с тем четко планировать свою деятельность. Западание этих ценностей у «не-волонтеров» можно объяснить тем, что в процессе обучения зачастую используются стандартизированные подходы, задания, предполагающие один правильный ответ, что ограничивает творчество и развитие мышления студентов.
Не выявились отличия среди респондентов в отношении к такой терминальной ценности, как «сохранение собственной индивидуальности». Период ранней юности характеризуется, в первую очередь, поиском самого себя, формированием «Я-концепции», самоопределением и самоактуализацией. Вне зависимости от ведущей деятельности, ближайшего окружения, социальных условий и прочих внешних факторов, юноша стремится выделяться из толпы. Он стремится в любых ситуациях подчеркнуть свою индивидуальность и своеобразие, отличие между волонтерами и неволонтерами лежит в способах самовыражения, самоутверждения.
Помимо оценки терминальных ценностей, мы провели анкетирование среди волонтеров с целью выяснения факторов, повлиявших на изменения их системы ценностей. Полученные ответы помогли нам лучше понять мотивацию участия в волонтерской деятельности.
Одна треть респондентов занимается волон-терством больше года. Это говорит о том, что вовлечение в общественную деятельность произошло в период обучения в вузе, следовательно, для создания единого воспитательного пространства в регионе необходимо активизировать данную деятельность в профессиональных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей. Только 14 % опрошенных отметили, что вступили в волонтерское движение, еще будучи
школьниками. Для формирования системы ценностей необходимо определенное количество времени, чтобы подобная деятельность изменила систему ценностных ориентаций. Подобная информация весьма важна при разработке программы психолого-педагогической поддержки и сопровождения волонтерского движения и формирования воспитательного пространства региона.
Следует отметить, что наиболее востребованна помощь пожилым людям, организаторская помощь, экологические проекты и спортивные мероприятия. Именно в этих направлениях приняло участие наибольшее число опрошенных, это позволяет сделать вывод, что подобные мероприятия способствуют благоприятным изменениям в нравственном развитии подрастающего поколения.
Для развития и расширения волонтерского движения важна не только административная помощь, но и моральная поддержка друзей и однокурсников, поэтому в анкете мы поинтересовались у волонтеров, как друзья и ближайшее окружение относятся к их увлечению волонтерской помощью. 72 % респондентов указали, что друзья поддерживают их, готовы присоединиться и ногда реально помогают, участвуют в волонтерских проектах. 18 % респондентов отметили, что ближайшее окружение нейтрально относится к волонтерству - не осуждает, но и помогать не спешит, а у 10 % опрошенных есть серьезные проблемы с друзьями и родственниками, потому что последние считают волонтерскую деятельность пустой тратой времени, приводя в пример тех однокурсников, кто сосредоточен на получении образования. Некоторые респонденты отметили в своих анкетах 2 варианта ответов: положительно относятся родители; считают волон-терство пустой тратой времени - друзья. В целом, можно сделать вывод о высокой значимости для респондента деятельности, в которой он участвует, идентификации с другими волонтерами, поскольку, несмотря на то, что в юношеском возрасте мнение окружающих, в особенности друзей, для человека очень важно, он все равно продолжает заниматься тем, что ему нравится.
На открытый вопрос анкеты «Как волонтер-ство изменило Вашу жизнь?» были получены разнообразные ответы. В основном влияние волон-терства на жизнь оценивается респондентами положительно, поскольку произошло расширение сферы общения как для дружеских контактов, так и для профессиональной деятельности. Студенты-волонтеры отметили, что эта деятельность научи-
ла их контролировать свои эмоциональные проявления, повысился общий эмоциональный фон, они чаще находятся в хорошем настроении и готовы оказывать помощь нуждающимся, в том числе и однокурсникам.
Субъективная оценка респондентов помогла нам глубже понять влияние волонтерства на формирование ценностных ориентаций в этом возрастном периоде. Таким образом, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что волонтерство является мощным инструментом формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи. Необходимо включать молодых людей в подобную деятельность, чтобы создавать пространство для всестороннего развития личности, направленной на развитие не только себя, но и общества, в котором существует. Для управления образованием результаты данного мониторинга показали потенциал волонтерства для формирования системы ценностей студентов, роль и место волонтерской деятельности в воспитательном пространстве региона.
Библиографический список
1. Борисова, Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т. Ф. Борисова. - М., 1999. - 204 с.
2. Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие [Электронный ресурс] // Д. В. Григорьев. - Режим доступа: //Шр: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc -
С. 1 (Дата обращения 29.06.17).
3. Новикова, Л. И., Соколовский, М. В. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) [Текст] / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-134.
4. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем
[Текст] / В. В. Сериков. - М. : Издат. корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
5. Стратегия развития воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст] / под ред. И. А. Зимней. - Агентство «Издательский сервис», 2004. - 480 с.
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. от 29.05.2015, № 996-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tE FnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 29.06.17)
Bibliograficheskij spisok
1. Borisova, T. F. Obrazovatel'noe prostranstvo kak faktor social'nogo vospitanija shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Tekst] / T. F. Borisova. - M., 1999. -204 s.
2. Grigor'ev, D. V. Sobytie vospitanija i vospitanie kak sobytie [Jelektronnyj resurs] // D. V Grigor'ev. - Rezhim dostu-
pa: //http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc -S. 1 (Data obrashhenija 29.06.17).
3. Novikova, L. I., Sokolovskij, M. V. Vospitatel'noe prostranstvo kak otkrytaja sistema (Pedagogika i siner-getika) [Tekst] / L. I. Novikova, M. V. Sokolovskij // Ob-shhestvennye nauki i sovremennost'. - 1998. - № 1. -S. 132-134.
4. Serikov, V V Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanija pedagogicheskih sistem [Tekst] / V. V Serikov. - M. : Izdat. korporacija «Logos», 1999. -272 s.
5. Strategija razvitija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy [Tekst] / pod red. I. A. Zimnej. - Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2004. -480 s.
6. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Feder-acii na period do 2025 goda. Utv. ot 29.05.2015, № 996-r [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tE FnyHlBitwN4gB.pdf (data obrashhenija 29.06.17)