Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 378:316.354.4
Н. Г. Супрун, И. В. Гурьянова, Н. В. Мартынова
Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход
Целью статьи стала разработка инновационного подхода к развитию благоприятной среды для эффективного интегрирования волонтерства в систему профилактики асоциального поведения детей и подростков РФ. С использованием социологического опроса проанализировано отношение подростков в возрасте от 14 до 18 лет к волонтерской деятельности в образовательном процессе, с помощью таких критериев как: сформированность мотивации к достижению успеха в волонтерской деятельности; осознание и принятие ценностей волонтерства; стремление волонтеров к гуманистически-ориентированному взаимодействию.
Затем была изучена общая эмоциональная направленность волонтеров, с целью выявления сформированных у будущих волонтеров потребностей отдавать, делиться, содействовать, помогать, достигать поставленной цели, бесконфликтно общаться.
Разработана система тренинговых упражнений для развития у подростков в образовательных организациях г. Магнитогорска социально-психологической компетентности, потребности к здоровому образу жизни, эмоционально-позитивной общественно-полезной модели поведения, толерантности, эмпатии, благоприятного поведенческого аспекта и рефлексивных навыков глубокого знакомства с собой. Полученные результаты исследования позволяют констатировать готовность детей и подростков к волонтерской деятельности в своих образовательных организациях.
Ключевые слова: волонтерство, подростки, социальная активность, внеурочная
деятельность, воспитательный процесс, профилактика девиантного поведения,
социально-значимая деятельность, общественно-полезная модель поведения, инновация
Ссылка для цитирования:
Супрун Н .Г., Гурьянова И. В., Мартынова Н. В. Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 236-250. сЬк 10.32744/pse.2019.1.17
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 1 December 2018 Published: 28 February 2019
N. G. SUPRUN, I. V. GURYANOVA, N. V. MARTYNOVA
The development of volunteer activities in the environment of students of educational organizations of the Russian Federation: The innovative approach
The aim of the paper has become the design of an innovative approach to the development of a favorable environment for the effective integration of volunteering in the system of prevention of antisocial behavior of children and adolescents of the Russian Federation. Using a sociological survey, the attitude of adolescents aged 14 to 18 to volunteer activities in the educational process has been analyzed with the help of such criteria as the formation of motivation to succeed in volunteering, awareness and acceptance of the values of volunteering, and seeking humanistically-oriented interaction by volunteers.
Then, the overall emotional orientation of volunteers has been examined with the aim of identification of formed needs to give, to share, to contribute, to help, to reach the goal, and to communicate without conflicts in future volunteers.
A system of training exercises for the development social and psychological competence in of adolescents of educational institutions of Magnitogorsk, as well as the need for a healthy lifestyle, an emotionally-positive socially-useful model of behavior, tolerance, empathy, favorable behavioral aspect, and reflective skills of deep self-learning. The obtained results of the study allow stating the readiness of children and adolescents to volunteer activities in their educational organizations.
Key words: volunteering, adolescents, social activity, extracurricular activities, educational process, prevention of deviant behavior, socially-significant activities, socially useful model of behavior, innovation
For Reference:
Suprun, N. G., Guryanova, I. V., & Martynova, N. V. (2019). The development of volunteer activities in the environment of students of educational organizations of the Russian Federation: The innovative approach. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 236-250. doi: 10.32744/pse.2019.1.17 (In Russ., abstr. in Engl.)
_Введение
е настоящее время, одной из доминирующих идей воспитания выступает социальное становление личности для ее служения обществу. Вместе с тем, стремление подростков к участию в общественной жизни вступает в противоречие с недостатком опыта, знаний, умений и навыков. Волонтёрское движение, которое позволяет молодому поколению реализовать свои устремления через помощь слабым, поддержку прогрессивных проектов в различных областях, призвано, на наш взгляд, разрешить это противоречие. Анализ современных научных исследований подтверждает, что волонтёрство (синоним - добровольчество) играет ключевую роль в мобилизации общественной инициативы, служит эффективным инструментом в решении многих социальных проблем [1; 6; 9].
Важность волонтёрской деятельности признана на государственном уровне РФ, что подтверждается законодательными документами. Так, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой правительством Российской Федерации в 2008 году, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Федеральный закон «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» содержит в себе всю информацию о правилах волонтерской деятельности Российской Федерации [8].
Опыт организации добровольческой деятельности существует во многих российских регионах. В Челябинской области, в частности в городе Магнитогорске, волонтёрское движение постепенно становится нормой жизни. Горожане с большим интересом относятся к идеям благотворительности и принимают активное участие в общественной жизни города. Так, в 2012 году был создан Волонтёрский центр «По зову сердца» при Магнитогорском государственном техническом университете им Г.И. Носова для содействия развитию добровольческого движения среди молодежи. В его заседаниях принимают участие сотрудники Отдела по связям с общественностью администрации Магнитогорска, руководители волонтёрских объединений города.
Необходимо отметить, что в организации добровольческой деятельности возникают определенные трудности. Молодым людям, в силу своих возрастных особенностей, как правило, не хватает знаний и подготовки для оказания безвозмездной помощи, что на практике не редко приводит к проблемам различного характера. Волонтёры попадают в ситуации, где необходимы не только сострадание и милосердие, но и умение работать с аудиторией любого возраста в условиях учреждений разных типов и видов. Таким образом, существует необходимость в комплексной подготовке волонтёров, которая включает в себя специальную образовательную программу, направленную на формирование у обучающихся представлений о волонтёрском движении и различных формах организации волонтёрской деятельности. По нашему мнению, данная программа должна быть практико-ориентированной и включать в себя современные технологии и способы обучения. Это и работа мастер-классов, позволяющих перенимать опыт, и тренинговые занятия, где волонтёры обучатся социотерапевтическим, психологическим, педагогическим методам и способам разрешения конкретных жизненных проблем человека, и дискуссии, позволяющие совместно осуществлять поиск ответов на те вопросы, которые встречаются в практике волонтёра, это и игровые формы, клубные встречи и т.д.
Актуальность привлечения в сферу добровольчества детей и подростков подтверждают и данные Генеральной прокуратуры, так на 2017 г. Челябинская область находится на 4-ом месте в стране по количеству преступлений среди несовершеннолетних. В первом полугодии 2017 года на Южном Урале было зафиксировано 33,3 тыс. преступлений. При этом наша область стала единственным регионом в первой пятерке, в котором уровень преступности по сравнению с 2016 годом вырос - на 1,1%. Соседняя республика Башкортостан занимает в этом же рейтинге 5-ое место. С января по июль 2017 года произошло 29,5 тыс. преступлений. Причем, их было зафиксировано на 17,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В 2015 г. подростковая преступность в регионе выросла на 22,5%. Самыми криминогенными городами стали Магнитогорск, Челябинск, Копейск и Златоуст: на их долю пришлась почти половина совершенных преступлений.
За полгода 2017 г. было зафиксировано 47 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков совершенных несовершеннолетними южноуральцами. Причем на 17% больше стало преступлений, которые подростки совершили, находясь в наркотическом опьянении. Также увеличилось число потребителей наркотиков. По данным специалистов, в г. Магнитогорске два года назад пытались свести счёты с жизнью 14 человек, в прошлом - 23. Один подросток погиб. В 2017 г. попытку суицида предприняли уже несколько подростков.
Данные статистики только подтверждают актуальность создания и реализации социального образовательного проекта для детей и подростков, кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова, совместно с Отделом по делам несовершеннолетних администрации г. Магнитогорска.
_Материалы и методы
Современные технологии организации учебно-воспитательного процесса, а также социальный заказ, который в настоящее время выполняют учреждения, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения, предлагают ребенку не столько роль участника, сколько позицию организатора собственной деятельности. И это, действительно, важно потому, что социально-активным молодым людям легче найти свое место в жизни, добиться успехов, если в процессе смены удовлетворяются их интересы, активизируется социальная инициатива и позитивная жизненная позиция, творческие способности и при этом уровень психического здоровья остается сохранным. В связи с чем, были проведены следующие методы: анкетирование целью которого, являлось изучение мотивации участников тренинга, методика «Определение общей эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова», которая измеряет общую эмоциональную направленность личности. А также апробировалась тренинговая работа, направленная на тренировку коммуникативных навыков, регуляции эмоциональных состояний, командообразования, проработка конфликтных ситуаций и т.д. Реализация проекта «Равный-равному» будет способствовать профилактике девиантного поведения детей и подростков через включение ребенка в социально-значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов на группе сверстников в классах.
_Результаты исследования и их обсуждение
Целевой группой проекта «Равный - равному» выступили обучающиеся образовательных организаций города г. Магнитогорска - подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Каждая образовательная организация представила по 5 волонтеров (общее количество участвовавшая в реализации проекта - 150 человек.
Цель проекта - подготовка группы волонтёров для проведения просветительской работы «каскадным методом» среди детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях города Магнитогорска.
Задачи проекта:
• формирование социально-психологической компетентности и нравственной позиции личности;
• формирование у несовершеннолетних потребности к здоровому образу жизни;
• обучение несовершеннолетних рефлексивным навыкам глубокого знакомства с собой через предложенные упражнения;
• создание у несовершеннолетних эмоционально-позитивной общественно полезной модели поведения;
• профилактика девиантного поведения через включение в социально значимую деятельность по организации жизнедеятельности школы, в т.ч. участие в проведении профилактических тренингов (или проведение ряда упражнений) на группе сверстников.
Ход реализации проекта
Цели и задачи проекта были сформированы на основе диагностики, проведенной в образовательных организациях города МУ «ЦППСиМП.
Реализации проекта «Равный - Равному» проходила в три этапа: предварительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе проведены межведомственные совещания, интенсивный тренинг подготовки волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций г. Магнитогорска, методические часы для классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, круглые столы. На данном этапе подготовки будущие волонтеры проходят диагностику. Диагностика необходима для осознания собственных психологических ресурсов и лучшего понимания и принятия самого себя и других.
Основной этап осуществляется «каскадным» методом и включает профилактический тренинг, который проводится на группе волонтеров, а в последующем реализуется самими подростками в своих классах в паре специалист-волонтер или самостоятельно.
Интенсивный тренинг проходил 1 неделю, далее предусмотрено в течение учеб-
л **
ного года посещение 1 раз в неделю волонтерами и педагогами часа консультаций (проводимых специалистом-тренером), с обсуждением возникающих проблем, с оказанием помощи в определении стратегии и выполнении заданий, предусмотренных проектом.
В структуру тренинга включались базовые занятия, разработанные специалистами и вариативные занятия, подобранные самими волонтерами и апробированные на группе волонтеров, а также проведение диагностических срезов в качестве домашнего задания.
Тренинговая работа направлена на тренировку коммуникативных навыков, регуляции эмоциональных состояний, командообразования, прорабатываются конфликтные ситуации и т.д.
После прохождения обучения волонтеры получают задание и консультации по содержательной стороне задания, публикуют информацию о выполненном деле на сайте своего учебного заведения в рубрике «Равный - равному». Задания у первого и второго набора разные.
После прохождения бучения, волонтерам первого набора было дано задание -провести упражнение личностного роста «Мой герб» с учащимися своих групп. Задание преследовало несколько целей - посмотреть волонтеров в качестве организаторов деятельности, вывести на уровень осознание то, как ты сам и твои одногруппники представляют свое настоящее и будущее. На встречи - консультации волонтеры нарисовали несколько вариантов герба волонтерской группы, а затем провели голосование в учебных заведениях и герб, набравший большее число голосов стал гербом волонтеров проекта «Равный - равному». После этого у волонтеров возникла идея выбрать и разучить песню, которая бы стала их гимном. Впоследствии они исполняли гимн в администрации города, когда поздравляли сотрудников отдела по делам несовершеннолетних со столетием комиссии по делам несовершеннолетних.
С целью профилактики суицидальных намерений в учебных заведениях города волонтерами была проведена анкета «Мой досуг» и составлена карта досуга учащихся первых и вторых курсов колледжей и учащихся 10-11 классов школ. На образовательных сайтах учебных заведений волонтеры выложили информация о мероприятиях, проходящих в городских культурных, спортивных и досуговых центрах, а также график их проведения с указанием ценовой политики. Кроме того, выложен анонс мероприятий, которые пройдут в самих учебных заведениях и будут подготовлены силами учащихся.
Кураторы групп и классные руководители осуществили запись учащихся в кружки и секции, которые функционируют в самих учебных заведениях, а также в ГБУ ДО Доме учащейся молодежи «Магнит» и Дворце творчества детей и молодежи.
Студенты колледжей приняли участие в областных конкурсах «Я выбираю профессию» и «Я выбираю жизнь», приняли участие в акциях День матери «Восславим женщину, чьё имя - мать» и «Подари детям сказку». Также волонтеры колледжей приняли участие в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
С целью профилактики моббинга и буллинга в социальных и общеобразовательных учреждениях волонтеры провели занятия, на которых показали ролики по теме; обсудили виды буллинга и стратегии поведения жертвы моббинга и буллинга; напомнили о телефоне доверия и поместили его на всех информационных площадках (доска объявлений, расписание, рубрика «Равный-равному»).
Следующим заданием волонтеров было участие в Дне психологического здоровья. Волонтеры организовали экран настроения, дарили эмблемы смайликов, проводили флешмобы.
На встречи - консультации волонтеры рисовали газеты, посвященные празднованию Дня волонтера. Газеты были развешены в учебных заведениях. Также учащиеся подготовили историческую справку о волонтерском движении в России и за рубежом, которую транслировали в группах и классах в формате «живой газеты»
Волонтеры активно участвовали в подготовки Новогодних и Рождественских мероприятий: провели конкурсы и подготовили концерты.
Учащиеся, которые прошли обучение во втором наборе, обучались эффективно взаимодействовать с другими, координировать свои действия, отрабатывать навыки сотрудничества в команде и разрешения конфликтов, прорабатывали личностные проблемы.
Они актуализировали полученные знания и навыки в подготовки мероприятий «Я и Интернет». Они провели анкетирование, дискуссии в группах и классах, обсудили позитивные и негативные стороны Интернета.
В рамках проекта «Равный - равному» волонтеры колледжей и школ провели занятия со студентами своей группы или классами по теме «Мир человеческих взаимоотношений». Учащиеся обсуждали пословицы и поговорки о дружбе, добре и зле, смотрели видеоролики, анализировали сюжеты, учились «отыгрывать» негативные эмоции, возникающие в процессе общения. Приходили к осознанию того, что все люди разные, они не соответствуют нашим ожиданиям и поэтому, необходимо учиться сдерживать свои эмоции, критические замечания, лояльно относиться к тем, кто отличается от тебя, акцентировать внимание на позитивных людях и моментах жизни.
Волонтеры первого и второго набора выступили организаторами при проведении военно-спортивных мероприятий «Служить России суждено тебе и мне», посвященных Дню защитника Отечества. Участникам предстояло прожить один день армейской жизни: подъем (надеть форму на время), обед - почистить картошку (оценивалась быстрота и качество чистки картофеля), боевые учения (подъём гири, стрельба, прыжки со скакалкой и командные соревнования) и отбой (перетягивание каната).
К Международному женскому дню волонтеры подготовили: стихи, песни, концерты, видеоролики и видеообращение, сюрпризы, розыгрыши и лотерею.
Кроме того, к 23 февраля и 8 марта от каждого класса или группы были нарисованы стенгазеты, которые приняли участие в конкурсе на лучшую коллективную работу.
Свою социальную активность в преддверии президентских выборов волонтеры проявили в том, провели конкурс лозунгов и политических плакатов, призывающих придти на выборы и отдать свой голос.
Параллельно с тренингом для группы волонтеров осуществлялись консультации специалистов образовательных организаций, обучающие семинары (педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и др.)
Заключительный этап посвящен анализу и решению проблем по тематике тренинга. Обсуждение итогов реализации проекта на круглом столе при участии специалистов ОДН администрации населения г. Магнитогорска, волонтеров, специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и др.). Подведением итогов профилактических мероприятий, демонстрирующих сформированные социальная и психологическая компетентности подростков, стал Региональный волонтерский слет «Равный-равному!».
В рамках реализации проекта было проведено диагностическое эмпирическое исследование. Основным методами исследования выступило анкетирование и тестирование.
Исследование проводилось на студентах Многопрофильного колледжа, Политехнического колледжа, Педагогического колледжа, Магнитогорского монтажно-строи-тельного техникума и учащихся образовательных организаций города Магнитогорска. В ходе исследования было опрошено 150 обучающихся. В опросе приняли участие 39 юношей и 111 девушек в возрасте от 14 до 18 лет. Основную массу опрошенных составили девушки от 14 до 16 лет (70 %). Целью данного анкетирования являлось изучение
мотивации участников тренинга.
Наиболее первостепенной целью мотивации человека стать волонтером среди респондентов, был указан ответ - потребность помогать людям и животным. Этот ответ выбрали 90 % участников от числа ответивших. Так же, важной мотивацией для волон-терства является - наличие большого количества свободного времени, этот вариант выбрали 24 % (см. рис. 1).
На вопрос «Почему Вы решили участвовать в проекте?» 75 % ответивших выбрали вариант «Мне интересны новые проекты в моей жизни», это свидетельствует о том, что респонденты открыты к полезному опыту в их жизни и заинтересованы в новых знакомствах. Так же, 70 % отпрошенных выбрали вариант «Это поможет мне в дальнейшей жизни», следовательно, участники проекта получат новые навыки и умения для дальнейших открытий.
100% 90% BD% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
90%
Т 115/
АЧУо 21%
9%
I Потребность помогать людям/животным
I Наличие большого количества свободного времени
I Значимость и социальное одобрение
Другое
Рисунок 1 Мотивация - стать волонтером у опрошенных
Желание стать волонтёрами присутствует более, чем у 36 % респондентов, т.к. они уже были вовлечены в волонтёрскую деятельность и согласны стать участниками других мероприятий, связанных с развитием культурно-досуговой деятельности. 64 % опрошенных впервые станут волонтёрами, т.к. не имели ранее такой возможности.
На вопрос «Взяли бы Вы на себя ответственность за результаты порученной Вами волонтерской деятельности?» 88 % респондентов ответили положительно, это может говорит о том, что данные участники не бояться брать на себя обязательства и являются надежными исполнителями. В свою очередь, 11 % затрудняются ответить на данный вопрос.
Идя к своей цели, 61 % учащихся собирают дополнительную информацию, это говорит о том, что респонденты заранее готовятся и обдумывают свою цель. Равным образом число ответивших поступают так, как считают нужным. Это может говорить нам о сформировавшемся мнении у подростков. И лишь 37 % опрошенных охотно выслушивают советы от других людей (см. рис. 2).
61%
61%
37%
Собираете
д о п о л н ите л ьну ю
информацию
Поступаете так, как считаете нужным
Охотно выслушиваете совет
100% 90%
ао%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рисунок 2 Достижение цели
Достигая поставленной цели, 56 % опрошенных всегда анализируют полученные результаты. Это может говорить о том, что участникам анкетирования свойственно продумывать каждый шаг и каждое действие к поставленной цели. 42 % опрошенных лишь иногда подвергают анализу свои методы достижения цели. И лишь 4 % участников анкетирования никогда не производят анализ достигнутых целей.
Одним из вопросов в анкете являлась формулировка жизненного кредо или девиза обучающихся. «Только вперёд!» и «Никогда не сдавайся!» являлись самыми популярными изречениями, что равен 7 %.
На вопрос «Каковы Ваши ожидания от участия в проекте?» 94 % респондентов ответили, что у них нет никаких ожиданий от проекта. 76 % опрошенных решили, что участие в проекте даст им возможность приобрести новые знакомства и определить перспективы саморазвития и 49 % участников думаю, что проект поможет им разобраться в самих себе (см. рис. 3).
Также среди респондентов была проведена анкета «Субъектность участников в тренинге». Задачей данного исследования было определение общей динамики в развития личностных качеств участников проекта в ходе личностно-ориентированного взаимодействия. Респондентам было необходимо выразить свое согласие (поставь знак «+») или несогласие с ним (поставь знак «-») на каждое суждение, опираясь при этом на собственное мнение о себе и знание своих индивидуальных особенностей.
На суждение «Я никогда не опаздываю» положительно ответили 57 % опрошенных, а 44 % ответили отрицательно.
«Мои успехи в тренинге зависят только от меня» - с этим суждение согласились более 94 % респондента и 6 % ответили отрицательно.
«В процессе тренинга я чаще пассивен, чем активен» - на это суждение 90 % учащихся дали отрицательный ответ и 10 % респондентов ответили положительно (см. рис. 4). Это может говорить о том, что учащиеся стремятся проявлять себя на тренин-говых занятиях, показывая свою активность и заинтересованность в происходящем.
76%
49%
У меня нет никаких ожиданий от участия в проекте
Участие в проекте даст мне возможность приобрести новыезнакомства и определить перспективы саморазвития
Участие в проекте поможет мне разобраться в самом себе
Рисунок 3 Ожидания респондентов от участия в проекте
90%
1оо% -94%
90% 80* 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
100% 90% 80%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рисунок 4 «В процессе тренинга я чаще пассивен, чем активен»
95 % опрошенных положительно ответили на суждение «Я всегда признаю свои ошибки», 5 % ответили отрицательно.
На суждение «Многое из того, что осваиваем на тренинговых занятиях, мне интересно» 100 % респондентов ответили положительно. Данные результаты могу говорить о том, что респонденты заинтересованы и увлечены происходящими тренингами.
Мнения разделились на суждении «В предложенных играх я предпочитаю лидировать», где 50 % ответили положительно и 50% ответили отрицательно.
10%
Положительно Отрицательно
«Я готов и умею выражать свою точку зрения по какому-либо вопросу» - на это утверждение положительно ответили 82 % респондентов, а отрицательно 12 %.
«Мне не нравится, когда на занятиях кто-то проявляет слишком высокую активность» - 80 % учащихся дали положительный ответ и 20 % отрицательный.
«Я редко проявляю инициативу в тренинговом процессе» - на это суждение 94 % опрошенных ответили отрицательно и 7 % положительно.
94 % участников опроса дали положительный ответ на суждение «Мне нравится, когда тренер предлагает самостоятельно выполнить творческое задание, за что я с удовольствием берусь», и 7 % ответили отрицательно. Это может говорить о том, что учащиеся с легкостью могу проявлять инициативу в заданной работе, не боясь трудностей в индивидуальном задании.
На суждение «Я всегда говорю правду» 82 % респондентов дали положительный ответ и 19 % ответили отрицательно.
«Мне нравится вместе с другими участниками выполнять групповые задания, что-то обсуждать и принимать решения» - на данный вопрос все участники опроса ответили положительно.
После проведенного анализа анкет обучающихся, была произведена обработка результатов по шкалам лжи.
По полученным данным можно сделать вывод: у 9 % человек, обучающихся в колледже, присутствует высокий уровень лжи, это говорит о том, что субъектная позиция участников в тренинге ярко выражена, сформирована на высоком уровне. Участникам - присущи как внутренняя активность (переживания своей причастности к процессу образовывания себя, интеллектуальная включенность в предлагаемый учебный материал), так и внешняя (выражение своего мнения по поводу обсуждаемой проблемы, обращение к тренеру с вопросами и уточнениями, внесение предложений по организации тренинга и другое). Участники в высокой степени самостоятельны в освоении предложенной деятельности, значительно ориентирован на выполнение различных видов самостоятельных работ, часто проявляют инициативу. Лишь у одного человека, обучающегося в школе, присутствуют данные качества.
У 0,5 % обучающийся колледжей и 1 % школьников присутствует средний уровень лжи. В определенной степени субъектность присуща участникам как его личностное качество, выражена у респондентов в достаточной мере. Участники стремятся к проявлению некоторой активности, но инициативным бывает редко. Выборочно относится к участию в самостоятельных заданиях. Пытаются вырабатывать свою позицию в тех или иных вопросах, но далеко не всегда стремятся выражать свое отношение к тем или иным аспектам организации тренингового процесса.
У 0,6 % респондентов, обучающихся в школе, фигурирует низкая шкала лжи. Субъектная позиция участников проекта в тренинговом процессе выражена очень слабо либо практически отсутствует. В процессе тренинга участники занимают чаще всего пассивную позицию, активность проявляют крайне редко, эпизодически, предпочитают быть в роли исполнителя тренерских указаний и не выражать своего отношения к ним. К самостоятельности не стремятся, различные виды самостоятельной работы выполняют, поскольку они заданы тренером и не стремятся к собственному выбору. Инициатива на занятии практически отсутствует. Ориентирован на традиционное выполнение роли «ученика» как «объекта педагогических воздействий», на усвоение знаний, умений, навыков. У обучающихся респондентов колледжей отсутствуют низкие показатели.
Проведенный анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы: респонденты готовы стать волонтерами, понимая, что социально-полезные дела помогут им в будущем. Большая часть анкетируемых, как показали данные, обладают лидерскими качествами, умеют высказывать свое личное мнение, активно при этом отстаивая свою позицию. Однако у большинства участников опроса нет ожиданий от участия в проекте, в силу своей несформированности, личных характеристик и юного возраста.
На участниках проекта был проведена методика «Определение общей эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова». Данная методика измеряет общую эмоциональную направленность личности и по ней можно изучить эмоциональную направленность респондентов, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции от испытуемых.
В результате исследования эмоциональной сферы студентов и школьников, мы получили следующие данные. По методике Б.И. Додонова, у наших респондентов были выявлены следующие эмоциональные направленности личности:
100% &о% во%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
90%
85% 85%
Коммуникативная Ге д о н е сти ческа я Романтическая Альтруистическая
Рисунок 5 Результаты эмоциональной направленности по методике Б.И. Додонова
Как видно из рисунка 5, наглядно иллюстрирующего результаты нашего исследования, у респондентов оказались наиболее выраженными следующие эмоции:
• коммуникативная - 90%. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении подростков;
• гедонистическая - 85%. Здесь выражена потребность респондентов в телесном и душевном комфорте и достижение комфорта является мощным мотивом деятельности;
• романтическая - 85%. Возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному;
• альтруистическая - 80%. Данные эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. У испытуемых ярко выражена потребность отдавать и делиться.
_Заключение
Таким образом, формирование социальных, психологических и педагогических условий реализации волонтерства в системе образования в Российской Федерации (РФ) является в настоящее важной задачей для общества и актуальной проблемой профилактики девиантного поведения подростков.
Специальная подготовка волонтеров, позволяет повысить эффективность их деятельности, является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Предложенный нами образовательный проект «Равный-равному» представляет собой деятельност-ный подход к решению этого вопроса, направлен на формирование нравственных качеств подростков на основе добровольчества и способствует более глубокому осмыслению подростками таких общечеловеческих нравственных ценностей, как гуманизм, альтруизм, справедливость и др.; формированию ценностных ориентаций, нравственных качеств и норм нравственного поведения; развивает коммуникативные связи и творческие способности ее участников, а также создает возможности для индивидуального самовыражения и оптимизиции эмоционального состояния молодых людей
В результате реализации проекта «Равный-Равному мы получили следующие результаты:
• на базе образовательных организаций г. Магнитогорска созданы сообщества «Равный - равному» в структуре органа детского (школьного) самоуправления;
• сформирована социальная и психологическая компетентность подростков и выработана нравственная позиция личности;
• сформирована потребность к здоровому образу жизни;
• создана эмоционально-позитивная общественно-полезная модель поведения подростков;
• выявлена склонность среди подростков образовательных организаций к формам девиантного поведения: агрессивного, аддиктивного, аутоагрессивного поведения и др.;
• выявлены подростки для социального и психолого-педагогического сопровождения (индивидуальной, групповой работы и др.) педагогом-психологом, социальным педагогом в образовательной организации;
• организовано социальное и психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в образовательной организации;
• наблюдается снижение числа подростков, склонных к девиантному поведению;
• снижение уровня проявления агрессии и враждебности по отношению к окружающим, раздражительности и тревожности;
• охват подростков, участвующих в проекте, за период с октября по май 20172018 гг. - примерно 1950 обучающихся образовательных организаций г. Магнитогорска и 15 сотрудников образовательных организаций.
Реализация проекта продолжается и в настоящее время. «Равный-равному» - это открытая образовательная площадка для тех, кто хочет развиваться, совершая добрые и полезные дела, познавать новое, повышать свой личностный потенциал. Количество желающих принять участие в проекте возрастает с каждым годом. Подводя итоги, можно констатировать: профессиональная подготовка добровольцев, позволяющая
повысить эффективность их деятельности, является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Предложенный нами образовательный проект «Равный-равному» представляет собой деятельностный подход к решению этого вопроса.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Бархаев А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика, 2010. Т. 3. № 1. С. 51-58.
2. Боровкова Н.В., Мартынова Н.В. Правовоспитание как способ снижения девиантного поведения несовершеннолетних // CRIAR EDUCAQÄO Revista do Programa de Pós-Graduagao em Educarlo UNESC. 2017. Вып. 6, № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://periodicos.unesc.net/criaredu/article/view/4095/3857 (дата обращения: 09.09.2018).
3. Волонтёрство - важное социальное явление среди молодёжи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2015. № 9 (27). С. 20-25.
4. Григорьев И.Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина. 2008. № 12 (68). С. 100 - 104.
5. Гурьянова И.В., Федякина Я.М. Волонтерская деятельность как форма социальной активности современной молодёжи // Технологии социальной работы с молодежью : материалы V межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 16 - 20 октября 2017 г.) / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. Кострома : КГУ, 2017. - С. 265 - 269.
6. Кибальник А.В. Волонтёрская деятельность как средство подготовки будущих социальных педагогов к социальному партнерству // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. № 11.8(47). С. 257-265.
7. Киселёва И.Н. Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105-110.
8. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ, Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 2 (20). С.34-39.
9. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. М.: Изд-во Московского ун-та, 2006.
10. О филантропии, меценатстве и волонтерстве. Федеральный закон от 11.08.2003 № 135-ФЗ. В ред. от 22.08.2004. Ст. 1-10.
11. Мартынова Н.В., Петушкова О.Г. К вопросу о социальной активности у подростков // Перспективы развития науки и образования сб. науч. тр. по материалам XXIII междунар. науч.- практич. конф. Под ред. А.В. Туголукова. 2017. С. 49-55.
12. Мартынова Н.В., Дуюсова Р.С. Профилактика девиантного поведения подростков как направление деятельности психолого-педагогической службы в образовательной организации // «Студенческий научный форум 2018» [Электронный ресурс].URL: http://www.scienceforum.ru/2018/12/2987 (дата обращения: 09.09.2018).
13. Олейник Е.В. Студенческое волонтерство как социально-педагогическая технология работы с молодежью // Технологии социальной работы с молодежью : материалы V межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 16 - 20 октября 2017 г.) / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. Кострома : КГУ, 2017. С. 262 - 265.
14. Петушкова О.Г., Гурьянова И.В. Профилактика суицидальных намерений учащихся колледжей средствами культурно-досуговой деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12-1 (66). С. 124 -127.
15. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.
REFERENCES
1. Barkhaev A.B. Socio-psychological background for the involvement of students in volunteer activities. Izvestiya of Saratov University. Series: Psychology. Pedagogy, 2010, vol. 3, no. 1, pp. 51-58. (in Russian)
2. Borovkova N.V., Martynova N.V. Legal education as a way to reduce the deviant behavior of minors. CRIAR EDUCAQAO Revista do Programa de Pos-Graduagao em Educagao UNESC. 2017. Vol. 6, No. 2 [Electronic resource] .Available at: http://periodicos.unesc.net/criaredu/article/view/4095/3857 (accessed 9 September 2018). (in Russian)
3. Volunteering is an important social phenomenon among young people. Youth Scientific Forum: Humanities: an electronic collection of articles based on the materials of the XXVIII international student correspondence scientific-practical conference. Moscow, MTSNO Publ., 2015, no. 9 (27), pp. 20-25. (in Russian)
4. Grigoriev I.N. The specifics of the organization of volunteering in the youth environment. Bulletin of the Tambov
University. Series: Humanities. Tambov, TSU Publ, 2008, no. 12 (68), pp. 100-104. (in Russian)
5. Guryanova I.V., Fedyakina Ya.M. Volunteering as a form of social activity of modern youth. Technologies of social work with young people: materials of the V interregional scientific and practical Internet conference with international participation (Kostroma, October 16-20, 2017). Kostroma, KSU, 2017, pp. 265-269. (in Russian)
6. Kibalnik A.V. Volunteer activities as a means of preparing future social teachers for social partnership // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: Scientific Innovation Center, 2013. No. 11.8 (47). Pp. 257-265. (in Russian)
7. Kiseleva I.N. The use of innovative approaches to the organization of volunteering in universities in modern Russia. Modern high technologies, 2017, no. 8, pp. 105-110.(in Russian)
8. Kosova U.P. Motivation for volunteering. Bulletin of Kamchatka Regional Association "Educational-Scientific Center". Series "Humanities", 2012, no. 2 (20), pp.34-39. (in Russian)
9. Kudrinskaya L.A. Volunteer work: the experience of theoretical reconstruction. Moscow, Publishing house of Moscow University, 2006. (in Russian)
10. About philanthropy, patronage and volunteering. Federal Law of 11.08.2003 No. 135-03. Ed. dated 22.08.2004. Art. 1-10. (in Russian)
11. Martynova N.V., Petushkova O.G. On the issue of social activity in adolescents . Prospects for the development of science and education, Sat. scientific tr. on materials XXIII Intern. scientific.- practical conf. Ed. A.V. Tugolukov, 2017, p. 49-55. (in Russian)
12. Martynova N.V., Duyusova R.S. Prevention of deviant behavior of adolescents as a direction of the psychological and educational services in an educational organization. Student Research Forum 2018 [Electronic resource]. Available at: http://www.scienceforum.ru/2018/12/2987 (accessed 9 September 2018). (in Russian)
13. Oleinik E.V. Student volunteering as a socio-pedagogical technology of working with young people. Technologies of social work with young people: materials of the V inter-regional scientific-practical Internet conference with international participation (Kostroma, October 16 - 20, 2017). Kostroma, KSU Publ,, 2017. pp. 262-265. (in Russian)
14. Petushkova O.G., Guryanova I.V. Prevention of suicidal intentions of college students by means of cultural and leisure activities. International Scientific Research Journal, 2017, no. 12-1 (66), pp. 124 -127. (in Russian)
15. Kholina O.I. Volunteering as a social phenomenon of modern Russian society. Theory and practice of social development, 2011, no. 8, pp. 71-73. (in Russian)
Информация об авторах Супрун Нелли Геннадьевна
(Россия, Магнитогорск) Доцент, кандидат философских наук, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова E-mail: [email protected]
Information about the authors Nelli G. Suprun
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Philosophy, Department of Social Work and Psychological
and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Гурьянова Инна Владимировна
(Россия, Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова E-mail: [email protected]
Мартынова Наталья Владимировна
(Россия, Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова E-mail: [email protected]
Inna V. Guryanova
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Department of Social Work and Psychological
and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Natalia V. Martynova
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Department of Social Work and Psychological
and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]