УДК 316.4.051 © Б.Б. Степанова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ РОССИИ
В статье рассматриваются причины учебной миграции иностранных студентов в вузы Улан-Удэ, Томска, Москвы, Воронежа, Саратова, Нижнего Новгорода и Уфы. На основе проведенного опроса и результатов исследований других авторов приводится сравнительный анализ мотивов, побуждающих иностранных студентов выбирать разные вузы России для получения образования.
Ключевые слова: иностранные студенты, учебная миграция, мотивы учебной миграции, социальная адаптация иностранных студентов в России.
B.B. Stepanova
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CAUSES OF FOREIGN STUDENTS' EDUCATIONAL MIGRATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES
In the article the causes of educational migration offoreign students in the universities of Ulan-Ude, Tomsk, Moscow, Voronezh, Saratov, Nizhny Novgorod and Ufa are considered. On the basis of the survey and the results of other authors' research the comparative analysis is made to reveal the motives inspiring foreign students to choose different universities in Russia for getting education.
Keywords: foreign students, educational migration, motives for educational migration, social adaptation of foreign students in Russia.
Обучение иностранных студентов - важная составляющая образовательной системы любого российского региона. Присутствие этой группы студентов в вузах субъекта России демонстрирует востребованность учебных заведений, повышает их рейтинг, а также способствует включению России в международную образовательную систему. Таким образом, обучение в вузе значительного количества иностранных студентов - залог успешного развития, как каждого конкретного вуза, так и образовательной системы страны в целом. Необходимо выявить, какие причины побуждают иностранных абитуриентов выбирать для получения высшего образования именно российские вузы. Знание причин учебной миграции позволит оптимизировать работу российских вузов на международном рынке образовательных услуг и послужит базой для создания привлекательных для иностранцев условий обучения и проживания в России, способствующих нормализации процесса социальной адаптации.
Нами было проведено исследование, в рамках которого были опрошены 176 иностранных студентов, обучающихся в вузах г. Улан-Удэ. В общей сложности в 2013-2014 учебном году в вузах города обучалось 496 студентов-мигрантов. Мы выяснили, какие причины побуждают иностранцев выбирать для обучения вузы г. Улан-Удэ, почему иностранные студенты стремятся обучаться в Бурятии и чем их привлекает обучение в России.
На основе анализа работ исследователей миграционных учебных процессов можно сформулировать типологию причин учебной миграции. Выбор учебы за границей, как правило, обусловлен двумя группами причин: внешними и внутренними. К внутренним относятся причины, связанные с желаниями и стремлениями будущих студентов, сюда относятся: престиж, нежелание жить и учиться в родной стране, интерес к иной культуре.
Под престижем мы понимаем следующие факторы: 1) высокое качество образования в выбранной стране; 2) репутация конкретного вуза, готовящего специалистов в определенной сфере деятельности; 3) желание учиться за рубежом в силу того, что само по себе этот факт повышает авторитет индивида в его социальной группе (в семье, среди товарищей, бывших одноклассников и т.д.). Таким образом, выбор образования за рубежом может быть обусловлен ориентированностью на конкретный вуз или узкопрофильную специальность (престиж вуза), на обучение за границей (престиж заграничного образования) или на конкурентоспособность выпускников вузов определенной страны, их востребованность на внутреннем или внешнем трудовом рынке (престиж государства).
Нежелание учиться в своей стране продиктовано как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам мы относим причины экономического, религиозного и политического характера: конфликты и вооруженные столкновения на территории родного
14. 1 I 2 '14
государства, экономическая и социальная нестабильность, отсутствие вузов, обучающих востребованным специальностям. Среди субъективных причин нежелания продолжить обучение в своей стране выделяются такие как: напряженные отношения с семьей, стремление уехать из своей страны в силу негативной оценки своих перспектив на родине, нацеленность на получение образования за границей как более конкурентоспособного (смежная с первой группой причин).
В основе третьей группы причин ориентации на заграничное образование - интерес. Выбор абитуриентов обусловлен стремлением узнать ближе конкретную страну, ее культуру, историю, традиции, язык и стиль жизни. В этом случае получение образование служит инструментом для того, чтобы посетить интересующее государство, погрузить в культурную среду и, возможно, остаться там на длительный период (во время обучения и после него путем заключения брака, продолжения образовательного процесса, поступления на работу).
Необходимо отметить, что чаще всего будущие студенты руководствуются сразу несколькими причинами. На выбор конкретной страны влияют те же группы причин, но с некоторыми уточнениями. Интерес к конкретной стране априори подразумевает выбор этой страны. То же самое относится и к выбору страны обучение по критерию престижа конкретного государства или вуза в контексте востребованности на рынках образовательных услуг и трудовых ресурсов. Нежелание учиться и жить в своем родном государстве может порождать следующие варианты выбора страны обучения: 1) в соответствии с финансовыми возможностями индивида и/или его семьи. Если студент или его семья неспособны обеспечить обучение в стране с высоким уровнем жизни и дорогим образованием, то круг выбора доступных стран сужается (исключение составляют стипендиальные и грантовые программы, подразумевающие полное обеспечение студента на весь период обучения); 2) полагаясь на случай и везение. Индивид выбирает страну обучения случайно, подав документы в несколько вузов в разных странах или, сделав свой выбор на основании доступных источников информации; 3) согласно личной заинтересованности. Будущий студент выбирает страну обучения, основываясь на советах друзей, знакомых, родственников или ориентируясь на наличие в этой стране знакомых или родных, способных оказать моральную и материальную поддержку.
Внешние причины связаны с давлением, которое оказывают на потенциального студента
родители (семья) или государство. В этом случае абитуриенты вынуждены соответствовать требованиям, предъявляемым к ним со стороны влиятельных сил, имеющих возможность настоять на приоритете своего выбора будущего места учебы.
Мы задали респондентам вопрос «Укажите причины, побудившие Вас выбрать обучение в России». Были получены следующие ответы: высокое качество образования (57,95%), географическая близость (40,91%), близость культуры, традиций, языка (пункт как наиболее значимый при выборе страны обучения выбрали 41,48%), рекомендации родственников, друзей, знакомых (34,09% респондентов отметили, что эта причина значительно повлияли на их выбор), живут родственники, друзья, знакомые (29,55%), случайный выбор (18,75%).
В нашем исследовании затронуты в основном причины субъективного характера. К смежным причинам (пограничным между субъективными и объективными) можно отнести рекомендации родственников, друзей и знакомых, поскольку мнение родственников может носить обязательный характер. Однако по итогам опроса видно, что указанный фактор не играет значительной роли, лидируют - высокое качество образования, географическая близость и близость культуры и языка.
Сходные данные дает и анализ вариантов ответов на вопрос «Что повлияло на Ваш выбор г. Улан-Удэ для получения образования?». Большинство опрошенных иностранных студентов в качестве ведущего фактора выделило качество образования. Однако, нельзя не отметить тот факт, что при выборе города культурная близость уступила географической, и важным оказался пункт о комфортности проживания в выбранном городе (41,48%). Что же касается фактора случайного выбора, то данный показатель снизился с 18,75% до 11,36%.
Последним в «мотивационном блоке анкеты» стал вопрос о выборе вуза. По-прежнему среди наиболее важных причин выбора места обучения указываются качество образования и возможность получения востребованной специальности. Также значимым является такой параметр, как хорошие условия учебы и проживания. Более трети студентов отметили в качестве основополагающей причины поступления в конкретный вуз направление (37,5%), 35,8% высказались о желании остаться в России после окончания вуза и 35,8% выделили географически удобное расположение вуза. Более 31% опрошенных сделали свой выбор, основываясь на рекомендациях выпускников вуза. Значимым
мотивом для почти четверти респондентов стала реклама вуза и это, возможно, свидетельствует о том, что вузы г. Улан-Удэ предоставляют недостаточно информации абитуриентам из других стран. Для решения указанной проблемы необходимо обратить особое внимание на возможности сети Интернет в силу ее общедоступного и всеобъемлющего характера.
Мотивационный блок вопросов является частью практически всех исследований, посвященных особенностям адаптации иностранных студентов в вузах России. Сравним мотивы, побуждающие иностранных студентов выбирать разные города России для обучения.
В первый блок причин, условно названный «качество образования», входят: престиж диплома российского вуза в родной стране студента, высокое качество образовательных услуг в России, положительный имидж страны (как в отношении системы образования, так и в политическом, социальном, культурном отношении), наличие в российских вузах интересных и/или востребованных специальностей. Это причины субъективного характера, связанные либо с интересом к конкретной профессии, либо с престижем вуза (или российского образования в целом). Выбор Бурятии в качестве места обучения по этому параметру актуален для 51,4% респондентов в нашем исследовании, не значительным этот пункт назвали 30,7%, а 8,5% отметили, что высокое качество образования в вузах г. Улан-Удэ никак не повлияло на их выбор. Таким образом, этот мотив является основным побудительным мотивом выбора образования в России вообще и в г. Улан-Удэ в частности.
Во всех рассмотренных исследованиях высокое качество образования играет значительную роль в процессе выбора студентами страны, региона и вуза. Согласно данным исследования, проведенного на базе вузов Саратова, качество образования в России стало причиной выбора страны для прохождения учебы для 45% респондентов [6, с. 46]. При выборе томских вузов 36% опрошенных студентов-мигрантов также ориентировалось на «качественное образование в Томске» [4, с. 155]. Исследование, проведенное в Воронеже, показывает следующее: для 39% респондентов было важно получение российского образования [5, с. 285]. Примечательно то, что незначительное число иностранных студентов в Башкирии отмечает качество российского образования как основной мотив, побудивший их приехать в Россию (всего 2,3%) [3, с. 274]. Невысок интерес к качеству российского образования и среди студентов-иностранцев Нижнего Новгорода: всего 19% респондентов
отметили, что на их родине престижно иметь диплом российского вуза [1]. В то же время 34% респондентов хотели учиться именно в России, что можно связать как с высоким качеством российского образования, так и с интересом к культуре страны. Масштабное исследование, проведенное на базе университетов трех городов (Москва, Томск, Воронеж), показало следующие результаты: 41% респондентов выбрали вуз ориентируясь на высокое качество образования, для 23% важным при выборе профессии стала ее престижность [2].
Второй фактор, рассматриваемый в качестве мотива в нашем исследовании, - это получение определенной специальности в конкретном вузе. Данная причина актуальна и значима для 46% респондентов. В исследованиях других авторов вопросы, относительно мотивов поступления, касаются в основном выбора страны. Исключение - исследование А.Б. Бедного и Л.В. Еруш-киной, в котором отдельный блок вопросов посвящен выбору специальности [1]. Результаты опроса показала: 41% опрошенных иностранных студентов выбирали специальность в соответствии со своими способностями, 43% респондентов в качестве ведущего мотива назвали престиж профессии, 31% ориентировались на востребованность профессии, и для 29% анкетируемых основной причиной выбора профессии стала ее высокооплачиваемость. Таким образом, можно сделать вывод о том, что российские вузы предоставляют иностранным студентам возможность получить востребованную, интересную и престижную профессию. При этом 34% респондентов хотят учиться именно в России, что вновь говорит о востребованности российских вузов, в первую очередь, благодаря предоставлению качественного образования.
Поступление в российский вуз по направлению - актуальная причина обучения в конкретном вузе для 37,5% респондентов, принявших участие в нашем опросе. В исследовании на базе саратовских вузов данный мотив не рассматривался. В томском анкетировании причины «государственное направление» и «программа обмена» смешаны («направило государство по программе обмена студентами» [4, с. 156]). Эта причина стала основополагающей для 18% респондентов. С нашей точки зрения, такое смешение не совсем корректно, так как существует и негосударственная система обмена студентов. Чуть меньше половины опрошенных иностранных студентов в Воронеже (43%) не ставили целью попасть в Россию: они хотели учиться за рубежом и в рамках государственных и негосударственных обменных программ попали на
14. 1 I >14
обучение именно в эту страну [5, с. 286]. Преобладающее большинство студентов-иностранцев, опрошенных в Башкирии, отметили направление на учебу в конкретную страну со стороны государства как основную причину обучения в России (65,9%) [3, с. 76]. В Нижнем Новгороде выявлены следующие показатели: 25% респондентов поступили в российские вузы по направлению, 24% получили грант на обучение в России. Наконец, в рамках исследования, проведенного на базе вузов Москвы, Томска и Воронежа, было выявлено, что 14% респондентов учатся в России по направлению.
Проведенное нами исследование показало, что 26,14% иностранных студентов поступило на обучение в вузы Бурятии по программе обмена студентами. В качестве отдельной причины этот вариант выделен только нижегородскими исследователями (показатель составил 24%).
В рамках нашего исследования было установлено, что 31,25% респондентов выбрали вузе по рекомендации выпускников. В саратовском исследовании не был предусмотрен такой вариант ответа. Исследования, проведенные в Нижнем Новгороде, Воронеже и Башкирии, охватывают только советы и рекомендации родственников (в число которых, возможно, входят выпускники выбранных студентами вузов, однако главным для авторов этих исследований остается фактор влияния семьи на будущего студента). В работе Е.Ю. Кошелевой и Е.И. Самофаловой отмечено, что на решение будущего студента учиться в России (в частности в Томске) влияют как родственники (29%), так и друзья (19%) [4]. Причем, в число последних включаются и выпускники вуза: выбор варианта «друзья» при ответе на вопрос о том, кто стал источником информации о вузах Томска и убедил поступать именно в тот или иной вуз, «свидетельствует о наличии образовательного информационного канала на родине респондента» [4, с. 156]. Исследование, проведенное на базе вузов Москвы, Томска и Воронежа, также рассматривает такой мотив поступления в российский вуз, как рекомендации выпускников (10%).
Низкая стоимость обучения и несложные условия поступления - основные мотивы выбора конкретного российского вуза для 27,84% студентов-мигрантов, учащихся в вузах Улан-Удэ. Аналогичное исследование, проведенное в Саратове, показало, что 41% опрошенных студентов отдали предпочтение высшим учебным заведениям данного города, привлеченные именно невысокой стоимостью обучения. Исследования на базе томских, нижегородских, московских, воронежских и башкирских вузов
не охватывают этот блок причин выбора российских вузов.
Желание остаться в России после завершения обучения является причиной выбора российского вуза для 35,8% респондентов нашего исследования. Этот вариант ответа не был предусмотрен в анализируемых исследованиях других авторов, хотя, на наш взгляд, интересно и полезно узнать, как много иностранных студентов хотят стать частью российского общества после окончания вуза. Подобного рода мотив в значительной степени помогает раскрытию потенциал учебной миграции в Российской Федерации как фактора, стабилизирующего демографическую обстановку в стране.
Хорошие условия учебы и проживания в стране (городе) - актуальный мотив выбора вуза для 42,05% опрошенных нами респондентов. Для сравнения: 9% респондентов в исследовании Е.Ю. Кошелевой и Е.И. Самофаловой отметили хорошие условия обучения как решающий фактор при выборе вуза [4, с. 156]; 33% респондентов (исследование С.В. Дементьевой) отметили в качестве основополагающей причины при выборе вуза «социокультурную привлекательность города» [2, с. 160].
Четверть опрошенных иностранных студентов (25,57%) поступила в вузы Бурятии, получив положительное впечатление от рекламы вуза. В данном блоке мы объединили результаты других исследований, связанные с получением информации о вузе в Интернете, поскольку именно так попадает к будущим студентам большая часть сведений о российских вузах (в том числе рекламного характера). Согласно результатам проведенных исследований, 15% иностранных студентов Томска получили сведения о вузах города через Интернет и приняли решение учиться в российском вузе, руководствуясь найденной информацией; в Воронеже и Нижнем Новгороде этот же показатель составил 27% и 32% соответственно. Реклама вуза повлияла на решение 6% нижегородских студентов и 7% респондентов исследования «Москва-Томск-Воронеж».
Наконец, последний мотив - случайный выбор вуза. Этот мотив стал актуален для 16,48% опрошенных иностранных студентов в Бурятии. На наш взгляд, полученный показатель достаточно высок в сравнении с данными, выявленными в ходе других исследований: 7% в Томске и 10% в Нижнем Новгороде. Стоит отметить, что указанное значение 16,48% актуально в ситуации выбора вуза обучения. Когда студенты-иностранцы отвечали на вопрос о причинах выбора страны и города обучения, значимость
О.Ю. Корпусова. Функционирование общественных объединений Бурятии в современных условиях (результаты социологического исследования)
фактора случайности была иной (соответственно 18,75% и 11,36%).
В целом наиболее важной причиной при выборе страны, города и вуза для обучения является высокое качество образования, о чем свидетельствуют результаты проведенных исследований. Кроме того, практически все респонденты уделяют внимание такому фактору, как международные программы обмена для студентов и направление со стороны государственных структур. Большую роль также играют советы людей, чье мнение важно для будущих студентов: родных, друзей, знакомых выпускников конкретных вузов. Информация, которую абитуриенты могут получить в Интернете, как правило, довольно скудна и ее недостаточно для того, чтобы сделать обдуманный выбор.
Проведенный анализ показал, что иностранные студенты отдают предпочтение вузам Бурятии по следующим причинам: стремление к высококачественному образованию, географическая и культурная близость, комфортность проживания в г. Улан-Удэ, а также возможность поступления по направлению. Таким образом, можно сделать вывод, что привлекательность вузов Бурятии для иностранных студентов объясняется желанием получить качественное образование в регионе, приемлемом с точки зрения географической и культурной близости и предоставляющим достаточно комфортные условия проживания.
Для того чтобы местные вузы не потеряли своей привлекательности для иностранных студентов, необходимо ориентироваться на сохранение высокого уровня качества образовательных услуг и повышение комфортабельности проживания. Кроме этого, стоит обратить внимание на информирование иностранных абитуриентов о вузах Бурятии, предоставляемых образовательных услугах, специальностях, возможностях студентов и перспективах выпускников. Наиболее востребованными станут инфор-
мация относительно условий обучения и образования, сведения о специальностях и данные, иллюстрирующие возможности вуза и высокий уровень предоставляемых им образовательных услуг. Важно размещать информацию не только на русском, но и на английском, а также китайском и монгольском языках (интерес представителей этих стран к обучению в Бурятии достаточно высок в силу географической близости и других особенностей региона).
Литература
1. Бедный А.Б., Ерушкина Л.В. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2011. - 58 c.
2. Дементьева С.В. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - №6. - С.158-164.
3. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. - 2007. - №3. - С.73-77.
4. Кошелева Е.Ю., Самофалова Е.И. Социологический портрет образовательного мигранта из стран дальнего зарубежья на примере Томского политехнического университета // Портрет образовательного мигранта: основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации / под ред. Е.Ю. Кошелевой. - Томск: РАУШ МБХ, 2011. - С.153-165.
5. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. - 2011. - №6. - С.284-288.
6. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузах региона // Регионология. - 2010. - №2. -С.45-49.
Степанова Баирма Баировна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: 682022@ mail.ru
Stepanova Bairma Bairovna, postgraduate student, department of political sciences and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 3231/6:347.471:334.754 © О.Ю. Корпусова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ БУРЯТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Статья посвящена исследованию общественных объединений Бурятии. Рассмотрены источники финансирования, характер взаимодействия общественных организаций с властными структурами и обществом. Дана оценка возможности влияния на сферу их деятельности. Проанализированы особенности кадрового состава и уровень квалификации сотрудников.
Ключевые слова: общественные объединения, общественные организации, источники финансирования, возможность влияния, повышение квалификации, стабильность кадров.