Сравнительный анализ преимущества использования иностранных инвестиций в восточных провинциях КНР
Чжан Сюэцзюнь
Опыт и проблемы использования иностранных инвестиций в Китае для России и других стран тоже имеет реальные значения, особенно в последние годы много инвесторов хотят инвестировать в России, и правительство России тоже есть большое желание привлечения иностранных инвестиций. С момента начала политики реформ и открытости, использование иностранных инвестиций в Китае стремительно продолжает расти. По мере успешности политики открытости и перемещения международного базового производства в Китай, темпы роста иностранных инвестиций уверенно возрастают. В 2002 году по общим итогам привлечения иностранных инвестиций Китай обогнал США, превратившись в страну с самым большим объемом иностранных инвестиций. Вплоть до конца января 2009 года, фактические накопления прямых иностранных инвестиций в Китае составили 852,613 млрд. долларов США. Общая сумма зарубежных контрактов составила 1479,401 млрд. долларов США. Во всем Китае число созданных и утвержденных иностранных предприятий достигло 434937 единиц. Провинции и города центрального подчинения восточного побережья Китая (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Гуандун) в области привлечения иностранного капитала захватили самую большую часть. В 2007 году сумма прямого привлеченного иностранного капитала в 32 городах восточного побережья составила 14,047 млрд. долларов США, что является 16,82%— общей суммы фактически привлеченных прямых иностранных инвестиций всего Китая.
По мере дальнейшего развития глобализации, развитые государства постепенно переносят основные производства и исследовательские центры в Китай, а китайское государство интегрирует свое производство и НИОКР в транснациональные производственные компании и исследовательские структуры.
Конкуренция за иностранные инвестиции, особенно за лучшие инвестиции, между наиболее экономически развитыми регионами (такими как регионы восточного побережья, регион дельты реки Янцзы, регион дельты реки Чжуцзян, экономическая зона Бохайского залива) и даже между провинциями и городами внутри этих регионов, по мере их развития все более обостряется, а эффективность и результативность использования иностранных инвестиций становится основным фактором, определяющим темпы развития каждого экономического региона.
1. В настоящее время Шанхай, южная часть провинции Цзянсу и северная часть провинции Чжэцзян являются основным местом сосредоточения иностранных инвестиций. Экономический регион дельты реки Янцзы показывает неплохие результаты по размерам, результативности и качеству использования иностранных инвестиций. Провинция Цзянсу, г . Шанхай, провинция Чжэцзян в 2003 г. по общему объему использования иностранных инвестиций
занимали в КНР 1-е,4-е и 5-е места соответственно. В данной ситуации особое внимание на качество, прибыльность и равномерное распространение иностранных инвестиций и производств по регионам представляется особенно важным. Провинция Цзянсу, г. Шанхай, провинция Чжэцзян должны поднять уровень требований к иностранным инвестициям, чтобы увеличить привлечение качественных инвестиций. В то же время, необходимо перемещать многочисленные «менее качественные инвестиции» на север провинции Цзянсу и юг провинции Чжэцзян для реализации более равномерного развития регионов. С другой стороны, не впечатляющие результаты прибыльности предприятий с иностранным капиталом в регионе дельты реки Янцзы (особенно в провинциях Цзянсу и Чжэцзян) свидетельствуют о том, что структура производств с иностранным капиталом требует большей оптимизации, и есть необходимость в регулировании иностранных инвестиций с целью направления их в высокотехнологичные производства товаров с высокой добавленной стоимостью.
Показатели расчетов потенциала привлечения иностранных инвестиций свидетельствуют, что из-за недостатка уровня экономического развития, недостатка инвестиций в исследования и развитие, а также нехватки человеческих ресурсов, конкурентоспособность провинций Чжэцзян и Цзянсу в сфере привлечения иностранных инвестиций, в конечном счете, возможно, ослабится, их обгонят другие провинции и города. Поэтому провинциям Чжэцзян и Цзянсу должны заранее усилить внимание к возможному кризису и конкуренции, поддерживать и усилить свои преимущества, одновременно целенаправленно прилагая большие старания для усиления слабых мест, ускорять темпы здорового экономического развития, увеличивать инвестиции в исследования и развитие, проводить политику развития трудовых ресурсов, подготавливать и привлекать кадры международного уровня.
2. Регион дельты реки Чжуцзян был первым регионом, открытым для иностранных инвестиций в КНР и самым передовым по эффективности их использования. По политическим причинам и из-за близости к Сянгану и Аомыню по размерам, результативности и качеству привлекаемых иностранных инвестиций этот регион долгое время занимал абсолютно лидирующие позиции. Однако, после финансового кризиса в Юго-Восточной Азии, по мере экономического подъема региона дельты реки Янцзы, в объемах и результативности привлечения иностранных инвестиций в регион дельты реки Чжуцзян наметилась явная тенденция к снижению. Кроме того, основными инвесторами в регион дельты реки Янцзы были Сянган, Аомынь и Тайвань, которые действовали по принципу «сначала магазины, потом производство», главные инвестиции шли в трудоемкие отрасли сборочного производства по контрактам, поэтому качество привлекаемых инвестиций и прибыльность
предприятий с иностранным участием нельзя назвать впечатляющими. Кроме того, с точки зрения привлечения потенциальных иностранных инвестиций, по уровню экономического развития, человеческим ресурсам, доле экспорта, инвестиций в инфраструктуру, в развитие и в исследования провинция Фуцзянь все же находится в довольно отсталом состоянии (провинция Гуандун также чуть-чуть превышает уровень регионов восточного побережья). Региону дельты реки Чжуцзян стоит озаботиться этими проблемами для приобретения перспектив в конкуренции за будущие иностранные инвестиции.
Из вышесказанного видно, что региону дельты реки Чжуцзян необходимо собраться с силами, принять существующие вызовы и под лозунгом «экологичного производства» начать догонять другие регионы, прилагать усилия, чтобы занять выгодное положение в конкуренции за будущие иностранные инвестиции. Провинции Гуандун необходимо всесторонне развивать наиболее качественные иностранные инвестиции и производственную базу, улучшать конкурентные преимущества, которые дает её географическое положение, а также все другие имеющиеся преимущества; старательно принимать приходящие в провинцию международные производства и непрерывно оптимизировать структуру и источники иностранных инвестиций, предпринимать активные меры и разрабатывать выходы на рынки Европы и Америки, повышать удельный вес инвестиций из Евросоюза, США, Канады, Японии и Южной Кореи; поощрять иностранных предпринимателей инвестировать в развитие высокотехнологичных производств, а также стимулировать их к переходу от инвестиций в производственные отрасли к инвестициям в финансовый, торговый и обслуживающий секторы экономики, а также в научно-исследовательские разработки; привлекать инвесторов не только для открытия производств и магазинов, но перейти на более высокий уровень инвестиций и стимулировать транснациональные корпорации к открытию региональных отделений, инвестиционных компаний и исследовательских центров.
Провинция Фуцзянь, чтобы повысить конкурентоспособность региона в борьбе за иностранные инвестиции, должна в полной мере использовать свое специфическое географическое положение, развивать движущий эффект от имеющейся концентрации предприятий с тайваньским капиталом, искать новые пути для привлечения новых инвестиций с Тайваня, привлекать еще большее количество дееспособных тайваньских предпринимателей для инвестиций в открытие новых предприятий; одновременно нужно усилить руководство на имеющихся предприятиях с иностранным капиталом, проводить обучение коллективов.
Экономическая зона Бохайского залива по размерам и качеству привлеченных иностранных инвестиций относительно отстает, однако относительно
высокая прибыльность предприятий с иностранным участием в этой зоне свидетельствует о достаточно рациональном размещении этих инвестиций. Кроме того, уровень экономического развития городов Пекин и Тяньцзинь, их инфраструктура, научно-исследовательский потенциал и человеческие ресурсы дают возможность для долгосрочного привлечения иностранных инвестиций. В конкурентной борьбе за будущие инвестиции, Пекин и Тяньцзинь способны привлечь высокоэффективные качественные иностранные инвестиции, для этого Пекину нужно использовать его преимущества, такие как производственные возможности в сфере интернет-технологий и концентрацию рабочей силы, продолжать усиленно привлекать иностранные инвестиции в высокотехнологичные отрасли производства с высокой добавленной стоимостью, например, таких как производство компьютерной техники и средств электронной связи, еще более повышать объемы и качество привлекаемых иностранных инвестиций.
Список использованных источников:
1. Китай: инвестиционная стратегия и перспективы для россии./ Отв. ред. Л.В. Новоселова. М., ИДВ РАН, 2008.
2. Китайский ежегодник статистики 2009 г. Пекин, 2009.
3. Китайский коммерческий ежегодник 2008 г. Пекин, 2008.
4. Хуан Чанму. Сравнительный анализ использования иностранных инвестиций в восточных приморских восеми провинциях. // Кайфан даобао(Chinese Opening Herald). №6, 2005.
5. Цзоу Чжаоси. Исторический процесс использования иностранных инвестиций в Китае.Пекин, Изд.Наука, 2009.
6. Коммерческое министерство КНР: http://www.yearbook.org. cn, http://www.mofcom.gov.cn.
Информация об авторе
• Чжан Сюэцзюнь. Аспирант, Центр экономических и социальных исследований Китая, Институт Дальнего Востока РАН, г. Москва.