УДК 159.923
Хрисанфова Людмила Аркадьевна
кандидат психологических наук, доцент
Сергеева Оксана Михайловна
кандидат психологических наук
Сибирякова Ирина Анатольевна Орлов Александр Владимирович
кандидат биологических наук
Бронфман Лина Брониславовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского [email protected], [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНОК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ПОЛУЧЕННЫХ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ
Целью предпринятого исследования является сравнительный анализ оценок индивидуально-психологических характеристик человека, полученных при восприятии фотографии его лица, при помощи метода экспертных оценок, проективного метода (метод портретных выборов Сонди) и классического самоопросника («Пятифакторный личностный опросник»). В качестве испытуемых-натурщиков выступили студенты Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в количестве 34 человек (средний возраст 21 год). В качестве испытуемых-оценщиков выступили 35 человек разного возраста и разных профессий. Обнаружено, что оценка индивидуально-психологических качеств человека по фотографии его лица имеет самый большой процент совпадений с экспертной оценкой по сравнению с проективным и тестовым методом. Экспертные оценки и проективная методика Сонди дают смысловые совпадения при оценке личностных качеств, которые относятся к трем тенденциям (по Сонди). Самооценка испытуемыми-натурщиками собственных личностных характеристик совпадает с оценкой экспертов исключительно по качествам, создающим отрицательный фон жизни, а также по интровертиро-ванности/экстравертированности и некоторым аспектам усвоения социальных норм. Самооценка по остальным качествам не совпадает с экспертной. Плохо определяются по фотографии лица, экспертами и проективной методикой Сонди социально формируемые личностные качества.
Ключевые слова: личностные качества, оценка по фотографии лица, экспертная оценка, проективная методика, самоопросник.
Проблема исследования
Диагностика личностных качеств всегда была и остается одной из самых важных областей психологического знания. До-информация об индивидуально-психологических особенностях человека востребована в самых разных областях человеческой деятельности. Сегодня особенно актуален прогноз поведения человека, его возможностей в связи с глобальными изменениями, произошедшими в современном обществе. Глобализация, тотальная информатизация, смещение информационных потоков в виртуальную среду, появление новых негативных явлений (например, терроризм) выдвигают повышенные требования к точности диагностики возможностей конкретного человека. Между тем, вопрос получения достоверной информации о личности, причем в максимально короткие сроки и наименее трудоемким способом, остается открытым.
Основные методы исследования личностных особенностей фактически не изменились в последние пятьдесят лет, и многие из них уже давно не отвечают запросам практики. Если следовать классификации методов исследования личности, предложенной В.М. Блейхером и Л.Ф. Бурлачу-ком (1978), то существует несколько принципиально отличных друг от друга групп методов: 1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий,
беседа, экспертные оценки и др.); 2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.); 3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке; 4) проективные методы. Каждое из перечисленных направлений отвечает своей задаче и востребовано в определенных ситуациях. Если оценивать данные методы с позиции получения наиболее объективных данных, то подавляющее большинство авторов сходится на том, что наиболее достоверные данные могут быть получены методом наблюдения и близких к нему методами, в частности, методом экспертной оценки. Меньше всего объективной информации мы получаем из опросников и самоопросников [1, с. 186].
В настоящее время ведется активный поиск альтернативных методов диагностики индивидуально-психологических особенностей человека, которые отвечали бы современным требованиям практики: быстро, надежно, прогностично. Одним из направлений данных поисков является разработка методов диагностики по лицу человека. Данное направление в настоящее время уже достаточно неплохо разработано. Прежде всего, стоит отметить, что изучение структурной организации лица, основных закономерностей восприятия лица, разработка идеи их взаимообусловленности
© Хрисанфова Л.А., Сергеева О.М., Сибирякова И.А., Орлов А.В., Бронфман Л.Б., 2016
опирается на серьезные методологические основы: системный подход (Б.Ф. Ломов), коммуникативная теория восприятия (В.А. Барабанщиков, В.Н. Но-суленко), теория ведущих тенденций (Л. Сонди, Л.Н. Собчик) [3, с. 115-142]. Опираясь на основные положения данных концепций, проведя теоретические и практические исследования, нами была выделена ведущая функция человеческого лица -информационная. Лицо даёт нам не только текущую и явную информацию о человеке (эмоции, переживания, пол, возраст, раса и др.), но и более глубинную, неявную, как например, о состоянии здоровья человека или его индивидуально-психологических особенностях. Это становится возможным благодаря иерархичному принципу организации индивидуально-психологических качеств (системный подход). Каждый уровень этой иерархии определяется различной степенью влияния системообразующих факторов: биологических и социальных. Достаточно подробный и убедительный анализ влияния отдельных системообразующих факторов осуществляется в рамках теорий ведущих тенденций [2, с. 624; 5, с. 584]. В тоже время, социальная природа человека обусловливает тот факт, что лицо является средством коммуникации в межличностном общении благодаря сложной системе мимики и других сигнальных систем (коммуникативный подход). В процессе восприятия существует возможность считать информацию об индивидуально-психологических особенностях человека по его лицу. Информация в процессе реального общения считывается, как правило, имплицитно и достигает сознания в обобщённых, интегральных формах.
В связи с этим закономерно возникает ряд вопросов: какие качества человека возможно оценить по его лицу, насколько будет объективной эта информация, как соотносится оценка качеств по лицу человека с оценками, полученными другими способами.
Таким образом, основной целью данного исследования является сравнительный анализ оценок индивидуально-психологических особенностей человека, полученных при восприятии фотографии его лица, с оценками индивидуально-психологических особенностей, полученных при помощи метода экспертной оценки, проективного метода и классического самоопросника.
Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что возможно получение объективной информации об индивидуально-психологических особенностях человека по его лицу и наиболее хорошо будут оцениваться качества человека, относящиеся к сфере темперамента.
Методика исследования
Данное исследование было реализовано при помощи четырех различных методов.
Первый метод заключался в экспериментальной процедуре оценки индивидуально-психологических особенностей человека (натурщика) по фотографии его лица.
Второй метод представлял собой стандартную процедуру получения экспертной оценки личностных качеств людей, фотографии лиц которых впоследствии брались для исследования. В роли экспертов выступали люди, знающие человека на фотографии не менее трех лет и имеющие опыт общения с ним в различных ситуациях. Каждого человека (впоследствии натурщика) оценивало 5-6 экспертов.
Испытуемые-оценщики, которые осуществляли оценку по фотографии, и эксперты представляли собой разные выборки, которые никак не пересекались между собой и не были знакомы друг с другом.
Третий метод получения информации о личностных особенностях натурщиков был реализован через проективную методику «Метод портретных выборов» по Сонди в адаптация Л.Н. Собчик [2, с. 624].
Четвертый метод исследования личностных качеств натурщиков заключался в прохождении испытуемыми-натурщиками классического самоопросника «Пятифакторный опросник личности» Р. МакКрае и П. Коста (вариант 5PFQ в адаптации А.Б. Хромова) [4, с. 23].
Для получения личностных профилей натурщиков в процессе реализации каждого из методов использовался один и тот же набор личностных качеств, составленный на основе «Пятифакторно-го опросника личности» Р. МакКрае и П. Коста, и одна и та же оценочная шкала. Всего было использовано 30 пар альтернативных личностных качеств для оценивания.
Каждому испытуемому оценщику и эксперту предлагался бланк с личностными качествами, согласно которому каждый натурщик оценивался по следующей шкале: от -3 баллов до 0 - выраженность одного из альтернативной пары признаков; от 0 до 3 баллов - выраженность другого признака из пары. Выбрать можно было только один признак из пары. В случае экспертной оценки данные по 5-6 экспертам усреднялись. В итоге по результатам оценки личностных качеств по фотографии, по результатам экспертной оценки, по результатам прохождения проективной методики Сонди и «Пяти-факторного личностного опросника» составлялись личностные профили по каждому испытуемому-натурщику. В силу огромного объема полученного материала данные личностных профилей в статье не приводятся.
Далее полученные личностные профили подвергались корреляционному анализу с использованием критерия Спирмена с целью выявить устойчивые сочетания признаков, полученных при помощи различных методик. Выявленные
устойчивые сочетания признаков подвергались качественному семантическому анализу на предмет выявления совпадений и несовпадений оценок личностных характеристик каждого натурщика.
Стимульный материал
В рамках реализации экспериментального метода был подготовлен стимульный материал, который представлял собой набор из 34 фотографий лиц людей (натурщиков) в возрасте от 19 до 22 лет. Среди них - 6 юношей и 28 девушек. Фотографии были получены с соблюдением всех правил для получения стандартных фотографий в ракурсе анфас (хорошее освещение, расстояние от лица до объектива составляло 70 см и т. д.). Готовые фотографии приводились к общему стандарту при помощи программы Adobe Photoshop (черно-белый вариант цветности, одинаковый размер, отсутствие особых признаков: больших родинок, сережек в ушах, угревой сыпи и т.п.).
Процедура исследования
На экране компьютера испытуемым-оценщикам в случайном прядке предъявлялись фотографии лиц испытуемых-натурщиков и предлагалось оценить у них выраженность личностных качеств, используя список качеств, перечисленных на бланке. Время экспозиции не ограничивалось.
Заранее, до осуществления экспериментальной оценки качеств по фотографии лица, каждый испытуемый-натурщик оценивался экспертами на предмет выраженности личностных качеств, используя аналогичные список качеств и оценочную шкалу. Кроме того, каждому испытуемому-натурщику предлагалось пройти тест Сонди (метод портретных выборов) и «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста.
Испытуемые
В качестве испытуемых-натурщиков (выборка 1) выступили студенты Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в количестве 34 человек, среди которых 28 женщин и 6 мужчин, средний возраст 21 год.
В качестве испытуемых-оценщиков (выборка 2) выступили 35 человек, среди которых 30 женщин и 5 мужчин в возрасте от 17 до 53 лет (средний возраст составляет 20 лет). Выборку составляли случайные люди разных профессий.
Результаты и их обсуждение
Результатом семантического анализа полученных корреляционных пар признаков был подсчет доли совпадений и несовпадений в оценках личностных качеств. Совпадением считалось, если испытуемые-оценщики, эксперты, испытуемые-натурщики выбирали идентичное или совпадающее по семантике название личностного качества,
характерное, по их мнению, для оцениваемого человека (либо ярко выраженное, либо не выраженное совсем). Несовпадением считались выбранные противоположные смысловые значения, несовпадающие по смыслу характеристики и характеристики, относящиеся к одной сфере (например, эмоциональной), но имеющие различное качественное содержание.
Сравнительный анализ оценок индивидуально-психологических особенностей людей, полученных в результате оценки по фотографии лица и при помощи экспертной оценки.
Всего в личностных профилях, полученных при оценке фотографий и экспертной оценке, было получено 104 характеристики натурщиков, показавших корреляционную зависимость. Найденные корреляционные связи свидетельствуют о том, что качества, полученные при помощи экспертной оценки, устойчиво и значимо замечаются людьми, изучающими оцениваемого человека по фотографии его лица. Семантический анализ этих 104 устойчивых сочетаний показал 93 совпадения смыслов выделенных характеристик и, соответственно, 11 несовпадений (доля несовпадений: 0,11). Показатель доли несовпадений (в данном случае очень маленький) свидетельствует о том, что данные личностные характеристики замечаются людьми при рассматривании фотографий, но восприятие этих качеств не является однозначным по ряду причин, которые в данной статье не рассматриваются. Нами был проведен анализ качеств, которые замечались, но явно не совпадали с экспертной оценкой. Этими качествами были «тактичный / бестактный» и «равнодушный / отзывчивый». Кроме того, на задание оценить по фотографии тактичность/бестактность человека в единственном случае давались противоречивые ответы. Эти качества представляют собой такие характеристики, которыми человек может овладеть исключительно через воспитание. Они в минимальной степени несут в себе какие-либо биологические начала и, соответственно, плохо выражаются через какие-либо телесные составляющие.
В процессе анализа устойчивых сочетаний качеств, полученных разными оценочными способами, выяснилось, что, несмотря на независимые процедуры оценки (экспертная оценка и оценка по фотографии осуществлялась разными людьми), большинство качеств человека, полученные путем оценки по фотографии его лица, сочетаются по смыслу с характеристиками, данными экспертами.
Выделенные качества были проанализированы на предмет наличия глубинных характеристик человека (относящихся к ведущим тенденциям), которые могут объединить данные качества.
Люди, оценивающие человека по его фотографии, всегда безошибочно угадывают эмоциональную составляющую, но интерпретируют ее далеко
не всегда правильно. Так, например, агрессивный по оценке экспертов человек по фотографии его лица оценивается через эмоциональные характеристики (откровенный, восторженный), но эмоциональная модальность не определяется. Отсутствие данной эмоциональной характеристики влечет за собой очень разные оценки, но ни одна из них не относится к эмоциональным характеристикам (лицемерный, озабоченный).
Хорошо определяется качество «интровертиро-ванность»: скромный (экспертная оценка) и избегающий впечатлений, консерватор (оценки по фото).
Стоит отметить, что очень хорошо определяется наличие/отсутствие напряженности человека. Причем в этом случае наблюдается не просто совпадение смыслов, но и совпадение терминологии.
Четко прослеживается адекватная оценка активности человека («ленивый / трудолюбивый» согласно оценке экспертов; скромный, расслабленный, сотрудничающий / претенциозный, напряженный, соперничающий согласно оценке по фото).
Категория тревожности также замечается людьми при рассматривании лица человека (экспертная оценка: осторожный / бесшабашный; оценка по фото: ригидный / гибкий).
К числу хорошо определяемых по фотографии лица человека относятся также направленность человека на получение новых впечатлений, уверенность в себе, усвоенные и недостаточно усвоенные социальные нормы, направленность на других людей, превалирование собственных интересов, общительность/необщительность, малая ориентация на чувства других людей.
Сравнительный анализ оценок индивидуально-психологических особенностей людей, полученных при помощи экспертной оценки, и методом проективной методики Сонди.
Всего в личностных профилях, полученных при помощи экспертной оценки и методом проективной методики Сонди, было получено 34 характеристи-
ки натурщиков, показавших корреляционную зависимость. Этот показатель гораздо меньше, чем в случае сравнения оценок по фото и экспертных оценках. Из них по 14 качествам выявлено полное несовпадение смыслов (доля несовпадений составляет 0,41). Доля несовпадений с экспертными оценками характеристик, полученных при помощи методики Сонди, больше по сравнению с полученными при оценке по фотографии лица натурщика (рис. 1).
Фактически полное совпадение смыслов в сочетаниях личностных характеристиках, показавших корреляционную связь, наблюдается при наличии у натурщика ведущей тенденции, которая выражается в потребности в сохранении обретенных объектов, в признании и одобрении (факторы т+, т-). Эксперты оценивали таких натурщиков как скромных, замкнутых, чувствительных к стрессу. Примечательно, что в данном случае наблюдается совпадение не только смыслов, но и терминологии с оригинальной расшифровкой данной тенденции самим автором методики Сонди.
Частичное совпадение смыслов по личностным характеристикам обнаружено для нескольких тенденций: в случае оценки активности натурщика и его тенденции к самосохранению (фактор s+; эксперты оценивали натурщика как агрессивного, доминирующего, вспыльчивого), при наличии у натурщика сильной моральной цензуры и богатого воображения (фактор hy-; эксперты оценивали таких натурщиков как напряженных, придирчивых).
Абсолютно не совпадают по смыслу личностные качества в корреляционных парах, относящиеся к ведущей тенденции, определяющей степень усвоения социальных норм (факторы «е+» и «е-»).
Остальные факторы ведущих тенденций по Сонди (Ь, к, р, d) не показали корреляционных связей с экспертными оценками. Напомним, что h -сексуальная недифференцированность, к - катато-нические тенденции (замкнутость, обидчивость), р - паранойяльные тенденции, d - депрессивные
Рис. 1. Доля несовпадений семантических смыслов личностных характеристик в корреляционных парах, полученных при сравнении оценок характеристик человека по фотографии его лица, при помощи проективной методики Сонди, Пятифакторного личностного опросника с оценками, полученными при помощи метода экспертных оценок
тенденции. Качества, определяемые данными ведущими тенденциями, экспертами в нашем эксперименте не были замечены.
Сравнительный анализ оценок индивидуально-психологических особенностей людей, полученных методом экспертной оценки и при помощи «Пяти-факторного личностного опросника».
Было получено 173 корреляционные связи между оценками индивидуально-психологических особенностей людей, полученных методом экспертной оценки и путем использования самоопросника «Пятифакторный личностный опросник». Из них 152 корреляционные пары личностных качеств по результатам семантического анализа обнаружили полное несовпадение смыслов (доля несовпадений 0,88).
Явление несовпадения оценок можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это возможно, например, из-за неправильного оценивания натурщика самого себя. Во-вторых, несовпадение могло произойти по причине невозможности определить экспертами некоторые имеющиеся качества. В-третьих, как эксперты, так и натурщики могли заметить проявление какой-либо характеристики, но не смогли правильно её идентифицировать.
Личностные характеристики моделей, которые явно обнаруживались в обоих методах, но не совпадали по семантике, были следующие: активность / пассивность, некоторые характеристики напряженности / расслабленности, направленность на получение / избегание новых впечатлений, отношение к себе / отношение к другим.
Частичное совпадение семантических оценок качеств, полученных при помощи самоопросника и экспертной оценки, наблюдалось в случае оценки следующих характеристик: тревожность, неуверенность в себе, эмоциональность, пластичность, некоторые аспекты усвоения социальных норм и направленности на получение / избегание новых впечатлений.
Опираясь на вышеизложенные результаты, можно утверждать, что в нашем эксперименте для самооценки оказались доступными качества, создающие отрицательный, напряженный фон жизни (тревожность, неуверенность в себе, некоторые аспекты напряженности). Также достаточно объективно оцениваются самими натурщиками собственные качества, относящиеся к интровертиро-ваности / экстравертированности (направленность на получение / избегание новых впечатлений) и некоторые аспекты усвоения социальных норм. Остальные качества при самооценке оцениваются носителями этих качеств неверно.
Выводы
Оценка индивидуально-психологических качеств человека по фотографии его лица имеет са-
мый большой процент совпадений с экспертной оценкой по сравнению с проективным и тестовым методом.
При оценке индивидуально-психологических качеств человека по фотографии его лица всегда безошибочно определяется эмоциональная составляющая, но интерпретируется она далеко не всегда правильно.
Хорошо определяется по лицу человека следующие качества: интровертированность, наличие / отсутствие напряженности, активность, направленность человека на получение новых впечатлений, уверенность в себе, усвоенные и недостаточно усвоенные социальные нормы, направленность на других людей, превалирование собственных интересов, общительность/необщительность, малая ориентация на чувства других людей.
Плохо определяемые по фотографии лица личностные качества в основном относятся к категории социально формируемых.
Экспертами определяются личностные качества человека, относящиеся к ведущей тенденции (по Сонди), которая выражается в потребности в сохранении обретенных объектов, в признании и одобрении.
Частичное совпадение оценок экспертов и оценок по проективной методике Сонди обнаружено для ведущих тенденций, определяющих активность человека и самосохранение, а также сильную моральную цензуру и богатое воображение.
Не определяются экспертами личностные качества ведущей тенденции (по Сонди), детерминирующей степень усвоения социальных норм.
Самооценка личностных характеристик совпадает с оценкой экспертов по качествам, создающим отрицательный, напряженный фон жизни (тревожность, неуверенность в себе, некоторые аспекты напряженности), а также по интровертированно-сти/экстравертированности и некоторым аспектам усвоения социальных норм.
Библиографический список
1. Методы психологического исследования / сост. З.А. Киреева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 186 с.
2. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
3. Хрисанфова Л.А. Лицо человека. Системный подход // Лицо человека как средство общения. Междисциплинарный подход. - М.: Изд-во «Когито-центр», 2012. - С. 115-142.
4. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности. - Курган, 2000. - 23 с.
5. Fadiman J. Frager R. Personality and personal growth 5th ed. - Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 2002. - 584 p.