Научная статья на тему 'Особенности восприятия лица человека по фотографии в зависимости от собственных личностных качеств испытуемых разного возраста и пола'

Особенности восприятия лица человека по фотографии в зависимости от собственных личностных качеств испытуемых разного возраста и пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1098
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрисанфова Л. А.

В данной статье представлены результаты исследования специфики и своеобразия восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по фотографическому изображению его лица в зависимости от личностных особенностей воспринимающего, а также пола, возраста, наличия высшего образования. Кроме того, рассматривалась группа испытуемых, больных алкоголизмом (1-я и 2-я стадии заболевания), продемонстрировавшая измененное восприятие личностных черт другого человека по фотографии его лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрисанфова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия лица человека по фотографии в зависимости от собственных личностных качеств испытуемых разного возраста и пола»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА ПО ФОТОГРАФИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОБСТВЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ИСПЫТУЕМЫХ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА

Л.А. Хрисанфова

В данной статье представлены результаты исследования специфики и своеобразия восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по фотографическому изображению его лица в зависимости от личностных особенностей воспринимающего, а также пола, возраста, наличия высшего образования. Кроме того, рассматривалась группа испытуемых, больных алкоголизмом (1-я и 2-я стадии заболевания), продемонстрировавшая измененное восприятие личностных черт другого человека по фотографии его лица.

Невербальные проявления психики человека являются, согласно данным многочисленных исследований [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15], основным информационным каналом в межличностном взаимодействии. Современный интерес к данной проблеме уходит своими корнями во времена Древней Г реции и своим возникновением обязан Аристотелю, выдающемуся философу и ученому, который создал науку о лице (физиогномику). Последняя вплоть до 18-го века определяла главное направление изучения экспрессий лица, пытаясь найти прямую зависимость между чертами лица и личностными характеристиками. Можно назвать достаточно много громких имен, занимавшихся этой проблемой (Гаспар Лафатер, Ломброзо и др.). Современные исследователи отрицают наличие прямой связи между чертами, выражениями лица и характеристиками личности человека. Но интерес, тем не менее, к этой проблеме не остыл. Исследования невербальных проявлений, в частности лица человека, перешло на новый качественный уровень. При этом используются методы, соответствующие современному состоянию науки. На сегодняшний день особенно актуальным является изучение особенностей формирования образа другого человека и познание его личности по лицу человека. В этой связи исследуется влияние пола, возраста, профессии, этнической принадлежности человека к той или иной социальной группе на его представления о других людях. Исследователи пытаются выявить основные закономерности социальной перцепции и ошибки, которые субъект может допустить, воспринимая партнера по общению. Большое количество исследований посвящено изучению аспектов эмоционального интеллекта [16, 17]. Этот термин вошел в употребление относительно недавно, и его специфика заключается в определении точности и тонкости индивидуального дифференцирования выражений мимических особенностей и соответствующих им состояний (В.А. Барабанщиков, А.А. Бодалев, В. Брюс, С. Ванденберг и М. Маттисон, С.В. Кондратьева, В.Н. Куницына, Г.В. Курбатова, В.А. Лабунская, Ф. Ленард и Э. Банлаки, Т.Н. Малкова, Т. Нийт, Т. Остром и Дж. Приор, В.Н. Панферов, Р. Плучек, П. Экман, А. Янг и др.) [1,12, 15].

Автор статьи в контексте данного направления исследовал специфику и своеобразие восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по фотографическому изображению его лица в зависимости от личностных особенностей воспринимающего. Опираясь на существующие исследования в этой области, можно предположить, что восприятие личности человека 116

обусловлено как его индивидуально-психологическими характеристиками, так и особенностями личности воспринимающего. Процесс восприятия личностных особенностей по фотоизображению лица человека изучался у мужчин и женщин (17-48 лет), включенных в квазипроцесс непосредственного (лицо к лицу) общения. Испытуемые подразделялись на группы в зависимости от пола, возраста, наличия высшего образования. Кроме того, рассматривалась группа испытуемых, больных алкоголизмом (1-я и 2-я стадии заболевания).

Методы и методики исследования

Использован методический подход, позволяющий оценить адекватность восприятия личностных особенностей человека по фотоизображению, предложенный и разработанный С.М. Федосеенковой [14]. В качестве стимульного материала испытуемым предлагались фотографии формата 9 х 12 двух женских и двух мужских лиц без головного убора (рис. 1) - женщины в возрасте 24 лет (фотография № 3) и 28 лет (фотография № 1), мужчины в возрасте 25 лет (фотография № 4) и 33 лет (фотография № 2). Фотографии предъявлялись испытуемому в случайном порядке. Перед испытуемым ставилась задача определить степень проявления у модели 48 черт характера по предложенной шкале личностных свойств. Фотографии и шкалы были заимствованы из работы С.М. Федосеенковой. Бланк состоит из шкал, составленных на основе опросника Кэттелла. Каждый фактор опросника представлен в бланке тремя личностными особенностями, выраженными в полярных категориях, которые соответствуют высоким и низким значениям факторов Кэттелла.

Кроме того, был использован 16-факторный опросник Кеттелла, модифицированный А. А. Рукавишниковым и М.В. Соколовым [13] для получения личностного профиля испытуемых. Для обработки эмпирических данных применялись методы математической статистики (стандартный набор программ).

Результаты, полученные по опроснику Кэттелла, обрабатывались стандартным образом. По каждому фактору в соответствии с ключом подсчитывалось количество баллов, которые затем с учетом пола и возраста испытуемого переводились в стены. Профиль личности кодировался по методу Уэлша [14].

Что касается оценки испытуемыми натурщиков, то, согласно инструкции, испытуемый должен был отметить степень проявления 48 биполярных личностных особенностей моделей по каждой из фотографий приемом ранжирования: 3 2 1 0 1 2 3.

Фото1ж

Рис.1. Фотографии натурщиков, предъявляемые испытуемым

Цифры, расположенные слева от нуля, соответствуют низким значениям фактора (по Кэттеллу): 3 - 1 стен, 2 - 2 стена, 1 - 3 стена. Цифры, расположенные справа от нуля, представляют высокие значения фактора и, соответственно: 1 - 8 стен, 2 - 9 стен, 3 - 10 стен. Ноль баллов расценивалось как 5 стен (среднее значение). Так как на бланке в каждый фактор входит три позиции, то степень его проявления определялась как средняя арифметическая, округленная до целого числа, что позволяет сравнивать полученные профили личности.

В результате было получено три ряда профилей личности: 1 - испытуемого, 2 - натурщика, 3 - оценка натурщика испытуемым по фотографии.

Из всех ситуаций восприятия, которые выделяются в процессе непосредственного общения (консонанс, проекция, смешанная проекция, атрибуция, адекватное восприятие, смешанное адекватное восприятие и др.), в данной работе исследовалась только смешанная проекция. Смешанная проекция -это определение тех факторов, которые имеют одинаковую степень проявления в оценочном профиле и профиле индивидуально-психологических особенностей испытуемого, но при этом из анализа не исключаются те факторы, которые занимают те же позиции в профилях испытуемого и натурщика. Проекция означает перенос собственных свойств зрителя на личность натурщика, которых он в действительности лишен. Смешанная проекция выражает совокупность совпавших факторов в профилях зрителя и оценки личности натурщика и определяет вклад Я-концепции в формирование представления о натурщике (Он-концепции).

Результаты

Степень смешанной проекции определялась путем корреляционного анализа оценочных профилей и профилей личности самих испытуемых. В результате проведения математической обработки данных были получены корреляционные таблицы для следующих групп испытуемых: для мужчин из студенческой выборки, средний возраст 19 лет (таблица 1); для женщин из студенческой выборки, средний возраст 19 лет (таблица 2); для мужчин без высшего образования, средний возраст 31 год (таблица 3); для женщин без

высшего образования, средний возраст 31 год (таблица 4); для испытуемых-алкоголиков 1-2-й стадии заболевания без высшего образования, средний возраст 31 год (таблица 5).

Подсчитав количество значимых корреляционных зависимостей между оценочными профилями и профилями личности самих испытуемых и выразив их в процентном соотношении (таблица 6), мы получаем величину смешанной проекции для всех категорий испытуемых в зависимости от пола и возраста. Как видно из таблицы 6, величина смешанной проекции зависит от пола испытуемых. Для мужчин из всех используемых в эксперименте выборок величина смешанной проекции выше, чем у женщин. Эта величина претерпевает значительные изменения с возрастом испытуемых-мужчин. Для студенческой выборки величина смешанной проекции максимальна (68,75%). Причем она одинакова как при оценке женских лиц, так и мужских. Для испытуемых-мужчин более старшего возраста (средний возраст 31 год) величина смешанной проекции значительно уменьшается (до 31,25%), но все так же остается на значимом уровне. Тенденция проецировать свои личностные качества на других людей все так же остается одинаковой при оценке женских и мужских лиц. Что касается уровня смешанной проекции для испытуемых-женщин, то здесь необходимо отметить гораздо менее выраженную степень измеряемого показателя для студенческой выборки. Это значит, что женщины гораздо раньше, чем мужчины, научаются не проецировать свои личностные качества на партнера по общению, по крайней мере степень такой проекции у них выражена в этом возрасте меньше. С возрастом эти показатели у мужчин и женщин выравниваются. Причем у женщин наблюдается обратная, по сравнению с мужчинами, тенденция. При оценке мужских лиц у испытуемых-женщин смешанная проекция больше, чем при оценке женских лиц. Найденные закономерности можно объяснить с точки зрения развития социального интеллекта, неотъемлемой частью которого является восприятие лица партнера по общению. Для адекватного восприятия других людей человек должен накопить прежде всего опыт общения, который приходит в достаточном количестве только с возрастом.

Таблица 1

Корреляционная таблица, отражающая степень смешанной проекции для мужчин из студенческой выборки (средний возраст 19 лет)

ФТ Факторы по Кеттеллу

А в С Е Р О н I L м N о 01 02 03 04

1ж -0,2 0 0,94** 0,87** -0,4* 1** 0,4* -0,2 0 0,34* 0 0,93** 0 -0,5* -0,6** -0,2

2м 0,16 0,94** -0,7** 0,7** -0,8** 1** 0 0 -0,9** 0,19 0 0,5* -0,6** 0,87** 0,33

3ж 0,9** 0,9** -0,1** -0,5* 0,5* 1** -0,6** 0 0 -0,7** -0,9** 0,79** 1** -0,2 0,4* 0,94**

4м 1** 0,5* -0,5* 0,7** -0,8** 0,96** 0,99** 0 0 0,65** -0,3 0,76** -0,5* 0,19 -0,9** -0,8**

Таблица 2

Корреляционная таблица, отражающая степень смешанной проекции для женщин из студенческой выборки (средний возраст 19 лет)

ФТ Факторы по Кеттеллу

А в с Е Р о Н I м N о 01 02 03 04

1ж -0,8** 0,12 0,19 -0,18 -0,28 0,12 -0,24 0,07 0,47* 0,15 0,52* 0,48* -0,01 -0,7** 0,26 0,48*

2м 0,25 0 0,05 0,22 0,19 -0,16 -0,04 0,18 0,4* 0,04 0,19 -0,1 0,01 -0,06 -0,1 -0,23

3ж 0,16 0,14 0,06 0,14 0,13 0,06 0,32 -0,31 0,19 -0,4* 0,06 0,02 0,08 0,07 0,34* -0,29

4м -0,6** 0,08 0,1 -0,02 -0,05 -0,04 0,19 -0,24 0,44* 0,32 -0,2 0,06 0,24 -0,4* 0,61** 0,37*

Таблица 3

Корреляционная таблица, отражающая степень смешанной проекции для мужчин без высшего образования (средний возраст 31 год)

ФТ Факторы по Кеттеллу

А в с Е Р о Н I м N о 01 02 03 04

1ж -0,1 -0,1 0,4* 0,2 -0,1 0,02 0,18 -0,3 0,31 0,4* -0,2 -0,6** 0,08 0,19 0,4* -0,1

2м 0,5* 0,4* -0,2 0,8** 0,1 -0,2 -0,5* 0,03 0 0 0,4* -0,2 -0,2 0,27 0,24 -0,1

3ж -0,2 0,24 0,23 -0,4* 0,2 -0,3 0,05 -0,5* -0,4* 0,04 0,06 -0,7** -0,3 -0,5* 0,5* 0,27

4м 0,4* 0,04 -0,1 -0,3 0,1 -0,2 0,4* 0,25 0,5* -0,1 -0,3 0 -0,7** 0,25 0,21 0,6**

Корреляционная таблица, отражающая степень смешанной проекции для женщин без высшего образования (средний возраст 31 год)

ФТ Факторы по Кеттеллу

А В с Е Р о Н I м N о 01 02 03 04

1ж 0,05 -0,1 0,04 0,35* 0,32 0 0,51* -0,2 0,22 0,31 -0,3 0,11 0,06 -0,5* 0,64** 0,37*

2м 0,2 0,03 -0,3 -0,1 0,08 -0,4* 0,05 -0,2 0,2 0,25 -0,3 0,41* 0,09 0,12 -0,5* -0,3

3ж 0,14 -0,2 0,1 0,46* -0,1 -0,4* -0,1 0,46* -0,5* 0 -0,4* 0,1 -0,1 0 0,07 0,03

4м -0,4* -0,3 0,27 0,36* -0,1 0,22 0,4** -0,1 0,07 0,19 -0,3 0 0,02 -0,4* 0,47* -0,1

Таблица 5

Корреляционная таблица, отражающая степень смешанной проекции для испытуемых-алкоголиков 1-й и 2-й стадии заболевания без высшего образования (средний возраст 31 год)

ФТ Факторы по Кеттеллу

А В с Е Р о Н I м N о 01 02 03 04

1ж 0,13 0,1 0,04 0,1 0,11 -0,3 -0,2 0,06 0,03 -0,2 0 -0,1 0,15 -0,1 -0,4** 0

2м 0,15 0,1 0,38* 0 -0,1 -0,2 -0,1 0 -0,2 0,05 0,25 -0,1 -0,4** 0,34 -0,3 0

3ж 0,21 0,19 0,22 -0,2 -0,1 -0,1 0,05 0,21 -0,2 -0,1 0,15 -0,1 -0,2 0,13 0,15 0,1

4м 0,09 0,1 0 -0,1 0,29 -0,2 -0,4** -0,3 -0,3 -0,2 -0,1 -0,1 0,03 0,11 -0,2 0,07

Примечание к табл. 1-5: • - уровень значимости 0,01; ** - уровень значимости 0,001; ФТ - фотографии натурщиков

Таблица 6

Величина смешанной проекции в зависимости от пола, возраста по разным выборкам испытуемых (в %)

Фото натурщиков Выборка 1 Выборка 2 Выборка 3

мужчины женщины мужчины женщины мужчины

мужчины 68,75 18,75 31,25 25 18,75

женщины 68,75 25 31,25 31,25 6

Выборка 1 - испытуемые-студенты (средний возраст 19 лет)

Выборка 2 - испытуемые без высшего образования (средний возраст 31г).

Выборка 3 - испытуемые-алкоголики 1-й и 2-й стадии заболевания (средний возраст 31 год).

Особняком стоит группа испытуемых-алкоголиков. Для этой категории испытуемых величина смешанной проекции не достигает границ значимости. Это значит, что проекция как таковая своих личностных качеств на партнера по общению для этих людей не свойственна. Особенно наглядно выявленные закономерности прослеживаются на рисунках 2, 3, 4.

□ фото мужчин □ фото женщин

Рис. 2. Величина смешанной проекции для студенческой выборки (средний возраст 19 лет)

□ фото мужчин □ фото женщин

Рис. 3. Величина смешанной проекции для испытуемых без высшего образования (средний возраст 31 год)

Рис. 4. Величина смешанной проекции для испытуемых-алкоголиков 1-й и 2-й стадии заболевания

Дальнейшим этапом исследований стал анализ величины смешанной проекции с точки зрения личностных особенностей испытуемых. Оказалось, что степень проекции своих личностных качеств на другого человека зависит от уровня самооценки оценивающего человека. В представленных ниже таблицах 7, 8, 9, а также на рисунках 5, 6, 7 видно, что для различных групп испытуемых эта зависимость выражается по-разному. Для испытуемых-студентов чем ниже самооценка, тем выше уровень проекции. Для взрослых испытуемых (средний возраст 31 год) самая низкая проекция наблюдается только на фоне средней (адекватной) самооценки. Низкая самооценка, так же как и завышенная, приводит к повышению уровня проекции. Группа испытуемых-алкоголиков отличается от других групп испытуемых крайне низкой самооценкой (фактор O по Кеттеллу), но от нее проекция не зависит.

По-видимому, адекватная самооценка способствует низкому уровню проекции собственных личностных свойств только для здоровых испытуемых. У больных алкоголизмом 1-2-й стадии заболевания восприятие партнера по общению и соотнесение «Я-концепции» и «Он-концепции» изменено и происходит несколько по-другому.

Таблица 7

Корреляционные зависимости между степенью выраженности личностных черт оценщиков и их оценкой натурщиков в зависимости от самооценки испытуемых. Группа испытуемых-студентов (средний возраст 19 лет)

Ф Т СО Факторы по Кеттеллу %

А В с Е Р Н I м N о 01 02 03 04

1ж В -0,9 0,06 0,02 -0,3 -1 -0,7 -0,9 -0,17 -0,53 0,46 -0,1 0,58 0,38 -0,26 -0,21 0,29 43,8

С - -0,18 0,69 0,53 0,72 -0,27 0,51 0,06 0,25 -0,2 0,83 0,13 -0,5 -1 0,7 -0,4 56,3

Н -0,9 0,04 0,87 -0,6 0,33 - 0,99 0,5 -0,5 0,76 0,65 -0,5 -0,5 -0,1 0,21 0,7 68,8

2 м В -0,27 0,51 -0,27 -0,05 0,35 -0,8 -0,3 0,25 0 -0,23 0,18 0 -0,8 0,58 -0,4 -0,21 25

С - -0,17 -0,29 0,52 0,11 0,35 -0,13 -0,06 0,19 -0,09 -0,22 -0,7 0 -0,5 -0,31 -0,5 31,3

Н 1 0,69 0,87 0,61 0,94 - -1 1 0,94 -0,5 1 -0,9 0,84 -0,8 0,81 0,5 93,8

3ж В

С

Н 0,65 -1 -0,9 0,99 -0,2 - -0,4 -0,8 0,98 -1 -0,5 -1 0,72 -0,2 -0,7 -0,5 81,3

4 м В -0,6 -0,7 -0,15 0 -0,4 -0,32 0,17 -0,6 0,75 0,8 -0,9 0 0,78 -0,22 0,76 0,07 56

С -0,7 -0,01 0,55 0,19 -0,5 0,4 0,71 -0,16 0,1 -0,02 -0,2 0,82 0,65 -0,6 0,37 0,67 62,5

Н -0,9 0,28 0,65 -1 -0,8 - 0,8 0,63 0,19 0,65 -1 -0,9 -1 -0,3 0,78 0,65 75

Таблица 8

Корреляционные зависимости между степенью выраженности личностных черт оценщиков и их оценкой натурщиков в зависимости от самооценки испытуемых. Группа испытуемых без высшего образования (средний возраст 31 год)

ФТ СО Факторы по Кеттеллу %

А В с Е Р Н I Ь м N о 01 02 03 04

1ж В -0,1 0,87 -0,3 -0,9 -1 -0,9 0 -0,9 0,58 0,8 0 0 0,94 -0,9 0,76 0 62,5

С 0,42 -0,2 0,48 -0,1 0,37 -0,1 0,34 0,34 0 0,15 0 -0,4 0,17 0,33 0,38 0,28 31,3

Н - - - -1 - - -1 -1 - - - - 1 1 1 1 43,8

2м В -0,7 0 0 -0,3 0,87 0,5 0 0,33 0,43 0,19 -0,3 0 -0,7 1 -1 -0,5 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С -0,1 0 -0,3 0,38 0,12 0,06 0,2 0,08 0,21 0,19 0,02 0,18 -0,1 -0,4 0,49 -0,4 25

Н 0 0 1 -1 0 -1 -1 -1 -1 0 -1 0 -1 1 -1 0 62,5

3ж В -0,3 0 0,92 -0,5 0 0,87 0 0 -0,2 0,87 -0,1 0 -0,8 -1 0,76 0,87 50

С -0,2 -0,2 -0,1 0,23 -0,6 0,52 -0,1 -0,1 0,14 -0,3 0,11 -0,3 0,09 0,15 -0,4 0,18 18,8

Н 0 0 1 0 0 1 -1 1 -1 0 -1 0 -1 1 1 0 56,3

4м В -0,2 0 0,5 0 0,5 -0,9 0 0,98 0,87 0 -0,8 0 1 -0,5 1 0,98 62,5

С 0,13 0,28 0 -0,1 -0,1 -0,2 0,13 0,01 0,2 0,49 0,38 0 -0,2 -0,5 0,45 0,12 25

Н 0 0 -1 1 -1 1 -1 -1 0 0 1 0 1 1 1 -1 68,8

Корреляционные зависимости между личностными чертами испытуемых-алкоголиков и их оценкой черт личности натурщиков в зависимости от уровня самооценки испытуемых

ФТ СО Факторы по Кеттеллу %

А В С Е Р в Н I \- М N О 01 02 03 04

1ж В

С 0,03 0,25 -0,1 -0,2 -0,1 0 -0,2 0 0,22 -0,3 0,01 0,01 0,15 -0,2 -0,5 -0,2 6,3

Н 0,29 0,14 -0,2 0,16 0,2 -0,5 -0,2 0,1 0,17 0 -0,1 0,06 0,2 -0,1 -0,3 0,25 6,3

2м В

С 0,39 0,06 0,76 -0,2 -0,4 -0,1 -0,2 0,04 -0,2 -0,1 0,06 0,03 -0,4 0,42 -0,2 -0,1 31,3

Н -0,15 0,24 -0,25 0,32 0,23 -0,23 0,19 0 -0,32 0,46 0,64 -0,19 -0,5 0,23 -0,4 0,28 25

3ж В

С 0,19 0,04 0,12 0 -0,1 -0,3 0 0,57 -0,2 -0,1 0,27 0,27 -0,4 0,24 0,2 0,35 18,8

Н 0,17 0,08 0,55 -0,3 0 0,2 0,21 -0,4 0,06 -0,1 0,13 0,02 -0,2 0,06 0,25 -0,3 12,5

4м В

С 0,01 0,22 -0,2 -0,2 0,2 0 -0,4 -0,3 -0,5 -0,5 0,1 0 -0,2 0,36 0 0 25

Н 0,13 0 0,45 -0,3 0,4 -0,4 -0,2 -0,1 -0,4 0,38 -0,3 -0,2 0,27 -0,2 -0,4 -0,2 37,5

Примечание к табл. 7, 8, 9:

ФТ - фотографии натурщиков;

СО - уровень самооценки: В - высокий, С - средний, Н - низкий; % - процент значимых корреляций от общего числа факторов.

♦ Фото 1ж —■—Фото 2м —А—Фото 3ж —X—Фото 4м Ж Среднее

Рис. 5. Величина смешанной проекции в зависимости от уровня самооценки для группы испытуемых-студентов, средний возраст 19 лет

80 І 70

ш 60

0

с 50 ° 40 | 30

1 20

о

<£ 10 0

Высокая Средняя

(самооценка -фото 1ж —■—фото 2м —*—фото 3ж

Низкая

фото 4м

Рис. 6. Величина смешанной проекции в зависимости от уровня самооценки для группы испытуемых без высшего образования, средний возраст 31 год

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Средняя

Низкая

Самооценка

♦ Фото 1ж —■—Фото 2м —А—Фото 3ж —X—Фото 4м Ж Среднее

Рис. 7. Величина смешанной проекции в зависимости от уровня самооценки для группы испытуемых-алкоголиков, средний возраст 31 год

Выводы

В результате проведенного исследования обнаружились следующие факты.

Существуют гендерные различия в восприятии личностных качеств человека по фотографии его лица, которые ярко выражены у молодых людей и не прослеживаются у лиц зрелого возраста.

Молодые женщины раньше, чем их ровесники-мужчины, избавляются от проекции собственных личностных качеств на воспринимаемого человека. Мужчины догоняют их только уже в зрелом возрасте.

Для испытуемых любого возраста адекватная самооценка способствует снижению уровня смешанной проекции.

Больные алкоголизмом 1-2-й стадии показывают измененное восприятие личностных черт другого человека по фотографии его лица. Для них характерно фактически полное отсутствие проекции собственных личностных качеств и независимость этой величины от их крайне низкой самооценки.

Л и т е р а т у р а

1. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. -М., Изд-во ИМРАН. 2004, 480 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 272 с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - 200 с.

4. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица, 10 с.

5. Гайдамак В.И. К вопросу о влиянии взаимоотношений между членами контактной группы на восприятие и оценку друг друга // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): Тезисы докладов. - М., 1979. С. 67-68.

6. Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Вып. 2. - Краснодар, 1978. С. 14-24.

7. Кузнецова В.А. Кинофизиогномика. - М., 1978.

8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное

познание. - Ростов-на-Дону, 1999.

9. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001. - С. 58-66.

10. Лабунская В.А. О семантике выразительных движений в общении // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1981. - С. 129-138.

11. Лабунская В.А. О структуре социально-перцептивной способности личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения. -Краснодар, 1983. - С. 63-71.

12. Нийт Т. Распознавание выражений лица: Экспериментальное

межкультурное исследование // Проблемы подготовки к общению. - Таллин, 1979. - С. 85-96.

13. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла - 95. - СПб.: ИМАТОН, 1995. - 90 с.

14. Федосеенкова С.М. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица: Дис. канд. психол. наук. -М.: ИП РАН, 2003. - 150 с.

15. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. - 1989. Т. 10. - № 6.

16. Goleman, D. Emotional Intelligence. New York: Bantam books. 1995.

17. Salovey, P., & Meyer, M. Emotional Intelligence. In: J. Jenkins, K. Oatley, N. Stein (eds), Human Emotion. A Reader. Malden, MA: Blackwell Publishers, 1990/1998, p. 313-319.

This article presents the research results of perception specifics of man’s individual

and psychological peculiarities by a face photo depending on personal peculiarities of a

subject as well as gender, age, higher education availability. Also studied was the group

of alcoholics (1-2 alcoholic stage), who demonstrated changed perception of other man’s personal traits by his face photo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.