Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства в России и Польше
■о
я
Ключевые слова
малое предпринимательство индивидуальный предприниматель упрощенная форма бухгалтерского учета специальный налоговый режим автоматизация учета упрощенная система налогообложения единый налог на вмененный доход патентная система налогообложения
Аннотация
Статья посвящена анализу норм российского и польского законодательства в отношении правового статуса, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения малых экономических субъектов. Рассмотрены принципы формирования учетной информации и налоговой нагрузки субъектами малого предпринимательства, вопросы автоматизации учета, обозначены проблемы развития и предложены пути их решения.
Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства были и остаются актуальными как на уровне непосредственно хозяйствующих субъектов, так и на уровне экономики стран постсоветского пространства. Перед малым предпринимательством ставятся серьезные задачи обеспечения населения рабочими местами, наполнения рынка товарами и услугами и т.п. В условиях жесткой конкуренции малое предпринимательство нуждается в серьезной поддержке со стороны государства, в том числе путем предоставления права на упрощенный порядок ведения учета и налогообложения. В условиях нестабильной экономической ситуации и наличия кризисных явлений вопросам грамотного управления налоговой нагрузкой малого предпринимательства должно уделяться пристальное внимание, поскольку экономия на данных показателях позволяет высвободить оборотные средства для преодоления кризиса ликвидности и платежеспособности. А принципы оптимизации учетных процедур и достоверного формирования репрезентативных отчетных показателей обеспечивают информационное поле для принятия грамотных стратегических решений в отношении направления развития бизнеса.
В настоящей статье поставлена цель сравнить и проанализировать систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в России и в Польше с целью выработки дальнейших направлений совершен-
ствования указанных систем в условиях использования программных продуктов.
В России категория субъектов малого предпринимательства впервые была обозначена в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который действовал в течение двенадцати лет. Его заменил Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», действующий по сей день1.
В Польше началом развития малого предпринимательства считается вступление с 1989 г. в силу закона от 23 декабря 1988 г. «О свободе предпринимательской деятельности»2 и изменение ст. 6 старой Конституции Польши3.
Под субъектами малого предпринимательства в РФ на сегодняшний день понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Режим доступа: Г|«р:// www.consultant.ru.
2 Закон о свободе предпринимательской деятельности от 23 декабря 1988 г., Рг. и. г 1988 г. № 41, рог. 324.
3 Конституция Польши, Рг. и. г 1952 г. N 33, рог.
232.
Ян Ï
нЕчЕУхинА надежда Семеновна
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-72 E-mail: [email protected]
^ ПоПов алексей Юрьевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-72 E-mail: [email protected]
^ кочдр иоанна
Доктор экономических наук, профессор кафедры теории бухгалтерского учета и финансового анализа
Экономический университет во вроцлаве
53-345, Польша, г. вроцлав,
ул. командорска, 118/120, зд. A
Тел.:+48501734623
JEL classification
H24, M41
^ Nadezhda S. NEcHEUKHINA
Dr. Sc. (Econ.), Prof., Head of Accounting and Audit Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-72 E-mail: [email protected]
Comparative Analysis of Taxation of Small Businesses in Russia and Poland
^ Aleksey Yu. PoPov
Cand. Sc. (Econ.), Associate-Prof. of Accounting and Audit Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 marta/Narodnoy voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-72 E-mail: [email protected]
^ Ioanna KocHAR
Dr. Sc. (Econ.), Prof. of Accounting Theory and Financial Analysis Dept.
Wroclaw University of Economics 53-345, Poland, Wroclaw, Komandorska St., 118/120, building A Phone: +48501734623
Keywords
small business sole trader
simplified accounting form special tax regime automation of accounting simplified taxation system single tax on imputed income patent system of taxation
Abstract
The article is devoted to the analysis of legislature in Russia and Poland concerning legal status, special features of accounting and taxation of small economic entities. The authors consider principles of formation of accounting information and tax burden by small businesses, address the issues of accounting automation, identify development challenges and propose solutions to them.
JEL classification
H24, M41
крестьянские и фермерские хозяйства, удовлетворяющие следующим критериям:
1.Для юридических лиц доля в уставном капитале России и ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и граждан, а также других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%, т.е. уставный капитал малого предприятия более чем на 75% должен состоять из вкладов либо физических лиц, либо других малых предприятий.
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие значения:
• от 101 до 250 чел. включительно -для средних предприятий;
• до 100 чел. включительно - для малых предприятий.
Среди малых выделяют микропредприятия - до 15 чел. включительно.
3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС, либо балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не должна превышать предельные значения, определенные Правительством РФ. Указанные предельные значения выручки для каждой категории субъектов прописаны постановлением Правительства РФ № 101 от 9 февраля 2013 г. Они составляют:
• для микропредприятий - 60 млн р. в год;
• для малых предприятий - 400 млн р. в год;
• для средних предприятий -1 млрд р. в год.
Указанные значения подлежат пересмотру один раз в пять лет.
Относительно правового статуса индивидуального предпринимателя предусмотрено, что согласно ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользо-
вания имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг1.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [1]. В то же время при фактическом осуществлении деятельности без государственной регистрации в налоговых правоотношениях гражданин не вправе ссылаться на то, что не является индивидуальным предпринимателем, т.е. на него распространяются все последствия, предусмотренные для ИП.
Польским законодательством предусмотрены следующие критерии для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства:
1. Среднегодовая численность занятых работников в течение минимум одного из двух последний отчетных лет составляет не более:
• 10 чел. на микропредприятиях;
• 50 чел. на малых предприятиях;
• 250 чел. на средних предприятиях.
2. Годовая прибыль от продаж и финансовых операций в течение минимум одного из двух последних отчетных лет не должна превышать:
• 2 млн евро на микропредприятиях;
• 10 млн евро на малых предприятиях;
• 50 млн евро на средних предприятиях. Для средних предприятий помимо критерия годовой прибыли может применяться критерий суммы собственных активов, который не должен превышать 43 млн евро2.
Гражданский кодекс Польши относит к субъектам малого бизнеса, удовлетворяющим вышеназванным критериям: 1) физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность; 2) частные (простые) товарищества3.
1 Гражданский кодекс РФ. Часть 1: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Режим доступа: http:// www.consultant.ru.
2 Закон от 2 июля 2004 г. о свободе предпринимательской деятельности № 173 (Dz.U. 2004 Nr 173 poz. 1807 ze zm.).
3 Гражданский кодекс Польши (Dz.U. 1964 Nr 16 poz. 93).
К избранным организационно-правовым формам субъектов малого предпринимательства согласно Торговому кодексу Польши отнесены:
• личные общества, среди которых полные товарищества, партнерские товарищества, командитные товарищества.
• хозяйственные общества, в числе которых выделены общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества1.
В отношении особенностей бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства российским законодательством предусмотрены следующие положения [2]. На все малые предприятия, являющиеся юридическими лицами, распространяется обязанность ведения бухгалтерского учета с учетом ряда принципов упрощения, среди которых следует выделить:
1) возможность применения сокращенного Плана счетов бухгалтерского учета, подразумевающего группировку на одном бухгалтерском счете информации о нескольких объектах учета, и тем самым сокращения количества применяемых счетов;
2) право применения упрощенной формы (упрощенной системы регистров) бухгалтерского учета, имеющей две разновидности: простая форма бухгалтерского учета и форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия;
3) возможность малого предприятия не соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности и учета доходов и расходов по кассовому методу;
4) право неприменения ряда положений отечественных федеральных стандартов учета и закрепления в учетной политике специальных норм, допускаемых только для малых предприятий, и т.д.2
Действие Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. распространяется и на индивидуальных предпринимателей, однако им предоставлено право освобождения от обязанностей ведения бухгалтерского учета, если они ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством3.
1 Торговый кодекс Польши, Dz. U. 2000 Nr 94 poz. 1037.
2 Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Режим доступа: www.consultant.ru.
3 О бухгалтерском учете: федеральный закон
от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Режим доступа: www.
consultant.ru.
В Польше учетно-регистрационные обязательства, предусмотренные законодательством, выделяют следующие принципы [11]:
• обязанность ведения учета установлена для большинства хозяйствующих субъектов Положением о бухгалтерском учете, в частности для юридических лиц, а также физических лиц, имеющих существенные объемы деятельности;
• бухгалтерский учет по своему добровольному волеизъявлению могут вести физические лица и их общества (товарищества);
• в большинстве случаев физические лица и их товарищества ведут только налоговый учет4.
Одной из главных особенностей польского учетного законодательства является тезис, согласно которому в случае ведения хозяйствующим субъектом бухгалтерского учета он является и налоговым. Органы налоговой службы признают записи бухгалтерского учета в целях налогообложения, даже если они имеют некоторые несущественные неточности. При этом значительность ошибок в учете оценивает польский налоговый орган [4]. Неоспоримую важность в регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства имеют вопросы формирования налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов.
В Российской Федерации малые предприятия в рамках общей системы налогообложения признаются плательщиками следующих налогов и сборов:
• налог на добавленную стоимость, общая ставка по которому составляет 18%, однако по некоторым товарам и услугам установлена ставка 10%, а по экспортным операциям - 0%. Для малых экономических субъектов Налоговым кодексом предусмотрено право получения освобождения от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации без НДС не превысила 2 млн р.5;
• налог на прибыль организаций, ставка по которому установлена в размере 20%;
• налог на имущество организаций (общая ставка составляет 2,2%);
• транспортный налог, ставка по которому устанавливается в зависимости от мощности двигателя.
При осуществлении специфических операций или при наличии в собственно-
4 Закон о бухгалтерском учете от 24 сентября 1994 г., Dz.U. 2013, poz. 330.
5 Налоговый кодекс РФ. Часть 2: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Режим доступа: www. consultant.ru.
сти некоторых видов имущества российские организации малого бизнеса могут являться плательщиками акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога и др. [3].
Также организации, начисляющие выплаты и вознаграждения другим физическим лицам, признаются плательщиками взносов на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование.
Польская налоговая система в отношении юридических лиц предусматривает применение ряда правовых актов, среди которых:
Положение о налогах, регулирующее общие вопросы налогообложения;
Положение (закон) о подоходном налоге с юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность (CIT);
Положение о налоге на добавленную стоимость (VAT), по которому предусмотрены ставки 23; 8; 5 и 0%, а также право юридического и физического лица не являться плательщиком НДС, если доход составляет до 150000 польских злотых. Однако право не являться плательщиками НДС, независимо от размера дохода, не распространяется на некоторые предусмотренные законодательством виды деятельности6;
Положение об акцизном налоге.
Помимо указанных правовых актов в Польше субъекты малого предпринимательства, являющиеся работодателями, обязаны применять Положение о системе социального страхования (пенсия, болезнь, несчастные случаи на работе) и Положение о здравоохранении и системе его страхования.
Российские индивидуальные предприниматели в рамках общей системы налогообложения признаются плательщиками налога на доходы физических лиц, исчисляемого по ставке 13%, НДС, транспортного налога и других налогов и сборов, установленных законодательством. Основным налогом ИП является НДФЛ, база по которому формируется на основании Книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций, утвержденной совместным приказом Минфина России и МНС РФ в 2002 г.7 Налоговая база по НДФЛ определяется как сумма полученных от предпринимательской деятельности доходов без НДС, уменьшенная на профессиональные налого-
6 Закон о налоге на добавленную стоимость, Dz.U. 2004 Nr 54 poz. 535.
7 Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей: приказ Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. Режим доступа: www.consultant.ru.
Источники
1. Беликова Т. Учет и отчетность индивидуального предпринимателя. СПб., 2011.
2. Егорова Н.Е. Проблемы налогообложения малых предприятий и анализ схем уклонения от налогов // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 12-17.
3. Зверева Е.В. Особенности ведения налогового учета организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 226-228.
4. Кочар И. Актуальные проблемы на пути развития малого и среднего бизнеса в Польше // Актуальные вопросы развития национальной экономики. Т. 2. Пермь, 2013. С. 28-36.
5. Нечеухина Н.С. Особенности функционирования программ автоматизации на предприятиях малого предпринимательства с учетом изменений в законодательстве // Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение (СП-13): монография / под ред. проф. О.И. Кирикова. Кн. 13. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006.
6. Попов А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях малого бизнеса : учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2013.
7. Свиридова Н.В., Малахова Ю.В., Лебедева М.С. Налоговые вычеты для индивидуальных предпринимателей // Налоговая политика и практика. 2010. № 11. С. 29-33.
8. Сысоева М.С. Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность субъектов малого бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 12(058). С. 109-114.
9. Федорцова Р.П. Актуальные вопросы учета и отчетности малых предприятий // Налоги. 2009. № 5. С. 20-23.
10. Чмирева Е.В., Половнёва А.В. Совершенствование системы налогообложения малых инновационных предприятий // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3. С. 116-119.
11. Koczar J. Organization of accounting in the Russian Federation. Selected issues // Mo-toryn R., Nowak E. (red.). Quantitative Methods In Accounting and Finance, PN Uniwersytetu Ekonomicznego we Wroclawiu Nr 263, Wroclaw 2012. Pp. 44-52.
вые вычеты, в составе которых учитываются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением предпринимательского дохода.
Польский подоходный налог с физических лиц предусматривает исчисление по прогрессивной ставке в размере 18 или 32%. По аналогии с Россией для формирования налоговой базы ведется Книга доходов и расходов в соответствии с распоряжением Минфина и положением о налоге Р1Т, в Книге соответственно отражаются доходы и расходы, определенные налоговым положением.
Российский Налоговый кодекс вводит понятие специальных налоговых режимов, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от уплаты ряда налогов и сборов. К числу наиболее распространенных для субъектов малого бизнеса налоговых режимов относятся упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и патентная система налогообложения [7].
Отечественная упрощенная система налогообложения может применяться хозяйствующими субъектами при соблюдении ряда условий, среди которых наиболее существенными являются:
• объем выручки не более 60 млн р. в год, скорректированных на коэффициент-дефлятор;
• средняя численность работников не более 100 чел.;
• остаточная стоимость основных средств не более 100 млн р;
• доля участия в уставном капитале других организаций не более 25%;
• виды деятельности не должны включать производство подакцизных товаров, услуги ломбардов, предоставление микрозаймов и т.п.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество (кроме налога на имущество в отношении помещений торговых и бизнес-центров, офисных помещений, помещений общепита и бытового обслуживания, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных объектов), вместо которых подлежит уплате единый налог, взимаемый в связи с применением УСН [6]. Для индивидуальных предпринимателей применение УСН предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ в части предприниматель-
ских доходов и налога на имущество физических лиц (кроме имущества, по которому налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов) и их замену уплатой единого налога. Применяющие упрощенную систему налогообложения хозяйствующие субъекты не признаются плательщиками НДС, кроме таможенного, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. По выбору хозяйствующего субъекта может применяться два объекта налогообложения: доходы - установлена ставка 6%; доходы, уменьшенные на величину расходов, - ставка устанавливается законами субъектов Федерации в пределах от 5 до 15%. При этом состав расходов, уменьшающих налоговую базу, жестко ограничен налоговым законодательством.
Польская упрощенная система налогообложения (налог от доходов без учета расходов) возможна к применению только теми субъектами, которые в предшествующем году получили доход до 150 000 евро (эквивалент в польских злотых), и предусматривает следующие правила:
• ведется только учет доходов (на основании документов продажи);
• налог исчисляется от доходов в зависимости от вида деятельности по паушальной ставке 3; 5,5; 8,5; 17; 20%;
• документация по расходам хозяйствующим субъектом ведется, но сами расходы в целях формирования налоговой базы не учитываются.
Помимо упрощенной системы налогообложения отечественным законодательством предусмотрен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, который может применяться в отношение 14 видов предпринимательской деятельности, указанных в главе 26.3 Налогового кодекса, в частности:
• розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 150 кв. м;
• розничная торговля через объекты, не имеющие торговых залов, и через объекты нестационарной торговой сети;
• бытовые и ветеринарные услуги;
• деятельность автосервисов, автомоек и автостоянок;
• автотранспортные услуги при парке автомобилей, не превышающем 20 ед., и т.д.
Не подлежат переводу на ЕНВД организации, у которых средняя численность работников превышает 100 чел. и доля участия других организаций в уставном
instruments for stimulating economic growth
The Issue Subject 15
капитале превышает 25%. Применение системы налогообложения в виде ЕНВД предусматривает замену основных налогов уплатой единого аналогично упрощенной системе налогообложения. Следует отметить, что на ЕНВД переводится только конкретная деятельность, а не хозяйствующий субъект полностью.
Объектом налогообложения данного специального режима признается вмененный доход, под которым понимается потенциально возможный доход к получению, рассчитываемый с учетом совокупности показателей, непосредственно влияющих на получение указанного дохода. Величина квартального вмененного дохода определяется по формуле
ВД = (БД х ФП х К1 х К2) х 3 мес.,
где БД - базовая доходность, т.е. условная месячная доходность в стоимостном выражении, рассчитываемая на ту или иную единицу физического показателя; ФП -физический показатель, характеризующий масштабы предпринимательской деятельности (численность работников, площадь торгового зала, количество посадочных мест автотранспортного средства и т.п.); К1 - коэффициент дефлятор, ежегодно устанавливаемый Министерством экономического развития (в 2014 г. К1 = 1,672); К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, устанавливаемый местными властями в зависимости от места деятельности, режима работы, ассортимента и т.д.
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.
Ставка ЕНВД составляет 15% [6].
Положительной и одновременно отрицательной стороной рассматриваемого налогового режима является фиксированная величина налога независимо от результата предпринимательской деятельности. В случае если субъект осуществляет налоговое планирование, достаточно удобно обладать полной информацией о налоговой нагрузке до окончания налогового периода, но в то же время при получении убытков в бюджете субъекта может не оказаться средств на уплату ЕНВД [8].
Два года назад для отечественных индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ определил право выбора патентной системы налогообложения, которая может применяться в отношение 47 видов деятельности, указанных в главе 26.5 Налогового кодекса (розничная торговля, общественное питание, различные виды бытовых услуг и т.д.).
Для перехода на патентную систему налогообложения необходимо соблюдение тех же критериев, что и для перехода на упрощенную систему, но численность наемных работников не должна превышать 15 чел. по всем видам деятельности.
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП, установленный законом субъекта Федерации в отношении каждого вида предпринимательской деятельности.
Налоговым периодом признается календарный год, но патент может быть получен и на более короткий срок -от 1 месяца до 1 года.
Налоговая ставка при патентной системе составляет 6%. Налоговый учет полученных доходов ведется в Книге учета доходов ИП, применяющего патентную систему налогообложения, в которой фиксируются все полученные индивидуальным предпринимателем доходы по кассовому методу аналогично фиксации доходов организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения. При этом Книга ведется по каждому полученному патенту.
Польским аналогом ЕНВД и патентной системы налогообложения является так называемая «налоговая карта» (налог определяется по виду деятельности, месту ее ведения), которая предполагает следующие принципы:
• налог определяется квотой, например 100 злотых в месяц. Эту квоту устанавливает налоговая инспекция один раз в год по виду деятельности, количеству работников, месту ведения деятельности и т.п.;
• учет доходов и расходов не ведется (ставка налога не зависит ни от дохода, ни от прибыли);
• субъект обязан по желанию клиента выдать документ о продаже.
И в РФ, и в Польше субъекты малого бизнеса, являющиеся работодателями, исполняют функции налоговых агентов по НДФЛ в соответствии с главой 23 НК РФ (Р1Т - в соответствии с Положением (законом) о подоходном налоге с физических лиц).
Для оперативного учета всех изменений в законодательстве и грамотного ведения бизнеса фирмой 1С разработано множество программных продуктов, автоматизирующих учет на предприятиях малого предпринимательства [5].
Бухгалтерский и налоговый учет в программе реализованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В состав програм-
References
1. Belikova T. Uchet i otchetnost' individual'nogo predprinimatelya [Accounting and statements for sole traders]. St.-Petersburg, 2011.
2. Yegorova N.Ye. Problemy nalogooblozheni-ya malykh predpriyatiy i analiz skhem ukloneniya ot nalogov [Problems of taxation of small businesses and analysis of tax evasion schemes]. Audit i finansovyy analiz - Audit and Financial Analysis, 2012, no. 6, pp. 12-17.
3. Zvereva E.V. Osobennosti vedeniya nalogo-vogo ucheta organizatsiyami, yavlyayushchim-isya subektami malogo predprinimatel'stva [Features of tax accounting of organizations that are subjects of small entrepreneurship]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta -The Vector of Science of Togliatti State University,
2011, no. 1, pp. 226-228.
4. Kochar I. Aktual'nye problemy na puti raz-vitiya malogo i srednego biznesa v Pol'she [Current problems in the development of small and medium-sized businesses in Poland]. Aktual'nye voprosy razvitiya natsional'noy ekonomiki - Current Problems of Development of National Economy, vol. 2, 2013, pp. 28-36.
5. Necheukhina N.S. Osobennosti funktsion-irovaniya programm avtomatizatsii na predpriyati-yakh malogo predprinimatel'stva s uchetom izme-neniy vzakonodatel'stve [Features of functioning of automation software for small enterprises, taking into account the changes in legislation]. Voronezh, Voronezhskiy gospeduniversitet Publ., 2006.
6. Popov A.Yu. Bukhgalterskiy i nalogovyy uchet na predpriyatiyakh malogo biznesa [Accounting and tax registration in small businesses]. Yekaterinburg, UrGEU Publ., 2013.
7. Sviridova N.V., Malakhova Yu.V., Lebede-va M.S. Nalogovye vychety dlya individual'nykh predprinimateley [Tax deductions for sole traders]. Nalogovaya politika i praktika - Tax Policy and Practice, 2010, no. 11, pp. 29-33.
8. Sysoeva M.S. Bukhgalterskaya, statistiches-kaya i nalogovaya otchetnost' subektov malogo biznesa [Financial, statistical and tax reporting for small business]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Socio-Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 12(058), pp. 109-114.
9. Fedortsova R.P. Aktual'nye voprosy ucheta i otchetnosti malykh predpriyatiy [Topical issues of accounting and reporting of small businesses]. Nalogi-Taxes, 2009, no. 5, pp. 20-23.
10. Chmireva Ye.V., Polovnyeva A.V. Soversh-enstvovanie sistemy nalogooblozheniya malykh innovatsionnykh predpriyatiy [Improving the system of taxation of small innovative enterprises]. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shukhova - Bulletin of BSTU named after V.G. Sukhov, 2014, no. 3, pp. 116-119.
11. Koczar J. Organization of accounting in the Russian Federation. Selected issues,[w:]. Mo-toryn R., Nowak E. (red.). Quantitative Methods In Accounting and Finance, PN Uniwersytetu Ekonomicznego we Wroclawiu Nr 263, Wroclaw
2012, pp. 44-52.
■o я
УПРАВЛЕНЕЦ № 2/54/ 2015 Сравнительный анализ систем налогообложения в России и в Польше
Россия
Элементы налогообложения Общая система налогообложения Специальные налоговые режимы
НДС Налог на прибыль НДФЛ Налог на имущество организаций Упрощенная система налогообложения Единый налог на вмененный доход Патентная система налогообложения
Налогоплательщики Организации и ИП Организации ИП Организации, на балансе которых числятся основные средства Организации и ИП, удовлетворяющие ряду критериев Организации и ИП, осуществляющие определенные виды деятельности ИП, ведущие определенные виды деятельности
Основные объекты налогообложения Реализация ТРУ, передача ТРУ для собственных нужд; выполнение СМР для собственного потребления Прибыль, представляющая собой разницу доходов и расходов Доход от предпринимательской деятельности Имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств Доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов Вмененный доход Потенциально возможный к получению доход
Налоговая база Стоимость Денежное выражение прибыли Сумма дохода, уменьшенная на вычеты Среднегодовая стоимость имущества; кадастровая стоимость имущества Сумма полученных доходов Сумма доходов, уменьшенная на расходы Денежное выражение вмененного дохода Денежное выражение потенциально возможного дохода
Налоговая ставка, % 0; 10; 18 20 13 2,2;1,5 6 5-15 15 6
Налоговый период Квартал Год Год Год Год Год Квартал 1-12 мес.
Польша
Элементы налогообложения Общая система налогообложения Специальные налоговые режимы, предназначенью для индивидуальных предпринимателей
НДС Налог на прибыль НДФЛ Паушальный налог Налоговая карта
Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели (физическиелица) Организации (юридические лица) Индивидуальные предприниматели (физическиелица) Индивидуальные предприниматели (физическиелица), удовлетворяющие определенным критериям Индивидуальные предприниматели (физические лица), удовлетворяющие определенным критериям
Основные объекты налогообложения Реализация товаров, работ, услуг; продажа иного имущества налогоплательщика Налоговый результат (налоговая прибыль), представляющая собой разницу доходов (учитываемых Налоговым кодексом) и расходов (учитываемых Налоговым кодексом) Налоговый результат от предпринимательской деятельности Доход без учета расходов (вычетов) Потенциально возможный к получению доход. Сумма налога, подлежащего уплате, определяется налоговым органом на данный отчетный год и уплачивается ежемесячно
Налоговая база Стоимость Денежное выражение прибыли Налоговый результат, представляющий собой разницу доходов (учитываемых Налоговым кодексом) и расходов (учитываемых Налоговым кодексом) Сумма полученных доходов Денежное выражение потенциально возможного дохода. Сумма налога, подлежащего уплате, определяется налоговым органом на данный отчетный год и уплачивается ежемесячно
Налоговая ставка, % 0; 5; 8; 23 19 18 или 32 (взависимости от величины дохода в год, прогрессивная система налогообложения) либо 19 - «линейный» налог 3,0; 5,5; 8,5; 17; 20 Налоговая инспекция определяет сумму взлотых (по обстоятельствам - вид деятельности, количество жителей города, в котором ведется деятельность)
Налоговый период Месяц или квартал Год Год Год Год
мы включен План счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Состав счетов, организация аналитического, валютного и количественного учета на счетах соответствуют требованиям законодательства по ведению бухгалтерского учета и отражению данных в отчетности. При необходимости дополнительные субсчета и разрезы аналитического учета можно создавать самостоятельно.
Для отражения хозяйственных операций в налоговом учете по налогу на прибыль, а также учета постоянных и временных разниц для выполнения положений ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н) используется План счетов налогового учета. В целях облегчения сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета План счетов налогового учета приближен по структуре и составу к Плану счетов бухгалтерского учета.
По данным первичных документов в процессе работы с программой в налоговом учете формируются проводки. Для обобщения информации на основании проводок на счетах налогового учета формируются соответствующие регистры налогового учета. Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль выполняется в автоматическом режиме.
Для ведения налогового учета в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), используется отдельный план счетов налогового учета, который также приближен к плану счетов бухгалтерского учета. Предусмотрено автоматическое формирование Книги учета доходов и расходов.
В программе также поддерживается система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Реализовано разделение учета доходов и расходов, связанных с деятельностью, облагаемой и не облагаемой ЕНВД. Расходы, которые нельзя отнести к определенному виду деятельности в момент их совершения, можно распределить автоматически.
Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, «1 С:Бухгалтерия 8.3» позволяет организовать учет доходов и расходов в соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса.
Также выпущены средства для переноса данных из типовой конфигурации
«Упрощенная система налогообложения» в типовую конфигурацию «Бухгалтерия предприятия» «1С: Предприятия 8.3».
Данные средства позволяют переносить:
• остатки на счетах бухгалтерского и налогового учета на конец завершенного отчетного (налогового) периода;
• сведения об объектах аналитического учета.
Решением регионального органа власти отдельные виды деятельности организаций могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Если система ЕНВД используется для всей деятельности, то это не создаст особых проблем для учета хозяйственной деятельности организации. Если же организация занимается несколькими видами деятельности, то может получиться, что часть видов деятельности переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД, а для остальных сохранена общая система налогообложения или упрощенная система налогообложения. В этой ситуации для остальных видов деятельности должен вестись налоговый учет (по налогу на прибыль) или налоговый учет УСН, причем расходы и доходы по видам деятельности, переведенным на систему налогообложения ЕНВД, в этом налоговом учете не должны отражаться [9].
Для решения этой задачи в конфигурации организован обособленный учет расходов и доходов по видам деятельности, облагаемым ЕНВД.
Признак использования системы налогообложения ЕНВД должен быть указан в настройках налоговой политики организации. Там же следует указать счета бухгалтерского учета, которые будут использоваться для учета доходов и расходов по видам деятельности, облагаемым ЕНВД.
Также фирмой разработан программный продукт «1С: Предприниматель» -готовое решение для ведения учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДФЛ. Для предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД по определенным видам деятельности, предусмотрена возможность ведения раздельного учета хозяйственных операций по видам деятельности, облагаемым НДФЛ и ЕНВД. Программа также позволяет формировать Книгу учета доходов и расходов
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [10].
«1С: Предприниматель» представляет собой базовую версию компоненты «Оперативный учет» системы «1С: Предприятие» и типовую конфигурацию «Учет и отчетность предпринимателя», предназначенную для автоматизации составления отчетности и отражения хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
Таким образом, рассмотрение особенностей правового статуса, вопросов бухгалтерского учета и налогообложения малых экономических субъектов в России и в Польше позволило выявить ряд сходств и различий в принципах и правилах регулирования данных направлений (см. таблицу), а также обозначить проблемные моменты, нуждающиеся в совершенствовании. К числу проблем относятся, в частности, сложность налоговой системы, неясность в выборе налогового режима, а также высокая налоговая нагрузка.
Предложением по решению первой проблемы является разработка рекомендаций по применению налоговых режимов, содержащих практические примеры на нормативном уровне, аналогично рекомендациям в области бухгалтерского учета, а также повышение экономической грамотности предпринимателей путем предложения специальных программ обучения. Решение второй проблемы может быть достигнуто установлением ряда налоговых льгот и расширением права на применение специальных налоговых режимов малым экономическим субъектам, занятым в социально значимых отраслях хозяйства.