УДК 332.14
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И МЕР ПО БОРЬБЕ С «УТЕЧКОЙ МОЗГОВ» В СТРАНАХ АЗИИ
Е.В. Шевцова
Сибирская академия государственной службы E-mail: [email protected]
В статье проводится сравнительный анализ положительного опыта проведения миграционной политики по борьбе с «утечкой мозгов» в страх Азии: Китае, Индии, Тайване. Выделяются основные направления проведения политики, характерные для этих стран, и анализируется современное состояние миграционной ситуации.
Ключевые слова: миграция населения, миграционная политика в странах Азии, «утечка мозгов».
COMPARATIVE ANALYSIS OF MIGRATION POLITICS AND ANTI-BRAIN DRAIN STEPS IN ASIAN COUNTRIES
E.V. Shevtsova
Siberian Academy of Public Administration E-mail: [email protected]
The article carries out a comparative analysis of positive experience in migration politics relating to brain drain control in Asian countries: China, India, Taiwan. The main directions of politics that are typical to the mentioned countries are assigned, and the contemporary state of the migration situation is analyzed.
Key words: migration of population, migration politics in Asian countries, brain drain.
Миграционная политика государства является важнейшей составляющей стабильного развития страны. Одним из самых главных компонентов миграционной политики во все времена оставалась политика в отношении высококвалифицированных специалистов. Как известно, человеческий капитал - самое важное богатство нации в современном мире. Страны с наиболее развитой экономикой обладают и самыми выдающимися достижениями науки и техники, находятся на переднем крае получения новых знаний и, как следствие, могут очень быстро и гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, адаптируя экономику своей страны. В борьбе за человеческий капитал многие промышленно развитые страны мира проводят миграционную политику, направленную на привлечение высококвалифицированных иммигрантов в страну с целью формирования научной и бизнес-элиты, работающей на благо данной страны. Активную, иногда даже агрессивную политику по привлечению высококвалифицированных специалистов проводят такие страны, как США, Великобритания, Канада, Германия, Япония, Сингапур, Новая Зеландия, Австралия. Приоритетными направлениями привлечения специалистов являются IT-технологии, медицина, научная деятельность.
Донорами человеческого капитала становятся развивающиеся страны и страны с переходной экономикой: страны Африки и Юго-Восточной Азии, Индия, Китай, Тайвань, Турция и, как не прискорбно об этом говорить, - Россия. На
© Шевцова Е.В., 2010
сегодняшний день одна из самых важных проблем России - проведение грамотной миграционной политики в отношении высококвалифицированных специалистов [6].
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании к Федеральному собранию от 12 ноября 2009 г. заявил: «В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать все, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок. Это не такое простое дело. Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот».
Безусловно, именно на решение данной проблемы направлены решения правительства по повышению уровня оплаты труда работников государственного сектора академической науки [3], реформа системы образования [2], утверждение Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-образовательные кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. В этих же целях 1 ноября 2008 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан указ «О создании Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ» для разработки плана действий, которые станут основой реализации проекта развития информационного общества в России [1].
Однако, несмотря на принимаемые меры, в России остается проблема «утечки мозгов» в высокоразвитые страны. Поэтому очень важно изучать опыт зарубежных стран по разработке политики в этой области.
Выражение «утечка мозгов» (brain drain) появилось в начале 1950-х годов в Великобритании для обозначения процесса массового переезда английских ученых в США. «Утечка мозгов» определяется энциклопедией Britannica как «миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни». В докладе ОЭСР 1997 г. о миграции высококвалифицированных кадров различаются два основных понятия относительно «утечки мозгов»: «обмен мозгами» и «потеря мозгов» [7].
Обмен мозгами подразумевает двусторонний поток специалистов между странами. В тех случаях, когда одно направление потока становится преобладающим, обычно говорят о «притоке мозгов» или об «утечке мозгов» [20]. Термин «потеря мозгов» определяет дефицит специалистов, который наступает, когда высококвалифицированные кадры мигрируют в новые формы занятости, которые не требуют способностей и опыта, необходимых на прежней работе [8].
В последние 30 лет большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии столкнулось с проблемой «утечки мозгов» высококвалифицированных специалистов. Данный процесс означает серьезные потери человеческого капитала в области медицины, науки, техники, управления и образования. Такие потери могут представлять серьезные препятствия для дальнейшего развития стран.
В приведенной ниже таблице указаны страны, наиболее приоритетные для выбора места проживания.
Количество эмигрантов из стран Азии (2001 г.), тыс. чел.
Страна Страны Европы [25] Австралия [26] США [27] Канада [28] Новая Зеландия [29]
Китай и Тайвань 636,163 232,320 1550,070 657,930 62,736
Индия 455,941 95,452 1024,000 322,215 20,899
Республика Корея 653,906 38,902 826,000 82,745 17,934
Филиппины 237,761 103,942 1273,000 239,160 10,137
Россия 624,000
По данным Бюро статистики США, в 2007 г. иммигранты из Филиппин (1,7 млн чел.) составили вторую по величине группу после Мексики. Индийские иммигранты - на третьем месте (1,5 млн чел.), а китайские - на четвертом (1,36 млн чел.).
Перепись населения в Канаде в 2006 г. оценивает количество иммигрантов из стран Азии следующим образом: на первом месте Китай - 466,945 тыс. чел. (14% иммигрантов), на втором Индия - 443,690 (11,6% иммигрантов), на третьем Филиппины - 303,195 (5,2% иммигрантов) [28]. Россия не входит в десятку стран -доноров мигрантов.
Согласно переписи населения Новой Зеландии азиаты являются третьей этнической группой в стране и с переписи 2001 г., по данным 2006 г., китайцы по численности этнической группы увеличились на 40,5%, индийцы - на 68,2%, корейцы - на 61,8%, филиппинцы - на 52,7% [29]. Причем по исследованиям 2004 г. по численности высококвалифицированных мигрантов в Новую Зеландию среди китайских иммигрантов 24,4% имеют высокую квалификацию, среди индийских -47%, среди корейских - 16,5%, а среди филиппинских - 45,9% [10] (степень PhD).
Ситуация с «утечкой мозгов» в Китае, Индии и Тайване
Согласно данным министерства образования Китая, за 1978-2006 гг. за рубежом получали образование 1,067 млн китайцев, из них 275 тыс. вернулись, чтобы работать на родине, причем динамика возвращения с 2000 г. нарастает: 2000 г. - 18 тыс., 2005 г. - 30 тыс., 2006 г. - 42 тыс. чел. Однако, по не официальным данным, основанным на журналистских расследованиях, эта цифра существенно выше.
Индия имеет богатую историю эмиграции. На сегодняшний день индийская диаспора является одной из самых старых общин в мире. 20 млн человек проживают в 110 странах мира. В более чем 50 странах мира диаспора насчитывает более одной тысячи человек. В некоторых странах индийское сообщество сформировало влиятельное меньшинство [25].
С 1950-х годов Индия столкнулась с проблемой выезда высококвалифицированных специалистов из страны. Технические специалисты и научные работники выезжали в США, Великобританию, Канаду и Австралию на постоянное место жительство.
С 1980-х годов количество индийских иммигрантов в США, Австралии и Канаде увеличивалось постоянно. Индия выпускала около 25 тыс. инженеров в год, из них 3 тыс. IT-специалистов. Они стремились к дальнейшему совершенствованию
своих профессиональных навыков за рубежом. Многие студенты, получавшие образование в Америке и Европе, не стремились после окончания обучения вернуться на родину. Это становилось все большей проблемой для Индии, так как она столкнулась с острой нехваткой специалистов в области науки и техники. Поэтому индийское правительство стало активно проводить политику возращения мозгов на родину, в чем добилось существенных успехов - обратный отток на сегодняшний день весьма существенен.
Историю миграционных процессов высококвалифицированных специалистов Тайваня можно разделить на несколько этапов.
Первый этап (1960-1970-е годы) - отток высококвалифицированных специалистов и студентов в развитые страны - преимущественно в США и Европу.
Второй этап (1980-1990-е годы) - репатриация инженеров и ученых - массовое возвращение на Родину в период высокого экономического роста.
Третий этап (конец 1990-х - 2000-е годы) - отток специалистов на материковый Китай, в Австралию, Японию и США в период замедления темпов экономического роста и затем стагнации экономики [21].
Какие меры предприняли данные страны, чтобы бороться с проблемой «утечкой мозгов? По своему содержанию политика этих стран имеет и схожие черты, и свои особенности. Рассмотрим основные положения.
Реформа системы образования
Тайвань - первая страна, которая, начиная с 1960-х годов, стала проводить реформу образования. Была выдвинута идея «Субсидирование образования только до того уровня, которого требует экономика». Значительные средства вкладывались в развитие базового среднего образования и профессионально-технических колледжей. Упор делался на востребованность специальностей на рынке труда. В отличие от других государств, которые обычно вкладывают средства в высшее образование, правительство Тайваня с 1961 г. 80% всех средств, предназначенных на образование, направило на поддержание и развитие начальной, средней школы и профессионально-технических программ. Это в дальнейшем инициировало промышленный бум в стране, престиж рабочей профессии, рост заработной платы, что сводило к минимуму стимулы к миграции данной категории населения [22].
Китай и Индия предпочитают увеличение финансирования образования,
В рамках реформы высшего образования китайское правительство выделило значительные средства ведущим университетам страны для улучшения качества образования, основной целью этого было войти в рейтинг лучших университетов мира. 20% этих средств были потрачены для привлечения «новых талантов», преимущественно из-за рубежа.
Расходы на образование в Индии на протяжении последних 40 лет неуклонно увеличиваются. Так, в 1960 г. расходы на образование составили 1,52% от ВВП; в 1970 г. - 2,11; в 1980 г. - 2,98; в 1990 г. - 3,84; в 2000 г. - 4,28; в 2006 г. - 3,46% от ВВП [40].
В Индии в 1990-е - начале 2000-х годов одной из причин эмиграции высококвалифицированных работников из страны была низкая заработная плата [36]. В целях ликвидации данного фактора была пересмотрена система оплаты труда учителей, преподавательско-профессорского состава и научных работников.
Циркуляры № 1-3212006-U.II/U.ICi) и № 1-3212006-и.ПКТ.1(и), датированный 31 декабря 2008 г., а также № Р.1-212009 (ЕС), датированный 27 января 2009 г. установили дифференциацию научных работников и преподавательского состава, а также повышение их заработной платы [41]. Говорить о последствиях данной меры на сегодняшний день пока рано. По утверждениям самих представителей министерства образования Индии, это должно ослабить отток преподавателей и научных работников за границу.
Таким образом, увеличение финансирования образования дает свои плоды: по оценкам специалистов, уровень образования в Китае и Индии стал значительно выше за последние 10-15 лет.
Значительное увеличение финансирования науки и инновационных технологий
С начала 90-х годов в Китае были выделены средства для поддержки научно-исследовательских программ.
В 1990 г. был создан фонд поддержки научных исследований и технологий для студентов, возвращающихся из-за рубежа. 10926 человек смогли воспользоваться данной программой, оказанная помощь - 350 млн юаней [31].
В 1993 г. была создана программа для подготовки кадров «Таланты на рубеже веков», направленная на поддержку молодых учителей, возвращающихся из-за рубежа. Около тысячи человек получили финансовые средства по данной программе - 180 млн юаней [31].
В 1998 г. создана программа поддержки исследователей, по ней кандидату предлагается должность профессора в китайском университете.
Китайской академией наук создана программа «Сто талантов», по которой отдельным ученым предоставляются гранты в размере 2 млн юаней на привлечение команды исследователей и закупки оборудования для научно-исследовательской лаборатории [31].
Данные программы направлены на создание привлекательных условий для исследовательской работы и, следовательно, для возвращения на родину студентов-китайцев, обучающихся за рубежом.
В течение многих лет правительство Индии создавало благоприятные условия для развития научных исследований и разработок. В стране насчитывается 12 крупных научных учреждений с 225 научно-исследовательскими лабораториями, 140 научно-исследовательских институтов. Кроме того, обширная сеть высших учебных заведений - 337 университетов (20 федеральных и 226 региональных), 20769 колледжей [40].
Создано 14 национальных инновационных университетов мирового уровня. Проводится активная политика привлечения талантливых, высокообразованных преподавателей из-за рубежа для работы в этих учреждениях. Предполагается, что данные университеты будут проводить новейшие исследования в области науки и техники. Есть определенные преференции привлечения мировых ученых индийской диаспоры: создание благоприятных условий проживания на территории университета, высокая оплата труда, упрощение процедур иммиграции [42].
Также увеличиваются расходы на развитие науки и техники - в период с 1996 по 2005 г. расходы на научные исследования возросли с 89,136 млн до 216,395 млн рупий. Инвестиции в промышленный сектор увеличились в 10 раз -
с 4,5 млн до 44,5 млн рупий. Это свидетельствует о пристальном внимании индийского правительства к новейшим научно-исследовательским разработкам и их внедрению в промышленное производство [42].
В Индии успешно развивается рынок программного обеспечения и IT-услуг. По данным Nasscom (Национальной ассоциации компаний программного обеспечения и услуг), валовая стоимость рынка программного обеспечения и IT-услуг в 2009 г. составляет 60 млрд долл., что, безусловно, выше, чем в 1990 г. (50 млн долл.). По данному показателю Индия занимает второе место после США. Занятость в этом секторе экономики составляет 2,23 млн чел. в 2009 г. Доля этого сектора в ВВП также существенно увеличилась. Так, если в 1998 г. она составляла 1,2%, то в 2009 г. - 5,8% [37]. Несмотря на разразившийся мировой кризис и замедление темпов экономического роста Индии, экспортный компонент промышленного сектора экономики планируется расширить в три раза к 2020 г. - до 175 млрд долл. США [37].
Правительство различными способами стимулирует развитие данной отрасли.
• В 2000 г. принят закон об информационных технологиях [16].
• Существуют различные налоговые преференции. От налогов освобождено 90% прибылей, получаемых от экспорта программного обеспечения. С 1997 г. от всех налогов освобожден импорт программного обеспечения, а также ввоз деталей компьютеров на предприятия, полностью ориентированные на экспорт. С 1 марта 2005 г. были дополнительно отменены любые пошлины на 217 конкретных товаров, включая микропроцессоры, драйвера для жестких дисков и дискет и т.д. Специальные льготы предоставляются фирмам, занимающимся научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью [16].
• В Индии создан ряд специальных экономических зон, в которых предприятия освобождаются от налогов полностью на первые пять лет, а затем последующие пять лет должны платить только половину налоговой ставки [17]. Создано 14 технологических парков для наиболее успешного развития данного сектора экономики [4].
Довольно сильна роль индийской диаспоры за рубежом в развитии данной отрасли.
Использование политики «циркуляции мозгов», т.е. резерва зарубежной диаспоры в развитии своей экономики
В начале 1970-х годов в Тайване была создана «Национальная комиссия по делам молодежи» (NYC), которая проводила ряд программ по вербовке тайваньских ученых за рубежом. В задачи данной организации входило: обеспечить выдачу пособий на авиаперелет возвращающимся ученым и членам их семей, оказать помощь в получении достойного места труда с хорошей заработной платой, собирать информацию о вернувшихся ученых и помещать базу данных в бесплатные газеты, составлять и выпускать бюллетень о научных вакансиях в Тайване и распространять его за рубежом, оказывать содействие в получении займов. Проводилась программа вербовки экспертов по высоким технологиям. По данной программе эксперту предоставлялась заработная плата не ниже той, которую он получал ранее, улучшали условия труда и жилищные условия -закупалось новейшее оборудование и препараты, обеспечивали бесплатным жильем, заботились об обучении детей. С начала 1970-х годов проводили нацио-
нальные научные конференции, на которые приглашали высококвалифицированных специалистов и ученых [11]. В 1987 г. 20% всех высших руководителей крупных компаний Тайваня были репатриантами. Получение специалистов с техническим и управленческим опытом из-за границы стало важнейшим фактором в развитии экономики Тайваня.
Китай старается просвещать свое этническое население за рубежом, чтобы китайцы, проживающие в других странах, не забывали культуру и язык своей родины. В этих целях под эгидой китайских посольств действуют различные ассоциации [12].
Существует Ассоциация китайских студентов и ученых (Chinese Student and Scholar Associations (CSSA), в нее входят студенты и ученые из континентального Китая, находящиеся за рубежом. В настоящее время эта организация существует в 12 странах: США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Ирландии, Канаде и т.д.
К примеру, Союз ученых и китайских студентов во Франции (UCECF) является основной организацией студентов-китайцев во Франции, создан под эгидой посольства Китая. Проводит различные культурные и просветительские мероприятия [33].
Ассоциация китайских студентов и ученых в Великобритании, созданная в 1988 г., является некоммерческой организацией, существует на деньги спонсоров и китайского посольства, ставит своей миссией развитие образовательного и культурного обмена между Китаем и Великобританией и преодоление разрыва между Востоком и Западом [34].
В Японии существует Федерация китайских студентов, которая объединяет не только студентов, но и китайских бизнесменов, работающих в Японии [35].
В США действует около 120 подобных ассоциаций - почти все ведущие университеты, институты и колледжи имеют подобного рода организации.
Данные ассоциации продвигают очень важную для Китая мысль среди китайцев, находящихся вне континентального Китая, - «Помогать Китаю». Помощь может быть совершенно разной - начиная с материальной и заканчивая различными технологиями. Китайское правительство еще в середине 1990-х годов осознало, что выезд квалифицированных специалистов и студентов может быть полезен для страны, так как Китай через своих граждан получит доступ к новейшим технологиям в США и Европе. Теперь, когда высококвалифицированные кадры из Китая работают в новейших лабораториях Америки, имеют возможность обмена опытом, Китай различными способами старается заполучить их обратно, пропагандируя доктрину преданности стране [32].
С 1990 г. такие города, как Шанхай, Шеньчжень и Пекин, проводят политику по привлечению китайских студентов и исследователей из-за рубежа, обеспечивая льготные условия на покупку легковых автомобилей, жилья и бытовой техники. Шанхай с 1997 г. предлагает студентам, вернувшимся из-за рубежа, получение hukou. С этого времени ежегодно 3 тыс. студентов пользуются данной программой. В Пекине помимо получения hukou предлагается освобождение от НДС для предприятий, созданных специалистами, вернувшимися из-за рубежа. Шеньчжень с 2000 г. выделил 30 млн юаней на программу поддержки создания предприятий студентами, вернувшимися из-за рубежа [9].
Индийское правительство, понимая, что необходимо проводить политику возвращения умов на родину и политику удержания высококвалифицированного персонала, приняло также концепцию «циркуляции умов» - использования знаний, политического лоббирования и финансового потенциала индийцев, проживающих за рубежом [14].
С целью укрепления культурных и финансовых связей между континентальной Индией и индийской диаспорой за рубежом в 2000 г. Министерство науки и техники Индии создало Парламентский Комитет по индийской диаспоре (High Level Committee on the Indian Diaspora). Основная задача комитета - привлечение инвестиций из-за рубежа и обеспечение индийских фирм заказами, т.е. развитие оффшорного программирования [38].
Другой способ использования связей с диаспорой - организация «Индийский предприниматель» (Indus Entrepreneur), представительства которой созданы в Бангалоре, Бомбее, Хайдарабаде, Дели, Калькутте. Данная организация также содействует привлечению инвестиций в различные сектора экономики Индии из-за рубежа. Для интенсификации получения новейших разработок правительство проводит также ряд двухсторонних программ: «Передача Ноухау через экспатриантов» («The Transfer of Knowhow Through Expatriate Nationals» (TOKTEN) и «Программу человеческого развития ООН» (United Nations Human Development Program (UNDP). Суть программ сводится к передаче опыта и знаний индийских предпринимателей и студентов, добившихся успеха за рубежом, своим соотечественникам, финансирование различных проектов по образованию, здравоохранению и т.д. на родине представителями индийской диаспоры за рубежом [18].
Что касается самой индийской диаспоры, то, к примеру, в США проживают тысячи американцев индийского происхождения, занимающихся IT-бизнесом, чье состояние исчисляется миллионами долларов. Индийская диаспора в США активно поддерживает свою родину, стимулируя приток капитала в Индию. Это относится как к владельцам венчурных фондов, вкладывающих средства в индийские IT-компании, так и ко множеству основавших или возглавляющих американские компании выходцев из Индии, способствующих созданию непрерывного потока заказов на офшорные разработки.
В России же численность индийской диаспоры довольно мала - по оценкам специалистов, около 15 тыс., среди них около 5 тыс. студентов. По данным переписи населения 2002 г., на территории РФ постоянно проживало 4980 индийцев [30]. Однако и у нас существуют организации, помогающие объединятся выходцам из Индии и не терять связи с родиной, - Индийский бизнес-альянс (Indian Business Alliance (IBA)), организация, объединяющая 80 индийских бизнесменов. Под эгидой посольства Индии в Москве действует также несколько ассоциаций культурно-просветительского плана. Такое малое распространение у нас индийской диаспоры объясняется прежде всего трудностью языка и климатическими условиями.
Создание критической массы репатриантов
Ученый и специалист гораздо лучше работает и живет тогда, когда окружен такими же талантливыми людьми. Поэтому очень важно не только вкладывать финансовые и материальные средства в развитие науки и техники, а создавать
сообщества ученых и специалистов. Можно предложить ученому высокую заработную плату и высокотехнологичную лабораторию, но проблема заключается в том, что ученые не хотят возвращаться туда, где нет сообщества единомышленников, нет критической массы талантов.
Одно из самых замечательных достижений Тайваня в этой сфере - создание научно-технического парка Hinschu. Цель создания данного парка - повторить опыт создания Силиконовой долины в Америке, т.е. сконцентрировать в одном месте талант и опыт ученых и специалистов. С 1980 г. начато выделение средств на строительство парка - создание необходимых условий труда и отдыха. Уже к 2000 г. в парке работало 102 тыс. чел. с оборотом компаний в 28 млрд долл. США [23].
Китайское правительство, оценив опыт Тайваня, также воплотило данную идею в жизнь. В Пекине в 2001 г. был создан научный парк в целях привлечения иностранных студентов и содействия возвращению талантливых предпринимателей. В конце 2006 г. в нем было зарегистрировано 3588 предприятий с капиталом 4,5 млрд юаней. Этот крупнейший в Китае научный бизнес-парк привлек 60 тыс. специалистов. В настоящее время из 25 компаний, имеющих котировки Nasdaq, 13 находятся в этом парке. Области исследования компаний данного парка достаточно широки: компьютеры, беспроводная связь, интернет, программное обеспечение, природоохранные технологии [44].
С 2008 г. правительство Индии приняло решение о введении в действии новой схемы выдачи стипендий для студентов колледжей и университетов. Данные стипендии распространяются на малообеспеченных, но талантливых кандидатов. Критерии получения стипендии - низкий заработок родителей и высокие оценки по национальным экзаменам. Стипендия в размере 1000 рупий в месяц выплачивается в первые три года, далее на 4-м и 5-м курсах - в размере 2000 рупий в месяц в течение 10 учебных месяцев. Квота по стипендиям составляет 82000, из которых 50% предназначены для девушек [45]. Данная мера направлена на улучшение качества обучающихся в колледжах и университетах, на привлечение талантливой молодежи и создание критической массы талантливой научной элиты внутри страны, что должно привлечь ученых, принадлежащих к индийской диаспоре за рубежом.
Результат проводимых мер различен для каждой из этих стран.
Данная миграционная политика на Тайване работала до 2000-х годов. Однако замедление темпов экономического роста дало свои результаты - снова начался отток специалистов.
На сегодняшний день на Тайване существует проблема «утечки мозгов». Все большее количество специалистов покидает Тайвань, чтобы работать в континентальном Китае. Причины тому - активная миграционная политика Китая, заработные платы, превышающие уровень Тайваня в три раза, кризис системы образования [24].
Китай же, напротив, переживает бум возвращения на родину. По оценкам экспертов, ежегодно 10-15 тыс. высококвалифицированных специалистов возвращаются из-за рубежа. Точных оценок нет, но китайские средства массовой информации пропагандируют эти цифры.
Таким образом, последствиями успешной политики возвращения китайцев на родину становится развитие новейших сфер науки и техники на основе знаний,
полученных за рубежом, вложения инвестиций в китайскую экономику и наращивание технического и научного потенциала страны [13].
Довольно сложно оценить количество индийцев, вернувшихся в страну, так как специальные исследования не проводятся и официальных данных нет. Однако определенные предпосылки говорить о том, что процесс возвращения пошел, все-таки есть. Так, Nasscom, Национальная ассоциация компаний программного обеспечения и услуг, опубликовала данные о возращении 30 тыс. инженеров и программистов в 2005-2006 гг. в Индию. Наиболее предпочтительны для репатриантов были Бангалор, Хайдарабад и пригороды Дели. Причинами возвращения являются развитие IT-отрасли, быстрый карьерный рост, улучшение уровня жизни в стране, налоговые преференции индийского правительства [15].
По оценкам специалистов, типичный образ возвращающегося индийца - ему 35 лет, он высокообразован, причем в большинстве случаев имеет степень магистра и PhD, он проживал на территории другого государства от пяти до десяти лет, был весьма успешен и сейчас хочет вернуться в Индию, чтобы начать свое дело. По прогнозам экспертов, в связи со сложившейся ситуацией экономического кризиса в развитых странах Европы и Америки в ближайшие годы в страну вернется около 100 тыс. представителей индийской диаспоры первой и второй волны эмиграции [19].
Таким образом, оценивая наиболее успешный опыт разработки политики борьбы с «утечкой мозгов» стран Восточной Азии, можно выявить общие меры, характерные для этих стран:
• реформа системы образования;
• значительное увеличение финансирования науки и инновационных технологий;
• использование политики «циркуляции мозгов», т.е. резерва зарубежной диаспоры в развитии своей экономики;
• создание критической массы репатриантов.
Нужно также отметить, что политические и экономические меры для обеспечения репатриации должны разрабатываться очень тщательно, проводится комплексно, согласовываться с научно-технической политикой, политикой в области налогообложения, демографической политикой и политикой в области образования, необходимо отслеживать их эффективность и проводить коррекцию с учетом складывающейся ситуации.
Литература
1. Дмитрий Медведев подписал указ «О Совете при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ» // Независимая газета. 2008. 7 ноября.
2. Гуриев С. Наше самое высшее образование. URL: http://www.nes.ru/~sguriev/articles/ HigherEducationLong.pdf
3. Колин К. Оплата труда и национальная безопасность // Человек и труд. 2009. № 1. С. 24-28.
4. Лунев С.И. Роль государства в достижениях в сфере информационных технологий в Индии: опыт для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1. С. 38-51.
5. Макешин Н.И., Соколова Е.П. Репатриация научных кадров Восточной Азии // Вестник Российской академии наук. 1996. Т. 66. № 3. С. 254-258.
6. Петраченко С. Проблема «утечки умов» из России в контексте интеллектуальной безопасности страны // Власть. 2007. № 9. С. 52-55.
7. «Утечка мозгов»: причины и последствия. Washington Profile. 04.04.2008. URL: http://www.washprofile.org/?q=ru/node/7566
8. Mario Cervantes and Dominique Guellec. «The brain drain»: Old myths and new realities, OECD Observer, May 2002. URL: http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/ 673
9. Chen Lixing. Изменение политики Китая в отношении эмигрантов за границей. Токио, 2003 (на яп. яз.).
10. Degrees of Difference: The Employment of University-qualified Immigrants in New Zealand (2004).
11. Hugo Graeme. 2005. Migration in the Asia-Pacific Region. Geneva: Global Commission on International Migration.// http://www.gcim.org/mm/File/Regional%20Study%202.pdf
12. David Zweig, Chung Siu Fung. Redefining the Brain Drain: China's 'Diaspora Option. URL: http://www.cctr.ust.hk/materials/working_papers/WorkingPaper1.pdf
13. Helene Le Bail. Wei Shen Le retour des «cerveaux» en Chine: quel impact socio-politique? URL: http://www.ifri.org/files/centre_asie/AV11.pdf (на фр. яз.)
14.Jeetendra D. Soni. Brain Drain to Brain Circulation: In Indian Context. URL: http:// paa2008.princeton.edu/download.aspx?submissionId=80806
15. Saritha Rai. Indians Find They can go Home Again // New York Times. December 26, 2005. URL: http://www.nytimes.com/2005/12/26/business/worldbusiness/26recruit. html?_r=1&pagewanted=all
16. Advantage India. New Delhi: Government of India. Department of Information Technology, Ministry of Communications and Information Technology, 2006. P. 7.
17. Information Technology. Annual Report. 2006-2007. P. 7.
18. Report of the High Level Committee on the Indian Diaspora. New Delhi, India, Government of India: 2002 P. 476.
19. Sandip Roy. Tracking a Reverse Brain Drain to India, China. New America Media, News feature. Mar 02, 2009. URL: http://news.newamericamedia.org:80/news/view_article. html?article_id=ffd612a3b447ba5bfae2f6006a68beea
20. Danny M. Leipziger. «Brain Drain» and the Global Mobility of High-Skilled Talent // PREMnote № 123. September 2008. URL: http://www.worldbank.org/prem/PREM Notes/ premnote123.pdf
21. Chang Sh. Causes of brain drain and solutions: the Taiwan experience // Studies in comparative intern, development. 1992. V. 27. № 1.
22. O'Neil Kevin. Brain Drain and Gain: The case of Taiwan. September 2003. URL: http:// www.migrationinformation.org
23. Luo Yu-Ling and Wei-Jen Wang. High-skill migration and Chinese Taipei's industrial development. In: OECD, International Mobility of the Highly Skilled. Paris: OECD, 2002. 348 p.
24. Кто является виновником «утечки мозгов» из Тайваня? URL: http://www.huaxia.com (на кит. яз.)
Периодические статистические издания и электронные сайты официальных правительственных организаций.
25. OECD, 1999, 2000, 2001, 2002, 2006, 2007 - статистические ежегодники Организации экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс]. Режим ограниченного доступа.
26. Office for National Statistics, England and Wales 2001 Census - результаты переписи населения в Австралии. [Электронный ресурс]. Режим ограниченного доступа.
27. US Census Bureau Current Population Survey 2001 - результаты переписи населения в США 2001 г. [Электронный ресурс]. Режим ограниченного доступа.
28. Statistics Canada, 2001 Census of Population, Statistics Canada - результаты переписи населения в Канаде. [Электронный ресурс]. Режим ограниченного доступа.
29. New Zealand 2001, 2006 Census - результаты переписи населения Новой Зеландии. [Электронный ресурс]. Режим ограниченного доступа.
30. Результаты переписи населения 2002. URL: http:// www.perepis2002.ru
31. Министерство образования КНР. URL: http://www.moe.edu.cn
32. Портал развития культуры и творчества в Пекине. URL: http://www.beijingww.com
33. Федерация китайских студентов, ученых во Франции. URL: http://www.ucecf.org
34. Федерация китайских студентов и ученых в Великобритании. URL: http://www.cssauk. org.uk/en
35. Федерация китайских студентов, обучающихся в Японии. URL: http://www.jcic.co.jp
36.Департамент образования правительства Индии. URL: http://www.education.nic.in
37. Национальная ассоциация разработчиков программного обеспечения и поставщиков услуг Индии. URL: http://www.nasscom.in
38. Парламентский Комитет по индийской диаспоре. URL: http://www.indiandiaspora.nic.in
39. Посольство Индии в Москве. URL: http://www.indianembassy.ru
40. Министерство образования Индии, статистический отдел. URL: http://www.education. nic.in/stats/statpub.asp
41. Официальные документы Департамента образования Индии. URL: http://www. education.nic.in/uhe/fittab.pdf
42. Официальные документы Департамента образования Индии. URL: http://www. education.nic.in/uhe/Teacher-payscale.pdf
43. Официальные документы Департамента образования Индии. URL: http://www. education.nic.in/uhe/Concept-BGP.pdf
44. Официальные документы Департамента образования Индии. URL: http://www. beijingww.com/431/2007/03/12/[email protected]
45. Официальные документы Департамента образования Индии. URL: http://www. education.nic.in/scholarship/Guidelines-Collegestdnts.pdf
Bibliography
1. Dmitrij Medvedev podpisal ukaz «0 Sovete pri Prezidente RF po razvitiju informacionnogo obwestva v RF» // Nezavisimaja gazeta. 2008. 7 nojabrja.
2. Guriev S. Nashe samoe vysshee obrazovanie. URL: http://www.nes.ru/~sguriev/articles/ HigherEducationLong.pdf
3. Kolin K. Oplata truda i nacional'naja bezopasnost' // Chelovek i trud. 2009. № 1. P. 24-28.
4. Lunev S.I. Rol' gosudarstva v dostizhenijah v sfere informacionnyh tehnologij v Indii: opyt dlja Rossii // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2008. № 1. P. 38-51.
5. Makeshin N.I., Sokolova E.P. Repatriacija nauchnyh kadrov Vostochnoj Azii // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 1996. Vol. 66. № 3. P. 254-258.
6. Petrachenko S. Problema «utechki umov» iz Rossii v kontekste intellektual'noj bezopasnosti strany // Vlast'. 2007. № 9. P. 52-55.
7. «Utechka mozgov»: prichiny i posledstvija. Washington Profile. 04.04.2008. URL: http:// www.washprofile.org/?q=ru/node/7566
8. Mario Cervantes and Dominique Guellec. «The brain drain»: Old myths and new realities, OECD Observer, May 2002. URL: http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/ 673
9. Chen Lixing. Izmenenie politiki Kitaja v otnoshenii jemigrantov za granicej. Tokio, 2003 (na jap. jaz.).
10. Degrees of Difference: The Employment of University-qualified Immigrants in New Zealand (2004).
11. Hugo Graeme. 2005. Migration in the Asia-Pacific Region. Geneva: Global Commission on International Migration.// http://www.gcim.org/mm/File/Regional%20Study%202.pdf
12.David ZweAg, Chung Siu Fung. Redefining the Brain Drain: China's 'Diaspora Option. URL: http://www.cctr.ust.hk/materials/working_papers/WorkingPaper1.pdf
13. Helene Le Bail. Wei Shen Le retour des «cerveaux» en Chine: quel impact socio-politique? URL: http://www.ilri.org/files/centre_asie/AV11.pdf (na fr. jaz.)
14.Jeetendra D. Soni. Brain Drain to Brain Circulation: In Indian Context. URL: http:// paa2008.princeton.edu/download.aspx?submissionId=80806
15. Saritha Rai. Indians Find They can go Home Again // New York Times. December 26, 2005. URL: http://www.nytimes.com/2005/12/26/business/worldbusiness/26recruit. html?_r=1&pagewanted=all
16. Advantage India. New Delhi: Government of India. Department of Information Technology, Ministry of Communications and Information Technology, 2006. P. 7.
17. Information Technology. Annual Report. 2006-2007. P. 7.
18. Report of the High Level Committee on the Indian Diaspora. New Delhi, India, Government of India: 2002 P. 476.
19. Sandip Roy. Tracking a Reverse Brain Drain to India, China. New America Media, News feature. Mar 02, 2009. URL: http://news.newamericamedia.org:80/news/view_article. html?article_id=ffd612a3b447ba5bfae2f6006a68beea
20. Danny M. Leipziger. «Brain Drain» and the Global Mobility of High-Skilled Talent // PREMnote № 123. September 2008. URL: http://www.worldbank.org/prem/PREM Notes/ premnote123.pdf
21. Chang Sh. Causes of brain drain and solutions: the Taiwan experience // Studies in comparative intern, development. 1992. V. 27. № 1.
22.0'Neil Kevin. Brain Drain and Gain: The case of Taiwan. September 2003. URL: http:// www.migrationinformation.org
23. Luo Yu-Ling and Wei-Jen Wang. High-skill migration and Chinese Taipei's industrial development. In: OECD, International Mobility of the Highly Skilled. Paris: OECD, 2002. 348 p.
24.Kto javljaetsja vinovnikom «utechki mozgov» iz Tajvanja? URL: http://www.huaxia.com (na kit. jaz.) Periodicheskie statisticheskie izdanija i jelektronnye sajty oficial'nyh pravitel'st-vennyh organizacij.
25. OECD, 1999, 2000, 2001, 2002, 2006, 2007 - statisticheskie ezhegodniki Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim ogranichen-nogo dostupa.
26. Office for National Statistics, England and Wales 2001 Census - rezul'taty perepisi naselenija v Avstralii. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim ogranichennogo dostupa.
27. US Census Bureau Current Population Survey 2001 - rezul'taty perepisi naselenija v SShA 2001 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim ogranichennogo dostupa.
28. Statistics Canada, 2001 Census of Population, Statistics Canada - rezul'taty perepisi naselenija v Kanade. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim ogranichennogo dostupa.
29. New Zealand 2001, 2006 Census - rezul'taty perepisi naselenija Novoj Zelandii. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim ogranichennogo dostupa.
30. Rezul'taty perepisi naselenija 2002. URL: http:// www.perepis2002.ru
31.Ministerstvo obrazovanija KNR. URL: http://www.moe.edu.cn
32. Portal razvitija kul'tury i tvorchestva v Pekine. URL: http://www.beijingww.com
33. Federacija kitajskih studentov, uchenyh vo Francii. URL: http://www.ucecf.org
34. Federacija kitajskih studentov i uchenyh v Velikobritanii. URL: http://www. cssauk.org.uk/ en
35. Federacija kitajskih studentov, obuchajuwihsja v Japonii. URL: http://www.jcic.co.jp
36. Departament obrazovanija pravitel'stva Indii. URL: http://www.education.nic.in
37. Nacional'naja associacija razrabotchikov programmnogo obespechenija i postavwikov uslug Indii. URL: http://www.nasscom.in
38. Parlamentskij Komitet po indijskoj diaspore. URL: http://www.indiandiaspora.nic.in
39. Posol'stvo Indii v Moskve. URL: http://www.indianembassy.ru
40. Ministerstvo obrazovanija Indii, statisticheskij otdel. URL: http://www.education. nic.in/ stats/statpub.asp
41. Oficial'nye dokumenty Departamenta obrazovanija Indii. URL: http://www. education.nic.in/ uhe/fittab.pdf
42. Oficial'nye dokumenty Departamenta obrazovanija Indii. URL: http://www. education.nic.in/ uhe/Teacher-payscale.pdf
43. Oficial'nye dokumenty Departamenta obrazovanija Indii. URL: http://www. education.nic.in/ uhe/Concept-BGP.pdf
44. Oficial'nye dokumenty Departamenta obrazovanija Indii. URL: http://www. beijingww.com/ 431/2007/03/12/[email protected]
45. Oficial'nye dokumenty Departamenta obrazovanija Indii. URL: http://www. education.nic.in/ scholarship/Guidelines-Collegestdnts.pdf