УДК: 332.122
ББК: 65
Меджидов З.У.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Medzhidov Z.U.
COMPARATIVE ANALYSIS OF USE OF TERRITORIES WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ключевые слова: экономика, регион, территории с особым экономическим статусом, налоговые льготы, кластер.
Keywords: economy, region, territories with special economic status, tax benefits, cluster.
Аннотация: рассматриваются теоретические основы и практические аспекты функционирования территорий с особым экономическим статусом. Представлен сравнительный анализ использования территорий с особым экономическим статусом. Определены преимущества и недостатки их использования. Проведен сравнительный анализ предоставления налоговых льгот в территориях с особым экономическим статусом. Предложено авторское определение дефиниций «кластер территории опережающего социально-экономического развития» и «кластер зоны территориального развития».
Abstract: theoretical foundations and practical aspects of functioning of territories with a special economic status are examined. A comparative analysis of the use of territories with a special economic status is presented. The advantages and disadvantages of their use are determined. A comparative analysis of the granting of tax privileges in territories with a special economic status was carried out. The author's definition of the definitions "cluster of the territory of advanced social and economic development" and "cluster of territorial development zone" is offered.
В последние годы проблема устойчивого социально-экономического развития регионов является одной из ключевых в Российской Федерации (РФ). Темпы и качество экономического роста России во многом зависят от того, насколько успешно будут решаться проблемы развития регионов страны. При этом органической составной частью перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию является обеспечение стабильного развития всех ее регионов.
Современный этап российской экономики наиболее сложный в ее истории. По словам профессора А.Г. Зельднера: «В настоящее время отсутствуют крупные государственные инвестиционные источники для обеспечения воспроизводственного процесса, серьезные проблемы с новейшими технологиями и инновациями, выделяется только военно-космический комплекс и Ро-сатом, углубляется расслоение населения по уровню жизни, отсутствует не только меха-
низм привлечения инвестиций в воспроизводственный процесс, но и механизм согласования интересов между социальными группами»1.
Кроме того, сегодня в нашей стране можно наблюдать падение темпов экономического роста, что обусловлено как внутренними макроэкономическими причинами, так и негативными внешними политическими и экономическими факторами. Сильная дифференциация регионов России усугубляет ситуацию и требует совершенствования процесса регулирования социально-экономической ситуации в пространственном аспекте.
Вместе с тем, развитие механизма государственного регулирования макроэкономической сбалансированности страны сложно представить без использования одних из
1 Зельднер А.Г. Смешанная экономика на базе механизма ГЧП - основа национальной модели развития России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2017. -№3. - С. 5.
инструментов стимулирования экономического роста: финансовой, денежно-кредитной, промышленной, научно-технической (инновационной), социальной политик. К другим инструментам можно отнести внешнеэкономическое регулирование, кото-
рое направлено на управление системой лицензий, квот и внешнеторговых тарифов. Ниже представлена схема государственного регулирования социально-экономической системы (рисунок 1).
Население
Субъекты производственной сферы
Непроизводственная сфера
Финансовая Денежно- Социальная Внешнеэко- Налоговая Административ-
политика кредитная политика номическая политика ные методы
политика политика регулирования
Государственная политика
Регулирование |
Рисунок 1 - Процесс государственного регулирования социально-экономической системы
(составлено автором)
В то же время при осуществлении государственного регулирования социально-экономической системой регионов и обеспечения пространственного развития субъектов РФ, важна комплексность в эксплуатации перечисленных инструментов, сочетающиеся в формировании и развитии территорий с особым экономическим статусом вкупе с механизмом взаимодействия власти и бизнес-структур в форме государственно-частного партнерства (ГЧП).
Развернутое определение механизма ГЧП с теоретической и практической позиции предлагает В.Г. Варнавский.
Он считает, что государственно-частное партнерство в теоретическом контексте: «Это система отношений государства и бизнеса в договорной (контрактной) форме, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития и планирования». С практической точки
зрения: «Это конкретные проекты, реализуемые различными государственными органами и бизнесом совместно или только частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственно-сти»1.
Согласно нормативно-правовой базе РФ, к территориям с особым экономическим статусом относятся: особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ, СЭЗ), зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР), закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды, индустриальные (промышленные) парки, технопарки (в т.ч. в сфере высоких технологий).
В некоторых субъектах РФ функционируют региональные механизмы зониро-
1 Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. -2011. -№ 9. - С. 43.
вания и развития территорий: зоны экономического благоприятствования (Кемеровская область, Республика Бурятия, Саратовская область (режим наибольшего благоприятствования), региональные парки (Ставропольский край, Камчатский край), промышленные округа (Костромская область).
В связи с тем, что их различия не всегда очевидны, автором были рассмотрены характеристики особых (свободных) экономических зон, зон территориального развития, территорий опережающего социально-экономического развития в России, результаты которого представлены ниже (таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика территорий с особым экономическим статусом в отечественной практике (составлено автором)
1
2
3
4
Инструменты развития
Особая (свободная) экономическая зона (ОЭЗ, СЭЗ)
Критерии оценивания
Федеральная зона (Ф)
Региональная зона (Р)
Зона территориального развития (ЗТР)
Территория опережающего
социально-экономического
развития (ТОР, ТОСЭР)
Институциональная база
Ф: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
Р: проект Федерального закона №2 538033-
6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон
от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-
экономического развития в Российской Федерации»
Правовое определение
Ф: часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
Р: определяемая законом субъекта Российской Федерации часть территории субъекта Российской Федерации с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, на которой могут создаваться промышленные (индустриальные) парки, технопарки, агропромышленные парки и туристические парки
Часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки
Часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности
Цель создания
Ф: развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства _новых видов продукции_
Ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику
Р: развитие промышленной, технологической, туристической и аграрной отрасли, путем придания статуса «региональной особой экономической зоны» индустриальным (промышленным) паркам, технопаркам, туристическим и агропромышленным паркам
Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Срок создания (подлежит / не подлежит продлению) 49 лет (не подлежит продлению) 12 лет (не подлежит продлению) 70 лет (10 лет в границах моногородов, на территории которых допускается создание ТОР) (может быть продлена по решению Правительства РФ)1
Территория охвата Ф: территории одного муниципального образования или территории нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта РФ или территорий нескольких субъектов Российской Федерации Территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования являются муниципальными районами или городскими округами Территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ, а также территории монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)
Р: территории одного муниципального образования в пределах территории одного субъекта РФ
Управление Ф: уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, наблюдательный совет, управляющая компания (ОАО), 100 % акций, которых принадлежат государству Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, администрация зоны территориального развития, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, наблюдательный совет, управляющая компания (ОАО), 100 % акций которой принадлежат государству
Р: высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, наблюдательный совет, управляющая компания (ОАО), 100 % акций которой принадлежат государству
Направления экономическойдея-тельности Ф: промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристко-рекреационная, портовая и деятельность по логистике Несырьевое производство, за исключением производства подакцизных товаров (кроме мотоциклов и легковых автомобилей), оптовой и розничной торговли, финансовой деятельности и др. Нет ограничений
Р: промышленность, инновации, туризм, аграрная сфера
Перечень регионов, где функционирует (может функционировать) инструмент развития (по состоянию на III кв. 2017 г.) Ф: промышленно-производственного типа - в Республике Татарстан, Приморском крае, Липецкой, Свердловской, Псковской, Московской и Тульской областях; технико-внедренческого типа - в г. Санкт-Петербурге, в Московской области (2 ОЭЗ), Республике Татарстан; туристко-рекреационного типа - туристический кластер в Республиках Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Чеченской Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская ТОРы в регионах: Хабаровский край (2 ед) Приморский край (4 ед) Амурская область (2 ед) Чукотский автономный округ (1 ед) Якутская область (1 ед) Сахалинская область (3 ед) ТОРы в моногородах: Республика Башкортостан (2 ед.) Челябинская область
1 Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
1 2 3 4
Республиках; в Алтайском крае, Иркутской и Тверской областях; портового типа - в Ульяновской области; комплексного типа (действуют на всей территории региона) - в Магаданской области (до 31 декабря 2025 г.) и Калининградской области (до 1 апреля 2031 г.); свободная экономическая зона - в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе (31 декабря 2039 г.)1 Республика Республика Карелия Республика Северная Осетия - Алания Республика Тыва Чеченская Республика Забайкальский край Приморский край Ивановская область Кировская область Курганская область Магаданская область Мурманская область Еврейская автономная область2 Республика Коми Кемеровская область Пермский край Забайкальский край Мурманская область Самарская область Свердловская область Ульяновская область Нижегородская область Смоленская область Республика Дагестан Республика Карелия Иркутская область Республика Татарстан Ростовская область
Р: Липецкая область
Преимущества Возможность принятия решения на региональном уровне, достаточно долгий срок реализации проектов и программ, реализация преимуществ на территории различных субъектов, возможность использования объектов разных форм собственности Возможность сбалансированного и комплексного развития территорий Отсутствие ограничений на развиваемые виды деятельности позволяет использовать несырьевые производства в качестве источников финансирования
Недостатки Отраслевая направленность может спровоцировать переориентациию региона на одну отрасль. Отсутствие способ расширения налоговых льгот за счет федеральных налогов, а также ограниченные возможности софинан- сирования строительства объектов инфраструктуры за счет регионального бюджета (для региональных зон) Короткий срок реализации возможностей. Отсутствие практического опыта реализации зон территориального развития в регионах Риск дальнейшей дифференциации промышленности в сторону сырьевых производств в результате быстрой окупаемости и высоких доходов. Возможность появления стагнации в несырьевом секторе
Примечание:
Минэкономразвития РФ уже передало управление особыми экономическими зонами руководству Астраханской (ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос»), Калужской (ОЭЗ промышленно-производственного типа «Калуга»), Самарской (ОЭЗ промышленно-производственного типа «Тольятти»), Томской (ОЭЗ технико-внедренческого типа «Томск») областях, а также г. Москва (ОЭЗ технико-внедренческого типа «Зеленоград»). Регионам поручено отвечать за комплексное развитие ОЭЗ: вести реестр резидентов, выдавать выписки из реестра резидентов, осуществлять контроль за проектированием и строительством инженерной инфраструктуры, а также контроль за производственной деятельностью, предусмотренной соглашениями о реализации инвестиционных проектов с резидентами.
Согласно плану действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, статус ОЭЗ в Калининградской области планируют изменить на территорию опережающего социально-экономического развития (ТОР).
Федеральный закон от 29.11.2014 №377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 31.05.1999 №104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
2 Постановление Правительства РФ от 21.12.2016 №1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития».
Исходя из проведенного анализа, мы пришли к выводу, что в российской практике наблюдается «политика насыщения» территорий с особым экономическим статусом в субъектах РФ, без определения четко выраженных критериев их создания. Так, в Приморском крае функционирует особая экономическая зона промышленно-производственного типа (автомобильный кластер), созданы четыре территории опережающего социально-экономического развития: «Надеждинская» (производственно-логистическая площадка), «Михайловский» (сельскохозяйственный кластер), «Большой Камень» (новые промышленные объекты, производство экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции в судостроительной сфере), «Нефтехимический» (нефтехимический кластер). Кроме того, создана зона территориального развития, закрытое административно-территориальное образование («Фокино»), индустриальные (промышленные) парки, технопарки.
Предоставление налоговых льгот и таможенных преференции, наличие грамотного административного ресурса и необходимых условий осуществления предпринимательской деятельности являются одними из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности среди потенциальных резидентов в зонах территориального развития.
Рассмотрим особенности предоставления налоговых льгот и преференций в территориях с особым экономическим статусом (таблица 2).
Как видим, в проведенном анализе отсутствуют зоны территориального развития. Так, в действующей редакции данного института развития регионов (ст. 13, п. 4) в качестве меры государственной поддержки указывается «о предоставлении налоговых льгот... в соответствии с законодательством о налогах и сборах»1.
Однако, в Законе о территориальных зонах не дано четких указаний о налоговых льготах и таможенных преференциях2.
1 Федеральный закон от 03.12.2011 №392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Зельднер А.Г. Правовой режим функциони-
Данное обстоятельство обуславливает авторский подход к исследуемой проблематике. Предлагаем определить размеры следующих налоговых льгот для резидентов зон территориального развития (в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность в приоритетных отраслях для импортозамещения):
—Налог на прибыль - 7% (5% в случае импортозамещения);
—Налог на имущество организаций - 0%;
—Земельный налог - 0%;
— Транспортный налог - 0%;
— Социальные налоги и страховые взносы - 27%, в том числе 22% - отчисления в Пенсионный Фонд, 2% - в Фонд социального страхования, 3% - в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная льгота предоставляется только в случае импортозамещения и достижения плановых показателей по созданию новых рабочих мест и объему инвестиций (в том числе капитальных вложений).
Считаем, что срок предоставления налоговых льгот должен составлять 7 лет, так как в российской практике отсутствует практический опыт создания зон территориального развития, не определены детерминирующие и индетерминирующие факторы, влияющие на региональное развитие с учетом функционирования данного института зонирования.
В качестве стимулирования инвестиционной деятельности резидентов территорий с особым экономическим статусом, можно было бы задействовать механизм предоставления нарастающих налоговых льгот в зависимости от количества созданных рабочих мест (на примере предпринимательских зон США).
Кроме того, одним из основополагающих вопросов при принятии решения о создании территории с особым экономическим статусом и повышении эффективности регионального развития является выявление «точек роста» экономики региона, целенаправленное воздействие на которые может значительно ускорить процессы развития.
роваиия особых экономических зон и зон территориального развития // Вопросы экономики и права. -2012.-№43.-С. 14.
Таблица 2 - Сравнительный анализ предоставления налоговых льгот и преференций на территориях с особым экономическим статусом (составлено автором)
Рост получаемых эффектов обеспечивается при помощи концентрации усилий бизнеса и органов власти на конкретные отрасли экономики, оптимизации условий для их функционирования. Указанными эффектами обладает процесс кластеризации экономики региона. Поэтому установление сбалансированного уровня потенциала кластеризации можно назвать необходимым условием результативности и эффективности принимаемых решений, возможности создания территории с особым экономическим статусом в конкретном регионе и кластера в конкретном виде экономической деятельности.
За счет формирования интеграционных образований, соединяющих в себе возможности резидентов территории с особым экономическим статусом и участников кластерных преобразований, обеспечивается повышение конкурентоспособности региона и региональных производителей.
Анализ институциональной базы, регулирующей деятельность ОЭЗ, ТОР и ЗТР, привел нас к выводу, что только в первом случае дается трактовка кластеру. Так, под кластером ОЭЗ понимается «совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией»1.
Предлагаем уточнить значение дефиниций «кластер территории опережающего социально-экономического развития» и «кластер зоны территориального развития», исходя из их правовой базы. Так, под кластером зоны территориального развития мы
понимаем региональные отраслевые системы, которые функционируют в рамках зоны территориального развития на интеграционной основе в условиях конкуренции и рыночной экономики и ориентированы на достижение единой цели - ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Под кластером территории опережающего социально-экономического развития следует понимать совокупность природно-ресурсных, социально-экономических, социально-демографических и иных факторов на определенной территории субъекта Российской Федерации, позволяющих сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций, обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона и создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности населения.
Таким образом, кластеры должны включать в себе все этапы производственных процессов - от заготовки сырья до производства готовой продукции. Кластеры развивают внутреннюю конкуренцию, обеспечивают развитие отраслевых и региональных приоритетов, представляют собой именно те точки внутреннего территориального роста, которые должны быть определены при создании территории с особым экономическим статусом.
Проведенный сравнительный анализ использования территорий с особым экономическим статусом в Российской Федерации, а также выработанные предложения по улучшению их деятельности, могут быть использованы в отечественной практике, при реализации стратегии социально-экономического развития регионов РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 03.12.2011 №392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
1 Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 31.05.1999 №104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
5. Федеральный закон от 29.11.2014 №377-Ф3 «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
6. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».
7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2016 №1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития».
8. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41-50.
9. Зельднер, А.Г. Правовой режим функционирования особых экономических зон и зон территориального развития // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 43. - С. 12-15.
10. Зельднер, А.Г. Смешанная экономика на базе механизма ГЧП - основа национальной модели развития России // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017. - № 3. - С. 4-11.