ISSN 2311-8733 (Online) Пространственная экономика
ISSN 2073-1477 (Print)
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ Наталья Александровна МАТУШКИНА3, Лидия Михайловна АВЕРИНАМ
a кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела прогнозирования размещения производительных сил и пространственного развития экономики регионов, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация [email protected]
b ведущий экономист отдела прогнозирования размещения производительных сил и пространственного развития экономики регионов,
Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 05.04.2016 Принята в доработанном виде 19.04.2016
Одобрена 29.04.2016
УДК 332.132
JEL: 025, 029, R12, R58
Ключевые слова: регион, особые экономические зоны, кластер, производительные силы, размещение
Аннотация
Предмет. Переход экономики Российской Федерации на инновационный путь развития предопределяет необходимость не только разработки и внедрения новых прогрессивных материалов, техники, технологий, но и использования новых форм управления развитием и размещением производительных сил, обеспечивающих их опережающее развитие. Цели. Анализ на основе отечественного и зарубежного опыта теоретических и практических вопросов применения специфических механизмов территориального развития, а также оценка результатов их реализации в регионах страны.
Методы. В процессе исследования были использованы сравнительные, логические, аналитические и экономико-статистические методы анализа.
Результаты. Выявлены общие и специфические принципы создания и функционирования особых экономических зон и кластеров, проанализирована эволюция их формирования и развития. Представлены результаты анализа эффективности функционирования существующих особых экономических зон различного типа.
Выводы. Наиболее эффективными и широко используемыми в мировой практике формами территориального развития являются особые экономические зоны и кластеры, а также их комбинации. Наиболее успешными и перспективными в Российской Федерации в настоящее время являются технико-внедренческие и промышленно-производственные особые экономические зоны кластерного типа, деятельность которых направлена на развитие стратегически важных отраслей промышленности. Территории регионов, где создаются особые экономические зоны, становятся полюсами роста для региональной и национальной экономик, а формирование и развитие кластеров усиливают этот эффект. Особые экономические зоны в стране могут являться фактором, способствующим развитию кластеров, обеспечивая их необходимой инфраструктурой. Формирование же кластеров содействует пространственному развитию регионов, расширению промышленной кооперации, усиливая связи между предприятиями региона и сопредельных территорий.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Курс на инновационное развитие экономики страны и регионов, определенный стратегическими документами социально-экономического развития Российской Федерации, должен быть подкреплен не только внедрением прогрессивных технологических решений, но и формированием новых форм территориальной организации производительных сил, опережающее развитие которых, основанное на инновационной парадигме развития, позволит сформировать устойчивый фундамент для экономического роста [1, 2]. В современной теории и практике управления экономическим развитием стран и регионов широкое распространение получили специфические механизмы, подразумевающие создание специальных территорий -«локомотивов экономического роста». Среди них можно выделить особые экономические зоны (ОЭЗ) и
кластеры, активное использование которых является общемировой тенденцией [3, 4], а эффективность, заключающаяся в активизации территориального социально-экономического развития, подтверждена отечественной и мировой практикой [5].
История создания таких специальных территорий началась в нашей стране более 20 лет назад после принятия Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», закрепляющего термин «свободные экономические зоны» (СЭЗ), которые в то время формировались в целях активизации внешнеэкономической деятельности путем привлечения иностранных инвестиций в совместные промышленные предприятия. Можно констатировать, что
неразвитость институциональной базы в тот период, сложная экономическая и политическая ситуация в стране, недостаток финансовых ресурсов на создание инфраструктуры свободных экономических зон, а также нежелание иностранных инвесторов вкладывать средства в экономику страны даже на льготных условиях, привели к тому, что цель организации таких зон не была достигнута.
В 1996 г. появилась первая особая экономическая зона, в которую вошла вся территория Калининградской области, кроме оборонных объектов и объектов нефтедобычи на шельфе. Ее создание во многом было обусловлено распадом СССР, в результате которого область оказалась отрезана от остальной части страны. Не смотря на несовершенство данного законодательного акта, в сложной экономической ситуации 1990-х гг. создание особой экономической зоны сыграло свою положительную роль в социально-экономическом развитии региона. Однако имелись и негативные последствия, например, спад промышленного производства, так как закон не стимулировал наращивание выпуска продукции с добавленной стоимостью, то есть не поддерживал предприятия с глубоким циклом переработки. Кроме того, инвестиционная привлекательность Калининградской области была ниже других территорий Российской Федерации. В 1999 г. на основе Федерального закона появилась еще одна особая экономическая зона в Магаданской области, за годы существования которой появились новые предприятия, в несколько раз вырос валовой региональный продукт, существенно снизился уровень бедности и безработицы в регионе [5].
К 2005 г. назрела необходимость в разработке новых законодательных актов, регламентирующих создание и функционирование особых экономических зон. Одной из причин стало изменение налоговой политики, в результате которой резиденты существующих зон лишились части льгот по налогам, что снизило привлекательность таких территорий для предпринимателей и привело к уменьшению количества резидентов. С принятием Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» начался новый этап формирования территорий опережающего развития. При этом было выделено три типа зон:
• промышленно-производственные;
• технико-внедренческие;
• туристско-рекреационные.
В редакции закона от 2006 г. появился еще один вид - портовые. Кроме того, в рамках данного закона предусмотрена возможность объединения нескольких особых экономических зон одного или разных типов в кластер.
В настоящее время формирование особых экономических зон на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 25.12.2009 № 340-Ф3. При этом основными целями их организации являются:
• создание территорий - точек роста;
• привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
• ускоренное развитие видов деятельности, которые предполагаются д л я данного типа зон [6, 7];
• организация обрабатывающих высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью;
• разработка и внедрение новых технологий, производства качественно новых видов продукции;
• совершенствование портовой и транспортной инфраструктур;
• развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания.
Для каждого типа особой экономической зоны характерны свои особенности: условия создания, вид деятельности, состав участников, географическое расположение и другие характеристики, что предопределяет невозможность создания единой универсальной эффективной модели организации и управления такой зоной [8]. Однако вне зависимости от характеристик создаваемой особой экономической зоны успешность ее дальнейшего функционирования напрямую зависит от активного участия на начальном этапе федеральных, региональных, местных органов власти в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, подготовки транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, информационного обеспечения и т.д.
Формирование особой экономической зоны кластерного типа стало еще одним закономерным этапом в реализации и развитии механизмов территориального развития. Этот процесс был обусловлен наличием соответствующих преимуществ кластерной формы организации зон, что подтверждается и российским и многолетним зарубежным опытом [9-11]. В Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 № 1662-р, и Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденных заместителем министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 № 20636-АК/Д19, переход к новой модели пространственного развития на основе формирования территориально-производственных кластеров признано важнейшим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и развитии механизмов государственно-частного партнерства. Объединение особых экономических зон в такой кластер смягчает ограничения по видам деятельности на их территориях, направлено на повышение эффективности функционирования зон и получения синергетического эффекта, в том числе за счет обеспечения суммарных конкурентных преимуществ по сравнению с отдельными резидентами особых экономических зон (внекластерные предприятия) [12].
Сопоставляя воздействие особых экономических зон и кластеров на экономическое развитие различных стран мира, ученые [13] пришли к выводу, что оба инструмента направлены для решения общих задач:
• обеспечения более высокого уровня занятости населения;
• привлечения инвестиций, в том числе иностранных;
• повышения экспортного потенциала (не в ущерб отечественному рынку);
• реализации политики импортозамещения, нивелирующей негативные последствия вступления Российской Федерации в ВТО и действия антироссийских санкций.
Принципы создания и функционирования особых экономических зон и кластеров также имеют определенное сходство. Формирование зон предполагает объединение экономической, природно-географической и социальной подсистем. Формирование кластеров проходит на основе схожих принципов и предполагает союз взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий определенной сферы деятельности. Оба этих инструмента имеют общие цели и направлены на повышение эффективности территориального развития, однако с точки зрения
государственного регулирования, управления и поддержки они существенно различаются:
• во-первых, территория особой экономической зоны определяется и изменяется в случаях необходимости на уровне законодательных актов, тогда как территория кластеров не закреплена географически, зона охвата их предприятий зависит только от экономической целесообразности и может быть изменена в любой момент;
• во-вторых, в отличие от резидентов особой экономической зоны, функционирование кластеров не предполагает льгот и преференций его участникам со стороны государства;
• в-третьих, создание и развитие кластера направлено в первую очередь на усиление кооперационных связей между предприятиями для повышения эффективности функционирования и усиления конкурентных позиций;
• в-четвертых, формирование кластера предполагает, как правило, объединение действующих предприятий, в то время как организация особых экономических зон направлена на привлечение инвестиций, в том числе за счет прихода новых для региона отечественных и зарубежных предприятий и производств - резидентов зон.
Данные инструменты не противопоставлены. Их одновременное использование дополняет и усиливает эффективность друг друга, что было практически доказано в процессе формирования и функционирования особых экономических зон кластерного типа. Такие зоны имеют черты особых экономических зон и кластера, в результате объединения которых появляются дополнительные преимущества и для резидентов, и для государства в целом.
Одной из целей формирования кластерных особых экономических зон является создание полного цикла производства высокотехнологичной продукции как для внутреннего потребления, так и для экспорта, а также получение и дальнейшее внедрение в производственные процессы резидентов зоны интеллектуальных и инновационных продуктов. Деятельность таких зон направлена не только на реализацию экспортного потенциала, а в большей степени на развитие стратегически важных отраслей и создание условий для выпуска отечественной конкурентоспособной готовой продукции, необходимой российским предприятиям. Особое значение такая особенность кластерных особых экономических зон приобретает в условиях активизации политики импортозамещения.
Оценка текущей и перспективной эффективности особых экономических зон является нетривиальной задачей ввиду особенностей их развития и функционирования [14-17]. Наибольшая неопределенность наблюдается в отношении зон технико-внедренческого типа. Она обусловлена спецификой их деятельности и критичной зависимостью от большого количества внешних и внутренних факторов. Деятельность особой экономической зоны этого типа направлена на развитие научных исследований и наукоемких отраслей, разработку новой техники и технологий, когда получение прибыли не является основной целью. Получение значимого экономического эффекта возможно только в тесной взаимосвязи с научно-промышленным потенциалом региона. К сожалению, не всегда возможно заранее достоверно определить круг предприятий, заинтересованных в коммерциализации и внедрении инновационных разработок, генерируемых резидентами зоны, что повышает неопределенность проекта.
Стоит отметить, что параметры особой экономической зоны даже в пределах одного типа существенно различаются, при этом все зоны находятся в разных стадиях развития (проектирования, строительства инфраструктуры, начала функционирования резидентов или выхода на полную мощность), следовательно, объективная сравнительная оце нка эффе ктивно сти функционирования всех зон даже в рамках одного типа весьма затруднительна. Кроме того, оценка эффективности в общепринятом смысле возможна только для полноценно функционирующих зон по истечению определенного периода. Для остальных -возможно сравнение ожидаемых эффектов, а также степень достижения ключевых показателей для завершенных этапов проекта, в качестве которых могут выступать:
• параметры, отражающие степень соблюдения планируемого графика подготовки инфраструктуры;
• количество привлеченных резидентов;
• доля высокотехнологичных производств;
• объем инвестиций;
• количество созданных рабочих мест;
• налоговые поступления и другие индикаторы.
Важнейшим показателем, характеризующим эффективность особой экономической зоны, является объем привлеченных отечественных
и зарубежных инвестиций [10], так как именно он является отражением одной из главных целей создания зон. Налоговые поступления, формирующиеся за счет создания новых производств-налогоплательщиков, даже с учетом льготного налогообложения резидентов также являются одним из ключевых прямых показателей эффекта деятельности зоны.
Несмотря на очевидные трудности, анализ параметров развития особых экономических зон необходим для оценки эффективности их функционирования, принятия решений о корректировке модели управления зонами, расширения или досрочного прекращения деятельности зоны. Оценка эффективности может осуществляться различными методами, наиболее распространенным из которых является рейтинговый, используемый, в том числе, Минэкономразвития России для ежегодной оценки отечественных особых экономических зон. Каждая зона оценивается исходя из пятибалльной шкалы по ряду количественных показателей. Использование значительного количества показателей обусловлено необходимостью всесторонней оценки зон, находящихся на разных этапах развития, в разных условиях функционирования, отличающихся масштабом, сферой деятельности и т.п. Например, такой важный показатель, как объем привлеченных инвестиций на один бюджетный рубль, не всегда свидетельствует об истинной эффективности особой экономической зоны. Высокое значение данного показателя может быть следствием успешной договоренности всего с одним крупным резидентом или небольших затрат государства. Однако ни то, ни другое не гарантирует того, что в зоне созданы привлекательные условия для инвесторов и оптимальная инфраструктура.
Существуют также международные рейтинги особых экономических зон, в которых принимают участие и российские зоны. Например, рейтинговое агентство FDI Intelligence (подразделение Financial Times, специализирующееся на прямых инвестициях) составляет международный рэнкинг, выделяя несколько лидирующих зон в различных регионах мира. Для оценки зон специальное жюри изучает материалы, касающиеся инвесторов, предо ставленные самими зонами, их национальными кураторами и резидентами. Лидерами среди российских особых экономических промышленно-производственных и технико-внедренческих зон являются зоны «Липецк» (Липецкая область), «Дубна»
(Московская область), «Зеленоград» (Москва), «Санкт-Петербург», «Алабуга» (Татарстан). Промышленно-производственная зона «Липецк» имее т высший балл в р ейтинге Минэкономразвития России по итогам 2014 г. (табл. 1). По данным рейтинга FDI Intelligence, «Липецк» стала лучшей особой экономической зоной для крупных компаний в Европе, также отмечена и зона «Алабуга». Среди российских производственных зон они также являются лидерами по объему привлеченных инвестиций.
Анализ основных характеристик особых экономических зон свидетельствует о том, что наиболее успешными в Российской Федерации являются зоны промышленно-производственного типа, а также технико-внедренческие особые экономические зоны. Не получили пока должного развития (за некоторым исключением) портовые и туристско-рекреационные особые экономические зоны, хотя мировая практика подтверждает эффективность таких зон. Например, во всем мире зоны портового типа являются крайне эффективным инструментом стимулирования международной торговли и регионального развития. Наиболее успешными и динамично развивающимися портовыми экономическими зонами в мире являются [18]:
1) на базе аэропортов:
• международный аэропорт Инчхон (Южная Корея);
• Сингапурский аэропорт Чанги;
• аэропорт Шеннона (Ирландия);
• международный аэропорт Нарита (Япония);
• столичный международный аэропорт Пекина;
• аэропорт Дубая (ОАЭ);
2) на базе морских портов:
• Сингапур;
• Гамбург;
• Хьюстон.
На территории Российской Федерации данный инструментарий пока слабо реализован. В настоящее время из трех созданных особых экономических зон портового типа только в одной ведется реальная хозяйственная деятельность («Ульяновск-Восточный»). Актуальность и перспективность создания и развития зон данного типа в Российской Федерации,
занимающей огромную территорию на пересечении большого количества международных транспортных потоков, обусловлена имеющимся мощным транспортным и транзитным потенциалами, для эффективной реализации которых крайне необходимы портовые особые экономические зоны. При этом следует учитывать, что экономическая окупаемость инвестиций, вложенных непосредственно в портовые зоны, как и для большинства крупных инфраструктурных проектов, возможна только в долгосрочной перспективе. Однако мультипликативный эффект, получаемый от создания этих зон, проявится сразу после ввода в эксплуатацию первых портовых объектов[12].
Зоны туристско-рекреационного типа также обладают высоким потенциалом развития, так как в настоящее время туристическая отрасль является одним из самых динамичных сегментов мировой экономики в целом и Российской Федерации в частности. При этом необходимо отметить, что зоны туристско-рекреационного типа требуют гораздо больше времени для привлечения резидентов и обеспечения устойчивого спроса на их услуги. Такие зоны, как правило, требуют значительных вложений в подготовку инфраструктуры на достаточно обширных территориях, «раскрутку» новых туристических маршрутов и новых нестандартных туристических услуг, что затрудняет и тормозит развитие туристско-рекреационных особых экономических зон в России.
По данным экспертов [12], наиболее эффективными с точки зрения привлечения резидентов и скорости выхода на проектную мощность в Российской Федерации являются особые экономические зоны промышленно-производственного типа. Исходя из практики функционирования таких зон в России и за рубежом, можно утверждать, что в зоны этого типа удается привлечь крупнейших инвесторов, в том числе иностранных. Кроме того, в данных зонах сосредоточено наибольшее количество резидентов и наблюдается высокая загрузка мощностей. Сравните льно небольшо е количе ство промышле нно-пр оизводственных зон в совокупности с их высокой эффективностью позволяет утверждать, что именно этот тип является наиболее перспективным направлением на ближайшую перспективу.
Далее рассмотрим более подробно основные характеристики кластерных промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, деятельность которых направлена на развитие стратегически важных отраслей промышленности.
Ранее отмечалось, что наиболее успешными особыми экономическими зонами промышленно-производственного типа являются «Липецк» и «Алабуга». Они отличаются ярко выраженной кластерной структурой: имеют в своем составе кластеры и в то же время входят в состав других крупных успешных кластеров. Отличительной особенностью данных зон также является реализация на их территории проектов российских и иностранных инвесторов по выпуску высокотехнологичных видов продукции.
Особая экономическая зона «Липецк» создана в конце 2005 г. и расположена в непосредственной близости от Новолипецкого металлургического комбината - одного из крупнейших в мире предприятий с полным металлургическим циклом, являющимся ядром крупного металлообрабатывающего кластера. В настоящее время заполняемость территории резидентами зоны составляет 2/3 (зарегистрировано 36 резидентов, 1/3 из которых ведет операционную деятельность. Производственную деятельность в кластере осуществляют предприятия, в том числе с участием иностранных инвесторов (13 резидентов) из Японии, Италии и Бельгии: ООО «Йокохама Р.П.З.» (Япония), ООО «Фенци» (Италия) и др. Несколько резидентов уже расширили свое производство, запустив вторые очереди: ООО «Бекарт Липецк» (Бельгия) и ООО «Сэст-Лювэ» (Италия). Крупными инвесторами ОЭЗ являются ООО «Йокохама Р.П.З.» (один из мировых лидеров по производству шин) и ЗАО «Российский центр нанотехнологий», реализующий проект совместно с ГК «Роснано». С начала функционирования зоны создано 2,7 тыс. рабочих мест, объем инвестиций составил 26,4 млрд руб., а налоговые отчисления резидентов в бюджеты всех уровней - 2,3 млрд руб.
Особая экономическая зона «Алабуга» зарегистрирована в конце 2005 г. и расположена в центре нескольких крупных кластеров (Поволжский автомобильный и Нефтехимический кластеры). Первый представлен рядом автопроизводителей: ПАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ПАО «Соллерс», ПАО «КАМАЗ» и др. Крупнейшие предприятия нефтехимического кластера (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Уфахимпром», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез») специализируются на производстве всей гаммы полимеров. На территории зоны зарегистрировано более 40 резидентов (заполняемость резидентами составляет около 50%), в том числе более 50% с участием иностранных инвесторов. Большинство резидентов уже
ведут деятельность на разных стадиях реализации своих проектов. С начала функционирования зоны создано более 5 тыс. новых рабочих мест, объем инвестиций составил 79 млрд руб. (из них 22,6 млрд руб. бюджетные вложения), а объем налоговых отчислений резидентов превысил 7,3 млрд руб.
Особые экономические зоны «Липецк» и «Алабуга» - наиболее ранние из проектов создания промышленно-производственных зон на территории Российской Федерации и находятся в стадии активного функционирования. Промышленно-производственная особая экономическая зона «Титановая долина» в Свердловской области была создана значительно позднее (в конце 2010 г.) и находится в стадии начала реализации, однако учитывая ее потенциал и научно-промышленный потенциал региона можно говорить о перспективности данного проекта и прогнозируемой высокой эффективности.
Особая экономическая зона «Титановая долина» представляет собой особую экономическую зону кластерного типа, специализация которой связана с производством изделий из титана для стратегически важных высокотехнологичных отраслей промышленности (авиакосмическая отрасль, двигателестроение, энергетика, медицинская техника и др.), а также с производством современного оборудования для металлургии и машиностроения. Специализация и выбор названия зоны обусловлены непосредственной близостью крупнейшего в мире производителя титановой продукции - ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», однако это не ограничивает направления деятельности резидентов. На территории зоны планируется организация выпуска высокотехнологичных видов продукции, в том числе в рамках программы импортозамещения: фармацевтической, химической отраслей, производства строительных материалов и др.
Проект создания промышленно-производственной особой экономической зоны вошел в стадию активного развития. Привлечены первые резиденты, идет строительство основных объектов промышленной, транспортной, таможенной инфраструктуры. Эффективно решается вопрос подготовки кадров в соответствии с потребностями резидентов. Получить статус резидента планирует холдинг «Технодинамика» госкорпорация «Ростех» для реализации проекта по производству изделий из титана для авиационной промышленности (воздушных судов). Данный проект позволит существенно
снизить издержки на разработку и производство титановых изделий для российской авиации и уменьшить стоимость логистической составляющей, что будет способствовать расширению титанового кластера Свердловской области, а также развитию уникальной специализации зоны по выпуску новых высокотехнологичных изделий из титана для расширения номенклатуры и глубины переработки титана.
После формирования второй очереди экономической зоны (2016 г.) планируется реализация инвестиционного проекта Уральского завода гражданской авиации в области авиастроения: создание производства самолетов Л-410 для местных авиалиний, а также вертолетов Bell, Airbus Helicopters и другой продукции. Реализация данного проекта позволит создать более 200 новых рабочих мест и закончить формирование на территории Свердловской области авиационного кластера.
Несмотря на то, что экономическая зона «Титановая долина» еще не функционирует в полной мере, ее формирование способствовало созданию необходимых условий для успешного развития ряда производств и отраслей региона, а кластерный характер зоны предопределяет возможность ее эффективного встраивания в другие сетевые структуры (формирующиеся Титановый и Авиационный кластеры Свердловской области, а также действующие региональные кластеры - железнодорожного машиностроения, фармацевтический, строительный и др.).
Целью создания технико-внедренческих особых экономических зон является формирование полюсов роста новой инновационной экономики с максимально благоприятным режимом осуществления предпринимательской деятельности. Важнейшими направлениями деятельности зон являются проекты в области информационных технологий, приборостроения, радиоэлектроники, фармацевтики, биоинженерии и нанотехнологий, что обусловлено необходимостью возрождения и развития данных отраслей отечественной экономики. В отличие от других типов зон, основным результатом деятельности технико-внедренческих зон является создание интеллектуального продукта, поэтому особую важность для таких зон имеет создание условий не только для организации научно-исследовательской деятельности резидентами, но и коммерциализации создаваемых инноваций. Таким образом, на территории технико-внедренческих зон должна быть сконцентрирована
особая инновационная инфраструктура для ведения технико-внедренческой деятельности:
• центры коллективного пользования;
• испытательно-сертификационные центры;
• бизнес-инкубаторы;
• технопарки;
• центры трансфера технологий;
• центры подготовки высококвалифицированных кадров для научно-инновационной деятельности;
• венчурные фонды и т.д.
Концентрация высокотехнологичных производств и инновационных предприятий вокруг таких объектов обеспечит синергетический эффект от их взаимодействия.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что создание объектов инновационной инфраструктуры должно являться задачей государственного уровня. Во многих развитых странах процесс поддержки инновационной деятельности со стороны государства начался на несколько десятилетий раньше, чем в отечественной экономике. Так, в США было разрешено разработчикам получать право собственности на объекты интеллектуальной собственности, возникающей в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в федеральных лабораториях, что означает по факту нулевую ставку ренты за пользование государственными объектами инновационной инфраструктуры.
В Японии государство развивало формы государственно-частного партнерства, создавая отраслевые консорциумы, в которые входили крупные компании, имеющие достаточных опыт в генерации инноваций и квалифицированные кадры, а государство предоставляло субсидии на проведение исследований.
В Сингапуре ввиду специфики этого города-государства представленные ранее методы развития инновационной деятельности оказались неприемлимыми. Поэтому там было принято решение строить инфраструктурные базы и создавать условия для размещения инновационных производств зарубежных транснациональных корпораций, а также осуществлять привлечение и подготовку квалифицированных кадров, проводя «политику высоких зарплат» [19].
Таким образом, отличительной особенностью технико-внедренческих зон от других типов
особых экономических зон является расширенный перечень объектов, который может быть профинансирован за счет средств бюджетов всех уровней.
Технико-внедренческая особая экономическая зона кластерного типа «Зеленоград» была создана в 2005 г. Выбор площадки для данной зоны определялся наличием в Зеленограде высокой концентрации передовых предприятий электронной промышленности, профильных научно-исследовательских институтов, малых и средних компаний. Актуальность выбора данного направления обусловлена ролью электронной промышленности в производстве высокотехнологичной конечной продукции, определяя ее интеллектуальные функциональные возможности для многих отраслей, в том числе стратегически важных производств оборонно-промышленного комплекса. Для развития данной отрасли электроники, разработки и производства инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на мировом рынке, необходимо было достичь определенного технологического уровня и соответствующего уровня компетенций. Наряду с крупными предприятиями-лидерами отрасли, функционирующими на данной территории, наличие достаточного количества малых и средних компаний, занимающимися инновационной деятельностью, имеет значительное влияние на совершенствование отраслевой структуры и эффективность развития электронной промышленности. Именно малый и средний бизнес способен быстро адаптироваться к условиям изменяющегося рынка, быть генератором инновационных идей и, обладая уникальными компетенциями в области мелкосерийного производства и используя возможности промышленной кооперации, занимать существенную долю рынка. Эти факторы и предопределили использование кластерного подхода в качестве эффективного механизма развития отрасли.
В настоящее время особая экономическая зона «Зеленоград» включает в себя три кластера:
• информационных и телекоммуникационных технологий;
• микроэлектроники;
• биотехнологий.
В то же время особая экономическая зона является частью инновационного территориального кластера «Зеленоград», входящего в перечень 25 приоритетных инновационных кластеров
Российской Федерации. В данных кластерах реализуется ряд инвестиционных проектов, в том числе по производству импортозамещающей продукции, например, проект ЗАО «ПКК Миландр» по организации производства приборов учета энергоресурсов, а также гетерогенной автоматизированной системы мониторинга потребляемых энергоресурсов нового поколения. Предприятие, будучи ведущим российским разработчиком и производителем интегральных микросхем, в рамках диверсификации своей деятельности, формирует новое направление, ориентированное на многоуровневое импоргозамещение -микроэлектронная компонентная база, приборное исполнение и программно-аппаратные системные решения с советующим построением кооперационной цепочки.
В рамках кооперации ведется сотрудничество не только с предприятиями кластера «Зеленоград», но и с участниками Томского инновационного территориального кластера. Общая стоимость проекта, финансируемого из собственных средств участников при поддержке Минобрнауки России, составила 28,2 млн руб. В настоящее время на территории экономической зоны зарегистрировано более 30 резидентов (заполняемость резидентами -более 70%). С начала функционирования особой экономической зоны создано более 800 новых рабочих мест, объем инвестиций составил 25,8 млрд руб. (из них 22,4 млрд руб. - бюджетные вложения), а объем налоговых отчислений резидентов - 1 млрд руб.
Проведенный анализ показал, что особые экономические зоны в Российской Федерации могут играть роль фактора, способствующего развитию кластеров, обеспечивая их необходимой инфраструктурой. Формирование же кластеров способствует пространственному развитию регионов, расширению промышленной кооперации, усиливая связи между предприятиями региона и сопредельных территорий. При этом крупные предприятия-резиденты, являясь ключевыми элементами особых экономических зон, формируют условия для создания и расширения вокруг себя кластера [20, 21] в кооперационном взаимодействии с сетью гибко специализированных малых предприятий, а также способствуют привлечению инвестиций в высокотехнологичное производства, повышая эффективность функционирования особых экономических зон. Таким образом, территории регионов, где создаются особые экономические зоны, становятся полюсами роста для региональной и национальной экономик, а формирование и развитие кластеров в совокупности с механизмом зон усиливает этот эффект.
Таблица 1
Оценка основных абсолютных количественных показателей функционирования ОЭЗ, нарастающим итогом с начала функционирования
Table 1
Evaluation of main absolute quantitative performance of SEZ, on a cumulative total from the beginning of operation
Показатели эффективности ОЭЗ, баллы
Наименование Год создания Количество резидентов, в том числе с участием иностранных инвесторов Количество рабочих мест, созданных резидентам Общий объем инвестиций резидентов, в том числе капитальных вложений Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и суммы доходов Объем бюджетных средств на создание объектов инженерной,транспортной, социальной, инновационной и другие инфраструктуры Объем налогов, уплаченных резидентами в бюджеты всех уровней Количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных и введенных в эксплуатацию Средневзвешенные значения оценки эффективности функционирования ОЭЗ, баллы
ОЭЗ Промышленно -производственного типа
«Липецк» (Липецкая область) 2005 5 5 5 5 4 5 5 4,9
«Алабуга» (Республика Татарстан) 2005 5 5 5 3 5 3 5 4,4
«Тольятти» (Самарская область) 2010 5 5 5 5 3 5 1 4,1
«Титановая долина» (Свердловская область) 2010 5 5 3 0 2 1 2 2,6
«Людиново» (Калужская область) 2012 5 1 5 0 1 3 - 2,5
«Моглино» (Псковская область) 2012 - - - - - - - -
ОЭЗ технико-внедренческого типа
«Дубна» (Московская область) 2005 5 5 5 5 4 4 5 4,7
«Зеленоград» (г. Москва) 2005 5 5 5 5 4 5 3 4,6
«Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург) 2005 4 5 5 5 5 5 3 4,6
«Томск» (г. Томск) 2005 5 5 4 5 4 5 2 4,3
«Иннополис» (Республика Татарстан) 2012 - - - - 5 - - 0,8
ОЭЗ портового типа
«Ульяновск-Восточный» (Ульяновская область) 2009 5 5 5 - 3 5 1 3,4
«Советская Гавань» (Хабаровский край), 2010 - - - - - - - -
ОЭЗ в Мурманской области 2010 - - - - - - - -
ОЭЗ туристско- -рекреационного типа
«Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) 2007 4 3 5 4 4 4 3 3,9
«Алтайская долина» (Республика Алтай) 2007 3 1 1 - 4 5 1 2,1
«Байкальская гавань» (Республика Бурятия) 2007 5 1 5 - 4 2 5 3,1
ОЭЗ в Чеченской Республике 2014 5 - - - 3 - - 1,3
Источник: данные ФНС России
Source: The FTS of Russia data
Список литературы
1. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Денисова О.Ю. Эволюция научных взглядов на теорию размещения производительных сил // Экономика региона. 2014. № 2. С. 21-32.
2. Наумов И.В. Проблемы инновационно-технологического развития региона и пути их решения // Журнал экономической теории. 2014. № 1. С. 99-108.
3. Звягин И.С., Беляева Л.Н. Особые экономические зоны и кластеры как формы территориальной организации хозяйства // Проблемы региональной экологии. 2014. № 5. С. 155-160.
4. Николаева А.Б., Селин В.С. Проблемы и перспективы формирования особых экономических зон в российской Арктике. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2009. 147 с.
5. Приходько С.В., ВоловикН.П. Особые экономические зоны. М.: ИЭПП, 2007. 268 с.
6. Фатихова Л.Э. Промежуточные итоги и перспективы развития в рамках ВТО промышленно-производственных ОЭЗ России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 137-139.
7. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации. СПб.: СПбГУЭФ, 2010. 144 с.
8. Пинская М.Р. Налоговая составляющая в особых экономических зонах: российский и зарубежный опыт // Налоговая политика и практика. 2008. № 8. С. 44-49.
9. Колиева А.Э., Баликоева З.А. Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 3. С.35-38.
10. Колесникова Ю.Ф. «Элемент» модифицированного индустриального экономического кластера «особых экономических зон» // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 5. С. 161-164.
11. Фатихова Л.Э., Ахмадеева О.А. Роль ОЭЗ в кластерном развитии региона (на примере Республики Татарстан) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 217-219.
12. ФурщикМ.А., Шутова А.В., ПрозоровМ.С. и др. Особые экономические зоны. Опыт и перспективы. М.: Медиа Инфо Групп, 2014. 212 с.
13. Баженова Ю.В. Особенности государственного регулирования особых экономических зон в мире // Экономические науки. 2009. № 8. C. 355-358.
14. Зельднер А.Г., Козлова С.В. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон // Вопросы экономики и права. 2013. № 56. С. 62-68.
15. Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования // Регион: Экономика и Социология. 2011. № 3. C. 39-57.
16. Капустина Е.С. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в России // Российское предпринимательство. 2011. № 6-1. С. 168-173.
17. Богдановский Д.Л., Донской Д.А. Оценка эффективности управления особой экономической зоной промышленно-производственного типа с помощью критериальных показателей // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 20. С. 326-330.
18. ФурщикМ.А., Лысенко К.Е. Портовые особые экономические зоны в России, или ПОЭЗ по-русски // Транспорт Российской Федерации. 2010. № 2. С. 12-16.
19. Фурщик М.А., Ушаков Е.А. Перспективы особых экономических зон в условиях финансового кризиса // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 3. С. 19-31.
20. Горетов И.Н. Инноваторы-кормильцы. Кластеры в АПК как перспективная форма организации производств // Креативная экономика. 2008. № 8. С. 55-60.
21. Колесникова Ю. Ф. Метод многокритериального выбора оптимального состава элементов экономического кластера «особой экономической зоны» в условиях неполной исходной информации и неопределенности состояния объекта управления // Перспективы науки. 2014. № 7. С. 100-103.
Региональная экономика: Regional Economics:
теория и практика 12 (2016) 4-16 Theory and Practice
ISSN 2311-8733 (Online) Spatial Economics
ISSN 2073-1477 (Print)
EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE MECHANISMS OF SPATIAL DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA
Natal'ya A. MATUSHKINAa, Lidiya M. AVERINA"^
a Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
b Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 5 April 2016 Received in revised form 19 April 2016 Accepted 29 April 2016
JEL classification: O25, O29, R12, R58
Keywords: special economic zones, cluster, productive forces, placement
Abstract
Importance The article deals with the issues of use of new forms of management of the
development and placement of productive forces, to ensure their priority development.
Objectives The paper aims to analyze theoretical and practical issues of applying specific
mechanisms of territorial development, on the basis of domestic and foreign experiences, as well as
assess the impact of their implementation in the regions of the Russian Federation.
Methods For the study, we used comparative, logical, analytical, and economic and statistical
methods of analysis.
Results Having identified the general and specific principles for the establishment and functioning of special economic zones and clusters, we present the results of the analysis of the establishment and functioning of the existing special economic zones of different types in the regions of Russia. Conclusions Our study shows that special economic zones and clusters, as well as their combination, are the most effective and widely used in international practice forms of territorial development. Technology innovative and industrial special economic zones of cluster type are the most successful and promising ones in Russia now. Special economic zones in Russia might be a factor contributing to the development of clusters, providing them with the necessary infrastructure. Cluster formation contributes to spatial development of regions, expansion of industrial cooperation, strengthening linkages between enterprises in the region and neighboring areas.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Animitsa E.G., Animitsa P.E., Denisova O.Yu. [Evolution of scientific views on the theory of productive forces]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 2, pp. 21-32. (In Russ.)
2. Naumov I.V. [Problems of innovation and technological development in the region and ways of their solution]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Russian Journal of Economic Theory, 2014, no. 1, pp. 99-108. (In Russ.)
3. Zvyagin I.S., Belyaeva L.N. [Special economic zones and clusters as a form of territorial organization of the economy]. Problemy regional'noi ekologii = Regional Environmental Issues, 2014, no. 5, pp. 155-160. (In Russ.)
4. Nikolaeva A.B., Selin V.S. Problemy i perspektivy formirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon v rossiiskoi Arktike [Problems and prospects of forming special economic zones in the Russian Arctic]. Apatity, KSC RAS Publ., 2009, 147 p.
5. Prikhod'ko S.V., Volovik N.P. Osobye ekonomicheskie zony [Special economic zones]. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy Publ., 2007, 268 p.
6. Fatikhova L.E. [Intermediate results and perspectives for the development of industrial special economic zones in Russia in the framework of WTO]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 6, pp. 137-139. (In Russ.)
7. Gasumyanova A.V. Pravovoi rezhim predprinimatel'stva v osobykh ekonomicheskikh zonakh Rossiiskoi Federatsii [The legal regime of entrepreneurship in special economic zones in the Russian Federation]. St. Petersburg, UNECON Publ., 2010, 144 p.
8. Pinskaya M.R. [A tax component in special economic zones: The Russian and foreign experiences]. Nalogovaya Politika i Praktika, 2008, no. 8, pp. 44-49. (In Russ.)
9. Kolieva A.E., Balikoeva Z.A. [The experience of foreign countries and its influence on the formation of special economic zones in Russia]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA, 2014, no. 3, pp. 35-38. (In Russ.)
10. Kolesnikova Yu.F. [The 'element' of modified industrial economic cluster of 'special economic zones'].
Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Ways of Development, 2014, no. 5, pp. 161-164. (In Russ.)
11. Fatikhova L.E., Akhmadeeva O.A. [The role of SEZ in cluster development of a region: Evidence from the Republic of Tatarstan]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 5, pp. 217-219. (In Russ.)
12. Furshchik M.A., Shutova A.V., Prozorov M.S., Savel'ev A.V., Goryacheva M.A. Osobye ekonomicheskie zony. Opyt i perspektivy [Special economic zones. Experience and perspectives]. Moscow, Media Info Grupp Publ., 2014, 212 p.
13. Bazhenova Yu.V. [Features of government management of special economic zones in the world].
Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 8, pp. 355-358. (In Russ.)
14. Zel'dner A.G., Kozlova S.V. [A system of indicators for assessing and monitoring the functioning of special economic zones]. Voprosy ekonomiki i prava = Economics and Law Issues, 2013, no. 56, pp. 62-68. (In Russ.)
15. Mikheeva N.N., Anan'eva R.I. [Regional policy tools: the evaluation of efficiency of use]. Region: Ekonomika i Sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2011, no. 3, pp. 39-57. (In Russ.)
16. Kapustina E.S. [Assessment of the efficiency of functioning of special economic zones in Russia].
Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 6-1, pp. 168-173. (In Russ.)
17. Bogdanovskii D.L., Donskoi D.A. [Evaluation of the effectiveness of the management of special economic zones of industrial type using the benchmarking indicators]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, 2013, vol. 16, no. 20, pp. 326-330. (In Russ.)
18. Furshchik M.A., Lysenko K.E. [Special economic port zones in Russia, or PSEZ in Russian]. Transport Rossiiskoi Federatsii = Transport of the Russian Federation, 2010, no. 2, pp. 12-16. (In Russ.)
19. Furshchik M.A., Ushakov E.A. [Prospects of special economic zones during financial crisis]. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration, 2009, no. 3, pp. 19-31. (In Russ.)
20. Goretov I.N. [Innovators-breadwinners. Clusters in the AIC as a promising form of production organization]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2008, no. 8, pp. 55-60. (In Russ.)
21. Kolesnikova Yu.F. [A method of multi-criterion option of the optimal composition of elements of economic cluster of 'special economic zone' in terms of incomplete source information and status uncertainty of the object of management]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2014, no. 7, pp. 100-103. (In Russ.)