Научная статья на тему 'Сравнительный анализ индивидуально-типологической предрасположенности к службе в подразделениях специального назначения ФСИН России'

Сравнительный анализ индивидуально-типологической предрасположенности к службе в подразделениях специального назначения ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОТРУДНИКИ ОТДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / OFFICERS OF SPECIAL-PURPOSE UNITS / КУРСАНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИ / STUDENTS OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM UNIVERSITIES / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTREME PROFESSIONAL ACTIVITY / INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PECULIARITIES / STUDENTS-SPORTSMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Комиссаров Евгений Леонидович

В целях выявления категории курсантов, наиболее подходящих по психологическим особенностям для службы в отделах специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний, на базе Академии ФСИН России было проведено исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы и курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний различных категорий. Для сравнения были набраны три группы: сотрудники отделов специального назначения, курсанты-спортсмены и курсанты, не проходящие подготовку в группах спортивного совершенствования. На основании результатов психодиагностического исследования было установлено, что по своим индивидуально-типологическим особенностям наиболее сходными качествами с сотрудниками отделов специального назначения обладают курсанты-спортсмены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Комиссаров Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of individual-typological peculiarities of special mission units’ officers and students of the Russian penal system universities was conducted in order to reveal groups of students whose psychological peculiarities fit the psychological characteristics for service in special-purpose units of penal system. Three groups of students were recruited: officers from special-purpose units, students-sportsmen and students who do not participate in groups of sports mastering. Based on the results of psycho diagnostics research it has been revealed that individual typological characteristics of students-sportsmen are most similar to the ones of special-purpose units’ officers.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ индивидуально-типологической предрасположенности к службе в подразделениях специального назначения ФСИН России»

УДК 159.9:343.83

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СЛУЖБЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФСИН РОССИИ

Н. В. Анкудинов, А. А. Жарких, Е. Л. Комиссаров

Реферат: в целях выявления категории курсантов, наиболее подходящих по психологическим особенностям для службы в отделах специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний, на базе Академии ФСИН России было проведено исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы и курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний различных категорий. Для сравнения были набраны три группы: сотрудники отделов специального назначения, курсанты-спортсмены и курсанты, не проходящие подготовку в группах спортивного совершенствования. На основании результатов психодиагностического исследования было установлено, что по своим индивидуально-типологическим особенностям наиболее сходными качествами с сотрудниками отделов специального назначения обладаюткурсанты-спортсмены.

Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности, сотрудники отделов специального назначения, курсанты-спортсмены, курсанты вузов Федеральной службы исполнения наказани, экстремальная профессиональная деятельность.

© Анкудинов Н. В., ЖаркихА. А., Комиссаров Е. Л., 2017

В современных условиях прохождение службы предъявляет повышенные требования к всесторонней подготовленности сотрудников правоохранительных органов. Решение сложных служебно-оперативных задач становится возможным при максимальной реализации психофизического потенциала, заложенного во время служеб-но-боевой и иных видов подготовки, проводимой с сотрудниками на различных этапах профессиональной деятельности [2, 3]. В уголовно-исполнительной системе (УИС) высокие требования к всесторонней служеб-но-профессиональной подготовленности предъявляются к сотрудникам отделов специального назначения. В соответствии с нормативно-планирующей документацией занятия по слу-жебно-боевой и иным видам подготовки с сотрудниками отделов специального назначения (ОСН) территориальных органов ФСИН России проводятся 5 раз в неделю, что существенно превышает время, затрачиваемое на профессиональную подготовку других категорий сотрудников УИС. Например, время на физическую подготовку в течение года для сотрудников ОСН увеличено более чем в 1,5 раза, на тактическую - в 8 раз, а на профессиональную психологическую подготовку -в 10 раз [5, 6]. При комплектовании

ОСН на стадии входного тестирования предъявляются более высокие требования к физической подготовленности сотрудников, чем у других категорий, и проводится их психологический отбор по специфическим критериям. Все это наряду с особыми условиями профессиональной деятельности позволяет считать сотрудников ОСН эталоном для других категорий сотрудников УИС при оценке показателей по служебной и боевой подготовке, в том числе для курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Всесторонняя подготовка курсантов к профессиональной деятельности в вузах ФСИН России направлена на достижение ими средних результатов по различным нормативным требованиям, включая физическую и психологическую подготовленность. В целях повышения показателей физической подготовленности 10-15 % от общего числа обучающихся в вузах ФСИН России принимают участие в тренировочном процессе в группах спортивного совершенствования по различным видам спорта. Следует отметить, что режим дня и недельный режим у курсантов-спортсменов схож с режимом служебной деятельности сотрудников ОСН. Например, время, отводимое на учебные занятия и спортивные тренировки у курсантов-спортсменов (не менее 5 раз в неделю) и занятия по специальной и физической подготовке у сотрудников ОСН. Таким образом, мы предположили, что курсанты образовательных организаций ФСИН России, проходящие спортивную подготовку в группах спортивного совершенствования, в отличие от остальных курсантов, не только имеют наиболее высокие показатели по физической подготовке, но и в силу стресс-факторов приближены

по своим психологическим характеристикам к сотрудникам отделов спецназа, следовательно, к модели сотрудника отдела специального назначения уголовно-исполнительной системы [1, 4]. При этом если сравнение по физическим показателям курсантов-спортсменов и курсантов, не принимающих участие в спортивном тренировочном процессе, с сотрудниками ОСН нецелесообразно в силу явного преимущества курсантов-спортсменов, то схожесть психологических характеристик курсантов-спортсменов и сотрудников ОСН требует экспериментального подтверждения.

В целях установления схожести психологических характеристик курсантов-спортсменов и сотрудников ОСН с 2016 по 2017 год на базе научно-исследовательской лаборатории диагностических и оздоровительных технологий Академии ФСИН России было проведено исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы и курсантов вузов ФСИН России. К психодиагностическому обследованию были привлечены 202 курсанта-спортсмена вузов ФСИН России - представители различных видов спорта (циклические, игровые и единоборства), 46 сотрудников ОСН и 100 курсантов Академии ФСИН России.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, психодиагностическое тестирование с использованием блока методик Л. Н. Собчик: Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) и Метод цветового выбора (МЦВ) [7].

Для обработки эмпирического материала использовалась многофункциональная психодиагностическая система Psychometric Expert 9. Результаты эмпирического исследования подвергались следующим методам математической статистики: для уров-невого анализа данных использовали расчет средних значений; для сравнения средних значений использовался U-критерий Манна - Уитни.

Психодиагностическое обследование в группах сотрудников отделов специального назначения, курсантов вузов ФСИН России, принимающих участие в учебно-тренировочном процессе в составе групп спортивного совершенствования (ГСС), и курсантов Академии ФСИН, России не задействованных в ГСС, по методике «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик показало значимые различия (р < 0,01) групп курсантов обеих категорий с сотрудниками ОСНпо шкале агрессивности, то есть стеничности (Agr). Данный факт, по нашему мнению, связан с особенностями юношеского возраста курсантов, характеризующегося наибольшим энергетическим потенциалом, выраженностью возрастной самореализации и направленностью на достижения (табл. 1).

Наименьшее количество различий по параметрам данного теста с сотрудниками ОСН выявлено у группы курсантов, задействованных в ГСС, где различия прослеживаются лишь по параметру агрессивности (Agr).

Курсанты, не задействованные в группах спортивного совершенствования, имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отделов специального назначения по интроверсии (Int). При этом данное свойство выражено больше у курсантов. Такая картина, ве-

роятно, объясняется тем, что для сотрудников ОСН выраженность интро-версии является дезадаптирующим фактором. С одной стороны, сотрудники ОСН должны быть приспособлены к работе в команде, чему должна способствовать большая выраженность экстрапсихической активности. С другой стороны, ввиду экстремального характера данного вида профессиональной деятельности выраженная интроверсия как направленность на свой собственный внутренний мир, как склонность к размышлениям и раздумыванию может способствовать фиксации на негативных переживаниях, что в дальнейшем может привести к отвлечению от выполнения профессиональных задач и накоплению аффекта и его психосоматизации.

Кроме того, курсанты, не задействованные в группах спортивного совершенствования, имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отделов специального назначения по показателю тревожности. Более низкий в сравнении с курсантами данной категории уровень тревожности у сотрудников ОСН, на наш взгляд, является адаптивной реакцией к экстремальному виду деятельности, что сокращает не только риск психосоматизации, но и время принятия решения, а также защищает от излишних страхов и переживаний. В то же время тревожность является качеством, необходимым для выживания, помогает почувствовать опасность, что особенно важно в экстремальных ситуациях. На наш взгляд, недостаток этого качества у сотрудников отделов специального назначения компенсируется за счет выраженной спонтанности, которая при достаточном уровне интеллекта, по мнению Л. Н. Собчик, дает человеку хорошую

интуицию как опору на накопленный опыт [7].

Анализ результатов исследования по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» Л. Н. Собчик показал, что для сотрудников отделов специального назначения характерны пики в профиле по шкалам импульсивности, ригидности, оптимистичности, а также сниженные значения по шкалам пессимистичности и тревожности (табл. 2). Подобная совокупность личностных черт приспосабливает личность к эф-

фективному функционированию в экстремальных ситуациях. Выраженная импульсивность способствует быстрому принятию решений. Ригидность влечет за собой жесткость и устойчивость в поведении. Низкие значения пессимистичности и тревожности в совокупности с достаточно выраженной оптимистичностью составляют симптомокомплекс, препятствующий излишней фиксации при анализе экстремальных ситуаций.

Исследование группы курсантов-спортсменов по методике СМИЛ в чис-

Таблица 1

Средние значения испытуемых по методике ИТО «Индивидуально-типологический опросник»

Параметры методики Группы испытуемых

Сотрудники отдела специального назначения Курсанты-спортсмены Курсанты, не задействованные в ГСС

Экстраверсия (Ext) 6,2 7,0 6,8

Интроверсия (Int) 2,5 3,3 3,8*

Спонтанность(Sp) 5,8 6,2 6,0

Сензитивность (Sn) 4,3 4,4 4,8

Агрессивность (Agr) 4,2 5,1** 5,4**

Тревожность (Anx) 3,1 3,3 4,2*

Ригидность(Rg) 5,3 5,7 5,7

Эмотивность (Lab) 5,8 5,6 6,2

Вид спорта Сотрудники отдела специального назначения Курсанты-спортсмены Курсанты, не задействованные в ГСС

Пики в профиле (в порядке убывания значений) Импульсивность (72 %), ригидность (45 %), оптимистичность (22 %) Импульсивность (28 %), оптимистичность (27 %), эмоциональная лабильность (20 %) Оптимистичность (27 %), интроверсия (20 %), сверхконтроль (19 %)

«Утопленные» шкалы Пессимистичность (65 %), тревожность (46%) Ригидность (79 %), пессимистичность (23 %) Оптимистичность (20 %), сверхконтроль (18 %)

Примечния:

* - уровень значимости при р < 0,05; ** р < 0,01.

Таблица 2

Особенности профиля испытуемых по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»

ле других признаков выявило низкую выраженность ригидности (< 50Т) у значительного числа курсантов (79 %), что свидетельствует об установке на декларацию собственной бесконфликтности, склонности к дипломатии и компромиссам, что является необходимым требованием в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предположительно, эта шкала «топится» на сознательном уровне. Согласно Л. Н. Собчик низкие показатели по ригидности (< 50Т) необходимо инвертировать относительно 50Т баллов [7]. Проведение подобной процедуры сближает группу курсантов-спортсменов с группой сотрудников ОСН и свидетельствует о выраженности у них таких качеств, как соревновательность, нацеленность на достижение цели, спортивное соперничество.

Рассмотрение процентного соотношения пиков в профилях у представленных трех групп показывает большую однородность группы сотрудников ОСН в отличие от групп курсантов, что, на наш взгляд, объясняется узкой направленностью профессиональной деятельности, предъявляющей специфические требования к психологическим особенностям данной категории сотрудников.

Таким образом, сравнительный анализ распределения пиков и «утопленных» шкал в профиле курсантов обеих

групп и сотрудников отделов специального назначения показал большую схожесть между группой курсантов-спортсменов и сотрудниками ОСН.

Анализ индивидуальных обследований по методике «Метод цветового выбора» показал, что курсанты, задействованные в ГСС, и сотрудники отделов специального назначения в большинстве случаев на первых позициях выбирают красный и зеленый цвета. При этом наибольшая доля выборов приходится на красный цвет, что свидетельствует о таких ведущих качествах, как целеустремленность, нацеленность на результат и спортивные достижения, наличие потребности доминировать. Кроме того, значительное количество курсантов-спортсменов выбирают желтый цвет, что свидетельствует об эмоциональной лабильности, коммуникабельности (табл. 3).

Курсанты, не задействованные в ГСС, на первые позиции в большинстве случаев ставят желтый цвет, что свидетельствует о наличии потребности в широком спектре контактов, эмоциональной вовлеченности в различные сферы общения, что в некоторой степени может являться фактором, отвлекающим от решения профессиональных задач. Выбор зеленого цвета свидетельствует о выраженности таких качеств, как ригидность, педантичность, устойчивость к монотонии, что предрасполагает к служебной дея-

Таблица 3

Цвета, выбираемые сотрудниками спецназа и курсантами-спортсменами на первых двух позициях по методике «Метод цветового выбора»

Вид спорта Сотрудники отдела специального назначения Курсанты-спортсмены Курсанты, не задействованные в ГСС

Цвета, выбираемые на первых двух позициях второго выбора Красный (65 %), зеленый (54 %) Красный (61 %), зеленый (55 %), желтый (46 %) Желтый (52 %), зеленый (47 %), синий (38 %)

тельности, требующей длительной монотонной работы по несению нарядов и выполнению служебных задач. Выбор синего цвета свидетельствует о выраженной аффилиативной потребности, чувствительности и склонности к рефлексии, что не благоприятствует экстремальным видам деятельности. Таким образом, в целом картина по выборам цветовых эталонов у курсантов, не задействованных в ГСС, свидетельствует о несоответствии по психологическим критериям экстремальным видам деятельности.

Сопоставление результатов по методикам СМИЛ и МЦВ выявляет некоторое несоответствие в полученных результатах у группы курсантов, не за-действоанных в ГСС. Так, превалирование на первых позициях в МЦВ желтого цвета говорит о преобладании повышенного фона настроения и жизнелюбия, при этом сниженные показатели по шкале оптимистичности свидетельствуют о противоположных характеристиках. Данный факт мы объясняем тем, что на сознательном вербальном уровне, на фоне жестких дисциплинарных требований и требований к учебному процессу уровень оптимистичности снижается. При этом на уровне влечений остаются прежние тенденции.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. По своим психологическим характеристикам сотрудники ОСН являются более однородной группой в сравнении с курсантами-спортсменами и курсантами, не задействованными в ГСС.

2. В результате исследования индивидуально-типологических особенностей представителей трех групп установлено, что курсанты, проходящие спортивную подготовку в составе групп

спортивного совершенствования, имеют существенно большую схожесть с сотрудниками отделов специального назначения в отличие от курсантов, не имеющих спортивной подготовки.

3. Комплектование отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы целесообразно осуществлять выпускниками образовательных организаций ФСИН России, проводивших спортивную подготовку в группах спортивного совершенствования, как в наибольшей степени соответствующими модели сотрудника отдела специального назначения.

Список литературы

1. Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Трунтягин А. А. Психологические особенности курсантов-спортсменов // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3 (90). С. 200-205.

2. Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Кра-сов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 2. С. 18-47.

3. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналит. обзор / П. Н. Казберов [и др.]. М., 2008.

4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб, 2005. 378 с.

5. Об организации обучения сотрудников отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России и утверждения Программы

обучения сотрудников отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России : распоряжение ФСИН России от 18 сентября 2013 г. №171-р. URL : http://rud.exdat.com/ docs/index-794210.html.

6. Об утверждении Наставления по организации профессиональной

подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 27 августа 2012 г. № 169 // СПС «Гарант».

7. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2008. 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.