УДК 159.9:343.83
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СЛУЖБЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФСИН РОССИИ
Н. В. Анкудинов, А. А. Жарких, Е. Л. Комиссаров
Реферат: в целях выявления категории курсантов, наиболее подходящих по психологическим особенностям для службы в отделах специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний, на базе Академии ФСИН России было проведено исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы и курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний различных категорий. Для сравнения были набраны три группы: сотрудники отделов специального назначения, курсанты-спортсмены и курсанты, не проходящие подготовку в группах спортивного совершенствования. На основании результатов психодиагностического исследования было установлено, что по своим индивидуально-типологическим особенностям наиболее сходными качествами с сотрудниками отделов специального назначения обладаюткурсанты-спортсмены.
Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности, сотрудники отделов специального назначения, курсанты-спортсмены, курсанты вузов Федеральной службы исполнения наказани, экстремальная профессиональная деятельность.
© Анкудинов Н. В., ЖаркихА. А., Комиссаров Е. Л., 2017
В современных условиях прохождение службы предъявляет повышенные требования к всесторонней подготовленности сотрудников правоохранительных органов. Решение сложных служебно-оперативных задач становится возможным при максимальной реализации психофизического потенциала, заложенного во время служеб-но-боевой и иных видов подготовки, проводимой с сотрудниками на различных этапах профессиональной деятельности [2, 3]. В уголовно-исполнительной системе (УИС) высокие требования к всесторонней служеб-но-профессиональной подготовленности предъявляются к сотрудникам отделов специального назначения. В соответствии с нормативно-планирующей документацией занятия по слу-жебно-боевой и иным видам подготовки с сотрудниками отделов специального назначения (ОСН) территориальных органов ФСИН России проводятся 5 раз в неделю, что существенно превышает время, затрачиваемое на профессиональную подготовку других категорий сотрудников УИС. Например, время на физическую подготовку в течение года для сотрудников ОСН увеличено более чем в 1,5 раза, на тактическую - в 8 раз, а на профессиональную психологическую подготовку -в 10 раз [5, 6]. При комплектовании
ОСН на стадии входного тестирования предъявляются более высокие требования к физической подготовленности сотрудников, чем у других категорий, и проводится их психологический отбор по специфическим критериям. Все это наряду с особыми условиями профессиональной деятельности позволяет считать сотрудников ОСН эталоном для других категорий сотрудников УИС при оценке показателей по служебной и боевой подготовке, в том числе для курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Всесторонняя подготовка курсантов к профессиональной деятельности в вузах ФСИН России направлена на достижение ими средних результатов по различным нормативным требованиям, включая физическую и психологическую подготовленность. В целях повышения показателей физической подготовленности 10-15 % от общего числа обучающихся в вузах ФСИН России принимают участие в тренировочном процессе в группах спортивного совершенствования по различным видам спорта. Следует отметить, что режим дня и недельный режим у курсантов-спортсменов схож с режимом служебной деятельности сотрудников ОСН. Например, время, отводимое на учебные занятия и спортивные тренировки у курсантов-спортсменов (не менее 5 раз в неделю) и занятия по специальной и физической подготовке у сотрудников ОСН. Таким образом, мы предположили, что курсанты образовательных организаций ФСИН России, проходящие спортивную подготовку в группах спортивного совершенствования, в отличие от остальных курсантов, не только имеют наиболее высокие показатели по физической подготовке, но и в силу стресс-факторов приближены
по своим психологическим характеристикам к сотрудникам отделов спецназа, следовательно, к модели сотрудника отдела специального назначения уголовно-исполнительной системы [1, 4]. При этом если сравнение по физическим показателям курсантов-спортсменов и курсантов, не принимающих участие в спортивном тренировочном процессе, с сотрудниками ОСН нецелесообразно в силу явного преимущества курсантов-спортсменов, то схожесть психологических характеристик курсантов-спортсменов и сотрудников ОСН требует экспериментального подтверждения.
В целях установления схожести психологических характеристик курсантов-спортсменов и сотрудников ОСН с 2016 по 2017 год на базе научно-исследовательской лаборатории диагностических и оздоровительных технологий Академии ФСИН России было проведено исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы и курсантов вузов ФСИН России. К психодиагностическому обследованию были привлечены 202 курсанта-спортсмена вузов ФСИН России - представители различных видов спорта (циклические, игровые и единоборства), 46 сотрудников ОСН и 100 курсантов Академии ФСИН России.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, психодиагностическое тестирование с использованием блока методик Л. Н. Собчик: Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) и Метод цветового выбора (МЦВ) [7].
Для обработки эмпирического материала использовалась многофункциональная психодиагностическая система Psychometric Expert 9. Результаты эмпирического исследования подвергались следующим методам математической статистики: для уров-невого анализа данных использовали расчет средних значений; для сравнения средних значений использовался U-критерий Манна - Уитни.
Психодиагностическое обследование в группах сотрудников отделов специального назначения, курсантов вузов ФСИН России, принимающих участие в учебно-тренировочном процессе в составе групп спортивного совершенствования (ГСС), и курсантов Академии ФСИН, России не задействованных в ГСС, по методике «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик показало значимые различия (р < 0,01) групп курсантов обеих категорий с сотрудниками ОСНпо шкале агрессивности, то есть стеничности (Agr). Данный факт, по нашему мнению, связан с особенностями юношеского возраста курсантов, характеризующегося наибольшим энергетическим потенциалом, выраженностью возрастной самореализации и направленностью на достижения (табл. 1).
Наименьшее количество различий по параметрам данного теста с сотрудниками ОСН выявлено у группы курсантов, задействованных в ГСС, где различия прослеживаются лишь по параметру агрессивности (Agr).
Курсанты, не задействованные в группах спортивного совершенствования, имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отделов специального назначения по интроверсии (Int). При этом данное свойство выражено больше у курсантов. Такая картина, ве-
роятно, объясняется тем, что для сотрудников ОСН выраженность интро-версии является дезадаптирующим фактором. С одной стороны, сотрудники ОСН должны быть приспособлены к работе в команде, чему должна способствовать большая выраженность экстрапсихической активности. С другой стороны, ввиду экстремального характера данного вида профессиональной деятельности выраженная интроверсия как направленность на свой собственный внутренний мир, как склонность к размышлениям и раздумыванию может способствовать фиксации на негативных переживаниях, что в дальнейшем может привести к отвлечению от выполнения профессиональных задач и накоплению аффекта и его психосоматизации.
Кроме того, курсанты, не задействованные в группах спортивного совершенствования, имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отделов специального назначения по показателю тревожности. Более низкий в сравнении с курсантами данной категории уровень тревожности у сотрудников ОСН, на наш взгляд, является адаптивной реакцией к экстремальному виду деятельности, что сокращает не только риск психосоматизации, но и время принятия решения, а также защищает от излишних страхов и переживаний. В то же время тревожность является качеством, необходимым для выживания, помогает почувствовать опасность, что особенно важно в экстремальных ситуациях. На наш взгляд, недостаток этого качества у сотрудников отделов специального назначения компенсируется за счет выраженной спонтанности, которая при достаточном уровне интеллекта, по мнению Л. Н. Собчик, дает человеку хорошую
интуицию как опору на накопленный опыт [7].
Анализ результатов исследования по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» Л. Н. Собчик показал, что для сотрудников отделов специального назначения характерны пики в профиле по шкалам импульсивности, ригидности, оптимистичности, а также сниженные значения по шкалам пессимистичности и тревожности (табл. 2). Подобная совокупность личностных черт приспосабливает личность к эф-
фективному функционированию в экстремальных ситуациях. Выраженная импульсивность способствует быстрому принятию решений. Ригидность влечет за собой жесткость и устойчивость в поведении. Низкие значения пессимистичности и тревожности в совокупности с достаточно выраженной оптимистичностью составляют симптомокомплекс, препятствующий излишней фиксации при анализе экстремальных ситуаций.
Исследование группы курсантов-спортсменов по методике СМИЛ в чис-
Таблица 1
Средние значения испытуемых по методике ИТО «Индивидуально-типологический опросник»
Параметры методики Группы испытуемых
Сотрудники отдела специального назначения Курсанты-спортсмены Курсанты, не задействованные в ГСС
Экстраверсия (Ext) 6,2 7,0 6,8
Интроверсия (Int) 2,5 3,3 3,8*
Спонтанность(Sp) 5,8 6,2 6,0
Сензитивность (Sn) 4,3 4,4 4,8
Агрессивность (Agr) 4,2 5,1** 5,4**
Тревожность (Anx) 3,1 3,3 4,2*
Ригидность(Rg) 5,3 5,7 5,7
Эмотивность (Lab) 5,8 5,6 6,2
Вид спорта Сотрудники отдела специального назначения Курсанты-спортсмены Курсанты, не задействованные в ГСС
Пики в профиле (в порядке убывания значений) Импульсивность (72 %), ригидность (45 %), оптимистичность (22 %) Импульсивность (28 %), оптимистичность (27 %), эмоциональная лабильность (20 %) Оптимистичность (27 %), интроверсия (20 %), сверхконтроль (19 %)
«Утопленные» шкалы Пессимистичность (65 %), тревожность (46%) Ригидность (79 %), пессимистичность (23 %) Оптимистичность (20 %), сверхконтроль (18 %)
Примечния:
* - уровень значимости при р < 0,05; ** р < 0,01.
Таблица 2
Особенности профиля испытуемых по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности»
ле других признаков выявило низкую выраженность ригидности (< 50Т) у значительного числа курсантов (79 %), что свидетельствует об установке на декларацию собственной бесконфликтности, склонности к дипломатии и компромиссам, что является необходимым требованием в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предположительно, эта шкала «топится» на сознательном уровне. Согласно Л. Н. Собчик низкие показатели по ригидности (< 50Т) необходимо инвертировать относительно 50Т баллов [7]. Проведение подобной процедуры сближает группу курсантов-спортсменов с группой сотрудников ОСН и свидетельствует о выраженности у них таких качеств, как соревновательность, нацеленность на достижение цели, спортивное соперничество.
Рассмотрение процентного соотношения пиков в профилях у представленных трех групп показывает большую однородность группы сотрудников ОСН в отличие от групп курсантов, что, на наш взгляд, объясняется узкой направленностью профессиональной деятельности, предъявляющей специфические требования к психологическим особенностям данной категории сотрудников.
Таким образом, сравнительный анализ распределения пиков и «утопленных» шкал в профиле курсантов обеих
групп и сотрудников отделов специального назначения показал большую схожесть между группой курсантов-спортсменов и сотрудниками ОСН.
Анализ индивидуальных обследований по методике «Метод цветового выбора» показал, что курсанты, задействованные в ГСС, и сотрудники отделов специального назначения в большинстве случаев на первых позициях выбирают красный и зеленый цвета. При этом наибольшая доля выборов приходится на красный цвет, что свидетельствует о таких ведущих качествах, как целеустремленность, нацеленность на результат и спортивные достижения, наличие потребности доминировать. Кроме того, значительное количество курсантов-спортсменов выбирают желтый цвет, что свидетельствует об эмоциональной лабильности, коммуникабельности (табл. 3).
Курсанты, не задействованные в ГСС, на первые позиции в большинстве случаев ставят желтый цвет, что свидетельствует о наличии потребности в широком спектре контактов, эмоциональной вовлеченности в различные сферы общения, что в некоторой степени может являться фактором, отвлекающим от решения профессиональных задач. Выбор зеленого цвета свидетельствует о выраженности таких качеств, как ригидность, педантичность, устойчивость к монотонии, что предрасполагает к служебной дея-
Таблица 3
Цвета, выбираемые сотрудниками спецназа и курсантами-спортсменами на первых двух позициях по методике «Метод цветового выбора»
Вид спорта Сотрудники отдела специального назначения Курсанты-спортсмены Курсанты, не задействованные в ГСС
Цвета, выбираемые на первых двух позициях второго выбора Красный (65 %), зеленый (54 %) Красный (61 %), зеленый (55 %), желтый (46 %) Желтый (52 %), зеленый (47 %), синий (38 %)
тельности, требующей длительной монотонной работы по несению нарядов и выполнению служебных задач. Выбор синего цвета свидетельствует о выраженной аффилиативной потребности, чувствительности и склонности к рефлексии, что не благоприятствует экстремальным видам деятельности. Таким образом, в целом картина по выборам цветовых эталонов у курсантов, не задействованных в ГСС, свидетельствует о несоответствии по психологическим критериям экстремальным видам деятельности.
Сопоставление результатов по методикам СМИЛ и МЦВ выявляет некоторое несоответствие в полученных результатах у группы курсантов, не за-действоанных в ГСС. Так, превалирование на первых позициях в МЦВ желтого цвета говорит о преобладании повышенного фона настроения и жизнелюбия, при этом сниженные показатели по шкале оптимистичности свидетельствуют о противоположных характеристиках. Данный факт мы объясняем тем, что на сознательном вербальном уровне, на фоне жестких дисциплинарных требований и требований к учебному процессу уровень оптимистичности снижается. При этом на уровне влечений остаются прежние тенденции.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. По своим психологическим характеристикам сотрудники ОСН являются более однородной группой в сравнении с курсантами-спортсменами и курсантами, не задействованными в ГСС.
2. В результате исследования индивидуально-типологических особенностей представителей трех групп установлено, что курсанты, проходящие спортивную подготовку в составе групп
спортивного совершенствования, имеют существенно большую схожесть с сотрудниками отделов специального назначения в отличие от курсантов, не имеющих спортивной подготовки.
3. Комплектование отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы целесообразно осуществлять выпускниками образовательных организаций ФСИН России, проводивших спортивную подготовку в группах спортивного совершенствования, как в наибольшей степени соответствующими модели сотрудника отдела специального назначения.
Список литературы
1. Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Трунтягин А. А. Психологические особенности курсантов-спортсменов // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3 (90). С. 200-205.
2. Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Кра-сов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 2. С. 18-47.
3. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналит. обзор / П. Н. Казберов [и др.]. М., 2008.
4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб, 2005. 378 с.
5. Об организации обучения сотрудников отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России и утверждения Программы
обучения сотрудников отделов специального назначения территориальных органов ФСИН России : распоряжение ФСИН России от 18 сентября 2013 г. №171-р. URL : http://rud.exdat.com/ docs/index-794210.html.
6. Об утверждении Наставления по организации профессиональной
подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 27 августа 2012 г. № 169 // СПС «Гарант».
7. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2008. 624 с.