УДК 351.85:343.83
НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ АНКУДИНОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА ЖАРКИХ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КОКУРИН, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ ПОЛЯНСКИЙ, РГУФКСМиТ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ПРИКЛАДНОСТИ ВИДОВ СПОРТА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Реферат: в связи со спецификой служебной деятельности сотрудники отделов специального назначения являются категорией служащих, в деятельности которых в наибольшей степени реализуется физическая и специальная подготовленность, а также требуется наибольшая психическая устойчивость к фактору экстремальных ситуаций. Формирование представленных компетенций в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний в большей степени происходит в рамках занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.
Таким образом, для уголовно-исполнительной системы является актуальным изучение психофизической модели сотрудников отделов специального назначения с целью определения вида спорта, имеющего наибольшее профессионально-прикладное значение. Результаты исследования, включавшего в себя педагогическое тестирование и психодиагностическое обследование сотрудников отделов специального назначения, а также курсантов-спортсменов, специализирующихся в единоборствах, циклических и игровых видах спорта, показали, что наибольшей прикладностью для сотрудников уголовно-исполнительной системы обладают различные виды единоборств.
Ключевые слова: прикладные виды спорта, сотрудники отделов специального назначения, курсанты-спортсмены, психофизический потенциал, экстремальные ситуации.
NIKOLAY VIKTOROVICHANKUDINOV, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected];
ALEKSANDRA ANATOLYEVNA ZHARKIKH, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected];
ALEXEY VLADIMIROVICHKOKURIN, Moscow state psychological and pedagogical university, Moscow, Russian Federation,
e-mail: [email protected];
VALERY PETROVICH POLYANSKY,
RGUFKSMiT, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF LEVEL OF SPORTS APPLICABILITY IN PENITENTIARY SYSTEM
Abstract: due to the peculiar nature of their activities, the staff of special-purpose departments are a category of employees whose activities require physical and special preparedness as well as great emotional stability in extreme situations. In the educational establishments of the Federal penal service, the given competences are developed at the lessons of physical training and in a variety of sports activities.
Accordingly, it is essential for the penitentiary system to study the psycho-physical model of the employees of the special-purpose departments in order to determine the kind of sports with the greatest professional applicability. The research have involved pedagogical testing and psycho-diagnosis of the employees of the special-purpose departments as well as of the cadets specializing in martial arts, cyclic and game sports. The results of the research have shown that for the staff of the penitentiary system various martial arts are of the greatest applicability.
Keywords: applied sports, staff of special-purpose departments, cadets athletes, psycho-physical potential, extreme situations.
© Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Кокурин А. В., Полянский В. П., 2017 © Ankudinov N. V., Zharkikh A. A., Kokurin A. V., Polyansky V. P., 2017
В правоохранительных органах Российской Федерации традиционно большое внимание уделяется физической и психической подготовленности сотрудников. Не является исключением и уголовно-исполнительная система (УИС), прохождение службы в которой связано со значительным использованием психофизического потенциала служащих. Подтверждением тому служит законодательно предусмотренная периодическая оценка физической подготовленности и прохождение ежегодных медицинских комиссий, включающих в себя оценку психологического состояния [5].
С целью повышения общего уровня работоспособности, физической и психической подготовленности для сотрудников УИС проводятся еженедельные занятия по физической подготовке, осуществляется спортивно-массовая работа, создаются условия для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Наряду с этим в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) реализуется спортивная подготовка с целью повышения спортивного мастерства, вовлечения курсантов в регулярные занятия физической культурой и спортом, а также выступления на соревнованиях. В каждом вузе создаются группы спортивного совершенствования по различным видам спорта, куда отбираются и зачисляются как курсанты - выпускники спортивных школ, так и физически подготовленные замотивированные курсанты [1]. С учетом ведомственной специфики и индивидуальной предрасположенности часть спортсменов, имеющих хорошую базовую подготовленность, принимают участие в тренировочном процессе в составе групп спортивного совершенствования по различным видам спорта. По окончании ведомственных вузов спортсмены, добившиеся наибольших результатов в спортивной деятельности, как правило, зачисляются для дальнейшего прохождения службы в подразделения специального назначения, где высокий уровень физической подготовленности является наиболее востребованным. Кроме того, в практической деятельности сотрудников отделов специального назначения значимым является совокупность определенных психических качеств и двигательных навыков, позволяющих эффективно выполнять профессиональные задачи в данном виде экстремальной служебной деятельности [2, 3]. Подобный психофизиологический потенциал может быть сформирован в ходе занятий определенными видами спорта, имеющими прикладное значение. Это подтверждается многочисленными исследованиями ученых (С. А. Полиевский, 1971-1991; А. П. Лаптев, 1972; Ю. П. Бобылев, В. П. Назаров,
1973; Е. А. Анисимов, 1994 и др.), изучавших эффективность специализированной профессионально-прикладной физической подготовки (П-ПФП) для совершенствования физических качеств, умений и навыков, а также функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для избранной профессии. Кроме того, немало примеров прямого «переноса» двигательных навыков, сформированных занятием спортом, в трудовую деятельность: плавание - водолаз, автомотоспорт -водитель, альпинизм - монтажник-высотник, спортивное ориентирование - штурман, борьба -полицейский, сотрудник службы безопасности и др. Таким образом, специфика взаимосвязей П-ПФП и трудовой деятельности заключается более всего в объективном единстве двигательных функций организма, задействованных в обоих видах деятельности. При этом связи физической культуры с профессиональной деятельностью прослеживаются и в психологическом плане [4].
Все это обусловливает прикладность занятий физическими упражнениями, определяемую как свойство быть практически пригодным и полезным в качестве приложения к основному виду деятельности, дополнять его и (или) воздействовать на него в определенном направлении.
Таким образом, представляется актуальным исследование психофизической модели сотрудников отделов специальных подразделений УИС с целью определения профессионально-прикладного вида спорта, наиболее подходящего для развития требуемых им физических и психологических качеств.
Исследование по определению профессионально-прикладного вида спорта проводилось в период с 2016 по 2017 год на базе научно-исследовательской лаборатории диагностических и оздоровительных технологий Академии ФСИН России. Психодиагностическому обследованию и педагогическому тестированию были подвергнуты 142 курсанта-спортсмена вузов ФСИН России и 46 сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы. Курсанты-спортсмены являлись представителями различных видов спорта, поделенных на 3 группы: циклические (лыжные гонки, легкая атлетика, плавание), игровые (футбол, волейбол), единоборства (рукопашный бой, самбо, дзюдо). Во время проведения эксперимента использовались следующие исследовательские методы: наблюдение, беседа, экспертная оценка, педагогическое тестирование, психодиагностическое тестирование с использованием блока методик Л. Н. Собчик: Индивидуально-типологический опросник (ИТО), Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) и Метод цветового выбора (МЦВ) [6].
Для обработки эмпирического материала использовалась многофункциональная психодиагностическая система Psychometric Expert 9. Результаты эмпирического исследования подвергались следующим методам математической статистики: для уровневого анализа данных использовали расчет средних значений, а также расчет медиан и интерквартильного коридора (25-75 ПЦ) по каждому показателю; для сравнения средних значений - U-критерий Манна - Уитни.
Исследование групп спортсменов и сотрудников отдела специального назначения ФСИН России по методике «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик показало, что все три исследуемые группы курсантов-спортсменов имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отдела специального назначения по шкале агрессивности (Agr). Данный факт, вероятно, связан с особенностями юношеского возраста, характеризующегося наличием большего энергетического статуса (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения испытуемых по методике ИТО
^^^^ Группы Сотрудники Курсанты, Курсанты, Курсанты,
^"■■""■■■■■■..испытуемых отдела занимающиеся занимающиеся занимающиеся
Паршетрь!-'-'"---..^^ специального единоборствами циклическими игровыми
методики ^^^^ назначения видами спорта видами спорта
Экстраверсия (Ext) 6,2 6,4 6,7 6,9
Интроверсия (Int) 2,5 3,7 5,7* 3,0
Спонтанность (Sp) 5,8 6,2 6,1 6,3
Сензитивность (Sn) 4,3 4,7 4,3 4,4
Агрессивность (Agr) 4,2 5,3* 5,1* 5,0*
Тревожность (Anx) 3,1 3,5 3,1 3,4
Ригидность (Rg) 5,3 5,8 5,8 5,6
Эмотивность (Lab) 5,8 5,8 5,3* 6,3*
Примечание. - уровень значимости при р < 0,05.
Наименьшее количество различий по параметрам данного теста выявлено у группы курсантов, занимающихся единоборствами. Здесь различия прослеживаются лишь по параметру агрессивности (Agr).
Курсанты-спортсмены, занимающиеся циклическими видами спорта, имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отдела специального назначения по интроверсии (Int). При этом данное свойство выше у курсантов, занимающихся циклическими видами спорта, что, по всей видимости, благоприятствует устойчивости к индивидуальным тренировкам. По параметру эмотивности курсанты-спортсмены циклических видов спорта имеют более низкие значения в отличие от сотрудников отдела специального назначения. Вероятно, выраженный уровень эмотивности сотрудников отдела специального назначения благоприятствует быстрой адаптации к экстремальным ситуациям и работе в команде.
Курсанты-спортсмены, занимающиеся игровыми видами спорта, также имеют значимые различия (р < 0,05) с сотрудниками отдела специального назначения по шкале эмотивности. При этом у курсантов-спортсменов она более выражена и у многих превышает пределы адаптации (>7). Очевидно, слишком высокие значения эмотивности, так же как и низкие, являются дезадаптирующим фактором для сотрудников отдела специального назначения. В частности, очень высокие значения по эмотивности приво-
дят к сильным эмоциональным реакциям на стрессовые ситуации, что препятствует быстрому принятию решения и дезорганизует деятельность, мешает выполнению профессиональных задач.
Анализ результатов исследования по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» Л. Н. Собчик показал, что для сотрудников отдела специального назначения характерны пики в профиле по шкалам импульсивности, ригидности, оптимистичности, а также сниженные значения по шкалам пессимистичности и тревожности (табл. 2).
Подобная совокупность личностных черт приспосабливает личность к эффективному функционированию в экстремальных ситуациях. Выраженная импульсивность способствует быстрому принятию решений. Ригидность дает жесткость и устойчивость поведения. Низкие значения пессимистичности и тревожности в совокупности с достаточно выраженной оптимистичностью составляют симптомокомплекс, препятствующий излишнему застреванию на негативе при анализе экстремальных ситуаций.
Курсанты, занимающиеся единоборствами, в основном имеют пики по шкалам импульсивности, оптимистичности и ригидности, а также сниженные значения по шкалам пессимистичности и тревожности.
Таблица 2
Особенности профиля испытуемых по методике СМИЛ
Группы испытуемых Сотрудники отдела специального назначения Курсанты, занимающиеся единоборствами Курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта Курсанты, занимающиеся игровыми видами спорта
Пики в профиле (в порядке убывания значений) 4, 6, 9 4, 9, 6 6, 9, 8 9, 4
«Утопленные» шкалы 2,7 2,7 0
Примечание. Значения пиков расположены в порядке убывания частоты встречаемости.
Для курсантов, занимающихся циклическими видами спорта, характерны пики по шкалам ригидности, индивидуалистичности и оптимистично-сти. Выраженная ригидность применительно к данным видам спорта, вероятно, способствует устойчивости к монотонии.
Курсанты, задействованные в игровых видах спорта, в основном имеют пики по шкалам оптими-стичности и импульсивности. Выявлены также низкие значения по шкале интроверсии, что предрасполагает к наиболее эффективному межличностному взаимодействию в групповых видах спорта.
Анализ индивидуальных обследований по методике «Метод цветового выбора» показал, что курсанты-спортсмены, занимающиеся единоборствами, и сотрудники отделов специального назначения в
большинстве случаев на первых позициях выбирают красный и зеленый цвета. При этом наибольшая доля выборов приходится на красный цвет, что свидетельствует о таких ведущих качествах, как целеустремленность и наличие потребности доминировать (табл. 3).
Курсанты-спортсмены циклических видов спорта на первые позиции ставят зеленый и красный цвета. Выбор зеленого цвета свидетельствует о превалировании таких качеств, как ригидность, педантичность, устойчивость к монотонии. Подобная картина соответствует психологическим характеристикам циклических видов спорта. Выбор красного цвета говорит о наличии потребности в активности, целеустремленности, что является залогом успешности спортсменов в целом.
Таблица 3
Цвета, выбираемые сотрудниками отдела специального назначения и курсантами-спортсменами на первых двух позициях по методике МЦВ
Группы испытуемых Сотрудники отдела специального назначения Курсанты, занимающиеся единоборствами Курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта Курсанты, занимающиеся игровыми видами спорта
Цвета, выбираемые на первых двух позициях второго выбора Красный (65 %) Зеленый (54 %) Красный (85 %) Зеленый (72 %) Зеленый (94 %) Красный (69 %) Желтый (79 %) Фиолетовый (75 %) Красный (58%)
Курсанты-спортсмены, занимающиеся игровыми видами спорта, в качестве предпочитаемых цветов выбрали: желтый, что свидетельствует о наличии потребности в широком спектре контактов, эмоциональной вовлеченности в различные сферы общения (благоприятствует командным видам спорта), фиолетовый, который говорит о наличии юношеского инфантилизма, красный, предполагающий наличие потребности в активности, целеустремленности.
Обобщая результаты проведенного психодиагностического исследования, можно сделать вывод о большей схожести индивидуально-типологических особенностей сотрудников отдела специального назначения с курсантами, специализи-
рующимися в единоборствах. Вероятно, это связано как со схожестью мотивов профессионального самоопределения, так и с психологическими особенностями деятельности.
При сопоставлении значений результатов тестирования физической подготовленности участников эксперимента было установлено, что сотрудники отдела специального назначения не имеют достоверных различий с группой единоборцев, за исключением результатов в нормативе 5000 метров (р < 0,01) (табл. 4).
Сравнение результатов тестирования физической подготовленности сотрудников отдела специального назначения со спортсменами циклических и игровых видов спорта устано-
вило значимые различия по всем контрольным нормативам, за исключением подтягивания, у спортсменов циклических видов спорта и бега на 5000 метров у игровиков (р > 0,05). Таким образом, уровню физической подготовленности сотрудников отделов специального назначения в наибольшей степени соответствуют курсанты-спортсмены, занимающиеся различными видами единоборств.
При сопоставлении полученных баллов за выполнение служебно-прикладных упражнений участниками эксперимента (боевые приемы борьбы) было установлено отсутствие различий между группой отдела специального назначения и единоборцами (р > 0,05), а также определены статистически существенные различия между группами спортсменов циклических и игровых видов спорта и сотрудниками отдела специального назначения на уровне значимости (р < 0,01).
Таблица 4
Результаты педагогического тестирования сотрудников отделов специального назначения и курсантов, специализирующихся в различных видах спорта Ме (25;75 Пц)
Группы испытуемых Упражнения
Подтягивание Бег 100 м Бег 5000 м Боевые приемы борьбы
Сотрудники 18 13,4 22,4 5
отдела спецназа (1) (17:21,5) (13:13,6) (22,1:23,3) (5:4)
Курсанты, занимающиеся 20 13,3 20,4 5
единоборствами (2) (22:17) (12,9:13,7) (19,45:22,22) (4:3)
Курсанты, занимающиеся 19 13,1 18,49 3
циклическими видами спорта (3) (16,75:22,25) (12,7:13,4) (17,5:21,30) (3:4)
Курсанты, занимающиеся 11 13,8 22,38 3
игровыми видами спорта (4) (9,8:13) (12,9:14,05) (20,4:23,18) (3:4)
—■—■—____Показатели Подтягивание Бег 100 м Бег 5000 м Боевые приемы
Достоверность -- борьбы
Группа 1-2 - - Р -
Группа 1-3 - Р Р р
Группа 1-4 р Р - р
Примечания. 1. В скобках показан размах значений. 2. чимости 0,05; р - 0,01; - различия недостоверны.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Комплекс индивидуально-типологических черт, включающий в себя выраженную импульсивность, ригидность и оптимистичность в сочетании с низкими значениями пессимистичности и тревожности, описывает психологический портрет сотрудника отдела специального назначения.
2. Относительно индивидуально-типологической предиспозиции к профессиональной деятельности сотрудников отделов специального назначения наибольшую предрасположенность обнаруживают курсанты, занимающиеся различными видами единоборств.
*
р - различия статистически достоверны на уровне зна-
3. Анализ физической подготовленности участников эксперимента выявил, что в большинстве случаев исследуемые показатели сотрудников отделов специального назначения соответствуют таковым у курсантов-спортсменов, занимающихся различными видами единоборств, и в меньшей степени - у курсантов-спортсменов игровых и циклических видов спорта.
Таким образом, наибольшее профессионально-прикладное значение для сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют занятия различными видами единоборств.
Библиографический список
1. Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Трунтягин А. А. Психологические особенности курсантов-спортсменов // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3 (90). С. 200-205.
2. Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Красов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 2. С. 18-47.
3. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналит. обзор / П. Н. Казберов [и др.] ; ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2008. 47 с.
4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб., 2005. 378 с.
5. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 12 ноября 2001 г. № 301 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2008. 624 с.
Литература
1. Анкудинов, Н. В. Психологические особенности курсантов-спортсменов [Текст] / Н. В. Анкудинов, А. А. Жарких, А. А. Трунтягин // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 3 (90). - С. 200-205.
2. Бовин, Б. Г. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний [Текст] / Б. Г. Бовин, А. В. Кокурин, Д. А. Кра-сов // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 2. - С. 18-47.
3. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] / Л. П. Матвеев. - СПб., 2005. - 378 с.
4. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик. - СПб., 2008. - 624 с.
5. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России [Текст] : аналит. обзор / П. Н. Казберов [и др.] ; ФКУ НИИ ФСИН России. - М., 2008. - 47 с.
References
1. Ankudinov N. V., Zharkikh A. A., Truntjagin A. A. Psihologicheskie osobennosti kursantov-sportsmenov [Psychological features of cadets athletes]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 3 (90), pp. 200-205.
2. Bovin B. G., Kokurin A. V., Krasov D. A. Prognozirovanie professional'noj uspeshnosti sotrudnikov ot-delov special'nogo naznachenija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij Rossii [Forecasting of professional success of staff of departments of a special purpose of the Federal Penal Service of Russia]. Voprosy psihologii jekstremal'nyh situacij - Questions of psychology of extreme situations, 2010, no. 2, pp. 18-47.
3. Matveev L. P. Obshhaja teorija sporta i ee prikladnye aspekty [General theory of sport and her applied aspects]. St. Petersburg, 2005. 378 p.
4. Sobchik L. N. Psihologija individual'nosti. Teorija i praktika psihodiagnostiki [Identity psychology. Theory and practice of psychodiagnostics]. St. Petersburg, 2008. 624 p.
5. Sostojanie psihologicheskogo obespechenija dejatel'nosti otdelov special'nogo naznachenija, upravlenij (otdelov) po konvoirovaniju, otdelov ohrany ispravitel'nyh uchrezhdenij i sledstvennyh izoljatorov FSIN Rossii [Condition of psychological ensuring activity of departments of a special purpose, managements (departments) of convoy, departments of protection of correctional facilities and pre-trial detention centers of FSIN of Russia]. Moscow, FKU NII FSIN Rossii Publ., 2008. 47 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Анкудинов Николай Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
Жарких Александра Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
Кокурин Алексей Владимирович - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Ankudinov Nikolay Viktorovich - phd in pedagogy, associate professor, head of physical training and sport department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected];
Zharkikh Aleksandra Anatolyevna - phd in psychology, associate professor of general psychology department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected];
Kokurin Alexey Vladimirovich - phd in psychology, associate professor, professor of scientific fundamentals of extreme psychology department, Moscow state psychology and pedagogical university, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected];
Полянский Валерий Петрович - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теоретико-методических основ физической культуры и спорта РГУФКСМиТ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Определение степени прикладности видов спорта в уголовно-исполнительной системе / Н. В. Анкудинов и др. // Человек: преступление и наказание. - 2017. -Т. 25(1-4), № 4. - С. 662-668.
Polyansky Valery Petrovich - dsc in pedagogy, professor, professor of teoretiko-methodical fundamentals of physical culture and sport department, RGUFKSMiT, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Ankudinov N. V., Zharkikh A. A., Kokurin A. V., Polyansky V. P. Opredelenie stepeni prikladnosti vi-dov sporta v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Assessment of level of sports applicability in penitentiary system]. Chelovek: prestuplenie i naka-zanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 662-668.