СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВЫБОРА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 17.09.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Красникова1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1 Доцент С.А. Давыдова1
1 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
COMPARATIVE ANALYSiS OF PHYSiCAL FiTNESS OF FEMALE STUDENTS DURING THEIR FREE CHOOSING OF SPORTS SPECIALIZATION
Associate professor, Ph.D. O.S. Krasnikova1 Associate professor, Ph.D. L.G. Pashchenko1 Associate professor S.A.Davydova1
1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Информация для связи с автором: korichko [email protected]
Аннотация
В работе представлен сравнительный анализ физической подготовленности студенток 1-3-х курсов, обучающихся по традиционной программе физического воспитания, и их сверстниц, самостоятельно выбравших физ-культурно-спортивную специализацию для обязательных занятий. Проведенное исследование позволило обнаружить тенденцию к снижению уровня физической подготовленности современных девушек. При этом организация процесса физического воспитания студенток в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации привела к улучшению показателей развития физических качеств будущих бакалавров.
Ключевые слова: студентки, физическая подготовленность, физическое воспитание, физкультурно-спортивные специализации.
Annotation
The present paper presents a comparative analysis of physical fitness of female 1-3-year students studying according to the traditional physical education curriculum and their peers, who have chosen their sports specialization for mandatory classes on their own. This study has revealed a tendency to deterioration geographical specifics of the level of physical fitness of modern girls. The organization of physical education process of female students in which they could choose their sports specialization has led to an improvement of physical qualities of the future bachelors.
Keywords: female students, physical fitness, physical education, sports and sports specialization.
Введение. Изменения в системе вузовского образования, сопровождаются дефицитом свободного времени студентов. Отмечается интенсификация учебного процесса, связанная с увеличением потока информации, чрезмерной напряженностью умственной деятельности, что негативно влияет на показатели работоспособности студентов. Вместе с тем снижение интереса молодого поколения к занятиям физической культурой, отрицательно сказывается на их функциональном, физическом, психическом состояниях и здоровье [2, 6].
Перспективой развития физической культуры как учебной дисциплины является широкое применение модернизированных и популярных физкультурно-спортивных технологий в образовательном процессе вуза. В последние годы многие специалисты отмечают необходимость перехода от традиционных подходов к более эффективным, поиску новых методов, средств и форм физкультурно-оздоровительной де-
ятельности студентов с учетом интересов и возможностей занимающихся. Имеющиеся ресурсы дисциплины «Физическая культура» позволяют дополнить содержание и повысить качество физического воспитания студенческой молодежи, способствуя формированию мотивационной потребности в регулярных занятиях физической культурой, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки [1, 3].
Цель исследования - сравнение физической подготовленности студенток, занимающихся физическим воспитанием по традиционной программе, с данными девушек, самостоятельно выбравших физкультурно-спортивную специализацию для обязательных занятий по дисциплине «Физическая культура».
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели было проведено тестирование физической подготовленности студенток 1-3-х курсов неспортивных факультетов Нижневартовского государственного
№ 12 • 2015 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
университета, которое осуществлялось при помощи батареи тестов. В ходе исследования проводился сравнительный анализ динамики развития физических качеств: силовых, скоростно-силовых, скоростной выносливости - при обучении студенток по традиционной системе физического воспитания в период 2008-201 1 гг. с аналогичными данными девушек, самостоятельно выбравших физкультур-но-спортивную специализацию, занимавшихся в период 2012-2015 гг. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики: рассчитывались средняя арифметическая величина (М), среднее квадратичное отклонение (о), достоверность результатов оценивалось по критерию Стьюдента, прирост рассчитывался по формуле Вгс^у.
Результаты исследования и их обсуждение. Содержание традиционной программы по дисциплине «Физическая культура» было представлено преимущественно волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. Привлечение средств данных видов спорта для решения задач физического воспитания от 1-го к 3-му курсу, несомненно, стало одной из причин ухудшения качества образовательного процесса, снижения интереса к занятиям у представительниц старших курсов. Однотипность и однообразие занятий, продолжительный временной интервал (от 3 до 4 месяцев) в изучении преимущественно игровых видов спорта отрицательно отразились на уровне физической подготовленности студенток. К 3-му курсу обучения результаты физической подготовленности девушек с неспортивных факультетов сохраняли неуклонную тенденцию к снижению, на что указывают данные тестирования, представленные в табл. 1.
Повышение качества образования по дисциплине «Физическая культура» для студенток неспортивных факультетов виделось в предоставлении возможности выбора физкуль-турно-спортивной специализации с учетом их интересов и предпочтений в характере двигательной активности. Для этого кафедрой спортивных дисциплин Нижневартовского государственного университета с учетом имеющегося материально-технического обеспечения были созданы рабочие программы по специализациям: аэробика, гимнастика, плавание, атлетическая гимнастика, настольный теннис, современные танцы, волейбол, баскетбол.
Сравнительный анализ физической подготовленности первокурсниц, обучавшихся по традиционной программе, с данными девушек, занимавшихся на различных физкуль-турно-спортивных специализациях, показал снижение уровня общей физической подготовленности последних (табл. 1, 2). Это указывает на прогрессирующую в последнее время гиподинамию, отрицательно отражающуюся на физической работоспособности студенческой молодежи [7, 8].
Имеющаяся возможность самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации позволила определить предпочтительный для девушек вид двигательной активности - аэробику, в программе которой представлены виды оздоровительной аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики.
Сравнивая скоростно-силовую выносливость мышц ног представительниц 1-х курсов, обнаружили, что среднегруппо-вые показатели современных студенток ниже во всех специализациях (аэробика - на 9,44 см, гимнастика - на 17,19 см, плавание - на 16,98 см, атлетическая гимнастика - на 26,58 см)
Таблица 1. Динамика физической подготовленности студенток 1-3-х курсов, обучающихся по традиционной программе физического воспитания, М± о
Студентки Прыжки со скакалкой, 1 мин Поднимание туловища из положения лежа, 30 с Прыжок в длину с места, см Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, колич.
1-го курса, п = 157 138,61±18,67 26,32±4,31 176,20±14,45 16,28±5,36
2-го курса, п = 147 141,62±15,61 25,91±3,53 174,88±24,13 16,03±4,78
3-го курса, п = 74 137,43±18,65 24,18±3,95 168,57±29,29 15,42±5,17
Таблица 2. Динамика физической подготовленности студенток 1-3-х курсов, самостоятельно выбравших физкультурно-спортивную специализацию, М± о
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Студентки Прыжки со скакалкой, 1 мин Поднимание туловища из положения лежа, 30 с Прыжок в длину с места, см Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, колич.
специализация аэробика
1-го курса, п=74 129,17±21,98* 25,47±5,62 167,36±17,04* 16,46±8,01
2-го курса, п=67 121,92±24,89* 27,64±5,59* 171,31±19,46 18,25±5,44
3-го курса, п=51 127,43±13,65* 28,29±2,50* 173,73±16,47 17,67±9,44
специализация гимнастика
1-го курса, п = 24 121,42±26,86* 26,42±14,76 164,67±22,30* 10,17±8,35*
2-го курса, п = 18 122,92±15,65* 24,79±5,19 163,68±18,29* 12,43±7,81*
3-го курс, п = 17 121,61±13,43* 25,34±8,15 162,47±16,34* 13,27±9,51
специализация плавание
1-го курса, п = 22 121,63±18,72* 25,63±7,59 166,88±21,53* 10,63±2,48*
2-го курса, п = 18 132,14±17,66 25,14±7,40 173,57±14,98 12,71± 10,89
3-го курса, п = 15 135,86±20,01 25,29±6,26 171,57± 14,13 11,86±9,08
специализация атлетическая гимнастика
1-го курса, п = 28 112,03±25,10* 24,89±6,23* 162,68±16,29* 14,22±8,92*
2-го курса, п = 24 97,14±18,41* 25,14±4,98 168,86±6,41* 14,57±10,95
3-го курса, п = 21 105,14±5,70* 26,04±4,56* 170,00±4,83 15,29±12,05
Примечание. Достоверность оценивалась при сравнении с традиционной системой физического воспитания по ^критерию Стьюдента; * -при р < 0,05, ** - при р < 0,01.
38
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2015 Декабрь | December
по сравнению с аналогичными данными студенток, занимавшихся по традиционной программе физического воспитания. Данная тенденция сохраняется на протяжении всего периода обучения современных девушек в вузе. К окончанию 3-го курса у девушек специализации плавание изучаемое качество развивается лучше других и приближается к результатам сверстниц, занимающихся по традиционной программе.
Сравнительный анализ силы мышц брюшного пресса показал наилучшие результаты у девушек 1-го курса, занимающихся гимнастикой. Снижение уровня развития силовой выносливости данной групп мышц обнаружено ко 2-му и 3-му курсам у студенток, занимающихся по традиционной программе обучения (соответственно на 1,57 % и 6,92 %) и гимнастикой (соответственно на 6,37 0% и 2,2 0%) в условиях свободного выбора. У девушек, отдавших предпочтение плаванию, показатели в данном тесте не изменились. У студенток, занимающихся аэробикой, прирост составил 8,17 % на 2-м и 2,3 0% на 3-м курсе, а у выбравших для занятий атлетическую гимнастику - 1,45 % и 3,52 % соответственно.
Наилучшие результаты в тесте «Прыжок в длину с места» на 1-м курсе были обнаружены у испытуемых, обучавшихся по традиционной системе физического воспитания и ухудшились к 3-му курсу на 4,43 %. Тогда как у современных студенток, выбравших специализацию гимнастика показатели не изменились от 1-го к 3-му курсу, а у девушек, занимающихся аэробикой, плаванием, атлетической гимнастикой, улучшились соответственно на 3,7 %, 3,9 %, 4,4 %. Таким образом, студентки 3-го курса смогли превзойти результаты представительниц обучающихся по традиционной системе физического воспитания.
Наибольшие темпы прироста в развитии силовой выносливости мышц верхних конечностей обнаружились у девушек, выбравших для занятий аэробику, - на 10,32 % ко 2-му курсу и на 3,23 % - к 3-му. Результаты теста «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» этих девушек превышают аналогичные показатели остальных испытуемых по всем годам обучения. Сравнительный анализ показателей силовой выносливости рук на 1-м курсе показал преимущество методики развития этого качества при традиционном подходе, но при этом обнаружена тенденция снижения к 3-му курсу (на 2,11 %), что говорит о ее недостаточной эффективности ввиду потери заинтересованности. Представленный свободный выбор физ-культурно-спортивной специализации позволил студенткам повысить уровень развития этого качества, особенно тем, кто выбрал для занятий аэробику и атлетическую гимнастику.
Выводы. Данные, полученные в результате проведенного исследования, позволяют констатировать снижение уровня физической подготовленности студенток в последние годы. Ухудшение результатов тестирования современных первокурсниц было отмечено в большинстве тестов.
Организация процесса физического воспитания студенток неспортивных факультетов в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации позволила повысить показатели их физической подготовленности. Наибольший эффект отмечен у студенток старших курсов, занимавшихся аэробикой, плаванием. Занятия гимнастикой и атлетической гимнастикой оказывают влияние на развитие отдельных физических качеств.
Для достижения гармоничного физического развития занимающихся и совершенствования физической подготовленности современных студенток в процессе занятий следует оказывать целенаправленное педагогическое воздействие на те физические качества, уровень развития которых отстает от возрастных нормативов.
Обнаруженные высокие внутригрупповые показатели среднего квадратичного отклонения, особенно в прыжко-
вых тестах, говорят о необходимости дифференциаций занимающихся по уровню физической подготовленности, что позволит повысить эффективность физического воспитания современных девушек, обучающихся в вузе.
Литература
1. Булгаков А.И. Физическая культура в реальных потребностях современного студенчества / А.И. Булгаков, А.В. Лотоненко А.В., Лотоненко В.Н. // Физкультурное воспитание студентов. - 2014.
- № 1 (48). - С. 32-35.
2. Завьялов А.И. Физическое воспитание студенческой молодежи: учеб. пособие / А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили. - Красноярск: КГПУ, 1996. - 128 с.
3. Лубышева Л.И. Теоретико-методические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.И Лубышева. - М., 1992. - 58 с.
4. Мельникова О.В. Фитбол-аэробика как средство повышения уровня физической подготовленности студенток / О.В. Мельникова, С.В. Корнеева, И.А. Комкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2014. - Т. 14. - № 4. - С. 74-79.
5. Осипов А.Ю. Организация занятий по физической культуре у студентов на основе компетентностного и здоровьесберегающего подходов / А.Ю. Осипов, Л.А. Гольм, О.Я. Дорошенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2013. - Т. 1. - № 4. - С. 13-16.
6. Пащенко Л.Г. Антропометрические и саматотипологические особенности студентов ХМАО-Югры / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2015. - № 4.
7. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ им. А.И. Герцена в 1983, 2005 и 2010 годах / О.Б. Богданов, В.С. Кунарев, Ю.Б. Кузьмина, Т.П. Федорова // Теория и практика физ. культуры. - 2011.
- № 8. - С. 24-25.
8. Ушаков А.С. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса обучения / А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2014. - Т. 14. - № 2. - С. 114-118.
References
1. Bulgakov, A.I. Fizicheskaya kul'tura v real'nykh potrebnostyakh sovremennogo studenchestva (Physical culture in real needs of modern students) / A.I. Bulgakov, A.V. Lotonenko, V.N. Lotonenko // Fizkul'turnoe vospitanie studentov. - 2014. - № 1 (48). - P. 32-35.
2. Zav'yalov A.I. Fizicheskoe vospitanie studencheskoy molodezhi: ucheb. posobie (Physical education of students: study guide) / A.I. Zav'yalov, D.G. Mindiashvili. - Krasnoyarsk: KGPU, 1996. - 128 P.
3. Lubysheva, L.I. Teoretiko-metodicheskie i organizatsionnye osnovy formirovaniya fizicheskoy kul'tury studentov: avtoref. dis. doct. ped. nauk (Theoretical and methodological and organizational foundations of formation of students' physical culture: abstract of doctoral thesis (Hab.). / L.I. Lubysheva. - Moscow, 1992. - 58 P.
4. Mel'nikova. O.V. Fitbol-aerobika kak sredstvo povysheniya urovnya fizicheskoy podgotovlennosti studentok (Fitball aerobics to improve physical fitness of female students) / O.V. Mel'nikova, P.V. Korneeva, I.A. Komkova // Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul'tura. - 2014. - V. 14. - № 4. - P. 74-79.
5. Osipov, A.Yu. Organizatsiya zanyatiy po fizicheskoy kul'ture u studentov na osnove kompetentnostnogo i zdorovesberegayushchego podkhodov (Organization of physical education classes for students in context of competency building and health-promoting approaches) / A.Yu. Osipov, L.A. Gol'm, O.Ya. Doroshenko // Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul'tura". - 2013. - V. 1. - № 4. - P. 13-16.
6. Pashchenko, L.G. Antropometricheskie i somatotipologicheskie osobennosti studentov KhMAO-Yugry (Anthropometric and somatotypological characteristics of KhMAR-Yugra students) / L.G. Pashchenko, O.P. Krasnikova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2015. - № 4.
7. Sravnitel'ny analiz fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti studentok, postupivshikh v RGPU im. A.I. Gertsena v 1983, 2005 i 2010 godakh (Comparative analysis of physical development and physical fitness of female students enrolled in Herzen RSPU in 1983, 2005 and 2010) / O.B. Bogdanov, V.P. Kunarev, Yu.B. Kuz'mina, T.P. Fedorova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2011. - № 8. - P. 24-25.
8. Ushakov, A.P. Sravnitel'ny analiz pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti uchashchikhsya 11-kh klassov i studentov 1-go kursa obucheniya (Comparative analysis of physical fitness of 11th graders and 1st-year students) / A.P. Ushakov, A.V. Nenasheva, N.E. Kleshchenkova // Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul'tura". - 2014. - V. 14. - № 2. - P. 114-118.
№ 12 • 2015 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru