эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 17.09.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко1
1 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
EFFECTiVENESS OF PHYSiCAL EDUCATION OF FEMALE UNiVERSiTY STUDENTS DURiNG THEiR FREE CHOOSiNG OF SPORTS SPECiALiZATiON
Associate professor, Ph.D. L.G. Pashchenko1 Associate professor, Ph.D. A.V. Korichko1
1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Информация для связи с автором: korichko [email protected]
Аннотация
В статье представлена оценка эффективности организации физического воспитания в Нижневартовском государственном университете. Ее особенностью является самостоятельный выбор студентками вуза физкультурно-спортивной специализации для обязательных занятий. Выявлены ведущие и малозначимые мотивы занятий физической культурой и спортом девушек, занимающихся аэробикой, силовым фитнесом, плаванием, спортивными играми. Представлена динамика показателей компонентного состава тела студенток. Выявлена взаимосвязь показателей физической работоспособности с ведущими мотивами. Проведенное исследование показало, что имеющаяся возможность выбора вида и формы двигательной активности оказывает положительное влияние на решение задач физического воспитания.
Ключевые слова: мотивы, студентки вуза, компонентный состав тела, физическая работоспособность, оптимизация физического воспитания.
Annotation
The paper contains an assessment of the effectiveness of the organization of physical education in Nizhnevartovsk State University. It is distinguished by the fact that female university students choose sport for mandatory training on their own. There were identified the leading and less important reasons for physical culture and sports classes for girls engaged in aerobics, bodybuilding and sports games. The dynamics of the students' component body composition was presented. The interrelation of indicators of physical working capacity with the leading motives was allocated. The study had shown that the possibility of choosing type and form of motor activity has a favourable impact on solution of the objectives of physical education.
Keywords: motives, female university students, component body composition, physical working capacity, optimization of physical education.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. В последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к вопросам совершенствования физического воспитания студентов. В современных условиях вуз выступает организатором целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья студентов, расширению их функциональных возможностей, совершенствованию физической подготовленности. Рационально организованный учебный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях направлен на формирование физической культуры личности, содействуя приобретению теоретических основ физической культуры и здорового образа жизни, практических навыков применения средств и методов физического воспитания для физического самосовершенствования, укрепления индивидуального здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности. Неучет индивидуальных особенностей занимающихся, их мотивов и потребностей при организации педагогического про-
цесса по физическому воспитанию снижает эффективность занятий, приводит к низкой посещаемости учебной дисциплины «Физическая культура» [9].
Рассматривая проблему оптимизации процесса физического воспитания в вузе, авторы [1, 5, 8] полагают, что использование дифференцированного подхода позволяет максимально учесть возрастные, половые, типологические и другие особенности человека. Организация процесса обучения в вузе на основе свободного выбора студентами вида двигательной активности для обязательных занятий по программе «Физическая культура» видится своевременной и актуальной.
Цель исследования - оценка эффективности организации физического воспитания в вузе в условиях самостоятельного выбора студентами физкультурно-спортивной специализации.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе лаборатории спортивно-оз-
46
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2015 Декабрь | December
доровительных технологий Нижневартовского государственного университета. В исследовании приняли участие 185 девушек, обучающихся на 1-3-х курсах НВГУ, а также 38 старшеклассниц, учащихся 11-х классов общеобразовательной школы № 6 г. Нижневартовска.
Мотивы занятий физической культурой и спортом изучались с помощью анкетирования: испытуемыми была дана количественная оценка (от 1-го - несогласие с утверждением до 5-го - абсолютное согласие) мотивам самосохранения здоровья, совершенствования фигуры, двигательной активности, приобретения практических навыков, физкультурно-спортивных интересов, соперничества, удовольствия от движений, подражания, привычки, положительных эмоций. Это позволило выявить наиболее актуальные и действенные мотивы, побуждающие заниматься физической культурой и спортом, и те, которые не оказывают заметного влияния на активность.
Для оценки морфофункционального состояния использовали показатели компонентного состава тела, физической работоспособности. Компонентный состав тела изучался с помощью аналитического метода определения количества жировой, костной, мышечной ткани. Программа исследования включала измерение таких показателей: массы и длины тела, поперечных диаметров дистальных частей плеча, предплечья, бедра, голени и их обхватных размеров, измерение толщины кожно-жировых складок в восьми точках правой половины тела. Расчет жирового, мышечного и костного компонентов, площади поверхности тела проводили с использованием компьютерной программы «Компонентный состав массы тела человека». Результаты обрабатывались методами математической статистики.
Особенностью организации учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» для будущих бакалавров Нижневартовского государственного университета, не имеющих медицинских противопоказаний, является свободный выбор физкультурно-спортивной специализации в начале учебного года и возможность ее изменения в течение года. У девушек имеется возможность заниматься волейболом, баскетболом, настольным теннисом, силовым фитнесом в тренажерном зале, плаванием, аэробикой, гимнастикой, современными танцами. Большое разнообразие физкультурно-спортивных специализаций объясняется желанием научно-педагогического коллектива факультета физической культуры и спорта более полно учесть интересы девушек.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературы показал, что система мотивов, возникающая на основе потребностей индивида, определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности [9]. Свободный выбор физкуль-турно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса. Для оценки мотивации к занятиям физической культурой была использована анкета М. М. Безруких. Результаты анкетиро-
вания учениц 11-го класса и студенток вуза, обучающихся на нефизкультурных факультетах, представлены в табл. 1. Старшеклассницы, занимающиеся на уроках физической культуры по унифицированной программе физического воспитания, в меньшей степени мотивированы на приобретение знаний и практических навыков для дальнейшего их использования в жизни. Они слабо интересуются физ-культурно-спортивной работой и стараются не принимать в ней участия.
Девушки, самостоятельно выбравшие физкультурно-спортивную специализацию для обязательных занятий физическим воспитанием, по мере обучения в вузе проявляют больший интерес к занятиям по физической культуре, стремятся накопить опыт физкультурно-спортивной работы, чтобы использовать его в будущей жизни (р<0,05). Вместе с тем можно отметить, что независимо от особенностей организации занятий по физическому воспитанию и старшеклассницы, и студентки выделяют актуальные для себя мотивы получения положительных эмоций и удовольствия от движений (р>0,05).
Дифференциация студенток на группы, занимающихся аэробикой, плаванием, спортивными играми (волейболом), силовым фитнесом, позволила выявить ведущие и малозначимые мотивы. Создание условий для занятий физическим воспитанием, исходя из интересов, позволило к числу ведущих отнести мотив получения удовольствия от занятий у всех девушек, принявших участие в исследовании. Мотивы, побуждающие заниматься физической культурой и спортом студенток, выбравших спортивные игры, отличаются от таковых у остальных респондентов: для них более значимы улучшение самочувствия и настроения и возможность развить волевые качества (р<0,05), тогда как для студенток, занимающихся плаванием и силовым фитнесом, важной является возможность общения с друзьями во время занятий (р<0,05), а для занимающихся аэробикой - укрепление здоровья (р<0,05). При этом желание совершенствовать фигуру находится на первом месте в числе исследуемых мотивов у девушек из групп плавания и силового фитнеса и на втором - у занимающихся оздоровительной аэробикой. Это соотносится с данными, полученными при изучении компонентного состава тела студенток [6].
Анализируя динамику изменений величины жирового компонента сомы (табл. 2), выявили тенденцию к ее уменьшению ко 2-му курсу у девушек, занимающихся силовым фитнесом и плаванием (р<0,05), и к 3-му курсу -аэробикой (р<0,05). При этом у девушек, занимающихся спортивными играми, показатели и жирового, и мышечного компонентов достоверно не изменились.
Исследование зависимости между показателями физической работоспособности девушек и их желанием заниматься физической культурой для укрепления здоровья показало наличие отрицательной взаимосвязи (г=0,6) -с увеличением индекса Руфье-Диксона отмечается увеличение проявления мотива самосохранения здоровья.
Таблица 1. Сравнительный анализ мотивов к занятиям физической культурой и спортом школьниц и студенток вуза, М±ш
№ Мотив 11-й класс 1-й курс 2-й курс 3-й курс
1 Удовольствие от движений 4,0±0,16 4,2±0,13 4,06±0,14 4,28±0,15
2 Физкультурно-спортивные интересы 2,41±0,18 2,44±0,15 2,96±0,17 3,26±0,17
3 Самосохранение здоровья 3,47±0,14 3,86±0,13 3,94±0,15 4,13±0,14
4 Приобретение практических навыков 2,24±0,14 2,98±0,18 3,26±0,17 3,43±0,19
5 Положительные эмоции 3,65±0,18 3,78±0,15 3,75±0,16 3,92±0,15
6 Совершенствование фигуры 3,2±0,2 4,4±0,6 4,1±0,14 4,1±0,15
№ 12 • 2015 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
Таблица 2. Изменение компонентного состава тела студенток вуза, М±т
Предпочитаемые виды спорта Жировой компонент Мышечный компонент
1-й курс 2-й курс 3-й курс 1-й курс 2-й курс 3-й курс
Аэробика 26,1±2,0 28,7±2,0 23,6±1,7* 37,7±1,0 36,6±0,9 40,4±0,7
Силовой фитнес 31,7±3,3 23,4±1,8* 24,1±1,6 36,2± 1,3 39,1±2,0 40,6±2,0
Плавание 29,7±1,8 22,7±3,2* 23,9±1,8 36,4± 0,7 38,5±2,7 41,7±1,3*
Спортивные игры 24,7±1,3 26,7±2,2 22,5±1,3 40,7± 0,7 38,7±1,2 42,6±0,8
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Обнаружена параболическая форма зависимости показателей физической работоспособности и проявления мотива получения удовольствия от занятий физической культурой: девушки с хорошей и очень низкой работоспособностью получают большее удовольствие от движений, чем их сверстницы с удовлетворительной и низкой работоспособностью ^ 2=0,98).
К числу малозначимых мотивов, получивших минимальные оценки студентками, занимающимися аэробикой, плаванием, силовым фитнесом, были отнесены стремление к доминированию в физкультурно-спортивных мероприятиях, а также наличие в занятиях физической культурой элементов соперничества, что соотносится с данными А. А. Касаткина [2]. Этим девушкам малоинтересна физкультурно-спортивная работа, осуществляемая в вузе, они не желают принимать в ней участие. Девушки, выбравшие спортивные игры, занимаются не потому, что это модно и престижно, для них малозначим мотив накопления опыта физкультурно-спортивной работы для его дальнейшего использования в будущей жизни.
Вместе с тем анализ литературы показал, что к числу факторов, положительно влияющих на стабильность физкультурно-оздоровительных занятий, помимо организационных, к которым относятся групповая форма проведения занятий и возможность выбора вида и формы двигательной активности, большое значение имеет опыт участия в физкультурных мероприятиях, фестивалях спортивной направленности [5, 7, 8]. Это согласуется с результатами исследований отечественных и зарубежных авторов, является надежным признаком продолжения в дальнейшем занятий физической культурой [3, 4]. Анализ посещаемости обязательных занятий по физическому воспитанию показал, что в течение года систематически занимаются 67 % девушек, принявших участие в исследовании, не пропуская занятий без уважительной причины, 24 % пропускают их от случая к случаю и 9 % - часто. На фоне этого отмечается низкая активность участия студенток в вузовских физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях, что необходимо учитывать в дальнейшей работе по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе.
Заключение. Проведенное исследование показало, что возможность организовывать процесс физического воспитания с учетом имеющихся у девушек интересов, самостоятельно выбирающих физкультурно-спортивную специализацию, позволяет эффективнее решать задачи учебной дисциплины «Физическая культура».
Литература
1. Горская И.Ю. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Афанасьева, Е.М. Ревенко. - Омск, 2014. - С. 9-13.
2. Касаткин А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 9. - С. 10-13.
3. Малинаускас Р.К. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов педагогических вузов. / Р.К. Малинаускас // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 4. - С. 97-104.
4. Методические рекомендации по использованию различных
форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом. - Москва, Пенза, 2011. - С. 12-16.
Наговицын Р.С. Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для успешного формирования мотиваци-онно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спор-тивной деятельности / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24. - С. 289-294.
Пащенко Л.Г. Антропометрические и соматотипологические особенности студентов ХМАО-Югры / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. №4.
Пащенко Л.Г. Организация и проведение клубного турнира по спорту в условиях вуза / Л.Г. Пащенко, Д.Т. Шарипова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма / Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Нижневартовск, 2015. - С. 197-198.
Пешкова Н.В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 88-95. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М., 2000. - 448 с.
References
Gorskaya, I.Yu. Otsenka i sovershenstvovanie koordinatsionnykh sposobnostey u studentov: monografiya (Assessment and improvement of coordination abilities of students: monograph) / I.Yu. Gorskaya, I.V. Afanaseva, E.M. Revenko. - Omsk, 2014. - P. 9-13.
Kasatkin, A.A. Motivy ozdorovitel'noy deyatel'nosti studentok v protsesse obucheniya v vuze (Motives for health-improving activities in female students during university studies) / A.A. Kasatkin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2012. - № 9. - P. 10-13. Malinauskas R.K. Motivatsiya k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy u studentov pedagogicheskikh vuzov (Motivation for physical education classes in students of pedagogical universities) / R.K. Malinauskas // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostey. -2009. - № 4. - P. 97-104.
Metodicheskie rekomendatsii po ispol'zovaniyu razlichnykh form motivatsii k vedeniyu zdorovogo obraza zhizni, zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom (Guidelines on the use of various forms of motivation for healthy lifestyle, physical education and sports classes). - Moscow, Penza, 2011. - P. 12-16. Nagovitsyn, R.P. Modernizatsiya zanyatiy fizicheskoy kul'turoy v nefizkul'turnom vuze dlya uspeshnogo formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya studentov k fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti (Modernization of physical education classes in nonsports universities for successful formation of motivational-value attitude of students to physical education and sports activity) / R.P. Nagovitsyin, I.V. Ipatov // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2011. - № 24. - P. 289-294. Pashchenko, L.G. Antropometricheskie i somatotipologicheskie osobennosti studentov KhMAO-Yugry (Anthropometric and somatotypological characteristics of students of Khanty-Yugra) // L.G. Pashchenko, O.P. Krasnikova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2015. №4.
Pashchenko, L.G. Organizatsiya i provedenie klubnogo turnira po sportu v usloviyakh vuza (Organization and staging of club sports tournament in a university) / L.G. Pashchenko, D.T. Sharipova // Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma / Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Promising directions in physical culture, sport and tourism / Proc. of Rus. theor.-practical. conf) - Nizhnevartovsk, 2015. - P. 197-198. Peshkova, N.V. Sportizatsiya fizicheskogo vospitaniya kak uslovie razvitiya studencheskogo sporta v vuzakh nesportivnogo profilya (Sportization of physical education as a condition for development of university sport in non-sports universities) / N.V. Peshkova, L.I. Lubysheva, A.A. Peshkov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2013. - № 12. - P. 88-95.
Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik (Physical Education of students: Textbook) / Ed. by V.I. Il'inich. Moscow. 2000. - 448 P.
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2015 Декабрь | December