The comparative analysis of electronic educational resources in the field of engineering education according to efficiency of use of infocommunication technologies Antonova I.1, Strukova V.2 (Russian Federation) Сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов в области инженерного образования согласно эффективности использования инфокоммуникационных технологий Антонова И. А.1, Струкова В. Г.2 (Российская Федерация)
'Антонова Ирина Александровна / Antonova Irina — магистр;
2Струкова Виктория Геннадьевна /Strukova Victoria — магистр, кафедра информационных систем и технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: проведен сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов, затрагивающих вопросы инженерного образования в сфере компьютерной графики. Приведены результаты исследования эффективности использования электронных ресурсов и выявлены основные проблемы, предложены пути решения.
Abstract: the comparative analysis of the electronic educational resources raising the questions of engineering education in the sphere of computer graphics is carried out. Results of research of efficiency of use of electronic resources are given and the main problems are revealed, solutions are offered.
Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии; дистанционное обучение; электронные образовательные ресурсы; информатизация образования.
Keywords: infocommunication technologies; distance learning; electronic educational resources; education informatization.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) стали неотъемлемой частью высшего профессионального образования, и, в частности, инженерного образования, что позволяет обучаться за пределами учебных аудиторий, рассматривать не только теоретическую составляющую изучаемых дисциплин, но и практические занятия, и лабораторные работы.
Согласно результатам исследования эффективности использования инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и ЭОР в учебном процессе в рамках федерального проекта «Мониторинг ЭОР» было выявлено, что применение ЭОР способствует повышению интереса учащихся к предмету, усвоению учебного материала, дает возможность учащимся получить дополнительные знания по учебному предмету, повышению качества обученности, позволяет индивидуализировать образовательный процесс. При этом повышение интереса к учебному предмету отмечают 66,6 % преподавателей, имеющие опыт применения ЭОР, повышение уровня усвоения учебного материала - 56,1 %, возможность получить дополнительный материал по предмету - 45,6 %, повышение качества обученности - 28,3 %, индивидуализацию образовательного процесса - 23,2 % респондентов. По сравнению с традиционными средствами обучения существенную эффективность ЭОР отмечают 71,2 % педагогов, постоянно использующих ЭОР, 58,1 % - имеющих достаточный опыт использования [1].
Большинство электронных образовательных ресурсов представляют слишком обобщенную информацию по предметам. Ресурсов, рассматривающих вопросы компьютерного зрения, графики и инженерного моделирования, являющихся основой исследования в сфере научного инженерного образования достаточно малое количество [2, 3].
Проведя сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов, которые затрагивают вопросы инженерного образования в сфере компьютерной графики, получили следующие результаты.
Электронно образовательные ресурсы, представленные в виде учебно-методических пособий, а именно: «Информационные технологии. Работа с MathCAD и MatLab»; «Инженерная графика»; «ИТ. Технология компьютерного моделирования»; «Моделирование в среде MATLAB», имеют интуитивно понятный интерфейс, систему контроля знаний, практические примеры, однако отсутствуют теоретические составляющие, в связи, с чем, применение данных электронных изданий возможно только в сочетании с образовательными материалами.
Электронные пособия, представленные в виде электронных книг, в данном случае, «Matlab/Exponenta. Краткий курс теории обработки изображений», имеет достаточно полное описание общего курса работы с изображениями, однако в сочетании с практическим курсом будет иметь большую результативность для обучающихся.
Образовательные сайты, имеют более широкое распространение. Использование такого вида образовательных ресурсов позволяет затрагивать различные стороны дистанционного обучения, в частности обеспечивается более глубокое понимание темы. Однако, многие сайты в области инженерного образования имеют недостатки, в частности: не имеют структурированный интерфейс предоставления информации, в большинстве из них отсутствует навигационное меню [4].
Таким образом, исходя из проведенного анализа ресурсов, можно сделать вывод, что проблема создания и внедрения мультимедийных средств обучения осложняется многообразием используемых при разработке программно-технических средств и инструментариев. Активное внедрение в образование современных информационных технологий изменяет сам образовательный процесс, его содержательную, организационную и методическую основы. В связи с этим возникает необходимость разработки образовательных ресурсов интерактивной и мультимедийной направленности.
Использование ЭОР в образовательном процессе позволяет более детально изучить учебный материал, а обширный иллюстративный материал позволяет наглядно демонстрировать представленную информацию, что определяет целесообразность применения мультимедийных технологий [5].
В области технических наук в настоящее время растет интерес к методам обработки визуальной информации при помощи вычислительных средств и применения их в различных областях науки и техники. Выявляется проблема отсутствия качественного образовательного ресурса для исследования задач обработки и анализа изображений и видео, который отвечал бы требованиям разработки ЭОР. Следовательно, проблема эффективной работы с визуальной информацией является актуальной.
Литература
1. Мониторинг ЭОР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor-np.ru/node/55.
2. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты [Текст] / Alma Mater, 2013, № 2. 16 с.
3. Кравченя Э. М. «Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства» / Э. М. Кравченя «Тетра-Систем», 2014. 350 с. С. 295-320.
4. Кудрявцев Л. Д. Математическое образование: тенденции и перспективы [Текст] / Л. Д. Кудрявцев, А. И. Кириллов, М. А. Бурковская, О. В. Зимина - Высшее образование сегодня, 2011. № 4. 20 с.
5. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый, 2012. № 11. С. 389-391.
Algorithm of generating SQL queries based on query sample Prival D. (Russian Federation) Алгоритм генерации запросов SQL на основе запроса-образца Привал Д. А. (Российская Федерация)
Привал Данил Андреевич /Prival Danil — бакалавр, студент магистратуры, кафедра математического моделирования, факультет компьютерных технологий и прикладной математики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье описывается первичное приближение алгоритма, решения задачи автоматизированной генерации запросов SQL на основе запроса-образца, являющейся подзадачей генерации тестовых примеров для проверки знаний языка запросов SQL.
Abstract: this article describes primary approximation of the automated generation problem solution of the SQL based sampling algorithm. This task is subtask of tasks for generation SQL tests.
Ключевые слова: генерация запросов, SQL, таблицы принятия решений, базы данных. Keywords: generating queries, SQL, decision tables, databases.
Рассматривается задача генерации запросов SQL на основе запроса-образца. Данная задача является ключевой подзадачей генерации тестовых примеров для проверки знаний языка запросов SQL.
Ограничения: рассматриваются только SQL-инструкции для построения выборок [1] данных и только в базовом объеме синтаксиса, при построении правил автозамены не вводится семантическое расстояние.
Составлена следующая совокупность признаков для автоматической замены элементов запроса: фраза запроса, наличие DISTINCT, функция, операндом которой является элемент, тип совокупных операндов элемента, является ли элемент псевдостолбцом, является ли элемент константой, тип элемента, содержит ли элемент значения NULL, наложено ли на элемент ограничение целостности