Science for Education Today
2019, том 9, № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
© И. Н. Грушецкая, Ж. А. Захарова, О. С. Щербинина
DOI: 10.15293/2658-6762.1901.02
УДК 376.545
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ
и
ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ*
И. Н. Грушецкая, Ж. А. Захарова, О. С. Щербинина (Кострома, Россия)
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема организации социально-педагогической работы с одаренными школьниками в образовательных организациях различного типа. Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в образовательных организациях различного типа.
Методология. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования педагогов общеобразовательных организаций города Костромы (n = 36), педагогов организаций дополнительного образования города Костромы (n = 22), педагогов и специалистов ОЦ «Сириус» города Сочи (n = 17). Опрос педагогов и специалистов образовательных организаций проводился с марта по октябрь 2018 г.
Результаты. Авторы выявили особенности организации социально-педагогической работы в условиях общеобразовательных организаций; в условиях организаций дополнительного образования; в условиях специализированного образовательного центра «Сириус». На основе сопоставления полученных данных определена специфика содержания и целевых ориентиров социально-педагогической работы с одаренными детьми в образовательных организациях различного типа. В статье охарактеризованы особенности, при учете которых можно повысить эффективность социально-педагогической работы и социально-педагогического сопровождения одаренных школьников.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о наличии особенностей в формах и методах, программах, целевых ориентирах организации социально-педагогической работы в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования и ОЦ «Сириус». Эти особенности влияют на эффективность данного направления работы и успешность решения одаренными детьми задач социализации.
Ключевые слова: одаренность; одаренный ребенок; социализация; социальное развитие; социально-педагогическая работа; общеобразовательная организация; организация дополнительного образования.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867
Грушецкая Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет. E-mail: [email protected]
Захарова Жанна Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет. E-mail: [email protected]
Щербинина Ольга Станиславовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет. E-mail: [email protected]
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1
Постановка проблемы
В современных социально-экономических условиях значимым фактором успешности молодого человека является его конкурентоспособность. На наш взгляд, она обеспечивается образованием человека, его эрудицией, социальным опытом, коммуникативными качествами и другими составляющими. Логично предположить, что наиболее успешными среди молодого поколения будут те, кто в период взросления демонстрировал выдающиеся способности в той или иной области, в том или ином виде деятельности, те, кого называли одаренными детьми.
Однако вопрос выявления и диагностики одаренных детей до сих пор остается неоднозначным. Кого можно отнести к одаренным? По каким признакам? С помощью какого инструмента? О сложности выявления одаренных детей, комплексном подходе в диагностике и необходимости разработки специального инструментария говорят в своих работах Т. О. Арчакова, А. Н. Веракса, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина, Н. В. Курасов, Н. С. Лей-тес1, В. И. Панов [1; 5; 10]. Зарубежные исследователи подтверждают сложность проблемы. Так, М. Б. С. Оагаа-Магйп говорит о проблеме определения одаренности в раннем возрасте [15]. К сожалению, отечественные и зарубежные исследования подтверждают факт, что далеко не всегда те дети, которые были примером для сверстников, гордостью педагогов, подавали огромные надежды в тех или иных областях, вырастая, становятся успешными, самореализовавшимися взрослыми.
ISSN 2658-6762
На современном этапе развития системы образования в России работа с одаренными детьми выстраивается преимущественно в трех направлениях: работа в общеобразовательных организациях, работа в системе дополнительного образования и олимпиадно-конкурсное движение. Наиболее разработанной с содержательной и методической точки зрения является область работы с одаренными школьниками. Особое значение для современных педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет рабочая концепция одаренности, разработанная коллективом российских ученых под руководство Д. Б. Богоявленской2.
При этом отечественные и зарубежные ученые говорят о необходимости пересмотра традиционной системы работы с одаренными детьми в школе, о создании в образовательной среде школы условий для социализации личности обучающегося, субъектности в поиске знаний, развития его социально-коммуникативной компетентности. Важными источниками освящения проблемы выступили работы отечественных ученых Н. В. Бордовской [2], Л. Е. Осипенко [9], а также зарубежные исследования K. Busi, K. Berman 3, S. Robertson, S. Pfeiffer [20; 21]. На изучение особенностей и трудностей профессионального самоопределения одаренных старшеклассников направлены работы D. Ozcan [19]. Ряд исследований, проведенных в разных странах (Турция, Словения и др.), E. Oral, K. Cotar, S. Kukanja, M. Gabrijelcic подтверждают необходимость специальной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми [16; 28]. Представленные
http://sciforedu.ru
1 Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13-19 // Психология обучения. - 2003. - № 12. - С. 14.
2 Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности.
Вопросы образования. 2004. №2. С. 46-68 // Психология обучения. - 2005. - № 8. - С. 4.
3 Busi K., Berman K. Integration and dynamic adaptation in the formation of a novel 2e school model // S. B. Kaufman (ed) Twice Exceptional Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. 2018. - P. 322-339. DOI:
http://dx.doi.org/10.1093/oso/9780190645472.003.0020
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
28
2019, том 9, № 1
результаты свидетельствуют не только о необходимости активной работы по развитию способностей одаренных детей, но и усиления внимания к социальной стороне их развития, развития их экзистенциальной сферы [4]. Это подтверждают работы Л. А. Леутиной, которая констатирует преобладание адаптационного подхода над деятельностным в процессе социализации подрастающего поколения в современном обществе, тогда как именно последний формирует инструментальное отношение к взаимодействию, способствует авто-номизации и личностной идентичности человека [6].
Особый интерес среди исследований, проведенных в образовательной среде школы, представляют работы С. А. Хазовой, которая эмпирически подтверждает, что личностные особенности старшеклассников с признаками интеллектуальной одаренности в некоторой степени отличают их от обычных сверстников и могут выступать в качестве факторов, провоцирующих затруднения в общении [12; 13]. Существует ряд зарубежных исследований (A. Guez, H. Peyre, M. Le Cam, N. Gauvrit, F. Ramus), которые также фиксируют подверженность к риску неудачи в школе одаренных детей в сравнении со сверстниками [17].
Социальная жизнь одаренных детей и подростков находится в фокусе пристального внимания зарубежных психологов в течение нескольких десятилетий [8; 11]. Исследования J. L. Davis, S. A. Robinson свидетельствуют о высокой подверженности одаренных детей буллингу и говорят о необходимости специальной работы с их психоэмоциональной сферой, что требует высокой компетентности специалистов в этой области4. В связи с этим особое
ISSN 2658-6762
значение приобретает организация социально-педагогической работы с одаренными детьми в современных образовательных организациях. Акцент на направление деятельности с одаренными детьми требует пересмотра приоритетов в содержании работы с данной нестандартной категорией.
Обозначенные проблемы часто компенсируются деятельностью организаций дополнительного образования, которые предоставляют одаренному ребенку свободу выбора области деятельности при отсутствии пространственных и временных рамок, шаблонов в решении задач, позволяя ему раскрыться, самореализоваться в любимом деле. Однако ученые говорят о необходимости пересмотра содержания образовательной работы и данном типе образовательных организаций. Авторы отмечают необходимость создания среды творческого типа в дополнительном образовании (Д. А. Борисанова и О. М. Краснорядцева) [3], утверждают о наличии творческого начала в каждом человеке и необходимости соответствующей организации работы с подрастающим поколением (А. А. Мелик-Пашаев, Г. Чжан, А. Чан, Дж. Чжун) [7; 14]. В этой связи важно говорить о специально организованной социально-педагогической работе с одаренными детьми во всех типах образовательных организаций.
В настоящее время в России в сфере дополнительного образования одаренных детей действуют специализированные центры. Одним из таких центров выступает образовательный центр «Сириус» (г. Сочи), созданный фондом «Талант и Успех». С 2016 г. ОЦ «Сириус» является образовательным партнером Костромского государственного университета.
http://sciforedu.ru
4 Davis J. L., Robinson S. A. Being 3e, a new look at cultur- families // S. B. Kaufman (ed) Twice Exceptional Sup-
ally diverse gifted learners with exceptional conditions: An porting and Educating Bright and Creative Students with
examination of the issues and solutions for educators and Learning Difficulties. 2018. - P. 278-289. DOI:
http://dx.doi.org/10.1093/oso/9780190645472.003.0017
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1
Яркие и талантливые студенты, пройдя собеседование, уезжают работать педагогами с одаренными детьми, получая практический опыт работы с данной категорией на Всероссийском уровне. Это обстоятельство позволяет нам провести изучение специфики социально-педагогической работы в ОЦ «Сириус» и попытаться выявить условия эффективной работы с одаренными школьниками в этом направлении.
Цель статьи - определить особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в образовательных организациях различного типа.
Методология исследования
Эмпирическое исследование составил опрос педагогов общеобразовательных организаций города Костромы (п = 36), педагогов организаций дополнительного образования города Костромы (п = 22) и педагогов и специалистов ОЦ «Сириус» города Сочи (п = 17). Результаты опроса позволили выявить специфику социально-педагогической деятельности, характерную для общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования в сравнении со специализированным образовательным центром по работе с одаренными школьниками. Опрос педагогов и специалистов образовательных организаций проводился с марта по октябрь 2018 г. в образовательных организациях города Костромы и ОЦ «Сириус» города Сочи.
Результаты исследования
Опрос педагогов общеобразовательных организаций (п = 36)
В ходе опроса педагогов общеобразовательных организаций мы выяснили, являются ли одаренные дети объектом их внимания. По результатам ответов видно, что учителя преимущественно работают с обычными детьми (36 ответов), с детьми из семей
ISSN 2658-6762
«группы риска», однако одаренные дети также являются категорией, с которой осуществляется особая работа (33 ответа).
По мнению учителей школ, одаренных детей отличает: высокая успеваемость (21 ответ), широкая эрудиция (18 ответов), быстрота выполнения заданий (15 ответов). Помимо этого, были отмечены такие качества, как терпение и усердие в работе (2 ответа) и «зрелость не по годам» (1 ответ).
С точки зрения видов одаренности, педагоги чаще всего (по их мнению) встречаются с интеллектуальной одаренностью (30 ответов), спортивной одаренностью (24 ответов), академической одаренностью (15 ответов), технической одаренностью (12 ответов), творческой одаренностью (3 ответа).
В школах, где проводилось исследование, по результатам опроса, нет специальной программы по работе с одаренными детьми, и работа с данной категорией преимущественно организуется педагогами-предметниками на уроках, а также в кружковой работе (кружок для 3-4 классов «Всезнайка», кружок по «решению нестандартных задач по физике» для 7-9 классов и др.) и работе секций (гимнастика, футбол, баскетбол, шашки).
Респонденты считают приоритетными направлениями работы с одаренными детьми следующее: развитие способностей (35 ответов), регулярная диагностика одаренных детей (24 ответа), продвижение таланта одаренных детей (28 ответов), помощь в самоопределении одаренных детей (15 ответов). Помощь в установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми отметили 15 человек, помощь в социальном развитии одаренных детей отметили 6 человек.
У всех опрошенных педагогов имеется опыт работы с одаренными детьми. Все педагоги ведут кружки и секции, также уделяют
http://sciforedu.ru
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1
внимание одаренным детям в индивидуальном порядке. Некоторые из педагогов являются организаторами соревнований и конкурсов. Педагоги помогают одаренным ребятам в реализации их талантов. Работа с одаренными детьми выстраивается преимущественно с помощью таких форм работы, как кружки, секции, факультативы, интеллектуальные игры, соревнования, олимпиады, конкурсы, выставки, смотры, подготовку ММП-презента-ций, тренировки по зарубежным программам, консультирование с помощью сети Интернет.
Педагоги считают, что об эффективности социально-педагогической работы с одаренными детьми могут говорить: образовательные результаты детей (36 ответов), умение детей работать в парах и группах, умение общаться, участие в конкурсах, умение детей решать конфликтные ситуации.
На вопрос «Существуют ли трудности в развитии одаренных детей?» 12 человек ответили, что трудности в работе существуют с любыми детьми, 8 человек считают, что с одаренными работать труднее, чем с обычными детьми. Кроме того, они отмечают следующие трудности: утомляемость детей; сложности в подборе материала для изучения; детская лень; сложность в составлении специальных уроков для одаренных детей. При этом акцент педагоги делали на собственные трудности, а не проблемы детей.
Опрос педагогов организаций дополнительного образования (п = 22)
Выборку составили педагоги организаций дополнительного образования (руководители спортивных секций, студий художественного творчества, руководители творческих коллективов) - всего 22 человека.
Из них - 70 % преимущественно работают с одаренными детьми, с обычными детьми осуществляют свою деятельность - 73 %, с детьми
ISSN 2658-6762
из семей «группы риска» - 36 %, «соматически ослабленные дети» - 9 %.
По мнению педагогов дополнительного образования, одаренных детей отличает: высокая успеваемость (16 ответов), широкая эрудиция (14 ответов), быстрота выполнения заданий (12 ответов). Помимо этого, отмечаются такие качества, как стремление к лидерству (6 ответов) и «конфликтность и самонадеянность» (4 ответа), терпение и зрелость «не по годам» (2 ответа).
С точки зрения видов одаренности, педагоги чаще всего встречаются с творческой одаренностью (15 ответов), спортивной одаренностью (10 ответов), социальной одаренностью (8 ответов), художественной одаренностью, технической одаренностью (6 ответов), интеллектуальной и академической одаренностью (3 ответа).
В большинстве организаций дополнительного образования, где было проведено наше исследование, по результатам опроса педагогов (18 человек), решаются задачи социально-педагогической работы с одаренными детьми, хотя специальные программы по работе с одаренными детьми реализуют только 45 % педагогов (10 человек).
Респонденты считают приоритетными такие направления в работе с одаренными детьми, как развитие способностей (19 ответов), регулярная диагностика одаренных детей (17 ответа), продвижение таланта одаренных детей (20 ответов), помощь в самоопределении одаренных детей (14 ответов). Помощь в установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми отмечают 9 человек, помощь в социальном развитии одаренных детей также обозначили 9 педагогов.
У большинства опрошенных педагогов имеется опыт работы с одаренными детьми. Все педагоги ведут секции, являются руково-
http://sciforedu.ru
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1
дителями студийных творческих объединений, уделяют важное значение работе с одаренными детьми в индивидуальном режиме. Большинство педагогов являются организаторами конкурсов, соревнований, фестивалей, а также принимают участие в фестивалях и соревнованиях городского, областного, межрегионального и Всероссийского уровней. Педагоги помогают одаренным ребятам в реализации их творческих и спортивных способностей. Работа с одаренными детьми выстраивается преимущественно с помощью таких форм работы, как работа в творческих коллективах, секциях, организация смотров, конкурсов, форумов, фестивалей, интеллектуальных игр, турниров, соревнований, олимпиад, вебина-ров, а также организации проектной деятельности.
Об эффективности социально-педагогической работы с одаренными детьми, по мнению педагогов дополнительного образования, свидетельствует: участие и победа в конкурсах разного уровня (22 ответа), умение общаться (18 человек), умение детей работать в парах и группах (16 ответов), умение детей решать конфликтные ситуации (14 ответов), образовательные результаты детей (13 ответов), лидерство в группах (8 ответов).
На вопрос «Существуют ли трудности в развитии одаренных детей?» педагоги ответили следующее: 11 педагогов ответили, что трудности в работе существуют с любыми детьми, 11 человек считают, что с одаренными работать труднее, чем с обычными детьми. Кроме того, педагоги дополнительного образования отмечают такие трудности, как трудности взаимодействия ребенка с другими детьми; желание участвовать во всем; завышенная мотивация ребенка в достижении успеха; замкнутость; трудности развития конкретного ребенка, если преимущественно используется групповая работа.
ISSN 2658-6762
Опрос педагогов и специалистов ОЦ «Сириус» (n = 17)
Выборку в нашем исследовании составили вожатые отдела воспитательной работы (ОВР) - 6 человек - 35,3 %; 29,4 % (5 человек) - воспитатели ОВР, педагоги-предметники - 35,3 %.
Из них большинство - 52,9 % (9 человек) имеет опыт постоянной работы с одаренными детьми, у 7 человек (41,2 %) - такой опыт получен только в образовательном центре, и 1 человек отметил, что время от времени работает с указанной категорией детей, что составило 5,9 % от общего числа опрашиваемых.
По мнению педагогов, одаренные дети обладают рядом специфических черт и особенностей, среди которых: широкая эрудиция, творческая самореализация, высокая успеваемость, стремление к лидерству, такие ответы отмечали от 5 до 12 опрашиваемых педагогов, но также среди качеств были отмечены: самонадеянность, конфликтность (их отметили 5 человек). Трое педагогов отметили такое качество, как быстрота выполнения учебных заданий. Более редко, по мнению опрашиваемых, у одаренных детей встречаются такие качества, как целеустремленность, грамотная постановка цели, высокая мотивация, заинтересованность в предлагаемой деятельность.
В своей работе педагоги работают с ребятами с различными видами одаренности. Наибольший опыт среди опрашиваемых получен в работе с ребятами, имеющими творческую одаренность (88,2 % педагогов), спортивную одаренность (58,8 %), интеллектуальную одаренность (58,8 %), художественную одаренность (47,1 %), техническую одаренность и социальную (лидерскую) одаренность выделили 6 педагогов (35,3 %).
По мнению абсолютного большинства педагогов Центра (88,2 % от общего количе-
http://sciforedu.ru
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1
ства опрошенных), в нем решаются социально-педагогические задачи работы с одаренными детьми. При этом в Центре не реализуется специальной программы социально-педагогической работы, но существуют специализированные программы по видам деятельности (наука, спорт, искусство), где в той или иной мере присутствует решение социально-педагогических задач работы с одаренными детьми.
С точки зрения опрошенных, приоритетной задачей в работе с одаренными детьми является развитие способностей одаренных детей (88,2 %). Также значимыми задачами являются продвижение таланта одаренного ребенка (76,5 %); помощь в самоопределении (70,8 %); помощь в социальном развитии (70,6 %); помощь в установлении позитивных взаимоотношений (64,7 %).
У 82 % опрошенных педагогов имеется успешный опыт социально-педагогической работы с одаренными детьми в ОЦ «Сириус». Среди них: работа индивидуально с одаренным ребенком, а также с группой с целью использования возможностей совместной деятельности для решения поставленных педагогических задач.
В своей практике социально-педагогической работы с одаренными детьми педагоги отмечают такие формы, как игровые, поисковые, исследовательские, в частности, беседы, тренинги, деловые игры, игры на развитие коммуникации, проективные технологии, дискуссии, диалоги на разные темы.
Среди методов реализации социально-педагогической деятельности педагоги указывают организационные методы (сопровождение учебного процесса), коммуникативные (индивидуальное и коллективное общение с детьми), психологические (анализ деятельности, тренинги, рефлексии, мотивация).
ISSN 2658-6762
Эффективность социально-педагогической работы в условиях ОЦ «Сириус» обеспечивают, по мнению респондентов, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, обучение в сотрудничестве, работа по индивидуальным планам, самостоятельный поиск истины, объяснение ключевых компетенций для жизненного успеха, творческие мастерские, факультативы, клубы по интересам, ориентированные на работу в группе/классе/команде и направленные на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе.
Педагоги центра в своей работе используют как традиционные, так и инновационные формы. К первым большинство из них относят: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; олимпиады. К инновационным - работу по индивидуальным планам; решение нестандартных, проблемных задач; упражнения, носящие творческий характер; групповые задания; ролевые, деловые игры, имитация; уроки-экскурсии; уроки-встречи с творческими людьми и специалистами; занятия, направленные на творческое развитие; уроки-спектакли; создание фильмов, использование видеоматериалов, Интернета, наглядности; решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», и в целом, уход от устоявшихся и шаблонных подходов к решению стандартных задач.
По мнению педагогов центра, эффективной социально-педагогической деятельностью будет считаться та работа, которая обеспечивает: умение общаться друг с другом (88,2 %), умение детей работать в группе (76,5 %), образовательные результаты для детей (64,7 %), участие и победу в конкурсах
http://sciforedu.ru
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1
разного уровня (64,7 %), умение детей решать конфликтные ситуации (64,7 %); умение детей работать в группе, парах (76,5 %); формирование лидерства (29,4 %); умение применять свои знания в нестандартной ситуации (6 %); количество действующих проектов (6 %).
Большинство опрошенных считают, что одаренные дети имеют трудности социального развития (58,8 %), и эти трудностей больше, чем у обычных детей (35,3 %). Ряд педагогов считает, что одаренные дети не имеют трудностей (5,9 %). Большинство названных педагогами трудностей связано с социальной адаптацией, проблемами в общении со сверстниками, скрытностью, замкнутостью, различиями в восприятии общепринятых стандартов; развитием одного вида одаренности, отставание в другой какой-либо сфере (например, интеллектуальная одаренность/слабое физическое развитие), переживаниями из-за конфликтов с учителями и отсутствием взаимопонимания со сверстниками, стремлением к лидерству, что не всегда позволяет детям принимать победы других, наличие обид из-за кажущейся недооцененности.
Большинство педагогов готовы и периодически участвует в разрешении трудностей социального развития (88,2 %), в некоторых случаях (11,6 %).
В качестве форм преодоления трудностей социального развития педагоги предлагают индивидуальный подход к ребенку, создание ситуации успеха, обеспечение поддержки в ситуациях неуспеха и работа над ошибками.
ISSN 2658-6762
Кроме того, педагоги смогли бы поделиться личным опытом для подготовки преподавателей в регионах для работы с одаренными детьми, предлагали быть максимально внимательным, стараться понять каждого ребенка, решать проблемы по возникшей ситуации, честно и качественно выполнять свою работу. С этой целью педагоги образовательного центра обеспечивают проведение дискуссий, тренингов, бесед для понимания одаренного ребенка (помочь ему влиться в коллектив, помочь разрешить личные сомнения и трудности подростка, помочь в преодолении барьеров, суметь выслушать ребенка и дать ему совет куда и к кому обратиться, а также замотивиро-вать на дальнейшую деятельность, заинтересовать изучением учебного предмета и участием в различных видах деятельности).
Результаты опроса
Представленные результаты ОЦ «Сириус» имеют значимые отличия от результатов, полученных в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. Нам бы хотелось расставить акцент на ряде пунктов. Педагоги школы, дополнительного образования и ОЦ «Сириус» уделяют разное внимание успеваемости в деятельности и эрудиции, но эти характеристики имеют, тем не менее, выраженное значение во всех ответах. При этом педагоги ОЦ «Сириус» особо отмечают такие характеристики, как стремление к лидерству и творческую самореализацию, в отличие от педагогов школ и педагогов дополнительного образования (рис. 1).
http://sciforedu.ru
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
Science for Education Today
2019, том 9, № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Рис. 1. Качества, отличающие одаренных детей (сопоставление данных) Fig. 1. The quality that distinguishes gifted children (data matching)
В вопросе, касающемся приоритетных направлений работы с одаренными детьми, также возникла серьезная разница в ответах. Так, педагоги ОЦ «Сириус» не считают необходимым уделять значительное внимание регулярной диагностике, в отличие от педагогов школ и педагогов дополнительного образования. Тогда как педагоги школ незначительно относятся к необходимости оказания
помощи одаренному ребенку в социальном развитии (17 %) в отличие от педагогов ОЦ «Сириус» (71 %). При этом в вопросах развития способностей, продвижения таланта, значимости помощи в самоопределении и позитивных взаимоотношений педагоги всех образовательных организаций близки во мнениях (рис. 2).
120 100 80 60 40 20 0
Развитие способностей
Регулярная диагностика одаренных детей
Продвижение таланта одаренного ребенка
Помощь в самоопределении
Помощь в социальном развитии
Помощь в уст. позит. взаимоотношений
Педагоги школ
Педагоги доп. обр.
ОЦ "Сириус"
Рис. 2. Приоритетные направления работы с одаренными детьми Fig. 2. Priority areas of work with gifted children (data comparison)
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
Science for Education Today
2019, том 9, № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
По итогам опроса педагогов можно увидеть разницу в восприятии результатов социально-педагогической деятельности. Эти характеристики, на наш взгляд, выступают для педагогов ориентирами в определении содержания работы. Так, педагоги школ отдают максимальный приоритет образовательным результатам детей, не уделяя должного внимания проблемам коммуникации и взаимодействия. Педагоги ОЦ «Сириус», напротив, уделяют этим сферам приоритетное внимание как результатам социально-педагогической работы, оценивая их выше, чем победы детей на
конкурсах и их успехи в деятельности. Для педагогов дополнительного образования наиболее ценными являются участие и победы детей на конкурсах и олимпиадах, но при этом для них также, как и для педагогов ОЦ «Сириус», очень значимы успехи в коммуникации, выстраивании взаимодействия, решении конфликтных ситуаций. Представленные результаты отражают близость подходов в выстраивании содержания социально-педагогической деятельности педагогов дополнительного образования и педагогов ОЦ «Сириус» и отличие взглядов педагогов школ на этот опрос (рис. 3)
Рис. 3. Результаты социально-педагогической работы с одаренными детьми (сопоставление данных) Fig. 3. Results of socio-pedagogical work with gifted children (data comparison)
Заключение
Проведенное исследование позволяет увидеть специфику социально-педагогической работы с одаренными детьми в современных образовательных организациях:
- социально-педагогические задачи в работе с одаренными детьми решаются во всех образовательных организациях, но в разной степени, с разным содержанием и разными приоритетами;
- специальные программы социально-педагогической работы с одаренными детьми
не разработаны ни в одной из охваченных нами баз исследования;
- субъектами социально-педагогической деятельности в большинстве организаций выступают педагоги, воспитатели, педагог-психолог и социальный педагог;
- разные типы образовательных организаций работают преимущественно с разными видами одаренности, что влияет на перечисленные педагогами разных образовательных организаций особенности данной категории детей;
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
36
Science for Education Today
2019, том 9, № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
школа сориентирована на развитие способностей и успешность одаренного ученика, тогда как сфера его социального развития и коммуникация ее интересует меньше, в отличие от дополнительного образования и ОЦ «Сириус»;
с точки зрения используемых в ра-
боте форм и методов, ОЦ «Сириус» является лидером по инновационности и разнообразию содержания, тогда как школы и организации дополнительного образования больше придерживаются традиционных подходов в работе с детьми, в том числе и одаренными.
Опираясь на полученные результаты, важно говорить о необходимости специально организованной социально-педагогической деятельности с одаренными школьниками в образовательных организациях различного типа, которая имеет ряд особенностей.
1. Осуществление социально-педагогической и психолого-педагогической диагностики одаренных детей (выявление одаренных детей; определение вида одаренности; создание банка одаренных детей; регулярная диагностика с целью определения потребностей одаренных детей, особенностей и трудностей их социального развития).
2. Программная разработка социально-педагогической работы, которая будет способствовать решению возрастных задач развития и социализации одаренных школьников, их самореализации, развитию субъектности в разных видах деятельности и в разных социальных ролях.
3. Осуществление педагогической поддержки родителей одаренного ребенка через оказание информационной поддержки, психологической поддержки, вовлечение родителей в совместную деятельность, поощрение активности родителей.
4. Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической работы с одаренными детьми.
Реализация представленных особенностей позволит, на наш взгляд, существенно повысить эффективность социально-педагогической работы с одаренными школьниками в разных типах образовательных организаций и своевременно решать возрастные задачи социализации и социального развития одаренных школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 6. - С. 68-76. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220606
2. Бордовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. - 2013. - № 2. - С. 4-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20192475
3. Борисанова Д. А., Краснорядцева О. М. Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 24-33. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.02
4. Грушецкая И. Н., Щербинина О. С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. -2018. - № 5. - С. 136-144. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.15
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
2019, том 9, № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
5. Курасов Н. В., Ледовских И. А., Ручкова Н. А. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания // Интеграция образования. — 2015. — N° 3. — С. 52-58. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.052
6. Леутина А. Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152-173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22450509 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-152-173
7. Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 4. - С. 15-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22754007
8. Мешкова Н. В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. - 2015. - № 1. - С. 26-44. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=23733139
9. Осипенко Л. Е. Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - № 6. - С. 212-231. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.13
10. Панов В. И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2014. - № 4. - С. 129-137. URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=23028561
11. Попова Л. В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. - C. 101-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708
12. Хазова С. А., Смирнов В. А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 5. - С. 39-43. URL: https ://elibrary.ru/item.asp?id=32728541
13. Хазова С. А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - № 2. - С. 102-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960099
14. Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative // The International Journal of Human Resource Management. - 2016. - Vol. 27, Issue 12. -P. 1252-1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107
15. Calero M. D., García-Martin M. B. Temporal stability of IQ and learning potential in gifted children: diagnostic implications // Anales De Psicología / Annals of Psychology. - 2014. -Vol. 30 (2). - P. 512-521. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.30.2.163801
16. Cotar Konrad S., Kukanja Gabrijelcic M. Professional competences of preschool teachers for working with gifted young children in Slovenia // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. - 2015. - Vol. 3 (2). - P. 65-78. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2015214279
17. Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are high-IQ students more at risk of school failure? // Intelligence. - 2018. - Vol. 71. - P. 32-40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.in-tell.2018.09.003
18. Oral E. Examination of pre-school teachers' self-efficacy beliefs and self-efficacy regarding gifted education // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. - 2017. - Vol. 5 (4). - P. 49-58. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2017.69
19. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. -2017. - Vol. 37, № 4. - Article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
38
Science for Education Today
2019, том 9, № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
20. Robertson S., Pfeiffer S. Development of a Procedural Guide to Implement Response to Intervention (Rtl) With High-Ability Learners // Roeper Review. - 2016. - Vol. 38, Issue 1. - P. 9-23. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783193.2015.1112863
21. Vogelaar B., Resing W. C. M. Changes over time and transfer of analogy-problem solving of gifted and non-gifted children in a dynamic testing setting // Educational Psychology. - 2018. -Vol. 38, Issue 7. - P. 898-914. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01443410.2017.1409886
© 2011—2019 Science for Education Today (до 2018: Вестник Новосибирского государственного педагогического университета)
DOI: 10.15293/2658-6762.1901.02
Irina Nikolaevna Grushetskaya,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Chair of Psycho-Pedagogical Education, Kostroma State University, Kostroma, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8361-7513 E-mail: [email protected] Zhanna Anatolevna Zakharova,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head, Chair of Psycho-Pedagogical Education, Kostroma State University, Kostroma, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8795-1535 E-mail: [email protected] Olga Stanislavovna Shcherbinina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Chair of Psycho-Pedagogical Education, Kostroma State University, Kostroma, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8203-0489 E-mail: [email protected]
Characteristic features of social-pedagogical work with gifted schoolchildren in modern educational settings
Introduction. The article studies the problem of organizing social-pedagogical work with gifted children in educational settings of different types. The purpose of the research is to reveal the specifics of social-pedagogical work with gifted schoolchildren in various types of educational settings.
Materials and Methods. Gathering empirical data involved a questionnaire survey. The sample included teachers of comprehensive educational settings in Kostroma (n=36), teachers of supplementary educational settings in Kostroma (n=22) and educators and other professionals of educational centre 'Sirius' in Sochi (n=17). The survey was being conducted from March 2018 to October 2018.
Results. The study has revealed the specifics of organizing social-pedagogical work in comprehensive and supplementary educational settings and within the specialized educational centre 'Sirius'. The authors clarify the specifics of contents and goals of social pedagogical work with gifted schoolchildren in educational settings of different types. The results can contribute to enhancing the efficiency of social-pedagogical work and support of gifted schoolchildren.
Conclusions. The article concluded that the specifics of organizing social pedagogical work in comprehensive educational settings, supplementary educational settings and the educational centre 'Sirius' consisted in forms and methods, programs, curricula and goals. These features influence the efficiency of gifted education and contribute to successful socialization of gifted schoolchildren.
Giftedness; Gifted child; Socialization; Social development; Socio-pedagogical work; Comprehensive educational establishment; Establishment providing supplementary education.
© 2011-2019 Science for Education Today (Previous name: NSPU Bulletin)
Abstract
Keywords
40
Acknowledgements
The study was financial support of Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-013-00867)
REFERENCES
1. Archakova T. O., Veraksa A. N., Zotova O. Y., Perelygina E. B. Subjective Well-being in Children: Measurement Tools and Age Dynamics. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22 (6), pp. 68-76. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220606
2. Bordovskaya N. V. Challenges of time and new models of developing educational environment. Man and Education, 2013, no. 2, pp. 4-11. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20192475
3. Borisanova D. A., Krasnoryadtseva O. M. Actualising Creative Potential of Adolescents and Young People by Means of Extra-Curricular Activities: The Network Resource. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2016, vol. 6 (5), pp. 24-33. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.02
4. Grushetskaya I. N., Scherbinina O. S. Gifted children interaction with microcommunity as the condition for their social development. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 5, pp. 136-144. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5T5
5. Kurasov N. V., Ledovskikh I. A., Ruchkova N. A. Study of the concept of giftedness as part of psychological and pedagogical knowledge. Integration of Education, 2015, vol. 19 (3), pp. 5258. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.052
6. Leutina A. Children Socialization in Contemporary Pedagogical Research. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies. Moscow, 2014, no. 3, pp. 152-173. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22450509 DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-152-173
7. Melik-Pashaev A. A. Manifestation of Giftedness as a Norm of Development. Psychological Science and Education, 2014, vol. 19 (4), pp. 15-21. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22754007
8. Meshkova N. V. Research of academic giftedness in foreign studies: Socio-psychological aspect. Modern Foreign Psychology, 2015, vol. 4 (1), pp. 26-44. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23733139
9. Osipenko L. E. Integration of Science, Education, Business Within the Framework of Scientific-Practical Learning of Schoolchildren. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, vol. 7 (6), pp. 212-231. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.13
10. Panov V. I. Talent: from paradoxes to the development of subjectivity. Izvestiya MGTU "MAMI", 2014, vol. 5 (4), pp. 129-137. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23028561
11. Popova L. V. Educational programmes for capable children in European countries. Psychological Science and Education, 2009, no. 4, pp. 101-114. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708
12. Khazova S. A., Smirnov V. A. Gifted senior pupils' personal resources development implementation programme experience within socialisation process psycho-pedagogic maintenance. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2017, vol. 23 (5), pp. 39-43. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541
13. Khazova S. A. Gifted teenager as the subject of interpersonal interaction. Herald of N. A. Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics, 2013, vol. 19 (2), pp. 102-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960099
© 2011-2019 Science for Education Today (Previous name: NSPU Bulletin)
41
14. Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative. International Journal of Human Resource Management, 2016, vol. 27, issue 12, pp. 1252-1276. DOI: https://doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107
15. Calero M. D., García-Martin M. B. Temporal stability of IQ and learning potential in gifted children: diagnostic implications. Anales De Psicología /Annals of Psychology, 2014, vol. 30 (2), pp. 512-521. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.30.2.163801
16. Cotar Konrad S., Kukanja Gabrijelcic M. Professional competences of preschool teachers for working with gifted young children in Slovenia. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 2015, vol. 3 (2), pp. 65-78. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2015214279
17. Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are high-IQ students more at risk of school failure?. Intelligence, 2018, vol. 71, pp. 32-40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003
18. Oral E. Examination of pre-school teachers' self-efficacy beliefs and self-efficacy regarding gifted education. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 2017, vol. 5 (4), pp. 49-58. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2017.69
19. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented. South African Journal of Education, 2017, vol. 37 (4), article number: 1521. DOI: http://dx.doi.org/10.15700/saje.v37n4a1521
20. Robertson S., Pfeiffer S. Development of a Procedural Guide to Implement Response to Intervention (RtI) With High-Ability Learners. Roeper Review, 2016, vol. 38, issue 1, pp. 9-23. DOI: https://doi.org/10.1080/02783193.2015.1112863
21. Vogelaar B., Resing W. C. M. Changes over time and transfer of analogy-problem solving of gifted and non-gifted children in a dynamic testing setting. Educational Psychology, 2018, vol. 38, issue 7, pp. 898-914. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2017.1409886
Submitted: 01 November 2018 Accepted: 09 January 2019 Published: 28 February 2019
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2019 Science for Education Today (Previous name: NSPU Bulletin)