_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
2. Страхова А. С. , Унежева В. А. Инновационные технологии в строительстве как ресурс экономического развития и фактор модернизации экономики строительства // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2016. № 6. С. 263-272.
© Выродова В. А., 2017
УДК 656.075
Р.Т. Гатауллина
студент Е.С. Рахматуллина
к.э.н., доцент
Институт экономики и управления в строительстве, КГАСУ
г. Казань, Российская Федерация
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация
В настоящее время применение инновационных технологий набирает большие обороты. Это вызвано тем, что именно инновационные материалы делают автомобильные дороги устойчивыми и долговечными. В каждой стране своя технология и методика применения инновационных технологий. В данной статье представлены сравнительные характеристики инновационных покрытий в России и зарубежных странах.
Ключевые слова
Инновации, эффективность инноваций, дорожное покрытие, инновационный проект.
В условиях современного общества мы довольно часто сталкиваемся с понятием «инновации». Инновации являются внедренным новшеством, обеспечивающим качественное повышение эффективности процессов либо продукции, которое востребовано рынком. В качестве примера инновации выступает выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами либо качественным ростом результативности эффективности.
Инновации используют и в дорожной индустрии. Как правило, дороги имеют определяющее значение в жизнедеятельности людей. Чтобы дороги были устойчивыми, качественными и долговечными, пользуются инновационными материалами в процессе строительства и ремонта дорог [3]. Однако, в нашей Российской Федерации инновационные покрытия, придающие дорогам долговечность, начали использовать совсем недавно, что являлось препятствием к полноценному развитию экономики страны.
Рассмотрим особенности инновационных покрытий в Российской Федерации и зарубежных государствах.
Организация «Инновационные технологии в строительстве» совместно с российским производителем гидравлического оборудования фирмой «Энерпром» занимаются разработкой долговечного и технологичного дорожного покрытия. Разработка указанного проекта закончена, запатентована и готова к массовому применению [1].
Предприятие предложило новую технологию, представленную дорожным покрытием из крупногабаритных преднапряженных железобетонных плит. Подобные плиты отличаются лучшим распределением нагрузки на насыпь. Производство плит осуществляется в заводских условиях, что обеспечивает наименьшую трудоемкость и высокое качество. Покрытие можно монтировать в течение
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
круглого года, на основания, которые заранее подготовлены.
Оно выполняется посредством крупногабаритных плит, размер которых - 6x3,5 м и толщина - 130 мм из высокопрочного морозостойкого бетона с сопротивлением истираемости в 2,5 раза выше требований ГОСТ.
Этот проект в полной мере соответствует необходимым критериям, что демонстрирует стопроцентную работоспособность инновационного проекта.
Инновационное покрытие является пригодным в целях укладки и эксплуатации на территориях, характеризующихся тяжелым климатом, в условиях которого:
• асфальтобетон служит в течение непродолжительного времени;
• укладка асфальтобетона является достаточно сложной.
Покрытие рекомендуют использовать в условиях:
• крупных областных и федеральных автомобильных дорог;
• тяжелонагруженных автомобильных дорог;
• площадок в целях размещения и обслуживания тяжелой техники (оборонное назначение), и аэродромов.
В республике Башкортостан в 2016 году посредством инновационных технологий планировали построить и реконструировать 320 км автомобильных дорог, о чем в Сочи в рамках Международного форума «Инновации в дорожном строительстве» рассуждал председатель Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров. Он отметил, что в республике Башкортостан в ходе выполнения поручения президента РФ по увеличению объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог построят 320 км с использованием инновационных технологий, в частности щебеночно-мастичных асфальтобетонов (ЩМА 15), которые приготовлены с использованием гранулированного резинобитумного вяжущего (ГРБВ).
Губернатор Московской области Андрей Воробьев заключил соглашение о сотрудничестве с ПАО «Интер РАО» и ООО «Газпром энергохолдинг».
Указанное соглашение посвящено совместной работе в сфере использования современных технологий переработки, применения золошлаковых материалов в ходе строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог.
Применение золошлаковых материалов оказывает положительное влияние на экологию территорий и себестоимость строительства дорог. В процессе применения инновационных технологий, следует помнить об экологии, так как сегодня экология находится под угрозой и определяется как одна из наиболее важных проблем общества.
А. Воробьев подчеркивает, что не следует покушаться на природу, экологию, создавая новые карьеры. Строители в состоянии по конкурентной стоимости покупать золу у коллег, производящих ее. Губернатор считает, что это является правильной практикой.
В Краснодарском крае использование инновационных технологий позволило строителям уменьшить срок ремонта 13-ти километрового участка трассы А146 Краснодар - Новороссийск в 3 раза. Подрядчик воспользовался технологией холодной регенерации и стабилизации имеющейся конструкции посредством смешения на месте.
В соответствии с контрактом, срок ремонта участка на границе Крымского района и МО г. Новороссийск должен был составлять 20 месяцев. Подрядчик же уменьшил срок работы до 6 месяцев. При выполнении ремонта сделано качественное покрытие, осуществлена стабилизация обочин, построены новые тротуары, установлены дорожные знаки, отремонтированы остановки.
В ходе проведения работ подрядчик воспользовался двумя механизированными звеньями с ресайклерами, распределителями и автогрейдерами с автоматической системой 3D профилирования на базе системы позиционирования ГЛОНАСС. Общая площадь регенерированного основания равняется 175 тыс.м2. площадь стабилизированной обочины составляет 46 тыс.м2. Общий тоннаж черных смесей на объекте
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
равняется 46,5 тыс. тонн. Нижний слой покрытия на участке выполнен с применением крупнозернистого асфальтобетона типа А из щебня узких фракций, что должно увеличить устойчивость дорожной одежды к образованию колеи.
На конференции «Применение разновидностей дорожного асфальтобетона в России», проходившей в Москве в конце ноября прошлого года, представители российских и иностранных предприятий обменивались опытом в сфере производства и применения асфальтобетона.
На конференции выступали эксперты из ряда стран (Россия, Швейцария, Германия, Эстония, Казахстан). Специалисты обсуждали результативность технологий производства и укладки разнообразных видов асфальтобетонов, обменивались опытом внедрения метода объемного проектирования асфальтобетона по методологии SUPERPAVE (американская технология строительства автомобильных дорог).
SUPERPAVE представлена комплексной системой проектирования составов смесей, которые удовлетворяют наиболее высоким требованиям к эксплуатационным характеристикам в зависимости от транспортной нагрузки, климата и структуры на определенном участке, где укладывается покрытие.
Специфика работы оснований дорожных одежд состоит в ликвидации воздействия статических и особенно динамических нагрузок. Необходимо подчеркнуть, что нагрузки на конструктивные слои основания дорожной одежды со временем увеличиваются. По этим причинам в целях обеспечения надежной сопротивляемости дорожной конструкции увеличивающимся нагрузкам в целом в продолжение всего срока её службы нужно, чтобы и энергия структурных связей в материале несущего слоя дорожной одежды также постоянно повышалась или хотя бы не снижалась.
Помимо этого, повышение прочности материалов оснований является важным с позиции их устойчивости к влиянию факторов региональных природно-климатических условий и попеременному влиянию максимальных положительных температур и минимальных отрицательных температур, действующих разрушительным образом на структуру любых материалов. Таким образом, покрытие, как и основание, должно быть сдвигоустойчивым и трещиностойким [4].
В зарубежных странах, также, как и в России, пользуются инновационными покрытиями в процессе строительства и ремонта автомобильных дорог. Однако, практика говорит о том, что они на 100% выступают как прочные и долговечные. Рассмотрим на примере ряда государств.
1. Германия. Дороги в этой стране являются эталонными на европейском континенте, и Германия занимает первую позицию, что неудивительно, с учетом того, как их строят.
Основной отличительной чертой строительства дорог в Германии выступает большая подушка, достигающая 2-х метров, состоящая из нескольких слоев. Дорогу покрывают бетоном либо асфальтом лишь после определенной подготовки.
Все дороги имеют свой гарантированный срок эксплуатации, и если за указанный период образуются трещины либо колеи, то фирмы, которые занимаются обслуживанием дорог, ремонтируют за свой счет.
Любая ошибка либо неточность приводят к судебным искам и финансовым расходам, чтобы избежать указанных проблем, в Германии на строительстве дорог не экономят и закупают современную технику и материалы.
2. Финляндия. Данное скандинавское государство находится в тройке стран с лучшими дорогами, хотя отличается суровым климатом.
Финны следят за качеством подушки, состоящей из разных материалов. Следует подчеркнуть, что сегодня главное строительство осуществляется в районах, на территории которых раньше строительство качественных дорог не было возможным по причине нестабильной почвы [2]. С помощью инновационных технологий и материалов специалисты решили данную проблему. Новая методика, называемая стабилизацией грунтовых масс, состоит в том, что к торфу либо глине добавляют специальные добавки, позволяющие разработать основу для будущей дороги более устойчивой.
3. США. Многоуровневые развязки, протяженные шоссе являются привычным явлением в указанной стране. Удивительным является то, что большинство дорог обходятся без ремонта на протяжении многих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
лет. Секрет успеха состоит в том, что в Соединенных Штатах Америки строительство большинства дорог осуществляется из бетона.
Почему же американцы в ходе строительства дорог пользуются бетоном, а не асфальтом? Хотя строительство бетонной дороги определяется как более затратное по времени, указанный материал через свою прочность, долговечность и неприхотливость к нагрузке является основным при строительстве дорог в США. Бетон дает возможность избежать указанную проблему, однако здесь существуют свои недостатки. Если все же спустя десятки лет дорожное полотно пострадало, его ремонт будет нелегким, потому что простым ямочным ремонтом в подобной ситуации не обойтись [5].
В процессе строительства дорог в США внимание акцентируется на качестве бетона, и в ходе заливки конкретного участка создают специальные тестовые цилиндры, где осуществляют разнообразные опыты. Если результаты неудовлетворительны, то бетон меняется на всем участке.
Сегодня описанный опыт перенимается рядом развитых стран, к примеру, Китаем, Японией и даже Австралией, потому что гарантированный срок службы бетонного шоссе составляет 25 лет [1].
Именно на расходах при эксплуатации дорог идет основная экономия, перекрывающая все возможные затраты при дальнейшем ремонте.
4. В Японии так же пользуются бетоном как основным
материалом в целях строительства дорог. Бетон дает возможность возводить удивительные многоуровневые развязки, которые поражают своей сложностью.
В процессах проектирования и строительства принимают участие множество экспертов, каждый из которых отвечает за собственный участок. На подготовку уходит достаточно много времени, потому что тщательность дает возможность сформировать детальные планы для дорог.
Технология строительства дорог в Японии полностью повторяет строительство дорог в Америке. Таким образом, следует отметить, что в настоящее время в нашей стране прилагают все усилия в целях улучшения дорожной инфраструктуры. Отмечаются положительные результаты. В зарубежных государствах уже давно пользуются инновационными материалами и технологиями в целях строительства и ремонта дорог, что обеспечивает устойчивость и долговечность в течение многих десятилетий.
Несомненно, инновационные покрытия также обладают недостатками, указанными выше. Однако указанные минусы являются незаметными на фоне всех положительных свойств этих технологий. Таким образом, полноценное развитие дорожной отрасли невозможно без применения инноваций.
Необходимо подчеркнуть, что Россия находится не на последних позициях по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, однако это не является поводом останавливаться на достигнутом и не реализовывать поставленные задачи, в качестве одной из которых выступает развитие инновационных покрытий.
Список использованной литературы:
1. Бильтуева С.В. Модернизация государственного управления транспортной подсистемой в сборнике: Актуальные проблемы современной экономики. - М.: Экономические науки, 2016. - 75 с.
2. Зимелис Е.В. Проблемы внедрения инноваций в дорожной отрасли //
Управление инновациями: теория, методология, практика. - Новосибирск: ЦРНС, 2012. - 148 с.
3. Рахматуллина Е. С. Решение задач управления строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов. Электронный научный журнал «Управление экономическими системами», Кисловодск, №24 2010г., с. 496
4. Петрова Т.М., Сорвачева Ю.А. Проблемы и перспективы строительства бетонных автодорожных покрытий и Российской Федерации// Вестник гражданских инженеров. - М.: Библиогр, 2016. - 155 с.
5. Титова З.Ю. Пути развития транспортной сферы в мировой экономике // Креативная экономика. — 2014. — № 10 (94) [Электронный ресурс]. — URL: http://bgscience.ru/lib/5191/ (дата обращения 16.11.2016)
© Гатауллина Р.Т., Рахматуллина Е.С., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 332.2.021
И.З. Гафиятов
д.э.н., профессор, почетный работник высшего образования РФ, заслуженный деятель науки РТ,
директор Нефтехимического инжинирингового центра Казанского национального исследовательского технологического университета
Т.П. Гафиятова
к.э.н., доцент кафедры техники и физики низких температур (механический факультет) Нижнекамского химико-технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «КНИТУ»
ЗЕМЛЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Существенную роль в хозяйственной системе играют земельные отношения. Земля, как фактор производства и объект собственности, порождает различные интересы общества по поводу эффективного управления земельным фондом, а также цели и задачи управления данным ограниченным фактором.
Земля в широком смысле может рассматриваться в системе четырех основных составляющих:
1. Земля как сфера обитания и жизнедеятельности человека, условие его жизни, включая всё, что создано им.
2. Земля как всеобщее средство производства, включая водное пространство и атмосферу.
3. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве.
4. Земля как кладовая недр своих (полезных ископаемых).
Первая составляющая связана с тем, что земля рассматривается как базис, платформа, которая обеспечивает обитание и существование человека: земля относится к неживому природному богатству, на земле человек занимается строительством своей сферы обитания, которая делится на производственную сферу (предприятия, магазины, склады, рестораны, офисы и т.п.), а также непроизводственную сферу (жилье, школы, больницы, театры, церкви, спортивные сооружения и т.п.).
Вторая составляющая связана с пониманием земли как совокупности средств производства, таких как земля, водное пространство, находящееся на ней, и атмосфера, которую можно характеризовать как «земное одеяло». В данном аспекте необходимо рассматривать землю как местонахождение водного пространства и атмосферы. Вода и воздух необходимы человеку как системы жизнеобеспечения. Водные пути, атмосфера, земля обеспечивают передвижение людей и грузов с одного места на другое. В данной составляющей существенную роль необходимо отвести экологическому фактору, влияющему на использование земельных ресурсов в хозяйственной системе.
Третья составляющая представляет землю как главное средство производства сельскохозяйственной продукции: выращивание данной продукции неразрывно связано с земельными ресурсами, все посадки размещаются на земле, и от её плодородия зависит урожайность. Без растений жизнь на земле невозможна. Человек ещё не придумал более совершенного, чем земля, источника получения необходимых для жизни благ. В этом аспекте важное значение приобретает бонитировка почв, характеризующая относительную оценку почв по их производительности (ценность почв выражается в баллах, показывающих добротность одной почвы относительно другой по ее свойствам и плодородию).
Четвёртая составляющая связана с размещением полезных ископаемых в земельных недрах, так называемых «подземных кладовых». Человек разрабатывает месторождения руд, нефти, газа, металлов и др. полезных ископаемых, извлекая при этом прибыль путём продажи данных благ или производства других благ из имеющихся ресурсов.
Все эти составляющие позволяют определить земельный участок как объект хозяйственных отношений, представляющий собой часть поверхности земли, имеющей четко обозначенные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики.
Земельные отношения возникают при появлении человека. Чтобы разобраться с понятием земельных отношений, необходимо исследовать сущность отношений как таковых. Гегель охарактеризовал категорию